СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская программа по внеурочной деятельности (Духовно – нравственное направление) «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Авторская программа по внеурочной деятельности (Духовно – нравственное направление) «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение «Верхнеуслонская средняя общеобразовательная школа»

Верхнеуслонского района Республики Татарстан









Авторская программа

по внеурочной деятельности

уховно – нравственное направление)

«ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»

Маткина Наталья Львовна,

учитель начальных классов

МБОУ «Верхнеуслонская сош»











2021-2022г.




СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка 3

2. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной

деятельности ………………………………………………………………………….7

3. Тематический план 1-4 год обучения 10

4.Содержание программы 1-4 год обучения 17

5.Список литературы 24

6.Приложение: 25

6.1Тесты за1 год об.……………………………………………………………...…25

6.2 Тесты за 2 год обучения 26

6.4 Тест за 3 год обучения 34

6.5 Тест за4 год обучения 40

































  1. Пояснительная записка




Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности.

Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни. [1, с.23].

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально- исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях. [1, с.18].

Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется, постепенно начинает понимать связи и взаимоотношения в природе и замечает, как природа влияет на практическую деятельность людей.

Одной из приоритетных целей духовно-нравственного воспитания младших школьников является - воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, экологическое воспитание.

В экологическом воспитании детей важно опираться на единство интеллектуального и эмоционального восприятия природной среды в сочетании с практической деятельностью по ее улучшению. Необходимо, чтобы эта работа носила непрерывный характер, основанный на взаимосвязях глобального, национального и краеведческого подхода к экологическим проблемам в системе: человек-природа-общество.

Программа « Юный эколог» призвана расширить экологические представления учащихся начальных классов, которые они получают на уроках окружающего мира. В процессе наблюдений, опытов, элементарной исследовательской деятельности, экологических игр и экскурсий дети начинают понимать разнообразие взаимоотношений человека с миром природы, усваивают систему нравственных правил поведения в среде обитания, учатся сопереживать, сочувствовать, помогать живым существам, проводить элементарную созидательную деятельность в природе

Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к природе, воспитания основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.


Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество.

Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно.

Данная программа объединяет школьников, желающих систематизировать и расширять знания в изучении природы родного края, истории образования своего района и посёлка, исследовании местной флоры и фауны. В ходе реализации программы школьники получают знания об охране окружающей среды и бережного отношения к ней. Кроме того, в процессе углубленного изучения своей родины, дети знакомятся с жизнью замечательных людей своей станицы, занимаются изучением культуры народов, живущих рядом. Таким образом, у учащихся совершенствуются навыки и умения научно-исследовательской работы.

Духовно-нравственное направление способствует всестороннему развитию личности ребёнка, направлено на совершенствование интеллектуального, духовного - нравственного развития, включает следующие отделения: краеведческое, эколого-биологическое, историческое.

На мой взгляд, нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком, как таблица умножения. Программа «Юный эколог» основывается на принципах:

Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — педагога, старшего взрослого это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.

Основная идея программы состоит в том, что внеурочная деятельность нацелена на обеспечение принятие законов существования в природе и социальной среде, осознанное выполнение правил поведения в природе, детском и взрослом обществе; воспитание гуманных отношений ко всему живому, элементарной экологической культуры, чувства сопричастности к жизни, ответственности за местное наследие, которое перешло к нам от предков, умение рационально организовывать свою жизнь и деятельность; позволит подробно изучать ту часть огромной страны, которая называется малой Родиной – наш район, наш город, наш регион.

Новизна программы «Юный эколог» состоит в том, что содержание рассматривает вопросы, формирующие у обучающихся способности к целевому, причинному и вероятному анализу экологической ситуации, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических проблем, к восприятию прекрасного, удовлетворению и негодованию от поведения и поступков людей по отношению к природной и социокультурной среде.

Содержание программы «Юный эколог», реализуется через заседания экологического клуба и интегрирует в себе следующие курсы: «Окружающий мир», научный руководитель ПлешаковУМК .Возможности данного УМК позволяют обеспечить духовно-нравственное и общеинтеллектуальное развитие и воспитание обучающихся, а само содержание интегрируется в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную. Базовые ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают учебное содержание, уклад школьной жизни, многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина.

Цели программы «Юный эколог»:

- формирование осознанного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры);

- формирование убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем, уверенности в правоте своих взглядов, стремления к личному участию в практических делах по защите окружающего мира.

Задачи программы:

Обучающие:

- расширять представления об окружающем мире;

- формировать опыт участия в природоохранной деятельности;

- формировать ответственность за свои поступки;

Развивающие:

- развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к явлениям живой и неживой природы;

Содержание программы внеурочной деятельности «Юный эколог» соответствует целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в МБОУ «Верхнеуслонская сош» для обучающихся 7-11 лет (1-4 класс).

Место проведения занятий – учебные кабинеты, живой уголок школы и учреждений дополнительного образования, школьные клумбы, читальный зал библиотеки, промышленные предприятия станицы и района, лаборатории кабинетов химии, физики, биологии.

Содержание программы «Юный эколог» предполагает следующие виды деятельности: познавательная, игровая, трудовая, художественная, краеведческая, ценностно-ориентировочная, через беседы, экологические игры, природоохранные акции, тематические линейки, экскурсии, заочные путешествия и другие.


Виды деятельности и формы занятий:


  • усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, традициях этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой (в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, бесед, просмотра учебных фильмов);


  • получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе (в ходе экскурсии, прогулки, туристических походов и путешествий по родному краю);


  • получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности (в школе и на пришкольном участке, экологических акциях, десантах, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц и т.д.), участие в создании и реализации коллективных природоохранных проектов;


  • усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой, (при поддержке родителей расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях, участие вместе с родителями в экологической деятельности по месту жительства).


Программа «Юный эколог» относится к духовно-нравственному направлению, рассчитана на 4 года занятий, объемом в 135 часов, 1 час в неделю.


Класс

Кол-во часов

Теория

Практика

1 год

33 часа

10 часов

23 часов

2 год

34часов

8 часов

26 часов

3 год

68часов

12 часов

56 часов

4 год

68часов

18 часов

50 часов





2.. «Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Юный эколог»



Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников. [7, с.4].

Основанием для «планируемых результатов» к уровню подготовки обучающихся выступает основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Верхнеуслонская сош».Содержание программы внеурочной деятельности «Юный эколог», формы и методы работы позволят, на мой взгляд, достичь следующих результатов:

Личностные:

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

- эстетические потребности, ценности и чувства;

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия:

-предвосхищать результат.

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

- формулировать собственное мнение и позицию;

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные универсальные учебные действия:

- ставить и формулировать проблемы;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

-запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.

- установление причинно-следственных связей;

В программе «Юный эколог» описаны требования к обучающимся по годам обучения.

К концу первого года обучения школьники должны знать:

1.Секреты живой и неживой природы

2.Условия, необходимые для жизни растений и животных города

3. Нравственные правила обращения с объектами природы

К концу первого года обучения школьники должны уметь:

1.Проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков предметов.

2.Оказывать помощь птицам в зимнее время

3.Эстетически, эмоционально - нравственно относиться к природе

К концу второго года обучения школьники должны знать:

1. Элементарные традиции нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормы экологической этики

2. Простейшие взаимосвязи в живой природе, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края

3. Знать особенности методов наблюдения за живой и неживой природой

К концу второго года обучения школьники должны уметь

1.Уметь выполнять правила безопасного и экологического поведения в природе

2.Подбирать материал о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России.

3. Уметь выражать эстетические чувства и переживания творческими средствами.

К концу третьего года обучения школьники должны знать:

1.Реальные местные экологические условия.

2. Способы охраны природы

3.Некоторые охраняемые растения и животные Татарстана.

К концу третьего года обучения школьники должны уметь:

1. Анализировать экологические ситуации и искать возможности их решить

2. Использовать знания о способах охраны природы и бережного к ней отношения в трудовой, общественно-полезной, пропагандистской деятельности в школе, на пришкольном участке

3.Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством учителя или педагога дополнительного образования

К концу четвёртого года обучения школьники должны знать:

1.Некоторые методы, стимулирующие самостоятельную деятельность по формированию экологической проблемы

2.Нравственные и правовые принципы природопользования

3. Причины необходимости посильного участия в охране природы родного края

К концу четвёртого года обучения школьники должны уметь:

1.Реализовывать личный опыт в экологических инициативах, проектах

2.Пропагандировать идеи правильного природопользования в борьбе со всем, что губительно отражается на природе

3. Использовать моральные и правовые принципы, нормы и правила экологически грамотного отношения к окружающей природе в реальном поведении

К концу 4 –го года обучения у школьников будут сформированы представления об общечеловеческих ценностях какими являются: родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • проведение самостоятельного поиска информации


  • понимание причин и значений событий и явлений повседневной жизни


  • ориентирование на местности и чтения карт


  • учёт фенологических наблюдений в природе своей местности


  • решение практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, её использованию, по сохранению природы и защите людей в случае стихийных бедствий


  • высказывание собственных суждений о наиболее значительных событиях и личностях местной истории, об историко-культурном наследии народов Кубани


  • использование знаний об историческом пути и традициях народов Кубани в общении с людьми другой культуры.



  1. Учебно - тематический план программы

1 год обучения


п/п

Наименование разделов, блоков, тем

Всего часов

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

теория

практика

аудитор

внеаудиторные

1

Введение в экологию.

2

2


1

1

Выясняют, что такое экология, узнают, как человек принимает участие в восстановлении богатств природы. Совершат экскурсию в природу.

2

Молчаливые соседи.

3

1

2

2

1

Наблюдают за домашними питомцами.

Устанавливают природные закономерности, взаимосвязи. Совершат экскурсию в живой уголок ЦРТ.

Подготовят фотовыставку «Наши любимцы».

3

Пернатые друзья.

3

1

2

1

2

Рассмотрят и проанализируют иллюстрации с изображением птиц, подберут и прослушают стихи, рассказы, разгадают загадки.

Наблюдают за поведением птиц на улице. Примут участие в акции: «Кормушка», «Птичья столовая».

4

О чем шепчут деревья.

2

1

1

1

1

Наблюдают сезонные изменения деревьев в природе.

Анализируют особенности роста и развития деревьев.

5

Загадки животного мира.

3

1

2

1

2

Подберут, послушают и обсудят познавательные рассказы о жизни животных в лесах и степях Кубани и их приспособленности к зимнему периоду. Примут участие в заочном путешествии «Загадки животного мира». Совершат экскурсию в краеведческий музей.

6

Секреты неживой природы.

2

1

1

1

1

Совершат экскурсию к центральному каналу. Будут наблюдать за состоянием воды в природе.

Расскажут об интересном в неживой природе. Поиграют в игру -лото «Тайны вокруг нас».

7

Оранжерея на окне.

3

1

2

3


Посадят, будут ухаживать и наблюдать за комнатными растениями. Выполнят исследовательскую работу о влиянии света на рост и развитие комнатных растений.

8

Человек – часть живой природы.

4

1

3

2

2

Познакомятся с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни человека и общества. Выведут элементарные правила безопасной работы. Посадят и вырастят лук в комнатных условиях.

Придумают правила ухода.

9

Охрана природы.

7

1

6

1

6

Узнают почему называется «Красная книга». Изготовят свою «Красную книгу»

Совершат экскурсию в ботанический сад, найдут редкие виды растительности.

Посетят живой уголок станции «Юных натуралистов». Увидят редкие виды животных, зарисуют.

10

Досуговые мероприятия

4


4

3

1

Подберут и подготовят часть материала к мероприятиям: .Викторина «Кто в лесу живет, что в лесу растет?

Праздник «День птиц».

Устный журнал «Наш дом – планета Земля».

Итого:

33

10

23

16

17





2 год обучения


п/п

Наименование разделов, блоков, тем

Всего часов

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

теория

практика

аудитор

внеаудит

1

Общение с природой. Сезонные явления природы.

6

1

5

2

4

Наблюдают за осенней жизнью природы. Ведут календарь природы. Собирают и записывают народные приметы.

Вырабатывают правила поведения в природе. Совершают экскурсию в природу.

Подбирают загадки к экологической игре «Загадки природы».

Готовят экспонаты для выставки - праздника «Дары осени».

Ищут материал к тематической линейке «День Земли»

2

Солнце, воздух, вода…и растения.

6

2

4

3

3

Устанавливают природные закономерности, взаимосвязи. Учатся распознавать встречающиеся в нашей местности растения.

Принимают участие в беседе «Прекрасны солнце, воздух и вода – прекрасна вся моя Земля». Выпускают книжку-малышку «Осторожно, их мало!»

Рисуют к экологической игре «Хочу все знать!»

Придумывают и оформляют материал на конкурс экологических сказок «Украденное солнце».

Акция «Зеленая красавица»

3

Птицы нашего края.

6

2

4

3

3

Заочное путешествие.

Работают с иллюстрациями с изображением птиц, читают стихи, рассказы.

Наблюдают за поведением птиц на улице во время экскурсии. Посещение краеведческого музея.

Готовят выставку рисунков, фотографий к тематической линейке «День птиц».

Выпуск буклета «Птицы – наши друзья»

Готовят кроссворды к викторине «Знаешь ли ты птиц своего края».

4

Богатство родной природы в творчестве народа.

5

1

4

2

3

Изучение и подбор материалов о народных художественных промыслах.

Экология и фольклор (поиск пословиц, поговорок, загадок, песен о природе). Экскурсия в краеведческий музей.

Готовят работы к вставке рисунков о природе.

Ярмарка народного мастерства. Изготавливают поделки из природного материала.

Конкурс экологических сказок.

5

Что мы знаем о своей станице, о районе.

3

1

2

1

2

Поиск материала об экологической ситуации в Славянском районе. Фотоконкурс «Район глазами детей». Фотографируют, делают зарисовки

Экскурсия «Уголки природы в нашей станице»

6

Откуда берется и куда девается мусор?

6

1

5

2

4

Узнают о промышленных отходах и их реализации. Бытовые отходы. Готовят выставку поделок из бытовых отходов.

Подбирают материал для устного журнала «Чтобы ты мог сделать для своего двора?»

Ролевая игра «Давай поиграем в волшебника».

Принимают участие в уборке двора.


7

Досуговые мероприятия

2


2

2


Готовят стихи, загадки, кроссворды, рисунки к экологическому празднику «Звери, птицы, лес и я – вместе

дружная семья!»

Экологическая игра «Поиск нарушителей природы»

Итого:

34

8

26

15

19














3 год обучения


№ п/п

Наименование разделов, блоков, тем

Всего часов

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

теория

практика

аудитор

внеаудит

1

Вводный урок «Почему мы часто слышим

слово «экология».

1


1

1


Подбирают материал о людях, как природопользователях, об ухудшении состояния окружающей среды

2

Вода – источник жизни.

14

2

12

6

8

Научатся проводить эксперименты «Вода из местных источников и ее прозрачность как один из показателей ее пригодности для водоснабжения населения». Найдут материал и подготовят презентацию к экологической игре «Водоемы просят о помощи».

Проведут наблюдения для выполнения работы на конкурс «Где мы теряем воду?»

Тематическая линейка «День воды».

3

Воздух и его охрана.

10

2

8

6

4

Научатся находить материал на заданную тему. Круглый стол «Как сохранить воздух чистым».

Викторина «Что мы знаем о воздухе».

Сделают фотографии для выставки «Чистые уголки нашего края».

4

Удивительный мир растений.

14

2

12

4

10

Учатся выращивать и ухаживать за комнатными растениями.

Создадут кроссворды «Растения моего края».

Подберут материал для экологического журнала «Жалобная книга природы» (растения).

5

Загадочный мир животных.

18

4

14

8

10

Подготовят презентацию, сделают рисунки для игры – путешествия «По рыбьему следу морей, лиманов, рек и озер нашего края».

Заседание клуба: «Что будет, если исчезнут насекомые?»

Экологический журнал «Жалобная книга природы» (животные).

Проект «Знакомые незнакомцы» Совершат экскурсию в Зоопарк

6

Уголок хорошего настроения.

10

2

8

4

6

Будут выращивать рассаду цветов.

Озеленят пришкольный участок.

Итого:

68

12

56

30

38









4 год обучения


п/п


Наименование разделов, блоков, тем

Всего часов

Кол-во часов


Характеристика деятельности обучающихся

теория

практика

аудитор

внеаудит

1


Мир глазами эколога.

6

2

4

2

4


Узнают о глобальных проблемах экологии. Найдут и подготовят презентации с примерами экологических катастроф. Природоохранительная акция «Мой экодом».

Экологическая игра «Не проходите мимо!»

2

Мы любим свою станицу.

8

2

6

2

6

Классный час «Охрана природы – твоя обязанность». Составят памятку «Правила поведения в природе». Научатся вести агитационную работу по поддержанию чистоты на улицах.

Природоохранная акция «Чистый микрорайон». Примут участие в уборке территории школы.

Выезд на природу с маршрутными наблюдениями «Памятники природы Татарстана».

3

История нашего края.

12

2

10

2

10

Экскурсии: « Казань» Подготовят выставку рисунков и фотографий. «Казань-мой любимый город, город - труженик».

Изготовление кукол-оберегов.

Создадут буклет «Достопримечательности моего Татарстана».

4

Птицам наша забота.

8

2

6

4

4

Узнают, чем питаются разные птицы. Заготовят корм. Природоохранная акция «Пернатые друзья».

Составят и изготовят «Красную книгу» исчезающих птиц Татарстана. Научатся делать различные кормушки

5

Охрана растений Краснодарского края.

8

2

6

4

4

Устный журнал «Зеленая книга».Узнают об особенностях роста хвойных растений.

Составят и развесят листовки. Экологическая акция «Не рубите, люди, елок!»

«Красная книга растений Татарстана»

6

Животные, которым грозит исчезновение.

8

2

6

6

2

Подготовят выступления и презентации о разнообразии животных Татарстана.

Нарисуют животных, показав особенности их внешнего вида, распространения, поведения.

Проведут исследования «Причины сокращения численности редких животных» Составят план их участия в охране животных, правила охоты и рыбной ловли. «Красная книга» животных

Татарстана.

7

Заповедники и заказники родного края.

10

2

8

4

6

Подберут книги о заповедниках и заказниках нашего края. Игра – путешествие «Заповедники и заказники нашего края».

Научатся различать растительность рощи. Экскурсия в « Дубовую рощу»

Проект «Заповедные зоны родного края».

Выпуск «Жалобной книги природы».

8

Чем занимаются люди земли Кубанской.

4

2

2

2

2

Запишут факты боевых и трудовых подвигов станичников. Оформят краеведческий уголок в классе «Вклад моей семьи в дела родного края». Узнают о профессиях своих родственников.

9

Передаём свои знания

4

2

2

4


Изготовят условные знаки, экологические памятки.

Презентация результатов деятельности «Экологическая лаборатория»

КВН «Эта хрупкая планета».

Итого

68

18

50

30

38




« Знать законы, по которым живёт природа, уметь организовывать свой труд и отдых так, чтобы не нанести вреда природе, и иметь осознанное желание делать это»







3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

.1 год обучения

1.Вводное занятие. Введение в экологию. (2ч)

Теория (1ч)

Что такое экология? Знакомство детей с целями и задачами занятий, правилами поведения при проведении практических работ. Выясняем, что такое экология. Экология – наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома – планеты Земля. Простейшая классификация экологических связей: связи между живой и неживой природой; связи внутри живой природы на примере дубового леса (между растениями и животными, между различными животными); связь между природой и человеком.

Практика (1ч)

Экскурсия в природу

2. Молчаливые соседи.(3ч)

Теория (1ч)

Знакомство с домашними животными. Наблюдения за домашними питомцами. Кошка и собака – друзья человека. Как ухаживать за собакой и кошкой? Соблюдение требований гигиены и правил безопасности при содержании животных. Чтение и обсуждение рассказов, стихов о домашних животных. Пословицы, поговорки.

Установление природных закономерностей, взаимосвязей. Знакомство с особенностями поведения диких животных.

Практика (2ч)

Экскурсия в живой уголок ЦРТ. Фотовыставка «Наши любимцы».


3. Пернатые друзья(3ч)

. Теория (1ч)

Наблюдение за поведением птиц на улице. Знакомство детей с многообразием птиц, выделением их существенных и отличительных признаков. Среда обитания птиц. Перелётные птицы. Зимующие птицы. Значение птиц в жизни человека. Птицы нашего двора. Помощь птицам в трудное время. Изготовление кормушек.

Практика (2ч)

Акции: «Кормушка», «Птичья столовая».


4. О чем шепчут деревья (2ч)

Теория (1ч)

Красота вокруг нас. Характерные признаки растений. Сезонные изменения в жизни деревьев. Зелёные насаждения перед домом, во дворе школы. Зачем сажать деревья? Как ухаживать? Что мы делаем для здоровья деревьев?

Практика (1ч)

Игровой прием «Путешественник» (деревья родной станицы)



5. Загадки животного мира (3ч)

Теория (1ч)

Чтение и обсуждение познавательных рассказов о жизни животных в лесах Татарстана и их приспособленность к зимнему периоду.


Практика (2ч)

Экскурсия в краеведческий музей. Заочное путешествие «Загадки животного мира».



6. Секреты неживой природы (2ч)

Теория (1ч)

Приключения маленькой капельки воды. Вода в нашей жизни. Наблюдение за состоянием воды в природе. Вода сырая, кипячёная, загрязнённая. Сколько стоит вода? Почему её надо экономить? Как можно экономить воду? Как вода влияет на жизнь растений? Как вода влияет на жизнь животного мира? Водные процедуры, закаливание водой. Почему нужно чистить зубы и мыть руки?


Практика (1ч)

Игра «Тайны вокруг нас». Экскурсия к центральному каналу

7. Оранжерея на окне (3ч)

Теория (1ч)

Растения, влияющие на здоровье человека. Лекарственные растения края. Наблюдение за комнатными растениями. Познавательное, эстетическое и гигиеническое значение, условия содержания, правила расстановки комнатных растений с учётом приспособленности к условиям существования. Знакомство с комнатными растениями класса. Оценить условия жизни и роста растений: освещённость, частоту полива. Уход за комнатными растениями.

Практика (2ч)

Исследовательская работа о влиянии света на рост и развитие комнатных растений. Ухаживание и выращивание растений.

8. Человек - часть живой природы(4ч)

Теория (1ч)

Знакомство с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни человека и общества. Изучение элементарных правил безопасной работы.

Практика (3ч)

Выращивание лука в комнатных условиях. Правила ухода.

9. Охрана природы (7ч)

Теория (1ч)

Знакомство с понятием «Красная книга». Знакомство с редкими видами растительного и животного мира.

Практика (6ч)

Экскурсия в ботанический сад .Посещение живого уголка станции «Юных натуралистов».



10. Досуговые мероприятия (4ч)

Практика (4ч)

Викторина «Кто в лесу живет, что в лесу растет? Праздник «День птиц».

Устный журнал «Наш дом – планета Земля». Гостиная «В гостях у золотой рыбки».

Игра «Азбука экологии». Игра «Приключения в лесу».

Праздник «Наш окружающий мир».



2 год обучения.

1. Общение с природой 6 ч


Теория 1ч

Наблюдение за жизнью природы. Календарь природы. Народные приметы.

Беседа «Прогулки в Природоград». Правила поведения в природе.

Практика 5ч

Экскурсия в природу. Экологическая игра «Загадки природы». Праздник «Дары осени».

Тематическая линейка «День Земли»

2. Солнце, воздух, вода…и растение 6ч

Теория 2ч

Установление природных закономерностей, взаимосвязей. Распознавание встречающихся в нашей местности растений. Беседа «Прекрасны солнце, воздух и вода – прекрасна вся моя Земля».

Практика 4ч

Выпуск книжки-малышки «Осторожно, их мало!» Экологическая игра «Хочу все знать!»

Конкурс экологических сказок «Украденное солнце». Акция «Зеленая красавица»


3. Птицы нашего края 6ч

Теория 2ч

Заочное путешествие. Работа с иллюстрациями с изображением птиц, чтение стихов, рассказов.

Наблюдение за поведением птиц на улице во время экскурсии.

Практика 4ч

Посещение краеведческого музея. Тематическая линейка «День птиц». Выпуск буклета «Птицы – наши друзья» Викторина «Знаешь ли ты птиц своего края». Экологическая игра «Приключения в лесу».


4. Богатство родной природы в творчестве русского народа 5ч

Теория 1ч

Изучение и подбор материалов о народных художественных промыслах. Экология и фольклор (пословицы, поговорки, загадки, песни о природе).

Практика4ч

Экскурсия в краеведческий музей. Выставка рисунков о природе. Ярмарка народного мастерства.

Конкурс экологических сказок.


5. Что мы знаем о родной станице 3ч

Теория 1ч

Экологическая ситуация в районе .

Практика 2ч

Фотоконкурс «Город глазами детей». Экскурсия «Уголки природы в нашем городе»


6. Откуда берется и куда девается мусор? 6ч

Теория

Знакомство с промышленными отходами и их реализацией. Бытовые отходы.

Практика 5ч

Выставка поделок из бытовых отходов. Устный журнал «Чтобы ты мог сделать для своего двора?»

Ролевая игра «Давай поиграем в волшебника». Акция «Наш чистый школьный двор».


7. Досуговые мероприятия


Практика 2

Экологический праздник «Звери, птицы, лес и я – вместе дружная семья!» Экологическая игра «Поиск нарушителей природы»


3 год обучения


1.Вводный урок. Почему мы часто слышим слово «экология» 1ч

Теория 1ч

Человек как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.


2. Вода - источник жизни 14 ч


Теория 2ч

Неживая природа. Вода и ее охрана. Водоемы Татарстана.

Практика 12

Экологическая игра «Водоемы просят о помощи». Проведение эксперимента «Вода из местных источников и ее прозрачность как один из показателей ее пригодности для водоснабжения населения». Конкурс творческих работ «Где мы теряем воду?»

Тематическая линейка «День воды». Игровые приемы: «Портрет воды», «Чистый голос воды», «Добрая Фея». Инсценировка экологической сказки «Репка».


3. Воздух и его охрана 10ч

Теория 2ч

Неживая природа. Составляющие воздуха. Атмосфера, смог, «парниковый эффект». Охрана воздуха в Краснодарском крае, стране.

Практика 8ч

Круглый стол «Как сохранить воздух чистым». Викторина «Что мы знаем о воздухе».

Фотовыставка «Чистые уголки нашего края».


4. Удивительный мир растений 14ч


Теория 2 ч

Знакомство с растениями лекарями, хищниками.

Практика 12 ч

Выращивание и уход за комнатными растениями. Создание кроссвордов «Растения моего края».

Экологический журнал «Жалобная книга природы» (растения). Игровые приемы: «Кто внимательный?», «Угадай по описанию». Экологическая игра «Лесная аптека».


5. Загадочный мир животных 18ч

Теория4ч

Чтение и обсуждение познавательных рассказов о жизни животных.

Викторина: «Калейдоскоп интересных фактов из жизни животных»

Практика 14ч

Игра – путешествие «По рыбьему следу морей, лиманов, рек и озер нашего края».Заседание клуба: «Что будет, если исчезнут насекомые?» Экологический журнал «Жалобная книга природы» (животные). Игровые приемы: «Эрудит», «Лесные заморочки». Проект «Знакомые незнакомцы»




6. Уголок хорошего настроения 10ч

Теория 2ч

Условия способствующие хорошему росту декоративных цветов.

Практика 8ч

Выращивание рассады цветов. Озеленение пришкольного участка.


4 год обучения

1.Мир глазами эколога 6ч


Теория 2ч

Экологические связи между живой и неживой природой, связи внутри живой природы, связи между природой и человеком. Глобальные проблемы экологии. Что такое экологическая катастрофа

Практика 4ч

Природоохранительная акция «Мой экодом». Экологическая игра «Не проходите мимо!»


2. Мы любим свой край 8ч

Теория2ч

Выявление экологической ситуации в районе, сопричастность каждого к будущему станицы.

Пути решения экологических проблем района, станицы.

Практика 6ч

Классный час «Охрана природы – твоя обязанность».Природоохранная акция «Чистый микрорайон». Выезд на природу с маршрутными наблюдениями «Памятники природы Татарстана».


3. Птицам - наша забота 8ч

Теория 2ч

Изучение разнообразия птиц родного края. Причины сокращения численности редких птиц, необходимые меры их охраны.

Практика 6ч

Природоохранная акция «Пернатые друзья». Составление «Красной книги» исчезающих птиц Татарстана. Конкурс кормушек.


4. Охрана растений нашей местности 8ч

Теория 2ч

Распознавание встречающихся в нашей местности растений. Растения, нуждающиеся в защите.

Особенности их внешнего строения и распространения.

Практика 6ч

Устный журнал «Зеленая книга». Экологическая акция «Не рубите, люди, елок!». «Красная книга растений Татарстана»



5. Животные, которым угрожает исчезновение 8ч

Теория2ч

Разнообразие животных татарстана. Особенности их внешнего вида,

распространения, поведения. Причины сокращения численности редких животных и меры их охраны. Об охоте и рыбной ловле.

Практика 6ч

«Красная книга» животных Татарстана.


6. История нашего края 12ч

Теория 2ч

Знакомство с историей Татарстанской земли от древних времен до 19 века. Наш край в 20 – 21 веках.

Практика 10ч

Экскурсии: «Казань», «Казань – город- герой, город - труженик». «Сопка героев»

Изготовление кукол-оберегов. Создание буклета «История моего края».


7. Заповедники и заказники родного края 10ч

Теория 2ч

Знакомство с растительностью Татарстана. Заповедники и заказники Татарстана.

Практика 8ч

Игра – путешествие «Заповедники и заказники Татарстана». Экскурсия «Красный лес».

Проект «Заповедные зоны родного края». Выпуск «Жалобной книги природы».


8. Чем занимаются люди земли Татарстан. 4 часа

Теория 2ч

Практика21ч

Экскурсия «Мемориальный музей боевой и трудовой славы». Оформление краеведческого уголка в классе «Вклад моей семьи в дела родного края».



9. Передаем свои знания 4ч

Теория 2ч

Практика 2ч

Изготовление условных знаков, экологических памяток. Презентация результатов деятельности «Экологическая лаборатория» КВН «Эта хрупкая планета». Презентация «Экологический календарь»



  1. Формы учёта знаний, виды контроля.

В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).
































  1. Список литературы.

Список литературы для учителя

Основная литература


1. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. - М.:2010.

2. Асмолова, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия. – М.:Просвещение, 2010, 119с.

3. Аверина, Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11 – С. 68-71

4. Бобкова, Н.Н. Окружающий мир: тематический тестовый контроль в начальной школе. Волгоград: Учитель, 2007. 152с.

5. Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников./ Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2010, 223с.

6. Жарковская, Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании – 2003 - №3 – С. 9-12

7. Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.] ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009. – 120 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 9785090210584.

8.Чуракова, Р.Г. Программы по учебным предметам. Базисный план внеурочной деятельности (Текст): 1-4 кл.: в 2 ч.- М.: Академкнига/Учебник, 2011.- Ч. 1: 240 с.

Дополнительная литература

1. Гераськина Е.Г., Кувшинова Л.В. Экологический клуб «Почемучки». – Новокузнецк, 2011,26с.

1.Кропочева, Т.Б. Дидактические игры на уроках природоведения.- Новокузнецк, 1997, 52с.

2. Кропочева ,Т.Б. Нетрадиционные уроки природоведения. Методическое пособие.- Новокузнецк: Изд.ИПК, 1999, 42с.

3.Ляшова, Н.Н. Разноуровневые проверочные и тестовые работы по естествознанию. 1-4 классы.-Ростов н/Д: изд-во «Феникс»,2003.- 448с.

4. Маханева, М.Д., Князева О.Л. Приобщение младших школьников к краеведению и истории России: Методическое пособие.- М.: АРКТИ, 2005.-72 с.

5.Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. – журнал «Начальная школа» №10, 2005.

6.Рыжова, Н.А. Не просто сказки (экологические рассказы, сказки, праздники). – журнал «Начальная школа», 1998, №10.

7.Тарабарина, Т.И. И учеба и игра: Природоведение. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: «Академия развития», 1997.-240 с.

8.Цветкова, И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты.- Ярославль: «Академия развития», 1997.-192 с.


Список литературы для обучающихся

Основная литература

1.Калугин, М.А. После уроков. Ребусы, кроссворды, головоломки.- Ярославль: «Академия развития», 1998, 192с.

2.Кропочева, Т.Б. Родной край: Учебное пособие для учащихся начальных классов.- Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2006.- 126с.

Дополнительная литература

1.Скребцова, М. Природа – глазами души.: М.: 1999, 48 с.

2.Томилина, М.Е. Природоведение для младших школьников.- СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006.- 64 с.

3.Шамионов Р.М. Я и мир вокруг меня. 3-4 класс: тетрадь для занятий.- Волгоград: Учитель, 2010, 39 с.


Приложение



1 год обучения


Опросный лист №1 «Что я знаю о природе»


1.Что такое природа?

А) Природа - это все, что есть в доме.

Б) Природа – это все, что окружает человека.

В) Природа – это все, что окружает человека и не сделано им.

2.. Кого называют «молчаливыми соседями»?

А) Животные «Красной книги».

Б) Домашние питомцы.

В) Змеи.

3. Кто такие пернатые друзья?

А) Павлин.

Б) Куры, гуси, утки.

В) Птицы родного края.

4. Дополни предложение: «Дереву никто не говорит, когда надо __________________ ______________________».

5.Выбери правильный ответ «Животные, живущие в наших лесах».


А) Волк, белка, слон, морж.

Б) Лиса, заяц, барсук, лось.

В) Выдра, тюлень, кит, медведь.

6. В каком из ответов перечислены названия только предметы неживой природы?

А) Сирень, сосулька, глина, ворона.

Б)Одуванчик, песок, солнце, лиса, грач.

В) камень, сосулька, воздух, солнце, снежинка.

7. Как называются растения, которые человек выращивает для украшения дома?

А) Домашние.

Б) Уличные.

В) Комнатные.

8. Почему природа – важнейшее условие жизни человека?

А) Природа укрывает человека от врагов.

Б) Природа повсюду укрывает человека.

В) Природа дает все необходимое для жизни: тепло, свет, воду, воздух, пищу.

9. Что такое «Красная книга»?


А) Книга из красной бумаги.

Б) Книга в красной обложке. В нее записаны исчезающие растения и животные.

В) Яркая, очень красивая книга.







2 год обучения

Тест «В гостях у осени»



ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________


1.Запиши цифрами порядок осенних месяцев:

октябрь


сентябрь


ноябрь

2.Как осенью солнце поднимается над горизонтом по сравнению с летом? Обведи нужную букву.

а) выше, чем летом;

б) так же, как летом;

в) ниже, чем летом.

3.Какие осенние изменения происходят в неживой природе. Обведи кружком все буквы правильных ответов.

а) заморозки;

б) цветение растений;

в) похолодание;

г) листопад;

д) иней.

4.Кто и что готовит на зиму? Соедини стрелками.

зерно






БОБРЫ

МЕДВЕДЬЬЬЬЬ

ХОМЯКИ

ПЧЕЛЫ



мёд

ветки деревьев

жир




5.Подчеркни перелетных птиц одной чертой, а зимующих птиц – двумя чертами.


Скворец, журавль, синица, соловей, воробей, кукушка, ворона, ласточка.


*6. Обведи кружком букву правильного ответа.

На юге перелётные птицы:

а) вьют гнёзда; б) не вьют гнёзда.










Тест «КАКИЕ БЫВАЮТ РАСТЕНИЯ?»

ВАРИАНТ 1


ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________


1.Соедини стрелками название признака и название группы растений.

Один твёрдый ствол


кустарник


Один или несколько сочных, мягких, неодревесневших стеблей


дерево


травянистое растение


Несколько тонких деревянистых стеблей




2.Какой признак является главным для дерева? Обведи нужную букву.

а) один твердый ствол;

б) много веток и листьев;

в) дерево высокое.


3.Какое растение в каждой строке «чужое»? Вычеркните его. Назови группу оставшихся растений.

    • Орешник, шиповник, смородина, ель, крыжовник – это __________

    • Липа, сосна, берёза, рябина, тополь – это ______________

    • Крапива, одуванчик, осина, ландыш, колокольчик – это __________


4.Как отличить хвойное дерево от лиственного дерева? Обведи нужную букву.

а) у хвойных деревьев нет листьев, а у лиственных есть листья;

б) у хвойных деревьев ствол коричневый, а у лиственных - белый;

в) у хвойных деревьев листья в виде иголок, а у лиственных в виде пластинок.


5.Покажи стрелками, к какой группе относятся данные растения:

берёза

ЛИСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ ель

рябина

ХВОЙНЫЕ РАСТЕНИЯ сосна

лиственница

липа

*6. Допиши предложения.

К зиме стволы деревьев ________________

К зиме стебли трав ____________________

К зиме стебли кустарников _____________

Слова помощники: не изменяются, увядают, отмирают, остаются живыми.






ВАРИАНТ 2


ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________


1.Соедини стрелками название признака и название группы растений.

Один твёрдый ствол


кустарник


Один или несколько сочных, мягких, неодревесневших стеблей


дерево


травянистое растение


Несколько тонких деревянистых стеблей




2.Какой признак является главным для кустарника? Обведи нужную букву.

а) меньше дерева;

б) много тонких, деревянистых стеблей;

в) имеет цветки.


3.Какое растение в каждой строке «чужое»? Вычеркните его. Назови группу оставшихся растений.

    • Берёза, сосна, липа, тополь, орешник, дуб – это ________________

    • Ромашка, клевер, подорожник, шиповник, репейник – это ________

    • Калина, крыжовник, лиственница, смородина, рябина – это _______


4.Какой группе растений принадлежат эти признаки? Напиши её название.

Листья в виде пластинок у ______________________.

Листья в виде иголок у _________________________.


5.Покажи стрелками, к какой группе относятся данные растения:

дуб

Лиственные растения пихта

сосна

Хвойные растения калина

клён

можжевельник

*6. Допиши предложения.

К зиме стволы деревьев ________________.

К зиме стебли трав ____________________.

К зиме стебли кустарников _____________.

Слова помощники: не изменяются, увядают, отмирают, остаются живыми.




Тест «КАК ЖИВУТ РАСТЕНИЯ»


А1. Как развивается растение?

  1. семя, листья, стебель, плод, цветок

  2. семя, плод, листья, стебель, цветок

  3. семя, стебель, цветок, листья, плод

  4. семя, стебель, листья, цветок, плод


А2. Чего не требуется растению для развития?

    1. тишина

    2. свет

    3. тепло

    4. вода

А3. Почему комнатные растения ставят близко к окну?

  1. им нужен свет

  2. им нужен свежий воздух

  3. для красоты

  4. чтобы освободить место в комнате


А4. Какой уход не требуется растениям?

  1. не надо рыхлить почву

  2. не надо поливать

  3. не надо встряхивать

  4. не надо протирать листья


А5. Как называется плод фасоли?

  1. орех

  2. желудь

  3. фасоль

  4. боб


А6. Почему растения нельзя поливать обильно?

  1. оно будет очень быстро расти

  2. оно не зацветет

  3. корни будут гнить

  4. листья завянут

А7. Докажи, что растение живое.

  1. оно приносит потомство

  2. оно умирает

  3. оно развивается

  4. оно гнется




Тест «В ГОСТИ К ЗИМЕ»


ВАРИАНТ 1


ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________


1.Какие зимние явления происходят в неживой природе? Вычеркни лишнее.


Изморозь, гололедица, ледоход, оттепель.



2.О каком зимнем явлении идет речь? Допиши предложение.


Снег подтаивает, становится влажным и легко лепится – это ___________



3.Кто впадает в зимнюю спячку? Обведи нужную букву.

а) волк;

б) лось;

в) кабан;

г) ёж.



4.Какие птицы зимующие? Обведи нужную букву.

а) грач, сойка, соловей;

б) клёст, воробей, голубь;

в) скворец, ворона, ласточка.



5.Почему многие птицы зимой держатся ближе к жилью человека? Обведи нужную букву.

а) здесь можно погреться;

б) здесь проще отыскать корм;

в) здесь можно пообщаться с людьми.



6.Какие животные меняют окраску к зиме? Подчеркни.

Белка, медведь, лиса, заяц, лось.



ВАРИАНТ 2


ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________


    1. Какие зимние явления происходят в неживой природе? Вычеркни лишнее.


Метель, снегопад, гололедица, листопад.



    1. О каком зимнем явлении идет речь? Допиши предложение.


На деревьях и проводах образуется пушистая снежная бахрома – это ____________



    1. Кто не впадает в зимнюю спячку? Обведи нужную букву.

а) медведь;

б) ёж;

в) белка;

г) барсук.



    1. Какие птицы зимующие? Обведи нужную букву.

а) чайка, синица, грач;

б) поползень, сорока, свиристель;

в) чиж, скворец, кукушка.



    1. Как люди должны помогать птицам выжить зимой? Обведи нужную букву.

а) строить для них гнёзда;

б) помещать их в специальные жилища;

в) подкармливать их.



    1. Какое хвойное растение зимует без листьев – хвоинок? Подчеркни.


Сосна, лиственница, ель, можжевельник.




Тест «В ГОСТИ К ВЕСНЕ»

ВАРИАНТ 1


ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________


      1. Какие весенние явления происходят в неживой природе? Вычеркни лишнее.


Таяние снега, изморозь, ледоход, гроза.


      1. О каком весеннем явлении идёт речь? Допиши предложение.


Большие и маленькие льдины быстро плывут по течению, сталкиваются и разбиваются – это __________.


      1. Какие растения раннецветущие? Обведи кружком все буквы правильных ответов.

а) хохлатка;

б) медуница;

в) тополь;

г) верба;

д) одуванчик.



      1. Какие изменения весной происходят в жизни птиц? Обведи кружком все буквы правильных ответов.

а) прилетают из жарких стран;

б) вьют гнёзда;

в) отдыхают;

г) выводят птенцов.



      1. Выбери примету, не относящуюся к весне.

а) воздух становится день ото дня всё теплее;

б) солнце поднимается всё выше и выше;

в) появляются первоцветы;

г) животные ложатся в спячку;

д) появляются насекомые;









ВАРИАНТ 2


ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________


        1. Какие весенние явления происходят в неживой природе? Вычеркни лишнее.

Ледоход, таяние снега, половодье, метель.



        1. О каком весеннем явлении идёт речь? Допиши предложение.


От растаявшего снега и льда река переполняется водой и выходит из берегов – это __________.


        1. Какие растения раннецветущие? Обведи кружком все буквы правильных ответов.

а) мать-и-мачеха;

б) рябина;

в) чистяк весенний;

г) ольха;

д) ландыш.



        1. Какие изменения весной происходят в жизни зверей? Обведи кружком все буквы правильных ответов.

а) линяют;

б) рождают детёнышей;

в) начинают петь;

г) продолжают спать.



        1. Выбери примету, не относящуюся к весне.

а) дни становятся длиннее;

б) солнце поднимается всё выше и выше;

в) появляются насекомые;

г) улетают в теплые края перелетные птицы;

д) зацветают растения;
















Тест «ПРИРОДА В ОПАСНОСТИ»



ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________


1. Из-за чего на Земле становится меньше лесов? Обведи нужную букву.


а) из-за пожаров и стихийных бедствий;

б) из-за изменения климата на Земле;

в) из-за вырубки и строительства городов, дорог, возделывания полей.


2. Отчего загрязняется вода в водоемах? Обведи нужную букву.


а) от использования воды в быту;

б) от использования воды в производстве;

в) от слива сточных вод заводов и фабрик.


3. Какой воздух и вода необходимы для жизни растений, животных и человека? Обведи нужную букву.


а) прозрачные;

б) чистые;

в) бесцветные.


4. Что люди делают для спасения живой природы? Обведи нужную букву.


а) создают заповедники и национальные парки;

б) создают бульвары и скверы;

в) создают фермы, пасеки и птицефабрики.


5. Что такое заповедники? Обведи нужную букву.


а) это участки земли, где выращивают редкие растения со всего мира;

б) это участки земли, где обитает большое разнообразие зверей, птиц и насекомых;

в) это участки земли, где вся природа находится под строгой охраной.


















3 год обучения


Тест « ВОДА»


ВАРИАНТ 1

ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________


1. Что такое вода? Обведи нужную букву.


а) вода – это твердое вещество;

б) вода – это жидкое вещество;

в) вода – это газообразное вещество.


2. Какими свойствами обладает вода? Вычеркни лишнее.


Прозрачная, кислая, бесцветная, не имеет запаха, имеет температуру, растворитель, текучая, сжимается при охлаждении, расширяется при нагревании.


3. Как называется процесс очистки воды? Обведи нужную букву.


а) нагревание;

б) фильтрование;

г) охлаждение.


4. Что происходит с водой при нагревании? Обведи нужную букву.


а) вода сжимается;

б) вода расширяется;

в) изменений не происходит.


5. В стакан с водой опустили ложку. Ложка хорошо видна. Какое свойство воды в этом проявилось? Обведи нужную букву.


а) воды нет в стакане;

б) вода невидима;

в) вода бесцветна.
















ВАРИАНТ 2


ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________


1. Что такое вода? Обведи нужную букву.


а) вода – это твердое вещество;

б) вода – это жидкое вещество;

в) вода – это газообразное вещество.


2. Какими свойствами обладает вода? Вычеркни лишнее.


Текучая, упругая, сжимается при охлаждении, бесцветная, не имеет запаха, солёная, растворитель, прозрачная, расширяется при нагревании.

3. Какой предмет помогает очистить загрязненную воду? Обведи нужную букву.


а) термометр;

б) фильтр;

в) сито.


4. Что происходит с водой при охлаждении? Обведи нужную букву.


а) вода сжимается;

б) вода расширяется;

в) изменений не происходит.


5. В чай положили сахар. Вскоре сахара не стало, а чай стал сладким. Какое свойство воды в этом проявилось? Обведи нужную букву.


а) вода умеет есть, поэтому она съела сахар;

б) вода растворяет некоторые вещества, она – растворитель;

в) вода с самого начала имела сладкий вкус.




















Тест «ВОЗДУХ И ЕГО ОХРАНА»


ВАРИАНТ 1


ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________


1. Что такое воздух? Обведи нужную букву.


а) воздух – это жидкое вещество;

б) воздух – это твердое вещество;

в) воздух – это газообразное вещество.


2. Какие вещества входят в состав воздуха? Обведи кружком все буквы правильных ответов.


а) кислород;

б) водород;

в) азот;

г) углекислый газ.


3. Какими свойствами обладает воздух? Вычеркни лишнее.


Прозрачен, синий, проводит звуки, не имеет запаха, плохо проводит тепло, при охлаждении сжимается, при нагревании расширяется, бесцветен.


4. Растения, зимующие под снегом, не замерзают. Какое свойство воздуха используется? Обведи нужную букву.


а) при охлаждении воздух сжимается;

б) воздух плохо проводит тепло;

в) при нагревании воздух расширяется.

5. По каким причинам происходит загрязнение воздуха? Обведи кружком буквы правильных ответов.


а) дыхание животных;

б) курение;

в) выхлопные газы машин;

г) выбросы отработанных газов заводов;

д) пожары и горящие костры.













ВАРИАНТ 2


ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________


1. Что такое воздух? Обведи нужную букву.


а) воздух – это смесь газов;

б) воздух – это смесь жидкостей;

в) воздух – это смесь твердых веществ.


2. Какие вещества входят в состав воздуха? Обведи кружком все буквы правильных ответов.


а) азот;

б) пропан;

в) углекислый газ;

г) кислород.

3. Какими свойствами обладает воздух? Вычеркни лишнее.


Упругий, без запаха, прозрачен, имеет форму шара, бесцветен, при нагревании расширяется, плохо проводит тепло, при охлаждении сжимается.


4. В окнах устанавливаются двойные рамы на зиму. Какое свойство воздуха используется? Обведи нужную букву.


а) при нагревании воздух расширяется;

б) при охлаждении воздух сжимается;

в) воздух плохо проводит тепло.



5. По каким причинам происходит загрязнение воздуха? Обведи кружком буквы правильных ответов.


а) пожары и горящие костры;

б) подвижные игры;

в) выхлопные газы машин;

г) чтение книг;

д) выбросы отработанных газов заводов и фабрик.












Тест «ПРИРОДА МОЕГО КРАЯ»


1. Мой край расположен на материке...

а) Африка; б) Евразия;

в) Австралия; г) Северная Америка.


2. Мой край находится в природной зоне...

а) лесов; б) тундра; в) степи; г) пустыни.


3. Мой край находится в ...

а) восточном полушарии;

б) западном полушарии.


4. В моем краю растут...

а) кактусы, кипарисы; б) ягель, клюква, карликовая ива;

в) ель, береза, осина; г) полынь, ковыль, саксаул.


5. У нас обитают...

а) лоси, зайцы, кабаны;

б) косули, волки;

в) олени, медведи.


6. Мой край даст стране...

а) продукты сельского хозяйства;

б) легковые автомобили;

в) морепродукты.


7.Территория моего края расположена в...

а) тропическом поясе;

б) полярном поясе;

в) умеренном поясе.





















Тест «ПРИРОДА В ОПАСНОСТИ!»


ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________


1. Из-за чего исчезают некоторые виды животных? Обведи нужную букву.


а) из-за неумеренной охоты и истребления ради меха и мяса;

б) из-за пожаров и стихийных бедствий;

в) из-за изменения климата на Земле.


2. Отчего загрязняется воздух? Обведи нужную букву.


а) от посадки и выращивания растений;

б) от воздушно-транспортных средств;

в) от выброса дыма заводами и выхлопных газов автомобилями.


3. Какой воздух и вода необходимы для жизни растений, животных и человека? Обведи нужную букву.


а) чистые;

б) бесцветные;

в) прозрачные.


4. Что люди делают для спасения живой природы? Обведи нужную букву.


а) создают бульвары и скверы;

б) создают фермы, пасеки и птицефабрики;

в) создают заповедники и национальные парки.


5. Что такое национальные парки? Обведи нужную букву.


а) это природные музеи в закрытых заповедниках;

б) это природные музеи под открытым небом;

в) это природные музеи, где выращивают домашних животных.

















4 год обучения


Тест «НАШИ ПОДЗЕМНЫЕ БОГАТСТВА»


1. Месторождения полезных ископаемых отыскивают...

а) археологи;

б) геологи;

в) строители

2. К полезным ископаемым относятся…

а) кирпич, бетон, бензин;

б) станки, вазы, ножницы;

в) нефть, газ, глина.

З. В строительстве используются...

а) торф, железная руда, самоцветы;

б) песок, глина, гранит;

в) мрамор, каменный уголь, малахит.

4. Металлы получают из ...

а) каменного угля, янтаря, мела;

б) жемчуга, известняка, торфа.

в) железной руды, медной руды.

5. Какие полезные ископаемые добывают в твоем крае:

______________________________________________________

________________________________________________________


6. В шахтах добывают... . . .

а) известняк, ракушечник, гранит;

б) каменный уголь, антрацит, железную руду;

в) поваренную соль, жемчуг, графит.

7. В карьерах добывают...

а) известняк, песок, глину;

б) золото, малахит, мрамор;

в) нефть, торф, бурый уголь.

8. Как используются полезные ископаемые вашей местности?

Запиши____________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Тест «ПОВЕРХНОСТЬ И ВОДОЕМЫ НАШЕГО КРАЯ»


  1. Углубление в земной поверхности, имеющее крутые осыпающиеся склоны, называется….

а) балка; б) холм; в) овраг.

2. Возвышенность, имеющая вершину высотой 300м, называют…

а) холм; б) гора; в)плоскогорье.

3. Горы, созданные людьми, называют:

а) холмы; б)плоскогорья; в)терриконы.

4. Хранилища воды называют...

а) низменности; б)водоемы; в) плато.

5. К естественным водоемам относятся...

а) пруд, озеро, канал; б) ручей, море, река;

в) водохранилище, океан, пруд.

6. Назови наиболее крупные реки Краснодарского края. Запиши их________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


7. Запиши наиболее крупные озера своего края __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


8. С водоемами связана жизнь следующих животных:

а) утки, лебеди, цапли;

б) трясогузки, совы, кукушки;

в) орлы, аисты, кедровки;




ТЕСТ «КАКИЕ БЫВАЮТ ЖИВОТНЫЕ?»


ВАРИАНТ 1


ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________


  1. Кто в ряду «чужой»? Вычеркни его. Назови одним словом оставшиеся тела. Допиши предложение.


    • Комар, щука, лягушка, чашка, синица, медведь – это __________


  1. Обведи кружком все буквы правильных ответов. У животных есть:

а) лапы;

б) ноги;

в) руки;

г) крылья.

  1. Соедини стрелками название признака и название группы животных.

тело, покрытое перьями, две ноги, большинство летает


РЫБЫ



тело, покрытое чешуей, живут в воде, плавают

ЗВЕРИ




тело покрыто шерстью, четыре ноги

ПТИЦЫ






  1. Сколько ног у насекомых? Обведи нужную букву.

а) 4 ноги;

б) 8 ног;

в) 6 ног.


  1. Какое животное относится к рыбам? Обведи нужную букву.

а) дельфин;

б) бегемот;

в) карп.


6. Какое животное относится к земноводным? Обведи нужную букву.

а) ящерица;

б) лягушка;

в) носорог;


7.Запиши, как растения влияют на жизнь животных твоего края___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


8.Запиши самого большого и самого маленького зверя твоего края______________________________________________________________________________________________________________________________________________________


9. Какие заповедники и заказники твоего края ты знаешь? Запиши_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





Тест «КАКАЯ БЫВАЕТ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ»



ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________


1. Какие отрасли промышленности существуют? Заполни схему.




ПРОМЫШЛЕННОСТЬ








2. Расшифруй сокращения.

ГЭС – ________________________________________________________.

АЭС – ________________________________________________________.

3. Подчеркни предприятия пищевой промышленности.

Обувная фабрика, хлебозавод, кондитерская фабрика, электростанция, мясокомбинат, металлургический завод, консервный завод, сахарный завод.

4. Какие отрасли промышленности производят данные товары? Установи соответствие.

МЕТАЛЛУРГИЯ

Пальто


Сода


ХИМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ


Медь



Алюминий


ЛЕГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Носки



Краски




5. Какую продукцию производят в твоей местности? Запиши _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


*6. Напиши, какие отрасли промышленности связаны между собой для изготовления рельсов?

________________________, ___________________________,

________________________, ___________________________.

7. О каких известных людях Кузнецкой земли ты знаешь? Запиши____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________


48



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!