СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская скоростно-силовая программа

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сочетания методов тренировки юных футболистов с авторсой скоростно-силовой прогаммой у детей 12-14 лет

Просмотр содержимого документа
«Авторская скоростно-силовая программа»



























Сочетания методов тренировки юных футболистов с авторской скоростно-силовой программой
у детей 12-14 лет






















Введение

Современный уровень развития мини-футбола предъявляет высокие требования к физической подготовленности футболистов, одной из сторон которой являются скоростно-силовые качества и специальная выносливость. В ряде видов спорта, в том числе в мини-футболе, методика воспитания скоростно-силовых способностей нуждается в дальнейшем совершенствовании. По данным ряда исследований, юные футболисты значительно уступают в уровне скоростно-силовой подготовленности представителям других видов спорта. Особенно важно существенно повысить уровень скоростно-силовой подготовленности юных футболистов в том возрасте, в котором закладывается фундамент их спортивного мастерства, в частности следует обратить внимание на средний школьный возраст - возраст формирования всех основных систем жизнеобеспечения, их совершенствования. В этот период происходит активная морфологическая перестройка организма, интенсивно происходит психическое развитие, адаптация к внешней среде физиологических систем, в едином комплексе развиваются нервная система и двигательный аппарат. Карел Рубаш (1984, с. 20) писал, что – «Средний школьный возраст является особенно благоприятным для закладки физических навыков, умений, способностей детей». Михаил Петрович Бриль(1987,с.47) писал, что - «…искать резервы повышения эффективности тренировочного процесса следует в учете особенностей индивидуального развития юных футболистов при совершенствовании физических качеств».

Уровень и темпы изменения двигательных качеств у детей различного биологического возраста неодинаков. В то же время, имеющиеся в литературе сведения недостаточно полно отражают уровень показателей скоростно-силовых качеств у подростков различного биологического возраста, занимающихся мини-футболом. Луэй Гаим Сайд(1983, с.24) писал, что – «… исследования, посвященные анализу развития двигательных качеств у подростков различной степени биологической зрелости, а также разработка дифференцированной методики развития двигательных качеств юных футболистов, являются актуальными направлениями в теории и методике физического воспитания и спортивной тренировки».

Актуальность исследования проблемы скоростно-силовой подготовки определяется запросами спортивной практики. Сегодня вопросы эффективности скоростно-силовой подготовки интересуют представителей не только, где требуется высокое искусство движения, но и скоростно-силовых видов спорта, также характеризующихся мини-футбол и т. д. Это объясняется тем, что рост современных спортивных достижений в большей степени связан с повышением мощности в рабочих фазах основных движений.

С физиологической точки зрения скоростно-силовые качества относятся к качествам, проявление которых обусловлено тем, что мышечная сила имеет тенденцию к увеличению за счёт повышения скорости сокращения мышц и связанного с этим напряжения. К упражнениям на развитие мышечной силы можно отнести упражнения, связанные с большими мышечным напряжениями в небольшой промежуток времени. К упражнениям на развитие быстроты следует отнести все упражнения связанные с большой скоростью и частотой спринтерские упражнения и сам бег на короткие дистанции, бег под уклон, за лидером и т.д.

Выявление закономерностей развития скоростно-силовых качеств в возрастном аспекте имеет особо важное значение, так как уже в детском возрасте формируются двигательный анализатор, закладывается фундамент будущих спортивных достижений. Для формирования скоростно-силовых качеств футболистов целесообразно дополнительно заниматься другими видами лёгкой атлетики и другими видами спорта (баскетбол, плавание и т.д.). Наиболее важными качествами футболиста являются - сила, быстрота, выносливость.

Определение соотношения упражнений на развитие этих качеств представляет собой основу роста результатов спортсмена.

Соотношение средств общей и специальной физической подготовки меняются в процессе многолетних тренировок и во многом, зависит от индивидуальных особенностей спортсмена, а также его физической и технической подготовки. Следовательно, для гармоничного развития футболиста, целесообразно развивать не только силу, быстроту, скорость и выносливость, но и включать в занятия специальные упражнения для совершенствования техники и тактики игры.

Было решено с учётом анализа литературных данных, провести педагогический эксперимент. При этом рабочей гипотезой являлось предположение о том, что сочетания методов тренировки юных футболистов с авторской скоростно-силовой программой в большей степени способствуют развитию быстрого компонента скоростно-силовых качеств, чем упражнения для тренировки юных футболистов. В изучении данной темы, мы исходили из существующих в научной литературе теоретических и экспериментальных данных следующих ведущих специалистов в данной области: Б.В. Валик, В.И. Лях, В.В. Бартенева, В.П. Филина, Н.Г. Озолина, В.В. Петровского и др.

Цель исследования: Выявить эффективность сочетания методов тренировки юных футболистов с авторской скоростно-силовой программой.

Объект исследования: процесс развития скоростно-силовых способностей у футболистов 12-14 лет.

Предмет исследования: процесс воздействия физических упражнений направленных на развитие скоростно-силовых способностей у футболистов 12-14 лет.

Гипотеза исследования: Предполагается, что применение физических упражнений скоростно-силового характера в учебно-тренировочной программе у футболистов 12-14 лет, позволит качественно повысить уровень их скоростно-силовых способностей, при условии преимущественного использования авторской скоростно-силовой программой.

Для проверки гипотезы и достижения цели исследования были поставлены следующие задачи.




Задачи исследования:

Изучить научно-методическую литературу по проблеме развития скоростно-силовых способностей у детей 12-14 лет.

Провести педагогический эксперимент с использованием авторской скоростно-силовой программой.

Разработать рекомендации развития скоростно-силовых способностей у футболистов.



Методы организации исследования:

Анализ научно – методической литературы.

Тестирование скоростно-силовых способностей.

Педагогический эксперимент на основе разработанной методике.

Методы математика – статистической обработки данных.

Для более полного понимания проблемы “скоростно-силовой подготовки футболистов”, в первой главе, мы рассматриваем проблемы воспитания скоростно-силовых качеств в теории физического воспитания, во второй главе особенности развития скоростно-силовых качеств у футболистов 12-14лет и в третьей методы и организации исследования.










Глава 1. Проблема воспитания скоростно-силовых качеств в теории физического воспитания.


1.1. Общая характеристика скоростно-силовых упражнений.


Значительное место в процессе физического воспитания подрастающего поколения должно быть отведено воспитанию скоростно-силовых качеств, так как высокий уровень развития этих качеств во многом способствует успешной трудовой деятельности человека и достижению высоких спортивных результатов.

Под термином “скоростно-силовые качества” понимается способность человека к проявлению усилий максимальной мощности в кратчайший промежуток времени, при сохранении оптимальной амплитуды движения. Степень проявления скоростно-силовых качеств зависит не только от величины мышечной силы, но и от способности спортсмена к высокой концентрации нервно-мышечных усилий, мобилизации функциональных возможностей организма. Скоростно-силовые упражнения более разносторонне и эффективнее, чем просто скоростные и силовые упражнения, адаптируют организм к выполнению работы, создавая предпосылки для роста не только силы, но и быстроты. На базе морфологического и функционального укрепления организма скоростно-силовая подготовка может являться мощным стимулом для повышения общего уровня физического развития спортсмена, улучшения его функциональных возможностей.

Скоростно-силовые способности характеризуются непредельными напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой, часто максимальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, но не достигающей, как правило, предельной величины. Они проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц, требуется и быстрота движения (например: отталкивание в прыжках в длину и в высоту с места и с разбега, финальное усилие при метании спортивных снарядов). При этом чем значительнее внешнее отягощение, преодолеваемое спортсменом (например: при подъеме штанги на грудь), тем большую роль играет силовой компонент, а при меньшей отягощении (например: при метании копья) возрастает значимость скоростного компонента.

Среди многочисленных форм проявления скоростно-силовых качеств наиболее распространенными считаются прыжковые упражнения. В процессе физического воспитания подростков, юношей, в тренировке юных спортсменов прыжкам отводится значительное место.

Многие авторы, говоря о проявлении скоростно-силовых усилий, применяют термин “прыгучесть”. Рядом исследований установлено, что прыгучесть - это комплексное физическое качество, основным компонентом которой у взрослых спортсменов является сила мышц.

В.М. Дьячков рассматривал прыгучесть как комплексное качество, характеризующееся способностью к проявлению мгновенного “взрывного” нервно-мышечного усилия.

Юрий Витальевич Верхошанский (1977, с.214) рассматривал скоростно-силовые качества не как производное от силы и быстроты, а как самостоятельное качество.

Было выявлено, что к категории ведущих в составе скоростно-силовых способностей человека, влияющих на прыгучесть, относятся абсолютная сила мышц (“абсолютная сила – это максимальный показатель мышечных напряжений без учета массы тела человека”), способность к взрывному проявлению динамической силы (включающая способность, оцениваемую градиентом силы), и лабильностью нервно-мышечного аппарата.

По уровню скоростно-силовой подготовленности занимающихся можно в большой мере судить об их общей специальной физической подготовленности. Прыгучесть в значительной степени зависит от силы разгибателей ног. Однако совершенствование прыгучести происходит только в том случае, если силу и быстроту развивать параллельно. К скоростно-силовым способностям относятся:

Быстрая сила; 2. Взрывная сила.

Быстрая сила характеризуется непредельным напряжением мышц, проявляемым в упражнениях, которые выполняются со значительной скоростью, не достигающей предельной величины.

Юрий Витальевич Верхошанский (1977, с.190) писал, что - “быстрая сила характеризуется способностью мышц к быстрой реализации неотягощенного движения или движения против относительно небольшого внешнего сопротивления. Быстрая сила оценивается показателем скорости движения”.

Быстрая сила может проявляться как при преодолевающем и уступающем характере работы мышц в отдельности, так и при акценте на их сочетание. Взрывная сила отражает способность человека по ходу выполнения двигательного действия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время. (Например: при низком старте в беге на короткие дистанции, в легкоатлетических прыжках и метания). Взрывная сила характеризуется способностью мышц к проявлению значительного напряжения в минимальное время.

Взрывная сила проявляется при преодолевающем характере работы мышц. Взрывная сила характеризуется способностью к быстрому проявлению мышечной силы. Она в значительной мере определяет, например: высоту прыжка вверх с прямыми ногами или прыжка в длину с места, переместительную скорость на коротких отрезках бега с максимальной возможной скоростью. В качестве показателя взрывной силы используют градиент силы, т.е. скорость ее нарастания, которая определяется как отношение максимально проявляемой силы к времени ее достижения или как время достижения какого-либо выбранного уровня мышечной силы (абсолютный градиент), либо половины максимальной силы, либо какой-нибудь ее части, (относительный градиент). Анатолий Павлович Бондарчук (1982, с.163) писал, что “Взрывная сила характеризуется двумя компонентами: стартовой и ускоряющейся силой”.

“Стартовая сила-это характеристика способности мышц к быстрому развитию рабочего усилия в начальный момент их напряжения”.

Ускоряющая сила - способность мышц к быстроте наращивания рабочего усилия в условиях начавшегося сокращения.


1.2. Режимы проявления скоростно-силовых качеств

Скоростно-силовые качества человека проявляются при миометри ческом и плиометрическом режимах мышечного сокращения и обеспечивают быстрое перемещение тела и его звеньев в пространстве.

Миометрический режим мышечного сокращения - происходит в условиях, когда величина отягощения на мышцу меньше ее напряжения, движения происходит с ускорением (например: выполнение метания гранаты).

Плиометрический режим мышечного сокращения - происходит тогда, когда растягивание мышцы обуславливает развитие в ней напряжения. Чем больше ее растяжение, тем большее напряжение она развивает (например: замах предшествующий сокращению мышц при метании). Если работа в момент растяжения равна нулю, то при сокращении мощность ее резко возрастает.

1.3. Возрастные аспекты развития скоростно-силовых качеств

В настоящее время все возрастающее внимание уделяется развитию скоростно-силовых качеств у детей школьного возраста, так как упражнения скоростно-силового характера оказывают более разностороннее воздействие на организм, чем упражнения скоростного или силового характера. По мнению Б.А. Ашмарина биологическое созревание организма школьников обуславливает интенсивное развитие скоростно-силовых качеств у мальчиков в периоды с 10 до 11 лет, с 14 до 16 лет, а у девочек с 9 до 10 лет и с 13 до 14 лет. Вместе с тем Б.А. Ашмарин отмечает, что темпы развития отдельных крупных мышечных групп неравномерны и не всегда совпадают, поэтому сопоставляя скоростно-силовые способности, с морфологическими особенностями опорно-двигательного аппарата позволяет судить о том, что относительные показатели силы действия подростков достигают величины взрослого человека. О.В. Колодий отмечал, что наиболее эффективными возрастными периодами развития скоростно-силовых качеств считаются – у мальчиков и юношей 9-10, 12-13, 14-15 лет, а у девочек 8-9 и 10-12 лет.

Н.Н.Гончаров впервые привел данные характеризующие уровень развития скоростно-силовых качеств у детей разного возраста, он наблюдал резкое возрастание этого уровня к 12-15 годам.

В.С Фарфель отмечал, что развитие скоростно-силовых качеств начинается с 8 лет и продолжается до 14-15 лет. С.И. Филатов отмечал изменение уровня развития скоростно-силовых качеств у школьников в возрасте от 7 до 17 лет.

По данным Л. Денисюка темп развития скоростно-силовых качеств колеблется в период с 8 до 12 лет. С 13 лет уровень развития скоростно-силовых качеств постоянно растет, достигая наибольшей величины к 14-15 годам. В последующие годы абсолютный прирост скоростно-силовых качеств у девочек характеризуется незначительными колебаниями в возрасте 8-12 лет. Самая высокая величина прироста наблюдается в возрасте 10 лет, самая низкая в 18-19 лет.

1.4. Особенности развития мышечной силы

Павел Наумович Гойхман (1972, с.119) писал, что - «Значительное место в системе физического воспитания людей должно быть отведено воспитанию мышечной силы - способности человека преодолевать сопротивление или противодействовать ему путем мышечного напряжения”. Проявление мышечной силы обусловлены уровнем развития силы и концентрированности нервных процессов, регулирующих деятельность мышечного аппарата. Мышцы могут проявлять силу без изменения своей длины (статический или изометрический режим), при уменьшении длины (преодолевающий, или миометрический режим), при удлинении (уступающий или плиометрический режим).

Воспитание мышечной силы, имеющей большое значение для всестороннего развития организма, имеет важное значение в подготовке к производственному труду и в повышении спортивного мастерства. Создание правильной системы силовой подготовки может являться решающим фактором в повышении спортивных достижений в большинстве видов спорта. Силовая подготовка стимулирует дееспособность тканей, систем и организма в целом, способствует проявлению других физических качеств, совершенствованию координации движений и формированию правильной осанки. Павел Наумович Гойхман (1972, с.41) писал, что - “Занятия спортом, стаж тренировки особенно влияют на развитие тех групп мышц, сила которых в процессе естественного развития возрастает слабо (в основном мышцы сгибатели)”.

Многие специалисты считают, что в процессе многолетнего физического воспитания целесообразно улучшать общую координацию движений, развивать ловкость и прыгучесть, так как в дальнейшем эти качества менее поддаются совершенствованию. На наследующем этапе физического воспитания можно приступить к развитию мышечной силы.

Большинство специалистов придерживаются точки зрения, что силовой подготовке следует отводить место уже в детском и подростковом возрасте (с учетом специфики избранного вида спорта) силовая подготовка.

Для достижения высоких спортивных результатов необходимо уже в раннем возрасте развивать мышечную силу. В детском возрасте занятия следует посвящать укреплению всех мышечных групп (развитие общей силы). В юношеском возрасте целесообразно наряду с дальнейшим повышением “общей силы” уделять внимание и развитию “специальной мышечной силы”.

Возможно, ли развивать мышечную силу в занятиях с детьми и подростками? Здесь мнения специалистов разделились. Некоторые из них выражают сомнение в целесообразности систематического воспитания мышечной силы в детском и подростковом возрасте. Настоящую силовую подготовку следует осуществлять лишь по достижении половой зрелости (в занятиях с девочками - с 14-15 лет, с мальчиками – 16-17 лет). Вопрос о целесообразности использования на уроках физкультуры в школе упражнений, направленных на развитие мышечной силы вызывает определенные сомнения, так как на их выполнение может быть отведено весьма ограниченное время. Кроме того не достаточно изучен вопрос о влиянии силовых упражнений, незначительных по объему, на физическую подготовленность детей школьного возраста.

В процессе воспитания физических качеств у детей и подростков целесообразно, сначала, в большой мере уделять внимание скоростной подготовке с постепенным включением в нее средств, способствующих развитию динамической силы. К систематическому освоению техники можно приступать лишь после того, как будет достигнута определенная степень физической подготовленности, т.е. на втором и третьем годах физической подготовки. В период значительных приростов силы необходимо активно содействовать развитию этого физического качества. При однонаправленном увеличении силы разных групп мышц и соответствии уровней их развития целесообразно одновременно развивать силу этих групп мышц. В ином случае следует придерживаться дифференцированного подхода и стремиться увеличить силу отстающих в силовом отношении групп мышц.

Наиболее эффективными упражнениями для воспитания силы у детей являются динамические упражнения с отягощениями малого и среднего веса. В занятиях на уроках со школьниками среднего и старшего возраста достаточно эффективными являются упражнения не только динамического, но и статистического характера. Их исследование способствует оптимальному развитию силы различных групп мышц и в то же время оказывает стимулирующее воздействие на функциональные возможности занимающихся, способствует улучшению здоровья. Чрезмерное увеличение молодежи силовыми упражнениями, главным образом со штангой, особенно если они проводятся самостоятельно, нередко служит причиной возникновения у юношей гипертонического состояния.



1.5. Особенности развития быстроты

Павел Наумович Гойхман (1972, с.73) писал, что - “Одним из важных физических качеств спортсмена, является быстрота, способность человека совершать двигательное действие в минимальной для данных условий отрезок времени.”

В.С. Фарфель считает, что уровень развития быстроты, выражением которой является максимальная частота движения, зависит не столько от физиологической лабильности двигательного аппарата, т.е., не столько от способности воспроизводить максимальное число импульсов в единицу времени, сколько от скорости перехода двигательных, нервных центров из состояния возбуждения в состояние торможение и наоборот.

Основные формы проявления быстроты человека – время двигательной реакции, время максимально быстрого выполнения одиночного движения, время выполнения движения с максимальной частотой, время выполнения целостного двигательного акта.

В детском и подростковом возрасте имеются благоприятные предпосылки для воспитания быстроты движения. Соответствие скоростных напряжений возрастным особенностям организма детей школьного возраста объясняется высокой возбудимостью у них иннервационных механизмов, регулирующих деятельность двигательного аппарата, а также значительной интенсивностью обменных процессов. Большая подвижность нервных процессов, свойственная детям этого возраста, обуславливает быстроту смены сокращения и расслабления мышц максимальный темп движений.

В.М. Зациорский установил, что быстрота не является целостным физическим качествам. Все формы появления быстроты специфичны и не взаимосвязаны между собой. Исходя из этого, авторы рассматривают термин “быстрота движений” как не достаточно корректный и предлагают новое определение “скоростные качества”.

В.С. Фарфель на основании многолетних исследований, пришёл к выводу, что особенно интенсивный рост показателей быстроты движений происходит до 13-14 летнего возраста.

Болгарский специалист К. Рачев установил, что возрастной период 9-10 лет наиболее подходящее время для первоначального обучения и тренировки в спринтерском беге, что частота движений в возрасте 12-14 лет достигает своего максимума. С 11-14 лет возрастают все исследованные К. Рачевым показатели: рост, вес тела; длина шагов и максимальная скорость бега. В.С. Фарфель, установил, что к 13-14 годам в основном завершается анатомо-физиологическое формирование двигательного анализатора подростка. Это обуславливает необходимость в своевременном формировании у детей соответствующих спортивных навыков. В.М. Корецкий считает, что в возрасте 10-12 лет бурно развивается быстрота, затем показатели ее роста снижаются; в 14-16 лет хорошо развивается сила. В.М. Корецкий говорит о возможности учета благоприятных периодов для эффективного развития тех или иных качеств в подростковом возрасте. В.Г. Яковлев указывает, что средством воспитания быстроты у детей 7-8 лет, прежде всего, являются игры и упражнения на выработку реакции на различные сигналы; в III-IV классах – игры требующие быстрых двигательных ответов на изменяющиеся игровые ситуации упражнения на преодоление расстояний до 25-30 м в кратчайший срок, бег на скорость до 40 м.

Большинство авторов считают, что с целью развития быстроты у детей среднего школьного возраста следует упражнять занимающихся в скоростных двигательных действиях, совершенствовать быстроту двигательных реакций. Полезны упражнения со скоростью превышающей обычную. В процессе воспитания быстроты необходимо совершенствовать все формы ее проявления. Для повышения скорости целостного двигательного акта рекомендуются упражнения, выполняемые с предельной и околопредельной быстротой (например: преодоление расстояний с максимальной скоростью), для улучшения двигательной реакции – упражнения, требующие мгновенного реагирования на сигнал или изменение ситуации.

С.В. Коледин рекомендует следующие упражнения для развития быстроты: бег на месте в упоре, бег с “форой”, ускорения, переход от семенящего бега к ускорению, бег по инерции, бег с низкого и высокого старта, встречные эстафета, бег с хода на 20-30 м т.д.


1.6. Особенности тренировок с контролируемыми скоростями

В работе В.П.Филина “Проблема юношеского спорта” представлена таблица. Приложение №1.

Просматривая, 3-ий столбик таблицы обнаруживаем удивительный на первый взгляд факт. Владимир Павлович Филин (1987, с.127) писал, что - “успешно совершенствовать скоростные качества, лучше двигаться с малой, средней и контролируемыми скоростями”. Следовательно, при совершенствовании быстроты спортивных движений в ходе многолетней тренировки спортсмен должен выполнять большую часть упражнений с малыми, средними и контролируемыми скоростями. Может возникнуть вопрос “будет ли развиваться быстрота движений, если вообще исключить из тренировки max скорость? Да, даже в том случае быстрота движений будет развиваться.


1.7. Особенности использования движений с максимальной скоростью в совершенствовании скоростных качеств

Движения с максимальной скоростью, безусловно необходимо, но не для силовых видах на движения с максимальной скоростью приходится 10-20% от общего объема тренировок. Интересно, что в главном упражнении, т.е. в виде специализации, сильнейшие спортсмены не достигают приведенных цифр. Так по данным В.П. Филина лучшие спортсмены мира бегают с максимальной скоростью от 11-14% от всего бегового объема, т.е. в основном на соревнованиях. Менее квалифицированным спортсменам не следует превышать эти цифры, так как это мешает совершенствовать технику, координации, способностью к расслаблению, нарушает взаимосвязь качеств и навыков в специфической деятельности.

Постоянное превышение скорости в тренировке приводит к возникновению у спортсменов стойких условно-рефлекторных ритмов, задерживающих дальнейший прогресс. Поэтому в тренировке выгоднее большой объем упражнений, выполняемых на средних и контролируемых скоростях, соединять с регулярными маленькими дозами скоростных упражнений.

Постоянное совершенствование беговых скоростей и других движений создает трудности в совершенствовании техники движений, координации, расслаблений. В результате возникает условно-рефлекторный технический и темповый барьер, который затем очень трудно преодолевать. Спортсмены, чрезмерно увлекающиеся скоростью в тренировке, могут в короткий срок стать сильнее, техничнее и даже реализовать свои преимущества в малоответственных соревнованиях. Степан Алексеевич Вакуров (1971, с.79) писал, что - "…как только они попадают в условия жесткой конкуренции, на крупных соревнованиях, где требуется проявление максимальных возможностей, немедленно приводится в действие прочный рефлекторный комплекс и возникает скованность, искажается техника, падает результат”.


1.7. Совершенствование контроля движения на максимальной скорости

У каждого спортсмена имеется своя индивидуальная граница скоростей, позволяющая ему управлять своими движениями. Превышая эту границу, спортсмен постепенно теряет способность оперативного управления скоростью. Потолок контролируемых скоростей определяется классом спортсмена, его спортивной формой, в данный момент и упражнениями, которые он выполняет. В простейших упражнениях контролируемая скорость близко приближается к максимальной, и мастера не имеют здесь большого преимущества перед спортсменами младшего возраста. Но чем сложнее упражнения (по форме, характеру, сочетанием усилий и другими показателями), тем выше контролируемые скорости опытных спортсменов. Борис Андреевич Ашмарин (1990, с.287) писал, что - “для развития быстроты у новичков следует в большей мере использовать простейшие скоростные упражнения, выполняемые на max скоростях.”

Возможность управления находится в очень тесной связи с продолжительностью движений квалифицированные спортсмены способы контролировать себя более продолжительное время. Они могут начинать быстрее движение сразу без предварительных настраивающих движений, крайне необходимых спортсменам младшего возраста. Именно этим объясняется большая эффективность скоростных упражнений со сменой скорости от средней до максимальной. В спринтерском беге с серией переключений новички могут на коротких отрезках несколько раз даже превышать скорости, показанные ими в беге на зачёте. Это обеспечивается хорошего настроя на контролируемых скоростях и крайним пребыванием на максимальной. Спортсмен как бы “прячется” от подстерегающих его закрепощений и дискоординации, настраивается в контролируемой зоне и вновь атакует скоростной барьер, превышая на мгновение свой потолок максимальной скорости.

Борис Андреевич Ашмарин (1990, с.76) писал, что - “существует множество приемов, помогающих спортсменам проявить их max скоростные возможности. Метание облегченных снарядов, бег под уклон, буксировка тянущими устройствами, введение темпа частотными звуколидерами, ну и конечно соревнования.”

Чтобы правильно использовать все эти приемы, нужно чередовать их с выполнением движения в обычных и затрудненных условиях, применяя метод контрастов. Широкий диапазон скоростей движения, вариативность ритмов и частоты помогает спортсменам совершенствовать быстроту скоростных движений, оберегает их от преждевременного образования скоростного барьера.

Стоит отметить еще один путь совершенствования частоты движений. Владимир Михайлович Волков (1983, с.123) писал, что - “начав обычное ускорение, после примерно 10 м бега, ввести еле заметный акцент в толчке на левую ногу и в махе на правую (или наоборот). При этом внешне сразу становится заметной легкая аритмия. Если в таком аритмичном беге постепенно повышать частоту до предельной, наступает момент, когда спортсмена “прорвет” и он побежит с еще большей частотой и , что особенно важно, без аритмии.”

Этому упражнению надо учиться сразу. Сразу оно обычно не получается. Аритмию следует использовать в циклических упражнениях, но не следует увлекаться и терять чувство меры. Полезны только легкие акценты, не нарушающие основной структуры и ритмики упражнений.

















Глава 2. Особенности развития скоростно-силовых качеств у футболистов 12-14 лет.


2.1  Физическая подготовка спортсмена

Физическая подготовка — это педагогический процесс, направленный на воспитание физических качеств и развитие функциональных возможностей, создающих благоприятные условия для совершенствования всех сторон подготовки. Она подразделяется на общую и специальную.

Общая физическая подготовка предполагает разностороннее развитие физических качеств, функциональных возможностей и систем организма спортсмена, слаженность их проявления в процессе мышечной деятельности. В современной спортивной тренировке общая физическая подготовленность связывается не с разносторонним физическим совершенством вообще, а с уровнем развития качеств и способностей, оказывающих опосредованное влияние на спортивные достижения и эффективность тренировочного процесса в конкретном виде спорта. Средствами общей физической подготовки являются физические упражнения, оказывающие общее воздействие на организм и личность спортсмена. К их числу относятся различные передвижения — бег, ходьба на лыжах, плавание, подвижные и спортивные игры, упражнения с отягощениями и др.

Общая физическая подготовка должна проводиться в течение всего годичного цикла тренировки.

Специальная физическая подготовка характеризуется уровнем развития физических способностей, возможностей органов и функциональных систем, непосредственно определяющих достижения; в избранном виде спорта. Основными средствами специальной физической подготовки являются соревновательные упражнения: и специально подготовительные упражнения.

Физическая подготовленность спортсмена тесно связана с его спортивной специализацией. Андрей Вячеславович Попов (1981, с.24) писал, что - “в одних видах спорта и их отдельных дисциплинах спортивный результат определяется, прежде всего, скоростно-силовыми возможностями, уровнем развития анаэробной производительности; в других — аэробной производительностью, выносливостью к длительной работе; в третьих — скоростно-силовыми и координационными способностями; в четвертых — равномерным развитием различных физических качеств. ”


2.2 Особенности развития двигательных способностей футболистов 12-14 лет

Уровень развития скоростных способностей один из наиболее важных показателей специальной физической подготовленности футболистов.

Сформированность скоростных качеств, способствует более быстрому выполнению различных технико-тактических показателей, что обеспечивает дополнительное время для эффективного решения важных двигательных задач в мини-футболе. Вместе с тем, даже ведущие футболисты мира часто не обладают высоким уровнем развития скоростных способностей для данной категории занимающихся. Только отдельные футболисты (Д. Джаич, О. Блохин, Пеле, Г. Еврюжихин) пробегали 100-метровую дистанцию быстрее 11 секунд (Е.В. Скоморохов, 1987; С.Ю. Тюленьков, 2001).

По данным Марка Александровича Годика (2010, с.333), большинство игроков супер-лиги России показывают значительно более низкие на этой дистанции показатели (11,3-12,6 с). Такой уровень развития скоростных способностей российских футболистов в определенной мере обуславливает и низкий объем перемещений с максимальной интенсивностью в процессе игровой деятельности, а также не высокую эффективность атакующих действий.

Анализ тренировочной деятельности юных футболистов позволил выявить ряд значимых противоречий. Марк Александрович Годик (1985, с.38) писал, что - “между комплексом теоретических разработок развития скоростных способностей и программно-методическим обеспечением их физической подготовки; между нормативными основами физической подготовленности футболистов и требованиями различных игровых амплуа. ” Необходимость разрешения указанных противоречий и объективная потребность в проведении дополнительных исследований определяют содержание нашего исследования. Которое ориентировано на сочетание методов тренировки юных футболистов с авторской скоростно-силовой программой и обоснование методики развития скоростных способностей у юных футболистов с учетом их игрового амплуа.

Методика повышения скоростных способностей юных футболистов будет эффективной, если в её основу положить идею учета специфики двигательных действий юных футболистов в процессе скоростного ведения мяча, а подбор средств и методов скоростной подготовки осуществлять в соответствии с оптимальными параметрами физической нагрузки для каждого из амплуа и возраста футболиста.

Андрей Владимирович Петухов (1990, с.162) писал, что - “приступая к педагогической работе, тренер должен в первую очередь разобраться, что ребенку дано от природы и что он может приобрести за счет занятий. Конечно, некоторые показатели - сила ног, быстрота, функциональные особенности - в значительной мере передаются наследственностью. Но что-то возможно компенсировать и развить другие способности игрока, которые хорошо формируются в результате специальной подготовки. А недостаток таланта может быть возмещен только настойчивой работой на тренировках. Ведь цель нашей деятельности - это развитие детских задатков, превращение их в способности и совершенствование необходимых качеств. ”

Важно понять, что каждый воспитанник продвигается по пути овладения техникой, разница только в скорости обучения. Заметим, что способности - это не что иное, как время обучения необходимым навыкам. Потом мы уже обращаем внимание на талант и одаренность воспитанника. Выбрать необходимое направление обучения, помочь быстрее раскрыться детской личности - это уже последующая первостепенная задача педагога. Хотелось бы отметить, что посредственное обучение часто возникает вследствие некачественных занятий, чисто внешне наполненных большим количеством информации. В мини-футбольном образовании детей важен даже не столько объем преподносимой информации и количество обучаемых элементов тренировки, сколько личность тренера и методы его работы.

За время работы с выпущенной группой у тренера развивается определенный стиль взаимодействия, складывается определенный методический подход к своим воспитанникам.

Поэтому, начиная работать с новой группой, тренер должен вспомнить некоторые специфические моменты детского возраста.

В.Д. Кудрявцев (1978, с.24) писал, что - “детский тренер должен знать характерные закономерности роста и становления организма детей, поскольку подготовка юных и взрослых квалифицированных футболистов существенно отличается как по своим задачам, так и по организации учебно-тренировочной работы. ”

Краткая характеристика периодов развития двигательных способностей детей и подростков примерно будет выглядеть так:

10 - 11 лет - ловкость, быстрота;

12 - 13 лет - ловкость, быстрота, взрывная сила;

14 - 15 лет - взрывная сила, скоростно-силовая, ловкость;

16 - 17 лет - общая выносливость, общая силовая подготовка;

18 - 19 лет - специальная выносливость, специальная силовая подготовка.

Таким образом, на основании предпосылок естественного роста и анализа многолетней подготовки футболистов можно предложить методические рекомендации по его структуре. Тренер должен знать специфику возраста, не делать поспешных выводов о перспективности своих юных футболистов и правильно расставить акценты, не забывая о том, что ребенок может опережать в развитии или запаздывать, то есть отличаться от средних показателей созревания.

Если рассматривать физические качества в отдельности, то отметим характерные моменты их развития.

Развитие силы до 11 лет - рост силы мышц незначителен, но с 12 до 14 лет рост заметно увеличивается, наиболее интенсивное развитие силы - 14 - 17 лет.

Развитие быстроты:- с 10 до 11 - интенсивное развитие, - с 12 до 14 лет менее интенсивное развитие быстроты.

И если сравнить прирост скорости, то с 10 до 14 лет он примерно составляет 17 - 20%, а после 15 лет - 8%. Достаточно точно выявлено, что скоростные способности детей весьма консервативны и с трудом поддаются развитию.

Развитие ловкости - с 10 - 12 лет - наибольший тренировочный эффект. Развитие скоростно-силовых качеств - с 10 до 11 лет и с 14 до 15 лет - наибольшее.

Развитие выносливости: - с 10 до 13 лет увеличивается за счет роста и за счет совершенствования бега, - в 13 - 14 лет - дальнейшее увеличение, и с 15 до 16 лет - наибольшая интенсивность прироста.

Таким образом, наибольший прирост физических качеств в 12 -лет.

Луэй Ганим Сайд (1983, с.24) писал, что - “…футболисты, в 17 лет имеющие низкую работоспособность, не смогут значительно увеличить свои показатели в будущем. Интересно, что МГП почти, что не меняется от 10 до 17 лет. “

Эта информация приводится для понимания последовательности решения определенных общефизических и педагогических задач.

Скорость, выносливость, сила, ловкость и гибкость — вот те основные физические качества, которые необходимы футболисту, чтобы показать высокий уровень мастерства. От степени их развития и совершенствования зависит результат не только одного матча, но и всего соревновательного периода.

К средствам скоростной подготовки относятся упражнения, позволяющие спортсмену проявить максимальный уровень скоростных способностей.

Общеподготовительные упражнения очень многообразны и представляют собой двигательные действия, требующие быстрой реакции, высокой скорости выполнения отдельных движений, максимальной частоты движений.

По данным издания «Игровое мышление футболиста» (1970, с.68) пишут, что - специально-подготовительные упражнения могут быть направлены как на развитие отдельных составляющих скоростных способностей, так и на их комплексное совершенствование в целостных двигательных действиях. Эти упражнения строятся в соответствии со структурой и особенностями проявления скоростных качеств в соревновательной деятельности.

При совершенствовании скоростных возможностей используются следующие методы:

1) метод скоростно-силовой подготовки, или метод динамических усилий;

2) повторный метод выполнения упражнений в максимально быстром темпе;

3) метод облегченных условий при выполнении скоростных упражнений;

4) метод затрудненных условий при выполнении скоростных упражнений;

5) игровой метод.

Интенсивность и эффективность ведения соревновательных игр в значительной степени зависят от уровня развития скоростных качеств футболистов, которые определяются следующими показателями:

- быстрота реакции на движущийся объект;

- быстрота реакции выбора;

- быстрота достижения максимальной скорости в беге;

- максимальная быстрота бега;

- быстрота торможения после бега с максимальной скоростью.

Валерий Александрович Выжгин (1972, с.18) писал, что – “…эти качества относительно независимы друг от друга, поэтому для их совершенствования используются разные упражнения; для увеличения быстроты реакции — игровые (специализированные) упражнения; быстроты стартового разгона — упражнения длительностью до 3 с (15—20 м). Прыжки в сторону — у вратарей; резкий старт и изменение направления во время бега; преодоление силы, связанной с ударами по мячу, ввод мяча; преодоление силы, вызванной силовым сопротивлением (единоборством) соперника.“

Учитывая виды противодействия, которые осуществляет футболист во время игры, все упражнения, направленные на совершенствование скоростно-силовых качеств, можно классифицировать по следующим группам:

- упражнения, в которых динамическая сила создается за счет прыжков (в высоту, длину, стороны, прыжки через барьеры, через скакалку, запрыгивание и спрыгивание с разновысоких тумб). При этом мышцы совершают как уступающую, так и преодолевающую работу.

- упражнения, в которых создается взрывная сила либо в момент старта, либо при мгновенной смене направления движения во время рывков;

- выполнение беговых и прыжковых упражнений с отягощением (различного рода пояса);

- упражнения с сопротивлением партнера (толчки во время бега, прыжков).

Упражнения, направленные на совершенствование скоростно-силовых качеств, в большинстве случаев решают дополнительную задачу по совершенствованию какого-либо другого физического качества: скорости, скоростной выносливости. Особенно это относится к упражнениям первой группы.

Совершенствование скоростно-силовых качеств футболиста, проявляются в его способности выполнять движение в минимально короткий отрезок времени и в условиях, когда оказывается активное противодействие этому.

Таким образом, для развития и совершенствования этого качества у футболистов необходимы два типа нагрузок. Первый — повторные упражнения длительностью 3 — 8 с, предельной интенсивности, выполняемые через относительно короткие интервалы отдыха. Например, 8 по 30—50 м с отдыхом 10 — 20 с между повторениями. Всего необходимо сделать 2 — 3 серии с интервалом отдыха 4 — 6 мин. При выполнении этого задания совершенствуются механизмы быстрого энергообеспечения и ресинтез внутримышечных анаэробных источников энергии.

Второй тип нагрузок — более разнообразные упражнения:

1) повторный бег на отрезках 150 — 600 м со стандартными интервалами отдыха;

2) такой же бег, но с постепенно укорачивающимися интервалами отдыха;

3) переменный бег, быстрые участки которого имеют длину не менее 150 м и пробегаются с околопредельной скоростью;

4) повторный бег на отрезках в 30—50 м с интервалами 5—7 с. Наиболее эффективны повторный и интервальный методы тренировки.

Нельзя футболистов 12, 13, 14 лет, занимающихся одним видом спорта, тренировать по одной методике. Необходим индивидуальный подход в планировании тренировочных нагрузок, особенно для детей 12-14 лет, учитывая неодинаковый уровень физической подготовленности. И как бы мы весь многолетний учебный процесс абстрактно ни рассматривали, нам необходимо сохранить целенаправленность и поступательное движение вверх.

Если рассматривать будущую перспективу, то сложность подготовки прямо пропорциональна тренировочному времени. В этом и состоит величайший парадокс: сколько бы времени ни было отпущено, почти всем его не хватает. И нам не хватает 6-7 лет для подготовки хорошего добротного игрока. Но, как говорится, все превозможет усердие, ну а более настойчивые сократят это расстояние до конечного результата.


2.3 Содержание и принципы построения учебно-тренировочного процесса юных футболистов

Футболисту требуется разносторонняя подготовка. Учебный план должен охватывать все стороны деятельности спортсмена, желательно в тех пропорциях, в которых они оказывают влияние на эффективность игровой деятельности у футболистов высокой квалификации. Если не знать точно, какой из видов подготовки имеет большее влияние на спортивный результат, эффективное почасовое распределение учебного материала не представляется возможным. К тому же представляет интерес сравнение факторов, влияющих на спортивный результат у детей, юношей и взрослых.

Несмотря на дефицит материала в исследованиях этого направления, представляем общую структуру спортивного успеха по данным, полученным известным тренером К.А. Шперлингом, Д.В. Рыбиным, а также А.В. Петуховым.

8-10 лет (ГНП, 1-3-й год обучения):

– физическая подготовка и техническая подготовка;

– физическое развитие;

– тактическая подготовка (ориентировочный компонент игровой деятельности).

12-14 лет (УТГ, 1-4-й год обучения):

– физическая подготовка;

– физическое развитие;

– техническая подготовка;

– тактическая подготовка.

– Футболисты-мастера (высшая лига):

– технико-тактическая подготовка;

– физическая подготовка;

– физическое развитие.

Выявляется различное влияние факторов на спортивный результат на разных стадиях подготовки. Конкретизируя общую структуру, отметим следующее.

Наиболее важные факторы, определяющие достижения высоких результатов юными футболистами на начальных этапах обучения, следующие:

• 29% – техническая подготовленность;

• 21% – морфофункциональные возможности (12% – функциональные возможности и 9% – физические возможности); ведущие показатели: рост, вес, ЖЕЛ, артериальное давление;

• 15% – физическая одаренность; ведущие показатели: прыжок с места, удар на дальность.

На практике данные выводы проявляются следующим образом. Преимущество получает тот, кто смог быстрее своих сверстников овладеть необходимым минимумом технических приемов. Этому ученику доверяют больше играть и команда первоначально строится вокруг таких начинающих футболистов, они в игровой обстановке выглядят предпочтительнее своих товарищей, более рослых и мощных, но не освоивших технические приемы.

К сожалению, в данной работе не рассматривается психологический фактор, затрагивающий сферу психологии личности, весомый на этапе спортивного совершенствования, и фактор, который можно было бы назвать командной тактикой. Эти показатели просто не были рассмотрены и проанализированы. Интересно, что при опросе тренеров-преподавателей о факторной структуре эффективности игровой деятельности, большинство из них отмечают, что фактор психологической подготовки в структуре необходимо учитывать, при этом они ставят его по значимости ниже основных показателей во всех возрастных группах.























Глава 3. Методы и организация исследования.

3.1. Исследования эффективности авторской скоростно-силовой программы.

Для проверки гипотезы было проведено экспериментальное исследование.

Цель нашей работы экспериментально проверить, действительно ли упражнения авторской скоростно-силовой программы в большей мере способствуют развитию скоростно-силовых качеств, чем упражнения рабочей программы.

Наше экспериментальное исследование было посвящено исследованию эффективности применения авторской скоростно-силовой программы для развития скоростно-силовых качеств. И на основе результатов сравнение с эффективностью упражнений рабочей программы для развития скоростно-силовых качеств.

Представителем авторской скоростно-силовой программы в данном случае служит упражнение – сгибание ног на тренажёре в положении лёжа на животе, разгибание ног на тренажёре сидя и упражнения на римском стуле.

Для решения цели и задач была взята экспериментальная группа футболистов в количестве 14 человек, из числа обучающихся МКОУ ДОД ДЮСШ «Сокол». Возраст испытуемых составил 12 - 14 лет. Группа была поделена на две подгруппы по 7 человек. Занятия проводились в обеих группах в одинаковых условиях независимых друг от друга три раза в неделю. Эксперимент начал свою работу с 21 сентября 2014 года. Объем нагрузок распределяется следующим образом, экспериментальная группа №1 выполняет упражнения согласно рабочий программы.

Экспериментальная группа №2 выполняет упражнения согласно авторской скоростно-силовой программой, в которую вошли следующие упражнения: сгибание ног на тренажёре в положении лёжа на животе, разгибание ног на тренажёре сидя и упражнения на римском стуле.

Упражнение выполнялось следующим образом: С начало каждому участнику был выбран вес 50% от максимального веса. Первые две недели занимающийся начали работу каждый со своим весом, который указан в таблице (Приложение №4) сгибание ног на тренажёре в положении лёжа на животе, разгибание ног на тренажёре сидя и упражнения на римском стуле с собственным весом. Каждое упражнение выполнялось таким образом: 5 серий по 10 раз пауза между сериями 1-2 минуты. Через каждые две недели добавляется вес на 2 кг на каждое упражнение.

В обеих группах упражнения давалось в начале тренировки после проведения стандартной разминки.

В начале педагогического эксперимента и 16 ноября 2014 года были проведены тесты в обеих группах:

  1. Прыжок в длину с места;

  2. Челночный бег 3х10 м.

  3. Прыжок по Абалакову.

Результаты зафиксированы в начале и в конце каждого этапа эксперимента, и сведены в таблице, (Приложение №2-3), а также в ней зарегистрирована степень достоверности.

Обработка результатов осуществлялась математическим методом с использованием следующих величин:

а) средняя арифметическая

() = , где

n- количество испытуемых

хi – каждый результат






Глава 4. Результаты исследования.

Из представленных в таблицах данных видно, что по всем избранным тестам наблюдается улучшение результатов в конце эксперимента. Проведенные математико-статистические расчеты позволяют оценить статистическую достоверность полученных прибавок.

У экспериментальной группы №1 которая выполняла упражнения согласно рабочей программы, следующий результат;

Прыжок в длину с места.

Из таблицы (Приложение 2) видно, что за время проведения эксперимента среднеарифметическое выросло с 194,3 см. до 202,3 см. Прирост составил 4,2%.

Челночный бег 3х10 м.

Из таблицы (Приложение 2) видно, что за время проведения эксперимента среднеарифметическое выросло, с 8,2 сек. до 7,8 сек. Прирост составил 4,7%.

Прыжок по Абалакову.

Из таблицы (Приложение 2) видно, что за время проведения эксперимента среднеарифметическое выросло с 30,6 см. до 33,0 см. Прирост составил 7,4%. Следовательно, эффективность рабочий программы можно считать доказанной.


У экспериментальной группы №2 которая выполняла упражнения согласно авторской скоростно-силовой программы, следующий результат;








Прыжок в длину с места.

Из таблицы (Приложение 3) видно, что за время проведения эксперимента среднеарифметическое выросло с 179,3 см. до 193,3 см. Прирост составил 7,3%.

Челночный бег 3х10 м.

Из таблицы (Приложение 3) видно, что за время проведения эксперимента среднеарифметическое выросло, с 8,5 сек. до 7,9. Прирост составил 6,8%.

Прыжок по Абалакову.

Из таблицы (Приложение 3) видно, что за время проведения эксперимента среднеарифметическое выросло с 29,6 см. до 32,7 см. Прирост составил 9,5%. Следовательно, эффективность экспериментальной методики авторской скоростно-силовой программой, в данном исследовании можно считать доказанной и более эффективной, чем эффективность рабочий программы.
















Глава 5. Заключение.

Уровень развития скоростно-силовых способностей неодинаков у представителей различных видов спорта. Эффективность реализации скоростно-силового потенциала у футболистов в спортивный результат, по нашему мнению, обусловлена структурой его тренировочных нагрузок, которые в свою очередь адекватны его индивидуальным особенностям и способностям.

Существующие проблемы при разработке годичных циклов тренировочных нагрузок для каждого года обучения обусловлены необходимостью их индивидуализации и дифференциации. Рассмотрев физиологические основы физических качеств быстроты и силы, и их энергетическое обеспечение, выяснилось, что быстрота в большей степени врожденное качество, чем приобретенное, но все же оно поддается тренировке, чем мышечная сила или скоростно-силовые качества. Быстрота, сила и скоростно-силовые качества развиваются примерно в одном и то же время, и комплексный подход будет эффективен. Силовая и скоростно-силовая подготовка должна проводиться с этапа начальных занятий планомерно, с возрастающим из года в год объемом и без значительных срывов. Это способствует формированию двигательных навыков и значительно повышает результативность спортсмена.











Глава 6. Вывод.

1. В ходе анализа научно-методической литературы было установлено, что для развития скоростно-силовых способностей спортсменов используется ряд методов.

2. В ходе экспериментального исследования выявлено, что упражнения авторской скоростно-силовой программы более эффективны для развития скоростно-силовых способностей, чем методы рабочий программы.

3. На основе анализа литературных источников, обобщения передового педагогического опыта, итогов эксперимента, нами были разработаны рекомендации, которые могут использоваться тренерами, работающими со школьниками 12-14 лет.
















Глава 7. Практические рекомендации.

Проведенный эксперимент имеет практическое значение для занятий спортом у начинающих и тренирующихся, т.к. результаты в исследуемых показателях повышаются и заметен тренировочный эффект.

На развитие скоростно-силовых способностей можно воздействовать 2-я способами: увеличивая максимальную силу или повышая скорость мышечного сокращения. Методическая проблема заключается в объединении этих обоих скоростно-силовых компонентов и в оптимальном “преобразовании” максимальной силы в скоростно-силовые способности. Проблематично развивать максимальную силу и быстроту мышечных сокращений поочередно или делать это параллельно. Были предприняты многочисленные попытки, в начале тренировочного цикла повышать уровень развития максимальной силы, а затем на этом фундаменте совершенствовать быстроту мышечных сокращений. На опыте тренировок убедились, что это не приводит к заметному улучшению скоростно-силовых показателей в соревновательных условиях, хотя прирост максимальной силы несомненен. Более положительное влияние оказывает параллельное развитие обеих компонентов (скорость и сила), причем в качестве меры дозировки нагрузки служат скоростно-силовые соотношения, типичные для соревновательных движений. От этих условий не следует чрезмерно отклоняться и в использовании дополнительных нагрузок, а также при возможном облегчении упражнений. Это относится как к специфическим упражнениям, так и к соревновательным, выполняемым с дополнительным отягощениями.

Скоростно-силовая тренировка требует точной дозировки всех других компонентов внешней нагрузки. Рекомендуется включать все физические и психические силы с самого начала и до конца ускорения в процессе “взрывного” мышечного сокращения. Так как эффект скоростно-силовой тренировки в решающей мере зависит от оптимального возбуждения центральной нервной системы, нужно избегать утомления которое ведет к замедлению движения. Соответственно следует ограничить в тренировочном занятии общий объем скоростно-силовых нагрузок и число повторений в сериях. Интервалы между сериями должны быть (1-2 м), чтобы по возможности восстановить работоспособность, если скоростная сила развивается для циклического характера, то нужно стремиться к максимальной частоте движений.

В зависимости от возраста, пола и величины отягощений количество упражнений в серии может достигать 6-10, а количество серий от 3 до 5-6.

Упражнения с непредельными отягощениями характеризуются выполнением двигательных действий с предельным числом повторений при относительно небольшом отягощении. Это позволяет выполнять большой объем работы, обеспечивающий активность обменных и пластических процессов, определяющих ускоренный рост мышечной массы. Кроме того, непредельные отягощения не затрудняют контроль за техникой движения. Однако, вследствие того, что развивающий эффект упражнений возникает только при проявлении утомления (когда в работу включается большое количество двигательных единиц), необходимо большое количество повторений упражнения.

Воспитание скоростно-силовых способностей целесообразно осуществлять главным образом путем применения скоростно-силовых упражнений, при выполнении которых сила стремится к максимальному возрастанию преимущественно за счет возрастания скорости сокращения мышц. Скоростно-силовыми упражнениями, которые должны широко использоваться в занятиях со спортсменами являются: бег на короткие отрезки дистанции, прыжки, упражнения с отягощениями, прыжковые упражнения, старты из разных положений, работа в тренажёрном зале на различные группы мышц.







Список литературы

1.Ашмарин Б.А. Теория и методика физической культуры. - М.: просвещение, 1990.-287 с.

2. Ашмарин Б.А. Теория и методика физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1987.-128 с.

3. Антипов А.В. Формирование специальных скоростно-силовых способностей 12-14 летних футболистов в период полового созревания: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 2002.- 22с.

4. Бондарчук А. П. Построение системы физической подготовки скоростных, силовых видах спорта.- Киев, 1982.- 163с.

5. Бриль М.С. Принципы и методические основы активного отбора школьников для спортивного совершенствования: Автореф. дис. д-ра пед. наук.- М.,1987.-47с.

6. Волков В. М., Филин В. П. Спортивный отбор. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 123 с.

7. Выжгин В.А. Исследование эффективности методики обучения детей 11-12 лет технике футбола: Автореф. дис. д-ра пед. наук.- М., 1972.-18с.

8. Вакуров С. А. Бег на средние дистанции. – М.: Физкультура и спорт, 1971. – 79 с.

9. Верхошанский Ю. В. Основы специальной силовой подготовки в спорте М.: Физкультура и спорт, 1977. – 190 с.

10. Верхошанский Ю. В. Программирования и организация тренировочного процесса. – М.: Фис, 1985. – 120 с.

11. Верхошанский Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. – М.: Фис, 1988. – 214 с.

12. Годик М.А. Скородумова А.П. Комплексный контроль в спортивных играх: Уч.-метод. пособие д/прочих видов обучения.-М.: ОАО Издательство «Советский спорт»,2010.-333 с.

13. Годик М.А. Методика отбора и основы начальной подготовки юных футболистов. Метод, рекомендации / Сот. М.А.-М., 1985. - 38 с.

14. . Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. – М.: Физкультура и спорт, 1980. - 220 с.

15. Гойхман П.Н. Легкая атлетика в школе. – М.: Физкультура и спорт, 1972. – 41 с.,73 с., 119с.

16. Гандельман Б.С. Смирнов К.М. Физиологические основы методики спортивной тренировки. – М.:Фис,1970.- 212с.

17. Годик М.А. 18. 19. Дедковский С.Н. Скорость или выносливость? – М.: Физкультура и спорт, 1979. – 208 с.

20.Донской В.П., Зациорский В.М. Биомеханика. – М.: Физкультура и спорт,1979.- с.

21.Игровые мышление футболиста. -М. :ВНИИФК, 1970.-68 с.

22. Кирилов А.А. Воспитание скорости бега у юных футболистов. Футбол, ежегодник.-М.: ФиС, 1984-с.43-24.

25. Кудрявцев В.Д. Исследование физических качеств мальчиков 11-14 лет и их прогностические значение для отбора в группы подготовки юных футболистов: Автореф. дис. канд. пед. наук.-М., 1978-24

26. Луэй Ганим Сайд(Ирак). Формирование специальных навыков ударных движений у футболистов различных возрастных групп: Автореф. дис. канд. пед. наук.- Киев, 1983-24 с.

27. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников.- М., 1998.г.

28. Методика отбора и основы начальной подготовки юных футболистов. Метод, рекомендации / Сост. М.А. Годик и др. – М., 1985. – 38 с.

29. Макаренко В.Т., Выжгин В.А. Управление физической подготовкой юных футболистов. Метод, рекоменд. – М., 1985. – 41 с.

30. Петухов А.В. Методика формирования индивидуальной технико-тактической подготовки юных футболистов: Дис. … канд. пед. наук. – М., 1990. – 162 с.

31. Попов А.В. Совершенствование технической подготовки футболистов с учетом типов ударных движений и условий игровой деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. – Киев, 1981. – 24 с.


32. . Рубаш Карел (ЧССР). Подвижные игры как средство повышения скорости бега мальчиков 9-11 лет: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 1984. – 20 с.

33. Функциональная подготовленность футболистов и методы ее повышения. Учебно-методическое пособие. – Волгоград: ВГАФК, 1999. – 100 с.

34. Филин В.П. Теория методика юношеского спорта: Учебное пособие для институтов физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1987 – 127с.

35. Физическое воспитание учащихся 5-7 классов: Пособие для учителя. / Под ред. В. И. Ляха, Г.Б. Мейксона. – М., 1997.с. 153

36. Юный футболист / Под ред. А.П. Лаптева, А.А. Сучилина: Учебное пособие для тренеров. – М.: ФиС, 1983. – 225 с.
























Приложение №1

Совершенствование быстроты движений.

Разделы подготовки

Средства тренировки

Скорость движения основного V тренировочных средств

Сила

Большой V силовых и скоростно-силовых упражнений

Малая средняя (относительно max без нагрузки )

Выносливость

Большой V типичный для вида движений малой и средней интенсивности

малая, средняя выше средней

Техника

Большой V упражнений с интенсивностью, позволяющей контролировать форму и характер движений, управлять ими, перестраиваясь в ходе тренировки

малая, средняя контролируемая

Координация

Большой V упражнений различных по форме и характеру движений большой V стандартных упражнений выполняемых в различных условиях со сменой ритма, интенсивности и т.д.

Средняя, малая контролируемая

Реактивность

В основном совершенствуется в ходе силовой тренировки

малая, средняя частично большая

Способность к расслаблению

Тоже что и для координации

малая, средняя контролируемая

Психологическая настройка

Контрольные старты в тренировках и соревнованиях с предварительной оценкой своих возможностей и последующим анализом

На тренировках контролируемая ; на соревнованиях частично но контролируемая

Гибкость

подвижность

Большой V специальных упражнений, выполняемых систематически

Малая





Приложение №2




Результаты контрольных испытаний в экспериментальной группе №1 детей 12-14 лет.






Тесты



Ф.И.


Прыжок в длину с места, см.

Челночный бег 3х10м.

Прыжок по Абалакову

Исх

Итог

Прирост %

Исх

Итог

Прирост %

Исх

Итог

Прирост %

1.Антипов Руслан

2.Желтиков Роман

3.Зуев Данил

4.Вербин Андрей

5.Самаркин Григорий

6.Полюбин Виктор

7.Критевич Артём

170

185

210

205

185

200

205

177

190

220

220

190

207

212

4.0

3.7

4.6

6.8

3.7

3.4

3.4

8.8

8.6

8.3

7.9

8.1

8.2

7.9

8.3

8.2

7.9

7.6

7.7

7.9

7.5

5.7

4.7

4.9

3.8

5.0

3.7

5.1

30

32

30

31

25

34

32


33

34

32

34

27

37

34

9.1

5.9

6.3

8.8

7.4

8.1

5.9

-

х

194.3

202.3

4.2

8.2

7.8

4.7

30.6

33.0

7.4





Приложение №3




Результаты контрольных испытаний в экспериментальной группе №2 детей 12-14 лет.






Тесты



Ф.И.


Прыжок в длину с места, см.

Челночный бег 3х10м.

Прыжок по Абалакову

Исх

Итог

Прирост %

Исх

Итог

Прирост %

Исх

Итог

Прирост %

1.Иванов Иван

2.Тропин Дмитрий

3.Дунаевский Александр

4.Орехов Даниил

5.Вербин Сергей

6.Тропин Александр

7.Волков Василий

205

195

210

170

160

160

155

215

210

230

185

173

175

165

4.7

7.2

8.7

8.1

7.5

8.6

6.4

8.0

8.7

8.3

8.5

8.6

8.8

8.4

7.5

7.8

7.7

8.0

8.1

8.3

7.9

6.3

10.4

7.2

6.0

5.8

5.7

6.0

27

25

40

26

24

32

33

30

27

45

30

26

35

36

10

7.4

11.1

13.3

7.7

8.6

8.6

-

х

179.3

193.3

7.3

8.5

7.9

6.8

29.6

32.7

9.5






Приложение №4



Нагрузка, выполняемая экспериментальной группой №2




Тесты


Сгибание ног на тренажёре

Разгибание ног на тренажёре

Упражнение на римском стуле




Ф.И.


Нач.

вес.

2-я

нед.

4-я

нед.

6-я

нед.

8-я

нед.

Нач.

вес.

2-я

нед.

4-я

нед.

6-я

нед.

8-я

нед.

Соб.

вес.

2-я

нед.

4-я

нед.

6-я

нед.

8-я

нед.

1

Иванов Иван

20

22

24

26

28

25

27

29

31

33

-

2

2

2

4

2

Тропин Дмитрий

17

19

21

23

25

20

22

24

26

28

-

2

2

2

4

3

Дунаевский

Александр

20

22

24

26

28

25

27

29

31

33

-

2

2

2

4

4

Орехов Даниил

20

22

24

26

28

25

27

29

31

33

-

2

2

2

4

5

Вербин Сергей

17

19

21

23

25

25

27

29

31

33

-

2

2

2

4

6

Тропин Александр

15

17

19

21

23

20

22

24

26

28

-

2

2

2

4

7

Волков Василий

15

17

19

21

23

20

22

24

26

28

-

2

2

2

4


41




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!