Вариант № 0002.
Прочитайте текст и выполните задания 1-3
(1) Архитектор – одна из древнейших профессий. (2) За время своего существования эта профессия прошла длительный и сложный путь. (3) Будущее профессии архитектора, несомненно, связано с универсальным, синтетическим характером творческой деятельности. (4) Архитектор – это … художник! (5) По словам известного специалиста А.Э.Гутнова, архитектор был и всегда останется «не только дирижёром строительного «оркестра», но и композитором, создателем самой архитектурной музыки». |
1. Укажите ДВА предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Одна из древнейших профессий – архитектор – прошла сложный путь, а сегодня она обрела синтетический характер, связанный, в первую очередь, с творчеством, и архитектора можно сравнить и с художником, и с композитором.
2) И архитектор, и художник, и композитор – профессии творческие, ведущие свою историю с древнейших веков.
3) Архитектор – то же, что художник или композитор, ведь это творческая профессия, прошедшая сложный путь, и в наше время она приобрела универсальный, синтетический характер.
4) А.Э.Гутнов говорил, что архитектора можно сравнить с дирижёром или композитором, потому что архитектура – это застывшая музыка.
5) По словам А.Э.Гутнова, архитектор – одна из древнейших профессий, прошедших сложный путь на пути к тому, чтобы стать творческой.
2. Какое из приведённый ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в четвёртом (4) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
Наверное,
Прежде всего,
Во-первых,
Иногда
Вроде бы,
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ХУДОЖНИК. Определите значение, в котором это слово употреблено в четвёртом (4) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ХУДОЖНИК, -а, м.
1. Человек, который творчески работает в какой-нибудь области искусства. Гениальный художник. Художник слова.
2. То же, что живописец. Художник-портретист.
3. перен. Человек, который выполняет что-нибудь с большим художественным вкусом, мастерством. Художник своего дела.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения. НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
кралАсь
начАть
процЕнт
постамЕнт
углубИть
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
НАДЕВАЯ шапку, он даже не взглянул на жену, которая её подала.
Полыхающий огонь освещает его ПРИМЕТНОЕ, доброе широкоскулое лицо.
Оказалось, что ВИНОВАТЫМИ в этом преступлении считают студентов из соседнего общежития.
Мой одноклассник Николай был КОРЕННЫМ жителем Ханты-Мансийска.
Шпаги были совершенно похожи, только если всмотреться, одна из них была ЦЕЛЬНАЯ, а другая складная.
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
более ГЛУБОЧАЙШИЙ
ЛЯГТЕ на пол
ИНЖЕНЕРЫ
в ТРЁХСТАХ метрах
отказаться от ДЖИНСОВ
7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) ошибка в построении предложения с причастным оборотом Б) неправильное употребление существительного с предлогом В) ошибка в построении предложения с однородными членами Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Д) ошибка в построении сложноподчинённого предложения | 1) Вопреки ожиданий и прогнозов погода на целый месяц установилась солнечная. 2) Пароход напоминал бокастый дымящийся самовар, который болтается на высоких волнах мелкого моря. 3) Около дома мы увидели сад, в котором росли незнакомые мне цветы. 4) Приведённые факты в газете «Московский комсомолец» ошеломили всех, кто купил выпуск за 17 октября. 5) Матрёна была тем праведником, на которой держалась вся деревня. 6) Используя языковые средства выразительности, писатель в образной форме решает проблему наполеонизма. 7) Отличительной особенностью детей семьи Васильевых является то, что они ценят и прислушиваются к мнению родителей. 8) Несмотря на поразительное сходство с рабочей пчелой, маскирующийся трутень выдаёт себя звуками. 9) Никто из тех, кто его слышали, не мог остаться равнодушным к этому чарующему бархатному голосу. |
8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
ав…кадо
заб…тонировать
просв…щение
выр…вненный
пров…цировать
9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
Бе…крайний, бе…грамотный
Пр…двестник, пр…рода
Ра…жевать, ра…шевелить
по…делка, по…кидыш
пр…пажа, пр…дедушка
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
Меньш…нство
Клиныш…к
Картофел…на
Веснушч…тый
Нефтян…к
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Ю.
Плач…щий (ребёнок)
Крас…щий (стены)
Навева…щий (скуку)
Дыш…щий (прохладой)
Завис…щий (от обстоятельств)
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Никто во всём околотке (НЕ)ЗВАЛ его иначе, как Обалдуем.
Это прозвище как нельзя лучше шло к его (НЕ)ЗНАЧИТЕЛЬНЫМ, вечно встревоженным чертам.
Обалдуй был загулявший дворовой человек, который, (НЕ)ПОЛУЧАЯ ни гроша, умудрялся жить за чужой счёт.
Множество знакомых поили его вином и чаем, сами НЕ(ЗНАЯ) зачем.
Он (НЕ)УМЕЛ ни петь, ни плясать и вообще был скучнейшим человечишкой.
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Когда я проводила свой первый самостоятельный урок, ТО(ЖЕ) всё позабыла и убежала из класса ТАК(ЖЕ), как и ты со сцены.
В(ТЕЧЕНИЕ) часа на невесту надевали белое платье, на котором слева была прикреплена серебряная брошь НА(ПОДОБИЕ) банта.
Виктор явился без звонка, ЧТО(БЫ) подчеркнуть деловой характер своего посещения, и попал не (ВО)ВРЕМЯ: у профессора был врач.
В(ПРОДОЛЖЕНИЕ) столетий лиственные леса покрывали север современной Европы, (ПРИ)ЧЁМ дремучие, как в сказках.
Присутствовали ПРИ(ТОМ) многие, ЗА(ТО) понимали суть происходящего не все.
14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Когда тума(1)ый восток посветлел и в лагере отгремела традицио(2)ая бараба(3)ая дробь, неожида(4)о началась атака неприятеля.
15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
В эвакуации холод неудержимо проникал сквозь замороженные окна через все на свете щели через одежду и драные ботики.
Густая и тяжёлая листва тополя шумела и дрожала от сильного ветра.
В «запасниках» хорошего актёра всегда есть нежность матери и потухающее дыхание друга слёзы счастья и трепет первого свидания.
В то утро вместе с узлами и чемоданами нас собрали и выставили во дворе в ожидании отъезда.
А.С.Пушкин создал бессмертные произведения как в стихах так и в прозе.
16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Археологи (1) находя остатки мастерских (2) принадлежавших древнерусским умельцам золотого и серебряного дела (3) извлекали из-под земли (4) необходимые для ювелирного ремесла (5) принадлежности.
17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Создавая свой знаменитый памятник Петру I, Фальконе (1) скорее всего (2) не думал ни об индоевропейской, ни о славянской (3) в частности (4) мифологии.
18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Первым опомнился старый матрос (1) морское детство (2) которого (3) прошло на китобойных судах (4) и бросился к рулевому колесу.
19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Когда пришла пора выпускных экзаменов (1) и надо было определяться с будущим местом работы (2) сестра решила (3) что (4) как только ей выдадут диплом (5) она поедет в Саратов.
Прочитайте текст и выполните задания 20-25.
20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. В ответ выпишите цифры в порядке возрастания.
1) По наблюдениям Рылеева, люди, проявившие себя на полях сражений как бесстрашные воины, могут опасаться высказываться в защиту справедливости.
2) Мальчик, бесстрашно спускающийся с гор на лыжах и переплывающий незнакомые реки, не смог признаться в том, что он разбил стекло.
3) Человек, прошедший войну как герой, всегда заступится за своего друга, которого оклеветали, так как ничего не боится.
4) В жизни много испытаний, и проявление мужества выражается в умении «преодолевать в себе обезьяну» не только в военное, но и в мирное время.
5) Страх многолик, но по-настоящему страшно бывает только на войне, в мирной жизни бояться нечего.
(1)Я знала замечательную писательницу. (2)Её звали Тамара Григорьевна Габбе. (3)Она сказала мне однажды:
– В жизни много испытаний. (4)Их не перечислишь. (5)Но вот три, они встречаются часто. (6)Первое – испытание нуждой. (7)Второе – благополучием, славой. (8)А третье испытание – страхом. (9)И не только тем страхом, который узнаёт человек на войне, а страхом, который настигает его в обычной, мирной жизни.
(10)Что же это за страх, который не грозит ни смертью, ни увечьем? (11)Не выдумка ли он? (12)Нет, не выдумка. (13)Страх многолик, иногда он поражает бесстрашных.
(14)«Удивительное дело, – писал поэт-декабрист Рылеев, – мы не страшимся умирать на полях битв, но слово боимся сказать в пользу справедливости».
(15)С тех пор как написаны эти слова, прошло много лет, но есть живучие болезни души.
(16)Человек прошёл войну как герой. (17)Он ходил в разведку, где каждый шаг грозил ему гибелью. (18)Он воевал в воздухе и под водой, он не бегал от опасности, бесстрашно шёл ей навстречу. (19)И вот война кончилась, человек вернулся домой. (20)К своей семье, к своей мирной работе. (21)Он работал так же хорошо, как и воевал: со страстью отдавая все силы, не жалея здоровья. (22)Но когда по навету клеветника сняли с работы его друга, человека, которого он знал, как себя, в невиновности которого он был убеждён, как в своей собственной, он не вступился. (23)Он, не боявшийся ни пуль, ни танков, испугался. (24)Он не страшился смерти на поле битвы, но побоялся сказать слово в пользу справедливости.
(25)Мальчишка разбил стекло.
– (26)Кто это сделал? – спрашивает учитель.
(27)Мальчишка молчит. (28)Он не боится слететь на лыжах с самой головокружительной горы. (29)Он не боится переплыть незнакомую реку, полную коварных воронок. (30)Но он боится сказать: «Стекло разбил я».
(31)Чего он боится? (32)Слетая с горы, он может свернуть себе шею. (33)Переплывая реку, может утонуть. (34)Слова «это сделал я» не грозят ему смертью. (35)Почему же он боится их произнести?
(36)Я слышала, как очень храбрый человек, прошедший войну, сказал однажды: «Бывало страшно, очень страшно».
(37)Он говорил правду: ему бывало страшно. (38)Но он умел преодолеть свой страх и делал то, что велел ему долг: он сражался.
(39)В мирной жизни, конечно, тоже может быть страшно.
(40)Я скажу правду, а меня за это исключат из школы... (41)Скажу правду – уволят с работы... (42)Уж лучше промолчу.
(43)Много пословиц есть на свете, которые оправдывают молчание, и, пожалуй, самая выразительная: «Моя хата с краю». (44)Но хат, которые были бы с краю, нет.
(45)Мы все в ответе за то, что делается вокруг нас. (46)В ответе за всё плохое и за всё хорошее. (47)И не надо думать, будто настоящее испытание приходит к человеку только в какие-то особые, роковые минуты: на войне, во время какой-нибудь катастрофы. (48)Нет, не только в исключительных обстоятельствах, не только в час смертельной опасности, под пулей испытывается человеческое мужество. (49)Оно испытывается постоянно, в самых обычных житейских делах.
(50)Мужество бывает одно. (51)Оно требует, чтобы человек умел преодолевать в себе обезьяну всегда: в бою, на улице, на собрании. (52)Ведь слово «мужество» не имеет множественного числа. (53)Оно в любых условиях одно.
(По Ф. А. Вигдоровой) *
* Фрида Абрамовна Вигдорова (1915–1965) – советская писательница, журналист.
21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. В ответ выпишите цифры в порядке возрастания.
1) Предложения 12–13 содержат ответы на вопросы, поставленные в предложениях 10–11.
2) В предложениях 3–9 представлено повествование.
3) В предложениях 31–35 содержится рассуждение.
4) В предложениях 50–53 представлено описание.
5) В предложениях 40–42 представлено рассуждение.
22. Из предложений 44–47 выпишите антонимы (антонимическую пару).
23. Среди предложений 34–42 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения и лексического повтора. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
24. Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
«Ф. А. Вигдорова говорит о сложных явлениях в нашей повседневной жизни, неслучайно ведущим приёмом в тексте становится (А)_________ (предложения 24, 29–30). Акцентировать внимание читателей на важных мыслях автору помогает ещё один приём – (Б)_________ (предложения 17–18, 28–29). Искреннюю взволнованность автора и неравнодушное отношение к проблеме, поставленной в тексте, передают синтаксическое средство – (В)_________ («как себя», «как в своей собственной» в предложении 22) и троп – (Г)_________ («головокружительной горы» в предложении 28, «коварных воронок» в предложении 29)».
Список терминов:
1) эпитет
2) книжная лексика
3) анафора
4) разговорная лексика
5) олицетворение
6) противопоставление
7) вводное слово
8) сравнительный оборот
9) синонимы
25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните, почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения – не менее 150 слов.