СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

АЗАРКО Л. А. Урок "Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я" РЯиЛ 2019-11

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока Азарко Л.А. "Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я", 2019-11

Просмотр содержимого документа
«АЗАРКО Л. А. Урок "Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я" РЯиЛ 2019-11»

Л. А. Азарко, ГУО «СШ № 1 г. Несвижа» Минской области

Урок

Тема. Двойная роль букв е, ё, ю, я

Цель урока: формирование умения опре­делять двойную роль букв е, ё, ю, я.

Задачи: выяснить, почему одни и те же буквы могут обозначать один звук и два зву­ка; научиться называть звуки, обозначаемые буквами е, ё, ю, я; развивать связную речь, логическое мышление; воспитывать умение слаженно работать при постоянной смене ви­дов деятельности.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: мультимедийная установка, раздаточный материал для работы в парах.

Ход урока

  1. Организационный этап.

  2. Проверка домашнего задания.

На предыдущем уроке дети знакомились с порядком фонетического разбора слов. В домашнем задании необходимо было вы­полнить фонетический разбор (слово обозна­чено учителем).

  1. Актуализация ранее изученного.

  1. «Согласны ли вы...».

После реплики «Согласны ли вы...» да­ны утверждения. Учащиеся дают ответ, по­ясняя его.

  • Звуки и буквы — одно и то же.

  • Слово «азбука» — это перевод с грече­ского слова «алфавит».

  • [ж] [ш] [ц] — непарные твёрдые.

  • Гласные образуются с помощью голоса, а согласные — шума.

  • Все согласные делятся на звонкие и глухие.

  • Гласных букв — 10. Столько же и звуков.

  • В словах всегда совпадает количество звуков и букв.

  • Сильная позиция для согласных — под ударением.

  1. Распределительный диктант.

Распределите слова в зависимости от

функции мягкого знака: 1 — смягчение, 2 — разделение, 3 — показатель неопределённой формы глагола.

Вьюга (2), испечь (3), уберечь (3), просьба (1), конь (1), кость (1), соловьи (2), льётся (2),

отвлечь (3), бьёт (2), лисью (2), письмо (1), меньше (1).

  1. Выполнение задания по рядам.

1-й ряд. Определите количество звуков и букв в слове. Поясните. (Пеньки (6 б., 5 зв.), рожь (4 б., 3 зв.), солнце (6 б., 5 зв.).)

2-й ряд. Подчеркните звонкие одной лини­ей, глухие — двумя. (Пеньки, рожь, солнце.)

3-й ряд. Подчеркните твёрдые звуки од­ной линией, мягкие — двумя. (Пеньки, рожь, солнце.)

  1. Изложение нового материала.

Подумайте и ответьте, по какому призна­ку слова разделены именно таким образом:

Лес Ель

Лямка Объявление

Рюкзак Вьюга

Мёд Ёж

В первом столбике йотированные гласные обозначают один звук, во второмдва звука.

  • Как вы думаете, о чём мы с вами бу­дем сегодня детально говорить? (Ответы учащихся.)

  • В начальных классах у нас был раз­говор о двойной роли букв е, ё, ю, я. Сегодня на уроке мы расширим знания по данной теме: глубже познакомимся с двойной ролью данных букв; выясним, почему одни и те же буквы могут обозначать один или два звука; научимся называть звуки, обозначаемые бук­вами е, ё, ю, я.

  1. Фронтальная работа.

Определите, в каких случаях произно­сятся два звука на примере слов ель, ясно, вьют, поём, дают, подъём.

  • в начале слова;

  • после гласной;

  • после ь или ъ знаков.

Проверьте себя, прочитав материал учеб­ника.

  1. Работа в парах.

  • На каждой парте лежит карточка. Пе­реверните её. Вам необходимо найти и запи­сать в тетрадь те слова, в которых е, ё, ю, я обозначают два звука.

Южный, семь, объединение, профессия, от­мерь, яркая, прелестный, тяжёлый, объезд. (При проверке учащиеся комментируют выбор.)

– Перед вами четыре группы слов. Вы­пишите в тетрадь из каждой группы слово, которое является «лишним». Свой выбор по­ясните.

  1. Месяц, семья, ветер, посёлок.

  2. Тяжесть, ящерица, ёлка, ясень.

  3. Юра, юркий, каюта, жюри.

  4. Салют, парашют, лёгкая, земля.

3. Игра «Дай сигнал».

Учащиеся хлопком в ладоши «сигналят», если услышали слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука.

Снегурочка, яркость, вьюга, ёмкий, Юлия, декабрь, метель, веселье, санки, лёд, юрта, снегирь, поезд, намело, ёлочка, чудо, отвле­кается, пламя, знания, январь, гирлянда.


Физкультминутка


V. Закрепление изученного.

1. Выполнение тренировочного задания.

Распределите слова на две группы. По ка­кому принципу вы будете это делать? (С учё­том двойной роли йотированных.) I вариант записывает слова, где е, ё, ю, я обозначают один звук, II вариант — два звука.

Мёд (1), еда (2), якорь (2), каюта (2), лес (1), тепло (1), ёлка (2), тень (1), люди (1), вьюга (2), льёт (2), летит (1), лямка (1), яма (2), баян (2), река (1), баня (1).

Взаимопроверка (учащиеся обменивают­ся тетрадями; по своему желанию или вы­бору учителя комментируют проверенные работы одноклассников).

2. Работа с текстом (текст у учащихся на листочках).

Один раз я пошёл на ёлку в парк Соколь­ники. В парке стояли сделанные из снега большие фигуры красивые кони ужасные дра­коны. Мне это было очень интересно, пото­му что я умею лепить. Я оторваться не мог от этой снежной красоты и не заметил, что ушёл далеко от людей (В. Драгунский).

– Прочитайте. Докажите, что перед вами текст.

– Какова основная мысль текста?

– К какому стилю речи можно отнести этот текст?

– Подчеркните слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука.

– Постройте пунктуационную схему вы­деленного предложения (задание предлагает­ся сильным ученикам, пока с более слабыми уточняются детали по тексту).

3. Отгадать загадки.

Быстро, быстро завожусь, но не еду, а кружусь. (Юла.)

Колюч, да не ёж. (Ёрш.)

Зелёный поясок в траве затерялся. (Яще­рица.)

Ягода чёрная — да не черника, куст ко­люч — да не малина. (Ежевика.)

Может и разбиться, может и свариться, если хочешь, в птицу может превратиться. (Яйцо.)

Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык.)

Что объединяет эти отгадки с позиции фонетики? (Йотированные гласные.)

4. Тест по теме «Фонетика».

Тест предлагается учащимся, которым необходимо поставить отметку за урок; остальные работают с учителем.

  1. Укажите слова, где буквы ё, е, ю, я обозначают два звука:

а) мера; б) вьюга; в) метель; г) ёж; д) мёд; е) Яша; ж) ряд.

  1. Какие из указанных букв названы не­верно:

а) п «пэ»; б) х «хэ»; в) ж «жэ»; г) н «нэ»; д) д «дэ»; е) к «кэ».

  1. Укажите слова, в которых звуков столько же, сколько букв:

а) семя; б) вьюга; в) люк; г) полёт; д) ка­юта.

  1. Какие из данных согласных являются непарными по звонкости/глухости:

а) ц; б) з; в) р; г) х; д) в.

  1. После ж, ш, ч, щ пишутся и, у, а, но не пишутся ы, я, ю. Какие из данных слов отступают от данного правила:

а) брош..ра; б) сч..стье; в) ч..до; г) ч..ща; д) ж..ри.

VI. Домашнее задание.

VII. Рефлексия.

— Над достижением какой цели мы се­годня работали? (Ответы учащихся.)

Продолжите фразу:

За что я могу себя похвалить...

Мне лучше всего удалось...

На мой взгляд, мне необходимо повто­рить …


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!