![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/06/30/s_5b36dacf1c18b/924602_1.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/06/30/s_5b36dacf1c18b/924602_2.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/06/30/s_5b36dacf1c18b/924602_3.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/06/30/s_5b36dacf1c18b/924602_3.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/06/30/s_5b36dacf1c18b/924602_5.png)
Автор проекта: Коренец Анна Викторовна
педагог дополнительного образования,
(руководитель изостудии «Перспектива»)
МОБУ СОШ №34,
г. Таганрог, Ростовская область,
Коренец А.В.
Применение технологии «педагогическая мастерская» на занятиях изостудии «Перспектива»: Из опыта работы Коренец А.В. – Таганрог, 2018.– 10 с.: ил.
В статье представлено краткое содержание технологии «педагогическая мастерская» и способы ее применения в организации деятельности дополнительных занятий с детьми в студии изобразительного искусства. Технология носит практический характер и ориентирована на эффективное использование специалистами системы дополнительного образования в процессе творческой деятельности детского объединения образовательного учреждения любого типа.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/06/30/s_5b36dacf1c18b/924602_7.png)
МОБУ СОШ №34 г.
ТАГАНРОГ
Применения технологии педагогическая мастерская на занятиях изостудии «Перспектива»
Технология педагогическая мастерская позволяет осуществлять саморазвитие ребёнка в более комфортных условиях, способствует активному восприятию учебного материала, творческому осмыслению и постижению основ изобразительного искусства. На базе студийной мастерской у учеников заметно повышается интерес к процессу обучения. Свобода в выборе изобразительных средств и техник, стилей и направлений, жанров и тем способствует активному освоению изобразительной грамотности и развитию креативности, социальной компетенции, навыков аргументированного самовыражения и самосовершенствования.
Самый важный результат в данной технологии – это приобретение знаний о самом себе в окружающем мире, формирование самооценки и восхождение к собственным вершинам познания.
Мастерская педагогическая - это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. В мастерской достигается максимальное приближение к реальному опыту истинно научного или художественного постижения мира. Своё название данная технология получила благодаря тому, что учитель в процессе занятий перестаёт быть учителем-назидателем. он становится Мастером.
Мастерская – это технология, при помощи которой учитель-мастер вводит своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы наставничества, в которой каждый в равной степени может проявить себя как творец, совершенствуется в объекте изображения или теме исследования и в себе через личный опыт. А учитель - мастер продумывает действия и возможные материалы, которые позволят ребёнку проявить себя через творчество.
Данная технология сходна с проблемным обучением. Благодаря этому формируются коммуникативные качества, так как в данном процессе ученик является субъектом, активным участником деятельности, который самостоятельно определяет цели, планирует, осуществляет свою деятельность и анализирует результат. Мастерская — это оригинальный способ организации деятельности учеников в составе малой группы при участии учителя-мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности учеников.
Состав групп меняется от мастерской к мастерской. Данная технология позволяет научить учащихся самостоятельно формулировать цели занятия, находить наиболее эффективные пути для их достижения, развивает интеллект, способствует приобретению опыта групповой деятельности, совместной разработке проекта.
Основные этапы мастерской: |
Индукция (поведение) – это этап, который направлен на создание эмоционального настроя и мотивации обучающихся к творческой деятельности. На этом этапе предполагается включение чувств, подсознания и формирование личностного отношения к предмету обсуждения. |
|
Деконструкция – разрушение, хаос, неспособность выполнить задание имеющимися средствами. Это работа с разнообразным наглядным материалом, текстами, моделями, звуками, техническими средствами. |
|
Реконструкция – воссоздание из хаоса своего проекта решения проблемы. Это создание микрогруппами или индивидуально своего мира, текста, рисунка, проекта, решения. Обсуждается и выдвигается гипотеза, способы её решения, создаются творческие работы: рисунки, рассказы, загадки, Идёт работа по вновь выстроенному плану. |
|
Социализация – это соотнесение учениками своей деятельности с деятельностью других учеников или микрогрупп и представление промежуточных и окончательных результатов труда, чтобы откорректировать свою деятельность. |
|
Афиширование – это показывание, оповещение, наглядное представление результатов деятельности мастера и учеников. Это может быть эскиз, черновой вариант работы, набросок, схема, проект и ознакомление с ними всех. |
|
Новый виток (так называемый «разрыв») – резкое приращение в знаниях. Это кульминация творческого процесса, создание учеником собственного продукта и осознание неполноты своего знания, побуждение к новому углублению в проблему. Результат этого этапа – инсайт (озарение). |
|
Рефлексия – это оценивание себя в собственной деятельности, обобщение чувств, возникших в процессе работы мастерской, отражение достижений собственной мысли, собственного мироощущения и результата своей работы. |
Принципы и правила ведения мастерской: |
|
1. Ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера-руководителя. |
|
2. Право каждого участника на ошибку. |
|
3. Безоценочность, отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской. |
|
4. Предоставление свободы в рамках принятых правил, что дает ощущение внутренней свободы: |
|
• право выбора на разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем); |
|
• право самостоятельности действий (без дополнительных разъяснений руководителя); |
|
• право не участвовать на этапе предъявления результата. |
|
5. Большой элемент неопределенности (даже загадочности), что стимулирует творческий процесс. |
|
6. Диалог как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. |
|
• диалоги участников мастерской |
|
• диалоги отдельных групп |
|
• диалог с самим собой |
|
• диалог с научным или художественным произведением. |
|
• диалог с художественными экспертами или авторитетами. |
|
Целевые ориентации |
|
• Познакомить воспитанников с психологическими средствами, позволяющими им гармоничноразвиваться, осознать самих себя и своё место в мире. |
|
• Преодолевать с учениками путь от культуры полезности к культуре достоинства (человек самоценен). |
|
• Учить детей мыслить самостоятельно, широко применяя имеющиеся средства, подходить к процессу творчески. |
Правила и методические приёмы: |
|
1. Педагог четко формулирует для себя цель (конечный результат) мастерской и ориентировочные сроки работы по данной тематике. |
|
2. Оказывает помощь в подборе материала в соответствии с поставленной целью, вооружает необходимыми практическими советами. |
|
3. Создает атмосферу сотрудничества в процессе работы, предлагает вопросы к осмыслению, изучению и проживанию определенных ситуаций, сведений или проблем. |
|
4. Участники мастерской размышляют, обсуждают предложенные задания в группе, делают выводы, воплощают задуманное в собственных замыслах. |
|
5. Презентуют результаты своей деятельности, проводят дискуссии между группами, аргументируют различные точки зрения, находят способы практического применения своего опыта в жизни. |
|
Результатом работы в мастерской становится не только реальное знание или умение, важен сам процесс постижения истины и создание творческого продукта. При этом важнейшим качеством процесса оказывается сотрудничество и сотворчество - явления самоценные.
Одно из замечательных качеств мастерской - то ощущение свободы творчества и полноценной жизни, которое переживают и запоминают ее участники. Оно исключает сухой академизм и входит в духовный опыт человека, то есть становится частью его культуры.
Из действующих педагогических методов работы мастерская приближается к исследовательским и проблемным методам обучения. Принципиальное отличие, однако, заключается, по крайней мере, в двух особенностях мастерской:
проблемное обучение в основном опирается на логические противоречия и связи, а творческий процесс в мастерской основан на чередовании бессознательного или осознанного не до конца творчества и последующего его осознания;
проблема и направление исследования в урочной системе, как правило, определяются учителем, а в системе мастерских все проблемы выдвигаются учащимися. Степень неопределенности в заданиях мастерской принципиально более значительная, чем в других методах работы.
Это сближает учебный процесс в мастерскойс ходом настоящего научного и художественного открытия. Таким образом, происходит не передача готовых знаний, а приобретение ценностного опыта разносторонней духовной деятельности, что весьма актуально в современной жизни. Руководитель должен помнить, что главное действующее лицо на занятии – ребенок, важны его идеи, чувства, ощущения, эмоции. Иначе, у участников мастерской не произойдет – озарение, не возникнет переживание радости открытия нового, познания неизвестного, свободного, не скованного авторитетными мнениями, творчества.
В Приложении 1 предлагается примерная технологическая карта занятия, построенного на основе технологии “Педагогическая мастерская” и фотографии фрагментов занятий.
Приложении 1
Примерная технологическая карта занятия «Педагогическая мастерская»
Технологический этап | Действия учителя | Действия учащихся |
| Индукция - | создание эмоционального настроя | | - Предлагает выбрать тему для обсуждения | - Записывает варианты, вопросы (ассоциации и т.п.) | | Намечают идеи для воплощения. | Составляют вопросы, схемы, планы | |
| Сбор информации о познавательном объекте | ( определение, признаки, натурный материал.) | | Эскизируют познавательный объект, продумывают общую композицию и ее детали. Продумывают материалы, инструменты и техники исполнения | |
| Создает условия для работы в парах: обмен мнениями и находками. | Предлагает подумать над заданием вместе и выбрать каждому приемлемый результат | | | Работают в парахпо заданию, проводят обсуждение. Производят отбор удачных вариантов, сосредотачиваются на воплощение задуманного. | |
| Расширяет формы сотрудничества | | Конкретизирует усилия каждого, предлагает дополнительные задания. | | Обсуждают результаты работы в микрогруппах, советуются. Приступают к воплощению собственного замысла. | |
| Организует обсуждение | промежуточных результатов работы. Дает необходимые пояснения | по ходу представления. | | Представляют результаты. Задают друг другу вопросы. Вносят коррективы и дополнения по своему усмотрению. | |
| Фиксирует внимание на возникших познавательных | противоречиях. Организует работу в группах с | источником информации, позволяющим разрешить | возникшие противоречия. | | Осознают возникшие противоречия. Работают с различными | источниками информации, закрепляют и применяют | знания, умения и навыки. | |
| Инициирует и активизирует рефлексию учащихся по | поводу индивидуальной и совместной деятельности | | Осуществляют обсуждение и, по свободному выбору, проводят защиту своих творческих работ. Организуют выставки-просмотры, участие в творческих конкурсах. | |
Список литературы
Белова, Н.И. Я знание построю в мастерской [Текст]. – Санкт- Петербург, 1994.
Вишневский, В. А. Экспертиза учебно-воспитательного процесса [Текст] / В. А. Вишневский // Школьные технологии. – 2003. - № 6.
Педагогические мастерские. Интеграция отечественного и зарубежного опыта. Санкт – Петербург, 1995.
Педагогические мастерские. Франция – Россия, Москва, 1997.
Степихова, В.А. Педагогическая мастерская // Начальная школа. -1999. - №1.
Фрагменты занятий в изостудии «Перспектива» с применением технологии «педагогическая мастерская»
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/06/30/s_5b36dacf1c18b/924602_8.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/06/30/s_5b36dacf1c18b/924602_9.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/06/30/s_5b36dacf1c18b/924602_10.png)