СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Очка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Очка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное учреждение Свердловской области

«СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»







Конструкт урока по математике

на тему: «Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч»

УМК «Школа России» 1 класс 1 часть

Моро М.И.





Выполнила: Матвеева Варвара

Преподаватель: Липатникова И.Г.




Екатеринбург
2023



Тема: «Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч»

Перспективная цель: сформировать способность у учащихся к использованию знаний о понятии «точка», «кривая линия», «прямая линия», «отрезок» и «луч» в процессе решения математических заданий.

Актуальная цель: сформировать представление у учащихся о понятии «точка», «кривая линия», «прямая линия», «отрезок» и «луч» в процессе решения математических заданий.

Задачи:

Обучающая – моделировать ситуации, иллюстрирующие свойства прямой и кривой линий, луча, отрезка, точки; распознавать, называть, изображать фигуры (точка, кривая и прямая линии, отрезок, луч) в процессе решения математических заданий.

Развивающая – развивать математическую речь, развивать умение осуществлять поиск информации и применять её в конкретной ситуации.

Воспитательная – воспитывать аккуратность, интерес к предмету, самостоятельность.

Предметные результаты (соответствуют поставленным задачам): узнают свойства прямой и кривой линий, луча, отрезка, точки; научатся распознавать, называть и изображать геометрические фигуры (точка, кривая и прямая линии, отрезок, луч).

Метапредметные результаты (соответствуют поставленным задачам):

Коммуникативные: включаться в диалог, проявлять инициативу и активность, строить речевое высказывание в устной форме.

Познавательные: осуществлять поиск нужной информации, используя сведения, полученные от учителя; понимать учебную информацию, представленную в различных формах.

Регулятивные: принимать учебную задачу и сохранять её на протяжении всего урока; планировать деятельность, оценивать результаты работы.

Личностные (соответствуют поставленным задачам): проявлять интерес к освоению новых знаний и способов действий, положительное отношение к предмету математики, интерес к заданиям на уроке.

Оборудование: учебник, тетрадь, компьютер, проектор, доска, раздаточный материал.

Тип урока: открытия нового знания.

Вид урока: комбинированный.

Принципы: деятельности, психологической комфортности, целостного представления о мире, вариативности, творчества.

Методы, приемы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский.

Литература: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. УМК «Школа России», Моро М.И. Математика 1 класс, 1 часть. Рабочая тетрадь.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Варвара Олеговна. Сегодня я проведу у вас урок математики. На парте у вас должны лежать учебник, тетрадь, пенал, раздаточный материал

-Сегодня у нас необычный урок, но, что в нем такого необычного я расскажу вам позже.

А какой сейчас урок?

Какие геометрические фигуры вы знаете?

-Верно!

-Знания пройденного материала вам помогут на сегодняшнем уроке, а главное умения сравнивать, устанавливать закономерности.


Приветствуют учителя

Проверяют готовность к уроку






-Сейчас урок математики

-Треугольник, круг, квадрат, прямоугольник

Коммуникативные УУД: включатся в диалог.

2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

-Ребята, у вас на столах лежат карточки под номером 1, возьмите их

-Кто изображен на карточке?


















-Сегодня мышка, белка и медвежонок предлагают вам поиграть в интересную игру под названием «Найди девятого». Посмотрите еще раз внимательно и подумайте, какое задание и какие правила в этой игре?





-Все верно, ваша задача: найти 9 животного, то есть надо найти недостающую геометрическую фигуру так, чтобы фигуры не повторялись ни в столбик, ни в строчку, работаем в парах

-Молодцы, вы, верно, нашли 9 животного, кто это?

-Ребята, какие фигуры спрятались в наших животных?

-Посмотрите внимательно, что спряталось на мордочке у мышки?

-А посмотрим на хвостик, какая это линия?


-А как называются эти геометрические фигуры?

-Где возникло затруднение?

-Почему вы не можете ответить на вопрос?

-Используя слова: «Я не смог-(ла)», объясните причину своего затруднения.



-Что нам поможет выйти из ситуации затруднения?


-Берут карточку номер 1


-На карточке изображены животные: белка, мышка и медведь

















-На картинке 8 животных, игра называется «найди девятого», значит необходимо найти 9 человечка. Правила игры: тело каждого животного изображено в виде геометрических фигур, надо найти недостающую геометрическую фигуру.



-Выполняют задание в парах




-Это мышка

-В наших животных спрятались круг, квадрат, овал, треугольник

-На мордочке у мышки спрятались усики


-Хвостик изображен в виде закругленных линий

-Затрудняются ответить

-Затруднение возникло в названии фигур

-Потому что мы не проходили эту тему.

-Я не смог назвать эти фигуры, т.к. не знаю точно их название.

-Я не смог назвать эти фигуры, т.к. мы еще их не проходили.

-Нам поможет учитель, учебник, новая информация

Коммуникативные УУД: включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность


Регулятивные УУД: принимать учебную задачу и сохранять её на протяжении всего урока.

Личностные УУД: проявлять интерес к освоению новых знаний и способов действий, интерес к заданиям на уроке.

Предметные результаты (соответствуют поставленным задачам): научатся распознавать, называть геометрические фигуры (кривая и прямая линии,).


3.Действие целеполагание


-Ребята, а теперь попробуем сформулировать тему нашего урока.

-Вы, верно, сказали, тема нашего сегодняшнего урока «Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч».

-Ребята, у вас на столах лежат карточки под номером 2, возьмите их в руки

-Сейчас вам нужно восстановить правильную последовательность наших целей на урок


-Давайте проверим, какой порядок у вас получился

-Правильный порядок на слайде

-Все большие молодцы, идем с вами дальше

-Прямые линии, кривые линии (затрудняются ответить)




-Берут карточку номер 2


-Восстанавливают порядок целей на урок

-Проверяют порядок целей на урок с помощью презентации















Регулятивные УУД: формулировать тему, принимать учебную задачу и сохранять её на протяжении всего урока; планировать деятельность.


Физкультминутка

-Мы поработали, наши глазки устали, давайте немного отдохнем, повторяйте движения за мной. Слушайте внимательно.

-Нарисуйте в воздухе глазами квадрат, круг, треугольник, прямую линию.

-Теперь нарисуйте в воздухе носиком квадрат, круг, треугольник, прямую линию.

-А сейчас указательным пальцем правой руки нарисуйте в воздухе квадрат, круг, треугольник, прямую линию.

-Затем указательным пальчиком левой руки нарисуйте в воздухе квадрат, круг, треугольник, прямую линию.

Выполняют движения

Личностные УУД: положительное отношение к предмету математики, интерес к заданиям на уроке.

4.Построение и реализация проекта выхода из затруднения.

-Ребята, какое сегодня число?

-Откройте ваши тетради, отсчитайте от последней работы 4 клетки вниз и 5 клеток вправо от начала строки, запишите сегодняшнее число: 4 декабря. (Запись на доске). Затем отсчитайте 1 клетку вниз и 5 клеток право от начала строки, запишите: Классная работа (запись на доске). Затем отсчитайте 1 клетку вниз и 1 клетку право от начала строки, пропишите число 4, обращая внимание на мой образец, до конца строчки, пропуская между числами 1 клетку.

-Сегодня на уроке мы отправимся с вами в путешествие в математическую страну Геометрию -Геометрия, часть великой науки Математики.

- Посмотрите-ка, а кто живет в этой стране! Вы узнали их? Назовите все сразу по поднятой руке.

-Верно, это наши знакомые: круг, треугольник и квадрат. На этом уроке мы познакомимся и подружимся с другими жителями страны Геометрии.

-Устраивайтесь поудобнее и внимательно слушайте мою историю и смотрите на экран.

-Жила-была точка. Она была маленькой. Её оставил карандаш, когда наступил на лист тетради, и никто её не замечал. Так и жила она, пока не попала в гости к линиям жителями этой страну. Посмотрите, какие это были линии?

-На что похожи прямые линии?


-На что похожи кривые линии?

-Прямая линия начала хвастаться: «Я самая длинная! У меня нет ни начала, ни конца! Я бесконечная!»

-А в чем сходство кривой линии и прямой?

Очень интересно стало Точке посмотреть на неё. Вышла она, да так увлеклась, что не заметила, как наступила на прямую линию. И вдруг исчезла прямая линия. На её месте появился луч. Он тоже был очень длинный, но все-таки не такой, как прямая линия. У него появилось начало.

-Ребята, чем отличается прямая линия от луча?

-Правильно. Давайте дальше путешествовать вместе с Точкой.

-Точку это не смутило. Она даже обрадовалась тому, что с ее помощью образовалась новая фигура – луч. Она решила идти дальше, чтобы найти конец луча. Шла, шла по линии луча, долго шла, устала. Остановилась и говорит: «Долго ли я еще буду идти?»

-Ребята, скоро ли конец луча?

-Точка расстроилась, - Тогда я поверну назад, - сказала она.

Но она так далеко ушла от начала луча, что дорога назад ей показалось очень длинной. Вдруг Точка решила: «А что, если я позову на помощь Ножницы.» Тут откуда ни возьмись, появились Ножницы. Щелкнули перед самым Точкиным носом и разрезали прямую, вначале с одной стороны, затем с другой.

- Как интересно! – воскликнула Точка. – Что же из моей прямой получилось? С одной стороны, конец, с другой стороны конец.

- Ребята, как называется это новая геометрическая фигура?

- Да, это отрезок, - сказали Ножницы. Теперь Точка, ты стоишь на отрезке прямой линии.

- Отрезок! – с удовольствием повторила Точка.

- Ребята, а чем отрезок отличается от прямой?

-Точке так понравилось гулять по отрезку, что она решила именно на нем устроить свой дом.

-Ребята, какие же геометрические фигуры живут в стране геометрии?

-Точка предлагает нам смоделировать наши линии из сказки.

- Что вы узнали о прямой линии?





-Возьмите в руки красную нитку и изобразите прямую линию.

-Теперь из прямой линии смоделируйте кривую

- Что узнали о луче?


Возьмите в руки желтую нитку и смоделируйте луч.


-Как смоделировать начало луча с помощью пластилина?




- Что узнали об отрезке?


-Как нам смоделировать отрезок из синей нитки?





-Обратимся к карточке под номером 2, вспомним наши цели на урок, какую цель мы уже выполнили?

-Молодцы! Идем дальше


-Сегодня «...»

-Записывают число и классная работа





-Работают в тетрадях, прописывают число 4






-Садятся поудобнее и внимательно слушают учителя.

-Круг, треугольник, квадрат.






-Слушают и смотрят на экран






-Прямые и кривые.

-Прямые линии похожи на натянутые веревочки.

-Кривые линии похожи на веревочки, которые не натянули.




-И у прямой и у кривой линии нет ни начала ни конца, они бесконечны.






-У луча есть начало, а у прямой нет начала.








-Не скоро, потому что луч не имеет конца.















-Геометрическая фигура, имеющая начало и конец, называется отрезком.






- Прямая линия, кривая линия, точка, луч, отрезок.



-У прямой нет ни начала ни конца, а у отрезка есть и начало и конец

-Прямая линия не имеет ни начала, ни конца, она бесконечная.


-Берут красную нитку и изображают прямую, затем из прямой моделируют кривую

-Луч имеет начало в виде точки, но не имеет конца, он бесконечен.

Берут желтую нитку и изображают луч.

-Взять небольшой кусочек пластилина, скатать его в круг и прилепить на начало луча. (Берут пластилин и изображают начало луча.)





-Отрезок имеет начало и конец в виде точек.

-Взять синюю нитку, отмерить любую длину, взять ножницы и отрезать нить необходимой длины. Затем из пластилина скатать 2 точки и прикрепить в начало луча и в конец.

-Мы достигли цель – узнать свойства луча, точки, прямой и кривой линии, отрезка.


Познавательные УУД: осуществлять поиск нужной информации, используя сведения, полученные от учителя; понимать учебную информацию, представленную в различных формах.

Личностные УУД: проявлять интерес к освоению новых знаний и способов действий.


Регулятивные УУД: учебную задачу сохранять на протяжении всего урока; планировать деятельность.

Коммуникативные УУД: включаться в диалог, в коллективное обсуждение; проявлять инициативу и активность



Предметные результаты (соответствуют поставленным задачам): узнают свойства прямой и кривой линий, луча, отрезка, точки.






5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

-Сейчас мы будем учиться правильно чертить отрезок, прямую, луч. Что нам для этого понадобится?

-В ваших тетрадях отсчитайте от слов классная работа 1 клетку вниз и 2 клетки вправо от начала строки. Чертить будем по четкому алгоритму.

- Я буду показывать на доске, а вы в ваших тетрадях, карандашом поставьте точку – это начало отрезка, к точке приложите линейку, как я. Поставьте вторую точку над числом 5. Соедините точки прямой линией.

- Что у нас получилось?

-Верно, вы молодцы.

- Давайте повторим этапы построения отрезка.

- Что мы делали вначале?

- Что делали потом?

- Как действовали дольше?


- Что сделали в конце?


- Молодцы! Давайте выполним чертеж отрезка самостоятельно, только сейчас до числа 4.

- Что мы сейчас учились делать?


-Как вы думаете, как можно провести прямую? Проведите ее в тетради. (Чертеж учителем на доске)


-А как провести луч?

-Верно, проведите его в тетради. (Чертеж учителем на доске)






-Ребята, обратимся к нашим целям, какую цель мы еще достигли

- Посмотрите на отрезок и подумайте, можно ли еще провести прямую через две точки?

- Правильно. А кривую можно провести через две точки?

- А еще одну можно провести?

- А еще?


- Какой вывод можно сделать?

- Теперь поставьте точку и проведите через нее прямую линию по линейке. Можно ли еще провести прямую через эту точку?

- А еще?

- Какой вывод можно сделать?


-А через две точки сколько можно провести прямых линий?

-Все верно, молодцы.

-Откройте ваши учебники на странице 40 (4 и 0) Прочитайте задание (читает задание по поднятой руке), остальные ставят пальчик и следят, читают про себя.












-Что нужно сделать?

Спрашивает ответы на задание по поднятой руке.




-Какую цель мы достигли теперь?

-Молодцы, идем дальше

-Нам понадобится линейка, карандаш.



-Выполняют указания учителя и повторяют чертеж в тетрадях.








-Отрезок.




-Вначале мы поставили точку.

-Приложили линейку.

-Поставили вторую точку над числом 5.

-Провели прямую линию по линейке от точки до точки.

Выполняют чертеж самостоятельно.


-Мы учились выполнять чертеж отрезка.

-Приложить линейку в любое место в тетради и провести линию, не имеющую начала и конца. Проводят в тетради.

-Поставить точку, приложить линейку и провести прямую любой длины, так как луч бесконечен.

-Мы достигли цель: научиться изображать луч, прямую и кривую линии, отрезок, точку.

Затрудняются, пробуют провести прямую, делают вывод, что нельзя.


-Да, можно провести кривую через 2 точки.

Пробуют провести

-Да, можно

Проводят еще одну кривую линию.

-Через две точки можно провести только одну прямую и много кривых.

Пробуют провести

-Да, можно

Еще раз проводят прямую линию через точку.

-Через одну точку можно провести много прямых.

-Только одну.



Открывают учебник на странице 40


Один читает задание, другие следят пальчиком.










-Надо найти и показать на рисунке кривые линии, отрезки, лучи.

-Кривые линии: нитки от воздушных змеев; отрезки: рисунок на воздушных змеях; лучи: лучи от солнца.






-Мы достигли цели: научиться распознавать луч, прямую и кривую линии, точку, отрезок.

Познавательные УУД: осуществлять поиск нужной информации, используя сведения, полученные от учителя; понимать учебную информацию, представленную в различных формах.


Личностные УУД: проявлять интерес к освоению новых знаний и способов действий.


Регулятивные УУД: учебную задачу сохранять на протяжении всего урока; планировать деятельность.

Коммуникативные УУД: включаться в диалог, в коллективное обсуждение; проявлять инициативу и активность.


Предметные результаты (соответствуют поставленным задачам): знают свойства прямой и кривой линий, луча, отрезка, точки; научатся распознавать, называть и изображать геометрические фигуры (точка, кривая и прямая линии, отрезок, луч).


6.Самостоятельная работа.

-Ребята, сейчас вы будете работать самостоятельно, возьмите карточку под номером 3


А теперь проверим ваши ответы

-Все ли справились с заданием?

-У кого возникли трудности?

-Молодцы!


-Берут карточку под номером 3




-Проверяют свою работу по эталону





Регулятивные УУД: планировать деятельность, оценивать результаты работы по выработанным критериям.


Предметные результаты (соответствуют поставленным задачам): умеют распознавать, называть и сравнивать геометрические фигуры (отрезки).


7.Рефлексивно оценочные действия.

-Ребята, где мы с вами сегодня были?

-Расскажите, кто живет в стране Геометрия?

-Назовите фигуры, которые не имеют ни начала, ни конца.

- Какая фигура является королевой Геометрии?

- Какая фигура получится из двух точек и прямой?

-Ребята, все ли цели мы достигли?

-Что вам показалось самым интересным?

-Спасибо вам большое за увлекательное путешествие, урок подошел к концу.


-В стране Геометрия.

-Точка, кривая линия, прямая линия, отрезок, луч.

-Прямая и кривая линии.

-Точка.

-Отрезок

-Мы достигли все цели


Коммуникативные УУД: включаться в диалог, в коллективное обсуждение. Личностные УУД: способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Предметные результаты (соответствуют поставленным задачам): знают свойства прямой и кривой линий, луча, отрезка, точки; умеют распознавать, называть и изображать геометрические фигуры (точка, кривая и прямая линии, отрезок, луч).














15




Скачать

© 2023, 40 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!