СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская статья на тему: "Применение технологии "педагогическая мастерская" на занятиях изостудии "Перспектива"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлено краткое содержание технологии "педагогическая мастерская" и способы ее применения в организации деятельности дополнительных занятий с детьми в студии изобразительного искусства. Технология носит практический характер и ориентирована на эффективное использование специалистами системы дополнительного образования в процессе творческой деятельности детского объединения образовательного учреждения любого типа.

Просмотр содержимого документа
«Авторская статья на тему: "Применение технологии "педагогическая мастерская" на занятиях изостудии "Перспектива"»

Автор проекта: Коренец Анна Викторовна

педагог дополнительного образования,

(руководитель изостудии «Перспектива»)

МОБУ СОШ №34,

г. Таганрог, Ростовская область,







Коренец А.В.

Применение технологии «педагогическая мастерская» на занятиях изостудии «Перспектива»: Из опыта работы Коренец А.В. – Таганрог, 2018.– 10 с.: ил.

В статье представлено краткое содержание технологии «педагогическая мастерская» и способы ее применения в организации деятельности дополнительных занятий с детьми в студии изобразительного искусства. Технология носит практический характер и ориентирована на эффективное использование специалистами системы дополнительного образования в процессе творческой деятельности детского объединения образовательного учреждения любого типа.










МОБУ СОШ №34 г.

ТАГАНРОГ

Применения технологии педагогическая мастерская на занятиях изостудии «Перспектива»

Технология педагогическая мастерская позволяет осуществлять саморазвитие ребёнка в более комфортных условиях, способствует активному восприятию учебного материала, творческому осмыслению и постижению основ изобразительного искусства. На базе студийной мастерской у учеников заметно повышается интерес к процессу обучения. Свобода в выборе изобразительных средств и техник, стилей и направлений, жанров и тем способствует активному освоению изобразительной грамотности и развитию креативности, социальной компетенции, навыков аргументированного самовыражения и самосовершенствования.

Самый важный результат в данной технологии – это приобретение знаний о самом себе в окружающем мире, формирование самооценки и восхождение к собственным вершинам познания.

Мастерская педагогическая - это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. В мастерской достигается максимальное приближение к реальному опыту истинно научного или художественного постижения мира. Своё название данная технология получила благодаря тому, что учитель в процессе занятий перестаёт быть учителем-назидателем. он становится Мастером.

Мастерская – это технология, при помощи которой учитель-мастер вводит своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы наставничества, в которой каждый в равной степени может проявить себя как творец, совершенствуется в объекте изображения или теме исследования и в себе через личный опыт. А учитель - мастер продумывает действия и возможные материалы, которые позволят ребёнку проявить себя через творчество.

Данная технология сходна с проблемным обучением. Благодаря этому формируются коммуникативные качества, так как в данном процессе ученик является субъектом, активным участником деятельности, который самостоятельно определяет цели, планирует, осуществляет свою деятельность и анализирует результат. Мастерская — это оригинальный способ организации деятельности учеников в составе малой группы при участии учителя-мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности учеников.

Состав групп меняется от мастерской к мастерской. Данная технология позволяет научить учащихся самостоятельно формулировать цели занятия, находить наиболее эффективные пути для их достижения, развивает интеллект, способствует приобретению опыта групповой деятельности, совместной разработке проекта.


Основные этапы мастерской:


Индукция (поведение) – это этап, который направлен на создание эмоционального настроя и мотивации обучающихся к творческой деятельности. На этом этапе предполагается включение чувств, подсознания и формирование личностного отношения к предмету обсуждения.

Деконструкция – разрушение, хаос, неспособность выполнить задание имеющимися средствами. Это работа с разнообразным наглядным материалом, текстами, моделями, звуками, техническими средствами.

Реконструкция – воссоздание из хаоса своего проекта решения проблемы. Это создание микрогруппами или индивидуально своего мира, текста, рисунка, проекта, решения. Обсуждается и выдвигается гипотеза, способы её решения, создаются творческие работы: рисунки, рассказы, загадки, Идёт работа по вновь выстроенному плану.

Социализация – это соотнесение учениками своей деятельности с деятельностью других учеников или микрогрупп и представление промежуточных и окончательных результатов труда, чтобы откорректировать свою деятельность.

Афиширование – это показывание, оповещение, наглядное представление результатов деятельности мастера и учеников. Это может быть эскиз, черновой вариант работы, набросок, схема, проект и ознакомление с ними всех.

Новый виток (так называемый «разрыв») – резкое приращение в знаниях. Это кульминация творческого процесса, создание учеником собственного продукта и осознание неполноты своего знания, побуждение к новому углублению в проблему. Результат этого этапа – инсайт (озарение).

Рефлексия – это оценивание себя в собственной деятельности, обобщение чувств, возникших в процессе работы мастерской, отражение достижений собственной мысли, собственного мироощущения и результата своей работы.


Принципы и правила ведения мастерской:


1. Ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера-руководителя.


2. Право каждого участника на ошибку.


3. Безоценочность, отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской.


4. Предоставление свободы в рамках принятых правил, что дает ощущение внутренней свободы:


право выбора на разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем);


право самостоятельности действий (без дополнительных разъяснений руководителя);


право не участвовать на этапе предъявления результата.


5. Большой элемент неопределенности (даже загадочности), что стимулирует творческий процесс.


6. Диалог как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.


диалоги участников мастерской


диалоги отдельных групп


диалог с самим собой


диалог с научным или художественным произведением.


диалог с художественными экспертами или авторитетами.



Целевые ориентации


Познакомить воспитанников с психологическими средствами, позволяющими им гармоничноразвиваться, осознать самих себя и своё место в мире.


Преодолевать с учениками путь от культуры полезности к культуре достоинства (человек самоценен).


Учить детей мыслить самостоятельно, широко применяя имеющиеся средства, подходить к процессу творчески.


Правила и методические приёмы:


1. Педагог четко формулирует для себя цель (конечный результат) мастерской и ориентировочные сроки работы по данной тематике.


2. Оказывает помощь в подборе материала в соответствии с поставленной целью, вооружает необходимыми практическими советами.


3. Создает атмосферу сотрудничества в процессе работы, предлагает вопросы к осмыслению, изучению и проживанию определенных ситуаций, сведений или проблем.


4. Участники мастерской размышляют, обсуждают предложенные задания в группе, делают выводы, воплощают задуманное в собственных замыслах.


5. Презентуют результаты своей деятельности, проводят дискуссии между группами, аргументируют различные точки зрения, находят способы практического применения своего опыта в жизни.


Результатом работы в мастерской становится не только реальное знание или умение, важен сам процесс постижения истины и создание творческого продукта. При этом важнейшим качеством процесса оказывается сотрудничество и сотворчество - явления самоценные.

Одно из замечательных качеств мастерской - то ощущение свободы творчества и полноценной жизни, которое переживают и запоминают ее участники. Оно исключает сухой академизм и входит в духовный опыт человека, то есть становится частью его культуры.

Из действующих педагогических методов работы мастерская приближается к исследовательским и проблемным методам обучения. Принципиальное отличие, однако, заключается, по крайней мере, в двух особенностях мастерской:

  • проблемное обучение в основном опирается на логические противоречия и связи, а творческий процесс в мастерской основан на чередовании бессознательного или осознанного не до конца творчества и последующего его осознания;

  • проблема и направление исследования в урочной системе, как правило, определяются учителем, а в системе мастерских все проблемы выдвигаются учащимися. Степень неопределенности в заданиях мастерской принципиально более значительная, чем в других методах работы.

Это сближает учебный процесс в мастерскойс ходом настоящего научного и художественного открытия. Таким образом, происходит не передача готовых знаний, а приобретение ценностного опыта разносторонней духовной деятельности, что весьма актуально в современной жизни. Руководитель должен помнить, что главное действующее лицо на занятии – ребенок, важны его идеи, чувства, ощущения, эмоции. Иначе, у участников мастерской не произойдет – озарение, не возникнет переживание радости открытия нового, познания неизвестного, свободного, не скованного авторитетными мнениями, творчества.

В Приложении 1 предлагается примерная технологическая карта занятия, построенного на основе технологии “Педагогическая мастерская” и фотографии фрагментов занятий.

Приложении 1

Примерная технологическая карта занятия «Педагогическая мастерская»

Технологический этап

Действия учителя

Действия учащихся


Индукция -

создание эмоционального настроя


- Предлагает выбрать тему для обсуждения

- Записывает варианты, вопросы (ассоциации и т.п.)


Намечают идеи для воплощения.

Составляют вопросы, схемы, планы


Самоконструкция


Сбор информации о познавательном объекте

( определение, признаки, натурный материал.)


Эскизируют познавательный объект, продумывают общую композицию и ее детали.

Продумывают материалы, инструменты и техники исполнения


Социоконструкция


Создает условия для работы в парах: обмен мнениями и находками.

Предлагает подумать над заданием вместе и выбрать каждому приемлемый результат



Работают в парахпо заданию,

проводят обсуждение.

Производят отбор удачных вариантов, сосредотачиваются на воплощение задуманного.



Социализация


Расширяет формы сотрудничества


Конкретизирует усилия каждого, предлагает дополнительные задания.


Обсуждают результаты работы в микрогруппах, советуются.


Приступают к воплощению собственного замысла.


Афиширование


Организует обсуждение

промежуточных результатов работы.

Дает необходимые пояснения

по ходу представления.


Представляют результаты.

Задают друг другу вопросы.

Вносят коррективы и дополнения по своему усмотрению.


Новый виток

(разрыв)



Фиксирует внимание на возникших познавательных

противоречиях. Организует работу в группах с

источником информации, позволяющим разрешить

возникшие противоречия.


Осознают возникшие противоречия. Работают с различными

источниками информации, закрепляют и применяют

знания, умения и навыки.


Рефлексия


Инициирует и активизирует рефлексию учащихся по

поводу индивидуальной и совместной деятельности


Осуществляют обсуждение и, по свободному выбору, проводят защиту своих творческих работ.

Организуют выставки-просмотры,

участие в творческих конкурсах.




Список литературы

  1. Белова, Н.И. Я знание построю в мастерской [Текст]. – Санкт- Петербург, 1994.

  2. Вишневский, В. А. Экспертиза учебно-воспитательного процесса [Текст] / В. А. Вишневский // Школьные технологии. – 2003. - № 6.

  3. Педагогические мастерские. Интеграция отечественного и зарубежного опыта. Санкт – Петербург, 1995.

  4. Педагогические мастерские. Франция – Россия, Москва, 1997.

  5. Степихова, В.А. Педагогическая мастерская // Начальная школа. -1999. - №1.

Фрагменты занятий в изостудии «Перспектива» с применением технологии «педагогическая мастерская»





























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!