Окружной конкурс авторских рабочих программ преподавателей естественно-научного цикла по внеурочной деятельности
Авторская рабочая программа внеурочной деятельности по биологии
«Биология в профессиях»
для 9 класса (34 часа)
Составила: учитель биологии высшей категории
ГБОУ СОШ №3 города Кинеля Самарской области
Успенская Надежда Геннадьевна
2016
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Внеурочная деятельность – это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями в развитии и самосовершенствовании, играющая при правильной организации важную роль в развитии учащихся и формировании ученического коллектива.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования внеурочная деятельность рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса образования детей. В качестве главного целевого ориентира внеурочной деятельности рассматривается содействие интеллектуальному. духовно-нравственному и физическому развитию школьников, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъективного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности.
Именно школа призвана воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном мире.
Данная учебная программа ориентирована не на запоминание школьниками предоставленной информации, а на активное их участие в процессе её освоения и применения. Для правильного выбора профиля обучения необходимо определить приоритеты, которые могли бы помочь учащимся в выборе дальнейшего образовательного пути, а в дальнейшем и профессии.
В этом немалую роль должен сыграть данный курс по внеурочной деятельности “Биология в профессиях”, который призван показать учащимся применение биологических знаний в различных отраслях народного хозяйства.
Данный курс направлен на расширение знаний в области биологических профессий. Курс носит развивающую и практическую направленность.
Основными формами занятий являются дискуссии, защита групповых проектов, рефератов, семинарские занятия и экскурсии.
Курс внеурочной деятельности «Биология в профессиях» рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).
Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов, практических занятий и экскурсии на предприятия г. Кинеля
Цель курса - способствовать профессиональной ориентации учащихся.
Содержание предполагает решение следующих задач:
Обучающие:
поддерживать интерес к биологии и профессиональная направленность.
Формировать у школьников представление о профессиях биологической направленности; о личностях, оставивших заметный след в своей профессиональной деятельности в нашем городе;
Прививать школьникам умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его, осуществлять анализ и самоанализ.
Развивающие:
Развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, способствовать развитию психических процессов: воображения, памяти, мышления, речи;
Расширять кругозор учащихся;
Формировать учебную самостоятельность и деловые качества
Воспитательные:
Воспитывать уважение и любовь к родному краю;
Способствовать пробуждению интереса к людям разных профессий;
Воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками;
Содействовать формированию социально активно, нравственной личности с гражданским самосознанием.
Формы работы:
В работе со школьниками используются следующие методические приёмы:
Инициирование и поддержание самоуправления в группах;
Организация деятельности на принципах коллективного планирования. Коллективной организации, коллективного осуществления и коллективного анализа;
Организация воспитывающей предметно-эстетической среды, окружающей школьников;
Предъявление себя;
Предъявление школьниками актуальной для них воспитывающей информации, её совместное обсуждение и выработка по отношению к ней своих позиций;
Проблематизация тех отношений школьников к миру, к людям, к самим себе, которые педагог считает опасными для их личностного развития;
Организация рефлексии школьниками своих действий, чувств, отношений.
Содержание программы
Введение. В мире биологических профессий (4 часа).
Классификация профессий по профессору Е.А. Климову (приложение 1). Знакомство учащихся с профессиями биологического профиля( приложение 2). Применение биологических знаний в профессиях. Профессии биологического профиля в городе Кинеле.
Практическое задание: Составление перечня профессий биологического профиля. Выбор профессий учащимися (тестирование учащихся)
Предметные результаты обучения:
Учащиеся должны знать:
- классификацию профессий;
- перечень профессий биологического профиля;
- применение знаний по биологии в профессии.
Учащиеся должны уметь:
- отличать одну профессию от другой
Метапредметные результаты обучения:
Учащиеся должны уметь:
- общаться с другими людьми;
- работать с источниками информации;
-пользоваться поисковыми системами интернета;
- готовить сообщения, рефераты на основе обобщения полученной информации.
Тема 1. Биология в педагогической деятельности (6 часов)
История профессии педагога. Основные задачи и обязанности профессии учитель. Основные требования к профессии. Биологические знания в профессиях учителей: начальной школы, музыки, физической культуры, ОБЖ, географии, химии, биологии, физики и информатики.
Применения знаний биологии в процессе воспитательной работы классного руководителя и воспитателей различных образовательных учреждений.
Экскурсия: Самарский Педагогический университет
Практическое задание: проект «Педагоги – ученики нашей школы»
Предметные результаты обучения:
Учащиеся должны знать:
- историю возникновения профессии;
- социальную значимость профессии;
Учащиеся должны уметь:
- выделить биологические знания в профессии учитель;
- давать характеристику профессии учитель, воспитатель.
Метапредметные результаты:
Учащиеся должны уметь:
- обобщать и делать выводы по изученному материалу;
-работать с дополнительными источниками информации.
- представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий.
Тема 2. Биология в медицине (8 часов).
Введение в медицинские профессии и профессиональные требования к ним. Клятва Гиппократа. Качества, которыми должен обладать врач. Востребованность профессии врача. Познакомиться с профессиями младшего и среднего медицинского персонала (медсестра различного профиля, лаборант, фельдшер, фармацевт), врачами различного профиля (терапевт, педиатр, хирург, онколог, отоларинголог, эндокринолог, невропатолог, офтальмолог, травматолог, гинеколог и другие), а также с представителями медицинской науки (генетиками, геронтологом и другими).
Экскурсии:
№1 Посещение детской и взрослой поликлиник Кинельской ЦРБ, с целью знакомства с работой педиатра или терапевта; медицинской сестры и биохимической лаборатории.
№2 Посещение аптеки №101 с целью знакомства с работой фармацевта или провизора.
Практическое задание: подготовить сообщения о медицинских профессиях, используя информацию, полученную на экскурсии.
Предметные результаты обучения:
Учащиеся должны знать:
- историю профессии;
- историю клятвы Гиппократа;
- основной профиль работы врачей разных областей;
- профессиональные требования к работе врачей;
-о работе формацевта, провизора.
Учащиеся должны уметь:
- отличать врачей разных специальностей;
- самостоятельно посещать врачей в поликлиниках Кинеля.
Метапредметные результаты:
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться различными словарями;
- готовить сообщения на основе обобщения полученной информации;
- пользоваться поисковыми системами интернета.
Тема 3. Биология в промышленности и в различных отраслях народного хозяйства России и Кинельского района (12часов).
Ознакомление с применением биологических знаний в других профессиях (химик – технолог, эколог, инженер, ветеринар, агроном, архитектор, дизайнер и другие). Самарская сельскохозяйственная академия – кузница профессий с применением биологических знаний. Профессии, связанные с природой (лесник, охотовед и др.). Животные и растения дома.
Экскурсии:
№1 Посещение Сельскохозяйственной академии и знакомство с профессиями, которым обучают в СХА.
№2 Посещение предприятия “Водоканал”, с целью знакомства с работой инженера-эколога и лаборанта биологической лаборатории.
№3 Посещение лесничества и знакомство с профессиями.
Практическое задание: проект «Интересные люди Кинельского района»
Предметные результаты обучения:
Учащиеся должны знать:
- биологические профессии;
- внедрение биологических знаний и процессов в другие отрасли экономики России;
- Основные профессиональные требования к биологическим профессиям;
- предприятия и организации России и Кинельского района по данному профилю;
- особенности комнатных растений и домашних животных.
Учащиеся должны уметь:
- ориентироваться в биологических профессиях и внедрении биологических знаний и процессов в другие отрасли экономики России;
- оценивать свои склонности и способности к выбору профиля обучения или к выбору профессии;
- ухаживать за домашними питомцами.
Метапредметные результаты:
Учащиеся должны уметь:
- работать в группе;
- выполнять и оформлять рефераты, творческие работы и групповые проекты, придерживаясь определённой структуры.
Итоговая конференция “Биология в профессиях” (4 часа).
Защита творческих работ и групповых проектов.
Примерная тематика индивидуальных и групповых проектов:
Медицинская сестра.
Фармацевт и провизор.
Фельдшер
Педиатр и терапевт, особенности их работы.
Хирург, онколог и травматолог.
Специалисты различного медицинского профиля (отоларинголог, эндокринолог, невропатолог, офтальмолог).
Биологические знания в педагогике.
Охрана жизни и здоровья школьников.
Учёт возрастные и индивидуальных особенности учеников(или воспитанников) в работе классного руководителя (или воспитателя).
Живой уголок и дети.
Животные и растения дома и в природе.
Личностные результаты обучения:
- развитие и формирование интереса к изучению природы;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей;
- воспитание бережного отношения к природе, формирование экологического сознания;
- признания высокой ценности жизни, здоровья своего и других людей;
- развитие мотивации к получению новых знаний.
Тематическое планирование
№ темы | Название темы | Общее количес-тво часов | Теорети-ческие занятия | Практи-ческие занятия | Экскурсии | Творческая, исследовательская, проектная деятельность учащихся |
1 | Введение. Мир биологических профессий | 4 | 2 | 1 | 1 | Составление перечня профессий. Выбор профессии учащимися ( тестирование) |
2 | Биология и педагогическая деятельность | 6 | 2 | 3 | 1 | Проектная деятельность «Педагоги – ученики нашей школы». |
3 | Биология и медицина | 8 | 2 | 4 | 2 | Сообщения о медицинских профессиях, используя информацию, полученную на экскурсии |
4 | Биология в промышленности и в различных отраслях народного хозяйства России и Кинельского района | 12 | 4 | 5 | 3 | Проект «Интересные люди Кинельского района» |
5 | Итоговая конференция «Биология в профессии» | 4 | 4 | 0 | 0 | Конференция «Биология в профессиях» |
Итого | 34 | 14 | 13 | 7 | |
Список литературы
1. Александровская Э.М. и др. Психологическое сопровождение школьников: Учеб. пособие для студ. Высш. пед. учеб. заведений / Э.М.Александровская, Н.И. Кокурина, Н.В. Куренкова. – М.: Издательский центр “Академия”, 2002.
2. Биотехнология, охрана среды. – М., 1990.
3. Бутенко Р.Г. и др. Клеточная инженерия. – М., 1987.
4. Вакуленко В.В. и др. Декоративное садоводство: Пособие для учителей / В.В.Вакуленко, М.Ф.Труевцева, Вл. В. Вакуленко. – М: Просвещение,1982.
5. Васянин В.И. Сельскохозяйственные роботы. – М.: Колос, 1984.
6. Гусев В.Г. Живой уголок. – 2-е изд. – М.: Лесная промышленность, 1985.
7. Горышина Т.К. Растения в городе. Л., Издательство ЛГУ, 1991.
8. Егорова Т.А. Основы биотехнологии: Учеб. пособие для высш. пед.учеб.заведений / Т.А.Егорова, С.М. Клунова, Е.А. Живухина. – М.: Издательский центр “Академия”, 2003.
9. Заянчковский И.Ф. Животные – помощники ученых. – Уфа, 1985.
10. Кассиль Г. Н. Наука о боли. – М., 1975.
11. Климов Е.А. Как выбрать профессию: Кн. Для учащихся. – М., 1984.
12. Корабельников В.А. и др. Легенды и быль о собаках. Первые прирученные человеком: Кн. для учащихся / В.А. Корабельников, Т.В. Корабельникова, А.В.Корабельников. – М.: Просвещение, 1993.
13. Кудрявец Д.Б., Петренко Н.А. Как вырастить цветы: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1993.
14. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду: Кн. Для воспитателя детского сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1989.
15. Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Ханов Ф.М. Экологическая азбука школьника. Уфа, РИО, 1992.
Приложение 1
Классификация профессий
Что же нужно для того, чтобы сделать свой профессиональный выбор? Чтобы выбрать своё дело не методом «тыка», а разумно, нужно для начала разобраться в своих собственных, говоря психологическим языком, установках. Мы расскажем об основных типах профессиональной деятельности человека. Во многих странах пытались и пытаются создать классификацию профессий. В нашей стране принято пользоваться классификацией профессора Е.А. Климова. Его классификация делит все профессии на 5 основных типов:
1. Человек-природа. Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы (ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда - животные и растения, почва и воздушная среда - природа.
2. Человек-техника. Это могут быть пилоты, водители, матросы, электромонтёры, слесари и т.д., использующие технические устройства.
3. Человек-человек. Тут для специалиста предметом труда является другой человек, а характерной чертой деятельности - необходимость воздействия на других людей. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист и продавец.
4. Человек-знаковая система. Люди, выбравшие этот тип профессиональной деятельности, должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор. Это бухгалтеры, учёные, операторы ЭВМ, люди, работающие в лабораториях, научных центрах.
5. Человек-художественный образ. Людей этого типы отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант.
Приложение 2
Акаролог
Акаролог – специалист по клещам.
Акарология (от греческого ákari — клещ и lógos — наука), отрасль зоологии, изучающая клещей. Акарология — часть арахнологии, изучающей паукообразных, к которым принадлежат и клещи, характеризующиеся обилием видов (более 10 000), широчайшим распространением и существенным значением в жизни природы и человека. Наряду с общими разделами, изучающими клещей в широком зоологическом плане, Акарология включает специальные и прикладные разделы — медицинскую, ветеринарную и сельско–хозяйственную. Эти разделы служат научной основой защиты от вредных клещей и использования полезных и развиваются особенно интенсивно.
Арахнолог
Арахнолог – специалист по изучению пауков.
Арахнология (от греч. aráсhne — паук и lygos — учение), отрасль зоологии, изучающая паукообразных (Arachnoidea). Арахнология рассматривает вопросы сравнительной анатомии, эмбриологии, физиологии, экологии, зоогеографии паукообразных, их филогению и классификацию. Изучение паукообразных как одной из древнейших групп животных важно для познания истории животного мира, в первую очередь — эволюции членистоногих. Известно более 35 тыс. видов паукообразных; особенно широко распространены и богаты видами пауки (ок. 20 тыс. видов) и клещи (ок. 10 тыс.). Есть ядовитые паукообразные — скорпионы, некоторые пауки, например каракурт. Арахнология близко соприкасается с медициной, ветеринарией и сельским хозяйством и служит научной основой практических мероприятий по защите от вредных паукообразных и использованию полезных.
Берейтор
Берейтор (нем.Bereiter) – специалист, объезжающий верховых лошадей и обучающий верховой езде; помощник дрессировщика лошадей в цирке. Люди этой редкой специальности должны находить общий язык с лошадью, учить ее понимать и слушаться всадника, ежедневно тренировать, чтобы она не потеряла спортивную форму.
В ХV и ХVI вв. возникла необходимость в хорошей подготовке наездников и лошадей. Поэтому в Европе появились первые школы верховой езды. В этих школах демонстрировали умение управлять лошадьми. Наездники – берейторы – проделывали на лошади различные акробатические упражнения. С ХVI в. берейторы выступали на ярмарках и гуляньях. В 1772 г. Филипп Астлей, в прошлом солдат и рабочий-столяр, построил в Лондоне специальное здание для школы верховой езды. Главное внимание в школе уделяли мастерству наездников.
Одна из основных задач берейтора – базовая подготовка лошади:
обучение минимальному "набору" элементов (движение вперед, повороты, вольты, остановки, смена аллюров).
тренировка психики животного (например, для цирка или милиции).
распределение нагрузок в зависимости от возраста и характера лошади.
Валеолог
Валеолог - специалист, изучающий уровень, потенциал и резервы физического и психического здоровья, а также методики, средства, технологии сохранения и укрепления здоровья.
Валеология (лат. vale — стандартная для Древнего Рима форма приветствия «будь здоров»; греч. λόγος — учение) — это наука, или философско-религиозная концепция о здоровье, здоровом образе жизни, об адекватном реагировании организма на быстро меняющиеся реалии жизни.
Термин «валеология» был предложен для использования в современной образовательной и медицинской практике в начале 80-х гг. двадцатого столетия И. И. Брехманом.
Проблемы, которые решают валеологи:
− Теоретические и философские проблемы здоровья
− Проблемы диагностики здоровья и оценки эффективности оздоровительных мероприятий
− Стратегии и методы развития здоровья
− Физическое воспитание и здоровье молодежи
− Двигательная активность в обеспечении здоровья и физической реабилитации
− Проблемы валеологического просвещения
− Образ жизни и здоровье
− Демографическая характеристика здоровья населения
Врач гемодиализа (нефролог)
Медецинский специалист - врач-нефролог.
Гемодиализ - метод лечения почечной недостаточности при помощи аппарата «искусственная почка». Показания к применению -острая и хроническая почечная недостаточность,отравления диализируемыми ядами,лекарственная интоксикация, тяжелые нарушения электролитного состава крови. Гемодиализ может потребоваться как при хронических заболеваниях, так и в связи с временным ухудшением функции почек, обусловленным обострением другого заболевания.
Врач неонатолог
Кто такие врачи - неонатологи, или микропедиатры, знают далеко не все. А ведь именно они являются самыми первыми нашими врачами. Работают они в роддомах или детских отделениях. Возраст детей, о которых они заботятся, самый маленький от одного до двадцати восьми дней, поэтому немудрено, что о таких врачах многие из нас ничего не слышали. Люди этой профессии буквально "вымирают". Если говорить о Московской области, то ситуация здесь такова: часто один неонатолог работает сразу в двух родильных отделениях или в родильном и детском отделениях одновременно, а в некоторых роддомах их вообще нету.
Гарболог
Журнал «Popular Science» опубликовал свой ежегодный рейтинг самых худших профессий в сфере науки. Как сказано в преамбуле к этому рейтингу, «мы отдаем дань уважения тем мужчинам и женщинам, которые делают то, что никакая зарплата не может вознаградить». 4 место в этом списке заняла профессия гарболог. Гарбологи (англ. garbage — мусор) анализируют современные структуры потребления, и как быстро разлагается мусор. Гарбология — это отдельное направление хорошо известной нам науки экологии. А так как это название произошло от английского слова «garbage», что означает бытовые отходы, то гарбологи — это специалисты в области мусороведения. Они самым подробным образом изучают состав отходов, а также то, в какие реакции они могут вступать друг с другом и с окружающей средой, и ищут безопасные пути их переработки и уничтожения.
Геронтолог
Геронтолог - это специалист в области геронтологии.
Геронтология - раздел медико-биологической науки, изучающий явления старения живых организмов, в том числе и человека. Составными частями геронтологии являются гериатрия - учение об особенностях болезней старческого организма, герогигиена - учение о гигиене людей старших возрастных групп, и геронтопсихология. Развитие геронтологии обусловлено существенными изменениями в продолжительности жизни человека.
Современная геронтология изучает механизмы и причины старения от молекулярного и клеточного уровней до целостного организма. Особое внимание уделяется роли процессов нервной регуляции. Эти работы привели к развитию исследований в области гериатрии - изучению особенностей развития, течения, предупреждения заболеваний у людей старших возрастных групп.
Дендролог
Дендролог - биолог, изучающий древесные растения. Дендрология (от греч. dendron - дерево) - раздел ботаники, изучающий древесные растения (деревья, кустарники и кустарнички).
Ихтиолог
Ихтиолог – изучает и описывает строение, эволюционное развитие, формы жизнедеятельности и особенности размножения рыб и круглоротых. В пресных водах и Мировом океане насчитывается более 20 тыс. видов различных рыб и 100 видов Круглоротых. При таком разнообразии неминуема специализация по одному или нескольким разновидностям изучаемой фауны.
Ихтиологические исследования необходимы для развития морского рыболовства, воспроизводства стада промысловых рыб в условиях зарегулированного стока рек, интенсификации прудового рыбоводства.
В своих исследованиях ихтиологи активно используют новейшие достижения физики и химии. Широко проводят подводные наблюдения с помощью разных аппаратов (акваланги, батискафы, батипланы, средства подводного телевидения).
Карполог
Карполог специалист в области карпологии.
Карпология (от греч. karpós - плод и... логия), раздел морфологии растений, изучающий форму и строение плодов и семян. Распространению растений способствуют разные факторы (ветер, вода, птицы, млекопитающие, человек и т.д.). Поэтому при изучении плодов и семян необходимо учитывать не только морфологические признаки (происхождение плода из той или иной части цветка, строение семенных и плодовых оболочек), но и экологические факторы.
Кинолог
Кинолог готовит служебных собак для охраны (караульная служба), поиска взрывчатки, огнестрельного оружия и наркотиков. Обученные собаки разыскивают не только особо опасных преступников, но и просто заблудившихся людей или пострадавших от землетрясений или лавин, ищут места утечки газа, идентифицируют вещи с места преступления. Кинологи нужны в милиции, армии, в МЧС, в Федеральной таможенной службе (ФТС). Другой фронт работы кинолога – многочисленные кинологические центры, как частные, так и государственные, питомники, клубы собаководов и т. д. Но здесь работа связана не столько с дрессировкой животных, сколько с их разведением, содержанием и продажей.
Малаколог – это специалист, изучающий моллюсков.
Малаколо́гия — отдел зоологии, посвященный изучению мягкотелых, или моллюсков.
В Антарктике был пойман самый большой кальмар. Рыбаки решили измерить добычу и ахнули: при длине 10 м. пойманная особь весила 450 килограммов! Оказалось, что это на целых 150 кг больше веса кальмара-гиганта, который был выловлен в 2003 г. и считался до сих пор самым большим в своем роде.
Миколог
Микологи (греч.mykĕs - гриб) изучают грибы. Область приложения сил специалиста очень широка - от изучения биоразнообразия, селекции грибов до проблем молекулярной генетики. Грибы широко используются в промышленности, сельском хозяйстве.
Провизор
Специалист с высшим фармацевтическим образованием, работающий в сфере производства, хранения, продажи лекарственных препаратов.
Фенолог
ФЕНОЛОГ - ученый, изучающий закономерность и периодичность явлений в жизни животных и растений в связи со сменой времен года
Фенология (от гр. phainomai - φαινομαι - появление) — система знаний о сезонных явлениях природы, сроках их наступления и причинах, определяющих эти сроки. Фенология — наука о пространственно-временных закономерностях циклических изменений природных объектов и их комплексов, связанных с годичным движением Земли вокруг Солнца.
Физиолог
Специалист осуществляет деятельность по исследованию физиологии человека и животных, высшей нервной деятельности, экологической физиологии, физиологии растений, цитологии, гистологии, физико-химической биологии, эмбриологии, физиологии труда и спорта. Разрабатывает нормативные документы в своей области деятельности, организует и выполняет экспедиционные работы и лабораторные исследования; анализирует получаемую полевую и лабораторную информацию, обобщает и систематизирует результаты выполненных работ, используя современную вычислительную технику; составляет научно-технические отчеты и другую установленную документацию; следит за соблюдением установленных требований, действующих норм, правил и стандартов в области своей деятельности.
Флеболог
Флебология - медицинская дисциплина, в сфере деятельности которой лежит изучение анатомии вен, нормальной и патологической физиологии венозного оттока, клиники, диагностики, лечения и профилактики различных острых и хронических заболеваний вен. Термин образован от греческого φλεβ , что значит вена, и λογο - относящееся к мысли и знанию. Специальности флеболог в реестре медицинских специальностей в нашей стране нет. Флебология остается разделом общей и сосудистой хирургии. Флебология – это наука, занимающаяся лечением всех видов варикозной болезни нижних конечностей с применением эстетических операций и методик, максимально сохраняющих вены. Проще говоря, флеболог – специалист по лечению болезней вен.
Хэндлер
Хэндлинг - в переводе с английского обозначает «управление». А хэндлер - человек управляющий собакой, представляющий ее в экстерьерном ринге. Понятие о хэндлинге пришло к нам не так давно, но он уже достаточно прочно укрепился среди заводчиков и владельцев всех пород собак. хендлер - это человек, готовящий собаку к выставке и показывающий ее в ринге перед экспертом.
Хендлинг - это искусство подготовки собаки к выставке, умение скрыть недостатки и подчеркнуть достоинства конкретной собаки при показе на выставке.
Энтомолог
Энтомолог – человек, занимающийся изучением насекомых. Работа энтомолога начинается со сбора материала и наблюдений за насекомыми в их естественных местах обитания. Выявление редких форм и новых, ещё неизвестных науке видов, коллекционирование насекомых – важнейшая задача энтомолога. В высшей степени развитые наблюдательность, умение подметить мельчайшие изменение формы, размера изучаемого насекомого, оттенки цвета и их сочетание, особенности поведения, постоянное сравнение с запечатлёнными в памяти известными образами характеризуют подлинного систематика. Современный энтомолог – профессионал владеет глубокими и разносторонними знаниями. В современной энтомологии широко применяются экспериментальные и технические методы. Нередко энтомолог проявляет незаурядные творческие наклонности и определенные технические навыки, чтобы приспособить прибор для изучения таких мелких объектов, как насекомые и клещи.
Этолог
Этолог- это специалист изучающий поведение животных в естественных условиях В настоящее время этология является одной из дисциплин, изучающих поведение животных.
Календарно - тематическое планирование внеурочной деятельности «Биология в профессиях»
( 34 часа, 1 час в неделю).
Составила: учитель биологии высшей категории ГБОУ СОШ №3 города Кинеля Самарской области Успенская Н. Г.
№ занятия | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Даты прове дения | Основные виды учебной деятельности (УУД) | Виды деятельности | Творческая, исследовательская, проектная деятельность учащихся |
1 2 3 4 I. 5 6 7 8-9 10 II. 11 12 13 14 15-16 17-18 III. 19-20 21 22 23 24-25 26-27 28-29 30 31-34 | Введение. Мир биологических профессий. 1. Классификация профессий по профессору Е.А. Климову (приложение ) 2. Знакомство учащихся с профессиями биологического профиля. 3. Применение биологических знаний в профессиях. 4. Профессии биологического профиля в городе Кинеле. Биология в педагогической деятельности 1. История профессии педагога. Основные задачи и обязанности профессии учитель. Основные требования к профессии. 2. Биологические знания в профессиях учителей: начальной школы, музыки, физической культуры, ОБЖ, географии, химии, биологии, физики и информатики. 3. Применения знаний биологии в процессе воспитательной работы классного руководителя и воспитателей различных образовательных учреждений. 4-5. Экскурсия: Самарский Социально-педагогический университет 6. Проект «Педагоги – ученики нашей школы» Биология в медицине. 1. Введение в медицинские профессии и профессиональные требования к ним. 2. Клятва Гиппократа. Качества, которыми должен обладать врач. 3.Востребованность профессии врача. Познакомиться с профессиями младшего и среднего медицинского персонала (медсестра различного профиля, лаборант, фельдшер, фармацевт). 4. Познакомиться с профессией врача. Врачами различного профиля (терапевт, педиатр, хирург, онколог, отоларинголог, эндокринолог, невропатолог, офтальмолог, травматолог, гинеколог и другие). Экскурсии: 5 - 6. №1 Посещение детской и взрослой поликлиник Кинельской ЦРБ, с целью знакомства с работой педиатра или терапевта; медицинской сестры и биохимической лаборатории. 7 – 8. №2 Посещение аптеки №101 с целью знакомства с работой фармацевта или провизора. Биология в промышленности и в различных отраслях народного хозяйства России и Кинельского района. 1-2. Применение биологических знаний в профессиях промышленности и народного хозяйства. (химик – технолог, эколог, инженер, ветеринар, агроном, архитектор, дизайнер и другие). 3.Самарская сельскохозяйственная академия – кузница профессий с применением биологических знаний. 4. Профессии, связанные с природой (лесник, охотовед и др.). 5. Животные и растения дома. Экскурсии: 6-7. №1 Посещение Сельскохозяйственной академии и знакомство с преподавателями и студентами. 8-9. №2 Посещение предприятия “Водоканал”, с целью знакомства с работой инженера-эколога и лаборанта биологической лаборатории. 10-11. №3 Посещение лесничества и знакомство с профессиями. 12. Проект «Интересные люди Кинеля и Кинельского района» Итоговая конференция «Биология в профессиях» | 4 1 1 1 1 6 1 8 1 1 1 1 2 2 12 2 1 1 1 2 2 2 1 | | Предметные умения: должны уметь: давать классификацию профессий; характеризовать пять типов профессий по профессору Е. А. Климову. Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные – применять приёмы работы с информацией; осуществлять постановку, формулирование проблемы; отвечать на вопросы учителя; участвовать в групповой работе; коммуникативные: планировать учебное сотрудничеств с учителем и сверстниками; использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения; регулятивные – принимать учебную задачу, адекватно воспринимать информацию учителя; отвечать на вопросы. Предметные умения: должны уметь: перечислять профессии биологического профиля; отличать одну профессию от другой. Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные – использовать приёмы работы с информацией (поиск, отбор), осваивать приемы исследовательской деятельности; коммуникативные: строить сообщения в соответствии с учебной задачей; корректно вести диалог; регулятивные: планировать свою деятельность и составлять алгоритм своих действий. Предметные умения: должны знать: какие знания биологические используются в той или иной профессии: должны уметь: отличать одну профессию от другой. Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные – применять приёмы работы с информацией, анализировать её, отбирать; логические – подводить итоги, формулировать выводы; участвовать в групповой работе; коммуникативные: уметь вести диалог с людьми разных профессий; регулятивные: планировать и оценивать свою деятельность Предметные умения: должны знать: организации города Кинеля, в которых есть профессии биологического профиля; какие профессии биологического профессии существуют в нашем городе и районе; Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - использовать приёмы работы с информацией (поиск, отбор), осваивать приемы исследовательской деятельности коммуникативные: уметь вести диалог с людьми разных профессий; регулятивные: планировать и оценивать свою деятельность. _________________________________________ Личностные умения: самоопределение – проявление любознательности и интереса к изучению данной темы; нравственно – этическая оценка изучаемого материала; допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними; _________________________________________ Предметные умения: должны знать: историю профессии; основной профиль работы учителя; Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные – применять приёмы работы с информацией (поиск и отбор источников необходимой информации); осуществлять постановку и формулирование проблемы; осваивать приёмы исследовательской деятельности; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем; обмениваться мнениями в паре; регулятивные: составлять план работы; выполнять задания в соответствии с целью. Предметные умения: должны знать: историю профессии педагога; качества, которыми должен обладать учитель. Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные – соблюдать правила поведения и работы в малых группах; осваивать приемы исследовательской деятельности; формулировать ответы на вопросы учителя; коммуникативные: владеть коммуникативными умениями, уметь корректно вести диалог; регулятивные: планировать и оценивать свою деятельность. Предметные умения: должны знать: возрастные особенности школьников; особенности воспитательной работы со школьниками. Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные – использовать приёмы работы с информацией, уметь находить информацию в разных источниках; коммуникативные: строить понятные монологические высказывания, обмениваться мнениями; регулятивные: осуществление учебных действий Предметные умения: должны уметь: применять полученные знания при общении с преподавателями педуниверситета. Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные – владеть навыками общения; коммуникативные: строить диалог с преподавателями и студентами, обмениваться мнениями; регулятивные: уметь задавать вопросы. Предметные умения: должны уметь: представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные – владеть навыками общения; уметь отвечать на вопросы; коммуникативные: умение презентовать проект, обмениваться мнениями; регулятивные: уметь задавать вопросы и отвечать на них. Личностные умения: осознание необходимости ответственного отношения к учению; проявления доброжелательного отношения к мнению другого человека; владение коммуникативными нормами и правилами общения и сотрудничества со сверстниками и учителями. Предметные умения: должны знать: историю профессии; основной профиль работы врачей разных областей; Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные – применять приёмы работы с информацией (поиск и отбор источников необходимой информации); осуществлять постановку и формулирование проблемы; осваивать приёмы исследовательской деятельности; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем; обмениваться мнениями в паре; регулятивные: составлять план работы; выполнять задания в соответствии с целью. Предметные умения: должны знать: историю клятвы Гиппократа; качества, которыми должен обладать врач. Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные – соблюдать правила поведения и работы в малых группах; осваивать приемы исследовательской деятельности; формулировать ответы на вопросы учителя; коммуникативные: владеть коммуникативными умениями, уметь корректно вести диалог; регулятивные: планировать и оценивать свою деятельность. Предметные умения: должны знать: насколько востребована профессия врача; уметь объяснять роль младшего персонала в медицине Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные – использовать приёмы работы с информацией, уметь находить информацию в разных источниках; коммуникативные: строить понятные монологические высказывания, обмениваться мнениями; регулятивные: осуществление учебных действий Предметные умения: должны знать: насколько востребована профессия врача; уметь объяснять роль врачей разных специальностей в медицине. Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные – использовать приёмы работы с информацией, уметь находить информацию в разных источниках; коммуникативные: строить понятные монологические высказывания, обмениваться мнениями; регулятивные: осуществление учебных действий Предметные умения: должны уметь: применять полученные знания при общении с врачами и младшим медицинским персоналом. Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные – владеть навыками общения; коммуникативные: строить диалог с врачами и младшим медперсоналом, обмениваться мнениями; регулятивные: уметь задавать вопросы. Предметные умения: должны уметь: применять полученные знания при общении с врачами и младшим медицинским персоналом. Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные – владеть навыками общения; коммуникативные: строить диалог с врачами и младшим медперсоналом, обмениваться мнениями; регулятивные: уметь задавать вопросы. Личностные умения: осознание ценности здоровья и безопасного образа жизни; проявление интереса и любознательности изучению предмета. _________________________________________ Предметные умения: должны знать: профессии народного хозяйства, где применяются биологические знания; составить перечень таких профессий, узнать, чем занимаются люди этих профессий. Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные – применять приёмы работы с информацией (поиск и отбор источников необходимой информации); осуществлять постановку и формулирование проблемы; осваивать приёмы исследовательской деятельности; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем; обмениваться мнениями в паре; регулятивные: составлять план работы; выполнять задания в соответствии с целью. Предметные умения: должны знать: историю Самарской сельскохозяйственной академии; какие знания нужны для поступления; каким профессиям учат в СХА. Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные – использовать приёмы работы с информацией, уметь находить информацию в разных источниках; коммуникативные: строить понятные монологические высказывания, обмениваться мнениями; регулятивные: осуществление учебных действий . Предметные умения: должны знать: профессии, связанные с природой и её охраной. Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные – использовать приёмы работы с информацией, уметь находить информацию в разных источниках; коммуникативные: строить понятные монологические высказывания, строить диалог, обмениваться мнениями; регулятивные: осуществление учебных действий Предметные умения: должны знать: - особенности комнатных растений и домашних животных, уметь ухаживать за домашними питомцами. Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные – использовать приёмы работы с информацией, уметь находить информацию в разных источниках; коммуникативные: строить понятные монологические высказывания, строить диалог, обмениваться мнениями; регулятивные: осуществление учебных действий Предметные умения: должны уметь: применять полученные знания при общении с преподавателями и студентами. Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные – владеть навыками общения; коммуникативные: строить диалог с преподавателями и студентами, обмениваться мнениями; регулятивные: уметь задавать вопросы. Предметные умения: должны уметь: применять полученные знания при общении с работниками водоканала. Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные – владеть навыками общения; коммуникативные: строить диалог с работниками водоканала, обмениваться мнениями; регулятивные: уметь задавать вопросы. Предметные умения: должны уметь: применять полученные знания при общении с лесничества. Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные – владеть навыками общения; коммуникативные: строить диалог с работниками лесничества, обмениваться мнениями; регулятивные: уметь задавать вопросы. Предметные умения: должны уметь: представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные – владеть навыками общения; уметь отвечать на вопросы; коммуникативные: умение презентовать проект, обмениваться мнениями; регулятивные: уметь задавать вопросы и отвечать на них. Личностные умения: проявление интеллектуальных и творческих способностей; проявление доброжелательного отношения к мнению другого человека _________________________________________ Предметные умения: должны уметь: представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные – владеть навыками общения; уметь отвечать на вопросы работать в группе; выполнять и оформлять рефераты, творческие работы и групповые проекты, придерживаясь определённой структуры; коммуникативные: умение презентовать проект, обмениваться мнениями; регулятивные: уметь задавать вопросы и отвечать на них. Личностные умения: проявление интеллектуальных и творческих способностей; проявление доброжелательного отношения к мнению другого человека. | Называют типы профессий; определяют к какому типу они принадлежат. Составляют перечень профессий биологического профиля. Находят информацию о том, какие биологические знания требуются в профессиях из составленного перечня Знакомятся и встречаются с людьми разных профессий; узнают, в чем заключается их работа. Знакомятся с профессией - учитель, составляют список педагогических специальностей. Знакомятся с педагогическими профессиями, составляют список педагогических специальностей; узнают у своих учителей, кто из них учился в нашей школе. Знакомятся с особенностями воспитательной работы в школе, используя различные источники. Фотографируют учителей для выполнения проекта. Общаются с преподавателями университета, задают вопросы. Готовятся к презентации проекта. Презентуют проект «Педагоги – ученики нашей школы» Знакомятся с медицинскими профессиями, составляют список медицинских профессий и специальностей. Находят в интернете информацию о клятве Гиппократа Знакомятся с деятельность младшего медицинского персонала по литературным источникам. Знакомятся с деятельностью врачей различных специальностей по литературным источникам. Общаются с работниками поликлиники, задают вопросы. Общаются с работниками аптеки, задают вопросы. Знакомятся с профессиями, составляют перечень профессий предприятий и организаций Кинельского района по данному профилю; Узнают историю СХА, какие знания нужны для поступления в академию. Называют профессии, связанные с природой и природоохранной деятельностью Называют домашние растения и животных; способы ухода за домашними животными. Общаются с преподавателями и студентами, задают вопросы. Общаются с работниками водоканала, задают вопросы. Общаются с работниками лесничества, задают вопросы. Презентуют проект « интересные люди Кинеля и Кинельского района» Презентуют проекты и рефераты «Биология в профессиях» | Находят информацию о типе профессий в интернете, изучают её, подготавливают сообщения. Знакомятся с профессиями, используя различные источники информации, составляют перечень профессий. Подготавливают письменные сообщения на основе полученной информации из литературных источников и интернета Проходят тестирование «Моя будущая профессия». Анализируют результаты тестирования. Делают выводы. Работают с различными источниками информации, готовят сообщения, собирают информаци, составляют план работы. Собирают информацию в литературе, справочниках, интернете, анализируют ее; собирают материал об учителях, учившихся в нашей школе Работают с литературными источниками и интернетом. Составляют вопросы для экскурсии в Самарский социально-гуманитарный университет. Готовят сообщения о спецальностях социально-педагогического Университета, используя информацию, полученную на экскурсии. Работают с различными источниками информации, готовят сообщения, собирают информаци, составляют план работы. Собирают информацию в литературе, справочниках, интернете, анализируют ее. Составляют вопросы для встречи с медицинскими работниками. Составляют вопросы для встречи с медицинскими работниками Подготовить сообщения о медицинских профессиях, используя информацию, полученную на экскурсии. Подготовить сообщения о медицинских профессиях, используя информацию, полученную на экскурсии. В интернет находят сведения о том, чем занимаются люди данных профессий. Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием литературы ,СМИ, энциклопедий, справочников, сведений Интернета; Находят дополнительную информацию в литературе, СМИ, интернете о профессиях. Изучают особенности ухода за животными и растениями, используя дополнительную литературу. Осуществляют отбор информации для подготовки к итоговой конференции. Осуществляют отбор информации для подготовки к проекту и итоговой конференции Осуществляют отбор информации для подготовки к проекту и итоговой конференции. Используют возможности интернет для подготовки и презентации проекта. Используют возможности интернет для подготовки и презентации проектов и рефератов. |