СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская разработка "Знатоки природы"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Авторская разработка "Знатоки природы"»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детский эколого - биологический Центр»

города Каменск-Шахтинский







Методическая разработка

учрежденческого интеллектуального конкурса «Знатоки природы»










Возраст обучающихся: 8-11лет

Разработчики: Щербакова Анна Васильевна

Пискун Эльвира Хамитовна

педагоги дополнительного образования

МБУ ДО «ДЭБЦ»























Каменск-Шахтинский, 2022

Содержание

Аннотация 3

Пояснительная записка 3

Возрастная группа: 2-3 класс 5

Часть №1 5

Часть №2 5

Задание №1 5

Задание№2 7

Часть №3 7

Возрастная группа: 4 класс 7

Часть №1 8

Часть №2 10

Задание №1 10

Задание №2 10

Часть №3 10

Заключение 11

Список используемых источников 12

Приложение 1 13

Приложение 2 15







































Аннотация

Интеллектуальный конкурс - нетрадиционная форма оценки уровня знаний обучающихся и выявления талантливых учеников. Цель – не только выявление одаренных детей на самой ранней ступени обучения в учреждении дополнительного образования, но и развитие у них творческого начала, интереса к изучению окружающего мира.

Методическая разработка будет полезна педагогам-организаторам, педагогам дополнительного образования, учителям начальных классов.

Интеллектуальный конкурс «Знатоки природы» разработан на основе материалов Всероссийской олимпиады «Эколята - молодые защитники природы», «Я люблю окружающий мир», «Мир природы».

Авторы: Пискун Эльвира Хамитовна - педагог дополнительного образования 1 категории МБУ ДО «ДЭБЦ» города Каменск-Шахтинский.

Щербакова Анна Васильевна - педагог дополнительного образования МБУ ДО «ДЭБЦ» города Каменск-Шахтинский.

Предлагаемые материалы конкурса позволят проверить уровень информационной компетентности, самостоятельность, находчивость и смекалку.

Пояснительная записка

XXI век – время информационного бума. Самая разная информация (научные факты, достижения, открытия и т.д.) становятся доступны взрослым и детям благодаря возможностям современной науки и техники. Дети читают много книг. Пользуются возможностями электронных носителей и интернета. В следствии этого ребенка формируется естественная потребность в применении полученных знаний. Интеллектуальный конкурс «Знатоки природы» дает детям прекрасную возможность показать, насколько широки их познания в области природы. Конкурс является одним из наиболее интересным и массовых мероприятий.

Конкурс предусматривает две возрастные категории детей от 8 до 11 лет:

• 8-9 лет (2-3 классы);

• 10-11 лет (4 классы).

Цель: выявление интеллектуального и творческого потенциала среди обучающихся.

Задачи:

1.выявлять и развивать у обучающихся творческие способности и интерес к проблемам экологии, охраны природы, научно – исследовательской деятельности;

2.формировать у обучающихся навыки экологической культуры, правила безопасного поведения в природе и социальной среде, способы здоровьесбережения;

3. создать необходимые условия для поддержки одаренных детей.

Методические приемы проведения конкурса

Интеллектуальный конкурс «Знатоки природы» природы проводится в форме интеллектуальной игры, основанной на применении игроками своего интеллекта или эрудиции. В данном конкурсе от участников требуется отвечать на вопросы экологической направленности, что способствует развитию познавательных интересов, мыслительных процессов, положительной мотивации к обучению школьников и поддерживает эмоциональный настрой. Проведение данного мероприятия — это способ выявления одаренных детей и один из методов работы с ними. Вопросы для конкурса составлены в соответствии с конкретными критериями: – вопрос содержит интересную и новую для обучающихся информацию, достаточно большой (но не чрезмерно) объем информации по данной теме; – сложность вопроса находится на пределе возможностей участников конкурса (игры); – каждый вопрос несет смысловую нагрузку, достаточную для полного рассмотрения данного аспекта темы; – вопросы содержат информацию разного типа и в разной форме, поскольку среди участников игры могут быть дети с разными ведущими видами мышления, восприятия и памяти; – вопросы соответствуют по сложности возрасту принимающих участие в игре; – вопрос имеет только один (конкретный) ответ в задания с выбором одного ответа.

Каждый обучающиеся получает распечатанную матрицу ответов (Приложение 2,3.) и индивидуально выполняет задание.

Оценка результативности при прохождении всех испытаний участниками интеллектуального конкурса «Знатоки природы» осуществляется оргкомитетом конкурса. По окончании работы участников конкурса оргкомитет МБУ ДО «ДЭБЦ» по ключам для проверки заданий (Приложение 1) проверяет работы, заполняет итоговый протокол. Общая оценка участника получается суммированием его оценок по всем трем заданиям конкурса.

К конкурсу разработано положение о проведении конкурса (Приложение 4).

Необходимые ресурсы

Конкурс проводится 24 ноября 2022 года в МБУ ДО «ДЭБЦ» по адресу: ул. Ленина. 45 г. Каменск – Шахтинский Ростовская область.

Начало регистрации в 13.30.

Начало интеллектуального конкурса в 14-00.

На выполнение заданий отводится 45 минут.

Оборудование: листы бумаги, ручки, тестовые задания.

Этапы проведения:

1.Тестовые задания;

2.Логические задания;

2.1. Задание №2;

2.2. Задание №3.

Описание хода проведения конкурса

Возрастная группа: 2-3 класс

Конкурс состоит из трех частей.

Для возрастной категории 8-9 лет (2-3 классы) первая часть содержит тестовые задания, состоящие из 11 вопросов.

Вторая часть состоит из двух заданий. В первом задании необходимо соотнести начало известной народной приметы с ее окончанием.

Во втором задании собрать из букв названия растений.

В третьей части необходимо внимательно прочитать текст, узнать от какого животного поступила жалоба и вписать название животного в графу «ответ».

Задание №1 Тест

(Выбрать один правильный ответ)

1.Что такое природа?

а) Природа - это то, что нас окружает, но не создано человеком;

б) Природа – это то, что сделано руками человека;

в) Природа - это то, что окружает человека.

2. Какие растения занесены “Красную книгу”?

а) самые красивые виды;

б) виды, которые уже исчезли;

в) виды, которые находятся под угрозой исчезновения.

3. Выберите из предложенного то, что характерно диким животным:

а) живут в природе;

б) человек кормит и строит им жилище;

в) сами добывают пищу и ухаживают за своим потомством;

г) человек о них не заботится.

4. Прочитайте текст:

«У них есть шесть ног и одна – две пары крыльев, но встречаются такие из них, что и без этого поднимаются на высоту в несколько килиметров и по воздушным рекам отправляются в « плавание». Этому способствует легкий вес, длинные волоски, воздушные мешки по краям тела. Порой человек отмечает массовые перелеты этих животных. Но чаще они путешествуют незаметно, разными способами успешно пересекая не только государственные границы, но и моря и океаны».

О какой группе животных идет речь?

а) звери;

б) птицы;

в) насекомые.

5. Какие изменения происходят осенью в жизни лягушек, змей, ящериц?

а) они начинают запасать еду на зиму;

б) они закапываются в почву, под корни растений;

в) у них снижается температура тела, и они впадают в оцепенение;

г) нет верного ответа.

6. У каких видов животных окраска шерсти не зависит от времени года?

а) ласка и горностай;

б) тундровая и белая куропатки;

в) белка, заяц-русак и заяц-беляк;

г) кабан, лось, косуля.

7.К какой группе относятся животные, которые часть жизни проводят на земле, а часть в воде?
а) рыбы;
б) пресмыкающееся;
в) земноводные;

г) птицы.

8. Как называется профессия человека, который работает с животными в заповедниках?

а) егерь;

б) лесник;

в) браконьер;

г) наблюдатель.

9. Наполненные разным кормом кормушки могут привлечь к их месту

расположения следующие виды птиц. Выберите лишние позиции.

а) большая синица;

б) поползень;

в) синица лазоревка;

г) снегирь;

д) хищные виды птиц;

е) соловьи.

10. Почему клест выводит птенцов зимой, несмотря на холод?

а) он строит теплое гнездо;

б) мама-клест согревает птенцов своим теплом;

в) зимой созревают семена кедра – пища птенцам;

г) зимой птенцов согревает выпавший снег.

11. Кто из зверей является основным распространителем плодов дуба в лесу?

а) лиса;

б) заяц;

в) кабан;

г) волк.


Задание №2 (максимальный балл-7)

2.1. Соотнесите начало известной народной приметы с ее окончанием (цифру с буквой):

1. Дружный листопад осенью………….

А.к потеплению

2. Яркие звезды к морозу, тусклые -…………..

Б.жди мороза

3. Синичка с утра начинает пищать - …………..

В.морозная зима


2.2. Соберите из букв названия растений:

БУНКРСИА - ______________________ АИАМЛН - _______________________

ЗАРЁБЕ - ___________________________ ЛЬТПАЮН - _________________________

Задание №3 (каждая правильная жалоба-1 балл):

От какого животного поступила жалоба? Прочитайте текст. Впишите название животного.

Жалоба 1. Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то. Не всем же быть красавицами! А польза от меня людям большая.

Жалоба 2. На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились. Любим, висеть вниз головой. А обижают нас незаслуженно.



Возрастная группа: 4 класс

Конкурс состоит из трех частей.

Для возрастной категории 10-11 лет (4 классы) первая часть содержит тестовые задания, состоящие из 11 вопросов.

Вторая часть состоит из двух заданий. В первом задании необходимо соотнести вид вреда природе и его последствия. Во втором задании необходимо внимательно прочитать текст, найти экологические ошибки, подчеркнув их.

Третья часть предусматривает решение ребусов, получившийся ответ вписывается в графу «ответ».


Задание №1 Тест

(Выбрать один или несколько правильный ответ)

1. Зимой юные натуралисты чаще всего находили покопки сойки (отрытые и

использованные кладовые) под густыми кронами елей. С чем это может быть связано?

а) В густой тени елей запасы сойки – жёлуди и орехи – не прорастают.

б) Сойка искала под елями клубни, корневища и луковицы растений эфемероидов (многолетние первоцветы).

в) Под елями снега меньше, и птице легче раскапывать припасы.

г) Кислая среда почвы под елями предохраняет запасы сойки от гниения.

2. Выберите пищевую цепь, в которой допущена ошибка.

а) растения – гусеницы – пауки – большая синица – ястреб-перепелятник

б) берёза – гусеница пяденицы – поползень – ястреб-перепелятник

в) растения – тли – воробей полевой – воробьиный сычик

г) большая синица – гадюка – горностай

д) семена растений – мышь – жук-мертвоед – землеройка – ласка

3. Какие виды растений преобладают в хвойном лесу? а) береза; б) осина; в) сосна; г) ива.

4. Что можно положить в кормушку для подкормки зимующих птиц?

а) несоленое сало;

б) печенье;

в) семена подсолнуха;

г) плоды рябины;

д) крошки белого хлеба.

5. Все в природе взаимосвязано. Лес является домом для многих животных. А что они дают ему взамен?

а) опыляют цветы;

б) распространяют семена плоды растений;

в) рыхлят землю;

г) регулируют численность других животных.

6. Какое выражение является ошибочным

   а)Весной на деревьях набухают почки;

   б)Весной появляется зелёная травка;

   в)Весной появляются раннецветущие растения;

  г)Весной в жизни растений и животных никаких изменений не происходит.

7. Еловая шишковая листовёртка повреждает шишки ели. Её гусеницы питаются сначала мякотью чешуи, а потом уходят в стержень шишки, где гусеницы выедают его содержимое и семена. К каким последствиям может привести вспышка численности еловой шишковой листовёртки в еловых лесах?

Шишка, повреждённая шишковой листовёрткой

а) уменьшение численности белок в данном районе;

б) массовая гибель клестов от голода;

в) клесты не будут гнездиться в данном месте;

г) уменьшение успешности размножения всех видов дятлов;

д) снижение конкуренции между проростками ели и сосны;

е) шишки с ели упадут преждевременно.

8. Выберите лишнюю позицию среди растений, семена (плоды) которых активно распространяют звери и птицы.

а) лопух;

б) рябина;

в) берёза;

г) калина;

д) боярышник;

е) ель и сосна.

9. С чем главным образом связано резкое сокращение лесов в средней полосе России?

а) С хозяйственной деятельностью; б) С лесными пожарами; в) С войнами; г) С прокладкой дорог.

10. Какое из растений нашего края занесено в Красную книгу? а) Подорожник; б) Мать-мачеха; в) Тюльпан Биберштейна; г) Одуванчик.

11. В развитии какого представителя насекомых нет стадии куколки?

а) майского жука;

б) пчелы;

в) кузнечика.

Задание №2 (Каждое верно выбранное и верно невыбранное утверждение – 1 балл)

2.1. ЧТО К ЧЕМУ ПРИВОДИТ?

Соотнесите вид вреда природе и его последствия (цифру с буквой), нарисовав стрелку:

1. БРАКОНЬЕРСТВО

А. ОБМЕЛЕНИЕ РЕК

2. ВЫБРОС ВЫХЛОПНЫХ ГАЗОВАВТОМОБИЛЯМИ

Б. ИСЧЕЗНОВЕНИЕ ВИДОВ ЖИВОТНЫХ

3. ЗАГОТОВКА ДРЕВЕСИНЫ

В. ЗАГРЯЗНЕНИЕ ВОЗДУХА

4. ВЫРУБКА ЛЕСА ПО БЕРЕГАМ РЕК

Г. УМЕНЬШЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА

ЛЕСОВ НА ЗЕМЛЕ


2.2. Прочитайте текст, найдите экологические ошибки, подчеркнув их.

Осень в лесу

Хорошо дышится в осеннем лесу! Просторно и светло. Среди увядающей травы можно найти много грибов: груздей, сыроежек, сморчков, опят. Цветущих растений совсем мало, но и над ними продолжают кружиться насекомые: жуки, бабочки, пауки, комары. Особенно их привлекают своим ароматом медуницы и клевер. Птиц почти нет, лишь изредка услышишь стук дятла да кукование кукушки. Растения и животные леса готовятся к зиме. Со всех деревьев опадают последние листья, белка и ёж делают запасы, медведь и крот засыпают до весны, все насекомые погибают, многие звери линяют. Скоро придет суровая и длинная зима.


Задание №3(максимальный бал-5)

«Цветочные ребусы»

Впишите загаданное слово


Заключение

Эффективность интеллектуального конкурса «Знатоки природы» заключается в том, что он обеспечивает личностную мотивационную заинтересованность и включенность каждого обучающегося, что значительно повышает результативность данной формы образовательного взаимодействия. У обучающихся формируются способности анализировать, сравнивать, обобщать, учитывать причинно-следственные отношения, исследовать, систематизировать свои знания, обосновывать собственную точку зрения, генерировать новые идеи, что повышает продуктивность их творческой и интеллектуальной деятельности.

Порядок действий организатора в кабинете во время проведения конкурса:

1. Произвести рассадку участников конкурса.

2. Поприветствовать участников конкурса.

3. Провести инструктаж о порядке проведения конкурса. Объявить продолжительность выполнения заданий.

4. Раздать задания, предложить проверить их на наличие полиграфических и

прочих дефектов, в случае необходимости – заменить.

5. Дать необходимые рекомендации по выполнению работы, записи ответов.

6. По окончании конкурса собираются пакеты с выполненными заданиями и отправляются для проверки и оценки оргкомитету.

На конкурсе не разрешается пользоваться справочными материалами и любыми электронными средствами. Если во время проведения конкурса конкурсант будет замечен с мобильным телефоном, планшетом или другой электронной техникой, рукописными или печатными материалами и т.д., то он должен быть дисквалифицирован.


Список используемых источников

1. Батоева, Б.Т. Знание. Ответ на любой вопрос / Б. Батоева.-Текст электронный.- 2019.- URL: https://znanija.site/biologiya/6971416.html(дата обращения: 03.11.2022).

2. Олимпиадная работа по окружающему миру для 4 классов.-Текст: электронный.- 2021.-URL: https://infourok.ru/olimpiada-po-okruzhayuschemu-miru-klass-1183340.html (дата обращения: 04.11.2022).

3. Цыбина, И.Знанио Олимпиадные задания по окружающему миру.- Текст: электронный.- 2020.- URL: https://znanio.ru/media/zadaniya-k-olimpiade-po-om-4kl-2622512 (дата обращения: 07.11.2022).

4. Методическая разработка Экология для 4-5 классов Олимпиада.- Текст: электронный.-2021.

- URL:https://vos.olimpiada.ru/upload/files/Arhive_tasks/2021-22/prigl/ekol/ans-ekol-4-5-prigl-msk-21-22.pdf (дата обращения: 09.11.2022).

5. Всероссийская олимпиада «Эколята – молодые защитники природы».- Текст: электронный.- 2021.-URL:http://olymp.1eco.tv/ (дата обращения: 09.11.2022).






































Приложение 1


Ключ для проверки заданий

учрежденческого интеллектуального конкурса « Знатоки природы»

Возрастная группа: 2-3 класс

Задание №1

вопроса

Правильный ответ

Количество баллов

1

а

1 балл

2

в

1 балл

3

в

1 балл

4

в

1 балл

5

в

1 балл

6

г

1 балл

7

в

1 балл

8

а

1 балл

9

д

1 балл

10

в

1 балл

11

в

1 балл

Максимальное количество баллов по заданию

11 баллов

Задание №2

вопроса

Правильный ответ

Количество баллов

2.1

1-В, 2- А, 3-Б.

3 балла (по 1 баллу за каждый правильный ответ)

2.2

Брусника, береза, малина, тюльпан

4 балла (по 1 баллу за каждый правильный ответ)

Максимальное количество баллов по заданию

7 баллов

Задание №3

вопроса

Правильный ответ

Количество баллов

Жалоба №1

лягушка

1 балл

Жалоба №2

Летучая мышь

1 балл

Максимальное количество баллов по заданию

2 балла


Максимально возможная общая сумма баллов - 20 баллов.









Возрастная группа: 4 класс

Задание № 1

вопроса

Правильный ответ

Количество баллов

1

в

1 балл

2

а

1 балл

3

в

1 балл

4

а, в, г, д

1 балл

5

а, б, в, г

1 балл

6

г

1 балл

7

а, в, е

1 балл

8

в

1 балл

9

а

1 балл

10

в

1 балл

11

в

1 балл

Максимальное количество баллов по заданию

11 баллов

Задание №2

вопроса

Правильный ответ

Количество баллов


2.1

1-Б, 2 – В, 3- Г, 4 – А.

4 балла (по 1 баллу за каждый правильный ответ)


2.2

сморчки, пауки, медуница, клевер, кукушка, со всех деревьев, ёж, крот, все насекомые

9 баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ, найденную ошибку)


Максимальное количество баллов по заданию

13 баллов

Задание №3

Ребуса

Правильный ответ

Количество баллов


1

ромашка

1 балл


2

василек

1 балл


3

подсолнух

1 балл


4

тюльпан

1 балл


5

незабудка

1 балл


6

мак

1 балл


Максимальное количество баллов по заданию

6 баллов



Максимально возможная общая сумма баллов - 30 баллов.









Приложение 2

Матрица ответов

участника учрежденческого интеллектуального конкурса

«Знатоки природы»

Возрастная группа: 2-3 класс

Задание №1 Тест

(Выберите один правильный ответ и обведите кружочком букву с ответом)

1.Что такое природа?

а) Природа - это то, что нас окружает, но не создано человеком;

б) Природа – это то, что сделано руками человека;

в) Природа - это то, что окружает человека.

2. Какие растения занесены “Красную книгу”?

а) самые красивые виды;

б) виды, которые уже исчезли;

в) виды, которые находятся под угрозой исчезновения.

3. Выберите из предложенного то, что характерно диким животным:

а) живут в природе;

б) человек кормит и строит им жилище;

в) сами добывают пищу и ухаживают за своим потомством;

г) человек о них не заботится.

4. Прочитайте текст:

«У них есть шесть ног и одна – две пары крыльев, но встречаются такие из них, что и без этого поднимаются на высоту в несколько килиметров и по воздушным рекам отправляются в « плавание». Этому способствует легкий вес, длинные волоски, воздушные мешки по краям тела. Порой человек отмечает массовые перелеты этих животных. Но чаще они путешествуют незаметно, разными способами успешно пересекая не только государственные границы, но и моря и океаны».

О какой группе животных идет речь?

а) звери;

б) птицы;

в) насекомые.

5. Какие изменения происходят осенью в жизни лягушек, змей, ящериц?

а) они начинают запасать еду на зиму;

б) они закапываются в почву, под корни растений;

в) у них снижается температура тела, и они впадают в оцепенение;

г) нет верного ответа.

6. У каких видов животных окраска шерсти не зависит от времени года?

а) ласка и горностай;

б) тундровая и белая куропатки;

в) белка, заяц-русак и заяц-беляк;

г) кабан, лось, косуля.

7.К какой группе относятся животные, которые часть жизни проводят на земле, а часть в воде?
а) рыбы;
б) пресмыкающееся;
в) земноводные;

г) птицы.

8. Как называется профессия человека, который работает с животными в заповедниках?

а) егерь;

б) лесник;

в) браконьер;

г) наблюдатель.

9. Наполненные разным кормом кормушки могут привлечь к их месту

расположения следующие виды птиц. Выберите лишние позиции.

а) большая синица;

б) поползень;

в) синица лазоревка;

г) снегирь;

д) хищные виды птиц;

е) соловьи.

10. Почему клест выводит птенцов зимой, несмотря на холод?

а) он строит теплое гнездо;

б) мама-клест согревает птенцов своим теплом;

в) зимой созревают семена кедра – пища птенцам;

г) зимой птенцов согревает выпавший снег.

11. Кто из зверей является основным распространителем плодов дуба в лесу?

а) лиса;

б) заяц;

в) кабан;

г) волк.


Задание №2


2.1. Соотнесите начало известной народной приметы с ее окончанием (цифру с буквой и впишите к каждой цифре соответствующую букву):

1. Дружный листопад осенью………….

А.к потеплению

2. Яркие звезды к морозу, тусклые -…………..

Б.жди мороза

3. Синичка с утра начинает пищать - …………..

В.морозная зима

1 -

2 -

3 -


2.2. Соберите из букв названия растений и напишите их в нужной строчке:

БУНКРСИА - __________________ АИАМЛН - _______________________


ЗАРЁБЕ - __________________ ЛЬТПАЮН - _________________________

Задание №3

От какого животного поступила жалоба?

Прочитайте внимательно текст.

Впишите название животного, написавшего жалобу.

Жалоба 1

От какого животного поступила?

Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то. Не всем же быть красавицами! А польза от меня людям большая.



____________________________


Жалоба 2

От какого животного поступила?

На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились. Любим, висеть вниз головой. А обижают нас незаслуженно.


_____________________________




















Приложение 3

Матрица ответов

участника учрежденческого интеллектуального конкурса

«Знатоки природы»

Возрастная группа: 4 класс

Задание №1

(Выбрать один или несколько правильных ответов и обведите в кружочек букву с ответом)


1. Зимой юные натуралисты чаще всего находили покопки сойки (отрытые и

использованные кладовые) под густыми кронами елей. С чем это может быть связано?

а) В густой тени елей запасы сойки – жёлуди и орехи – не прорастают.

б) Сойка искала под елями клубни, корневища и луковицы растений эфемероидов (многолетние первоцветы).

в) Под елями снега меньше, и птице легче раскапывать припасы.

г) Кислая среда почвы под елями предохраняет запасы сойки от гниения.

2. Выберите пищевую цепь, в которой допущена ошибка.

а) растения – гусеницы – пауки – большая синица – ястреб-перепелятник

б) берёза – гусеница пяденицы – поползень – ястреб-перепелятник

в) растения – тли – воробей полевой – воробьиный сычик

г) большая синица – гадюка – горностай

д) семена растений – мышь – жук-мертвоед – землеройка – ласка

3. Какие виды растений преобладают в хвойном лесу?

а) береза;

б) осина;

в) сосна;

г) ива.

4. Что можно положить в кормушку для подкормки зимующих птиц?

а) несоленое сало;

б) печенье;

в) семена подсолнуха;

г) плоды рябины;

д) крошки белого хлеба.

5. Все в природе взаимосвязано. Лес является домом для многих животных. А что они дают ему взамен?

а) опыляют цветы;

б) распространяют семена плоды растений;

в) рыхлят землю;

г) регулируют численность других животных.

6. Какое выражение является ошибочным

а) Весной на деревьях набухают почки;

б) Весной появляется зелёная травка;

в) Весной появляются раннецветущие растения;

г) Весной в жизни растений и животных никаких изменений не происходит.


7. Еловая шишковая листовёртка повреждает шишки ели. Её гусеницы питаются сначала мякотью чешуи, а потом уходят в стержень шишки, где гусеницы выедают его содержимое и семена. К каким последствиям может привести вспышка численности еловой шишковой листовёртки в еловых лесах?

Шишка, повреждённая шишковой листовёрткой

а) уменьшение численности белок в данном районе;

б) массовая гибель клестов от голода;

в) клесты не будут гнездиться в данном месте;

г) уменьшение успешности размножения всех видов дятлов;

д) снижение конкуренции между проростками ели и сосны;

е) шишки с ели упадут преждевременно.


8. Выберите лишнюю позицию среди растений, семена (плоды) которых активно распространяют звери и птицы.

а) лопух;

б) рябина;

в) берёза;

г) калина;

д) боярышник;

е) ель и сосна.


9. С чем главным образом связано резкое сокращение лесов в средней полосе России?

а) С хозяйственной деятельностью; б) С лесными пожарами; в) С войнами; г) С прокладкой дорог.


10. Какое из растений нашего края занесено в Красную книгу? а) Подорожник; б) Мать-мачеха; в) Тюльпан Биберштейна; г) Одуванчик.

11. В развитии какого представителя насекомых нет стадии куколки?

а) майского жука;

б) пчелы;

в) кузнечика.



Задание №2

2.1. ЧТО К ЧЕМУ ПРИВОДИТ?

Соотнесите вид вреда природе и его последствия (цифру с буквой):


1. БРАКОНЬЕРСТВО


А. ОБМЕЛЕНИЕ РЕК

2. ВЫБРОС ВЫХЛОПНЫХ ГАЗОВАВТОМОБИЛЯМИ


Б. ИСЧЕЗНОВЕНИЕ ВИДОВ ЖИВОТНЫХ

3. ЗАГОТОВКА ДРЕВЕСИНЫ


В. ЗАГРЯЗНЕНИЕ ВОЗДУХА

4. ВЫРУБКА ЛЕСА ПО БЕРЕГАМ РЕК

Г. УМЕНЬШЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА

ЛЕСОВ НА ЗЕМЛЕ

1 –


2 -

3 -

4 -


2.2. Прочитайте текст, найдите экологические ошибки, подчеркните их.

Осень в лесу

Хорошо дышится в осеннем лесу! Просторно и светло. Среди увядающей травы можно найти много грибов: груздей, сыроежек, сморчков, опят. Цветущих растений совсем мало, но и над ними продолжают кружиться насекомые: жуки, бабочки, пауки, комары. Особенно их привлекают своим ароматом медуницы и клевер. Птиц почти нет, лишь изредка услышишь стук дятла да кукование кукушки. Растения и животные леса готовятся к зиме. Со всех деревьев опадают последние листья, белка и ёж делают запасы, медведь и крот засыпают до весны, все насекомые погибают, многие звери линяют. Скоро придет суровая и длинная зима.




















Задание №3

«Цветочные ребусы»

Впишите загаданное слово

Ответ:___________________


Ответ:___________________

Ответ:___________________


Ответ:___________________

Ответ_________________

Ответ:___________________




















Приложение 4

ПОЛОЖЕНИЕ

об учрежденческом интеллектуальном конкурсе

«Знатоки природы»


1. Общие положения

1.1Учрежденческий интеллектуальный конкурс «Знатоки природы» проводится Муниципальным бюджетным учреждением дополнительного образования «Детским эколого-биологическим Центром» города Каменск-Шахтинский (далее Конкурс) в соответствии с календарным планом мероприятий на 2022-2023 учебный год.

1.2 Цель: выявление интеллектуального и творческого потенциала среди обучающихся.

Задачи:

– выявлять и развивать у обучающихся творческие способности и интерес к проблемам экологии, охраны природы, научно-исследовательской деятельности;

– формировать у обучающихся навыки экологической культуры, правила безопасного поведения в природе и социальной среде, способы здоровьесбережения;

– создавать необходимые условия для поддержки одаренных детей.

2. В олимпиаде принимают участие на добровольной основе обучающиеся всех объединений в возрасте от 8 до 11 лет.

3. Конкурс проводится по двум возрастным категориям:

• 8-9 лет (2-3 классы);

• 10-11 лет (4 классы).

4. Порядок и сроки проведения конкурса

4.1 Конкурс проводится 24.11.2022 с 13.30 до 15.00 в помещении МБУ ДО «ДЭБЦ».

4.2 Максимальное количество участников от каждого объединения, не более 4 обучающихся.

4.3 Олимпиадная работы должны быть оформлены в соответствии с требованиями (Приложение 2).

4.4 Оценка работ проводится в соответствии с критериями (Приложение1).

4.5 Победители конкурса определяются на основании результатов выполнения заданий Олимпиады, которые заносятся в итоговую таблицу результатов - ранжированный список участников, расположенных по мере убывания набранных ими баллов (далее – итоговый рейтинг). Участники с равным количеством баллов располагаются в алфавитном порядке.

5.Руководство Конкурса

5.1 Общее руководство по подготовке и проведению Конкурса осуществляет оргкомитет, который формируется из числа сотрудников МБУ ДО «ДЭБЦ».

5.2 По всем вопросам организации проведения Конкурса обращаться к ответственным за проведение: Щербаковой А.В. и Пискун Э.Х., педагогам дополнительного образования.

5.3 Оргкомитет Конкурса:

- определяет сроки, порядок и условия проведения конкурса;

- осуществляет прием работ участников;

- оценивает олимпиадные работы в соответствии с критериями (приложение 1);

- подводит итоги и освещает в СМИ, награждает победителей.

6. Награждение

6.1 Итоги Конкурса будут подведены 25.11.2022 по адресу: ул. Ленина 45, МБУ ДО «ДЭБЦ».

6.2 По итогам Конкурса победители и призеры награждаются электронными грамотами, рассылаемые на электронную почту.

6.3 Участники Конкурса получают электронный сертификат участника.

7. Критерии оценки конкурсных работ

1. Часть первая. Тестирование. За каждый правильный ответ 1 балл.

2. Часть вторая. Логические задания № 2, № 3

2.1 Задание № 2 (от 7 до 13 баллов)

2.2 Задание № 3 (от 2 до 6 баллов)


8. Оформление конкурсной работы

Каждому участнику конкурса выдается пакет заданий, который состоит из трех частей. Работа выполняется на индивидуальных листах.

Мятые, не аккуратно и неразборчиво выполненные работы не принимаются.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!