СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская разработка урока "Сероводород и сульфиды" . Химия 9 класс.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Авторская разработка урока "Сероводород и сульфиды" . Химия 9 класс.»

Химия 9 класс

Тема урока: Сероводород и сульфиды

Цели урока: Научить устанавливать зависимость физических свойств от вида химической связи и типа кристаллической решетки. Сформировать знания о химических свойствах сероводорода, сульфидов.

Задачи урока:

– Закрепить знания учащихся по пройденной теме: аллотропия серы, физические и химические свойства, применение серы, нахождение в природе.
– Рассмотреть свойства соединения серы-сероводорода и её солей.

– Рассмотреть влияние сероводорода на окружающую среду и здоровье человека.

– уметь составлять уравнения реакций в молекулярном виде и с точки зрения окислительно-восстановительных процессов

– Нравственное и эстетическое воспитание учащихся к окружающей среде

Предметные результаты

-Знать строение, состав, свойства сероводорода, сульфидов.

Метапредметные результаты

-Уметь  доказывать свойства сероводорода, сульфидов записывать уравнения химических реакций в молекулярном, ионном и в окислительно-восстановительном виде.

-Развитие умений сравнивать, анализировать, доказывать, составлять схемы на основе работы с текстом, быть способными решать следующие жизненно-практические задачи: умение давать оценку состояния окружающей среды

-Развитие умения анализировать и отбирать необходимую информацию, умения готовить и делать сообщения, умения пользоваться Интернатом для поиска учебной информации;

- Развитие умений вести беседу, диалог, задавать вопросы

Личностные результаты:

— развитие и формирование интереса к изучению химических процессов;

— развитие интеллектуальных и творческих способно-стей учащихся (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать);

— развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук.


Оборудование: учебник «Химия» 9 класс авторы: Габриелян, Остроумов, Сладков. Издательство: "Просвещение", компьютер; мультимедийная установка; набор ЦОР.

Ход урока

    1. 1.Актуализация знаний учащихся. Определение темы урока, постановка его познавательной задачи.



Учитель предлагает учащимся ответить на ряд вопросов:

– Где в природе сера встречается? Перечислите, какие природные соединения серы вы знаете?

Составьте молекулярное и ионные уравнения реакции между растворами:

сульфида железа (II) и серной кислоты

Какое вещество образуется в результате реакции?

Постановка проблемного вопроса

Проблемный вопрос

11 сентября 1927 г. в 22 ч. 15 мин. Произошло редкое для Крыма явление – разрушительное землетрясение. Эпицентр находился в Ялте и других городах Южного берега Крыма к западу от Севастополя. По свидетельству очевидцев, во время землетрясения наблюдался «огонь красного цвета в виде сильной зарницы» при отсутствии грозовых туч. Огненные вспышки огромного размера были видны даже на расстоянии 60–70 км. Также очевидцы из Феодосии обращали внимание на то, что в 30 км по направлению к Анапе тоже полыхали огненные столбы. Наблюдались они как при главном землетрясении, так и при последовавших той же ночью повторных толчках. Из какого химического вещества состояли «огненные столбы»


Учитель предлагает учащимся сформулировать тему и цели урока

Данному событию даже посвящены посвящены стихи:

Трясся Крым двадцать седьмого года,
И восстало море на дыбы.
Испуская к ужасу народа,
Огненные серые столбы.
Всё прошло. Опять гуляет пена,
Но с тех пор всё выше и плотней
Сумрачная серая гиена
Подступает к днищам кораблей…

Ю. Кузнецов «Тайны Чёрного моря»


Что называет автор гиеной в стихотворении? (сероводород)

Свойства окислителя или восстановителя проявляет сероводород? (сероводород обладает свойствами восстановителя, т.к. сера, входящая в его состав, имеет минимальную степень окисления -2 и в этом случае может только отдавать электроны).

2. Изучение нового материала.

СЕРОВОДОРОД

 

 Физические свойства

Газ, бесцветный, с запахом тухлых яиц, ядовит, растворим в воде (в 1V H2O растворяется 3V H2S при н.у.); t°пл. = -86°C; t°кип. = -60°С.


  • Из исторических источников известно, что известный философ и полководец Плиний Старший героически погиб в 79 году нашей эры, пытаясь спасти людей и исследовать причины катастрофы. В этот день вулкан Везувий уничтожил города Помпеи и Геркуланум, а также виллы в Стабии. Как полководец Плиний командовал имперским флотом в Неаполитанском заливе, защищая порт от пиратов. Плиний погиб, отравившись газом. Как ты думаешь каким? 


Влияние сероводорода на организм:

Сероводород не только скверно пахнет, он еще и чрезвычайно ядовит. При вдыхании этого газа в большом количестве быстро наступает паралич дыхательных нервов, и тогда человек перестает ощущать запах – в этом и заключается смертельная опасность сероводорода.

Насчитывается множество случаев отравления вредным газом, когда пострадавшими были рабочие, на ремонте трубопроводов. Этот газ тяжелее, поэтому он накапливается в ямах, колодцах, откуда быстро выбраться не так-то просто.

Получение

1)      H2 + S  → H2S↑ (при t) 

2)      FeS + 2HCl →  FeCl2 + H2S↑­ 

Химические свойства

1)     Раствор H2S в воде – слабая двухосновная кислота.

 Диссоциация происходит в две ступени:

H2S → H+ + HS- (первая ступень, образуется гидросульфид - ион)

 HS-  → 2H+ + S2- (вторая ступень) 

Сероводородная кислота образует два ряда солей - средние (сульфиды) и кислые (гидросульфиды):

Na2S – сульфид натрия;

CaS – сульфид кальция;

NaHS – гидросульфид натрия;

Ca(HS)2 – гидросульфид кальция.

2)     Взаимодействует с основаниями: 

H2S + 2NaOH(избыток) → Na2S + 2H2O

H2S (избыток) + NaOH → NaНS + H2O

3)     H2S проявляет очень сильные восстановительные свойства: 

H2S-2 + Br2 → S0 + 2HBr

4)     Сероводород окисляется:

при недостатке O2

2H2S-2 + O2 → 2S+ 2H2O

при избытке O2

2H2S-2 + 3O2 → 2S+4O2 + 2H2


3. Закрепление нового материала.

Составь кроссворд. Ключевое слово – вещество, которое имеет запах тухлых яиц.

Вещество жёлтого цвета.

Болотный газ.

Частица с отрицательным зарядом, входящая в состав атома.

Элемент четвёртой группы, главной подгруппы, пятого периода.

Образует гидросферу.

Аллотропная модификация кислорода.

Смесь газов, содержащая кислород.

Кристаллы тёмно-фиолетового цвета.

Жидкость тёмно-красного цвета с неприятным запахом.

10 

Нерастворимое вещество, выпадает в…

11 

Соль сероводорода.






4.Домашнее задание:

Воздействие ванн с этим газом оказывает противовоспалительный эффект и ускоряет процесс заживления мышечной ткани и кожи, в крови снижается холестерин. Воды с этим газом положительно влияют на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы, на общую и иммунологическую реактивность. О каком газе может идти речь? 

Приготовьте сообщение «Опасное влияние сероводорода на человека»,

«Сульфид водорода продлевает молодость», «Сероводород в бальнеологии»


5. Подведение итогов. Рефлексия

Что вам понравилось больше всего на уроке?

Что не понравилось?

Всем спасибо за активную работу на уроке.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!