Просмотр содержимого документа
«Авторская разработка офтальмологической паузы на уроке музыки по теме: опера «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римский - Корсаков»
Разработка офтальмологической паузы на уроке музыки по теме: опера «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римский - Корсаков
Цель: осуществлять профилактику нарушений зрения учащихся, при этом посредством реализации принципа интеграции наглядно, в действии показать, как всё в мире взаимосвязано, одновременно усилить мотивацию изучения предмета. Дать возможность детям увидеть многогранность литературного произведения, лучше осмыслить сказку, красоту слова, музыки, изобразительного искусства, пластики и движений, научить понимать музыку, видеть в ней литературных героев, их поступки.
Проводить гимнастику для глаз следует в конце урока. Предварительно дети должны познакомиться с содержанием сказки. На уроке детям выдают (или они сами рисуют) маленького шмеля (зрительный стимул).
Ход урока: Движения по показу педагога сопровождают стихи Пушкина и музыку Римского - Корсакова
Учитель: Тут он очень уменьшился,
Кем князь оборотился? (шмелем)
Садят на кончик пальца шмеля – метку (звучит муз. пример «Полет шмеля»)
Полетел и зажужжал;
Шмель летит к судну по прямой линии
Судно на море догнал,
Потихоньку опустился
Шмель опускается
На корму – и в щель забился.
Учитель: Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Шмель ползет по дну корабля, описывая дугу туда и обратно
Учитель: Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах
Шмель ползет по корабельному парусу по дуге туда и обратно
Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана —
И желанная страна
Вот уж издали видна
Смотрим издали на желанную страну (в окно вдаль), переводим взгляд на шмеля (3 раза)
Чуду царь Салтан дивится -
А царевич хоть и злится,
Но жалеет он очей
Старой бабушки своей:
Он над ней жужжит, кружится –
Шмель летает по кругу
Прямо на нос к ней садится,
Шмель садится на нос
Нос ужалил богатырь:
На носу вскочил волдырь.
Смотрим то на кончик носа, то на шмеля (отводим палец 3 раза)
Вот ужо! пожди немножко,
Погоди!…" А шмель в окошко,
Смотрим на волдырь, смотрим в окошко вдаль, на шмеля (3 раза)
Да спокойно в свой удел
Через море полетел.
Шмель летит над волнами
Р.S.
Перевоплощение детей в роль шмеля и использование насекомого в качестве зрительного стимула тем более уместно, т.к. известно, что сам композитор активно участвовал в процессе постановки оперы. Режиссер первоначально для роли белки и шмеля хотел использовать механических кукол, Римскому – Корсакову удалось его переубедить. В результате, эти роли были поручены детям, которые сыграли их с большим успехом.