СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская разработка урока литературы по сказу Н. С. Лескова "Левша"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка открытого мероприятия может стать помощником для учителя литературы. Урок составлен с учетом ФГОС ООО.

Просмотр содержимого документа
«Авторская разработка урока литературы по сказу Н. С. Лескова "Левша"»

(1 слайд) Добрый день, ребята. Присаживайтесь. Тема урока у нас с вами сегодня очень важная. мы продолжаем говорить о произведении, в котором автор затрагивает проблемы, не чуждые русскому человеку – это сказ «Левша». Вспомним, кто же является его автором? (2 слайд потрет писателя).

(Автором является Николай Семенович Лесков. Он родился 16 февраля 1831 года в городе Орел.

Отец его был чиновником, когда умер, Н. С. Лескову было семнадцать лет. будущему писателю надо было работать, служить. Он переехал в Киев к своему дяде, там жил и работал .

В1857 году Лесков переехал в Пензенскую губернию. За три года он исколесил всю Россию. За свою жизнь написал много произведений, среди которых можно выделить сказ «Левша».)

(3 слайд с названием сказа)

Умница. Теперь вспомним, как появилось это произведение?

(Появилось это произведение не случайно. В 1878 г. Лесков был в городе Сестрорецке, в доме оружейного мастера. Будучи знакомым с помощником начальника местного оружейного завода, Лесков обсуждал с ним вопрос об источниках происхождения одной прибаутки, как «англичане из стали блоху делали, а наши туляки ее подковали, да им назад отослали». Так и не узнав ничего о возникновении этой присказки, Лесков в мае 1881 г. написал этот рассказ).

Хорошо. Произведение Николая Семеновича Лескова стало популярным. Им заинтересовались иллюстраторы, и сказ приобрел свой облик. В театре и кино сказ «Левша» появлялся не единожды. (4 Слайд с картинками о левше мультфильмы и опера), в 1964 году был выпущен мультфильм «Левша». А в 2013 году в Санкт-Петербурге прошла премьера оперы «Левша», которая произвела сильнейшее впечатление на зрителей. Какой вывод мы можем из этого сделать?

(Из всего сказанного можно сделать вывод, что «Левша» уже много лет является популярным произведением, которое и в наше время очень интересно людям).

(слайд 5 с картинкой названия сказа)

Скажите, ребята, почему «Левша» - это не сказка, а сказ? Для этого нужно вспомнить определения, с которыми вы уже знакомы.

(В сказке идет речь о вымышленных героях и событиях. В ней присутствуют Необыкновенные говорящие животные, волшебные предметы и фантастические персонажи есть в сказке. Сказ — жанр литературы, опирающийся на народные предания и легенды, повествование, присутствуют реальные герои, которые жили когда-то. ведущееся от лица рассказчика. В конце сказа всегда есть поучение. Все эти признаки сказа мы видим в «Левше»).

Давайте посмотрим на презентацию и подумаем, кто изображен на иллюстрации и почему именно она стала главной?

(На иллюстрации мы видим Левшу, который был оружейником из Тулы. Он выполняет приказ государя, подковывает блоху).

Какую роль он играет в произведении?

(Левша является главным героем сказа).

Верно. Но почему автор на первое место ставит простого оружейника?

(В произведении один человек подразумевает весь народ).

Верно. Давайте откроем свои тетрадочки и запишем число и тему сегодняшнего урока: Загадка русской души.

(6 слайд с названием темы урока)

Давайте с вами вспомним содержание сказа. Для этого посмотрите на слайд презентации. На нем картинки, находящиеся в хаотичном порядке. Постарайтесь разместить их по мере развития сюжета. (1 минуту). (На 7 слайде разбросанные картинки).

( 1- государь с Платовым у англичан

2- подарок англичан, когда блоха танцует.

3- работа оружейников по приказу государя

4- левша у царя

5- левша у англичан смотрит ружья в гостях

6 –левша на родине перед смертью).

(8 слад картинки в правильном порядке)

Все согласны с подобным расположением картинок? Давайте проверим. Все верно, вы хорошо справились. Вернемся к нашему герою и попробуем о нем рассказать, ответив на вопросы.

(на 9 слайде вопросы)

1. Когда впервые появляется Левша и как он выглядит?

(Впервые левша появляется в 6 главе. «Платов из Тулы уехал, а оружейники три человека, самые искусные из них, один косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны, попрощались с товарищами и с своими домашними да, ничего никому не сказывая, взяли сумочки, положили туда что нужно съестного и скрылись из города).

2. Когда попадает левша к императору и как с ним держится?

(Левша попадает к императору в 10 главе

«А Платов крикнул:

Ну, так врете же вы, подлецы, я с вами так не расстануся, а один из вас со мною в Петербург поедет, и я его там допытаюся, какие есть ваши хитрости.

И с этим протянул руку, схватил своими куцапыми пальцами за шивороток босого левшу, так что у того все крючочки от казакина отлетели, и кинул его к себе в коляску в ноги.

Сиди, – говорит, – здесь до самого Петербурга вроде пубеля, – ты мне за всех ответишь. А вы, – говорит свистовым, – теперь гайда! Не зевайте, чтобы послезавтра я в Петербурге у государя был.»)

Хорошо. Давайте представим, что присутствуем при встрече императора с левшой и посмотрим, как все происходило.

(сценка. Слова распечатать и раздать) 7 минут.

Как довел Платов левшины слова государю, тот сейчас с радостию говорит:

Я знаю, что мои русские люди меня не обманут.– И приказал подать мелкоскоп на подушке.

В ту же минуту мелкоскоп был подан, и государь взял блоху и положил ее под стекло сначала кверху спинкою, потом бочком, потом пузичком, – словом сказать, на все стороны ее повернули, а видеть нечего. Но государь и тут своей веры не потерял, а только сказал:н

Привести сейчас ко мне сюда этого оружейника, который внизу находится.

Платов докладывает:

Его бы приодеть надо – он в чем был взят, и теперь очень в злом виде.

А государь отвечает:

Ничего – ввести как он есть.

Платов говорит:

Вот иди теперь сам, такой-этакой, перед очами государю отвечай.

А левша отвечает:

Что ж, такой и пойду, и отвечу.

Идет в чем был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегаются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится.

«Что же такое? – думает. – Если государю угодно меня видеть, я должен идти; а если при мне тугамента нет, так я тому не причинен и скажу, отчего так дело было».

Как взошел левша и поклонился, государь ему сейчас и говорит:

Что это такое, братец, значит, что мы и так и этак смотрели, и под мелкоскоп клали, а ничего замечательного не усматриваем?

А левша отвечает:

Так ли вы, ваше величество, изволили смотреть?

Вельможи ему кивают: дескать, не так говоришь! а он не понимает, как надо по-придворному, с лестью или с хитростью, а говорит просто.

Государь говорит:

Оставьте над ним мудрить, – пусть его отвечает, как он умеет.

И сейчас ему пояснил:

Мы, – говорит, – вот как клали, – И положил блоху под мелкоскоп.– Смотри, – говорит, – сам – ничего не видно.

Левша отвечает:

Этак, ваше величество, ничего и невозможно видеть, потому что наша работа против такого размера гораздо секретнее.

Государь вопросил:

А как же надо?

Надо, – говорит, – всего одну ее ножку в подробности под весь мелкоскоп подвести и отдельно смотреть на всякую пяточку, которой она ступает.

Помилуй, скажи, – говорит государь, – это уже очень сильно мелко!

А что же делать, – отвечает левша, – если только так нашу работу и заметить можно: тогда все и удивление окажется.

Положили, как левша сказал, и государь как только глянул в верхнее стекло, так весь и просиял – взял левшу, какой он был неубранный и в пыли, неумытый, обнял его и поцеловал, а потом обернулся ко всем придворным и сказал:

Видите, я лучше всех знал, что мои русские меня не обманут. Глядите, пожалуйста: ведь они, шельмы, аглицкую блоху на подковы подковали!).

Спасибо, присаживайтесь на свои места. Ребята, давайте сейчас составим с вами вместе кластер «Какие качества присущи левше».

(любовь к родине, преданность делу, патриотизм, трудолюбие, смекалка, вера, невежество, незнание наук).

Хорошо. Мы с вами выполнили эту работу не просто так. В начале урока было сказано, что левша – это образ всего народа, а качества, указанные нами, олицетворяют темы, свойственные всей России. Давайте попробуем рассмотреть их подробнее. Для этого нам с вами нужно произвести работу с текстом. рассмотрите карточки, которые находятся перед вами. Посмотрите на слайд презентации. У каждой группы карточка с номерами глав и названием темы. Ваша задача найти в тексте аргументы к данным темам и прочитать их. На работу отводится 5 минут.

(слайд 8 с темами)

Тема патриотизма.

Тема любви к Родине.

Тема униженности народа.

Тема религии

Тема находчивости русского народа

Тема человеческой безграмотности.

Тема гибели талантов в России.

Молодцы, вы хорошо поработали. А сейчас давайте посмотрим на последнюю 20 главу и постараемся сделать вывод. Кто готов сказать, для чего в сказе эта глава?

(Так как это сказ, последняя глава дана как вывод по всему тексту).

О чем же говорит читателю автор?

  1. автор говорит, что таких мастеров, как левша, много, но имена их бесследно утрачены. Они не прославились, так как труд их был не нужен и не заметен.

  2. рассказчик говорит, что таких мастеров уже нет, машины всех сравняли и талантливых, и бездарных. Все работают из выгоды.

  3. работники ценят труд машин, так как легче становится и не нужно так много сил прикладывать, но с гордостью вспоминают прошлые времена.

Замечательно. Давайте же сделаем с вами вывод, исходя из того, что сказали на уроке.

( Лесков в своем сказе прославляет народных умельцев, показывает, что Россия со своими талантами всегда переплюнет другие страны. Русский человек непреклонен и непобедим, потому что обладает такими качествами, как любовь к родине, трудолюбие, преданность своему делу, смекалка и глубокая вера).

(Еще автор говорит о том, что талантов много, но их труд в России не востребован, поэтому они исчезают).

А как вы считаете, верно подметил автор или нет?

(Мы считаем, что Лесков не совсем прав. Даже если сейчас все делают машины, все равно труд человеческий, талант никогда не исчезнут, так как народные умельцы всегда будут радовать своими работами).

Молодцы. А сейчас возьмите на своих партах листы самооценки и сами оцените свою работу на уроке, после чего сдайте мне.

Лист самооценки

  1. На уроке я работал … активно / пассивно 
    2. Своей работой на уроке я … доволен / не доволен 
    3. Урок мне показался … коротким / длинным 
    4. За урок я … устал / не устал 
    5. Моё настроение стало … лучше / хуже 
    6. Материал урока мне был … понятен / не понятен 

Заданием на дом для вас будет написание сочинения на одну из предложенных тем:

«Как я себе представляю Левшу?» 

«У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина»

«Мое отношение к левше».

(Если останется время, можно напомнить структуру сочинения).















Приложение 1

Как довел Платов левшины слова государю, тот сейчас с радостию говорит:

– Я знаю, что мои русские люди меня не обманут.– И приказал подать мелкоскоп на подушке.

В ту же минуту мелкоскоп был подан, и государь взял блоху и положил ее под стекло сначала кверху спинкою, потом бочком, потом пузичком, – словом сказать, на все стороны ее повернули, а видеть нечего. Но государь и тут своей веры не потерял, а только сказал:н

– Привести сейчас ко мне сюда этого оружейника, который внизу находится.

Платов докладывает:

– Его бы приодеть надо – он в чем был взят, и теперь очень в злом виде.

А государь отвечает:

– Ничего – ввести как он есть.

Платов говорит:

– Вот иди теперь сам, такой-этакой, перед очами государю отвечай.

А левша отвечает:

– Что ж, такой и пойду, и отвечу.

Идет в чем был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегаются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится.

«Что же такое? – думает. – Если государю угодно меня видеть, я должен идти; а если при мне тугамента нет, так я тому не причинен и скажу, отчего так дело было».

Как взошел левша и поклонился, государь ему сейчас и говорит:

– Что это такое, братец, значит, что мы и так и этак смотрели, и под мелкоскоп клали, а ничего замечательного не усматриваем?

А левша отвечает:

– Так ли вы, ваше величество, изволили смотреть?

Вельможи ему кивают: дескать, не так говоришь! а он не понимает, как надо по-придворному, с лестью или с хитростью, а говорит просто.

Государь говорит:

– Оставьте над ним мудрить, – пусть его отвечает, как он умеет.

И сейчас ему пояснил:

– Мы, – говорит, – вот как клали, – И положил блоху под мелкоскоп.– Смотри, – говорит, – сам – ничего не видно.

Левша отвечает:

– Этак, ваше величество, ничего и невозможно видеть, потому что наша работа против такого размера гораздо секретнее.

Государь вопросил:

– А как же надо?

– Надо, – говорит, – всего одну ее ножку в подробности под весь мелкоскоп подвести и отдельно смотреть на всякую пяточку, которой она ступает.

Помилуй, скажи, – говорит государь, – это уже очень сильно мелко!

– А что же делать, – отвечает левша, – если только так нашу работу и заметить можно: тогда все и удивление окажется.

Положили, как левша сказал, и государь как только глянул в верхнее стекло, так весь и просиял – взял левшу, какой он был неубранный и в пыли, неумытый, обнял его и поцеловал, а потом обернулся ко всем придворным и сказал:

– Видите, я лучше всех знал, что мои русские меня не обманут. Глядите, пожалуйста: ведь они, шельмы, аглицкую блоху на подковы подковали!



Приложение 2

Карточка с заданием №1

Раскройте тему, найдите доказательство из текста и прочитайте его.

Тема №1: Гибель талантов в России.

Тема №2: Дружба и взаимовыручка.

Главы 16, 19, 20.





Карточка с заданием №2

Раскройте тему, найдите доказательство из текста и прочитайте его.

Тема №1: Безграмотность простого человека.

Тема №2: Находчивость русского народа.

Главы 2, 13, 15.





Карточка с заданием №3

Раскройте тему, найдите доказательство из текста и прочитайте его.

Тема №1: Униженность русского народа.

Тема №2: Религия, глубокая вера.

Главы 7, 10, 15, 18.





Карточка с заданием №4

Раскройте тему, найдите доказательство из текста и прочитайте его.

Тема №1: Патриотизм.

Тема №2: Любовь к Родине.

Главы 1, 15, 16.



Приложение 3



Лист самооценки

Ф.И. ученика________________________________

1. На уроке я работал

 

активно

пассивно

2. своей работой на уроке я …

доволен

не доволен

3. урок для меня показался

коротким

длинным

4. за урок я

устал

не устал

5. мое настроение

стало лучше

стало хуже

6. материал урока мне был

понятен

полезен

интересен

не понятен

бесполезен

скучен

7. домашнее задание мне кажется

легким

интересным

трудным

не интересным

Лист самооценки

Ф.И. ученика________________________________

1. На уроке я работал

 

активно

пассивно

2. своей работой на уроке я …

доволен

не доволен

3. урок для меня показался

коротким

длинным

4. за урок я

устал

не устал

5. мое настроение

стало лучше

стало хуже

6. материал урока мне был

понятен

полезен

интересен

не понятен

бесполезен

скучен

7. домашнее задание мне кажется

легким

интересным

трудным

не интересным

Лист самооценки

Ф.И. ученика________________________________

1. На уроке я работал

 

активно

пассивно

2. своей работой на уроке я …

доволен

не доволен

3. урок для меня показался

коротким

длинным

4. за урок я

устал

не устал

5. мое настроение

стало лучше

стало хуже

6. материал урока мне был

понятен

полезен

интересен

не понятен

бесполезен

скучен

7. домашнее задание мне кажется

легким

интересным

трудным

не интересным




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!