2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. | -Ребята, у вас на столах лежат карточки под номером 1, возьмите их -Кто изображен на карточке? -Сегодня мышка, белка и медвежонок предлагают вам поиграть в интересную игру под названием «Найди девятого». Посмотрите еще раз внимательно и подумайте, какое задание и какие правила в этой игре? -Все верно, ваша задача: найти 9 животного, то есть надо найти недостающую геометрическую фигуру так, чтобы фигуры не повторялись ни в столбик, ни в строчку, работаем в парах -Молодцы, вы, верно, нашли 9 животного, кто это? -Ребята, какие фигуры спрятались в наших животных? -Посмотрите внимательно, что спряталось на мордочке у мышки? -А посмотрим на хвостик, какая это линия? -А как называются эти геометрические фигуры? -Где возникло затруднение? -Почему вы не можете ответить на вопрос? -Используя слова: «Я не смог-(ла)», объясните причину своего затруднения. -Что нам поможет выйти из ситуации затруднения? | -Берут карточку номер 1 -На карточке изображены животные: белка, мышка и медведь -На картинке 8 животных, игра называется «найди девятого», значит необходимо найти 9 человечка. Правила игры: тело каждого животного изображено в виде геометрических фигур, надо найти недостающую геометрическую фигуру. -Выполняют задание в парах -Это мышка -В наших животных спрятались круг, квадрат, овал, треугольник -На мордочке у мышки спрятались усики -Хвостик изображен в виде закругленных линий -Затрудняются ответить -Затруднение возникло в названии фигур -Потому что мы не проходили эту тему. -Я не смог назвать эти фигуры, т.к. не знаю точно их название. -Я не смог назвать эти фигуры, т.к. мы еще их не проходили. -Нам поможет учитель, учебник, новая информация | Коммуникативные УУД: включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность Регулятивные УУД: принимать учебную задачу и сохранять её на протяжении всего урока. Личностные УУД: проявлять интерес к освоению новых знаний и способов действий, интерес к заданиям на уроке. Предметные результаты (соответствуют поставленным задачам): научатся распознавать, называть геометрические фигуры (кривая и прямая линии,). |
4.Построение и реализация проекта выхода из затруднения. | -Ребята, какое сегодня число? -Откройте ваши тетради, отсчитайте от последней работы 4 клетки вниз и 5 клеток вправо от начала строки, запишите сегодняшнее число: 4 декабря. (Запись на доске). Затем отсчитайте 1 клетку вниз и 5 клеток право от начала строки, запишите: Классная работа (запись на доске). Затем отсчитайте 1 клетку вниз и 1 клетку право от начала строки, пропишите число 4, обращая внимание на мой образец, до конца строчки, пропуская между числами 1 клетку. -Сегодня на уроке мы отправимся с вами в путешествие в математическую страну Геометрию -Геометрия, часть великой науки Математики. - Посмотрите-ка, а кто живет в этой стране! Вы узнали их? Назовите все сразу по поднятой руке. -Верно, это наши знакомые: круг, треугольник и квадрат. На этом уроке мы познакомимся и подружимся с другими жителями страны Геометрии. -Устраивайтесь поудобнее и внимательно слушайте мою историю и смотрите на экран. -Жила-была точка. Она была маленькой. Её оставил карандаш, когда наступил на лист тетради, и никто её не замечал. Так и жила она, пока не попала в гости к линиям жителями этой страну. Посмотрите, какие это были линии? -На что похожи прямые линии? -На что похожи кривые линии? -Прямая линия начала хвастаться: «Я самая длинная! У меня нет ни начала, ни конца! Я бесконечная!» -А в чем сходство кривой линии и прямой? Очень интересно стало Точке посмотреть на неё. Вышла она, да так увлеклась, что не заметила, как наступила на прямую линию. И вдруг исчезла прямая линия. На её месте появился луч. Он тоже был очень длинный, но все-таки не такой, как прямая линия. У него появилось начало. -Ребята, чем отличается прямая линия от луча? -Правильно. Давайте дальше путешествовать вместе с Точкой. -Точку это не смутило. Она даже обрадовалась тому, что с ее помощью образовалась новая фигура – луч. Она решила идти дальше, чтобы найти конец луча. Шла, шла по линии луча, долго шла, устала. Остановилась и говорит: «Долго ли я еще буду идти?» -Ребята, скоро ли конец луча? -Точка расстроилась, - Тогда я поверну назад, - сказала она. Но она так далеко ушла от начала луча, что дорога назад ей показалось очень длинной. Вдруг Точка решила: «А что, если я позову на помощь Ножницы.» Тут откуда ни возьмись, появились Ножницы. Щелкнули перед самым Точкиным носом и разрезали прямую, вначале с одной стороны, затем с другой. - Как интересно! – воскликнула Точка. – Что же из моей прямой получилось? С одной стороны, конец, с другой стороны конец. - Ребята, как называется это новая геометрическая фигура? - Да, это отрезок, - сказали Ножницы. Теперь Точка, ты стоишь на отрезке прямой линии. - Отрезок! – с удовольствием повторила Точка. - Ребята, а чем отрезок отличается от прямой? -Точке так понравилось гулять по отрезку, что она решила именно на нем устроить свой дом. -Ребята, какие же геометрические фигуры живут в стране геометрии? -Точка предлагает нам смоделировать наши линии из сказки. - Что вы узнали о прямой линии? -Возьмите в руки красную нитку и изобразите прямую линию. -Теперь из прямой линии смоделируйте кривую - Что узнали о луче? Возьмите в руки желтую нитку и смоделируйте луч. -Как смоделировать начало луча с помощью пластилина? - Что узнали об отрезке? -Как нам смоделировать отрезок из синей нитки? -Обратимся к карточке под номером 2, вспомним наши цели на урок, какую цель мы уже выполнили? -Молодцы! Идем дальше | -Сегодня «...» -Записывают число и классная работа -Работают в тетрадях, прописывают число 4 -Садятся поудобнее и внимательно слушают учителя. -Круг, треугольник, квадрат. -Слушают и смотрят на экран -Прямые и кривые. -Прямые линии похожи на натянутые веревочки. -Кривые линии похожи на веревочки, которые не натянули. -И у прямой и у кривой линии нет ни начала ни конца, они бесконечны. -У луча есть начало, а у прямой нет начала. -Не скоро, потому что луч не имеет конца. -Геометрическая фигура, имеющая начало и конец, называется отрезком. - Прямая линия, кривая линия, точка, луч, отрезок. -У прямой нет ни начала ни конца, а у отрезка есть и начало и конец -Прямая линия не имеет ни начала, ни конца, она бесконечная. -Берут красную нитку и изображают прямую, затем из прямой моделируют кривую -Луч имеет начало в виде точки, но не имеет конца, он бесконечен. Берут желтую нитку и изображают луч. -Взять небольшой кусочек пластилина, скатать его в круг и прилепить на начало луча. (Берут пластилин и изображают начало луча.) -Отрезок имеет начало и конец в виде точек. -Взять синюю нитку, отмерить любую длину, взять ножницы и отрезать нить необходимой длины. Затем из пластилина скатать 2 точки и прикрепить в начало луча и в конец. -Мы достигли цель – узнать свойства луча, точки, прямой и кривой линии, отрезка. | Познавательные УУД: осуществлять поиск нужной информации, используя сведения, полученные от учителя; понимать учебную информацию, представленную в различных формах. Личностные УУД: проявлять интерес к освоению новых знаний и способов действий. Регулятивные УУД: учебную задачу сохранять на протяжении всего урока; планировать деятельность. Коммуникативные УУД: включаться в диалог, в коллективное обсуждение; проявлять инициативу и активность Предметные результаты (соответствуют поставленным задачам): узнают свойства прямой и кривой линий, луча, отрезка, точки. |
5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | -Сейчас мы будем учиться правильно чертить отрезок, прямую, луч. Что нам для этого понадобится? -В ваших тетрадях отсчитайте от слов классная работа 1 клетку вниз и 2 клетки вправо от начала строки. Чертить будем по четкому алгоритму. - Я буду показывать на доске, а вы в ваших тетрадях, карандашом поставьте точку – это начало отрезка, к точке приложите линейку, как я. Поставьте вторую точку над числом 5. Соедините точки прямой линией. - Что у нас получилось? -Верно, вы молодцы. - Давайте повторим этапы построения отрезка. - Что мы делали вначале? - Что делали потом? - Как действовали дольше? - Что сделали в конце? - Молодцы! Давайте выполним чертеж отрезка самостоятельно, только сейчас до числа 4. - Что мы сейчас учились делать? -Как вы думаете, как можно провести прямую? Проведите ее в тетради. (Чертеж учителем на доске) -А как провести луч? -Верно, проведите его в тетради. (Чертеж учителем на доске) -Ребята, обратимся к нашим целям, какую цель мы еще достигли - Посмотрите на отрезок и подумайте, можно ли еще провести прямую через две точки? - Правильно. А кривую можно провести через две точки? - А еще одну можно провести? - А еще? - Какой вывод можно сделать? - Теперь поставьте точку и проведите через нее прямую линию по линейке. Можно ли еще провести прямую через эту точку? - А еще? - Какой вывод можно сделать? -А через две точки сколько можно провести прямых линий? -Все верно, молодцы. -Откройте ваши учебники на странице 40 (4 и 0) Прочитайте задание (читает задание по поднятой руке), остальные ставят пальчик и следят, читают про себя. -Что нужно сделать? Спрашивает ответы на задание по поднятой руке. -Какую цель мы достигли теперь? -Молодцы, идем дальше | -Нам понадобится линейка, карандаш. -Выполняют указания учителя и повторяют чертеж в тетрадях. -Отрезок. -Вначале мы поставили точку. -Приложили линейку. -Поставили вторую точку над числом 5. -Провели прямую линию по линейке от точки до точки. Выполняют чертеж самостоятельно. -Мы учились выполнять чертеж отрезка. -Приложить линейку в любое место в тетради и провести линию, не имеющую начала и конца. Проводят в тетради. -Поставить точку, приложить линейку и провести прямую любой длины, так как луч бесконечен. -Мы достигли цель: научиться изображать луч, прямую и кривую линии, отрезок, точку. Затрудняются, пробуют провести прямую, делают вывод, что нельзя. -Да, можно провести кривую через 2 точки. Пробуют провести -Да, можно Проводят еще одну кривую линию. -Через две точки можно провести только одну прямую и много кривых. Пробуют провести -Да, можно Еще раз проводят прямую линию через точку. -Через одну точку можно провести много прямых. -Только одну. Открывают учебник на странице 40 Один читает задание, другие следят пальчиком. -Надо найти и показать на рисунке кривые линии, отрезки, лучи. -Кривые линии: нитки от воздушных змеев; отрезки: рисунок на воздушных змеях; лучи: лучи от солнца. -Мы достигли цели: научиться распознавать луч, прямую и кривую линии, точку, отрезок. | Познавательные УУД: осуществлять поиск нужной информации, используя сведения, полученные от учителя; понимать учебную информацию, представленную в различных формах. Личностные УУД: проявлять интерес к освоению новых знаний и способов действий. Регулятивные УУД: учебную задачу сохранять на протяжении всего урока; планировать деятельность. Коммуникативные УУД: включаться в диалог, в коллективное обсуждение; проявлять инициативу и активность. Предметные результаты (соответствуют поставленным задачам): знают свойства прямой и кривой линий, луча, отрезка, точки; научатся распознавать, называть и изображать геометрические фигуры (точка, кривая и прямая линии, отрезок, луч). |
7.Рефлексивно оценочные действия. | -Ребята, где мы с вами сегодня были? -Расскажите, кто живет в стране Геометрия? -Назовите фигуры, которые не имеют ни начала, ни конца. - Какая фигура является королевой Геометрии? - Какая фигура получится из двух точек и прямой? -Ребята, все ли цели мы достигли? -Что вам показалось самым интересным? -Спасибо вам большое за увлекательное путешествие, урок подошел к концу. | -В стране Геометрия. -Точка, кривая линия, прямая линия, отрезок, луч. -Прямая и кривая линии. -Точка. -Отрезок -Мы достигли все цели | Коммуникативные УУД: включаться в диалог, в коллективное обсуждение. Личностные УУД: способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Предметные результаты (соответствуют поставленным задачам): знают свойства прямой и кривой линий, луча, отрезка, точки; умеют распознавать, называть и изображать геометрические фигуры (точка, кривая и прямая линии, отрезок, луч). |