СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская разработка "Первобытность и древность. Сравнительный анализ."

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презентации представлен обощающий урок по истории на тему "Первобытность и древность". Наша задача: сравнить жизнь человечества в первобытном обществе и в древности

Просмотр содержимого документа
«Авторская разработка "Первобытность и древность. Сравнительный анализ."»

Первобытность и древность.  Сравнительный анализ.

Первобытность и древность.

Сравнительный анализ.

Основные понятия урока: первобытность древность  Наша задача: сравнить жизнь человечества  в первобытном обществе и в древности.

Основные понятия урока:

первобытность

древность

Наша задача:

сравнить жизнь человечества

в первобытном обществе

и в древности.

По каким основаниям мы можем провести сравнение? 1. Занятия людей, обеспечение себя всем необходимым для жизни (хозяйство, экономическая сфера). 2. Организация жизни людей в обществе: управление, защита (политическая сфера). 3. Наличие неравенства (социальная сфера). 4. Религиозные верования, культурные достижения (духовная сфера).

По каким основаниям мы можем провести сравнение?

1. Занятия людей, обеспечение себя всем необходимым для жизни (хозяйство, экономическая сфера).

2. Организация жизни людей в обществе: управление, защита (политическая сфера).

3. Наличие неравенства (социальная сфера).

4. Религиозные верования, культурные достижения (духовная сфера).

Первобы́тное о́бщество    (также  доистори́ческое о́бщество ) — период в истории человечества до изобретения письменности.   Древнейший период человеческой истории  (предыстории) – от появления первых людей до возникновения первых государств – получил название первобытно-общинного строя, или первобытного общества. В это время происходило не только изменение физического типа человека, но и орудий труда, жилищ, форм организации коллективов, семьи, мировоззрения и т.д. С учетом этих составляющих ученые выдвинули ряд систем периодизации первобытной истории человечества до изобретения письменности.

Первобы́тное о́бщество   (также  доистори́ческое о́бщество ) — период в истории человечества до изобретения письменности.

  • Древнейший период человеческой истории  (предыстории) – от появления первых людей до возникновения первых государств – получил название первобытно-общинного строя, или первобытного общества. В это время происходило не только изменение физического типа человека, но и орудий труда, жилищ, форм организации коллективов, семьи, мировоззрения и т.д. С учетом этих составляющих ученые выдвинули ряд систем периодизации первобытной истории человечества до изобретения письменности.
Классическая периодизация первобытности Наиболее разработанной является археологическая периодизация, в основе которой лежит сопоставление изготовленных человеком орудий труда, их материалов , форм жилищ, захоронений и т.д. В  каменном веке , который обычно отождествляется с первобытно-общинным строем, выделяются три эпохи: палеолит (греч.– древний камень) – до 12 тыс. лет назад, мезолит (средний камень) – до 9 тыс. лет назад, неолит (новый камень) – до 6 тыс. лет назад. На смену каменному веку приходит краткий  период энеолита , т.е. существования культур с медно-каменным инвентарем. Бронзовый век  (лат.– энеолит; греч.– халколит). Желе́зный век  — период в истории первобытного общества, характеризующийся распространением металлургии железа и изготовлением железных орудий.

Классическая периодизация первобытности

  • Наиболее разработанной является археологическая периодизация, в основе которой лежит сопоставление изготовленных человеком орудий труда, их материалов , форм жилищ, захоронений и т.д.
  • В  каменном веке , который обычно отождествляется с первобытно-общинным строем, выделяются три эпохи: палеолит (греч.– древний камень) – до 12 тыс. лет назад, мезолит (средний камень) – до 9 тыс. лет назад, неолит (новый камень) – до 6 тыс. лет назад.
  • На смену каменному веку приходит краткий  период энеолита , т.е. существования культур с медно-каменным инвентарем.
  • Бронзовый век  (лат.– энеолит; греч.– халколит).
  • Желе́зный век  — период в истории первобытного общества, характеризующийся распространением металлургии железа и изготовлением железных орудий.
Первобытность  на Ленте времени

Первобытность на Ленте времени

Периодизация Л.Моргана  (70-е годы XIX в. ) Ученый основывался на сопоставлении древних культур с современными культурами американских индейцев. Он выделил три периода: дикость, варварство и цивилизацию. Период дикости – это время раннего родового строя (палеолит и мезолит), он завершается изобретением лука и стрел. В период варварства появляются керамические изделия, возникают земледелие и животноводство. Для цивилизации характерно появление бронзовой металлургии, письменности и государств.

Периодизация Л.Моргана (70-е годы XIX в. )

  • Ученый основывался на сопоставлении древних культур с современными культурами американских индейцев. Он выделил три периода: дикость, варварство и цивилизацию.
  • Период дикости – это время раннего родового строя (палеолит и мезолит), он завершается изобретением лука и стрел. В период варварства появляются керамические изделия, возникают земледелие и животноводство. Для цивилизации характерно появление бронзовой металлургии, письменности и государств.
В 40-е годы XX в. советские ученые П.П. Ефименко, М.О. Косвен, А.И. Першиц и др. предложили системы периодизации первобытного общества, критерием которых были эволюции форм собственности, степень разделения труда, семейные отношения и т.д. В обобщенном виде такую периодизацию можно представить так:  1) эпоха первобытного стада;  2) эпоха родового строя;  3) эпоха разложения общинно-родового строя (возникновение скотоводства, плужного земледелия и обработки металлов, зарождение элементов эксплуатации и частной собственности).
  • В 40-е годы XX в. советские ученые П.П. Ефименко, М.О. Косвен, А.И. Першиц и др. предложили системы периодизации первобытного общества, критерием которых были эволюции форм собственности, степень разделения труда, семейные отношения и т.д. В обобщенном виде такую периодизацию можно представить так:

1) эпоха первобытного стада;

2) эпоха родового строя;

3) эпоха разложения общинно-родового строя (возникновение скотоводства, плужного земледелия и обработки металлов, зарождение элементов эксплуатации и частной собственности).

Характерные признаки жизнедеятельности в разные периоды На стадии дикости в человеческой деятельности господствовали охота, рыболовство и собирательство, отсутствовала частная собственность, существовало равенство. На стадии варварства появляется земледелие и скотоводство, возникает частная собственность и социальная иерархия. Третья стадия —  цивилизация  — связана с возникновением государства, классового общества, городов, письменности и т. д.

Характерные признаки жизнедеятельности в разные периоды

  • На стадии дикости в человеческой деятельности господствовали охота, рыболовство и собирательство, отсутствовала частная собственность, существовало равенство. На стадии варварства появляется земледелие и скотоводство, возникает частная собственность и социальная иерархия. Третья стадия —  цивилизация  — связана с возникновением государства, классового общества, городов, письменности и т. д.
Неолити́ческая револю́ция —  переход человеческих общин от примитивной экономики охотников и собирателей к сельскому хозяйству, основанному на земледелии и животноводстве, переход от присваивающей к производящей экономике.  ПОСЛЕДУЮЩИЕ РЕВОЛЮЦИИ:  отделение ремесла от сельского хозяйства; отделение управления (власти) от общества; появление письменности и юридического права.

Неолити́ческая револю́ция — 

  • переход человеческих общин от примитивной экономики охотников и собирателей к сельскому хозяйству, основанному на земледелии и животноводстве, переход от присваивающей к производящей экономике.

ПОСЛЕДУЮЩИЕ РЕВОЛЮЦИИ:

  • отделение ремесла от сельского хозяйства;
  • отделение управления (власти) от общества;
  • появление письменности и юридического права.
Развитие агротехнических навыков происходило неравномерно во времени и пространстве, но первые земледельцы появились около 10 тыс. лет назад.  Примерно около 9 тыс. лет назад был одомашнен рис.  Около 10 тыс. лет назад зародилось скотоводство. В горах Загроса   (Ганджи-Даре и др.) — были одомашнены козы   и овцы.
  • Развитие агротехнических навыков происходило неравномерно во времени и пространстве, но первые земледельцы появились около 10 тыс. лет назад.

Примерно около 9 тыс. лет назад был одомашнен рис.

Около 10 тыс. лет назад зародилось скотоводство. В горах Загроса

  (Ганджи-Даре и др.) — были одомашнены козы

  и овцы.

Занятия дюдей в первобытном обществе и в древности Основные занятия связаны   с обеспечением себя пропитанием и всем другим, необходимым для жизни.      В чём заключается основное отличие в занятиях людей на иллюстрациях?

Занятия дюдей в первобытном обществе и в древности

Основные занятия связаны

с обеспечением себя пропитанием и всем другим, необходимым для жизни.

В чём заключается основное отличие в занятиях людей на иллюстрациях?

Тип хозяйства?  1 4 2 3 5 6

Тип хозяйства?

1

4

2

3

5

6

Жизнь в родовой общине земледельцев Общинники жили и трудились в равных условиях.

Жизнь в родовой общине земледельцев

Общинники жили и трудились в равных условиях.

       Государство Соседская община Родовая община

Государство

Соседская община

Родовая община

 Сравните населённые пункты, изображённые на иллюстрациях.  Сделайте вывод о развитии хозяйства.

Сравните населённые пункты, изображённые на иллюстрациях. Сделайте вывод о развитии хозяйства.

 Вместо разрозненных посёлков появляется множество больших городов, занятия населения становятся более разнообразными.

Вместо разрозненных посёлков появляется множество больших городов, занятия населения становятся более разнообразными.

Сравните две иллюстрации.  На какой из них отражена жизнь в государстве?  В условиях цивилизации социальная структура усложняется, состав общества становится более разнообразным.

Сравните две иллюстрации. На какой из них отражена жизнь в государстве?

В условиях цивилизации социальная структура усложняется, состав общества становится более разнообразным.

Религиозные верования древних людей  С появлением государства правители заявляли о своём божественном происхождении  Искусство было тесно связано с религиозными верованиями.

Религиозные верования древних людей

С появлением государства правители заявляли о своём божественном происхождении

Искусство было тесно связано с религиозными верованиями.

Развиваются искусство и наука, появляется письменность.

Развиваются искусство и наука, появляется письменность.

Первичные признаки государства: Наличие территории  Публичная власть и законы, распространяемые на данной территории  Система налогов и сборов  Постоянная армия

Первичные признаки государства:

  • Наличие территории

  • Публичная власть и законы,

распространяемые на данной

территории

  • Система налогов и сборов

  • Постоянная армия

ПРОВЕРОЧНЫЙ ТЕСТ  « Первобытность и древность»   1. Восстановите правильную последовательность этапов первобытного общества: А. Мезолит Б. Железный век В. Неолит Г. Палеолит Д. Энеолит Е. Бронзовый век

ПРОВЕРОЧНЫЙ ТЕСТ « Первобытность и древность»

1. Восстановите правильную последовательность этапов первобытного общества:

А. Мезолит

Б. Железный век

В. Неолит

Г. Палеолит

Д. Энеолит

Е. Бронзовый век

2.Восстановите суждение, вставив пропущенные слова  Согласно сложившимся представлениям, в частности, исследованиям ДНК, становление человека завершилось около (1) тыс. лет назад. При этом все человечество произошло от (2) группы людей (исходная численность популяции – не более (3) тыс. особей, жившей предположительно в (4) 280-140 тыс. лет назад.

2.Восстановите суждение, вставив пропущенные слова

Согласно сложившимся представлениям, в частности, исследованиям ДНК, становление человека завершилось около (1) тыс. лет назад. При этом все человечество произошло от (2) группы людей (исходная численность популяции – не более (3) тыс. особей, жившей предположительно в (4) 280-140 тыс. лет назад.

3. Соотнесите занятия людей с типом хозяйства:  присваивающее (А), производящее (Б).  Рыболовство Земледелие Ремесло Охота Собирательство Животноводство Бортничество

3. Соотнесите занятия людей с типом хозяйства: присваивающее (А), производящее (Б).

  • Рыболовство
  • Земледелие
  • Ремесло
  • Охота
  • Собирательство
  • Животноводство
  • Бортничество
4.Соотнесите характеристики первобытности (А) и древности(Б). 8. Ополчение  9. Появление городов 10. Изготовление простейших орудий труда 11. Публичная власть 12. Система налогов и сборов 13. Жизнь в рукотворной среде 14. Передача знаний при помощи письменности 15. Сложная социальная структура  1. Общинная собственность 2. Разрозненные небольшие посёлки 3. Появление частной собственности 4. Народное собрание, совет старейшин 5. Постоянная армия 6. Передача знаний при помощи мифов и обычаев 7. Относительное равенство членов общины.

4.Соотнесите характеристики первобытности (А) и древности(Б).

8. Ополчение

9. Появление городов

10. Изготовление простейших орудий труда

11. Публичная власть

12. Система налогов и сборов

13. Жизнь в рукотворной среде

14. Передача знаний при помощи письменности

15. Сложная социальная структура

1. Общинная собственность

2. Разрозненные небольшие посёлки

3. Появление частной собственности

4. Народное собрание, совет старейшин

5. Постоянная армия

6. Передача знаний при помощи мифов и обычаев

7. Относительное равенство членов общины.

 6. Когда началась неолитическая революция на территории Передней Азии?  А. В 8 тыс. до н.э. Б. 8 тысяч лет назад В. В 10 тысячелетии до н.э. 5. Какие территории были заселены позже всех остальных? А. Австралия Б.Южная Америка В. Африка

6. Когда началась неолитическая революция на территории Передней Азии?

А. В 8 тыс. до н.э.

Б. 8 тысяч лет назад

В. В 10 тысячелетии до н.э.

5. Какие территории были заселены позже всех остальных?

А. Австралия

Б.Южная Америка

В. Африка

7. Какие суждения являются верными? А. Самые древние орудия труда обнаружены на территории Украины (Трипольская археологическая культура) Б. Неандерталец – непосредственный предшественник человека современного типа. В. Кроманьонец – это тип современного человека. Г. Расы отличаются не только антропологическими признаками (цвет кожи и волос, строение скелета, разрез глаз и т.д.), но и умственными и психическими особенностями. Д. Все древние цивилизации можно разделить на скотоводческие и земледельческие.

7. Какие суждения являются верными?

А. Самые древние орудия труда обнаружены на территории Украины (Трипольская археологическая культура)

Б. Неандерталец – непосредственный предшественник человека современного типа.

В. Кроманьонец – это тип современного человека.

Г. Расы отличаются не только антропологическими признаками (цвет кожи и волос, строение скелета, разрез глаз и т.д.), но и умственными и психическими особенностями.

Д. Все древние цивилизации можно разделить на скотоводческие и земледельческие.

8. Укажите:  1) отличия родовой общины и соседской общины;  2) общие черты родовой общины и соседской общины.  9. В какой период люди стали использовать в хозяйстве металл? А. Во время энеолита Б. Во время мезолита В. Во время бронзового века

8. Укажите:

1) отличия родовой общины и соседской общины; 2) общие черты родовой общины и соседской общины.

9. В какой период люди стали использовать в хозяйстве металл?

А. Во время энеолита

Б. Во время мезолита

В. Во время бронзового века

10. Соотнесите названия древнейших верований людей с их характеристиками.  А. Анимизм 1. Вера в то, что некоторые предметы обладают сверхъестественной силой Б. Фетишизм 2. Вера в то, что далеким предком рода (племени) было животное или растение. В. Тотемизм 3. Вера в то, что все объекты природы, как и человек, обладают душой Г. Магия 4. Вера в то, что человек своими особыми действиями способен воздействовать на силы природы или людей.

10. Соотнесите названия древнейших верований людей с их характеристиками.

А. Анимизм

1. Вера в то, что некоторые предметы обладают сверхъестественной силой

Б. Фетишизм

2. Вера в то, что далеким предком рода (племени) было животное или растение.

В. Тотемизм

3. Вера в то, что все объекты природы, как и человек, обладают душой

Г. Магия

4. Вера в то, что человек своими особыми действиями способен воздействовать на силы природы или людей.

Ключ к проверочному тесту  « Первобытность и древность»   ГАВДЕБ 1- 40 тыс. лет назад;   8. 1) семейный труд, семейное хозяйство, семейное имущество  2) верховная собственность общины на землю и угодья;  совместный труд при строительстве значимых сооружений (оросительные системы, оборонительные рубежи и т.п.)  9. А 10. А-3,Б-1, В-2,Г-4 2 – немногочисленной; 3 – 10 тыс.; 4 – в Африке 3. А - 1,4,5,7  Б – 2,3,6 4. А - 1,2,4,6,7,8,10  Б – 3,5,9,11,12,13,14,15 5. Б 6. А 7. В

Ключ к проверочному тесту « Первобытность и древность»

  • ГАВДЕБ
  • 1- 40 тыс. лет назад;

8. 1) семейный труд, семейное хозяйство, семейное имущество

2) верховная собственность общины на землю и угодья;

совместный труд при строительстве значимых сооружений (оросительные системы, оборонительные рубежи и т.п.)

9. А

10. А-3,Б-1, В-2,Г-4

2 – немногочисленной; 3 – 10 тыс.; 4 – в Африке

3. А - 1,4,5,7

Б – 2,3,6

4. А - 1,2,4,6,7,8,10

Б – 3,5,9,11,12,13,14,15

5. Б

6. А

7. В

Оцениваем! 38 - 33 правильных ответа – «5» 32 – 27 правильных ответа – «4» 26 – 20 правильных ответа – «3» 19 и менее правильных ответа – «2»

Оцениваем!

38 - 33 правильных ответа – «5»

32 – 27 правильных ответа – «4»

26 – 20 правильных ответа – «3»

19 и менее правильных ответа – «2»

Источники (иллюстративный материал) http://arthic.ru http://www.cr-delta.ru http://www.bizslovo.org http://osoznanie.orgl http://wiki.vspu.ru/ http://wadjet.narod.ru/l http://www.prehistoryforkids.archeologia.ru http://900igr.net/kartinki/istorija/ http://uznaika.coml

Источники (иллюстративный материал)

http://arthic.ru

http://www.cr-delta.ru

http://www.bizslovo.org

http://osoznanie.orgl

http://wiki.vspu.ru/

http://wadjet.narod.ru/l

http://www.prehistoryforkids.archeologia.ru

http://900igr.net/kartinki/istorija/

http://uznaika.coml


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!