СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторский материал «Зрительная гимнастика как здоровьесберегающие технологии на уроках в общеобразовательной школе.»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление по теме

 

Просмотр содержимого документа
«Авторский материал «Зрительная гимнастика как здоровьесберегающие технологии на уроках в общеобразовательной школе.»»

«Современные инновационные здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе»

Раздел: «Зрительная гимнастика как здоровьесберегающие технологии на уроках в общеобразовательной школе.»


До 90% информации об окружающем мире поступает с помощью органа зрения. Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, повседневной жизни. Поэтому актуальность обсуждаемой проблемы не вызывает сомнений, поскольку каждый должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение. Охрана зрения детей относятся к числу важнейших интернациональных медико-социальных проблем современного общества. 

По данным Всероссийской диспансеризации детского населения глазная патология вышла на второе место после заболеваний опорно-двигательного аппарата. Поэтому в настоящее время большое значение имеет совместная деятельность медицинских и образовательных учреждений по охране зрения детей. Исследования врачей–офтальмологов показывают, что к 6-му - 7-му классу (а это возраст 11-12 лет) количественно вся глазная патология уже почти сформирована, а в более старшем возрасте происходят качественные изменения, т.е. утяжеление патологии.

По данным, предоставленным медицинским работником школы №30 г.Северодвинска:

Год

Все дети

Дети с нарушениями


1 класс

1 - 9

10 -11

18 - 19

1130

10


77

19 - 20

1132

17


96 из 200

20 - 21

1147

20


79 из 188

Видно, что количество детей, поступающих в школу с нарушениями зрения растет, а к 9 классу количество таких детей вырастает в десятки раз!

Важный раздел работы по охране зрения детей в школе - это профилактика зрительных нарушений учащихся. Большую помощь в этом оказывают педагоги. Врач организует, а учителя проводят гимнастику для глаз на уроках, используют элемент пересаживания детей в соответствии со зрительными функциями, раздают детям глазные тренажеры для использования их на уроках. Санитарно-просветительная работа проводится непосредственно в школе. До каждого родителя доносится информация о зрительных нарушениях его ребенка и рекомендации.

Приобщение школьников к проблеме сохранения своего зрения - это прежде всего процесс воспитания.

В начальной школе ребенок должен знать, что надо:

▪  заниматься при достаточном и правильном освещении;

▪  соблюдать ритм зрительной работы, гигиену просмотра телевизионных передач ;   

▪  выполнять гимнастику для глаз и уметь давать глазам отдых 


Цель гимнастики для глаз (офтальмологических пауз): профилактика нарушений зрения учащихся.


Задачи

-предупреждение утомления,

-укрепление глазных мышц

- снятие напряжения.

- общее оздоровление зрительного аппарата

-формирование представлений детей о необходимости заботы о своем здоровье.

Гимнастика для глаз  благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора и всего организма, стимулирует кровообращение мозга. В связи с этим, включая ее в процесс урока, учитель дает расслабиться глазам, снимает умственную усталость и утомление. Состояние зрительной функции в значительной степени влияет на психическую работоспособность и общее самочувствие. Эффективность упражнений для глаз повысится, если они будут сочетаться с физическими упражнениями.


Время: Выполняются 2-4 мин, через 20 мин после начала урока


Правила: При выполнении упражнений голова неподвижна (если не указано иначе). Упражнения, используемые в физкультминутке, должны быть эмоциональными, достаточно интенсивными, по возможности связанные с содержанием урока. Выполнять упражнения необходимо в медленном темпе. Эти же упражнения могут повторяться с закрытыми глазами.

При планировании рекомендуется учитывать принцип усложнения, отработав вначале простые движения глазами: вправо-влево, вверх-вниз, круговые движения, зажмуривания, моргание, выпячивание глаз, а затем используя их по поду более сложных заданиях.

Гимнастика противопоказана людям с отслоением сетчатки и с миопией больше -6 диоптрий. Также людям с миопией больше -3 следует делать упражнения очень осторожно, по 2-3 повторений за раз, а через неделю можно начинать постепенно наращивать повторения (увеличивать на 1 повторение в неделю).



1. Упражнения со зрительными стимулами (предметами)

По просьбе педагога дети начинают «пробегать» глазами по заданной траектории.  При этом каждому упражнению желательно придавать игровой или творческий характер.  Можно на кончик указки прикрепить персонаж, связанный с темой урока (бабочку, снежинку, солнышко, нотку) и отправиться в путешествие. Необходимо напомнить детям о правилах: неподвижная голова, работа глаз. Педагог перемещает указку в заданном направлении, рисуя траекторию и сопровождая движения словами: «Посмотрели вверх-вниз, влево-вправо, покружились». Показ предмета осуществляется в медленном темпе, чтобы ребенок до конца проследил глазами его движение. Глаза должны двигаться по широкой, большой амплитуде. Зрительный стимул находится выше уровня глаз впереди сидящих или стоящих детей. Он не должен сливаться по цвету с одеждой педагога и окружающей обстановкой.

Дети будут выполнять гимнастику более увлеченно, если она будет связана со стихотворным ритмом (музыкальным примером). Например:


«Спал цветок»

(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)

И вдруг проснулся, (Поморгать глазами.)

Больше спать не захотел, (Руки поднять вверх (вдох), посмотреть на руки.)

Встрепенулся, потянулся, (Руки согнуты в стороны (выдох).)

Взвился вверх и полетел. (Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево

Закрываем мы глаза,  вот какие чудеса.

Закрывают оба глаза,

Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.

Продолжают стоять с закрытыми глазами.

А теперь мы их откроем, через  речку мост построим.

Открывают глаза, взглядом рисуют мост.

Нарисуем букву о, получается легко.

Глазами рисуют букву о.

Вверх поднимем, глянем вниз,

Глаза поднимают вверх, опускают вниз.

Вправо, влево повернем,

Глаза смотрят вправо-влево.

Заниматься вновь начнем.


Лучик, лучик озорной,

Поиграй-ка ты со мной.

Моргают глазами.

Ну-ка, лучик, повернись,

На глаза мне покажись.

Делают круговые движения глазами.

Взгляд я влево отведу,

Лучик солнца я найду.

Отводят взгляд влево.

Теперь вправо посмотрю,

Снова лучик я найду.

Отводят взгляд вправо


Мы гимнастику для глаз

Выполняем каждый раз.

Вправо, влево, кругом, вниз,

Повторить ты не ленись.

Укрепляем мышцы глаза.

Видеть лучше будем сразу.

Глазки вправо, глазки влево,

И по кругу проведем.

Быстро – быстро поморгаем

И немножечко потрем.

                 ***

Посмотри на кончик носа

И в «межбровье» посмотри.

Круг, квадрат и треугольник

По три раза повтори.

Глазки закрываем,

Медленно вдыхаем.

А на выдохе опять

Глазки заставляй моргать.

А сейчас расслабились

На места отправились.


Комплекс упражнений «На море» (Под медленную спокойную музыку.)

1. «Горизонт» 1—4 — чертим кончиком пальца правой руки (как карандашом.) линию горизонта («на море») слева-направо, глаза сопровождают движение, голова прямо.

5—8 — повторить линию горизонта справа-налево.

2.  «Лодочка» 1—4 — чертим «лодочку» (дуга книзу), глаза повторяют движение, голова прямо. 5—8 - повторить движения счета 1—4 в другую сторону.

3.  «Радуга» 1—4 — чертим «радугу» (дуга кверху), глаза сопровождают движение, голова прямо. 5—8 — повторить движения счета 1—4 в другую сторону.

4. «Солнышко» 1-8. «На море солнышко» - чертим «солнышко» (круг вправо)

глаза повторяют движение, голова прямо. Затем можно повторить упражнение в другую сторону.

5. «Пловец плывет к берегу» 1-4 — правую руку поставить вперед, смотреть на кончик пальца 5-8 — медленно приблизить кончик пальца правой руки к носу, а левую руку поставить вперед. Повторить упражнение с левой руки.

6. «Яркое солнышко»

1-8 — зажмуриться — «солнце ослепило», закрыть глаза ладонями, затем поморгать глазами.











2. Сигнальные метки и схемы (потолочные и настенные)

В различных участках класса и на потолке фиксируются привлекающие внимание зрительные сигнальные метки. Ими могут служить яркие красочные картинки с изображением музыкальных инструментов, персонажи сказок, опер, балетов и т.д. Располагать их следует в равноудаленных участках комнаты. Сигнальные метки целесообразно подбирать с таким расчетом, чтобы вместе они составили единый зрительно – игровой сюжет, например, из известной симфонической сказки «Петя и волк»

Это своеобразные траектории, по которым «бегают» детские глазки от одного сказочного персонажа нужно добраться до другого по траектории - дорожке. Упражнения выполняются коллективно. Ребёнок сам зрительно проводит траекторию, также можно помогать себе пальцем. Эту траекторию может проводить указкой учитель. При этом звучит музыкальная характеристика персонажа.

Траектории, по которым выполняются упражнения для глаз, могут быть разнообразны. Делайте круговое движение глазами по часовой стрелке, а потом - против. Пробуйте водить глазами по следующим траекториям: круг, овал, квадрат, крест и другие фигуры. Повторите предыдущее упражнение с закрытыми глазами. Усложните траекторию движения глаз: рисуйте взглядом цифры, буквы, затем слова и фразы. Повторите упражнение с закрытыми глазами.

При работе на уроке элементы гимнастики для глаз могут включаться в форме следующих заданий:

















Разработка офтальмологической паузы на уроке музыки по теме: опера «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римский - Корсаков

Цель: осуществлять профилактику нарушений зрения учащихся, при этом  посредством реализации принципа интеграции наглядно, в действии показать, как всё в мире взаимосвязано, одновременно усилить мотивацию изучения предмета. Дать возможность детям увидеть многогранность литературного произведения, лучше осмыслить сказку, красоту слова, музыки, изобразительного искусства, пластики и движений, научить понимать музыку, видеть в ней литературных героев, их поступки.

Проводить гимнастику для глаз следует в конце урока. Предварительно дети должны познакомиться с содержанием сказки. На уроке детям выдают (или они сами рисуют) маленького шмеля (зрительный стимул).

Ход урока: Движения по показу педагога сопровождают стихи Пушкина и музыку Римского - Корсакова


Учитель: Тут он очень уменьшился,

Кем князь оборотился? (шмелем)

Садят на кончик пальца шмеля – метку (звучит муз. пример «Полет шмеля»)

Полетел и зажужжал;

Шмель летит к судну по прямой линии

Судно на море догнал,

Потихоньку опустился

Шмель опускается

На корму – и в щель забился.

Учитель: Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Шмель ползет по дну корабля, описывая дугу туда и обратно

Учитель: Он бежит себе в волнах

На поднятых парусах

Шмель ползет по корабельному парусу по дуге туда и обратно

Ветер весело шумит,

Судно весело бежит

Мимо острова Буяна,

В царство славного Салтана —

И желанная страна

Вот уж издали видна

Смотрим издали на желанную страну (в окно вдаль), переводим взгляд на шмеля (3 раза)

Чуду царь Салтан дивится -

А царевич хоть и злится,

Но жалеет он очей

Старой бабушки своей:

Он над ней жужжит, кружится –

Шмель летает по кругу

Прямо на нос к ней садится,

Шмель садится на нос

Нос ужалил богатырь:

На носу вскочил волдырь.

Смотрим то на кончик носа, то на шмеля (отводим палец 3 раза)

Вот ужо! пожди немножко,

Погоди!…" А шмель в окошко,

Смотрим на волдырь, смотрим в окошко вдаль, на шмеля (3 раза)

Да спокойно в свой удел

Через море полетел.


Шмель летит над волнами


Р.S.

  • Перевоплощение детей в роль шмеля и использование насекомого в качестве зрительного стимула тем более уместно, т.к. известно, что сам композитор активно участвовал в процессе постановки оперы. Режиссер первоначально для роли белки и шмеля хотел использовать механических кукол, Римскому – Корсакову удалось его переубедить. В результате, эти роли были поручены детям, которые сыграли их с большим успехом.

  • В этом произведении реализовался не только творческий , но и семейный тендем. На премьерном показе, партию Царевны исполнила певица Надежда Забела Врубель, жена художника Михаила Врубеля, который разрабатывал декорации к спектаклю.

Заключение: Предложенные комплексы и упражнения не являются полноценной гимнастикой для глаз. Целью автора было предложить отдельные примеры включения ее элементов в процесс урока и продемонстрировать практику адаптации здоровьесберегающей технологии, включенной в содержание урока. Разумеется, полноценная гимнастика для глаз не может быть заменена только отдельными ее элементами. Однако во время даже самого сложного урока творческий учитель может включить в свою работу некоторые офтальмологические упражнения и таким образом снизить уровень утомления глазной мышцы ребенка и сохранить зрение.





по материалам сайтов: https://www.ochkov.net/informaciya/stati/10-luchshih-uprazhnenij-dlya-glaz.htm

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/01/13/kompleks-uprazhneniy-gimnastiki-dlya-glaz

http://zdravotvet.ru/gimnastika-dlya-glaz-po-norbekovu-po-zhdanovu-tibetskaya-dlya-detej-i-vzroslyx/

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/02/24/gimnastika-dlya-glaz

https://infourok.ru/fizkultminutki-gimnastika-dlya-glaz-na-urokah-v-nachalnoy-shkole-3269436.html

https://www.sekretariat.ru/article/211161-gimnastika-dlya-glaz-17-m11



























































цели

расслабление глазных мышц;

устранение признаков нервного спазма и астенопии — быстрой утомляемости глаз;




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!