СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская статья "Использование информационных технологий в патриотическом воспитании обучающихся"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Авторская статья на тему "Использование информационных технологий в патриотическом воспитании обучающихся". Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения всегда занимала центральное место в социальном заказе общества. Основная воспитательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать интерактивную среду воспитания с почти неограниченными возможностями, оказывающимися в распоряжении и учителя, и ученика. 

Просмотр содержимого документа
«Авторская статья "Использование информационных технологий в патриотическом воспитании обучающихся"»

Назарова Елена Владимировна,

Заместитель директора МБОУ «СОШ № 20» имени И.И. Намйушина

Использование информационных технологий в патриотическом воспитании обучающихся

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения всегда занимала центральное место в социальном заказе общества. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют очередной раз задуматься о будущем России, о ее подрастающем поколении. В настоящее время смыты нравственные ориентиры, подрастающее поколение обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности.

Дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине, а это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

Для решения задач патриотического воспитания в школе применяются различные формы и методы. Один из них — это использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Современное общество включилось в процесс, называемый информатизацией. Этот процесс включает в себя доступность источников информации, проникновение информационных технологий в научные, производственные, общественные сферы. Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно-технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала человека.

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования, представляющую собой систему методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации в интересах ее потребителей. Цель информатизации состоит в глобальной интенсификации интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных технологий: компьютерных и телекоммуникационных.

Основная воспитательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать интерактивную среду воспитания с почти неограниченными возможностями, оказывающимися в распоряжении и учителя, и ученика. В отличие от обычных технических средств воспитания информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством понятий, но и развить интеллектуальные, творческие способности обучающихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

Коллектив нашей школы уделяет большое внимание информатизации процесса воспитания — изменению его содержания, форм и методов.

Для решения этой задачи школа обладает необходимыми информационно-техническими ресурсами. Наличие современных технических средств способствует модернизации и совершенствованию воспитательного процесса, активизирует мыслительную деятельность обучающихся, способствует развитию творчества педагогов и классных руководителей.

Воспитание в школе, целенаправленный и сложный процесс, который осуществляют не только члены педагогического коллектива, но и семья, социум: общественность, средства массовой информации. Сегодня, в век новых информационных технологий, значительно расширилась степень влияния окружающего мира на подрастающее поколение.

Все классные руководители используют компьютерные технологии во внеклассной работе. Сейчас каждый педагог не мыслит воспитательную работу без использования ИКТ — подбор информации для классных часов осуществляется через Интернет, используются различные презентации для проведения классных мероприятий, например, по правилам дорожного движения, по профилактике вредных привычек, для уроков Мужества, литературных викторин, праздников и др.

Внеучебная работа в школе является существенным элементом образа жизни школьников, профессиональной деятельности классных руководителей, педагогов дополнительного образования, педагога-организатора, библиотекаря учебного заведения.

Направления, формы, методы внеурочной (внеклассной) работы, а также приемы использования информационных и коммуникационных технологий в этом виде деятельности школьников практически совпадают с направлениями, формами и методами дополнительного образования детей.

Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения школьников, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность:

  1. встречи с интересными людьми и важными людьми нашего города, области и страны;

  2. экскурсии, посещение музеев с последующим обсуждением, социально значимая деятельность, трудовые акции, акции помощи детям-инвалидам.

Внеурочная работа — это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между школьниками и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.

Именно информационные технологии организуют такое взаимодействие учеников и учителей, которое мотивирует и стимулирует на творческую, экспериментальную деятельность, создают условия, способствующие формированию у учащихся собственной точки зрения по обсуждаемым проблемам.

Средства информационно-коммуникационных технологий позволяют сделать уроки, классные часы, внеклассные мероприятия яркими и не забывающимися, помогают детям проживать события, связанные с тематикой мероприятия.

Гражданско-патриотическое воспитание - одно из основных направлений воспитательной работы школы, включает в себя воспитание осознания учащимися, как нравственной ценности, причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему и будущему. Воспитание интереса к истории родного края и Отечества, расширение представлений о своём городе, его истории и культуре, о героях Великой Отечественной Войны, работниках тыла, воспитание чуткости, доброты и милосердия. Сюда входит работа школьного музея, экскурсионная работа музея Братскгэсстроя, работа с ветеранами.

Работа по гражданско-патриотическому воспитанию велась согласно плану работы школы, совместным планам работы с Советом ветеранов, с музеем Братскгэсстроя.

С использованием ИКТ в школе в прошедшем учебном году были проведены следующие классные мероприятия, направленные на патриотическое воспитание — приобщение к истории, культуре и традициям России:

  1. Работа с ветеранами:

    • встречи, круглые столы;

    • видеоролик «Дети войны» об Архиповой А.М.

    • уроки мужества, (классные часы, встречи);

    • организация праздников и концертов 12 декабря, 23 февраля, 11апреля.

    • поздравление ветеранов на дому (в рамках гражданско-патриотического месячника, к празднику Победы, участие в митинге).

  2. Экскурсионная работа:

Посещение школьного музея, музея Братскгэсстроя.

  1. Традиционные школьные мероприятия

сентябрь – день памяти И.И. Наймушина;

декабрь – День рождения родного города;

февраль - гражданско-патриотический месячник, День Защитника Отечества;

  • Единый классный час «Славный сын земли Сибирской»,

  • Единый классный час «Героям Сталинградской битвы посвящается...»,

  • Командная игра «Марш – бросок,

  • «Информационные газеты: «В Братске не было войны, но списки павших бесконечны»

  • Экскурсии в школьный музей «Братчане на фронте и в тылу»,

  • Игра «Звездный час».

март – День рождения И.И. Наймушина «По страницам фотоальбома Братска» встреча с ветеранами, дружеская встреча по волейболу, чайная гостиная.

май – декада амяти и Славы.

  • Участие в митинге у мемориальной доски Герою Советского Союза Коньшакову А.С.

  • Участие в параде Победы.

Участие в территориальных программах:

-Городской военно-спортивный конкурс «России -надежная защита!»;

- Городской конкурс-фестиваль патриотической песни «Мы дети твои, Россия»;

- Участие в городской военно-спортивной игре «Зарница»;

- Участие в городском фестивале «Поклонимся великим тем годам»;

- Конкурс видеороликов «Солдат Победы;

- конкурс рисунков «Вехи победы»;

- городская акция «Письмо ветерану»;

- участие в фестивале «Я живу в России» победители 4а класс Холоднова Г., Наумов Д. Классный руководитель Ющенко В.И.

Результатом работы школы по патриотическому воспитанию стали победы и призовые места.

Чувство патриотизма сродни чувству любви к матери: недаром слова «родина» и «мать» часто употребляют как синонимы. Поэтому важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Именно родители помогают ученикам найти материал в Интернете, оформить его и представить в виде докладов-презентаций.

С использованием компьютерных технологий в нашем школе были проведены уроки Мужества на основе презентаций, сделанных учащимися самостоятельно дома и на кружке «Компьютерная грамотность»:

  • «Дети той войны»;

  • «Блокада Ленинграда»;

  • «Войны священные страницы»;

  • «Памяти узников концентрационных лагерей» и многие другие.

Прикосновение к истории своей семьи, встречи с интересными людьми, причастными к важнейшим событиям нашего города, области и страны, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

Использование ИКТ позволяет значительно повысить степень осмысленности учебного материала, закрепления его в практической деятельности.

Сегодня невозможно представить воспитательную работу без использования проекторов, цифровых фотоаппаратов, видеокамер, компьютерных средств обработки мультимедийной информации.

Любой урок или мероприятие фиксируется, обрабатывается и собирается в электронную-«копилку».

Таким образом, использование ИКТ обеспечивает широкую творческую деятельность учащихся в информационной среде, положительный эмоциональный настрой, гарантированная ситуация успеха рождает добрые чувства, сопереживание, чувство патриотизма.

Очевидно, что воспитание патриотизма — трудная задача, в процессе решения которой важно показать большое через малое, раскрыть зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей, пробудить в детской душе чувство сопричастности к великим вехам истории родной страны, чувство гордости за силу и величие Родины. Решать эту задачу помогут широчайшие возможности ИКТ, осваиваемые и используемые детьми осмысленно, в соответствие с важной для их духовного развития целью. Совершенствование развития творчества у детей с использованием информационных технологий — важная задача любого педагога.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!