СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская разработка внеклассного мероприятия по экологии в 7 классах, посвящённого Году экологии в Респ. Башкортостан (2017 год) "Экология родного края"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Авторская разработка внеклассного мероприятия по экологии в 7 классах, посвящённого Году экологии в Респ. Башкортостан (2017 год) "Экология родного края"

Просмотр содержимого документа
«Авторская разработка внеклассного мероприятия по экологии в 7 классах, посвящённого Году экологии в Респ. Башкортостан (2017 год) "Экология родного края"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа с. Дмитриевка муниципального района Уфимский район РБ







Конспект внеклассного мероприятия по экологии

7 класс

«Экология родного края», посвященного Году экологии в РБ

















Класс: 7-ые классы


Подготовила и провела: учитель биологии

Михайлова Т.Д.







2017г



Цель: формирование негативной нравственной оценки нарушений в сфере природы, негативного отношения к бездумному, безответственному отношению к природе.

Задачи:

  1. Расширить представления об экологических законах, повысить интерес к экологическому образованию и экологии в целом;

  2. Способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе;

  3. Побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей.

Предварительная подготовка:

- Провести конкурс фоторабот «Природа родного края»;



Оформление, оборудование:

  • Карточки с описанием экологических ситуаций;

  • на слайде – эпиграф:

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

Е.Евтушенко


План мероприятия

  1. Вступительное слово учителя

  2. Конкурс фоторабот «Природа родного края»

  3. Ботанический конкурс «Зелёная тропа»

  4. Конкурс «Братья наши меньшие».

  5. Информационный блок «Законы экологии»

  6. Виртуальный экологический рейд «Какие законы нарушены»?

  7. Работа в группах «Как жители нашего края нарушают (или соблюдают) экологические законы?»

  8. «Обращение от имени природы»

  9. Заключительное слово «Убивай зверей внутри себя»

  10. Подведение итогов. Рефлексия



Подготовительная работа:

Формируются три команды по 6 человек, каждой из которых даётся задание:

  • Сделать фотоработу на тему: «Природа родного края» и подготовить выступление.

  • Придумать название, девиз и эмблему команды.

  • Выбирается жюри из учителей, которое обговаривает критерии оценки и баллы каждого конкурса. По итогам каждого конкурса подводятся предварительные итоги.


Ход мероприятия


  1. Ведущий: Сегодня участники конкурса и болельщики должны продемонстрировать знания по биологии, проблем экологии, понимание необходимости заботы о всех живых существах.

А сейчас о программе нашего экологического мероприятия, которое включает следующие тематические конкурсы:

  • «Природа родного края» (домашнее задание).

  • «На зеленой тропе» (ботанический конкурс).

  • «Братья наши меньшие» (зоологический конкурс).

  • «По страницам Красной книги».

  • «Все связано со всем» (конкурс экологических ситуаций).

В конкурсе принимают участие команды 7-х классов.

Оценивать знания участников будет компетентное жюри. (Представление членов жюри).

А вот и наши команды. (Объявляются команды-участницы с предоставлением возможности разъяснить свою эмблему и девиз.)


  1. Конкурс фоторабот «Природа родного края».

Ведущий: Начинаем нашу работу конкурсом фоторабот «Природа родного края». (Защита рисунков.) Максимальная оценка - 10 баллов.


  1. Ботанический конкурс «Зелёная тропа»


Ведущий: А сейчас команды приглашаются на «Зелёную тропу» ботанического конкурса. (Командам предлагаются загадки о растениях. Если участники не могут ответить, то право ответа передаётся другой команде.)

  1. Конкурс «Братья наши меньшие».

Ведущий: Теперь команды померятся своими знаниями в конкурсе «Братья наши меньшие».

Каждой команде даётся два задания:

  • Ответить на 10 вопросов-тестов;

  • Угадать названия птиц по силуэтам.

На выполнение заданий отводится 5 минут. Максимальная оценка за каждое задание - 10 баллов. (Команды выполняют задания и сдают в жюри.)

Ведущий: Пока жюри подводит итоги первых трёх конкурсов, предлагаем болельщикам продемонстрировать свои знания. (Задаются вопросы о растениях.)

Ведущий: Предоставляем слово жюри для подведения итогов конкурса рисунков, ботанического и зоологического конкурсов. (Выступление членов жюри.)

Ведущий: А вы знаете, что такое Красная книга? (Ответы участников.) Наш следующий конкурс - «По страницам Красной книги».

Первое задание конкурса: назвать растения, находящиеся под угрозой исчезновения. (Команды по очереди называют растения.)

Ведущий: Всемирный фонд защиты природы бьет тревогу: за последние 25 лет люди уничтожили более 30% природных ресурсов планеты, разрушили обширные площади естественных мест обитания многих видов растений и животных. Все чаще говорят об экологическом кризисе, который один ученый сравнил с рифом, а нашу Землю с кораблем, что мчится к нему на всех парусах. Остановить движение корабля невозможно, круто изменить курс - тоже нельзя. Остается замедлить его движение в опасном направлении.

  1. Информационный блок «Законы экологии»

Учитель: А между тем этих законов всего четыре. Их так легко запомнить! Их сформулировал их американский учёный Барри Коммонер.

Первый закон: «Всё связано со всем». В Норвегии уничтожили хищных птиц, чтобы сохранить куропаток. Но куропатки вскоре погибли от эпидемии. Оказывается, ястребы и совы поедали больных птиц, выполняли роль санитаров, а значит, предотвращали эпидемии.

Второй закон гласит: «Всё должно куда-то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.

Третий закон: «Ничто не даётся даром». Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями. В Китае были уничтожены миллионы воробьёв, после чего развелось огромное количество вредителей. И китайцы стали покупать воробьёв в других странах.

За всё приходится платить.

Четвёртый закон: «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её.

Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и выполнять эти законы.

  1. Виртуальный экологический рейд «Какие законы нарушены?»

Учитель. А теперь давайте проанализируем такую ситуацию и определим, какие законы нарушены. (Просмотр видеофрагмента «Смешарики» - «Маленькое большое море»)

Примерные ответы детей:

- Эти вещества обязательно осядут на растениях и водорослях, живущих в реке. Растения и водоросли попадут в желудок травоядным рыбам вместе с ядовитыми веществами. Если травоядную рыбу съест хищная, токсичные вещества переселятся уже в её организм. Последняя, же может попасться на крючок человеку, и тогда человек по закону получит пищевое отравление.

- Нарушены первый и второй экологические законы.

- Нужно пропустить промышленные отходы через очистку.



  1. Работа в группах «Как жители нашего края нарушают (или соблюдают) законы экологии»

Учитель: Приведите свои примеры из жизни о том, как жители нашего края могут нарушать, или наоборот, соблюдать, экологические законы.

Ребята приводят свои примеры.

1 группа: Дворники сжигают листву, чтобы не вывозить её за город. Листва городских деревьев накапливает огромное количество токсических веществ: от автомобилей, заводов. Её обязательно нужно уничтожать.

Типичное нарушение второго закона: дворники думают, что листья сгорят и просто исчезнут, но это не так: листья, сгорая, отравляют воздух, вызывая болезни людей.

Листья категорически запрещается сжигать, их нужно вывозить за город.

2 группа: В цветочном магазине покупаем упаковку удобрения «биогумус». На упаковке написано, что это удобрение произведено из обыкновенного мусора, а произвёл его необыкновенный червяк, выведенный калифорнийскими учёными! Интересная информация! Читаем дальше. Эти черви пожирают любой органический материал: опилки, бумагу, картон, гнилые овощи и т.д., превращая всё это в чрезвычайно ценное органическое удобрение – биогумус. А вот полиэтилен, металл и стекло червяк не ест, он его просто не переваривает. Калифорниец удивительно прожорлив: он съедает в сутки два раза больше, чем весит, а ещё он не прихотлив и прекрасно чувствует себя при температуре от +4 до +40 градусов С. Живёт этот труженик целых 16 лет.

- Это, наоборот, строгое выполнение законов экологии.

- Тут выполняется второй закон: «Всё должно куда-то деваться». Мусор не превращается в токсические отходы, а даёт пищу червяку и становится ценным удобрением.

- А ещё и четвёртый закон выполняется: «Природа знает лучше». Червяк существо природное, он и знает, как лучше переработать отходы.

3 группа: Мы выехали за город, в дачный посёлок. Когда-то тут было болото, весело квакали лягушки, тучей клубились комары. Но дачники решили избавиться от болота и начали его осушать.

- Ни в коем случае нельзя этого делать! Осушив болото, можно потерять речку, да и лес пропадёт!

- Нарушается четвёртый закон природы: «Природа знает лучше». Если тут, в этом месте природа создала болото, так тут ему и нужно быть.

- Для экологического равновесия в этом месте очень нужно и болото, и лягушки, и комары, иначе будет засуха.

Учитель: Ну что ж, я вижу, вы неплохо усвоили законы экологии. А это уже один из признаков экологической культуры.

  1. «Обращение от имени Природы»

Сегодня мы узнали законы экологии. К сожалению, многие не знают этих законов и загрязняют Землю, нарушают хрупкое экологическое равновесие в природе. А если бы Природа могла говорить, что бы она сказала своим детям? Давайте послушаем обращение от имени природы:

«Дорогие люди! Что с вами происходит? Почему вы портите все, что видите – кидаете везде мусор, сжигаете листву, ломаете ветки деревьев, рвете цветы? Это неправильно. Вы сами виноваты, что всё живое гибнет. Ведь всё связано, - каждый кустик, каждый листочек, каждое насекомое, каждый зверек... Если будет так продолжаться, то всё совсем пропадёт – вся свежесть, которую вы чувствуете, вся красота, которой вы любуетесь... Пожалуйста, берегите меня и уважайте все то, что я даю вам!»

Учитель: Спасибо, надеюсь, эти слова будут услышаны.



9. Заключительная беседа «Убивай зверей внутри себя»

Учитель: Сегодня мы говорили о законах экологии. Знание и выполнение этих законов – важнейший признак экологической культуры. Но этого не достаточно. Нужна ещё и экология души.

Прочитайте эпиграф к нашему мероприятию - строки поэта Евгения Евтушенко (читает).

О чём говорит здесь поэт?

Примерные ответы детей:

- Что нужно беречь природу.

- Что нельзя убивать зверей.

- Что нужно любить самую маленькую былиночку и букашку.


Учитель: Поэт призывает убивать зверей внутри себя. Что это за звери?

Примерные ответы детей:

- Это жадность, зависть, глупость, злоба, хитрость, трусость, лесть, подлость, бездушие, хвастливость, гордыня и т.д.

- Это всё плохое, чёрное, дикое, что есть в человеке.

- Это то, что мешает человеку полюбить другого человека и весь мир.


Учитель: Мне кажется, вы все правы. Звери внутри нас – это плохие качества характера, которые мешают нам полюбить другого человека, полюбить мир, полюбить природу.

И мы должны постоянно истреблять этих зверей в своём сердце. Тогда и наши экологические знания и умения пойдут на пользу природе.


  1. Давайте подведём итог нашего мероприятия

Ведущий: Итак, наш конкурс подошёл к концу. Пока жюри подводит итоги, мы посмотрим кадры из фильма о национальных парках мира. демонстрация фильма.)



Ведущий: Слово предоставляется жюри. Оно огласит результаты экологического мероприятия. (Жюри оглашает итоги оставшихся конкурсов и окончательные результаты. Проводится награждение.)

Ведущий: Благодарим всех, принявших участие в нашем конкурсе, за знания, за умения, большую проделанную работу.

Желаем всем здоровья, успехов, новых знаний! Вносите каждый день пусть маленький, но реальный вклад в дело сохранения живой природы России и мира в целом!




Конкурс «На зеленой тропе»

Хоть чином и не хан,

На голове - султан

И с золотом кубышки

Запрятаны под мышки. (Кукуруза)

У мамки дочки -

На шнурочке. (Земляника)


Девица белолица

Солнца не выносит,

Зонтик себе просит. (Цветная капуста)


Цветок напрасный,

Плод - опасный,

А поле все засажено. (Картофель)


Что же это за подвох?

Вдруг на дереве - горох! (Акация)


Ягода красна,

Ягода вкусна.

Режь да соли!

Ешь да хвали! (Томат)


Расту в лесу под кустиком

На длинном стебельке.

Кругом четыре листика,

А в самой глубине

Чернее ночи - ягода,

Да сильный яд во мне. (Вороний глаз)


Выросла травка - к пище приправка,

Ее пожитки - душистые нитки. (Укроп)


Не бьет, не ругает, а все от него плачут. (Лук)










Оценочный лист

Конкурсы

Кол-во баллов

1. «На зелёной тропе»


2. «Братья наши меньшие»:

1) тест

2) силуэты птиц


3. «По страницам Красной книги»:

1) исчезающие растения




  1. 4. «Все связано со всем»

5. Информационный блок «Законы экологии»

  1. 6. Виртуальный экологический рейд «Какие законы нарушены»?

  2. 7. Работа в группах «Как жители нашего края нарушают (или соблюдают) экологические законы?»

1 загадка - 1 балл




Макс. - 8 бал.

Макс. - 15 бал.




1 растение -1 балл






Макс. - 10 баллов


Макс. - 10 баллов



Макс. - 10 баллов




Макс. - 10 баллов




Итого:





















Все связано со всем

(Конкурс экологических ситуаций)

Карточка №1

В Мировой океан ежегодно поступает около 13-14 млн. тонн нефтепродуктов. Нефть в водоемы попадает в результате утечки при погрузке танкеров, при авариях танкеров, сбросе остатков нефтяного груза.

Задание. Опишите кратко дальнейшее развитие экологической ситуации при разливе нефти, ее последствия и предложите пути выхода из этой ситуации.

Все связано со всем

(Конкурс экологических ситуаций)

Карточка №2

Человек - часть живой природы. Здоровье человека определяется не только состоянием окружающей среды, но и образом жизни, питанием. В магазинах края довольно широкий выбор молочных продуктов. В то же время частные лица в неустановленных местах реализуют молоко в полиэтиленовых бутылках, используемых вторично.

Задание. Опишите кратко дальнейшее развитие экологической ситуации, ее возможные последствия влияния на здоровье человека и предложите пути ее решения.

Все связано со всем

(Конкурс экологических ситуаций)

Карточка №3

Морской транспорт чрезвычайно загрязняет Мировой океан. Выбрасываются консервные банки, пластиковые бутылки, бумажные и полиэтиленовые пакеты и другой мусор. Рыбаки оставляют в море рыболовные синтетические сети.

Задание. Проанализируйте последствия загрязнения Мирового океана морским транспортом, предложите выход из данной экологической ситуации.

Все связано со всем

(Конкурс экологических ситуаций)

Карточка №4

Бесконтрольное применение минеральных удобрений (азотных и фосфорных) приводит к перенасыщению вод органическими соединениями. Это вызывает рост сине-зеленых водорослей.

Задание. Опишите кратко дальнейшее развитие экологической ситуации и предложите пути ее решения.

Все связано со всем

(Конкурс экологических ситуаций)

Карточка №5

На одном далеком острове люди решили уничтожить комаров. Использовали для этого ядохимикаты. Комары действительно исчезли, но через некоторое время появилось множество крыс. Они полчищами нападали на поля и сараи местных жителей, поедая зерно. Люди не могли понять, почему появилась эта «напасть».

Задание. Раскройте причинно-следственные связи, которые привели к развитию данной экологической ситуации, охарактеризуйте последствия и предложите пути выхода из этой экологической ситуации.









































Ответы. Экологические ситуации.

Карточка 1.

В Мировой океан ежегодно поступает около 13-14 млн. тонн нефтепродуктов. Нефть в водоемы попадает в результате утечки при погрузке танкеров, при авариях танкеров, сбросе остатков нефтяного груза.


Задание. Опишите кратко дальнейшее развитие экологической ситуации при разливе нефти, ее последствия и предложите пути выхода из этой ситуации.


Нефтяные загрязнения весьма токсичны. Портятся вкусовые качества воды, а рыба приобретает неприятный и неустранимый привкус. При концентрации нефтепродуктов выше 0,5 мг на литр рыба гибнет, при концентрации 1,2 мг на литр – не выдерживает планктон и бентос. Ядовитая нефтяная пленка препятствует испарению воды с поверхности Мирового океана, нарушает его нормальный газообмен (за счет океана в атмосферу поступает до 50% кислорода и 82% влаги).

Нефть склеивает перья морских птиц. Если нефть свежая, то она действует как яд. Нефтяная пленка не дает проникнуть в глубь моря кислороду. Задыхаются водоросли, рачки. Рыбе становится нечем питаться – она погибает от голода. Необходим контроль за транспортировкой, разгрузкой нефти.

Необходимо соблюдение нормативных организационных и хозяйственно-производственных мер при эксплуатации объектов, связанных с перевозкой нефтепродуктов. Если произошла утечка, надо принимать срочные меры по устранению последствий: очищение поверхности океана с помощью специальных реагентов, ограничение распространения нефтяных пятен, спасение животных.



Карточка 2.

Человек - часть живой природы. Здоровье человека определяется не только состоянием окружающей среды, но и образом жизни, питанием. В магазинах края довольно широкий выбор молочных продуктов. В то же время частные лица в неустановленных местах реализуют молоко в полиэтиленовых бутылках, используемых вторично.

Задание. Опишите кратко дальнейшее развитие экологической ситуации, ее возможные последствия влияния на здоровье человека и предложите пути ее решения.


При употреблении молока, купленного у частных лиц, можно получить пищевые отравления, поскольку полиэтиленовые емкости не подлежат термической обработке. Микробы, находящиеся в необработанных бутылках, могут вызвать острые кишечные заболевания. Если реализуется молоко от больного животного, есть риск заболеть ящуром, бруцеллезом и другими болезнями. Лица, торгующие молоком в полиэтиленовой таре, часто не имеют справок о состоянии здоровья животных и качестве реализуемой продукции. Кроме того, бутылки могут быть подобраны в мусорных контейнерах.

Молоко и молочные продукты лучше всего покупать в магазинах, так как продукция в этом случае сертифицирована, указаны сроки реализации. Если молоко приобретается у частников, необходимо требовать у них ветеринарную справку о состоянии здоровья животного и качестве продукции, обращать внимание на чистоту посуды – стеклянной тары – и внешний вид продавцов, кипятить молоко.





Карточка 3.

Морской транспорт чрезвычайно загрязняет Мировой океан. Выбрасываются консервные банки, пластиковые бутылки, бумажные и полиэтиленовые пакеты и другой мусор. Рыбаки оставляют в море рыболовные синтетические сети.


Задание. Проанализируйте последствия загрязнения Мирового океана морским транспортом, предложите выход из данной экологической ситуации.


Это приводит к загрязнению океана, превращению его в свалку. Гибнут морские животные, в частности кожистые черепахи и тюлени. Они принимают полиэтиленовые пакеты за медуз и проглатывают их. Желудок забивается, и животные гибнут. Очень часто в желудках акул обнаруживают при вскрытии консервные банки, комки мазута, другие предметы, так как акулы, когда голодны, хватают все подряд.

Часто морские животные (тюлени, киты, дельфины, птицы) не могут нормально жить и питаться, поскольку их тело туго стягивает сетка, она не разлагается в природе и поэтому доставляет мучения животным на протяжении всей жизни.

Меры: не выбрасывать в океан мусор, который не утилизируется в природе, вести разъяснительную работу с моряками и пассажирами морского транспорта, ввести квоты на рыбный промысел.



Карточка 4.

Бесконтрольное применение минеральных удобрений (азотных и фосфорных) приводит к перенасыщению вод органическими соединениями. Это вызывает рост сине-зеленых водорослей.


Задание. Опишите кратко дальнейшее развитие экологической ситуации и предложите пути ее решения.


Бурное развитие сине-зеленых водорослей («цветение водоемов») сопровождается интенсивным потреблением растворенного в воде кислорода, недостаток которого в дальнейшем вызывает их гибель. Отмирая и оседая на дно, водоросли разлагаются, на что также тратится кислород. Все это влечет за собой массовую гибель представителей флоры и фауны. Водоросли выделяют большое количество веществ, угнетающих зоопланктон и микрофлору, а в некоторых случаях отравляющих рыбу, птицу, домашний скот и человека.

Необходимо нормировать внесение минеральных удобрений на поля, следить за соблюдением правил хранения минеральных удобрений на складах, фермах. В случае загрязнения водоемов удобрениями не допускать домашний скот на водоем. Вести борьбу за восстановление водных ресурсов, проводить мероприятия по очистке сточных вод, так как они также стимулируют размножение сине-зеленых водорослей.




Карточка 5.

На одном далёком острове люди решили уничтожить комаров. Использовали для этого ядохимикаты. Комары действительно исчезли, но через некоторое время появилось множество крыс. Они полчищами нападали на поля и сараи местных жителей, поедая зерно. Люди не могли понять, почему появилась эта «напасть».

Задание. Раскройте причинно-следственные связи, которые привели к развитию данной экологической ситуации, охарактеризуйте последствия и предложите пути выхода из этой экологической ситуации.

Ядохимикаты, уничтожающие комаров, попали на растения, которыми, в свою очередь, питались тараканы (насекомые). Насекомые питались растениями, но не погибали от яда. В то же время он накапливался в их телах.

Этих тараканов ловили ящерицы. Они слабели от яда и становились легкой добычей кошек. Для кошек яд оказался смертельным. Вскоре их совсем не осталось на острове. Наступило раздолье для крыс.



Источники информации:


  1. Давыдова А. В., Хижниченко А. Д., - М.: ВАКО, 2013 – 272 с.

  2. http://rpp.nashaucheba.ru/docs/index-100264.html

  3. http://www.o-detstve.ru/forteachers/educstudio/poetry/10686.html

  4. http://videoscope.cc/97971-smeshariki-malenkoe-bolshoe-more.html




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!