СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская программа спецкурса "Учись учиться" для учащихся 1-4 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа может быть использована как спецкурс, кружок.

Просмотр содержимого документа
«Авторская программа спецкурса "Учись учиться" для учащихся 1-4 классов»


Программа спецкурса

«Учись учиться»

для 1-4 классов


Пояснительная записка



В программе спецкурса «Учись учиться» для учащихся 1−4 классов реализованы идеи государственного общеобразовательного стандарта начального образования РФ. Конкурентоспособность, безопасность личности и нации определяются сегодня, в первую очередь, не тем или иным уровнем сформированности у учащихся ЗУН по различным предметам, а их надпредметными умениями к самостоятельной организации собственной деятельности по решению задач и проблем, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию.

Новая стратегия образования - «образование на протяжении всей жизни человека» - меняет многие ценностные ориентации, понимание сущности и структуры учения. Умение учиться становится одним из главных условий успешного жизненного самоопределения человека, что делает актуальным развитие культуры учения обучающихся.

Программа спецкурса «Учись учиться» для учащихся 1−4 классов, ориентирована на формирование общеучебных умений и ключевых деятельностных компетенций, а также связанных с ними способностей и личностных качеств, определяющих успешность любого человека, как в учении, так и в жизни.

Цель спецкурса: сформировать способности личности ученика на основе усвоения универсальных учебных действий, обеспечивающих формирование ключевой компетенции «умения учиться».

Задачи:

  1. Содействовать формированию способов учения.

  2. Способствовать развитию мышления и познавательных процессов.

  3. Создать условия для развития языковой культуры и коммуникативных умений.

  4. Включить учащихся в познавательную активность и самостоятельную мыслительную деятельность.

  5. Способствовать формированию навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Курс состоит из следующих параллельно развивающихся содержательно-методических этапов.

I. Ценностный: формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, здоровьесбережения и т.д. формирование личностных учебных действий, мотивации к учебной деятельности.

II. Коммуникативный: формирование норм поведения в классе, норм общения, норм коммуникативного взаимодействия, волевая саморегуляция и т. д.

III. Познавательный: организация саморазвития познавательных процессов, формирование мыследеятельности, развитие логического мышления.

IV. Деятельностный: формирование компетенции разрешения проблем.

V. Техники учения: формирование умения учиться.

На изучение содержания курса отводится по 1 часу в неделю: в 1 классе – 33 часа, во 2- 4 классах - 34 часа.

Программа спецкурса составлена на базе пособия профессора, доктора педагогических наук Рудика Г.А. «Культура умственного труда или 101 техника учения» и на авторской программе Петерсона Л.Г. «Программа надпредметного курса «Мир деятельности» для учащихся 1−4 классов».


































Содержание программы



1 класс

Ценностный этап (5 часов). Зачем нужно учиться? Учебная деятельность. Правила ученика. Профессия - учитель. Цель выполнения домашнего задания. Выполнение инструкций, точное следование образцу. Самопроверка своей работы по образцу. Доказательство правильности выполнения заданий с помощью ссылки на образец или согласованный способ действий (эталон).

Коммуникативный этап (5 часов). Знакомство со способами общения на уроке. Основные правила общения. Правила работы в паре, в группе. Правила поведения на уроке. Познавательный этап (1 час). Представление о внимании в учебной деятельности. Значении внимания для получения хорошего результата. Приемы концентрации внимания.

Деятельностный этап (5 часов). Пробное учебное действие и фиксирование затруднения как необходимые этапы учения. Способ действий «затруднение − думаю». Причина затруднения. Выявление причины затруднения в пробном учебном действии.

Техники учения (16 часов). Техники учения. Работа с текстами, иллюстрациями. Техники сокращения слов, «Квантор». Информации как схемы, образы, «Паучок». Классификация слов.

Заключительный урок (1 час). Праздник первоклассника «Что значит уметь учиться?» Диагностика.





2 класс

Ценностный этап (6 часов). Ценности нашей жизни: знание. Ценностные качества личности: целеустремленность и самостоятельность. Алгоритм исправления своей ошибки Подробный образец. Самопроверка по подробному образцу с целью выяснения места ошибки. Алгоритм. Точное следование простейшим алгоритмам. Алгоритм выполнения домашнего задания.

Коммуникативный этап (3 часа). Положительный опыт культурного общения. Позиции автора и понимающего. Роль мимики и жестов в процессе общения. Умение слушать и слышать друг друга. Правила коммуникативного взаимодействия между позициями автора и понимающего.

Познавательный этап (3 часа). Настроение. Приемы, помогающие ученику создать рабочее настроение. Память. Приемы запоминания.

Деятельностный этап (5 часов). Фиксирование индивидуальных затруднений в решении учебных задач. Переход к обдумыванию способа преодоления возникших затруднений.

Постановка цели деятельности. Знакомство с простейшим способом постановки цели учебной деятельности. Подбор способов и средств для открытия нового знания. Результат открытия нового знания. Эталон. Знакомство с простейшим способом фиксации и формулирования результата на уроке открытия нового знания.

Техники учения (16 часов). Техники учения. Работа с текстами, иллюстрациями. Техники сокращения слов, «Древнеегипетская грамота», «Буквы и знаки». Информации как схемы, образы, «Кластер». «Математическая формула».

Заключительный урок (1 час). Диагностика.






3 класс

Ценностный этап (1 час). «Вера в себя» как инструмент для достижения успеха в учебе. Коммуникативный этап (2 часа). Новая роль в структуре коммуникации: критик.

Что такое «диалог». Правила ведения диалога. Учусь вести диалог. Уточнение ролей автора, понимающего и критика, формирование соответствующих умений.

Познавательный этап (5 часов). Учусь сравнивать. Учусь обобщать. Учусь моделировать. Виды моделей: предметные, знаковые, графические, алгоритмы, блок-схемы. Интернет – мой помощник в учебе.

Деятельностный этап (6 часов). Место и причина затруднения на уроке открытия нового знания. План. Алгоритм перевода цели в задачи (планирование) учебной деятельности. Как составлять план. Урок открытия. Применение нового знания. Место и причина ошибки в самостоятельной работе. Как научиться применять новое знание без ошибок. Самоконтроль и самооценка своих исполнительских учебных действий.

Техники учения (19 часов). Техники учения. Работа с текстами, иллюстрациями, конспектирование, «Как работать с фотографией». Техники сокращения слов. Информации как схемы, образы, «Рыбная кость», «Содержательная картинка».Техники запоминания слов, цифр.

Заключительный урок (1 час). Диагностика.







4 класс

Ценностный этап (2 часа). Ценности нашей жизни: саморазвитие. Личностные качества: самокритичность, уважение и терпимость к другим. Мои сильные стороны как ученика. Над чем мне еще надо работать. Составление личностной диаграммы качеств. Я ученик: Хочу – Знаю, как надо – Могу. Схема мотивации и самоопределение в учебной деятельности. Что дает личностное самоопределение.

Коммуникативный этап (5 часов). Учимся дружно. Дискуссия. Отличие дискуссии от спора. Как правильно вести дискуссию. Новая роль в структуре коммуникации: арбитр.

Сотрудничество. Как создать успех в коллективной работе. Мой вклад в работу коллектива.

Как научиться договариваться. Компромисс – шаг навстречу.

Познавательный этап (13 часов). Методы поиска и представления информации. Работа с информацией, текстом. Диаграмма, таблица. Действие по аналогии. Классификация.

Деятельностный этап (2 часа). Алгоритм самопроверки и исправления ошибок. Структура проектирования: цель, план, сроки, средства, способ. Подведение итогов – важный шаг учебной деятельности. Соотнесение результатов с целью. Ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?». Алгоритм самооценки учебной деятельности.

Техники учения (11 часов). Техники учения. Работа с текстами, иллюстрациями, таблицами. Техники сокращения слов, «Контекст». Информации как схемы, образы, «Генеалогическое древо», «Содержательная картинка». Техники запоминания слов, цифр, «Мнемонические стихи и предложения», «Синквейн».

Заключительный урок (1 час). Диагностика.









Требования к знаниям и умениям учащихся.

1 класс

Знать основную цель и результат учебной деятельности, ее два основных этапа.

Знать основные функции ученика и учителя на уроке.

Знать правила поведения на уроке, уметь их применять.

Знать цель выполнения домашней работы и роль семьи как помощника в учебе, уметь грамотно обратиться к семье за помощью в самостоятельном выполнении домашнего задания.

Уметь осознанно осуществлять пробное учебное действие.

Уметь грамотно фиксировать свое индивидуальное затруднение по результатам выполнения пробного действия.

Уметь формулировать причину затруднения как свою конкретную проблему (отсутствие у меня определенных знаний, умений).

Уметь самостоятельно проверять свою работу по образцу.

Знать структуру первого этапа учебной деятельности (6 шагов: повторение необходимого; итог повторения; пробное учебное действие; фиксирование своего затруднения; переход к обдумыванию; выявление причины затруднения), приобрести опыт их осознанного

прохождения.

Знать простейшие правила работы в паре и в группе, уметь их применять.

Знать основные приемы развития внимания, приобрести опыт их применения.

Иметь представления о качествах личности, которые помогают ученику успешно учиться: активность, честность, терпение, доброжелательность; приобрести позитивный опыт их проявления в учебной деятельности.

Знать техники учения.

Уметь применять техники учения в учебной деятельности.


2 класс

Уметь различать знания и умения.

Знать 12 шагов учебной деятельности, уметь при введении нового знания осознанно их проходить под руководством учителя (повторение необходимого; обобщение повторения; предъявление пробного учебного действия; выполнение пробного учебного действия; фиксирование своего затруднения; выявление причины своего затруднения; постановка цели; планирование действий и подбор средств; действия по плану; получение результата; применение нового знания; самоконтроль).

Приобрести опыт самооценки под руководством учителя собственной учебной деятельности.

Знать два этапа коррекционной деятельности, адаптивную структуру первого этапа (повторение необходимого; обобщение повторения; выполнение самостоятельной работы № 1; проверка своей работы по образцу; проверка своей работы по подробному образцу и фиксация ошибок или их отсутствия; выявление причины своего затруднения; для учеников, не допустивших ошибок, переход на выполнение заданий более сложного уровня), уметь ее осуществлять, приобрести опыт самооценки под руководством учителя своей коррекционной деятельности.

Уметь грамотно фиксировать свои индивидуальные затруднения в решении учебных задач и осознанно переходить к обдумыванию способа преодоления возникших затруднений.

Уметь воспроизводить свои реальные учебные действия при решении учебных задач и определять причину затруднения.

Уметь формулировать цель открытия нового знания исходя из соответствующей причины затруднения.

Уметь определять средства для открытия нового знания.

Уметь фиксировать результат открытия нового знания, составлять эталон.

Знать алгоритм исправления ошибок, уметь его применять.

Уметь выполнять самоконтроль правильности учебных действий, в выполнении которых были зафиксированы затруднения, использовать инструменты для самопроверки.

Уметь осуществлять коррекцию собственных учебных действий на основе алгоритма исправления ошибок.

Знать простейшие культурные правила управления своим настроением, мимикой и жестами в ходе общения, приобрести опыт их применения.

Знать правила поведения «автора» в совместной работе, приобрести опыт их применения.

Знать правила поведения «понимающего» в совместной работе, приобрести опыт их применения.

Знать алгоритм анализа, уметь его применять.

Знать и принять на личностном уровне качества целеустремленность и самостоятельность.

Принимать каждого ученика в коллективе как ценного для решения общих задач.

Знать техники учения.

Уметь применять техники учения в учебной деятельности.



3 класс

Знать уточненную структуру из 12 шагов учебной деятельности, уметь осознанно осуществлять данные шаги при введении нового знания под руководством учителя, приобрести опыт их самооценки.

Знать алгоритм выявления места и причины затруднения в результате выполнения пробного действия, уметь его применять.

Знать, что такое план, и понимать его отличительные признаки.

Знать алгоритм планирования учебных действий, уметь его применять.

Знать алгоритм выявления места и причины затруднения при выполнении самостоятельной работы, уметь его применять.

Знать алгоритм первичного применения нового знания, уметь его применять.

Знать уточненную структуру коррекционной деятельности и адаптивную структуру второго этапа коррекционной деятельности из 6 шагов: постановка цели; продумывание плана; действия по плану (выполнение работы над ошибками); выполнение самостоятельной работы № 2 с проверкой по эталону; выполнение заданий повышенной сложности; анализ своей деятельности на уроке. Уметь под руководством учителя ее осуществлять и приобрести опыт самооценки.

Знать алгоритм самоконтроля исполнительских учебных действий, уметь его применять, приобрести опыт самооценки учебной деятельности.

Знать правила успешного выступления, уметь их применять.

Знать правила поведения «критика» в совместной работе, приобрести опыт их применения.

Знать правила построения диалога, приобрести опыт их применения.

Уметь строить диалог со сверстниками.

Знать основные приемы развития памяти.

Знать алгоритм сравнения объектов, приобрести опыт его применения.

Знать алгоритм обобщения, приобрести опыт его применения.

Знать, что такое модель, уметь использовать модели для фиксирования нового знания.

Знать и принять на личностном уровне качество − веру в себя.

Знать техники учения.

Уметь применять техники учения в учебной деятельности.



4 класс

Знать уточненную структуру учебной деятельности, уметь ее осознанно осуществлять при введении нового знания под руководством учителя и выполнять самооценку.

Знать уточненную структуру коррекционной деятельности, уметь под руководством учителя ее осознанно осуществлять и выполнять самооценку.

Знать алгоритм самопроверки и исправления ошибок, уметь его применять.

Знать структуру проектирования − цель, план, сроки, средства, способ, − приобрести опыт построения практико-ориентированных проектов.

Уметь делать осознанный выбор в учебной деятельности и приобрести положительный опыт личностного самоопределения.

Знать правила систематизации и включения нового знания в систему знаний.

Знать алгоритм рефлексии и самооценки учебной деятельности, уметь соотносить результат учебной деятельности с целью, отвечать на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?».

Знать признаки отличия спора и дискуссии, приобрести опыт ведения дискуссии.

Знать функции «организатора», приобрести опыт их применения в совместной работе.

Знать функции «арбитра» в совместной работе, приобрести опыт обращения к арбитру в ситуации, когда критериев для разрешения конфликтной ситуации недостаточно.

Знать основные правила сотрудничества в командой работе, приобрести опыт работы в команде.

Знать основные правила создания договоренности в совместной работе, приобрести опыт их применения.

Знать алгоритм классификации, вывода по аналогии, уметь их выполнять.

Приобрести опыт выявления своих сильных качеств и своих проблем как ученика и на этой основе приобрести первичный опыт построения программы саморазвития.

Знать и принять на личностном уровне качества самокритичность и уважение к другим, приобрести опыт их успешного применения.

Знать и принять на личностном уровне ценность жизни – саморазвитие.

Знать свои сильные стороны как ученика, принять на личностном уровне ценностную диаграмму качеств ученика.

Знать основные правила работы с текстом, уметь их применять.

Знать основные правила поиска и представления информации, уметь их использовать для решения задач.

Знать техники учения.

Уметь применять техники учения в учебной деятельности.




























Примерное календарно-тематическое планирование


1 класс


Тема

Основная мысль урока

Количество часов

Ценностный этап

Учиться… А что это значит?

Учебная деятельность.

Сформировать представление об УД.

1

Учитель и ученик. Цель и результат.

Сформировать представление о функции учителя и ученика на уроке, о цели и результате учебной деятельности.

1

Как проверить свою работу.

Построить алгоритм самопроверки своей работы по образцу, сформировать представление о доказательстве своей правоты с помощью образца.

1

Как исправить свою ошибку.

Построить алгоритм исправления ошибок, закрепить понятия образца и эталона.

1

Домашнее задание делаю самостоятельно.

Построить алгоритм выполнения домашнего задания.

1

Коммуникативный этап

Я – ученик. Правила поведения на уроке.

На основе опыта, приобретенного обучающимися на уроках в течение первых недель и правил общения составить общий список правил поведения на уроках (правил: как надо сидеть, поднимать руку и т.д.).

1

7-8.

Работа в парах

Сформировать представления о структуре общения, построить основные правила общения в парах.

2

9-10.

Работа в группах

Построить простейшие правила работы в группе.

2

Познавательный этап

11.

Как научиться быть внимательным

Формировать представление о внимании в учебной деятельности и его значении для получения хорошего результата. Познакомить с простейшими приемами концентрации внимания, которые помогут эффективнее учиться.

1

Деятельностный этап

12

Как выяснить, что я не знаю?

сформировать представление о последовательности действий в УД.

1

Пробное учебное действие. Затруднение… С чего начать?

Сформировать представление о пробном учебном действии и затруднении как о необходимых этапах учения.

1

Не могу? Подумаю почему.

Построить способ действий «затруднение ? думаю» как необходимый этап ответа на вопрос «Что я не знаю?».

1

Как найти причину затруднения.

Построить алгоритм выявления причины затруднения в пробном учебном действии.

1

Как выяснить, что я не знаю.

Закрепить последовательность этапов на первом шаге учебной деятельности и изученные способы их осуществления.

1

Техники учения

17-18.

Выделение ключевых слов

Ключевое слово. Приобретение знаний из текста. Сравнение текста учебника с учебными знаниями.

2

19-20.

Работа с текстом

Работа с заголовком. Выбор полезной информации. Логическое изложение данных.

2

21-22.

Как читать текст

Ознакомление со структурой текста. Анализ темы. Поиск проблемы.

2

23-24.

Составление плана

Части рассказа. Главная мысль части текста. Разработка выводов.

2

25-26.

Составление диафильма к художественному тексту

Части текста. Основное предложение части.

2

27-28.

Как сокращать слова и сжимать фразы

Техника «Арабская грамота»

Техника «Квантор»

Формирование умений пользоваться техниками сокращения слов.

2

29-30.

Представление слов в виде схем/образов

Схема «Паучок»

Представить структурировано информацию в виде схемы.

2

31-32.

Как запоминать слова.

Техника «Классификация слов»

Учиться запоминать слова по определенным признакам.

2

33.

Я ученик: что я уже знаю и умею.

Обобщение и систематизация знаний, умений.

1


Итого: 33 часа








2 класс


Тема

Основная мысль урока

Количество часов

Ценностный этап

Ценности нашей жизни. Знание.

Сформировать представление о ценностях как о важных достижениях людей, которые помогают в жизни каждому человеку. Открыть ценность «знания» как общемировой современной ценности, позволяющей развивать не только себя, но и мир вокруг.

1


Домашнее задание делаю самостоятельно.

Алгоритм. Точное следование простейшим алгоритмам. Построить алгоритм выполнения домашнего задания.

1

3-4.

Подробный образец.

Подробный образец. Самопроверка по подробному образцу с целью выяснения места ошибки.

2

5-6.

Как исправить свою ошибку.

Построить алгоритм исправления ошибок, закрепить понятия образца и эталона.

2

Коммуникативный этап

Учимся дружно. Я – автор, я – понимающий.

Знакомство с позициями автора и понимающего, Уточняются правила коммуникативного взаимодействия между позициями автора и понимающего.

Роли автора и понимающего в структуре коммуникативного взаимодействия.

Правила для согласованного взаимодействия между автором и понимающим.

1

Учимся дружно. Слушаю и слышу

Как научиться слушать и слышать друг друга.

1

Учимся дружно. Как понимать друг друга без слов

Роль мимики и жестов в процессе общения.

1

Познавательный этап

Настроение – мой помощник в учебе

Формировать представление о рабочем настрое ученика, применять простейшие приемы создания рабочего настроения на уроке.

1

11-12.

Учусь запоминать.

Знакомятся с приемами запоминания.

2

Деятельностный этап

13.

Учусь называть свое затруднение.

Фиксирование индивидуальных затруднений в решении учебных задач. Переход к обдумыванию способа преодоления возникших затруднений.

1

14-15.

Ставлю цель.

Постановка цели деятельности. Знакомство с простейшим способом постановки цели учебной деятельности.

2

16-17.

Как построить новое знание?» Ключи к новым знаниям. Результат открытия нового знания. Эталон.

Подбор способов и средств для открытия нового знания.

Результат открытия нового знания. Знакомство с простейшим способом фиксации и формулирования результата на уроке открытия нового знания.

2

Техники учения

18-19.

Работа с текстом

Выявление основных идей

Знакомство с текстом. Умение внимательно читать. Как выявлять основные идеи.

2

20-21.

Работа со справочной литературой

Работа с иллюстрацией

Знакомство со справочной литературой. Аннотация. Что такое список сокращений?

2

22-23.

Учимся задавать вопросы

Виды вопросов. Разграничение вопросов. Уяснение темы.

2

24-26.

Как сокращать слова и сжимать фразы

Техника «Древнеегипетская грамота»

Техника «Буквы и знаки»

Овладение техниками сокращения слов.

Пиктограммы.


Знаковое обозначение.

3

27-29.

Представление в виде схем/образов

«Паучок», «Кластер»

Учиться в систематизированном виде представлять большие объемы информации.

3

30-31.

Преобразование фраз

Нахождение фразы более эквивалентной данной, но более короткой.

2

32-33.

Как запоминать цифры

«Математическая формула»

Овладеть техникой запоминания слов.

2

34.

Я ученик: что я уже знаю и умею

Обобщение и систематизация знаний, умений.

1


Итого: 34 часа













3 класс


Тема

Основная мысль урока

Количество часов

Ценностный этап

Личностные качества: вера в себя.

Формировать представление о ценностях жизни и качествах личности. Формировать понятие «веры в себя» как инструмента для достижения успеха в учебе.

1

Коммуникативный этап

Учимся дружно. Я – критик.

Знакомство с новой ролью − «критика». Правила критики.

1

Учимся дружно. Что такое диалог.

Знакомство с правилами ведения диалога и применение диалога в речи. Подготовка собственного выступления.

1

Познавательный этап

Учусь сравнивать.

Сравнение. Правила сравнения. Способы саморазвития своего мышления как инструмента познания.

1

Учусь обобщать.

Обобщение. Способы саморазвития своего мышления как инструмента познания.

1

6-7.

Учусь моделировать. Виды моделей: предметные, знаковые, графические, алгоритмы, блок-схемы.

Формируются начальные представления о моделях как об упрощенных заместителях исследуемых объектов, сохраняющих их существенные свойства, и о методе моделирования.

2

8.

Работа с Интернет-ресурсами.

Формирование умения работать в Интернете.

1

Деятельностный этап

План. Алгоритм перевода цели в задачи (планирование) учебной деятельности.

Уточняется этап построения плана и действия по плану.

1

Урок открытия. Нахожу место и причину затруднения

Формирование умения находить место и причину затруднения на уроке открытия и на этой основе планировать свою учебную деятельность.

1

Урок открытия. Учусь применять новое знание.

Формирование умения находить место и причину затруднения на уроке-помощнике.

1

Нахожу место и причину ошибки в самостоятельной работе.

Организуется построение учащимися соответствующих алгоритмов

1

Как научиться применять новое знание без ошибок.

Формировать умение самостоятельно исправлять свои ошибки.

1

Как самому оценить свою работу.

Формирование действия оценки и самооценки.

1

Техники учения

15-16.

Работа с разными видами текстов

Конспектирование и структура конспекта

Понятия конспект, конспектирование. Знакомство со структурой конспекта.

2

17-18.

Опорный конспект

Опорные сигналы. Правила составления опорного конспекта.

2

19-20.

Пространственная запись. Скобки.

Работа с фотографией

Знакомство с приемами сокращения фраз. Способы работы с фотографией.

2

21-22.

Схема «Рыбная кость»

Представление информации в виде схем, образов.

2

23-24.

Схема последовательных действий

Учиться анализировать или указывать последовательность событий. Планирование проектов.

2

25.

Содержательная картинка

Учиться отображать реальную ситуацию через графическое представление.

1

26-27.

Как запоминать цифры

«Птичий базар»

Ассоциации. Знакомство с приемом запоминания цифр.

2

28-29.

«Ассоциативные пары»

Ассоциации. Техника запоминания слов.

2

30-31.

«Прямоугольник-комната»

Техника запоминания слов.

2

32-33.

Прием Симониды»

Техника запоминания слов.

2

34.

Я ученик: что я уже знаю и умею

Обобщение и систематизация знаний, умений.

1


Итого: 34 часа






















4 класс


Тема

Основная мысль урока

Количество часов

Ценностный этап

Ценности нашей жизни. Саморазвитие.

Знакомятся с ценностью – саморазвитие. Учатся быть самокритичными, уважать и терпеливо относиться к другим.

1

Я ученик: Хочу - Знаю, как надо – Могу.

Мои сильные стороны как ученика. Над чем мне еще надо работать. Составление личностной диаграммы качеств.

1

Коммуникативный этап

3-4.

Учимся дружно. Дискуссия.

Как научиться договариваться.

Знакомятся с понятиями «спора» и «дискуссии», учатся правильно вести дискуссию, грамотно договариваться, идти на компромисс.

2

Учимся дружно. Организатор.

Знакомятся с новой ролью в структуре коммуникативного взаимодействия − «организатора».

1

Учимся дружно. Арбитр.

Знакомятся с новой ролью в структуре коммуникативного взаимодействия − «арбитра».

1

Учимся дружно. Сотрудничество.

Формирование навыков сотрудничества в командной работе, развитие умения видеть и использовать в коллективной работе сильных сторон каждого ученика.

1

Познавательный этап

Учусь работать с информацией.

Формирование способов саморазвития своего мышления как инструмента познания. Знакомство с методами работы с текстами.

1

9-11.

Работа с таблицами.

Способы представления информации.

3

12-14.

Работа с диаграммами.

Способы представления информации.

3

15-16.

Работа с Интернет-ресурсами.

Формирование методов поиска информации в Интернете.

2

17-18.

Действую по аналогии.

Знакомятся с операцией – аналогия.

2

19-20.

Учусь классифицировать.

Знакомятся с операцией – классификация.

2

Деятельностный этап

Алгоритм самопроверки и исправления ошибок.

Уточняется и расширяется алгоритм самопроверки и исправления ошибок.

1

Алгоритм рефлексии и самооценки.

Создание алгоритма рефлексии и самооценки собственной учебной деятельности. Диагностика сформированного уровня общеучебных знаний и универсальных учебных действий.

1

Техники учения

23.

Работа с текстом.

Техники работы с текстом.

1

24-25.

Контекст.

Понятие контекста. Прием сокращения фраз.

2

26-27.

«Мнемонические стихи и предложения».

Как запоминать слова.


2

28-29.

«Синквейн».

Знакомство с техникой развития речи, синтезирования информации.

2

30-31.

«Картография».

Знакомство с приемом представления информации в виде схем, образов.

2

32-33.

«Генеалогическое древо».

Знакомство с приемом представления информации в виде схем, образов.

2

34.

Я ученик: что я уже знаю и умею.

Обобщение и систематизация знаний, умений.

1


Итого: 34 часа





























Литература


  1. Федеральные государственные образовательные стандарты – http://минобрнауки.рф

  2. Рудик Г.А. Культура умственного труда или 101 техника учения.- Костанай, 2010

  3. Лазарев В.С. Становление и развитие учебной деятельности в развивающем обучении // В сб. «Развивающее образование: Нерешенные проблемы развивающего образования».– М.

  4. Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В., Кубышева М.А., Петерсон В.А. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. – М., 2006.

  5. Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…» / Построение непрерывной сферы образования. Монография.. − М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000...», 2007.

  6. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А. Типология уроков деятельностной направленности. М.: УМЦ «Школа 2000...», 2008.

  7. Петерсон Л.Г., Куйбышева М.Д., Мазурина С.Е., Зайцева И.В. Что значит «уметь учиться». Методическое пособие для учителей. – М., 2006.

  8. Петерсон Л.Г. «Программа надпредметного курса «Мир деятельности» для учащихся 1−4 классов». – www.sch2000.ru.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!