СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторские программы дополнительного образования: "Моя малая Родина", "Маленькое чудо"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Авторские программы дополнительного образования для учащихся 1-4 классов. "Моя малая Родина" , "Маленькое чудо"

Просмотр содержимого документа
«Авторские программы дополнительного образования: "Моя малая Родина", "Маленькое чудо"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГИМНАЗИЯ № 1 г. МАЙСКОГО ”











Дополнительная образовательная программа

«Маленькое чудо»

для учащихся 1 - 4 классов





















Возраст детей:

7 - 11 лет

рок реализации программы: 1 год







Автор:

учитель начальных классов

высшей категории

МКОУ «Гимназия №1 г.Майского»

Бондаревская Наталья Дмитриевна






КБР, г. Майский

2017

Содержание

Пояснительная записка………………………………………………….3- 13

Содержание программы…………………………………………..………..14

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение…….14-15

Учебно-тематический план программы 1 класс……………………….15-19

Учебно-тематический план программы 2 класс……………………….20-23

Учебно-тематический план программы 3 класс……………………….23-29

Учебно-тематический план программы 4 класс……………………….29-32

Список литературы………………………………………………………33-34

Терминологический словарь…………………………………………….35-36































  1. Пояснительная записка

Характеристика программы:

Декоративно-прикладное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Приобретение эстетических знаний и художественного опыта способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов».

Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью и оригинальностью, что обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала.

Ребенок по своей природе — пытливый исследователь, открыватель мира, детское сердце чутко к призыву творить красоту. Важно только, чтобы за призывами следовал труд, а труд стал потребностью. Ребенок, который не боится задавать вопросы, способен смело выражать свое мнение, в будущем может стать лидером в коллективе; ребенок, который может сделать что-то своими руками, всегда будет чувствовать себя уверенным на уроках в школе.

Очень важно прививать детям с ранних лет интерес к прикладному искусству, будь то рисование, аппликация или более сложные виды творчества: декупаж или квиллинг. Развитие сенсомоторных навыков: тактильной, зрительной памяти, координации мелкой моторики рук - является важнейшим средством формирования логического, образного мышления, развития речи, а так же коррекции психического развития ребёнка.

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит это взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок ...» В. А. Сухомлинский

Сочетание же интеллектуальной и моторной деятельности создает атмосферу осмысленного труда. Сколько радости получает ребенок от сделанной своими руками поделки! Умелые руки и фантазия творят чудеса.

В задачу педагога входит не столько помочь ребенку в изготовлении изделия, поделки, сколько в обеспечении условий, при котором потенциал ребенка будет использован полностью. Для этого педагогу необходимо помнить о том, что интеллектуальный и моторный компоненты равнозначны.

Данная программа руководствуется следующей нормативно-правовой базой:

- ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (п.2. ст.28 в части разработки и утверждения образовательных программ образовательной организации);

- Приказ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 №1241, от 22.09.2011 №2357, от 18.12.2012 №1060, от 29.12.2014 №1643, от 18.05.2015 №507 (ФГОС НОО);

- Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 №1644 (ФГОС ООО);

- Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при ведении государственного образовательного стандарта общего образования»;

- Письмо Минобрнауки России от 07.08.2015 №08-1228 «О направлении методических рекомендаций по вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

- СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);

-Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников;

- Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования.


Программа строится на следующих принципах:

  • Принцип самодеятельности: ребята сами выбирают, каким видом деятельности будут заниматься, без специального глубокого обучения, они свободно могут развивать свои творческие способности.

  • Принцип самореализации: участники программы реализуют свои творческие способности.

  • Принцип целенаправленности: воспитанники учатся ставить перед собой реальные цели и стремятся достигать их.

  • Принцип оригинальности: дети будут выдумывать и фантазировать.

Новизна программы:

Распространённость компьютеров в мире настолько велика, что умение использовать их в повседневной жизни формирует новый стиль общения и становится элементом общей культуры. Развитые технологии и разные виды деятельности предоставляют огромную возможность для творческого самовыражения и развития воображения. Именно поэтому в последние годы, активно развивается декоративно-прикладное искусство, художественное творчество и другие виды продуктивной деятельности. Благодаря быстрому развитию Интернета, в сети создана огромная база интереснейших идей и методик изготовления поделок, украшений, рисунков и многого другого. В народе всегда ценили ручную работу как источник эмоциональной выразительности и духовности.

Вследствие чего, задачей педагога становится практическое объяснение детям положения о том, что компьютер – это умный помощник, на котором можно не только играть, но и рисовать, набирать текст для поздравительных открыток, что компьютер может быть помощником в изготовлении стенгазет, поделок своими руками, в написании писем, поиске нужной информации и многое другое. Он может стать учебным пособием для ребенка: с помощью компьютерных технологий могут развиваться его творческие способности и перед ним откроется огромный, интересный мир.

Новизна данной программы заключается в большом разнообразии выполняемых работ и более широком подходе к творчеству: когда ребенку дается возможность познакомиться с различными видами прикладного творчества, попробовать свои силы в разных видах народного искусства, получить знания и приобрести умения, навыки по наиболее понравившемуся виду творчества. В программе кроме традиционных видов обработки природных материалов разработаны разделы нового направления - это изготовление поздравительных открыток, стенгазет, поделок с использованием заготовок, сделанных детьми на компьютере. Творческая деятельность способствует логическому и образному мышлению учащихся.


Актуальность программы заключается в соединении умственного и физического творческого труда, которое является одной из основ здорового образа жизни человека. Программа «Маленькое чудо» содержит установку на познание многообразия окружающего мира, изучение свойств природных материалов, умение видеть необычное в обычных предметах, на раскрытие потребностей детей творить и осознавать свои возможности.


Педагогической целесообразностью программы является то, что на основе умений и знаний, приобретаемых благодаря курсу «Маленькое чудо», ребенок укрепляет свою социальность, принадлежность к определенной системе позитивных социальных ценностей. У него повышается самоуважение, поскольку оно опирается на понимание ребенком того, что существуют вещи, предметы, которые он может изготовить сам, причем так, что это доставляет радость и другим.

Одна из интереснейших форм стимулирования детей к занятиям - организация выставок, конкурсов, праздников и других массовых мероприятий куда приглашаются и родители.

Дополнительная образовательная программа "Маленькое чудо" разработана на четыре года занятий с детьми младшего школьного возраста и рассчитана на поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной деятельности.

Программа строится на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста.

Она знакомит со следующими направлениями декоративно – прикладного творчества: лепка из пластических материалов, бисероплетение, бумагопластика, работа с бросовым материалом. Для раздела «Изготовление кукол» отводится 21 час, что обусловлено приобщением детей к истории своего народа. Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Основой её является ориентация на личностный потенциал ребёнка и его самореализацию на занятиях активным творчеством.

Программа «Маленькое чудо» разработана с учетом тенденций развития современного образования в художественно-эстетическом направлении. Развитие творческих способностей детей посредством интеграции прикладного искусства и компьютерных технологий - приоритетное направление данной программы.

Обучение проводится в двух направлениях:

  • Усвоение теоретических знаний.

  • Формирование практических навыков.

Программа способствует:

  • развитию разносторонней личности ребенка, воспитанию воли и характера;

  • выявлению интересов, склонностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности;

  • формирование понятия о роли и месте декоративно-прикладного творчества в жизни;

  • освоению современных видов декоративно-прикладного искусства;

  • созданию творческой атмосферы в группе на основе взаимопонимания и сотрудничества для выполнения коллективной работы;

  • обучению практическим навыкам художественно-творческой деятельности;

  • знакомству с историей солёного теста, бисероплетения, бумагопластики, изготовления кукол, с народными традициями в данных областях.

  • помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждении в жизни;

Цель:создание условий для развития личности ребенка в соответствии с его индивидуальными способностями через занятия декоративно-прикладным творчеством.


Задачи:

Обучающие:

  • формирование элементарных знаний и умений в изучаемых видах декоративно-прикладного творчества;

  • обучение владению различными инструментами и приспособлениями;

  • знакомство с историей изучаемых видов декоративно-прикладного творчества.

  • закрепление и расширение знаний и умений, полученных на уроках технологии, изобразительного искусства, природоведения, литературы, способствовать их систематизации;

  • овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда;

  • обучение умению планирования своей работы;

  • ознакомление с технологическими операциями, при помощи которых можно самостоятельно изготовить поделку, выполнить проект;

  • изучение свойств различных материалов;

  • обучение приемам самостоятельной разработки поделок;

  • изучение этикета, этики поведения в ситуациях дарения и принятия подарка.

Развивающие:

  • развитие памяти, внимания, фантазии, пространственного воображения, образного и технического мышления, мелкой моторики рук, глазомера;

  • пробуждение интереса к познанию;

  • развитие коммуникативных навыков;

  • развитие художественного вкуса и творческого потенциал;

  • создание условий к саморазвитию учащихся;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и организаторских способностей;

  • развитие эстетического восприятия окружающего мира.

Воспитательные:

  • воспитание художественно – эстетического вкуса;

  • воспитания трудолюбия, бережливости, аккуратности, усидчивости, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности;

  • воспитание уважения к труду и людям труда;

  • формирование чувства коллективизма;

  • воспитание умения общаться со сверстниками и работать в группе;

  • развитие любви к природе и экологическое воспитание;

  • Социальные:

  • создание благоприятной атмосферы для неформального общения детей, увлечённых общим делом;

  • самореализация не только в творчестве, но и в общении со сверстниками, педагогами;

  • организация интересного и полезного досуга;

  • ориентирование на дальнейшее познание и развитие творческих способностей.

Показателями эффективности реализации данной дополнительной образовательной программы могут выступить следующие характеристики:

  • высокий уровень мотивации учащихся к творческой деятельности;

  • творческая самореализация учащихся, участие в реализации различных проектов, связанных с рукоделием.

Основной идеей данной программы является соединение различных видов рукоделия на занятиях, работа с различными материалами, изучение культуры и истории разных народов.

Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной общеобразовательной программы - 7 - 11 лет.


Сроки реализации программы - 4 года. Программа рассчитана на 135 часов (1 класс – 33 часа; 2-4 класс - 34 часа; 1 час в неделю).


Формы и методы реализации программы:

Занятия по программе дополнительного образования декоративно-прикладного творчества «Маленькое чудо» проводятся в групповой индивидуальной, индивидуально-групповой формах с использованием личностно-ориентированного подхода (с учетом возрастных, психических, психофизических и индивидуальных особенностей ребенка).


Методика проведения занятий предусматривает сочетание теории и практики в течение одного занятия. Теоретический материал дается в начале занятия в форме бесед, викторин, демонстрации наглядных пособий, моделей, сопровождаемой вопросами к детям (вопросно-ответный метод)

Проблемно-поисковый, исследовательский методы применяются на всех этапах работы, способствуют развитию учебной деятельности и самостоятельной добыче знаний учащимися.

При выполнении практических работ дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.

Объяснение теоретического материала и практических занятий сопровождается демонстрацией различного рода наглядных материалов (объяснительно-иллюстративный метод). Основная цель показа готовых изделий – стимулировать ребенка к созданию лучшей работы, а также вызвать у него желание творить самому, изменять и совершенствовать, а не выполнять точную копию изделия.

При изучении новых тем разделов программы используется монологический метод, когда педагог рассказывает, показывает точный образец действий, при этом дети слушают, запоминают и выполняют действия по образцу.

Применение исследовательского метода и метода совместной творческой деятельности, когда индивидуально выполненные элементы объединяются в одну большую коллективную работу, позволяет развить самостоятельность, коммуникативность, творческое мышление, фантазию ребенка.

При организации занятий используются нетрадиционные формы: игра, прогулка - экскурсия; творческие встречи; занятие-путешествие, занятие-сказка, занятие-путешествие, занятие-конкурс народных умельцев и другие.

Часто используется такая форма занятий как «Сам себе мастер», при которой у обучающихся появляется возможность самостоятельного творческого подхода к разработке и созданию новых образцов изделия.

Такая творческая деятельность способствует стимулированию образного ассоциативного мышления, развитию детской фантазии и воображения, самостоятельности, способности к реализации собственного замысла созданию непринужденной атмосферы, благоприятного эмоционального фона.

Данная дополнительная образовательная программа рассчитана на безотметочное обучение, эмоциональная оценка результатов занятий по данной программе осуществляется по ходу занятий с участием самих детей и их родителей, итоги работы проводятся в форме выставки, защиты проекта.


Предполагаемые результаты:


Освоение детьми программы «Маленькое чудо» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта:

Предметные

В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:

  • учебно- познавательный интерес к декоративно- прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;

  • навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

  • ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;

  • способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

  • основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

Младшие школьники получат возможность для формирования:

  • устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;

  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

  • возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;

  • эмоционально-ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.

Метапредметные

В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

  • выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

  • учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

  • адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;

  • навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

Младшие школьники получат возможность научиться:

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

  • пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно - творческой;

  • моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.

  • осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;

  • отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла.


В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

  • различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;

  • приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;

  • осваивать особенности художественно- выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно- прикладном творчестве.

  • развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;

  • художественно -образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;

  • развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;

  • развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно- прикладного искусства.

Младшие школьники получат возможность научиться:

  • создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;

  • понимать культурно-историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;

  • более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно -творческой деятельности в целом.


В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

  • первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;

  • сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми

  • формировать собственное мнение и позицию.

Младшие школьники получат возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.


Результаты и эффекты внеурочной деятельности учащихся.

 

В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятель­ности оцениваются по трём уровням.

Первый уровень результатов — первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни: о правилах продуктивной групповой работы; об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации. Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной сре­де ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в са­мостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для дру­гих, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязатель­но положительно к нему настроены, юный человек действи­тельно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку без ко­торых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей, влияний (последствий) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.

Оценка планируемых результатов освоения программы:

За знаниями, умениями и навыками, полученными в ходе изучения курса необходимо осуществлять контроль как в конце года, так и после изучения каждого отдельного раздела, в виде итоговых выставочных работ и выполнения творческих проектов.

Система контроля включает само-, взаимо-, учительский контроль и позволяет оценить знания, умения и навыки учащихся комплексно по следующим компонентам:

  • система знаний;

  • умения и навыки (предметные и общеучебные);

  • способы деятельности (познавательные, информационно-коммуникативные и рефлексивные);

  • включенность учащегося в учебно-познавательную деятельность и уровень овладения ею (репродуктивный, конструктивный и творческий);

  • взаимопроверка учащимися друг друга при комплексно-распределительной деятельности в группах;

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портофолио.

Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий

Выставки могут быть:

  • однодневные - проводится в конце каждого занятия с целью обсуждения;

  • постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;

  • тематические - по итогом изучения разделов, тем;

  • итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.

Выставки позволяют обменяться опытом, технологией, оказывают неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка.

В соревновании  набираются баллы по различным характеристикам и ребенок, сравнивая свою модель с другими, наглядно видит преимущества и ошибки, получает возможность выработать навык анализа для дальнейшей реализации в творчестве.

Большое значение в оценивании итогов обучения имеют разнообразные конкурсы к «красным» дням календаря. Подарки, поделки, сувениры ребята готовят к праздникам с большим удовольствием. В декоративном решении работы детей выглядят красочно, празднично. В процессе таких занятий более интенсивно развиваются творческие способности детей (воображение, образное мышление, художественный вкус).

Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.

Портфолио – это сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.



Содержание изучаемого курса внеурочной деятельности.


п/п

Название разделов

Количество часов (135)

Всего

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс




теор

прак

теор

прак

теор

прак

теор

прак

Вводное занятие. Введение: правила ТБ

4

1


1


1


1


Работа с природными материалами.

7

1

3



1

2



Работа с пластичными материалами. Лепка из солёного теста.

8

1

3

1

3





Работа с бросовым материалом.

17

1

2

1

2

1

4

1

5

Аппликация их крупы и песка.

14

1

2

1

2

1

2

1

4

Работа с бумагой: бумагопластика, оригами, квиллинг, папье – маше, декупаж.

24

2

6

2

4

1

4

1

4

Изонить. Макраме

8

1

2

1

4





Бисероплетение.

8





1

2

1

4

Кожная пластика.Фоамиран

5



1

1

1

2



Работа с тка­нью.

11

1


1

2

1

3

1

2

Изготовление кукол.

21

1

3

1

4

1

4

1

6

Организация и обсуждение выставки детских работ.

8


2


2


2


2


Итого


10

23

10

24

9

25

7

27


135

33

34

34

34


Методическое обеспечение

дополнительной образовательной программы


Форма занятия – групповая, оптимальное количество детей в группе 7-10 человек.


Продолжительность занятий:

1 -2 класс – 20-25 минут,

3-4 классы – 40 минут.


Набор в объединение: свободный.


Срок реализации: 4 года.


Объем занятий: учебных (в неделю) 1 час,

учебных (в год): 1 класс - 33 часа

2-4 классы - 34 часа.

Материальное обеспечение программы

  • помещение для занятий

  • достаточное количество посадочных мест

  • наглядные пособия

  • компьютер, мультимедийная библиотека

Содержание программы дополнительного образования

«Маленькое чудо»

1-4 год обучения (135 часов)


К концу первого года обучения учащиеся могут  знать:

  • Название и назначение материалов: бумага, ткань, пластилин;

  • Сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо;

  • Резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки;

  • Соединять детали из бумаги с помощью клея;

  • Название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток;

  • Приемы разметки (шаблон, линейка, угольник, циркуль);

  • Анализировать под руководством учителя изделие (определять материал, из которого оно изготовлено, способы и последовательность соединения деталей);

уметь:

  • Правильно пользоваться ручными инструментами;

  • Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

  • Организовать рабочее место и поддерживать во время работы;

  • Бережно относиться к инструментам и материалам;

  • Экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки, угольника;


СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА 1 класс 33 часа

Первый год обучения направлен на удовлетворение интересов детей в приобретении базовых знаний и умений о простейших приемах и техниках работы с материалами и инструментами (солёное тесто, бумага и картон, бисер и проволока и т.д.), знакомство с историей данных видов декоративно – прикладного искусства, изготовление простейших декоративно – художественных изделий, учатся организации своего рабочего места.






Кол-во часов

п/п

Тема раздела

Содержание раздела

всего

теор

прак

Вводное занятие. Введение: правила ТБ

Знакомство с основными направлениями работы на занятиях;

материалами и оборудованием.

Цели и задачи занятий, Инструктаж по технике безопасности.

Показ презентации о декоративно – прикладном искусстве.

Демонстрация поделок из различных материалов.

1

1


Работа с природными материалами.

Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков. Сбор и систематизация природного материала, составление гербария.

Первичное понятие - симметрии, асимметрии.

Методы и приёмы составления композиций из листьев, поделок из другого природного материала (грецкий орех, шишки, мох, кора деревьев). Формирование портфолио личностных достижений обучающихся.

4

1

3

Работа с пластичными материалами. Лепка из солёного теста.

Лепка из солёного теста. Беседа о новом виде деятельности, рецепт приготовления теста. Простые элементы лепки с использованием различных инструментов, приёмы сушки, раскрашивание высушенных фигурок. Окрашивание. Оформление коллективной работы.

4

1

3

Работа с бросовым материалом.

Знакомство с понятием «бросовый» материал и работами из него. Выбор материала для работы над проектом. Инструктаж по правилам безопасной работы с различными материалами. Поделки из СД дисков. Формирование портфолио личностных достижений обучающихся.

3

1

2

Аппликация их крупы и песка.

Знакомство с работами из крупы в сети интернет. Методы и приемы окрашивания крупы и песка. Картины из макарон, гречки, песка.

Формирование портфолио личностных достижений обучающихся.

3

1

2

Работа с бумагой: бумагопластика, оригами, квиллинг, папье – маше, декупаж.

Бумага - это один из самых доступных материалов, не требующих большого набора инструментов в работе. Ценное качество бумаги – способность сохранять форму, что позволяет изготавливать из неё различные поделки, игрушки и предметы, в повседневного использования. Идеальный материал для детского творчества. Работа с бумагой – развивает мелкую моторику, фантазию и творческую индивидуальность. Существует множество видов бумажного творчества. Методика и приёмы симметричного вырезания, и вырезание по шаблону. Аппликация из ладошек. Оригами. Техника сгибания бумаги. Методы и приёмы выполнения фигурок. Оформление и показ готовых работ.

8

2

6

Изонить. Макраме.

Нитки – один из самых ярких материалов. С помощью ниток, фактуры полотна-фона можно создавать прекрасные картины с различными сюжетами на разные темы. Нитки являются достаточно простым и доступным подручным материалом для изготовления поделок, который, к тому же, имеется в каждом доме и с которым мы знакомы с самых ранних лет.

История художественной культуры русского народа и нитяной графики, изонити, ниточного дизайна. Знакомство с работами мастеров. Профессия вышивальщица. Основные приемы работы в технике изонити. Заполнение угла , окружности. Последовательность выполнения работы и оформление закладок для книг. Понятие композиции.

3

1

2

Работа с тка­нью.

Первичное знакомство с видами и свойствами тканей.

1

1


Изготовление кукол

Кукла и ее история. Сувенир. Виды и назначение сувениров. Анализ работы по созданию сувенирной куклы.

Символика оберегов.

Оберег - как субъект культуры и истории. Традиционные обереги.

Материалы и инструменты.

Последовательность выполнения работы по инструкционной карте. Презентация проектов

4

1

3

Организация и обсуждение выставки детских работ.

Подведение итогов. Оформление выставки детских творческих работ.


2


2


Итого


33

10

23


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 1 класс

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата


Вводное занятие.

теор

прак


Введение. Правила ТБ

1




Работа с природными материалами.




Что такое гербарий.

1



Сбор природного материала. Экскурсия.


1


«Павлин». ( сухие листья).


1


«Умная сова». (природный материал)


1



Работа с пластичными материалами. Лепка из солёного теста.




Вводное занятие. «Соленое тесто»

1



Знакомство с симметрией. «Бабочки»


1


«Подсолнухи», «Ромашки»


1


Рельефное изображение «Божьи коровки на ромашке»


1



Работа с бросовым материалом.




Занятие – презентация «Поделки из бросового материала»

1



«Одуванчик» (панно из салфеток)


1


«Пугало» (на основе бумажной тарелки)


1



Аппликация их крупы и песка.




Украшение из крупы, картины из песка.

1



«Яблоко и груша - полезные витамины».(панно из крупы)


1


«Морское царство из песка».


1



Работа с бумагой: бумагопластика, оригами, квиллинг, папье – маше, декупаж.




Виды и свойства бумаги.

1



«Солнышко из ладошек».


1


«Осьминог- ладошка».


1


«Снежинка» (приемы складывания и вырезания)


1


«Голубь – символ мира» (оригами)


1


«Виноград» (квиллинг)


1


«Погон генерала» Сувенир-брелок для папы (картон, ленты, нити)


1


«Грибочки» (подвеска из картона и бархатной бумаги)


1



Изонить. Макраме.




История изонити. Заполнение угла, окружности.

1



Геометрические фигуры. (изонить)


1


Проект: «Дом у озера». (панно-изонить.)


1



Работа с тка­нью.




Виды ткани.

1




Изготовление кукол.




История куклы. Народные куклы.

1



«Кукла – Оберег».


1


«Сувенирная кукла».


1


«Кукла-зернушка»


1



Организация и обсуждение выставки детских работ.




Мультимедийная презентация «Выставка редких вещей»

1



Демонстрация творческих работ и проектов.


1



Итого

10

23



К концу второго года учащиеся должны знать:

  • Терминологию, которая используется в обучении.

  • Материалы и инструменты и правила работы с ними.

  • Виды современного декоративно-прикладного творчества.

  • Приемы выражения своего замысла в процессе работы.

  • Виды декорирования работы.

  • Технологию изготовления различных изделий декоративно-прикладного творчества.

  • Технику безопасности при работе с различными материалами и инструментами.

Уметь:

  • Моделировать и выполнять различные виды изделий.

  • Работать с различными художественными материалами (пластик, текстиль, бумага, аксессуары для декорирования изделий)

  • Шить ручными швами

  • Сочетать различные художественные материалы в одной работе.

  • Организовать свое рабочее место.

  • Оценивать качество готовой работы.







СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА 2 класс 34 часа

Второй год обучения направлен на использование обучающимися приобретенных умений и навыков при изготовлении более сложных по технике выполнения изделия, работая по эскизам, образцам, схемам и доступным знаковым условиям.




Кол-во часов

п/п

Тема раздела

Содержание раздела

всего

теор

прак

Вводное занятие. Введение: правила ТБ

Знакомство с разнообразием технологий и материалов для созданий изделий декоративно – прикладного искусства. Правила техники безопасности.

1

1


Работа с пластичными материалами. Лепка из солёного теста.

Характеристики теста, его пластичности, материалы и инструменты. Показ и обсуждение поделок, выполненных из теста. Технология работы, ее последовательность.

4

1

3

Работа с бросовым материалом.

«Бросовый материал – это все то, что можно было без жалости выкинуть, а можно и использовать, дав волю безграничной детской фантазии». О. Шлосс.

Кроме того сейчас стало модным говорить об экологии, о новых способах использования мусора для всеобщего блага. Практически каждый день  мы выбрасываем  пластиковые бутылки, одноразовую посуду, упаковки от продуктов, всевозможные коробки, трубочки, старые фломастеры, газеты, бутылочные пробки, фантики от конфет и т.д. Все это может стать основой для оригинальной детской поделки или увлекательной игрушки. Работа с такими материалами способствует развитию конструкторской деятельности детей. С помощью различных инструментов они учатся обрабатывать и соединять детали из различных материалов, узнают их свойства, что содействует развитию их воображения, техническим навыков. Работа с разного рода материалами расширяет круг знаний детей об окружающем мире.

Аппликация из пуговиц. Веер из вилочек. Цветы из салфеток.

3

1

2

Аппликация их крупы и песка.

Знакомство с технологией изготовления изделий используя различные крупы (греча, рис, манная крупа, горох, макароны) и семена арбуза, тыквы, подсолнечника и др., нитки. Эти панно можно сделать на картонных кругах, старых пластинках и наклеиваются с помощью клея ПВА или пластилина. Использовать знания природных свойств (форма, цвет) семян плодов в своих творческих работах. Предусмотрена самостоятельная творческая работа по созданию изделий. Ученики выбирают сюжет, делают эскиз, подбирают материал, фон, наклеивают элементы мозаики, создают композицию. Мозаика — рисунок или узор из скрепленных между собой разноцветных, камешков, кусочков стекла, пластмассы или крупы. Композиция — соотношение и взаимное расположение частей.

3

1

2

Работа с бумагой: бумагопластика, оригами, квиллинг,

папье–маше, декупаж.

Знакомство с базовыми формами, терминами и условными обозначениями в технике «оригами». Виды бумаги для выполнения поделок в данной технике. Аппликация из ладошек. Методы и приёмы выполнения фигурок. Оформление и показ готовых работ.

Квиллнг. Скатывание в комок. Мозаика. Плетение из бумаги. Аппликация. Моделирование из картона. Рамочка. Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги. Знакомство с техникой бумагокручения. История Квиллинга. Мозаика из сердечек. Обрывная аппликация не тему: «Времена года». Композиция из выпуклых деталей оригами. Мозаика из объёмных деталей оригами. Тематические беседы, игры, загадки. вырезание по шаблону. Коллективная работа. Инструктаж по правилам безопасной работы с ножницами. Конструирование из основных форм. Оформление проекта.

6

2

4

Изонить. Макраме.

История художественной культуры русского народа и нитяной графики, изонити, ниточного дизайна.

Знакомство с работами мастеров.

Профессия - вышивальщица. Основные приемы работы в технике изонити. Заполнение угла, окружности, дуги.

Последовательность выполнения работы и оформление закладок для книг. Знакомство с работами мастеров макраме. Техника макраме. Основные приемы работы в технике макраме. Узлы. Морской узел.

5

1

4

Кожная пластика. Фоамиран.

Игрушка – один из самых древних видов декоративно – прикладного искусства, украшающая наш быт, радующая глаз. История кожаного амулета индейцев. Правила работы с кожей. Разновидности аппликаций в народном декоративном творчестве.

2

1

1

Работа с тка­нью.

В ходе работы с тканью учащиеся знакомятся с основами дизайна, углубляют знания по конструированию и моделированию, развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве, дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, развивается художественный вкус.

3

1

2

Изготовление кукол.

Вводное занятие. История куклы.

Авторская кукла. Беседа «Кукла в искусстве» Работа Подготовка материалов и инструментов. Выбор техники исполнения над образом. Эскиз.

Народная кукла. Русские обряды и традиции.

Кукла-закрутка "Пеленашка". Кукла-закрутка «Зайчик»

Кукла – актер. Аппликация. Пальчиковые куклы. Техника безопасности: Работа с различными инструментами и материалами.

5

1

4

Организация и обсуждение выставки детских работ.

Завершение творческого года. Обсуждение и выбор наиболее интересных работ детей.
Правила оформления проектов. Принципы создания выставки.
Оформление выставки работ.

2


2


Итого


34

10

24


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 2 класс


п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата


Вводное занятие.




Введение. Правила ТБ

1




Работа с пластичными материалами. Лепка из солёного теста.




Вводное занятие. Декоративно – прикладное искусство в интерьере.

1



Барельеф.«Мультипликационные герои»


1


Объемно-пространственная композиция Проект: «Сказочный город».


1


Проект «Смешарики»


1



Работа с бросовым материалом.




Работы из бросового материалы. Презентация

1



«Умка белый мишка» (работа с нитями, пенопластом)


1


«Веер» (пластмассовые вилки)


1



Аппликация из крупы и песка.




Работы из крупы. Мультимедийная презентация.

1



«Рамка для фото». (крупа)


1


«Песчаная радуга»


1



Работа с бумагой: бумагопластика, оригами, квиллинг, папье – маше, декупаж.




Технологии и методы работы с бумагой.

1



«Незабудки» (квиллинг)


1


Медуза (объемный сувенир на основе ладошек)


1


«Цыпленок в яйце», «Бабочка» (торцевание )


1


«Павлин» (сложение гармошкой)


1


Проект: «Осеннее дерево». «День и ночь» (Бумага и картон)


1



Изонить. Макраме.




История изонити и макраме.

1



Пасхальный сувенир - Цыпленок (изонить)


1


«Золотая рыбка» (изонить)


1


«Витой шнур» (макраме)


1


«Наряд для карандаша» (макраме)


1



Кожная пластика.Фоамиран




История кожаных оберегов и сувениров.

1



«Браслет из кожи».


1



Работа с тка­нью.




Коллекция тканей. Свойства тканей.

1



«Матрешка» Народная игрушка из ткани.


1


«Мудрая сова», «Ромашка», «Ёлка с пуговицами» Объемная игрушка из ткани.


1



Изготовление кукол.




История кукол. Куклы в театре.

1



Кукла – актер. Пальчиковые куклы.


1


Кукла-закрутка «Зайчик»


1


Кукла-закрутка "Пеленашка"


1


Кукла из помпонов


1



Организация и обсуждение выставки детских работ.




Первая выставка в России. Подготовка работ к выставке.

1



Демонстрация творческих работ и проектов.


1




10

24



К концу третьего года учащиеся должны знать:

  • Терминологию, которая используется в обучении, материалы и инструменты;

  • Различные техники конструирования;

  • Свойства различных материалов декоративно-прикладного искусства;

  • Способы, приемы и различные технологии декорирования изделий;

  • Основы сочетания цвета и композиции;

  • Технику безопасности при работе с различными материалами и инструментами.

Уметь:

  • Отражать в изделиях свой замысел, свои чувства, эмоции, культуру и художественные традиции в искусстве;

  • Правильно пользоваться инструментами во время выполнения работы;

  • Выбирать необходимые материалы для работы;

  • Организовать свое рабочее место;

  • использовать различные, в том числе, нестандартные художественные материалы, техники исполнения работ;

  • Пользоваться простыми схемами и описаниями работы;

  • Подбирать нужные цвета;

  • Изготавливать сувенирные изделия;

  • Работать по шаблону;

  • В процессе работы ориентироваться на качество изделий;

  • В процессе обучения строить отношения на основе сотруд­ничества и доброжелательности, в результате чего происходит сплочение коллектива.

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА 3 класс 34 часа

На третий год обучения, учащиеся закрепляют свои умения на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении подбирать доступные в обработке материалы и технологические приемы для изделий в соответствии с поставленной задачей.

п/п



Количество часов


Тема раздела

Содержание раздела

всего

теор

прак

Вводное занятие. Введение: правила ТБ

Знакомство с программой. Цель и задачи курса. План работы на учебный год. Демонстрация изделий. Влияние вещей на человека на эмоциональном и физическим уровне. Организация рабочего места. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила поведения в кабинете и учебном учреждении. Правила техники безопасности, правила пожарной безопасности, правила дорожного движения.


1

1


Работа с природными материалами.

Характеристика различного природного материала. Технология работы с природным материалом, его подготовка и обработка. Дополнительные материалы и инструменты, необходимые для работы. Демонстрация изделий. Сочетание различных материалов и технологий в одной поделке. Игрушка как акцент современного интерьера. Виды игрушек для украшения интерьера. Организация работы.

Использование природного материала в оформлении интерьера помещения. Техника безопасности. Декорирование игрушки.

Выбор поделки. Подготовка материала и инструментов к работе. Организация рабочего места. Последовательность выполнения изделия. Изготовление игрушек, поделок.

3

1

2

Работа с бросовым материалом.

Виды пластиков, используемых для работы. Запекаемые и самозатвердевающие пластики. Технология работы с ними. Возможности использования пластика для декорирования интерьера. Особенности обжига пластика. Другие виды выполнения работы из пластика. Приемы декорирования работы.

Выбор поделки. Подготовка пластика к работе. Изготовление поделки. Декорирование изделия.

Трудовые операции при работе с бросовыми материалами. Техника безопасности.

5

1

4

Аппликация их крупы и песка.

Продолжение знакомства с технологией изготовления изделий из крупы (греча, рис, манная крупа, горох, макароны) и семян арбуза, тыквы, подсолнечника и др. Использовать знания природных свойств (форма, цвет) семян плодов в своих творческих работах. Предусмотрена самостоятельная творческая работа по созданию изделий. Ученики выбирают сюжет, делают эскиз, подбирают материал, фон, наклеивают элементы мозаики, создают композицию. Оформление фоторамки.

3

1

2

Работа с бумагой: бумагопластика, оригами, квиллинг,

папье–маше, декупаж.

Виды бумаги для аппликации. История декупажа. Знакомство с материалами и инструментами. Различные техники декупажа: на дереве, на металле, на керамике, на картоне. Виды бумаги, используемой для декупажа. Техника объемного декупажа.

Декорирование в технике декупаж различных поверхностей: дерево, стекло, бумага, керамика. Подготовка поверхности под декупаж. Наклеивание аппликации. Нанесение лака. Декорирование бутылок, ваз, шкатулок, тарелок.

Материалы и инструменты. Инструктаж по правилам безопасной работы с ножницами. Конструирование из основных форм. Оформление композиции.

5

1

4

Бисероплетение.

История бисероплетения. Знакомство с видами плетения.

Обучение новым технологиям изготовления декоративно-прикладных изделий из бисера.

Оформление коллективной работы. Участие в выставках. Оформление страницы портфолио.


3

1

2

Кожная пластика.

Фоамиран

Инструктаж по правилам безопасной работы с ножницами при обработке кожи. Беседа о динозаврах, чтение энциклопедии, картинки и слайды. Подбор кожи по цвету. Работа по шаблону, вырезание, склеивание. Формирование портфолио личностных достижений обучающихся. Оформление коллективной работы.


3

1

2

Работа с различными тка­нями. Виды ткани.

. Общие сведения о тканях и волокнистых материалах. Виды тканей. Окраска и рисунок тканей. Определение лицевой и изнаночной сторон. Определение продольных и косых нитей. Подбор тканей по виду, цвету для хорошего сочетания. Виды декорирования тканей. Виды швов: «вперед иголку», «шнурок», «за иголку», «тамбурный», «елочка», «узелки», «стебельчатый», «петельный». Технология их выполнения и применение для отделки тканей.

Особенности изготовления панно из ткани в технике «аппликация»


4

1

3

Изготовление кукол.

Авторская кукла. Беседа «Кукла в искусстве» Подготовка материалов и инструментов. Выбор техники исполнения.над образом. Эскиз

Народная кукла. Русские обряды и традиции

Бесшовные куклы

Техника продевания. «Кукла -птичка», «Хозяйка – рукодельница»

5

1

4

Организация и обсуждение выставки детских работ.

Завершение творческого года. Обсуждение и выбор наиболее интересных работ детей.
Правила оформления проектов. Принципы создания выставки.
Оформление выставки работ.

2


2


Итого


34

9

25









УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 3 класс


п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата


Вводное занятие.




Введение. Правила ТБ

1




Работа с природными материалами.




Правила работы с природным материалом

1



«Золотая рыбка» (панно с использованием самоклеящейся пленки и природного материала)


1


Оберег «Домовенок» (природный материал)


1



Работа с бросовым материалом.




Разнообразие используемого материала.

1



«Елка с подарками» (конфеты, вилки).


1


Слоник», «Гусеничка», «Самолет» (основа-пластиковая бутылка).


1


«Кувшинка», «Тюльпан» (пластмассовые ложки).


1


«Птица счастья». (Конструирование из прищепок).


1



Аппликация из крупы и песка.




История возникновения песчаного искусства.

1



Плоские и объемные работы из песка.


1


«Елочные украшения из макарон».


1



Работа с бумагой: бумагопластика, оригами, квиллинг, папье – маше, декупаж.




История Декупажа.

1



«Разноцветный попугай» (нарезные полоски)


1


«Яблоня в цвету». Объемная аппликация


1


«Ваза для цветов» Декупаж.


1


Декупаж пасхальных яиц.


1



Бисероплетение.




Вводное занятие. Основные виды бисерного искусства.

1



Параллельное низание. Плоскостные миниатюры: «Лягушонок».


1


Параллельное низание. Плоскостные миниатюры: «Рыбка».


1



Кожная пластика.Фоамиран




История развития кожевничества.

1



Амулет на счастье.


1


Брелок для ключей.


1



Работа с тканья.




История мягкой игрушки.

1



«Мышка – малышка». Раскрой деталей


1


«Мышка – малышка». Сборка деталей.


1


Проект: «Символ нового года».


1



Изготовление кукол.




«Народная кукла». История.

1



«Соломенная кукла».


1


«Кукла – Зернушка».


1


«Кукла- Благополучница».


1


Проект. Куклы «Неразлучники».


1



Организация и обсуждение выставки детских работ.




Первый музей в России. Подготовка работ к выставке.

1



Демонстрация творческих работ и проектов.


1




9

25

34



К концу четвертого года учащиеся должны знать:

  • Терминологию, используемую при обучении;

  • Материалы и инструменты, используемые в работе;

  • Правила работы с различными материалами и инструментами;

  • Виды различных техник работы;

  • Приемы выражения своего замысла с помощью творчества;

  • Виды декорирования работы.

  • Начальные сведения о свойствах пряжи;

  • Начальные сведения о цветовом сочетании;

Уметь:

  • Изготавливать сувенирные изделия.

  • Работать по шаблону.

  • В процессе работы ориентироваться на качество изделий,

  • Строить отношения на основе сотруд­ничества и доброжелательности,

  • Бережно относиться к обрабатываемому материалу.

  • Организовать свое рабочее место.

  • Моделировать и изготавливать различные виды изделий.

  • Работать с различными материалами в разной технике ( бисероплетение, квиллинг, папье-маше, декупаж, и т.д.)

  • Сочетать различные художественные материалы в одной работе.

  • Оценивать качество готовой работы.


СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА 4 класс 34 часа

Четвертый год направлен на обучение учащихся проектной деятельности: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в изделии, демонстрировать как в собственной творческой деятельности, так и в работе малыми группами.

п/п



Количество часов


Тема раздела

Содержание раздела

всего

теор

прак

Вводное занятие. Введение: правила ТБ

Знакомство с разнообразием технологий и материалов для созданий изделий декоративно – прикладного искусства. Работа над проектом. Правила техники безопасности.


1

1


Работа с бросовым материалом.

Что относится к бросовому материалу. Техника безопасности. Как такой материал используют в декоративно- прикладном искусстве. Заготовка и хранение бросового материала.

«Папье-маше». Изготовление пасхальных яиц. Роспись пасхальных яиц. Коллаж из различных материалов. Цветы из пластиковых бутылок. Изготовление сувениров из дисков. Изготовление сувенира по выбору. Отчетная выставка работ учащихся.


6

1

5

Аппликация их крупы и песка.

Продолжение знакомства с технологией изготовления изделий из крупы и семян подсолнечника. Использовать знания природных свойств (форма, цвет) семян плодов. Картины из песка, объемные фигуры из песка. Предусмотрена самостоятельная творческая работа по созданию изделий. Ученики выбирают сюжет, делают эскиз, подбирают материал, фон, наклеивают элементы мозаики, создают композицию. Картина из песка

« Морское дно»

5

1

4

Работа с бумагой: бумагопластика, оригами, квиллинг, папье – маше, декупаж.

Тематические беседы, игры. Методы и приёмы выполнения фигурок. Оформление и показ готовых работ. Инструктаж по правилам безопасной работы с ножницами. Конструирование из основных форм. Оформление композиции. Папье - маше . История папье-маше. Технология выполнения работы. Демонстрация изделий из папье-маше.

5

1

4

Бисероплетение.

Знакомство с материалом. Беседа «Родословная стеклянной бусинки», показ образцов. Иллюстраций. Подготовка к работе, полезные советы; материалы и инструменты. Технология изготовления поделок по схемам, пробные плетения. Изготовление колец и «фенечек».

5

1

4

Работа с тканью.

Сочетание тканей.Приемы и методы изготовления текстильного панно.

Понятие о мягкой игрушке. Народные традиции в изго­товлении игрушек. Знакомство с различными образцами мяг­кой игрушки. Порядок проектирования мягкой игрушки. Подбор материала для изготовления мягкой игрушки. Техно­логия кройки заготовки различных деталей мягкой игрушки.

3

1

2

Изготовление кукол.

Изготовление кукол Авторская кукла. Беседа «Кукла в искусстве» Подготовка материалов и инструментов. Выбор техники исполнения. Эскиз. Лепка. Народная глиняная игрушка. История, символика, связь с мировоззрением (женская фигура – мать – земля; конь – солнце, птица – воздушная стихия). Демонстрация образцов игрушек, иллюстраций.

Выполнение ивидуального (коллективного) творческого проекта "Изготовление куклы" «Домовенок».

7

1

6

Организация и обсуждение выставки детских работ.

Завершение творческого года. Обсуждение и выбор наиболее интересных работ детей.
Правила оформления проектов. Принципы создания выставки.
Оформление выставки работ.

2


2


Итого


34

7

27


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 4 класс


п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата


Вводное занятие.




Введение. Правила ТБ

1




Работа с бросовым материалом.




Поделки из различных материалов. Презентация.

1



«Осьминог» (крышки от бутылок)


1


«Вазочка для конфет» (пуговицы)


1


«Букет», «Дерево в цвету» (пуговицы)


1


Проект. «Солнышко» (нитки)


1


Проект «Праздничная открытка»


1



Аппликация их крупы и песка.




Свойства круп и макаронных изделий. Музей макарон в Италии.

1



«Павлин», «Ёжик» (объемная фигура из крупы).


1


«Утенок», «Белка» (плоские фигуры из крупы)


1


«Русская березка» (объемная фигура из крупы).


1


Проект: «Игрушка–погремушка с наполнителем.


1



Работа с бумагой: бумагопластика, оригами, квиллинг, папье – маше, декупаж.




История Папье-маше. Техника выполнения.

1



«Пиала». (папье-маше)


1


«Фрукты: яблоко, апельсин». (папье маше)


1


«Овощи: помидор, огурец», (папье маше)


1


Проект: «Витамины на моем столе»


1



Бисероплетение.




История бисероплетения.

1



«Браслет» (бисероплетение)


1


«Кулон» (плоское бисероплетение)


1


«Осьминог» (объемное бисероплетение).


1


Проект: «Золотая рыбка»


1



Работа с тканью.




Современные ткани и их свойства.

1



«Подушка - Мудрая сова»


1


Проект «Праздничная открытка»


1



Изготовление кукол.




История дымковской игрушки.

1



«Барыня» -игрушка из глины. Лепка.


1


«Барыня» -грушки из глины. Роспись.


1


«Жираф», «Змейка» (носочная кукла)


1


«Чипполино» (объемная кукла из ткани)


1


Кукла из фетра. Одежда для куклы.


1


Проект: «Кукла в подарок»


1



Организация и обсуждение выставки детских работ.




Необычные музеи и выставки.

1



Демонстрация творческих работ и проектов.


1




7

27


Список литературы


Основополагающая литература

  1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция)

Глава 2. Система образования

  • Статья 12. Образовательные программы

  • Глава 3. Лица, осуществляющие образовательную деятельность

  • Статья 31. Организации, осуществляющие обучение

Глава 10. Дополнительное образование

    • Статья 75. Дополнительное образование детей и взрослых

Глава 11. Особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихся

  • Статья 87. Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования

  1. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (Письмо Министерства образования РФ от 18.06.2003 № 28-02-484/16)

  2. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 2765 -р

Список литературы для учителя

Основная литература:

  • Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование.(Стандарты второго поколения) /Горский В.А.,Тимофеев В.А., Смирнов Д.В.и др. /Под ред. Горского В.А. - М.:Просвещение, 2011г.-111с

  • Григорьев, Е. И. «Современные технологии социально - культурной деятельности» / Е. И. Григорьев., Тамбов, 2004

  • Хворостов А.С.. Декоративно-прикладное искусство в школе. «Просвещение», Москва, 2000 г.

  • Богатеева З.А. Аппликации по мотивам народного орнамента. Москва. Просвещение.2000 г.

  • Гульянс Э.Г Учим детей, мастерить «Просвещение», Москва, 2000г.

  • Ильинская И.П. Художественный труд в начальных классах. Методическое пособие. Белгород. 2000.

  • Курдистани О.А. Художественное вырезывание. М.2000г.

  • Перевертень Г.И. Самоделки из текстильных материалов. Книга для учителя по внеклассной работе. М.Просвящение.2001г.

Дополнительная литература:

      • Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2006. – 347 с.: ил. – (Высшее образование).

  • Ерошенков, И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия / И. Н. Ерошенков - М.: НГИК, 1994.-32с.

  • Молотобарова, О. С. Кружок изготовления игрушек – сувениров: Пособие для руководителей кружков общеобразоват. шк. и внешк. учереждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1990. – 176 с.: ил.

  • Перевертень, Г. И. Самоделки из разных материалов: Кн.для учителя нач. классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1985. – 112с.

  • Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).

  • Сафонова Е. Ю. Вместе с детьми - по ступенькам творческого роста / Е. Ю. Сафонова // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С. 36-49.

  • www.1september.ru

  • strana masterov.ru

  • mirsovetov.ru

  • Umelye Ruchki.ru

Список литературы для детей

  • Котова, И. Н. Котова, А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла./ И. Н. Котова, А. С. Котова –СПб.: «Паритет», 2006. – 240с.+вкл.

  • Носырева, Т. Г. Игрушки и украшения из бисера / Т. Г. Носырева. – М.: Астрель: АСТ, 2006. – 143, [1] с.6 ил. – (Домашняя творческая мастерская).

  • Синеглазова М.О. Удивительное солёное тесто. - М.: Издательский Дом МСП, 2007.- 128с.

  • Войдинова, Н. М. Мягкая игрушка./Н. М Войдинова – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 160с., ил.

  • Чернова, Е. В. Пластилиновые картины /е. В. Чернова – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 48с. – (Город мастеров).

  • Гибсон Р.А. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы.- «Росмэн», Москва 1999г.

  • Догучаева Н.Н. Мастерим бумажный мир. Школа волшебства. Санкт-петербург.2002г.

  • Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги. Ярославль. Академия развития.2003г.

  • Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. Ярославль. Академия развития. 2003г.

  • Необычные сувениры и игрушки. Самоделки из природных материалов. М.6 Изд-во ЭКСМО, 2005.

  • Перевертень Г.И. «Самоделки из разных материалов» М.Просвещение,1985г



Терминологический словарь к программе «Маленькое чудо»

  • Авторская кукла – особое направление современного прикладного творчества, чаще всего выполняется в единственном экземпляре.

  • Барельеф – вид рельефа, в котором фигуры слегка возвышаются над фоном.

  • Бисер (бусины) — маленькие декоративные объекты с отверстием для нанизывания на нитку, леску или проволоку.

  • Бисероплетение — вид декоративно-прикладного искусства , рукоделия - создание украшений, художественных изделий из бисера , к которой , в отличие от других техник где он применяется ( ткачество с бисером , вязание с бисером , плетение из проволоки с бисером - так называемых бисерных плетений , бисерной мозаики и вышивки бисером ) бисер является не только декоративным элементом , но и конструктивно-технологическим .

  • Горельеф – вид рельефа, в котором фигуры выступают более чем на половину своего объема.

  • Декоративность – общая художественная выразительность. Красота изделия в целом.

  • Задача – то, что требует исполнения, разрешения. Это работа или часть ее, выполненная определенным способом в определенный период.

  • Инструкция — содержащий правила, указания или руководства, устанавливающих порядок и способ выполнения или осуществления чего-либо.

  • Интерьер – художественно оформленное убранство помещения.

  • Кукла — предмет в виде человека или животного, сделанный из фарфора, пластика, бумаги, дерева и других материалов. Слово «кукла» используется не только в прямом, но и в переносном смысле.

  • Куклы-актёры — самостоятельный вид средств для изображения или обозначения внешности активно или пассивно действующих персонажей в спектаклях, эстрадных миниатюрах, фильмах, телепрограммах и в других аналогичных произведениях искусства.

  • Кокошник – от слова «кокош» - курица. Убор замужних женщин, молодух. Носили до рождения первого ребенка.

  • Композиция – строение, соотношение и взаимное расположение частей.

  • Моза́ика (фр. mosaïque, итал. mosaico от лат. (opus) musivum — (произведение) посвящённое музам) — декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило — на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.

  • Народная игрушка – неотъемлемый элемент каждой этнической культуры, специальный предмет, использующийся в детских играх.

  • Обряд – совокупность действий (установленных обычаем или ритуалом), в которых воплощаются традиции.

  • Обрядовые куклы – служили изображением духов и божеств, выполняли функции талисманов и оберегов, выступали в роле символа в ритуальных играх и представлениях, а также были средством передачи детям религиозных верований и приобщения их к традиционной культуре народа.

  • Пластилинография — новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Основной материал — пластилин.

  • Рельеф – один из видов скульптуры, в переводе с французского означает «выпуклое изображение на плоскости».

  • Силуэт — ограниченное контуром отображение чего-либо.

  • Символ – то, что служит условным знаком какого – либо понятия, явления, идеи.

  • Сувенир (фр. souvenir - воспоминание, память) — предмет, предназначенный напоминать о чём-то.

  • Сувенирная кукла - относится к куклам-игрушкам, перешедшим в пассивную категорию интерьерных кукол, предназначенных для украшения.

  • Технология – совокупность приемов, применяемых в каком – либо деле, мастерстве, искусстве.

  • Традиция — набор представлений, обычаев, привычек и навыков практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.

  • Тряпичная кукла – детская кукла – игрушка, выполненная из ткани. Одна из самых распространенных в мире.

Эскиз (фр. esquisse) — предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части. Эскиз — быстро выполненный свободный рисунок, не предполагаемый как готовая






38




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!