Химия 9 класс
Тема урока: Сероводород и сульфиды
Цели урока: Научить устанавливать зависимость физических свойств от вида химической связи и типа кристаллической решетки. Сформировать знания о химических свойствах сероводорода, сульфидов.
Задачи урока:
– Закрепить знания учащихся по пройденной теме: аллотропия серы, физические и химические свойства, применение серы, нахождение в природе.
– Рассмотреть свойства соединения серы-сероводорода и её солей.
– Рассмотреть влияние сероводорода на окружающую среду и здоровье человека.
– уметь составлять уравнения реакций в молекулярном виде и с точки зрения окислительно-восстановительных процессов
– Нравственное и эстетическое воспитание учащихся к окружающей среде
Предметные результаты
-Знать строение, состав, свойства сероводорода, сульфидов.
Метапредметные результаты
-Уметь доказывать свойства сероводорода, сульфидов записывать уравнения химических реакций в молекулярном, ионном и в окислительно-восстановительном виде.
-Развитие умений сравнивать, анализировать, доказывать, составлять схемы на основе работы с текстом, быть способными решать следующие жизненно-практические задачи: умение давать оценку состояния окружающей среды
-Развитие умения анализировать и отбирать необходимую информацию, умения готовить и делать сообщения, умения пользоваться Интернатом для поиска учебной информации;
- Развитие умений вести беседу, диалог, задавать вопросы
Личностные результаты:
— развитие и формирование интереса к изучению химических процессов;
— развитие интеллектуальных и творческих способно-стей учащихся (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать);
— развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук.
Оборудование: учебник «Химия» 9 класс авторы: Габриелян, Остроумов, Сладков. Издательство: "Просвещение", компьютер; мультимедийная установка; набор ЦОР.
Ход урока
1.Актуализация знаний учащихся. Определение темы урока, постановка его познавательной задачи.
Учитель предлагает учащимся ответить на ряд вопросов:
– Где в природе сера встречается? Перечислите, какие природные соединения серы вы знаете?
Составьте молекулярное и ионные уравнения реакции между растворами:
сульфида железа (II) и серной кислоты
Какое вещество образуется в результате реакции?
Постановка проблемного вопроса
Проблемный вопрос
11 сентября 1927 г. в 22 ч. 15 мин. Произошло редкое для Крыма явление – разрушительное землетрясение. Эпицентр находился в Ялте и других городах Южного берега Крыма к западу от Севастополя. По свидетельству очевидцев, во время землетрясения наблюдался «огонь красного цвета в виде сильной зарницы» при отсутствии грозовых туч. Огненные вспышки огромного размера были видны даже на расстоянии 60–70 км. Также очевидцы из Феодосии обращали внимание на то, что в 30 км по направлению к Анапе тоже полыхали огненные столбы. Наблюдались они как при главном землетрясении, так и при последовавших той же ночью повторных толчках. Из какого химического вещества состояли «огненные столбы»
Учитель предлагает учащимся сформулировать тему и цели урока
Данному событию даже посвящены посвящены стихи:
Трясся Крым двадцать седьмого года,
И восстало море на дыбы.
Испуская к ужасу народа,
Огненные серые столбы.
Всё прошло. Опять гуляет пена,
Но с тех пор всё выше и плотней
Сумрачная серая гиена
Подступает к днищам кораблей…
Ю. Кузнецов «Тайны Чёрного моря»
Что называет автор гиеной в стихотворении? (сероводород)
Свойства окислителя или восстановителя проявляет сероводород? (сероводород обладает свойствами восстановителя, т.к. сера, входящая в его состав, имеет минимальную степень окисления -2 и в этом случае может только отдавать электроны).
2. Изучение нового материала.
СЕРОВОДОРОД
Физические свойства
Газ, бесцветный, с запахом тухлых яиц, ядовит, растворим в воде (в 1V H2O растворяется 3V H2S при н.у.); t°пл. = -86°C; t°кип. = -60°С.
Из исторических источников известно, что известный философ и полководец Плиний Старший героически погиб в 79 году нашей эры, пытаясь спасти людей и исследовать причины катастрофы. В этот день вулкан Везувий уничтожил города Помпеи и Геркуланум, а также виллы в Стабии. Как полководец Плиний командовал имперским флотом в Неаполитанском заливе, защищая порт от пиратов. Плиний погиб, отравившись газом. Как ты думаешь каким?
Влияние сероводорода на организм:
Сероводород не только скверно пахнет, он еще и чрезвычайно ядовит. При вдыхании этого газа в большом количестве быстро наступает паралич дыхательных нервов, и тогда человек перестает ощущать запах – в этом и заключается смертельная опасность сероводорода.
Насчитывается множество случаев отравления вредным газом, когда пострадавшими были рабочие, на ремонте трубопроводов. Этот газ тяжелее, поэтому он накапливается в ямах, колодцах, откуда быстро выбраться не так-то просто.
Получение
1) H2 + S → H2S↑ (при t)
2) FeS + 2HCl → FeCl2 + H2S↑
Химические свойства
1) Раствор H2S в воде – слабая двухосновная кислота.
Диссоциация происходит в две ступени:
H2S → H+ + HS- (первая ступень, образуется гидросульфид - ион)
HS- → 2H+ + S2- (вторая ступень)
Сероводородная кислота образует два ряда солей - средние (сульфиды) и кислые (гидросульфиды):
Na2S – сульфид натрия;
CaS – сульфид кальция;
NaHS – гидросульфид натрия;
Ca(HS)2 – гидросульфид кальция.
2) Взаимодействует с основаниями:
H2S + 2NaOH(избыток) → Na2S + 2H2O
H2S (избыток) + NaOH → NaНS + H2O
3) H2S проявляет очень сильные восстановительные свойства:
H2S-2 + Br2 → S0 + 2HBr
4) Сероводород окисляется:
при недостатке O2
2H2S-2 + O2 → 2S0 + 2H2O
при избытке O2
2H2S-2 + 3O2 → 2S+4O2 + 2H2O
3. Закрепление нового материала.
Составь кроссворд. Ключевое слово – вещество, которое имеет запах тухлых яиц.
1
Вещество жёлтого цвета.
2
Болотный газ.
3
Частица с отрицательным зарядом, входящая в состав атома.
4
Элемент четвёртой группы, главной подгруппы, пятого периода.
5
Образует гидросферу.
6
Аллотропная модификация кислорода.
7
Смесь газов, содержащая кислород.
8
Кристаллы тёмно-фиолетового цвета.
9
Жидкость тёмно-красного цвета с неприятным запахом.
10
Нерастворимое вещество, выпадает в…
11
Соль сероводорода.
4.Домашнее задание:
Воздействие ванн с этим газом оказывает противовоспалительный эффект и ускоряет процесс заживления мышечной ткани и кожи, в крови снижается холестерин. Воды с этим газом положительно влияют на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы, на общую и иммунологическую реактивность. О каком газе может идти речь?
Приготовьте сообщение «Опасное влияние сероводорода на человека»,
«Сульфид водорода продлевает молодость», «Сероводород в бальнеологии»
5. Подведение итогов. Рефлексия
Что вам понравилось больше всего на уроке?
Что не понравилось?
Всем спасибо за активную работу на уроке.