СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторские КИМЫ по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Авторские КИМЫ по русскому языку»


Вариант № 0002.

Прочитайте текст и выполните задания 1-3

(1) Архитектор – одна из древнейших профессий. (2) За время своего существования эта профессия прошла длительный и сложный путь. (3) Будущее профессии архитектора, несомненно, связано с универсальным, синтетическим характером творческой деятельности. (4) Архитектор – это художник! (5) По словам известного специалиста А.Э.Гутнова, архитектор был и всегда останется «не только дирижёром строительного «оркестра», но и композитором, создателем самой архитектурной музыки».

1. Укажите ДВА предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Одна из древнейших профессий – архитектор – прошла сложный путь, а сегодня она обрела синтетический характер, связанный, в первую очередь, с творчеством, и архитектора можно сравнить и с художником, и с композитором.

2) И архитектор, и художник, и композитор – профессии творческие, ведущие свою историю с древнейших веков.

3) Архитектор – то же, что художник или композитор, ведь это творческая профессия, прошедшая сложный путь, и в наше время она приобрела универсальный, синтетический характер.

4) А.Э.Гутнов говорил, что архитектора можно сравнить с дирижёром или композитором, потому что архитектура – это застывшая музыка.

5) По словам А.Э.Гутнова, архитектор – одна из древнейших профессий, прошедших сложный путь на пути к тому, чтобы стать творческой.

2. Какое из приведённый ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в четвёртом (4) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Наверное,

Прежде всего,

Во-первых,

Иногда

Вроде бы,

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ХУДОЖНИК. Определите значение, в котором это слово употреблено в четвёртом (4) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ХУДОЖНИК, -а, м.

1. Человек, который творчески работает в какой-нибудь области искусства. Гениальный художник. Художник слова.

2. То же, что живописец. Художник-портретист.

3. перен. Человек, который выполняет что-нибудь с большим художественным вкусом, мастерством. Художник своего дела.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения. НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

кралАсь

начАть

процЕнт

постамЕнт

углубИть

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

НАДЕВАЯ шапку, он даже не взглянул на жену, которая её подала.

Полыхающий огонь освещает его ПРИМЕТНОЕ, доброе широкоскулое лицо.

Оказалось, что ВИНОВАТЫМИ в этом преступлении считают студентов из соседнего общежития.

Мой одноклассник Николай был КОРЕННЫМ жителем Ханты-Мансийска.

Шпаги были совершенно похожи, только если всмотреться, одна из них была ЦЕЛЬНАЯ, а другая складная.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

более ГЛУБОЧАЙШИЙ

ЛЯГТЕ на пол

ИНЖЕНЕРЫ

в ТРЁХСТАХ метрах

отказаться от ДЖИНСОВ

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) ошибка в построении предложения с причастным оборотом

Б) неправильное употребление существительного с предлогом

В) ошибка в построении предложения с однородными членами

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) ошибка в построении сложноподчинённого предложения

1) Вопреки ожиданий и прогнозов погода на целый месяц установилась солнечная.

2) Пароход напоминал бокастый дымящийся самовар, который болтается на высоких волнах мелкого моря.

3) Около дома мы увидели сад, в котором росли незнакомые мне цветы.

4) Приведённые факты в газете «Московский комсомолец» ошеломили всех, кто купил выпуск за 17 октября.

5) Матрёна была тем праведником, на которой держалась вся деревня.

6) Используя языковые средства выразительности, писатель в образной форме решает проблему наполеонизма.

7) Отличительной особенностью детей семьи Васильевых является то, что они ценят и прислушиваются к мнению родителей.

8) Несмотря на поразительное сходство с рабочей пчелой, маскирующийся трутень выдаёт себя звуками.

9) Никто из тех, кто его слышали, не мог остаться равнодушным к этому чарующему бархатному голосу.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

ав…кадо

заб…тонировать

просв…щение

выр…вненный

пров…цировать

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

Бе…крайний, бе…грамотный

Пр…двестник, пр…рода

Ра…жевать, ра…шевелить

по…делка, по…кидыш

пр…пажа, пр…дедушка

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

Меньш…нство

Клиныш…к

Картофел…на

Веснушч…тый

Нефтян…к

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Ю.

Плач…щий (ребёнок)

Крас…щий (стены)

Навева…щий (скуку)

Дыш…щий (прохладой)

Завис…щий (от обстоятельств)

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Никто во всём околотке (НЕ)ЗВАЛ его иначе, как Обалдуем.

Это прозвище как нельзя лучше шло к его (НЕ)ЗНАЧИТЕЛЬНЫМ, вечно встревоженным чертам.

Обалдуй был загулявший дворовой человек, который, (НЕ)ПОЛУЧАЯ ни гроша, умудрялся жить за чужой счёт.

Множество знакомых поили его вином и чаем, сами НЕ(ЗНАЯ) зачем.

Он (НЕ)УМЕЛ ни петь, ни плясать и вообще был скучнейшим человечишкой.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Когда я проводила свой первый самостоятельный урок, ТО(ЖЕ) всё позабыла и убежала из класса ТАК(ЖЕ), как и ты со сцены.

В(ТЕЧЕНИЕ) часа на невесту надевали белое платье, на котором слева была прикреплена серебряная брошь НА(ПОДОБИЕ) банта.

Виктор явился без звонка, ЧТО(БЫ) подчеркнуть деловой характер своего посещения, и попал не (ВО)ВРЕМЯ: у профессора был врач.

В(ПРОДОЛЖЕНИЕ) столетий лиственные леса покрывали север современной Европы, (ПРИ)ЧЁМ дремучие, как в сказках.

Присутствовали ПРИ(ТОМ) многие, ЗА(ТО) понимали суть происходящего не все.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Когда тума(1)ый восток посветлел и в лагере отгремела традицио(2)ая бараба(3)ая дробь, неожида(4)о началась атака неприятеля.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. В эвакуации холод неудержимо проникал сквозь замороженные окна через все на свете щели через одежду и драные ботики.

  2. Густая и тяжёлая листва тополя шумела и дрожала от сильного ветра.

  3. В «запасниках» хорошего актёра всегда есть нежность матери и потухающее дыхание друга слёзы счастья и трепет первого свидания.

  4. В то утро вместе с узлами и чемоданами нас собрали и выставили во дворе в ожидании отъезда.

  5. А.С.Пушкин создал бессмертные произведения как в стихах так и в прозе.

16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Археологи (1) находя остатки мастерских (2) принадлежавших древнерусским умельцам золотого и серебряного дела (3) извлекали из-под земли (4) необходимые для ювелирного ремесла (5) принадлежности.

17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Создавая свой знаменитый памятник Петру I, Фальконе (1) скорее всего (2) не думал ни об индоевропейской, ни о славянской (3) в частности (4) мифологии.

18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Первым опомнился старый матрос (1) морское детство (2) которого (3) прошло на китобойных судах (4) и бросился к рулевому колесу.

19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Когда пришла пора выпускных экзаменов (1) и надо было определяться с будущим местом работы (2) сестра решила (3) что (4) как только ей выдадут диплом (5) она поедет в Саратов.

Прочитайте текст и выполните задания 20-25.

20. Какие из вы­ска­зы­ва­ний со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов. В ответ вы­пи­ши­те цифры в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

1) По на­блю­де­ни­ям Ры­ле­е­ва, люди, про­явив­шие себя на полях сра­же­ний как бес­страш­ные воины, могут опа­сать­ся вы­ска­зы­вать­ся в за­щи­ту спра­вед­ли­во­сти.

2) Маль­чик, бес­страш­но спус­ка­ю­щий­ся с гор на лыжах и пе­ре­плы­ва­ю­щий не­зна­ко­мые реки, не смог при­знать­ся в том, что он раз­бил стек­ло.

3) Че­ло­век, про­шед­ший войну как герой, все­гда за­сту­пит­ся за сво­е­го друга, ко­то­ро­го окле­ве­та­ли, так как ни­че­го не бо­ит­ся.

4) В жизни много ис­пы­та­ний, и про­яв­ле­ние му­же­ства вы­ра­жа­ет­ся в уме­нии «пре­одо­ле­вать в себе обе­зья­ну» не толь­ко в во­ен­ное, но и в мир­ное время.

5) Страх мно­го­лик, но по-на­сто­я­ще­му страш­но бы­ва­ет толь­ко на войне, в мир­ной жизни бо­ять­ся не­че­го.

(1)Я знала за­ме­ча­тель­ную пи­са­тель­ни­цу. (2)Её звали Та­ма­ра Гри­го­рьев­на Габбе. (3)Она ска­за­ла мне од­на­ж­ды:

– В жизни много ис­пы­та­ний. (4)Их не пе­ре­чис­лишь. (5)Но вот три, они встре­ча­ют­ся часто. (6)Пер­вое – ис­пы­та­ние нуж­дой. (7)Вто­рое – бла­го­по­лу­чи­ем, сла­вой. (8)А тре­тье ис­пы­та­ние – стра­хом. (9)И не толь­ко тем стра­хом, ко­то­рый узнаёт че­ло­век на войне, а стра­хом, ко­то­рый на­сти­га­ет его в обыч­ной, мир­ной жизни.

(10)Что же это за страх, ко­то­рый не гро­зит ни смер­тью, ни уве­чьем? (11)Не вы­дум­ка ли он? (12)Нет, не вы­дум­ка. (13)Страх мно­го­лик, ино­гда он по­ра­жа­ет бес­страш­ных.

(14)«Уди­ви­тель­ное дело, – писал поэт-де­каб­рист Ры­ле­ев, – мы не стра­шим­ся уми­рать на полях битв, но слово бо­им­ся ска­зать в поль­зу спра­вед­ли­во­сти».

(15)С тех пор как на­пи­са­ны эти слова, про­шло много лет, но есть жи­ву­чие бо­лез­ни души.

(16)Че­ло­век прошёл войну как герой. (17)Он ходил в раз­вед­ку, где каж­дый шаг гро­зил ему ги­бе­лью. (18)Он во­е­вал в воз­ду­хе и под водой, он не бегал от опас­но­сти, бес­страш­но шёл ей нав­стре­чу. (19)И вот война кон­чи­лась, че­ло­век вер­нул­ся домой. (20)К своей семье, к своей мир­ной ра­бо­те. (21)Он ра­бо­тал так же хо­ро­шо, как и во­е­вал: со стра­стью от­да­вая все силы, не жалея здо­ро­вья. (22)Но когда по на­ве­ту кле­вет­ни­ка сняли с ра­бо­ты его друга, че­ло­ве­ка, ко­то­ро­го он знал, как себя, в не­ви­нов­но­сти ко­то­ро­го он был убеждён, как в своей соб­ствен­ной, он не всту­пил­ся. (23)Он, не бо­яв­ший­ся ни пуль, ни тан­ков, ис­пу­гал­ся. (24)Он не стра­шил­ся смер­ти на поле битвы, но по­бо­ял­ся ска­зать слово в поль­зу спра­вед­ли­во­сти.

(25)Маль­чиш­ка раз­бил стек­ло.

– (26)Кто это сде­лал? – спра­ши­ва­ет учи­тель.

(27)Маль­чиш­ка мол­чит. (28)Он не бо­ит­ся сле­теть на лыжах с самой го­ло­во­кру­жи­тель­ной горы. (29)Он не бо­ит­ся пе­ре­плыть не­зна­ко­мую реку, пол­ную ко­вар­ных во­ро­нок. (30)Но он бо­ит­ся ска­зать: «Стек­ло раз­бил я».

(31)Чего он бо­ит­ся? (32)Сле­тая с горы, он может свер­нуть себе шею. (33)Пе­ре­плы­вая реку, может уто­нуть. (34)Слова «это сде­лал я» не гро­зят ему смер­тью. (35)По­че­му же он бо­ит­ся их про­из­не­сти?

(36)Я слы­ша­ла, как очень храб­рый че­ло­век, про­шед­ший войну, ска­зал од­на­ж­ды: «Бы­ва­ло страш­но, очень страш­но».

(37)Он го­во­рил прав­ду: ему бы­ва­ло страш­но. (38)Но он умел пре­одо­леть свой страх и делал то, что велел ему долг: он сра­жал­ся.

(39)В мир­ной жизни, ко­неч­но, тоже может быть страш­но.

(40)Я скажу прав­ду, а меня за это ис­клю­чат из школы... (41)Скажу прав­ду – уво­лят с ра­бо­ты... (42)Уж лучше про­мол­чу.

(43)Много по­сло­виц есть на свете, ко­то­рые оправ­ды­ва­ют мол­ча­ние, и, по­жа­луй, самая вы­ра­зи­тель­ная: «Моя хата с краю». (44)Но хат, ко­то­рые были бы с краю, нет.

(45)Мы все в от­ве­те за то, что де­ла­ет­ся во­круг нас. (46)В от­ве­те за всё пло­хое и за всё хо­ро­шее. (47)И не надо ду­мать, будто на­сто­я­щее ис­пы­та­ние при­хо­дит к че­ло­ве­ку толь­ко в какие-то осо­бые, ро­ко­вые ми­ну­ты: на войне, во время какой-ни­будь ка­та­стро­фы. (48)Нет, не толь­ко в ис­клю­чи­тель­ных об­сто­я­тель­ствах, не толь­ко в час смер­тель­ной опас­но­сти, под пулей ис­пы­ты­ва­ет­ся че­ло­ве­че­ское му­же­ство. (49)Оно ис­пы­ты­ва­ет­ся по­сто­ян­но, в самых обыч­ных жи­тей­ских делах.

(50)Му­же­ство бы­ва­ет одно. (51)Оно тре­бу­ет, чтобы че­ло­век умел пре­одо­ле­вать в себе обе­зья­ну все­гда: в бою, на улице, на со­бра­нии. (52)Ведь слово «му­же­ство» не имеет мно­же­ствен­но­го числа. (53)Оно в любых усло­ви­ях одно.

(По Ф. А. Ви­гдо­ро­вой) *

* Фрида Аб­ра­мов­на Ви­гдо­ро­ва (1915–1965) – со­вет­ская пи­са­тель­ни­ца, жур­на­лист.

21. Какие из пе­ре­чис­лен­ных утвер­жде­ний яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов. В ответ вы­пи­ши­те цифры в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.


1) Пред­ло­же­ния 12–13 со­дер­жат от­ве­ты на во­про­сы, по­став­лен­ные в пред­ло­же­ни­ях 10–11.

2) В пред­ло­же­ни­ях 3–9 пред­став­ле­но по­вест­во­ва­ние.

3) В пред­ло­же­ни­ях 31–35 со­дер­жит­ся рас­суж­де­ние.

4) В пред­ло­же­ни­ях 50–53 пред­став­ле­но опи­са­ние.

5) В пред­ло­же­ни­ях 40–42 пред­став­ле­но рас­суж­де­ние.

22. Из пред­ло­же­ний 44–47 вы­пи­ши­те ан­то­ни­мы (ан­то­ни­ми­че­скую пару).

23. Среди пред­ло­же­ний 34–42 най­ди­те такое(-ие), ко­то­рое(-ые) свя­за­но(-ы) с преды­ду­щим при по­мо­щи лич­но­го ме­сто­име­ния и лек­си­че­ско­го по­вто­ра. На­пи­ши­те номер(-а) этого(-их) пред­ло­же­ния(-ий).

24. Про­чи­тай­те фраг­мент ре­цен­зии. В нём рас­смат­ри­ва­ют­ся язы­ко­вые осо­бен­но­сти тек­ста. Не­ко­то­рые тер­ми­ны, ис­поль­зо­ван­ные в ре­цен­зии, про­пу­ще­ны. Вставь­те на места про­пус­ков цифры, со­от­вет­ству­ю­щие но­ме­ру тер­ми­на из спис­ка.

«Ф. А. Ви­гдо­ро­ва го­во­рит о слож­ных яв­ле­ни­ях в нашей по­все­днев­ной жизни, не­слу­чай­но ве­ду­щим приёмом в тек­сте ста­но­вит­ся (А)_________ (пред­ло­же­ния 24, 29–30). Ак­цен­ти­ро­вать вни­ма­ние чи­та­те­лей на важ­ных мыс­лях ав­то­ру по­мо­га­ет ещё один приём – (Б)_________ (пред­ло­же­ния 17–18, 28–29). Ис­крен­нюю взвол­но­ван­ность ав­то­ра и не­рав­но­душ­ное от­но­ше­ние к про­бле­ме, по­став­лен­ной в тек­сте, пе­ре­да­ют син­так­си­че­ское сред­ство – (В)_________ («как себя», «как в своей соб­ствен­ной» в пред­ло­же­нии 22) и троп – (Г)_________ («го­ло­во­кру­жи­тель­ной горы» в пред­ло­же­нии 28, «ко­вар­ных во­ро­нок» в пред­ло­же­нии 29)».

Спи­сок тер­ми­нов:

1) эпи­тет

2) книж­ная лек­си­ка

3) ана­фо­ра

4) раз­го­вор­ная лек­си­ка

5) оли­це­тво­ре­ние

6) про­ти­во­по­став­ле­ние

7) ввод­ное слово

8) срав­ни­тель­ный обо­рот

9) си­но­ни­мы

25. На­пи­ши­те со­чи­не­ние по про­чи­тан­но­му тек­сту.

Сфор­му­ли­руй­те одну из про­блем, по­став­лен­ных ав­то­ром тек­ста.

Про­ком­мен­ти­руй­те сфор­му­ли­ро­ван­ную про­бле­му. Сфор­му­ли­руй­те по­зи­цию ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка). На­пи­ши­те, со­глас­ны или не со­глас­ны Вы с точ­кой зре­ния ав­то­ра про­чи­тан­но­го тек­ста. Объ­яс­ни­те, по­че­му. Своё мне­ние ар­гу­мен­ти­руй­те, опи­ра­ясь в первую оче­редь на чи­та­тель­ский опыт, а также на зна­ния и жиз­нен­ные на­блю­де­ния (учи­ты­ва­ют­ся пер­вые два ар­гу­мен­та). Объём со­чи­не­ния – не менее 150 слов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!