Интерактивный интегрированный урок
"Литература-кладезь искусства"
7 А, Б классы
Технологическая карта
Предмет: литература
Класс: 7 А, 7 Б классы (Козлова И.А., Шишлова Н.В.)
Тип: урок развивающего контроля.
Тема: "Литература-кладезь искусства"
Цель: формирование нравственный представлений у обучающихся.
Задачи
Образовательные: приобщить к русской литературе; расширить представления о творчестве писателей-классиков, приобщить к живописи, музыке; углубить знания о деятельности писателей в истории; расширить кругозор учащихся.
Развивающие: развить умение выразительно читать, понимать культурологический аспект текстов, инсценировать фрагменты произведения; развить творческие способности учащихся, способность к распределению и переключению внимания, к непроизвольному запоминанию при восприятии на слух; формировать потребность к чтению.
Воспитательные: формировать нравственные представления у обучающихся, национальную идентичность, потребность и способность к сотрудничеству и взаимопомощи; воспитывать уважительное отношение к произведениям литературы, живописи, музыки, более глубокое осознание своей культуры.
УУД:
Личностные УУД: прослеживание судьбы героев и ориентацию в системе личностных смыслов; сравнение образа «Я» с героями литературного произведения посредством эмоционально-действенной идентификации; знакомство с героическим историческим прошлым своего народа, своей страны и переживания гордости, эмоциональной сопричастности к подвигам и достижениям её граждан; проявление эмоционально-ценностного отношения к проблеме, творческого отношения к процессу обучения.
Регулятивные УУД: определение логической причинно-следственной последовательности событий и действий героев произведений литературы, живописи, музыки и исторических лиц.
Коммуникативные УУД: умение представить себя устно и письменно, отождествление себя с героями произведения; соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений; воссоздание картины событий и поступков персонажей; формулирование высказываний, с учётом целей коммуникации, особенностей слушателя, в том числе, используя аудиовизуальные средства.
Познавательные УУД: умение находить сходство и различие между образами, созданными в произведениях искусства, обобщать полученную информацию, вести наблюдение, прогнозировать ситуацию; развитие творческого отношения к процессу обучения.
Планируемые результаты:
1) уметь представить себя устно и письменно;
2) выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
3) владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями;
4) владеть разными видами речевой деятельности (монологи, диалоги, чтение...), лингвистической и языковой компетенциями;
5) владеть приемами действий в ситуациях общения;
6) иметь позитивные навыки общения в обществе, основанном на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп;
7) формировать потребности и способности к сотрудничеству и взаимопомощи;
8) отождествлять себя с героями произведений, уметь соотносить и сопоставлять их позиции, взгляды, мнения, воссоздавать картины событий и поступков персонажей;
Предметные:
Знать творчество писателей ,художников, поэтов.
Уметь выразительно читать, понимать культурологический аспект текстов, инсценировать фрагменты произведения, проявлять творческие способности, способность к распределению и переключению внимания, к непроизвольному запоминанию при восприятии на слух.
Личностные: осознание эстетической ценности искусства; гордость за историю своей страны, осознание национальной идентичности,
Метапредметные:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; способность извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования; умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств.
Межпредметные связи: музыка, история, МХК, искусство, русский язык, технология.
Ресурсы: Интернет, научная и художественная литература.
Основные: компьютеры, проектор, экран, презентации.
Дополнительные: словари, печатные издания.
Форма: фронтальная, групповая
Технологии: здоровьесберегающие, развивающие, совместного поиска, информационно-коммуникативные, проектные.
Ход урока
1. Актуализация внимания
Цель этапа: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу.
Учитель:
Мы собрались сегодня для необычного урока. А что в нем необычного? Мы будем работать в группах, но не против друг друга, а для достижения общей цели. И дух соперничества нам только поможет в этом. У нас 3 команды. Названия уже даны: «Литературоведы», «Искусствоведы», «Режиссёры-актёры». За каждый правильный ответ вы будете получать значок.
2. Актуализация темы
Цель этапа: познакомить с темой.
Прочитайте эпиграф к уроку.
Невежда также в ослепленье
Бранит науку и ученье
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
( И.А. Крылов «Свинья под дубом»)
Учитель:
Как вы понимаете его смысл? Посмотрите значение слов невежда и невежа в толковом словаре.
Ученики:
НЕВЕЖДА, -ы, м. и ж. Малообразованный человек, а также человек, несведущий в какой-нибудь области.
НЕВЕЖА, -и, м. и ж. Грубый, невоспитанный человек.
Учитель:
Что нужно, чтобы не быть невеждами?
(ответы)
Учитель:
Значит, наша цель-учиться. Откуда мы получаем знания?
Одним из источников знаний является литература.
Попытайтесь сформулировать тему урока.
Учитель:
Литература-кладезь искусства.
А интересна ли литература современному читателю? Нужна ли она? На эти вопросы попытаемся ответить в ходе урока.
3. Постановка цели и учебной задачи. Самоопределение к деятельности
Цель этапа: определение цели и учебной задачи, мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению учебных действий.
Учитель:
Попробуйте сформулировать задачи урока.
Ученики предполагают цель: доказать, что литература-источник для других видов искусства.
4. Подготовка проблемной ситуации
Цель этапа: литература-источник для других видов искусства.
Учитель:
Урок состоит из 11 этапов:
«Узнай произведение по картине»
«Узнай писателя»
«Мы иллюстраторы»
«Собери стихотворение»
«Фильм. Фильм. Фильм»
«Веселая перемена»
«Литературоведческий диктант»
«Познавательные вопросы»
«Песенный»
«Творческий»
Знакомство с правилами.
5. Литература в живописи.
«Узнай произведение по картине»
Цель этапа: познакомиться с произведениями живописи и соотнести с литературными произведениями.
Учитель:
Литература – источник вдохновения для художников.
(Показ произведений живописи и соотнесение с литературными произведениями.)
Оценка ответов.
«Узнай писателя»
Цель этапа: с помощью игры узнать писателей и интересные факты из их жизни.
Учитель: Вы подготовили интересные факты из жизни писателей, поделитесь ими.
(С помощью игры узнают писателей и интересные факты из их жизни.)
Оценка ответов.
«Мы иллюстраторы»
Цель этапа: с помощью игры узнать героя произведения, писателя.
Учитель: Вы подготовили иллюстрации к произведениям, назовите героя произведения, писателя.
(У детей приготовлены их иллюстрации к разным произведениям)
Оценка ответов.
6. Работа над содержанием произведений
«Собери стихотворение»
Цель этапа: проверка знаний по содержанию стихотворений и выразительному чтению отрывков.
Учитель:
(С помощью игры ученики собирают текст и читают отрывок.)
Оценка ответов.
7. Литература в кино.
Работа над литературными образами в кино.
«Фильм. Фильм. Фильм.»
Цель этапа: по отрывку из фильма узнать героя, произведение и автора.
Учитель:
Поиграем в игру «Фильм. Фильм. Фильм.» Но вам нужно не только узнать героя, но и произведение, автора.
Оценка ответов.
6. Весёлая перемена
Цель этапа: отдохнуть и активизировать внимание.
Учитель:
Ответьте на весёлые вопросы:
Дантист - это литературовед, изучающий творчество Данте или зубной врач?
Гримёр - это исследователь творчества братьев Гримм или работник театра?
Хоббит - это человек, у которого есть хобби, или сказочный персонаж?
Сколько лет было А.С. Пушкину, когда он родился?
И Мазай, и Пихто - они кто?
Сказочная царевна, страдающая депрессивным психозом?
9. Включение в систему знаний и повторение.
Литературоведческий диктант
Цель: выявить границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний.
Учитель:
Ваша задача - отгадать термин.
1.Литературный, положительный, отрицательный, сказочный (Герой).
2.Жалобная, адресная, амбарная, интересная (Книга).
3.Нашумевший, модный, исторический, любовный (Роман).
4.Школьное, классное, домашнее, экзаменационное(Сочинение).
(взаимопроверка)
Учитель:
Отгадать АНАГРАММЫ (переставить буквы так, чтобы получились имена писателей, литературные термины, имена героев)
1.ОВАЛ ( псевдоним Гоголя) -АЛОВ
2.Фуга (немецкий писатель-сказочник ) –ГАУФ
3.МОНЕ (капитан из книги Ж.Верна) -НЕМО
4.УКОС (героиня сказки «Три толстяка)- СУОК
5. ТОВАР(создатель литературного произведения)- АВТОР
6.АТЛАНТ (выдающиеся способности писателя) –ТАЛАНТ
7.ЛИК+РЕПА (речь персонажей в пьесе)-РЕПЛИКА
8.ОМОН+ГОЛ(высказывание одного героя )-МОНОЛОГ
(взаимопроверка)
Оценка ответов.
10. Постановка познавательных вопроса и поиск ответов.
Цель этапа: найти ответы на познавательные вопросы.
Учитель:
1. На каких зданиях в Древней Греции была надпись: «Здесь живут мертвые и говорят немые»? (БИБЛИОТЕКА)
2.Закончите мысль английского писателя Сомерсета Моэма : «Лучше читать расписание поездов, чем … (НИЧЕГО НЕ ЧИТАТЬ)
3.Кто основал первую библиотеку на Руси? (ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ)
4. «Чтение - лучшее учение». Кому принадлежат слова?( А.С.ПУШКИН)
5. Что Владимир Даль называл «ходячим умом народа»? (ПОСЛОВИЦЫ)
Оценка ответов.
11. Литература в музыке.
«Песенный этап»
Цель этапа: по отрывку из песни узнать произведение и автора.
Учитель:
Послушайте песню. Отгадайте исполнителя, название.
Дополнительные баллы получает команда, которая сможет указать автора текста песни.
Оценка ответов.
12. Литература в театре.
«Творческий этап»
Цель этапа: инсценировка басни, изготовление иллюстраций, подбор костюмов, выразительное прочтение.
Учитель:
3 команды: «Литературоведы», «Искусствоведы», «Режиссёры-актёры» вместе представят творческий проект: инсценировка басни, изготовление иллюстраций, подбор костюмов, выразительное прочтение.
3 минуты для подготовки.
«Литературоведы» читают слова автора.
«Искусствоведы» готовят иллюстрацию.
«Режиссёры-актёры» инсценируют.
нем И.А. Крылов
Басня «Свинья под дубом»
Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.
"Ведь это дереву вредит, -
Ей с Дубу Ворон говорит, -
Коль корни обнажишь, оно засохнуть может".
"Пусть сохнет, - говорит Свинья, -
Ничуть меня то не тревожит,
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею;
Лишь были б желуди: ведь я от них жирею".
"Неблагодарная! - примолвил Дуб ей тут, -
Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти желуди на мне растут".
Невежда также в ослепленье
Бранит науку и ученье
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
Оценка ответов.
проку мало вижу я;
12. Рефлексия учебной деятельности
Цель: провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся; оценить собственную деятельность; обсудить и записать домашнее задание.
Учитель:
-Нужна ли литература современному читателю? Литература-кладезь искусства.
Учитель:
Продолжите фразы:
Сегодня на уроке я узнал _____________________________________
Мне было трудно ___________________________________________
Мне понравилось____________________________________________
Я запомнил_________________________________________________
Я поставил оценку ____ команде, _____ себе, ___ учителям.
13. Подведение итогов. Домашнее задание.
Задание по желанию
Подведение итогов. Награждение.
Задание по желанию