План -конспект-занятия. Дата:
Детское объединение: «Формула рукоделия».
Педагог д/о Воловикова Марина Александровна.
Раздел: Работа с пуговицами.
Тема: «История одной пуговки»
Форма занятия: Групповая, игровая, коммуникативная, познавательная, поисково-исследовательская, продуктивная, двигательная.
Цель: формировать у детей представления о предметах окружающего мира. Расширять кругозор с помощью познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи:
«Познавательного развития»:
Познакомить детей с историей происхождения пуговицы.
Систематизировать и закреплять знания и представления детей о пуговицах: многообразии видов пуговиц, её внешних и качественных признаках, использовании в жизни человека.
Развивать логическое мышление: умение подбирать пуговицы к разным видам ткани; умение действовать по заданной схеме.
Развивать исследовательские способности: умение высказывать предположения; умение видеть проблемы; строить собственные доказательства.
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность.
«Речевого развития»:
Активизация и актуализация словаря детей.
Совершенствование грамматического строя речи: образование относительных прилагательных, практическое употребление простых и сложных предлогов, закрепление навыка словоизменения существительных и прилагательных.
Совершенствование синтаксической стороны речи: употребление сложноподчинённых предложений с союзом «потому что».
Развивать диалогическую речь, закреплять умение составлять короткий описательный рассказ, используя схему.
«Социально–коммуникативного развития»:
Развивать навыки общения, умение договариваться и выполнять задание в паре, действовать в коллективе согласованно.
Формировать самостоятельность при решении поставленной задачи: умение высказывать предположения и делать выводы.
Воспитывать умение понимать значимость результатов своей работы.
«Физического развития»:
Развивать мелкую моторику в процессе продуктивной деятельности и дидактических игр с пуговицами, как составляющей здоровьесберегающей технологии.
Формировать осознанную потребность в двигательной активности.
Развивать физические качества: быстроту реакции, координацию, ловкость.
«Художественно-эстетического развития»:
Формировать художественный вкус, творческие способности.
Воспитывать интерес к творческой продуктивной деятельности.
Предварительная работа:
«Бабушкин сундук», «Пуговицы-носители информации».
Индивидуально-подгрупповые беседы: «Пуговицы бывают разные», «Бережное отношение к пуговицам», «Приметы о пуговицах».
Чтение загадок, стихов, сказок о пуговицах.
Рассматривание коллекции пуговиц, альбома «Пуговичные картины».
Экспериментальная деятельность:
Рассматривание пуговиц под лупой.
Знакомство с качествами и свойствами материалов, из которых сделаны пуговицы.
Игровая деятельность:
Дидактические игры: «Пуговичная мозаика», «Фигурные пуговицы», «Пришей пуговицы к сумочке», «Распредели пуговицы на группы», «Крестики – нолики», «Собери пуговицу», «Запомни и повтори». «Выложи буквы и цифры».
Словесные игры: «Из чего сделана пуговица?», «Какая по форме пуговица?».
Подвижные игры: «Найди пару», «Пуговичная пирамидка», «Кто дальше».
Продуктивная деятельность:
Рисование: «Пуговица будущего».
Пластилинография: «Мы - дизайнеры».
Конструирование: «Пуговичные фантазии».
Ручной труд (пришивание пуговиц): «Игольница – бабочка», «Игольница – наливное яблочко для мамы».
Оборудование и материалы: средства ТСО: ноутбук, видеоролик «Жизнь в шкатулке», презентация «Большая история маленькой пуговички», видеослайды (картинный материал к игровым заданиям), колокольчик, мини-музей «Пуговичка» (материалы проектной деятельности), пуговицы разных видов, мешочек, маленькая и большая шкатулки, предметные картинки (одежда), пуговка-мяч, 2 деревянные большие пуговицы, 4 колпачка (ориентиры), фетровое панно с чайным сервизом, фетровое плоскостное платье, шнурки, стеклянная шарообразная ваза-Пуговица, мерные стаканы, поднос, бусины, медали-пуговицы.
Деятельность педагога Деятельность детей
1. Организационный момент.
Колокольчик звенит, заливается.
И ребята все в круг собираются!
Крепко за руки возьмитесь
И друг другу улыбнитесь!
- Здравствуйте, дорогие мои друзья! Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, кто живёт в этой шкатулке.
Очень нужная вещица –
Всем на свете пригодиться
Для костюма и для юбки,
Для пальто и полушубка.
Ловко в петельку ныряет,
Что открыто, закрывает.
Что это?
- Правильно, молодцы! В этой шкатулке целый пуговичный город. Давайте туда заглянем.
– по щелчку. Шкатулка открыта, рядом с ней пуговица.
- Ой, одна пуговичка убежала из шкатулки. Но почему?
. Пуговичка прыгает по ступенькам вниз.
Пуговичка:
- У меня есть большая мечта –.Узнать о себе всё. Да! Да! Да!Я обязательно вернусь,Когда узнаю что к чему.А куда сейчас я попала,Пока не пойму?- Здравствуй, Пуговка! Ты попала в детский сад.- Мы поможем осуществить твою мечту. И расскажем всё, что знаем о пуговицах.- Согласны ребята?
- Спасибо друзья. Дети заходят в группу.
Дети берутся за руки, образуют круг.
Дети встают полукругом, отгадывают загадку
- Пуговица.
Дети смотрят видеоролик.Дети: - Согласны! Да.
2. Основная часть.
- Проходите на стулья около «волшебного экрана», располагайтесь поудобнее. Колокольчик звенит, заливается Рассказ о тебе, Пуговка, начинается.
Презентация «Большая история маленькой пуговицы» В далёкой древности люди делали себе одежду из шкур животных. Набрасывали шкуру на плечи и обвязывали её вокруг пояса. Неудобной была такая одежда: движения затрудняла, распахивалась. Для скрепления одежды стали использовать косточки животных, ракушки и деревянные брусочки, которые продевали в дырочки. Шли века. Люди научились делать ткань, шить из неё одежду. Изменились и пуговицы. К одежде стали прикреплять каменные пуговицы-гирьки, просверленные камешки, куски дерева на которые набрасывали петли.Но наиболее распространенными были металлические пуговицы шарообразной или удлиненной формы с круглой петлей.Их делали из серебра, золота, драгоценных камней. Появились даже пуговицы-картины. Художники стали расписывать пуговицы изображениями людей, животных, насекомых. Многие из них стали произведением искусств и сейчас пуговичные коллекции хранятся в музеях. Не все люди могли себе позволить иметь такие пуговицы. Поэтому мастера стали использовать при их изготовлении дешёвые материалы – дерево, стекло и металл. Вот такая история- Пуговиц так много и все они разные, не похожи друг на друга.
Игра «Отгадай, какая пуговица?»
- В чудесном мешочке лежат пуговицы. Выберите одну пуговицу, не доставая её из мешочка, потрогайте её и расскажите, какая она: по величине, по форме. Догадайтесь, из какого она сделана материала, есть ли у неё ножка или отверстия.
- Молодцы, вы правильно описали пуговицы. Встаньте около стульев.
- Ребята, а ведь пуговицы делают и из других материалов. Пуговица из дерева – деревянная.
Игра «Из чего сделана пуговица?»
- А пуговица из камня, какая? –
Из стекла – Из кожи – Из металла – Из пластмассы – Из фарфора – Из золота – Из серебра –
- Ребята, давайте проверим, из любого ли материала можно сделать пуговицу?
- А наша пуговка не простая, она очень озорная. Подойдите к экрану и встаньте за стульями.
- Вам нужно сказать, где спряталась пуговка
Игра «Пуговка-шалунья»
На экране по щелчку меняется положение пуговицы.
Воспитатель:
- Где пуговка?
- Откуда выглядывает?
- Где пуговка?
- А сейчас где?
- Откуда выглядывает?
- А сейчас где?
Воспитатель:
- Молодцы! Хорошо поиграли с пуговкой.
СЛАЙД 28. Молодцы!
Воспитатель:
- Ребята, а если вы потеряли пуговицу от платья, рубашки, как решите эту проблему?
Воспитатель:
- У вас нет другой пуговицы.
Воспитатель:
- Такая маленькая вещь - пуговица, а какая важная.
- Ребята, вас ждёт интересное задание.
Игра «Подбери пуговицу к одежде»
- Ребята, подойдите ко второму столу. Представьте, что вы мастера одежды. Вам необходимо подобрать пуговицы подходящие к одежде. Только работать вы будете в парах. Надо учитывать, из какой ткани сделана одежда: плотной или лёгкой.
- Какие пуговицы вы выберете к меховой шубе, драповому пальто, шерстяному костюму, кожаной куртке? (если дети затрудняются, воспитатель задаёт наводящие вопросы: маленькие или большие, тяжёлые или лёгкие?).
- Какие пуговицы вы подберёте к шёлковой блузке, ситцевой рубашке, трикотажному платью, атласной юбке?
- Не забудьте учитывать цвет одежды.
- Справиться с заданием сможет самая дружная пара.
Воспитатель тоже участвует в игре. Когда работа закончена, воспитатель объясняет свой выбор первой.
Воспитатель:
- У меня синяя юбка для девочки из плотной джинсовой ткани. Поэтому я подобрала к ней небольшие, металлические пуговицы на ножке.
А вы…?
Воспитатель предлагает детям рассказать о своем выборе.
Воспитатель:
- Молодцы, вы дружные мастера! Вы правильно подобрали пуговицы к одежде.
Воспитатель:
- Пуговица – важная вещица, всем нам в жизни пригодиться!
- В её честь люди создавали памятники. Посмотрите на экран.
СЛАЙД 30, 31.
- Это самые большие пуговицы мира.
Воспитатель:
- Любит пуговица бегать и скакать. Она зовёт нас поиграть!
СЛАЙД 32.
Игра «Прокати, не урони»
Воспитатель:
- У нас тоже есть пуговицы-великаны. Поиграем с ними.
- А для этого разделимся на две команды. Вам нужно прокатить пуговицу до колпачка, и также прокатывая пуговицу вернуться в команду.
- 1-2-3-4-5 – начинаем мы катать!
ЗВУЧИТ МУЗЫКА «В каждом маленьком ребёнке…».
СЛАЙД 33. Молодцы!
Воспитатель:
- Молодцы, вы были ловкими и честными в соревнованиях.
- Ребята, а что нужно сделать, чтобы не потерять пуговицу-непоседу?
- Сейчас мы этим и займёмся. Пришьём пуговицы на праздничное платье.
Игровое задание «Пришей пуговицу»
- Здорово получилось - и застёжки пришили и украсили платье. Молодцы!
- А как вы думаете, ребята, как ещё можно использовать пуговицы?
- А еще из пуговиц можно делать различные украшения: например, бусы. Давайте их сделаем. А поможет нам в этом «волшебный экран». Занимайте места на стульях
Игровое задание на интерактивной доске «Собери бусы»
- Посмотрите, бусы будем собирать из этих рассыпанных пуговиц, будьте внимательны, чередуя пуговицы.
- В этом нам поможет схема: сначала определите, какой величины и формы будет пуговица. А затем, какого она будет цвета. Первая пуговица большая, круглая, синего цвета.
- Какая будет следующая, Ваня?
- Какие красивые бусы получились! Молодцы!
Спасибо!
- Спасибо, ребята! Как много интересного я узнала о пуговицах! Дети проходят к экрану, садятся на стулья.
Демонстрация слайдов презентации.
Дети остаются на стульях.
Дети поочерёдно, не доставая из мешочка пуговицу, описывают её по схеме (величина - форма – материал – количество отверстий). Участвуют все дети.
После описания, дети убеждаются в правильности своего выбора.
Дети складывают пуговицы в шкатулку.
Дети стоят около стульев.
Дети поочерёдно перебрасывают меховую пуговицу, отвечая на вопрос: пуговица какая?
каменная.стеклянная.кожаная.металлическая.пластмассовая.фарфоровая.золотая.серебряная.
Дети стоят вокруг стола, присоединяют детали панно с помощью пуговиц из бумаги, целлофана, ткани, меха, стекла, металла, пластмассы, дерева.
Предполагаемые ответы детей:
- Мне тоже было трудно, потому что у меня тоже не пуговица. Из ткани пуговиц не бывает.
- А мне легко, потому что пластмассовая пуговица твёрдая, гладкая.
- Свою чашку я не смог пристегнуть, потому что бумажная пуговица порвалась.
- Мне было трудно, потому что пуговиц из целлофана не бывает. Целлофан мнется и не держит форму.
- Мне было легко, потому что металлическая пуговица гладкая, прочная.
По ходу деятельности дети приходят к выводу: Что не бывает пуговиц из ваты, целлофана, меха, ткани, бумаги. Пуговицы делают из прочных, твёрдых материалов: металла, пластмассы и дерева.
Дети высказывают своё мнение, предположения о том, как решить эту проблему.
Дети:
- Можно пришить другую пуговицу.
Дети:
- Закрепим на булавку, заколем брошкой или значком, пришьём ниткой, заколем иголочкой, завяжем шнурком.
Дети подходят к столу, на котором лежат силуэты разной одежды: мужской, женской, детской, а также разнообразные пуговицы (разные по цвету, форме, материалу).
- Прочные, тяжёлые, большие.
- Маленькие, лёгкие.
Дети выполняют задание самостоятельно.
Предполагаемые ответы детей:
- У нас джинсовая мужская куртка синего цвета. Мы подобрали к ней восемь металлических пуговиц на ножке, потому что джинсовая ткань очень плотная и для неё нужна прочная застёжка.
- У нас зелёное драповое пальто. Мы подобрали к нему семь больших, плоских, зелёных пуговиц, потому что ткань для пальто плотная, петли большие и такие пуговицы подходят по цвету.
- У нас летнее платье для девочки из лёгкой красной ткани в белый горошек. Поэтому мы подобрали к нему четыре маленькие, белые пуговицы.
- У нас клетчатая рубашка с длинными рукавами для мальчика. Мы подобрали к ней маленькие, пластмассовые, квадратные, синие пуговки, потому что они подходят по цвету и по форме.
Дети поворачиваются к экрану.
Дети делятся на две команды. Поочерёдно прокатывают деревянную большую пуговицу до ориентира и обратно. Выигрывает команда, которая быстрее справилась с заданием (1 раз).
Дети:
- Нужно крепко пришить.
Дети садятся за стол, «пришивают» пуговицы к деталям платья с помощью шнурков.
Предполагаемые ответы детей:
- Можно пришить в виде глаз мягким игрушкам.
- Делать поделки и аппликации.
- Украшать вещи.
- Использовать как шашки и фишки в игре.
- Пришитые к рукавичке или коврику пуговицы можно использовать для массажа.
Дети садятся на стулья около экрана.
Дети выполняют задание: на интерактивной доске поочерёдно подбирают фигуры по схеме.
3. Заключительная часть (рефлексия).
Воспитатель:
- Ребята, а вам было интересно?
Воспитатель:
- Я предлагаю вам наполнить эту прозрачную пуговицу цветными бусинами, но сначала сказать:
- Что вам понравилось?
- Что особенно запомнилось?
- Что удивило?
Воспитатель:
- Ребята, а мне понравилось, что вы многое знаете о пуговицах, справились со всеми заданиями, были активными и дружными
А этот красивый экспонат останется в нашем мини-музее «Волшебная пуговица». Пуговичные медали
- От меня вам медали на память,
Они не простые, они заводные,
С ними можно играть. Шкатулка открыта, в ней пуговиц
- А мне пора в шкатулку бежать! Закрытая шкатулка.
- Ребята возьмите пуговичные медали. Дети:- Да.
Дети отвечают на вопросы, наполняют стеклянную шарообразную вазу бусинами.
Дети благодарят Пуговицу, прощаются с ней. Берут медали.