СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторский урок литературы "Литература-кладезь искусства"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок создан в соавторстве с Шишловой Н.В.

Прочитайте эпиграф к уроку.

Невежда также в ослепленье Бранит науку и ученье И все ученые труды, Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

( И.А. Крылов «Свинья под дубом»)

Учитель:

Как вы понимаете его смысл? Посмотрите значение слов невежда и невежа в толковом словаре.

Ученики:

НЕВЕЖДА, -ы, м. и ж. Малообразованный человек, а также человек, несведущий в какой-нибудь области.

НЕВЕЖА, -и, м. и ж. Грубый, невоспитанный человек.

Учитель:

Что нужно, чтобы не быть невеждами?

Учитель:

Значит, наша цель-учиться. Откуда мы получаем знания?

Одним из источников знаний является литература.

Попытайтесь сформулировать тему урока.

Учитель:

Литература-кладезь искусства.

А интересна ли литература современному читателю? Нужна ли она? На эти вопросы попытаемся ответить в ходе урока.

 

Просмотр содержимого документа
«Авторский урок литературы "Литература-кладезь искусства"»

Интерактивный интегрированный урок

"Литература-кладезь искусства"

7 А, Б классы



Технологическая карта

Предмет: литература

Класс: 7 А, 7 Б классы (Козлова И.А., Шишлова Н.В.)

Тип: урок развивающего контроля.

Тема: "Литература-кладезь искусства"

Цель: формирование нравственный представлений у обучающихся.

Задачи

Образовательные: приобщить к русской литературе; расширить представления о творчестве писателей-классиков, приобщить к живописи, музыке; углубить знания о деятельности писателей в истории; расширить кругозор учащихся.

Развивающие: развить умение выразительно читать, понимать культурологический аспект текстов, инсценировать фрагменты произведения; развить творческие способности учащихся, способность к распределению и переключению внимания, к непроизвольному запоминанию при восприятии на слух; формировать потребность к чтению.

Воспитательные: формировать нравственные представления у обучающихся, национальную идентичность, потребность и способность к сотрудничеству и взаимопомощи; воспитывать уважительное отношение к произведениям литературы, живописи, музыки, более глубокое осознание своей культуры.

УУД:

Личностные УУД: прослеживание судьбы героев и ориентацию в системе личностных смыслов; сравнение образа «Я» с героями литературного произведения посредством эмоционально-действенной идентификации; знакомство с героическим историческим прошлым своего народа, своей страны и переживания гордости, эмоциональной сопричастности к подвигам и достижениям её граждан; проявление эмоционально-ценностного отношения к проблеме, творческого отношения к процессу обучения.

Регулятивные УУД: определение логической причинно-следственной последовательности событий и действий героев произведений литературы, живописи, музыки и исторических лиц.

Коммуникативные УУД: умение представить себя устно и письменно, отождествление себя с героями произведения; соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений; воссоздание картины событий и поступков персонажей; формулирование высказываний, с учётом целей коммуникации, особенностей слушателя, в том числе, используя аудиовизуальные средства.

Познавательные УУД: умение находить сходство и различие между образами, созданными в произведениях искусства, обобщать полученную информацию, вести наблюдение, прогнозировать ситуацию; развитие творческого отношения к процессу обучения.

Планируемые результаты:

1) уметь представить себя устно и письменно;

2) выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;

3) владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями;

4) владеть разными видами речевой деятельности (монологи, диалоги, чтение...), лингвистической и языковой компетенциями;

5) владеть приемами действий в ситуациях общения;

6) иметь позитивные навыки общения в обществе, основанном на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп;

7) формировать потребности и способности к сотрудничеству и взаимопомощи;

8) отождествлять себя с героями произведений, уметь соотносить и сопоставлять их позиции, взгляды, мнения, воссоздавать картины событий и поступков персонажей;





Предметные:

Знать творчество писателей ,художников, поэтов.

Уметь выразительно читать, понимать культурологический аспект текстов, инсценировать фрагменты произведения, проявлять творческие способности, способность к распределению и переключению внимания, к непроизвольному запоминанию при восприятии на слух.

Личностные: осознание эстетической ценности искусства; гордость за историю своей страны, осознание национальной идентичности,

Метапредметные:

адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; способность извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования; умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств.



Межпредметные связи: музыка, история, МХК, искусство, русский язык, технология.

Ресурсы: Интернет, научная и художественная литература.

Основные: компьютеры, проектор, экран, презентации.

Дополнительные: словари, печатные издания.

Форма: фронтальная, групповая

Технологии: здоровьесберегающие, развивающие, совместного поиска, информационно-коммуникативные, проектные.





 



Ход урока

1. Актуализация внимания



Цель этапа: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу.

Учитель:

Мы собрались сегодня для необычного урока. А что в нем необычного? Мы будем работать в группах, но не против друг друга, а для достижения общей цели. И дух соперничества нам только поможет в этом. У нас 3 команды. Названия уже даны: «Литературоведы», «Искусствоведы», «Режиссёры-актёры». За каждый правильный ответ вы будете получать значок.

2. Актуализация темы

Цель этапа: познакомить с темой.

Прочитайте эпиграф к уроку.

Невежда также в ослепленье
Бранит науку и ученье
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

( И.А. Крылов «Свинья под дубом»)

Учитель:

Как вы понимаете его смысл? Посмотрите значение слов невежда и невежа в толковом словаре.

Ученики:

НЕВЕЖДА, -ы, м. и ж. Малообразованный человек, а также человек, несведущий в какой-нибудь области.

НЕВЕЖА, -и, м. и ж. Грубый, невоспитанный человек.

Учитель:

Что нужно, чтобы не быть невеждами?

(ответы)

Учитель:

Значит, наша цель-учиться. Откуда мы получаем знания?

Одним из источников знаний является литература.

Попытайтесь сформулировать тему урока.

Учитель:

Литература-кладезь искусства.

А интересна ли литература современному читателю? Нужна ли она? На эти вопросы попытаемся ответить в ходе урока.





3. Постановка цели и учебной задачи. Самоопределение к деятельности

Цель этапа: определение цели и учебной задачи, мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению учебных действий.

Учитель:

Попробуйте сформулировать задачи урока.

Ученики предполагают цель: доказать, что литература-источник для других видов искусства.

4. Подготовка проблемной ситуации


Цель этапа: литература-источник для других видов искусства.


Учитель:

Урок состоит из 11 этапов:

  1. «Узнай произведение по картине»

  2. «Узнай писателя»

  3. «Мы иллюстраторы»

  4. «Собери стихотворение»

  5. «Фильм. Фильм. Фильм»

  6. «Веселая перемена»

  7. «Литературоведческий диктант»

  8. «Познавательные вопросы»

  9. «Песенный»

  10. «Творческий»


Знакомство с правилами.

5. Литература в живописи.

«Узнай произведение по картине»

Цель этапа: познакомиться с произведениями живописи и соотнести с литературными произведениями.



Учитель:

Литература – источник вдохновения для художников.

(Показ произведений живописи и соотнесение с литературными произведениями.)



Оценка ответов.





«Узнай писателя»

Цель этапа: с помощью игры узнать писателей и интересные факты из их жизни.



Учитель: Вы подготовили интересные факты из жизни писателей, поделитесь ими.



(С помощью игры узнают писателей и интересные факты из их жизни.)

Оценка ответов.



«Мы иллюстраторы»

Цель этапа: с помощью игры узнать героя произведения, писателя.

Учитель: Вы подготовили иллюстрации к произведениям, назовите героя произведения, писателя.

(У детей приготовлены их иллюстрации к разным произведениям)

Оценка ответов.





6. Работа над содержанием произведений

«Собери стихотворение»

Цель этапа: проверка знаний по содержанию стихотворений и выразительному чтению отрывков.

Учитель:

(С помощью игры ученики собирают текст и читают отрывок.)

Оценка ответов.

7. Литература в кино.

Работа над литературными образами в кино.

«Фильм. Фильм. Фильм.»


Цель этапа: по отрывку из фильма узнать героя, произведение и автора.

Учитель:

Поиграем в игру «Фильм. Фильм. Фильм.» Но вам нужно не только узнать героя, но и произведение, автора.

Оценка ответов.



6. Весёлая перемена

Цель этапа: отдохнуть и активизировать внимание.

Учитель:

Ответьте на весёлые вопросы:

  • Дантист - это литературовед, изучающий творчество Данте или зубной врач?

  • Гримёр - это исследователь творчества братьев Гримм или работник театра?

  • Хоббит - это человек, у которого есть хобби, или сказочный персонаж?

  • Сколько лет было А.С. Пушкину, когда он родился?

  • И Мазай, и Пихто - они кто?

  • Сказочная царевна, страдающая депрессивным психозом?





9. Включение в систему знаний и повторение.

Литературоведческий диктант

Цель: выявить границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний.



Учитель:

Ваша задача - отгадать термин.

1.Литературный, положительный, отрицательный, сказочный (Герой).

2.Жалобная, адресная, амбарная, интересная (Книга).

3.Нашумевший, модный, исторический, любовный (Роман).

4.Школьное, классное, домашнее, экзаменационное(Сочинение).

(взаимопроверка)



Учитель:

Отгадать АНАГРАММЫ (переставить буквы так, чтобы получились имена писателей, литературные термины, имена героев)

1.ОВАЛ ( псевдоним Гоголя)  -АЛОВ

2.Фуга (немецкий писатель-сказочник ) –ГАУФ

3.МОНЕ (капитан из книги Ж.Верна)  -НЕМО

4.УКОС (героиня сказки «Три толстяка)- СУОК

5. ТОВАР(создатель литературного произведения)- АВТОР

6.АТЛАНТ (выдающиеся способности писателя) –ТАЛАНТ

7.ЛИК+РЕПА (речь персонажей в пьесе)-РЕПЛИКА

8.ОМОН+ГОЛ(высказывание одного героя )-МОНОЛОГ

(взаимопроверка)

Оценка ответов.





10. Постановка познавательных вопроса и поиск ответов.


Цель этапа: найти ответы на познавательные вопросы.


Учитель:


 1. На каких зданиях в Древней Греции была надпись: «Здесь живут мертвые и говорят немые»? (БИБЛИОТЕКА)

2.Закончите мысль английского писателя Сомерсета Моэма : «Лучше читать расписание поездов, чем  … (НИЧЕГО НЕ ЧИТАТЬ)

3.Кто основал первую библиотеку на Руси? (ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ)

4. «Чтение - лучшее учение». Кому принадлежат слова?( А.С.ПУШКИН)

5. Что Владимир  Даль называл «ходячим умом народа»? (ПОСЛОВИЦЫ)




Оценка ответов.

11. Литература в музыке.

«Песенный этап»

Цель этапа: по отрывку из песни узнать произведение и автора.

Учитель:

Послушайте песню. Отгадайте исполнителя, название.

Дополнительные баллы получает команда, которая сможет указать автора текста песни.

Оценка ответов.

12. Литература в театре.

«Творческий этап»

Цель этапа: инсценировка басни, изготовление иллюстраций, подбор костюмов, выразительное прочтение.


Учитель:

3 команды: «Литературоведы», «Искусствоведы», «Режиссёры-актёры» вместе представят творческий проект: инсценировка басни, изготовление иллюстраций, подбор костюмов, выразительное прочтение.

3 минуты для подготовки.

«Литературоведы» читают слова автора.

«Искусствоведы» готовят иллюстрацию.

«Режиссёры-актёры» инсценируют.

нем И.А. Крылов

Басня «Свинья под дубом»

Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.

"Ведь это дереву вредит, -
Ей с Дубу Ворон говорит, -
Коль корни обнажишь, оно засохнуть может".
"Пусть сохнет, - говорит Свинья, -
Ничуть меня то не тревожит,
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею;
Лишь были б желуди: ведь я от них жирею".

"Неблагодарная! - примолвил Дуб ей тут, -
Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти желуди на мне растут".
Невежда также в ослепленье
Бранит науку и ученье
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Оценка ответов.



проку мало вижу я;
12. Рефлексия учебной деятельности

Цель: провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся; оценить собственную деятельность; обсудить и записать домашнее задание.

Учитель:

-Нужна ли литература современному читателю? Литература-кладезь искусства.

      

Учитель:

Продолжите фразы:

  • Сегодня на уроке я узнал _____________________________________

  • Мне было трудно ___________________________________________

  • Мне понравилось____________________________________________

  • Я запомнил_________________________________________________

  • Я поставил оценку ____ команде, _____ себе, ___ учителям.



13. Подведение итогов. Домашнее задание.

Задание по желанию



  • Сочините буриме с рифмой «солнце – оконце». (1 балл.)

  • Посмотрите фильм и сопоставьте его с литературным произведением. Напишите отзыв. (3 балла)







Подведение итогов. Награждение.



Задание по желанию








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!