Л. А. Азарко, ГУО «СШ № 1 г. Несвижа» Минской области
Урок
Тема. Двойная роль букв е, ё, ю, я
Цель урока: формирование умения определять двойную роль букв е, ё, ю, я.
Задачи: выяснить, почему одни и те же буквы могут обозначать один звук и два звука; научиться называть звуки, обозначаемые буквами е, ё, ю, я; развивать связную речь, логическое мышление; воспитывать умение слаженно работать при постоянной смене видов деятельности.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: мультимедийная установка, раздаточный материал для работы в парах.
Ход урока
Организационный этап.
Проверка домашнего задания.
На предыдущем уроке дети знакомились с порядком фонетического разбора слов. В домашнем задании необходимо было выполнить фонетический разбор (слово обозначено учителем).
Актуализация ранее изученного.
«Согласны ли вы...».
После реплики «Согласны ли вы...» даны утверждения. Учащиеся дают ответ, поясняя его.
Звуки и буквы — одно и то же.
Слово «азбука» — это перевод с греческого слова «алфавит».
[ж] [ш] [ц] — непарные твёрдые.
Гласные образуются с помощью голоса, а согласные — шума.
Все согласные делятся на звонкие и глухие.
Гласных букв — 10. Столько же и звуков.
В словах всегда совпадает количество звуков и букв.
Сильная позиция для согласных — под ударением.
Распределительный диктант.
Распределите слова в зависимости от
функции мягкого знака: 1 — смягчение, 2 — разделение, 3 — показатель неопределённой формы глагола.
Вьюга (2), испечь (3), уберечь (3), просьба (1), конь (1), кость (1), соловьи (2), льётся (2),
отвлечь (3), бьёт (2), лисью (2), письмо (1), меньше (1).
Выполнение задания по рядам.
1-й ряд. Определите количество звуков и букв в слове. Поясните. (Пеньки (6 б., 5 зв.), рожь (4 б., 3 зв.), солнце (6 б., 5 зв.).)
2-й ряд. Подчеркните звонкие одной линией, глухие — двумя. (Пеньки, рожь, солнце.)
3-й ряд. Подчеркните твёрдые звуки одной линией, мягкие — двумя. (Пеньки, рожь, солнце.)
Изложение нового материала.
Подумайте и ответьте, по какому признаку слова разделены именно таким образом:
Лес Ель
Лямка Объявление
Рюкзак Вьюга
Мёд Ёж
В первом столбике йотированные гласные обозначают один звук, во втором — два звука.
Как вы думаете, о чём мы с вами будем сегодня детально говорить? (Ответы учащихся.)
В начальных классах у нас был разговор о двойной роли букв е, ё, ю, я. Сегодня на уроке мы расширим знания по данной теме: глубже познакомимся с двойной ролью данных букв; выясним, почему одни и те же буквы могут обозначать один или два звука; научимся называть звуки, обозначаемые буквами е, ё, ю, я.
Фронтальная работа.
Определите, в каких случаях произносятся два звука на примере слов ель, ясно, вьют, поём, дают, подъём.
в начале слова;
после гласной;
после ь или ъ знаков.
Проверьте себя, прочитав материал учебника.
Работа в парах.
На каждой парте лежит карточка. Переверните её. Вам необходимо найти и записать в тетрадь те слова, в которых е, ё, ю, я обозначают два звука.
Южный, семь, объединение, профессия, отмерь, яркая, прелестный, тяжёлый, объезд. (При проверке учащиеся комментируют выбор.)
– Перед вами четыре группы слов. Выпишите в тетрадь из каждой группы слово, которое является «лишним». Свой выбор поясните.
Месяц, семья, ветер, посёлок.
Тяжесть, ящерица, ёлка, ясень.
Юра, юркий, каюта, жюри.
Салют, парашют, лёгкая, земля.
3. Игра «Дай сигнал».
Учащиеся хлопком в ладоши «сигналят», если услышали слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука.
Снегурочка, яркость, вьюга, ёмкий, Юлия, декабрь, метель, веселье, санки, лёд, юрта, снегирь, поезд, намело, ёлочка, чудо, отвлекается, пламя, знания, январь, гирлянда.
Физкультминутка
V. Закрепление изученного.
1. Выполнение тренировочного задания.
Распределите слова на две группы. По какому принципу вы будете это делать? (С учётом двойной роли йотированных.) I вариант записывает слова, где е, ё, ю, я обозначают один звук, II вариант — два звука.
Мёд (1), еда (2), якорь (2), каюта (2), лес (1), тепло (1), ёлка (2), тень (1), люди (1), вьюга (2), льёт (2), летит (1), лямка (1), яма (2), баян (2), река (1), баня (1).
Взаимопроверка (учащиеся обмениваются тетрадями; по своему желанию или выбору учителя комментируют проверенные работы одноклассников).
2. Работа с текстом (текст у учащихся на листочках).
Один раз я пошёл на ёлку в парк Сокольники. В парке стояли сделанные из снега большие фигуры красивые кони ужасные драконы. Мне это было очень интересно, потому что я умею лепить. Я оторваться не мог от этой снежной красоты и не заметил, что ушёл далеко от людей (В. Драгунский).
– Прочитайте. Докажите, что перед вами текст.
– Какова основная мысль текста?
– К какому стилю речи можно отнести этот текст?
– Подчеркните слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука.
– Постройте пунктуационную схему выделенного предложения (задание предлагается сильным ученикам, пока с более слабыми уточняются детали по тексту).
3. Отгадать загадки.
Быстро, быстро завожусь, но не еду, а кружусь. (Юла.)
Колюч, да не ёж. (Ёрш.)
Зелёный поясок в траве затерялся. (Ящерица.)
Ягода чёрная — да не черника, куст колюч — да не малина. (Ежевика.)
Может и разбиться, может и свариться, если хочешь, в птицу может превратиться. (Яйцо.)
Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык.)
Что объединяет эти отгадки с позиции фонетики? (Йотированные гласные.)
4. Тест по теме «Фонетика».
Тест предлагается учащимся, которым необходимо поставить отметку за урок; остальные работают с учителем.
Укажите слова, где буквы ё, е, ю, я обозначают два звука:
а) мера; б) вьюга; в) метель; г) ёж; д) мёд; е) Яша; ж) ряд.
Какие из указанных букв названы неверно:
а) п «пэ»; б) х «хэ»; в) ж «жэ»; г) н «нэ»; д) д «дэ»; е) к «кэ».
Укажите слова, в которых звуков столько же, сколько букв:
а) семя; б) вьюга; в) люк; г) полёт; д) каюта.
Какие из данных согласных являются непарными по звонкости/глухости:
а) ц; б) з; в) р; г) х; д) в.
После ж, ш, ч, щ пишутся и, у, а, но не пишутся ы, я, ю. Какие из данных слов отступают от данного правила:
а) брош..ра; б) сч..стье; в) ч..до; г) ч..ща; д) ж..ри.
VI. Домашнее задание.
VII. Рефлексия.
— Над достижением какой цели мы сегодня работали? (Ответы учащихся.)
Продолжите фразу:
За что я могу себя похвалить...
Мне лучше всего удалось...
На мой взгляд, мне необходимо повторить …