- Сюжеты сказок с нашей выставки очень близки по содержанию сказке, с которой мы познакомимся сегодня. - Откройте учебники на с 41 и прочитайте название сказки. - Кого вы сразу представили, прочитав название?(Предположение детей) Кто такой Мороз Иванович? О чем пойдет речь в сказке? (Предположения детей) – Каким вы себе представили Мороза Ивановича? (Предположения детей) – Откуда вы узнали, что это сказка? (Написано после заголовка.) – У сказки есть автор? Прочитайте фамилию автора.(Есть) Значит сказка какая, народная или авторская?(Авторская) Верно. Рассказ об авторе с опорой на презентацию Владимир Федорович Одоевский – необыкновенный человек. Он был необыкновенным человеком: знал философию и математику, физику и химию. Был музыкальным критиком и сам писал музыку. Собирал и изучал русские народные песни. Изобретал музыкальные инструменты. А ещё очень любил детей. Написал много рассказов и сказок для детей. Свои сказки он всегда заканчивает словами: «А вы, детушки, думайте, гадайте, что здесь правда, что неправда; что сказано впрямь, что стороною; что шутки ради, что в наставление». С творчеством этого замечательного автора мы сегодня начнем знакомство. Как вы уже догадались, какая тема нашего сегодняшнего урока?(Авторская сказка В.Одоевского «Мороз Иванович».) – Рассмотрите иллюстрацию на с. 41. Что вы видите на переднем плане? (Видим девочку, которая лежит на кровати, полненькая.) - А что находится на заднем плане картины? Кого мы тут видим? (на заднем плане девочка наливает воду и старушка) - Теперь посмотрите на само помещение и на мебель. Из чего все сделано?(Из дерева) - Посмотрите даже посуда деревянная. Раньше все было из дерева, а сейчас, какая у нас посуда? Посмотрите дома все убрано, красиво. - Как вы думаете теперь, о чем будет сказка? (Наверное, о двух девочках, одна ленивая, другая трудящаяся) - А сейчас давайте пролистаем нашу сказку и посмотрим, сколько же в ней частей?(5 частей) - У этой сказки есть эпиграф. Эпиграф – это короткий текст, который автор помещает вначале своего произведения, и в нем автор расскрывает весь смысл произведения, т.е. он коротким текстом передает то, о чем рассказывается во всей сказке. Прочитайте на доске эпиграф к сказке: «Нам даром без труда ничего не даётся, – недаром исстари пословица ведётся». – Эпиграфом к сказке является пословица, как же вы её понимаете? (предположения детей) – Уточните свои предположения: о чём пойдёт речь в сказке? (Человек ничего не получает, если не работает. Еще в старину люди так думали, так думают и сейчас.) - В тексте встретятся слова, значение которых может вызвать у вас затруднения. Посмотрите пожалуйста на доску, и давайте вместе попробуем разобраться в их значении. рубить платки – подшивать платки. студенЕц – колодец со студёной,очень холодной водой. гОрница – Комната первонач. в верхнем этаже почивАть – Предаваться полному покою, бездействию; успокаиваться. – А теперь будем внимательными, чуткими слушателями, умеющими слышать волшебное слово сказки. 2.Осмысление (чтение текста с остановками) Чтение и анализ первой части сказки Вопросы после чтения 1-й части – Говорят ли имена девочек об их делах? (Да, нам уже по именам понятно, какие девочки по характеру, как они относятся к работе) - Что означает слово рукодельница? (Девочка, которая умеет хорошо выполнять какую-то работу) - Давайте обратимся к толковому словарю Женщина, занимающаяся рукодельем. Мастерица, искусница в этом деле. - Какие в нём два корня? (рук- и дел- – т.е. всё умеет делать руками.) – Есть ли зачин у сказки? (Есть, но он совсем не похож на народный. В сказке реально существующий мир – дом, в котором живут героини: Рукодельница и Ленивица.) – Почему Ленивице было всегда скучно, а Рукодельнице некогда было скучать? (Рукодельница рано вставала и работала, а Ленивица не могла найти себе занятие.) – Когда мы говорим считать мух? (Когда бездельничают или ротозейничают.) - В прямом или переносном смысле использует выражение автор? (Автор использует выражение в прямом смысле, подчёркивая лень девочки, пустоту и ненужность её дел.) Чтение и анализ второй части сказки – Какая беда случилась с Рукодельницей у колодца? (Она уронила ведерко.) – Впереди у героини сказочная дорога, на которой её ждут испытания. Сколько чудес с ней может случиться? (Три – число, которое управляет сказкой, признак волшебного мира) – Кто ей встретился в волшебном колодце и о чём попросил? (Печка с пирожком, яблонька, Мороз Иванович. Они попросили ее о помощи.) – Каким вы увидели Мороза Ивановича? Совпадает ли описание этого героя автором с вашими предположениями в начале урока? (ответы детей) – С чего началась их встреча? (ответ) – Как Рукодельница могла бы вернуть ведёрко? (Попросить об этом Мороза Ивановича) – Как вы думаете, выдержит ли девочка все испытания старика? (Предположения детей) Физкультминутка 1 хлопок-хорошо,Если плохо-не хлопаем. - Поздороваться при встрече. - Толкнуть, не извиниться… - Полить цветы в классе. - Обмануть товарища. - Поднять упавшую у друга вещь. - Растолкать в столовой детей, чтобы получить завтрак первым. Молодцы! Вы правильно отличили добрые поступки от плохих. Чтение и анализ третьей части сказки – Легко ли было Рукодельнице взбивать перину Морозу Ивановичу? (Нет. У нее очень замерзли руки) - Какое слово вместо «замерзли» использует автор? (окоченели) – Сколько вопросов задала девочка старику? (Три. Про зелёную травку, про колодец, про стук в окошки зимой.) – Чем занималась Рукодельница у Мороза Ивановича? (Взбила перину, приготовила обед) – Как отблагодарил её дед? (Мороз Иванович дал ей за работу горсть серебряных монет и бриллиантовую заколочку) Ребята по сюжету данной сказки в 1081 году сняли мультфильм, давайте посмотрим отрывок и ответим на вопрос, есть ли различия в содержании сказки и просмотренного мультфильма? Просмотр мультфильма Что на ваш взгляд было интереснее, сюжет из мультфильма или из прочитанной сказки? Какой вывод мы можем сделать?(Что сказки интереснее читать сначала, а потом только смотреть экранизацию на них ) Чтение и анализ четвертой части сказки После чтения 1–2-го абзацев: – Что наказывала нянюшка Ленивице? (Вернуться домой с деньгами) – Справится ли она с работой? Почему? (Предположения детей) После чтения 4-й части. – Было ли вам смешно, когда читали эту часть? Что вас рассмешило? (Смеялись, когда читали о том, как Ленивица приготовила обед) Чтение и анализ пятой части сказки После 1-го абзаца: – Что значит «платье не починено да и бельё не выштопано»? (Одежда не пригодна для ношения, с дырками.) – Справится ли она с этой работой? (Предположения детей) – Понравилась ли вам Ленивица? Какой вы её себе представляете? (ответы детей) После чтения 5-й части: – Чем наградил Ленивицу старик? (Он вместо пятачков дал ей лед) Почему? (Она была ленивая, ничего не хотела делать) Выявление первичного восприятия текста. – С кем произошла сказочная история? (С двумя девочками – Рукодельницей и Ленивицей) – Какими впечатлениями вам хотелось бы сейчас поделиться? – Было ли что-то в сказке, что вас обрадовало? Огорчило? (ответы детей) Определение главной мысли сказки – Почему у Ленивицы ничего не получилось, ведь она так хотела получить пятачков и брильянтовую булавочку? (Она не умела ничего делать, была ленивой, грубой.) – Что же оценил Мороз Иванович? (Ум, внимание, трудолюбие.) - Есть предложение, в котором заключается мудрая мысль «Какова твоя работа, такова тебе и награда». – Какую близкую по значению пословицу вы знаете? (Что посеешь, то и пожнёшь.) – Как пословицы объясняют, почему у Ленивицы ничего не получилось? – Ещё раз перечитайте эпиграф к сказке. К каким выводам вы пришли после знакомства со сказкой. –Ребята, с какой целью мы сегодня читали эту сказку? (Задача любой сказки – раскрыть характер, поступки, мысли и чувства человека, оценить, что хорошо, что плохо.) – Как вы поняли, что в первую очередь пытался оценить в своих героях автор нашей сказки – Владимир Федорович Одоевский? (Отношение к работе, желание прийти на помощь) Вы хотите узнать, что же дальше произойдет с нашими героями? Домашнее задание. Нарисуйте дом Мороза Ивановича таким, каким он представлен в сказке. Дочитать сказку до конца. |