СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская программа спецкурса "Культура мышления" для учащихся 1-4 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа может быть использованна в качестве спецкурса, кружка. 

Просмотр содержимого документа
«Авторская программа спецкурса "Культура мышления" для учащихся 1-4 классов»

Программа спецкурса

«Культура мышления»

для 1-4 классов



Пояснительная записка



В программе спецкурса «Культура мышления» для учащихся 1−4 классов реализованы идеи государственного общеобразовательного стандарта начального образования РФ.

Проблема развития и совершенствования творческих способностей человека, интенсификации возможностей каждого индивида занимает важное место в современных условиях изменчивости окружающего мира во всех его сферах: экономической, социальной, научной, технической, коммуникативной, художественной. В этих условиях повышаются требования к качествам личности, которые определяются как креативные: открытость новому опыту, умение находить оригинальное решение в нестандартной ситуации, творческое отношение к действительности. Учитывая компетентностный подход к образованию, модернизации образования мы можем сказать, что у творческой личности есть преимущества, т.е. способность побуждать других людей работать сообща ради достижения поставленной цели. Любое достижение и переживание собственного успеха развивает эмоциональную сферу личности, способность к самоконтролю, самостоятельность мышления, оригинальность, склонность к размышлениям.

Существует более 300 определений понятия «культура». Изначально (лат.) – возделывание, обрабатывание почвы. В ходе исторического развития это понятие наполнялось новым содержанием: воспитание, образование, развитие, почитание. Анализ определений позволяет сделать вывод, что культура возможна только как итог развития, воспитания и научения, в результате которого создаются продукты творчества. Более того, если творчество – одна из форм человеческой деятельности, то культура - результат этой деятельности. Таким образом, культура мышления – это результат целенаправленного воздействия на процесс выполнения субъектом мыслительных операций с целью получения наиболее эффективных решений проблемных ситуаций. Такое воздействие на субъект в обществе должна выполнять система образования. Образование должно стать обучением искусству пользоваться знаниями, вырабатывать стиль мышления, позволяющий анализировать проблемы в любой области жизни.

Цель спецкурса – сформировать у учащихся культуру мышления.

Задачи:

  1. Способствовать развитию различных видов мышления, как основы функциональной грамотности.

  2. Создать условия для формирования умений решать изобретательские (проблемные) задачи.

  3. Содействовать развитию творческих способностей.

  4. Организовать образовательное пространство для развития воображения как главного компонента творческого мышления;

  5. Включить в процессы для развития мыслительных приемов и операций;

  6. Содействовать формированию культуры и норм речи.

Программа «Культура мышления» складывается из четырех разделов: «Очевидное - невероятное» (1 класс), «Фантазеры» (2 класс), «Умники и умницы» (3 класс), «Исследователи и изобретатели» (4 класс).

При этом каждый раздел курса обладает отличительными особенностями.


Раздел «Очевидное-невероятное» знакомит учащихся с объектами и явлениями окружающего мира. В процессе изучения раздела ученики изучают свойства предметов, осваивают возможности органов чувств. У учащихся развиваются познавательные процессы.

Цель раздела «Фантазеры» - целенаправленное развитие творческого воображения на основе методов и приемов теории решения изобретательских задач. В процессе обучения учащиеся овладевают способами преодоления психологической инерции, осваивают приемы фантазирования, применяют алгоритмы создания творческого продукта.

Раздел «Умники и умницы» направлен на формирование навыков логического мышления: умения сравнивать, классифицировать, обобщать, находить закономерности и т.д. Большое внимание уделяется воспитанию культуры мышления и обучению навыкам работы с информацией. Ученики попытаются освоить методики получения новых фантастических идей, решить творческие задачи, выполнить небольшие творческие проекты.

В разделе «Исследователи и изобретатели» основной задачей является приобретения навыков системного и диалектического мышления. В процессе обучения формируется такое умение как чувствительность к проблемам, умение анализировать ситуации с различных точек зрения. Для выработки навыков самосовершенствования раздел предлагает применять алгоритмические приемы на основе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Темы учат реализовывать идею различными способами.

Распределение разделов курса по годам обучения позволяет учитывать психологические особенности учащихся каждого возрастного периода и обеспечивает содержательную и логическую преемственность.

Систематический курс занятий на материале поисково-творческих задач не учебного содержания формирует умение самостоятельно управлять мыслительной деятельностью, проявлять инициативу в постановке ее целей и находить способы их достижения. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.

Программа спецкурса «Культура мышления» составлена на базе программ по курсу развития творческого воображения (РТВ) на основе теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) Нестеренко А.А. и Рубиной Н.В. и программы учебного курса Гина С.И. «Развитие творческих способностей».

На изучение содержания курса отводится по 1 часу в неделю: в 1 классе – 33 часа, во 2- 4 классах - 34 часа.





















Содержание программы



1 класс «Очевидное-невероятное»

Культура мышления как предмет (1час). Знакомство с предметом: что такое воображение, зачем нужно его развивать, чему мы научимся на уроках.

Миры (1 час). Мир природный и технический. Осознание роли объектов природного и технического мира для человека.

Объект и его признаки (8 часов). Классификация объектов по общим и различным признакам. Признак «Цвет». Условия, при которых цвет является существенным. Классификация объектов по признаку цвет. Признак «Размер». Классификация по признаку размер. Решение задач. Признак «Форма». Классификация по признаку форма. Изменение формы. Упражнение на разрешение противоречий в форме предметов. Признак «Материал». Практическая работа: свойства материалов. Различное состояние вещества. Признак «Назначение». Назначение различных частей объекта, возможные варианты изменения частей. Сравнение объектов по назначению. Признак «Время». Определение возраста. Зависимость прошлого, настоящего и будущего. Фантазирование: какими будут объекты в будущем. Изменение во времени как прием решения задач.

Я и мои признаки (23 часа). Я – человек. Что такое Я? Зачем нужно «знать» самого себя? Анкетирование «Какой я?». Осознание себя как представителя человечества. Органы чувств – ресурсы познания окружающего мира. Особенности различных каналов восприятия (зрительного, аудиального и кинестетического). Простейшие задачи на обнаружение. Признаки, воспринимаемые зрительно: цвет, форма, размер. Признаки, воспринимаемые на слух: характер звучания, громкость, высота звука, зависимость от размеров источника, длительность. Признаки, воспринимаемые на ощупь: масса, рельеф, форма поверхности, температура. Запахи, вкусовые свойства. Эмоции. Что можно «прочитать по лицу». Игра «Невпопад». Смешное и грустное вокруг нас. Инсценирование стихотворений. Какое бывает настроение? Мышление. Что значит «быть умным»? Возможности человеческого мышления. Память. Что такое «хорошая память»? Упражнение «Проверка памяти». Как тренировать память? Игра «Что изменилось?» Воображение. Возможности воображения. Роль воображения в творческой деятельности. Психологическая инерция. Способы преодоления психологической инерции. Творческое мышление. Решение творческих задач. Роль творческого мышления в жизни человека. Зачем нужно придумывать? Упражнение «Кляксы».






















2 класс «Фантазеры»


Мир фантазии (3 часа). Легко ли выдумывать? Чем отличаются фантазия и ложь? Отличие сказки от реальности. Что «мешает» придумывать? Решение задач «да-неток».

Критерии оценки творческих работ. Упражнение «Кляксы». Прием «Думай о другом!». Игра «Теремок».

Приемы фантазирования (31 час). Сочинение загадок по схеме «На что похоже? Чем отличается?» Игра «Отгадай-ка». Придумывание метафор – необычных, оригинальных сравнений. Игра «Море волнуется…» Упражнение «Превращения» Цепочка ассоциаций. Упражнение «Проверка памяти». Как можно запоминать словарные слова? Сказочные животные. Прием фантазирования «Объединение». Игра «Кто больше знает животных?»

Рисование «Домики». Как нарисовать множество различных домиков? Морфологическая таблица. Упражнение «Фоторобот». Игры со словами. Упражнение «Почему не говорят?» Шарады. Как придумать новую игру? Упражнение «Игра для слонов». Как придумать новую игру. Упражнение «Кто, с кем, где, когда…» Из чего «состоит» сказка? Придумывание сюжета сказки при помощи приема «Морфологический анализ» (без введения термина). Сочинение загадок по схеме: «Какой? Что такое же?» Упражнение «Если бы…» (обмен признаками). Сочинение загадок по схеме: «Что делает? Что делает такое же действие?» Упражнение «Перевертыши». Упражнение: «Где были - не скажем, что делали – покажем». Упражнение «Необычные предметы». Объяснение метода фокальных объектов (МФО) (без введения термина). Усовершенствование объектов при помощи МФО, Приемы фантазирования Джанни Родари: «круги по воде», «бином фантазии», «произвольный префикс», « что потом», «творческая ошибка».

Загадки-шутки. Сказки с тремя концами. Сочинение сюжетов сказок с использованием приемов фантазирования Джанни Родари. Прием фантазирования «Оживление». Упражнение «Что «думает» предмет?» Сочинение сюжета сказки с разных точек зрения.

Прием фантазирования «Увеличение – уменьшение». Упражнение по изменению свойств и признаков объектов. Прием фантазирования «Ускорение - замедление». Упражнение «Времена года». Фантазирование «Если бы время могло…»

Понятие о ресурсах (без введения термина). Метод Робинзона. Упражнение «Зонтик в Африке». Прием фантазирования «Наоборот». Изменение свойств предметов. Рисунок с противоречиями. Загадки – ловушки. Прием фантазирования «Бином антонимов». Сочинение сюжета сказки с использованием пар антонимов. Отгадывание загадок с антонимами. Ознакомление с приемами фантазирования «дробление-объединение», «динамика-статика», «универсализация – специализация» и др. (без введения терминов).

Особенности сказок про животных. Рисование «Сказочные места». Сказки от слова «Почему?» Как придумывают новое? Фантазирование: школа будущего.



















3 класс «Умники и умницы»


Мир логики (29 часов). Что значит «правильно думать»? Игра на внимание «Путаница». Упражнение «Что и зачем?». Что значит «сравнивать»? Игра «Передай предмет». Выделение признаков объекта при помощи разных органов чувств. Игра на внимание «Запрещенное движение». Что значит «различать»? Обучающий альбом. Игра-дискуссия «Чем страус отличается от человека?» Игра на внимание «Повтори – отличись». Признаки сходства у понятий, далеких по смыслу. Игра на внимание «Руки-ноги». Упражнение «Найди общее». Что такое существенные и несущественные признаки? Выделение существенных признаков объекта. Игра на внимание «Птица, рыба». Что такое характерные признаки? Все ли признаки можно измерить? Игра-театрализация «Изобрази дерево». Как можно упорядочить группу людей? Упражнение «Кто больше?» Правила сравнения. Зачем нужно уметь сравнивать? Как нужно выбирать? Что такое «класс объектов»? Упражнение «Четыре лишних». Игра «Выбывание слов». Правила классификации. Что такое «основание классификации»? (без введения термина). Анализ ошибок классификации. Какие бывают вопросы? Упражнение «Вопрошайка». Игра «да-нетка». Что такое алгоритм? Работа по инструкции: графический диктант. Составление инструкции «Как открыть дверь?» Упражнения на поиск закономерности числового ряда и серии фигур. Задания на смекалку. Буквенные закономерности. Почему так говорят? (о детском «словотворчестве). Решение логических задач на упорядочивание признаков. Составление таблицы для нахождении соответствия признаков. Причина и следствие: «почему» и «что потом?». Анализ причины ситуаций из детской литературы. Причинно-следственные цепочки. Упражнение «Из мухи – слона». Игра «Обмен причинами». Упражнение на выделение противоположных признаков: подбери антоним. Решение «детективных» задач. Что такое «род», «вид», «элемент»? Упражнение «Найди ошибку». Игра на внимание «Род, вид». Упражнение «Разложи по порядку». Какие бывают виды отношений между понятиями? Упражнение «Группировка». Игра-дискуссия «Что такое книга»? Как объяснить значение слова? Что такое определение? Анализ ошибок в построении определений. Что такое «умозаключение»? (без введения термина) Упражнение «Следовательно». Упражнение «Двойной смысл». Редактирование текста. Что такое «аналогия»? (без введения термина). Упражнение «Сказка-калька». Как «устроены» загадки? Анализ рассуждений героев из детской литературы. Решение логических задач. Упражнение «Проверь себя». Игра на внимание «Повтори – не ошибись». Что такое «чувство юмора»? Упражнение «Придумай окончание». Тренинг по решению логических задач.

Мир творчества (5 часов). Метод проб и ошибок. Решение творческих задач. Морфологический анализ. Изобретение новых объектов. Описание объектов при помощи морфологического ящика ("Ящика загадок"). Метод фокальных объектов. Генерирование идей. Составление образа для нового объекта и его изображения. Метод «Синектика». Усовершенствование объектов. Метод «Фантограмма». Оригинальность и новизна новых объектов. Решение творческих задач.













  1. класс «Исследователи и изобретатели»


Система (7 часов). Понятие о системе. Что из чего состоит? (система - целое, состоящее из частей). Системообразующие свойства. "Создание" и "разрушение" систем. Понятие подсистемы, надсистемы, функции. Функции в искусственных системах.. Разделение противоречий в Реальном мире и Мире Образов. Что где находится? (система - часть надсистемы). Схема "системное дерево". Функции системы. Ресурсы системы. Какие бывают ресурсы. Решение задач. Мобилизация ресурсов для преодоления модельной конфликтной ситуации (задачи Робинзона). Необычное использование привычных предметов. Идеальный конечный результат. Решение задач. Проект "Идеальный город". Система – человек. Системное мышление. Тренинг "Разрушь целое". Творческие задания "Угадай систему по заданным свойствам"; "Проверь силу своего мышления"; Противоречия (4 часа). Формула противоречия. "Составь и изобрази противоречие". Составление противоречия. Правила составления противоречий. Совмещение противоречивых свойств для создания нового объекта. "Подбери как можно больше противоречий к объекту". Разрешение противоречий по схемам. Выявление способов разрешения противоречий. Решение задач. "Составь и изобрази противоречие", "Выбери символ для обозначения противоречия".

Моделирование (6 часов). Алгоритм. Алгоритмическая творческая деятельность. Алгоритмы решения творческих задач. Постановка задачи. Анализ ситуации задачи. Нестандартные задачи. Модели. Моделирование. Модель задачи. Части модели задачи. Построение моделей «Борща», «Океана», «Извержение вулкана». Моделирование маленькими человечками. Модели твердых тел, жидкостей, газов. Составные статичные модели. Модели процессов (испарение, замерзание воды и т.п.). Игра «Кубики». Решение задач.

Совершенствуем себя (5 часов). Приемы самосовершенствования. Прогнозирование. Урок будущего. Цель и план. «Почему люди мечтают?». Определение цели. Эвроритм. Составление фантастических историй. Разработка ежедневника. Картотека. Виды картотек. Правила оформления. Составление карточек по темам. Поиск задач. Поведение в конфликтной ситуации. Конструктивное общение – решение социальных задач.

Совершенствуем мир (6 часов). Законы развития систем. Прогнозирование. Дискуссия «Изобретают по правилам или случайно?». Изобретатели и их изобретения. Усовершенствование систем. Этапы развития систем (детство-молодость-старость). Подбор систем по этапам. Преобразование систем. Идеальная система. Правила повышения идеальности систем. Закон повышения динамичности системы. Поиск новых идей для систем: обувь. Закон согласования систем. Поиск новых идей для систем: очки. Закон «моно-би-поли». Построение линии развития системы «Музыкальный проигрыватель».

Приемы разрешения противоречий (6 часов). Прием «Копирование». Копии: звуковые, световые, графические, виртуальные и др. Создание героя-невидимки. Прием «Матрешка». Преобразование объекта «Космическая станция». Прием «Изменение агрегатного состояния». Состояния объектов. Нанотехнологии. Прием «Принцип заранее подложенной подушки». Принцип предварительного действия. Прием «Использование ферро-магнитного порошка». Управление веществом с помощью магнита. Решение экологической задачи «Сбор нефти с поверхности океана». Мастерская Дела. Путешествие по лабораториям ученых.








Требования к знаниям и умениям учащихся.







1 класс

Представлять ранее воспринятые объекты в 3-х каналах восприятия (визуальном, аудиальном, кинестетическом) и сохранять их в памяти.

Представлять объект с разных точек зрения (в разных ракурсах) в зависимости от воображаемого положения зрителя относительно объекта.

Представлять ранее воспринятый объект меняющим свойства, фиксировать свои представления в рисунке.

Знать 5 чувств человека (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус).

Знать основные признаки объектов, воспринимаемые непосредственно человеком: цвет, форму, размер, характер, высоту, громкость и длительность звучания, температуру, рельеф поверхности, массу, запах, вкус.

Знать 3 физических состояния вещества (твердое, жидкое, газообразное).

Знать возможность тренировки внимания и памяти;

Знать способы поднятия настроения;

Уметь классифицировать объекты по значениям основных признаков.

Уметь находить различные варианты изменений значений признаков реальных объектов

Уметь изучать объекты, ситуации, явления на основе выделенных признаков - цвета, формы, размера, материала, назначения, времени, расположения, части-целого.









2 класс

Знать методы активизации творческого мышления.

Знать приемы фантазирования.

Знать критерии оценки творческих работ.

Уметь находить несколько ассоциации на один предложенный объект или ситуацию;

строить ассоциации по заданным ограничениям (сравнивать целое - с частью, строить простые системные сравнения).

Уметь составлять загадки по заданным опорным вопросам.

Уметь составлять загадки-шифровки при помощи морфологической таблицы.

Уметь придумывать новые объекты, пользуясь методом морфологического анализа.

Уметь сочинять метафоры при помощи алгоритма.

Уметь использовать приемы «увеличение – уменьшение», «оживление», «наоборот» и другие для сочинения сюжета сказки.








3 класс

Знать правила сравнения, классификации объектов.

Знать приемы решения логических задач.

Знать правила построения определения.

Знать существование различных типов отношений между понятиями.

Знать методы активизации творческого мышления.

Знать методики решения задач.

Уметь сужать круг поиска при отгадывании «да-нетки».

Уметь заполнять таблицу «Общие и отличительные признаки объектов».

Уметь находить ошибки при классификации объектов ближайшего окружения.

Уметь сочинять загадки и сюжеты сказок по аналогии.

Уметь получать фантастические идеи различными способами.

Уметь изменять свойства, функции, структуру систем с помощью приемов фантазирования.

Уметь применять приемы фантазирования для решения простых изобретательских задач. Уметь оценивать ход решения задачи, выявляя некоторые "+" и "-" решения.

Уметь придумывать новые объекты, пользуясь методом морфологического анализа, фантограммы и др.

Уметь использовать знания о свойствах и функциях систем для решения простых изобретательских задач;




4 класс

Знать понятия системы, подсистемы, надсистемы, функции.

Знать системность (система - целое, состоящее из частей, система - часть надсистемы);

Знать решение простых изобретательских задач.

Знать приемы разрешения противоречий.

Знать схемы решения задач.

Знать схемы синтеза задач.

Знать некоторые простые модели процессов и явлений.

Уметь вести картотеки и работать с информацией.

Уметь выделять возможно больше частей систем, выделять возможно больше надсистем для данной системы; переносить систему в другие надсистемы; выделять части системы, необходимые для решения задачи.

Уметь выделять возможно больше свойств и функций систем; выделять свойства и функции систем, необходимые для решения задачи; переносить свойства и функции одной системы на другие.

Уметь прогнозировать изменения систем во времени (линия прошлое - настоящее - будущее).

Уметь определять, что и как можно узнать о системе.

Уметь выделять и формулировать противоречия.

Уметь выделять противоречивые свойства; находить часть системы, в которой возникло противоречие; выделять взаимосвязи и взаимодействия, вызывающие противоречие.

Уметь прогнозировать последствия предлагаемых изменений.

Уметь решать простые изобретательские задачи по схеме.

Уметь объяснять различные явления с помощь ММЧ (строить модели систем, взаимодействий, изменения свойств и функций).

Уметь решать изобретательские задачи, сформулированные в виде разрешенного противоречия.

Уметь формулировать Идеальный Конечный результат в четко поставленных изобретательских задачах, ориентировать поиск ответа на ИКР.


Примерное календарно-тематическое планирование

1 класс «Очевидное-невероятное»



Содержание занятий

Количество

часов

Культура мышления как предмет. Знакомство.

1

Миры.

1

Объект и его признаки

Классификация и сравнение объектов.

1

Признак «Цвет».

1

Признак «Размер».

1

Признак «Форма».

1

Признак «Материал».

1

Признак «Назначение».

1

Признак «Время».

1

Признаки объектов.

1

Я и мои признаки

Я – человек.

1

12-13.

Органы чувств.

2

14-15.

Признаки, воспринимаемые зрительно.

2

16.

Загадки по признакам.

1

17-18.

Признаки, воспринимаемые на слух.

2

19-20.

Признаки, воспринимаемые на ощупь.

2

21-22.

Запахи.

2

23-24.

Вкусовые свойства.

2

25-26.

Загадки и задачи на каналы восприятия. Творческие, проверочные работы.

2

Эмоции.

1

Мышление.

1

Память.

1

Воображение.

1

Психологическая инерция.

1

Творческое мышление.

1

Мои достижения. Урок творчества.

1





Итого: 33часа.












2 класс «Фантазеры»



Содержание занятий

Количество

часов

Мир фантазии

Понятие о фантазировании.

1

Что мешает придумывать?

1

Критерии новизны.

1

Приемы фантазирования

Ассоциативные загадки.

1

Метафоры.

1

Значение ассоциативности.

1

Прием фантазирования «Объединение».

1

Прием «Морфологический анализ».

1

Игры со словами.

1

Конструктор игр.

1

Придумывание сказок. Карты Проппа.

1

Признаки и действия объектов.

1

Сочиняем пословицы.

1

Прием «Метод фокальных объектов».

1

Прием «Круги по воде».

1

Приемы « Бином фантазии».

1

Прием «Произвольная приставка».

1

Прием «Сказка – калька».

1

Прием «Елочка ассоциаций».

1

Прием «Что потом?».

1

Прием «Творческая ошибка».

1

Прием «Оживление».

1

Прием «Увеличение - уменьшение».

1

Прием «Ускорение - замедление».

1

Прием фантазирования «Дробление-объединение».

1

Прием «Наоборот».

1

Прием «Связки антонимов».

1

Метод Робинзона.

1

Сказки про животных.

1

Сказки от слова «Почему?».

1

Рифмоплет.

1

Использование ресурсов.

1

Правила прогнозирования.

1

Мои достижения. Урок творчества.

1






Итого: 34 часа.






3 класс «Умники и умницы»


Содержание занятий

Количество

часов

Мир логики

Что такое логическое мышление.

1

Законы логики.

1

Выделение признаков.

1

Различие и сходство.

1

Существенные признаки.

1

Характерные признаки.

1

Упорядочивание признаков.

1

Правила сравнения.

1

Значение сравнения.

1

Сравнение объектов.

1

Понятие о классах.

1

Правила классификации.

1

Классификация объектов.

1

Вопросы.

1

Алгоритм.

1

Закономерности в числах и фигурах.

1

Закономерности в буквах и словах.

1

Логические задачи.

1

Причина и следствие.

1

Причинно-следственные цепочки.

1

Отношения «род – вид» между понятиями.

1

Упорядочивание по родовидовым отношениям.

1

Виды отношений между понятиями.

1

Определение.

1

Умозаключения.

1

Язык и логика.

1

Аналогия.

1

Рассуждения.

1

Юмор и логика.

1

Мир творчества

Метод проб и ошибок.

1

Метод фокальных объектов.

1

Метод «Синектика».

1

Метод «Фантограмма».

1

В поиске сильных решений.

1









Итого: 34часа.











4 класс «Исследователи и изобретатели»



Содержание занятий

Количество

часов

Система

Понятие о системе.

1

Функции системы.

1

Ресурсы системы.

1

Идеальный конечный результат.

1

Идеальный конечный результат. Решение задач.

1

Система – человек.

1

Системное мышление.

1

Противоречия

Формула противоречия.

1

Составление противоречия.

1

Разрешение противоречия.

1

Противоречия. Решение задач.

1

Моделирование

Алгоритм.

1

Постановка задачи.

1

Модели.

1

Модель задачи.

1

Моделирование маленькими человечками.

1

Моделирование. Решение задач.

1

Совершенствуем себя

Приемы самосовершенствования.

1

Цель и план.

1

Картотека.

1

Поиск задач.

1

Поведение в конфликтной ситуации.

1

Совершенствуем мир

Законы развития систем.

1

Этапы развития систем.

1

Идеальная система.

1

Закон повышения динамичности системы.

1

Закон согласования систем.

1

Закон «моно-би-поли».

1

Приемы разрешения противоречий

Прием «Копирование».

1

Прием «Матрешка».

1

Прием «Изменение агрегатного состояния».

1

Прием «Принцип заранее подложенной подушки».

1

Прием «Использование ферро-магнитного порошка»

1

Мастерская Дела.

1





Итого: 34 часа.







Литература

  1. Федеральные государственные образовательные стандарты – http://минобрнауки.рф

  2. Меерович М., Шрагина Л. Основы культуры мышления// Школьные технологии №5. 1997.
  3. Гин С. И. Мир фантазии. Методическое пособие для учителей. М., 2001.

  4. Гин С. И. Мир логики. Методическое пособие для учителей. М., 2001.

  5. Григорьева Т. Г., Линская Л. В., Усольцева Т. П. Основы конструктивного общения. Новосибирск. 1999.

  6. Субботина Л. Ю. Развитие воображения у детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. Академия развития. 1997.

  7. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. Академия развития. 1996.

  8. Межиева М. В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет. Ярославль. Академия развития. 2002.
  9. Афанасьев С., Коморин С. Триста творческих конкурсов. Кострома. Методический центр. 2002.

  10. http://www.trizminsk.org/. Веб-сайт Минского центра ТРИЗ-технологий. Все направления ТРИЗ.

  11. http://www.trizland/com/ Веб-сайт «ТРИЗисный центр» Белорусской общественной организации ТРИЗ.

  12. http://www.matriz.karelia.ru/index.html Официальный сайт Международной ассоциации ТРИЗ.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!