СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Азбука юного пешехода" Методическое пособие для учащихся начальных классов по изучению Правил дорожного движения

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Безопасность дорожного движения – одна из основных проблем сохранения жизни и здоровья граждан страны. Сегодня, в век стремительного роста автомобильных потоков на наших улицах и дорогах с раннего детства ребенок знакомиться со сложной техникой, когда с 6-7 лет он становится участником дорожного движения, встает проблема его обучения основам безопасного поведения на улицах и дорогах, необходимость сознательного выполнения им требований дорожного движения с дошкольного возраста. Глубокие знания Правил дорожного движения, их безусловное выполнение является гарантией безопасности водителей и пешеходов.

Просмотр содержимого документа
«"Азбука юного пешехода" Методическое пособие для учащихся начальных классов по изучению Правил дорожного движения»

68



МОУ «Яшкульская многопрофильная гимназия имени Хаглышевой Е.К.»









Азбука юного пешехода



Методическое пособие

для учащихся начальных классов

по изучению Правил дорожного движения









Сабирова Светлана Антоновна

учитель начальных классов ВКК



















п.Яшкуль, 2013г.

Пояснительная записка

Безопасность дорожного движения – одна из основных проблем сохранения жизни и здоровья граждан страны. Сегодня, в век стремительного роста автомобильных потоков на наших улицах и дорогах с раннего детства ребенок знакомиться со сложной техникой, когда с 6-7 лет он становится участником дорожного движения, встает проблема его обучения основам безопасного поведения на улицах и дорогах, необходимость сознательного выполнения им требований дорожного движения с дошкольного возраста. Глубокие знания Правил дорожного движения, их безусловное выполнение является гарантией безопасности водителей и пешеходов.

Пособие адресовано учителям, воспитателям и родителям. Состоит из 19 уроков с тестами по Правилам дорожного движения, предназначенных для детей для детей младшего школьного возраста (6-10 лет). Занятия проводятся в игровой форме. Каждая тема, включенная в пособие, содержит теоретическую и практическую части.

Основная цель – оказание помощи в организации работы по предупреждению транспортного травматизма с детьми младшего школьного возраста. В основе обучения заложены следующие принципы:

-совмещение в деятельности ребенка элементов игры и учения, с постепенным переходом от непринужденного, забавного диалога к учебно-познавательной деятельности – изучению правил дорожного движения;

-повторение пройденного материала и поощрение правильных решений;

-единство обучающих и воспитательных целей.

Правила общения с детьми явились основными правилами построения уроков. В системе обучения важное значение имеют проверочные работы, позволяющие выявить уровень подготовленности учащихся. В течение одного-двух уроков новый материал закрепляется, затем, чтобы определить степень познания, проводится тестирование. Задания тестов подобраны так, что каждый ученик с разной подготовкой и разными способностями имеет возможность ответить на поставленный вопрос, выполнить задание. Каждый тест составлен в соответствии с программой курса «Правила дорожного движения».

Главная задача пособия:

– научить детей основным законам поведения на дороге, в общественном транспорте;

-формирование у учащихся устойчивых навыков соблюдения и выполнения правил дорожного движения;

-привитие культуры безопасного поведения на дорогах;

-развивать чувство ответственности за свое поведение;

Внушительную часть огромной армии участников дорожного движения составляют дети. От того, как они усвоят в детстве Правила дорожного движения, и будут выполнять их в дальнейшей жизни, во многом будет зависеть безопасность движения в целом. Поэтому ожидаемый результат – осознание учениками роли правил, понимание того, почему важно их соблюдать, готовность следовать им в личном опыте.











































Тематическое планирование по изучению Правил дорожного движения



Тема урока

Количество часов

1.

Основные правила поведения учащихся на улице и дороге. Детский травматизм.

1

2.

На улицах и дорогах.

1

3.

Как разговаривает улица. Тест.

1

4.

Дорога полна неожиданностей.

1

5.

Движение пешеходов по улицам и дорогам.

1

6.

Наша улица. Тест.

1

7.

Движение группами и в колонне.

1

8.

На перекрестке.

1

9.

Улица и дорога. Тест.

1

10.

Урок – беседа «ПДД перед зимними каникулами»

1

11.

Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка.

1

12.

Наш микрорайон. Тест.

1

13.

Сигналы светофора и регулировщика.

1

14.

По сигналу светофора. Тест.

1

15.

Правила перехода улиц и дорог.

1

16.

Проходите, путь открыт! Тест.

1

17.

Предупредительные сигналы водителей.

1

18.

Остановочный путь автомобиля.

1

19.

Правила поведения на дорогах. Тест

1

20.

Наши друзья – дорожные знаки.

1

21.

Знаки дорожные помни всегда. Тест.

1

22.

Обязанности пассажиров.

1

23.

Правила для пассажиров.

1

24.

Мы – пассажиры. Тест.

1

25.

Хороший друг велосипед, но может он наделать бед?

1

26.

Внимание, велосипед! Тест.

1

27.

Это должен знать каждый.

1

28.

Знаки дорожные помни всегда. Тест.

1

29

Профилактическая беседа перед летними каникулами.

1

30

Итоговое занятие.

1


Итого:

30ч.















Урок №1

Тема: «Основные правила поведения учащихся на улице и дороге». «Детский

дорожно-транспортный травматизм».

Цель: - ознакомить с историей появления автомобиля и Правил дорожного движения; - воспитать дисциплинированность и ответственное отношение к соблюдению изложенных в ПДД обязанностей пешеходов и пассажиров; научить выполнять правила безопасного поведения на улицах и дорогах; - воспитывать чувство бережного отношения к своему здоровью.

Оборудование: тематические плакаты, брошюра с текстом ПДД, иллюстрация автомобилей.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Введение в тему:

Думай получше, выходя в дальний путь,

Правил дорожных ты, смотри, не забудь.

И девчонка, и мальчишка,

Хоть торопишься ты слишком,

Правил все ж не нарушай,

Правил все ж не нарушай.

- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с историей появления автомобиля и правил дорожного движения, и запомним основные правила поведения на улице и дороге.

-Ребята, были времена, когда транспорта не было, и люди ходили пешком. Потом появились конные повозки. Они двигались по дорогам навстречу друг с другом, поэтому иногда сталкивались. Чтобы упорядочить движение конных упряжек и пешеходов, указы царей требовали строго соблюдать правила езды и хождения по улицам и дорогам. Люди мечтали построить повозку, которая двигалась бы сама. Прошло много столетий прежде, чем был создан сначала паровой, а затем на автомобиль бензине. С каждым годом автомобилей становилось все больше. Менялся внешний их вид, улучшалась конструкция, возрастала скорость. И Правила дорожного движения усовершенствовались и утверждались заново. В современных ПДД (показать брошюру по ПДД) изложены обязанности водителей, пешеходов, пассажиров, даются описания, дорожных знаков, светофоров и др.

Пешеход – это человек, который ходит по улице пешком, а не едет. Водитель – человек, который управляет машиной (водит). Пассажир – человек, находящийся в машине, кроме водителя. Дети тоже пешеходы, а велосипедист – водитель. А все вместе – участники дорожного движения.

Поскольку вы, дети, относитесь к пешеходам и пассажирам, должны знать свои обязанности:

- Кататься на коньках, лыжах и санках нужно на катках, в парках, скверах, на стадионе.

- Кататься на велосипедах и самокатах можно только в отведенных для этого местах:

во дворах, парках и на площадках.

- Въезд на самокатах на улицу или дорогу строго запрещен.

- Не катайтесь на санках, лыжах и коньках по улицам и дорогам.

- Играть надо на спортивных площадках и стадионах.

- Не играйте в снежки, футбол и другие игры на тротуарах и проезжей части улицы или дороги. Ты мешаешь пешеходам и движению транспорта.

- Водителю трудно быстро остановить машину.

- Игры на мостовой опасны.

III. Физминутка.

Дружно встали. Раз! два! Три! Поглядеть из-под ладошек.

Мы теперь богатыри! (Руки в стороны). И направо, и еще (поворот вправо)

Мы ладонь к глазам приставим, Через левое плечо (поворот влево)

Ноги крепкие расставим. Буквой «л» расставим ноги.

Поворачиваясь вправо. (поворот вправо) Точно в танце — руки в боки.

Оглядимся величаво, Наклонились влево, вправо.

И налево надо тоже. (поворот влево) Получается на славу!

IV. Игра «Разрешается, запрещается».

- играть на мостовой... (запрещается (хором)).

- переходить улицу при зеленом свете светофора...

- перебегать улицу перед близко идущим транспортом...

- переходить улицу при красном свете...

- помогать старикам и старушкам переходить улицу...

- переходить улицу при желтом свете светофора...

- цепляться за проезжающие машины...

- играть на проезжей части...

- переждать поток машин на остановке безопасности...

- уважать правила движения...

V. Выступление работника ГИБДД.

1. Дорожно-транспортные происшествия с участием детей.

2. Наиболее опасные места для движения пешеходов в районе школы.

VI. Итог урока.

Урок №2

Тема: «На улицах и дорогах»

Цель:- формирование у детей представления об окружающем и развитие ориентировки в нем; развитие наблюдательности и совершенствование ориентировки.

Оборудование: макеты

Ход урока.

1. Орг. момент.

Значение правил дорожного движения

1) Внезапное появление транспорта или игра на проезжей части всегда влечет опасность.

Каждый ребенок должен знать: характеристику окружающей среды типичные дорожные ситуации, в которых возникают несчастные случаи, - уметь избегать их типичные ошибки детей при движении по улице, - не повторять их владеть навыками наблюдения и оценки обстановки на улице.

Правила дорожного движения - это закон для пешеходов, пассажиров, водителей. Машины и люди должны жить в мире. И те, и другие, подчиняются Правилам дорожного движения. Каждый школьник должен знать, что улица очень опасна для тех, кто не умеет правильно ходить по ней. Но тот, кто твердо знает и точно выполняет строгие Правила дорожного движения, тот не попадет в беду.

2) Блиц-турнир:

а) Как одним словом можно назвать автобус, такси, грузовик, трамвай, троллейбус? (транспорт).

б) Как по-другому называется пешеходный переход? (зебра)

в) Как называется часть улицы, предназначенная для пешеходов? (зебра)

г) При помощи чего регулируется движение на улицах? (при помощи светофора)

11. Физминутка. («Чиним мост»)

Стук — стук — стук, раз!

Тюк-тюк-тюк — два!

Вжик — вжик — вжик - три!

Все готово, посмотри!

III. Правила движения пешеходов по улицам и загородным дорогам, перехода регулируемых и нерегулируемых перекрестков, перехода загородных дорог.

1. Пешеходы переходят улицу на перекрестках по пешеходным переходам - этот переход обозначен линиями пешеходного перехода «Зебра».

2. Не выходи на проезжую часть улицы или дороги.

3. Когда идешь по улице города, будь осторожен! Не торопись! Иди только по тротуару или обочине!

4. По обочине иди шагом подальше от края дороги.

5. Переходы через улицу или дорогу обозначены линиями разметки на проезжей части и дорожными знаками.

6. Прежде чем переходить улицу, посмотри налево. Если проезжая часть свободна, иди.

7. Улицу, где нет пешеходного перехода, надо переходить от одного угла тротуара к другому. Так безопаснее.

8. Загородная дорога шоссе. Справа и слева от проезжей части оставлены места для пешеходов. Это обочины.

9. Пешеходы идут по обочине навстречу транспорту. Они видят машины, которые едут навстречу.

10. Если рядом с дорогой есть пешеходная дорожка, то пешеходы идут по ней.

11. На загородных дорогах, так же как и на городских улицах, есть перекрестки.

12. На перекрестках дорог надо быть особенно внимательным.

IV. Игра «Перейти улицу»

У ведущего два картонных кружка. Один оклеен зеленой бумагой с одной стороны и желтой - с другой. Второй – красной бумагой, а на оборотной стороне – тоже желтой. Все игроки делятся на две команды. В классе проводятся параллельные линии, одна от другой на расстоянии 7-10 шагов. Это «улица».

Условия игры:

Когда ведущий делает взмах зеленым кружком, играющие делают шаг вперед, красным – шаг назад, желтым – остаются на месте. Ведущий чередует цвета.

Если он взмахнул один раз – надо сделать один шаг в ту или иную сторону, если два – два шага.

Тот, кто ошибается, выбывает из игры.

Побеждает команда, игрок которой первым перейдет «Улицу».

V. Итог урока.

























Урок №3 - тесты









Урок №4

Тема: «Дорога полна неожиданностей»

Цель: развитие внимания, наблюдательности при переходе дороги; закрепление теоретических знаний.

Оборудование: макеты, плакаты, машинки.

Ход урока.

  1. Орг. момент

II. Повторение пройденного материала.

III. Опасность перехода дороги возле крутого поворота, выхода из-за стоящего транспорта.

1. Машина, делающая поворот направо, занимает крайний правый ряд и включает указатель поворота.

2. Наблюдая за проезжающим через переход крупными машинами обращайте внимание на то, что пока машина не отъехала далеко, она может скрывать другую, которая едет навстречу. Поэтому лучше подождать, пока машина отъедет подальше.

З. Если при переходе улицы надо обходить остановившийся автобус, троллейбус или же стоящий у тротуара автомобиль, то делать это надо очень осторожно.

При выходе из общественного транспорта надо найти установленное место для перехода и только там переходить на противоположную сторону улицы. Ни автобус, ни троллейбус, нельзя обходить ни спереди, ни сзади.

IV. Физминутка.

V. Почему нельзя переходить дорогу, где вздумается?.

Водитель не всегда ожидает появления пешехода. Ведь ему приходится наблюдать одновременно за соседними машинами, состоянием проезжей части, дорожными знаками и многим другим. Только там, где разрешен переход улицы пешеходам, водитель едет внимательно, снижает скорость. Он готовится заранее к возможной встрече с пешеходом. Почти все несчастные случаи с пешеходами происходят в местах, не предназначенных для перехода улицы.

Привычка переходить где угодно проезжую часть приводит к тому, что пешеход действует бездумно, автоматически, забывая о Правилах дорожного движения, о своих конкретных обязанностях участника движения. Такая беззаботность приводит к непоправимым ошибкам.

В Правилах говорится: на участках дорог, где отсутствуют обозначенные пешеходные переходы, переходить дорогу разрешается на перекрестках по линии тротуаров или обочин, а между ними – под прямым углом в местах, где она хорошо просматривается.

Почему надо переходить на перекрестке – понять не трудно. Перед перекрестком любой водитель заранее готовится ко всяким неожиданностям, принимает меры предосторожности, снижает скорость.

VI. Игра «Кто быстрее?»

(к двум машинкам привязаны веревки, кто быстрее с помощью веревки подтянет машинку)

VII. Итог урока.

Урок №5

Тема: «Движение пешеходов по улицам и дорогам».

Цель: закрепление детей по правилам дорожного движения; воспитание дисциплинированности;

Оборудование: тематические плакаты.

Ход урока

1. Орг. момент

II. Введение в тему:

Всем, кто любит погулять,

Всем, без исключения,

Нужно помнить, нужно знать

Правила движения.

Тема нашего урока: «Движение пешеходов по улицам и дорогам».

- Сегодня мы будем изучать, и закреплять правила дорожного движения.

- пешеходы идут по обочине навстречу транспорту. Они видят машины, которые едут навстречу;

- если рядом с дорогой есть пешеходная дорожка, то пешеходы идут только по ней;

- на загородных дорогах, так же как и на городских улицах, есть перекрестки;

- на перекрестках дорог надо быть особенно внимательным;

- ты выходишь на улицу: посмотри сначала налево, потом направо, чтобы не мешать прохожим;

- дорогу в школу выбирай самую безопасную, по которой надо реже переходить улицу или дорогу;

- Когда идешь по улицам города, будь осторожен! Не торопись! Иди только по тротуару или обочине!

- меньше пешеходов — меньше опасностей;

- иди шагом по правой стороне тротуара;

- по обочине иди шагом подальше от края дороги;

- не выходи на проезжую часть улицы или дороги;

- при узком тротуаре остановись и пропусти идущего навстречу взрослого;

- проходя мимо ворот, будь особенно осторожен! Из ворот может выехать автомобиль;

- осторожно проходи мимо стоящего автомобиля; пассажиры могут резко открыть дверь и ударить тебя;

- переходи улицу только по пешеходным переходам;

- улицу, где нет пешеходного перехода, надо переходить от одного угла тротуара к другому. Так безопаснее.

- если на улице большое движение, попроси взрослого или сотрудника милиции помочь ее пройти. Не забудь поблагодарить его за помощь

- выйдя из транспорта, дойди до пешеходного перехода и только там переходи улицу

- когда переходишь улицу, следи за сигналами светофора;

- регулировщики заботятся о том, чтобы все водители и пешеходы строго выполняли правила движения;

- регулировщики помогают и водителям и пешеходам;

III. Физминутка

Утром мушки проснулись,

Улыбнулись, потянулись,

Быстро сделали зарядку:

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочки поднялись,

Лапки ставят на бочок,

На носочках скок-скок-скок.

А затем вприсядку,

Чтоб окрепли лапки.

IV. Правостороннее движение транспорта и пешехода.

Улица, по которой машины движутся в обе стороны, проезжая часть разграничена разделительной полосой. Эта улица с двусторонним движением.

V. Игра «Паровозик».

Первые игроки команд обегают препятствия, возвращаются к команде, к ним цепляются вторые игроки. Теперь вдвоем они преодолевают препятствия, возвращаются. К ним цепляется третий и т.д. Побеждает та команда, которая в полном составе, держась друг друга, быстрее придет к финишу.

VI. Проверка знаний.

- Если ученик правильно ответит на все вопросы, он отгадает слово и будет знатоком правил дорожного движения, его путь будет счастливым!

1. Какой стороны придерживаются пешеходы и машины на дорогах?

с) левой

з) правой

2. Если человек находится внутри транспорта, путешествует:

ж) пассажир

м) водитель

З. Место, отведенное для ходьбы пешеходов, называется...

а) тротуар

о) шоссе

4. Знак «Пешеходный переход» выглядит так:

т) синий квадрат, внутри белый треугольник с изображением человека

д) красный треугольник с изображением человека

5. Переходя улицу, надо сначала посмотреть...

а) направо

о) налево

б. С какого возраста разрешается езда на велосипеде по улицам города?

г) с 10 лет

к) с 14 лет

Если все ответы верные, должно получиться слово «ЗНАТОК» . VII. Итог урока







































Урок №6 - тест



ТЕМА: “Наша улица”

1.Напиши участников дорожного движения.__________________________________________

2. Обведи красным цветом те машины, которые относятся к общественному транспорту, а синим - машины специального назначения.

Урок №7

Тема: «Движение группами и в колонне»

Цель:

- знакомство с правилами движения группами и в колонне;

- повторение правил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах.

Оборудование: плакаты, макеты, мяч.

Ход урока.

1. Орг. момент

II. Проверка пройденного материала.

- Как нужно обходить трамвай? (спереди)

- Троллейбус? автобус? (сзади)

- Что такое перекресток? (пересечение улиц)

- Как регулируется движение на перекрестке? (светофором или регулировщиками)

- Какие виды транспорта вы знаете?

III. Движение группами и в колонне.

1. Если вы идете по улице группой с учителем, постройтесь в ряд парами и двигайтесь по правой стороне тротуара. Так вы не будете мешать другим пешеходам.

2. Переходить улицу надо по пешеходному переходу. Идти шагом. Без разрешения учителя выходить из строя нельзя.

3. На улицах с большим движением транспорта перейти через улицу вам поможет работник милиции.

4. При приближении к перекрестку учитель обязан поднять руку с красным флажком и таким образом предупредить водителей и регулировщиков дорожного движения и необходимости остановить транспорт, чтобы пропустить детей. Замыкает группу сопровождающий, в руках которого также красный флажок.

Физминутка

Игра «Ловкий пешеход» (каждый участник игры c мячом должен попасть в круги светофора. Если попал в зеленый круг, получаешь 100 очков, если в красный 50, если в желтый - 25)

VI. Итог урока:

Поселок наш — ведь это дом,

Дом, в котором мы живем!

Так давайте же, ребята,

Здесь порядок наведем!

Что ходить нам правильно,

Ничего нет сложного:

Соблюдаем правила

Движения дорожного!

Урок №8

Тема: «На перекрестке»

Цель: познакомить детей с перекрестками и их видами.

Оборудование: тематические плакаты

Ход урока

I. Организационный момент

II. Перекресток

Место, где пересекаются улицы, называют перекрестком. Перекрестки бывают разные. Тут улицы пересекают одна другую. Это четырехсторонний перекресток.

Две улицы. Но одна бежит прямо, а другая вливается в нее словно речка. Это трехсторонний перекресток. Трехсторонний перекресток бывает и таким: бежала-бежала одна улица и разделилась на две.

Со всех сторон мчатся машины, автобусы, троллейбусы к перекрестку. Это самое опасное место. Недаром именно здесь, на перекрестке, стоит регулировщик и обязательно есть светофор. Тут внимательным должен быть каждый водитель.

Перекресток — это опасное место и для пешеходов.

На перекрестках надо быть особенно осторожным и внимательным.

Переходить перекресток надо только по пешеходным переходам. Типы перекрестков: четырехсторонний, Т-образный, У-образный, Х-образный.

Переход через улицу, где нет светофора — есть нерегулируемый перекресток. Переход через улицу со светофором — это регулируемый перекресток.

III. Физминутка.

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке (подскоки на левой ножке)

По тропинке побежим,

до лужайки добежим.

(бег на месте)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки.

(прыжки на месте на обеих ногах)

Стоп. Немного отдохнем.

И домой пешком пойдем.

(ходьба на месте)

IV. Значение световых сигналов для пешехода.

При зеленом сигнале светофора разрешается движение через перекресток транспорту во всех направлениях.

При желтом сигнале транспорту запрещается выезжать на перекресток, а пешеходам переходить улицу. Транспорт, который подходит к перекрестку, должен остановиться, стоящий у перекрестка — приготовиться к движению, а транспорт, застигнутый таким сигналом на перекрестке, должен продолжить движение и освободить перекресток. Зеленый мигающий сигнал светофора означает, что время действия зеленого сигнала истекает, и скоро будет включен запрещающий сигнал. Постоянно мигающий желтый сигнал означает, что перекресток нерегулируемый.

Видишь знак? Его значенье —

двух дорог пересеченье.

Равнозначны две подружки,

две дороженьки — резвушки.

V. Игра «Перекресток»

Правила игры очень простые

Водящий — светофор, как в салочках. Только водит он, не зажмурившись, а, напротив, глядит во все глаза, как и положено светофору. Где играть? Где хотите: во дворе, в парке, в школьном зале.

Что нужно для игры? Перекресток.

Все, кто хочет играть, быстро «строят» его с помощью кусочка мела. Перекресток можно нарисовать любой, какой подскажет фантазия. Но уговор: на перекрестке должны быть «переходы», «островки безопасности», линии «стоп» и т.д., т.е. линии, которые показывают опасные и безопасные места на улицах и знать которые необходимо. Кстати, тому, кто их не знает, в нашей игре проигрыш обеспечен! Но и отчаиваться не нужно. Начав играть, глядишь, так увлечешься, что и по улицам станешь ходить правильно.

Правила игры: ведущий-светофор — стоит в центре перекрестка. Остальные делятся на две группы: пешеходы и транспорт. Свисток светофора! Перекресток оживает: идут пешеходы, движется транспорт. И тут-то светофор начинает салить и тех и других. За что? Конечно, за нарушение правил уличного движения. Салить можно свистком, называя имя нарушителя. Нарушители выбывают из игры.

Побеждают те, кто умеет ходить по улицам. Но игра не кончается. Победители участвуют в автопробеге на трехколесных велосипедах и самокатах, которые все участники игры сдают в общий гараж.

Тот, кто проиграл, не катается во время пробега даже на своем велосипеде. На нем может кататься любой победитель игры.

VI. Итог урока. Выучить наизусть стихотворение Н.Сорокина.

Там, где шумный перекресток,

Где машин не сосчитать,

Перейти не так уж просто,

Если правила не знать.

Пусть запомнят твердо дети:

Верно, поступает тот,

Кто лишь при зеленом свете

Через улицу идет!





Урок №9



ТЕМА «Улица и дорога»

1. Напиши, где положено ходить пешеходам на улицах и дорогах.___________________________

_____________________________________________________________________________________

2. Для чего нужна проезжая часть?_______________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

3.Напиши, как пешеходу можно перейти проезжую часть, как обозначены такие места.

__________________________________________________________________________________

4, Рассмотри рисунки. Напиши, чем они отличаются.



Урок №10

Тема: «Урок — беседа по ПДД перед зимними каникулами»

Цель: Вспомнить все правила поведения в зимний период, на дорогах, дорожные знаки.

Оборудование: картины, таблица.

Ход урока.

1. Орг. момент

11. Вступительное слово:

Стоп, машина!

Стоп, мотор!

Тормози скорей, шофер!

Красный глаз глядит в упор

Это строгий светофор.

Нужно слушаться без спора

Указаний светофора.

Нужно правила движенья

Выполнять без возраженья

Это всем вам подтвердит

Добрый доктор Айболит!

- Зима - любимое время года для всех ребят.

- Ребята, в период зимних каникул будьте осторожны. Не забывайте те правила дорожного движения, которые мы с Вами проходили. Ваши родители будут находиться на работе, и вы во время игр соблюдайте следующие правила:

1. Не катайтесь на санках, лужах, коньках по улицам и дорогам.

2. Кататься на коньках, лыжах и санках нужно на катках, в скверах, на

стадионах.

3. Не играйте в снежки и другие игры на тротуарах и проезжей части улицы и

дороги.

4. Ты мешаешь пешеходам и движению транспорта.

5. Водителю трудно быстро остановить машину.

6. Игры на мостовой опасны.

III. Игра «Зеленый огонек»

IУ. Физминутка.

У. «Дорожные знаки» - соревнование.

1) «дорожные знаки» - 1 команда

Собирает только предупреждаюшие знаки, другая запрещающие.

2) Кто быстрее соберет светофор из частей?

(командное соревнование)

3) Игра «Найди свой знак».

У каждой группы свой знак. По команде учителя дети двигаются в любом направлении под музыку. В это время помощники меняются знаками и меняют свое местонахождение. Как только музыка затихает, ребята должны собраться у своих знаков.

4) Игра «Красный, желтый, зеленый»

Желтый — стоят на месте «замри»

Зеленый — двигаются произвольно

Красный садятся на корочки и грозят друг другу пальцем.

VI. Итог урока.

Детям хочется играть:

Бегать, прыгать и скакать.

Кто в снежки с утра играет,

Кто футбольный мяч гоняет.

Двор большой и малыши

Веселятся от души,

На дороге же, друзья,

Никогда играть нельзя!

Урок №11

Тема: “Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка”

Цель: знакомство с элементами улиц и дорог; с дорожными разметками.

Оборудование: тематические плакаты, набор фигур пешеходов, макеты улиц и дорог.

Ход урока

I. Орг.момент

II. Введение в тему:

Если ты шагаешь в школу

По тропинке, по дорожке,

Будь внимательным немножко,

Правил ты не забывай,

И наверно, и конечно,

И возможно, можно, можно

Безопасную дорогу

для себя ты выбирай!

-Сегодня на уроке мы познакомимся с элементами улиц: проезжая часть, тротуар,

с дорожной разметкой.

Улица – это ограниченное зданиями и сооружениями пространство, по которому проходит городская дорога. Эта дорога имеет проезжую часть, по которой движутся автомобили, автобусы, мотоциклы и другие транспортные средства. По краю проезжей части тянутся тротуары, покрытые, как правило, асфальтом.

Проезжая часть улицы предназначена для движения транспорта. По проезжей части мчатся автомобили, проходят троллейбусы и трамваи.

Тротуар — это специально отведенный путь для ходьбы. Он отделен от проезжей части для того, чтобы обезопасить пешеходов, оградить их от транспорта. Тротуар возвышается над проезжей частью и имеет твердое покрытие. На тротуарах много пешеходов. Они переходят улицу на перекрестках по пешеходным переходам. На узком тротуаре остановись и пропусти идущего навстречу взрослого.

Дорожная разметка.

Пешеходы через улицу или дорогу обозначены линиями разметки на проезжей части и дорожными знаками.

Информационно-указательный дорожный знак — пешеходный переход.

переход обозначен линиями пешеходного перехода “зебра”. Если линии пешеходного перехода есть только на одной стороне перекрестка, то переходить улицу можно только по указанному пешеходному переходу. На широких дорогах в середине пешеходного перехода устраивают “островки безопасности”, где пешеход спокойно может переждать поток машин. Улицу, где нет пешеходного перехода, надо переходить от одного угла тротуара к другому. Так безопаснее.

III. Физминутка.

Мы немножко отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем,

Руки в стороны, вперед,

Нас работа еще ждет.

Руки вниз, на пояс, вверх,

Убегаем мы от всех.

Побежим скорее в класс,

Там послушаем рассказ.

IV. Рассказ о дороге.

“Дорога — это жизнь”, - говорили древние римляне. Движение на дороге замирает ни днем, ни ночью.

В старину только лошадь да вол были безраздельными хозяевами дорог. Запряженными в телегу или арбу, они медленно тащили за сотни верст тяжелые грузы.

В 1882 году в России был построен первый легковой автомобиль. Успешное внедрение автомобилей в народное хозяйство и строительство дорог началось только после установления Советской власти. Бегут, бегут дороги от города к городу, от села к селу. Бегут по равнинам, пересекают реки, пробираются через дремучие леса, вьются по склонам гор, словно паутиной покрывая землю. Подойдет дорога к городу, селу, расступятся перед ней дома широкими улицами, узкими переулками, большими и малыми площадями. Широки наши дороги, но с каждым годом на них становится все теснее, теснее. Движение на улицах немыслимо без соблюдения определенных законов. И не случайно, что о порядке на дорогах люди стали заботиться давным-давно. Для того чтобы движение было бесперебойным и безопасным, нужно было выработать строгие правила.

Сейчас на улицах и на дорогах действует строгий закон — “Правила движения по улицам городов, населенных пунктов и дорогам СССР”.

Соблюдать эти правила обязаны все: водители, пешеходы и пассажиры общественного транспорта. Твердо запомните и строго соблюдайте их. Этим сохраните себе здоровье и жизнь.

V. Дорога имеет всего четыре полосы для движения, т.к. каждая из проезжей частей разделена разметкой на две полосы.

Сплошная линия разметки, нанесенная справа от транспортного средства, обозначает край проезжей части, и в отличие от случаев, когда такая линия разделяет транспортные потоки противоположных направлений, обозначает границы полос движения в опасных местах для остановки транспортного средства на обочине. Прерывистая линия разметки разделяет транспортные потоки противоположных направлений на дороге, имеющий полосы, и не запрещает какой-либо маневр.

VI. Дополнительный материал по профилактике ДП.

Город, в котором мы с вами живем,

Можно по праву сравнить с букварем,

Азбукой улиц, проспектов, дорог

Город дает нам все время урок

Вот она, азбука, над головой:

Знаки развешаны вдоль мостовой.

Азбуку города помни всегда,

Чтоб не случилась с тобою беда.

VII. Итог урока.











Урок №12

Урок №13

Тема: “Сигналы светофора и регулировщика”

Цель: Знакомство со светофором; воспитание дисциплинированности.

Оборудование: макет светофора; жезл.

Ход урока

1. Организационный момент.

I I. Введение в тему.

Отгадайте загадку:

Встало с краю улицы

В длинном сапоге

Чучело трехглазое на одной ноге.

Где машины движутся

Где сошлись пути,

Помогает улицы

Людям перейти. (Светофор)

- Тема нашего урока: “Светофор”. Сегодня мы познакомимся со светофором и его назначением.

- Ребята! С каждым годом на улицах городов появляется все больше машин. Чтобы машины могли свободно двигаться, и пешеходам было безопасно, на улицах и дорогах установлены светофоры. Что означает слово “светофор”? Почему его так назвали?

Слово это состоит из двух частей: “свет” и “фор”. Первая часть всем понятна. Вторая часть - произошла от греческого слова “фарос”, что означает “несущий” или “носитель”, то есть “светофор” означает “несущий свет”. Светофор имеет З разных сигнала: красный, желтый, зеленый.

Почему для светофора были выбраны именно эти три цвета?

- Красный цвет хорошо виден в темноте, тумане. Красный цвет — сигнал опасности, сигнал тревоги. Он самый заметный, виден издалека, его трудно спутать с другим. Поэтому он выбран для самого строгого сигнала, запрещающего движение.

- Желтый цвет тоже хорошо заметен в любую погоду. В тумане можно его принять за красный. Но все равно он будет предупреждать водителя.

- Зеленый цвет нельзя спутать с красным или желтым.

История возникновения светофоров.

Светофору уже более 100 лет. Первые светофоры — фонари работали на светильном газе, затем появились уличные светофоры в виде невысокого столба с вращающейся стрелкой, а еще позже — на электрические светофоры с цветными стеклами — секторам. Сейчас светофорами управляют сложные вычислительные устройства. Светофор представляет собой прибор, который световыми сигналами разрешает или запрещает движение транспорта и пешеходов в определенном направлении. Светофоры служат для регулирования дорожного движения, их устанавливают на перекрестках, пешеходных переходах и других местах оживленного движения. Слушаясь сигналов светофоров, пешеходы переходят улицы и перекрестки, не мешая друг другу, не рискуя попасть под машину. Сигналы светофоров помогают водителям избегать столкновений и других несчастных случаев.

Светофоры бывают разные. Наиболее распространены трехсекционные, или транспортные, светофоры. Секции их могут быть расположены вертикально и горизонтально. У этих светофоров три световых сигнала — красный, желтый, зеленый. Вы уже знакомы со значением каждого сигнала светофора.

IV. Физминутка.

V. Инсценировка стихотворения М. Пляцковского “Светофор”.

Один из ведущих — в роли светофора. Светофор сделан из картона в виде футляра с тремя глазками. Один ребята изображают транспорт на перекрестке, другие — пешеходов. Светофор стоит в центре.

Светофор:

“Стоп, машина!

Стоп, мотор!

Тормози скорей, шофер!”

Красный глаз

Глядит в упор -

Я ведь строгий светофор!

(включается красный свет, все остановились)

Вид я строгий напускаю,

дальше ехать не пускаю!

Обождал шофер немножко,

Снова выглянул в окошко.

Пешеходам в этот раз

Показал

Зеленый глаз

Подмигнул и говорю:

“Ехать можно, путь открыт!”

(Включается сначала желтый, затем зеленый свет. Нарушителям вручают штрафные карточки)

Знаки важные, дорожные —

Компас взрослых и ребят.

дети,

Будьте осторожны!

Знайте,

Что нельзя, что можно!

Выполняйте

Непреложно

Все, что знаки говорят!



VI. Игра “Светофорик”.

В классе устанавливается светофор. Учащиеся делятся на две команды. Участникам игры надо быть очень внимательными.

Когда ведущий зажигает зеленый свет, то ребята должны топать ногами, будто идут; когда горит желтый свет, то ребята должны хлопать в ладоши. При красном свете должна быть тишина.

Перед началом игры обязательно надо провести репетицию, чтобы все ребята поняли условия игры. Выигрывает та команда, ребята которой более внимательны.

VII. “Песенка про светофор!”

Если желтый свет горит,

Он, как друг, нам говорит:

“Пропущу скоро вас, дам зеленый свет сейчас”.

Вот зеленый вспыхнул свет

И машинам ходу нет.

“Проходи, путь открыт”, -

Светофор нам говорит.

Всем прохожим с давних пор

Помогает светофор,

И хоть он автомат

Охраняет всех ребят.

VIII. Сигналы регулировщика.

Полосатая палочка, которую держит в руках милиционер-регулировщик, называется жезлом. Регулировщик “разговаривает” только жестами. Поворачивается влево, вправо, взмахивает жезлом — то поднимает его, то опустит. Давайте разберемся, что означают жесты “хозяина дорог”.

- Регулировщик поднял руку правую вверх — всем видам транспорта запрещен выезд, а пешеходам запрещено начинать переход через улицу.

- Регулировщик обращен к транспорту и пешеходам боком — пешеходам разрешается переходить улицу.

- Регулировщик обращен к транспорту и пешеходам грудью или спиной — пешеходам запрещается переходить улицу.

Для того, чтобы в темное время суток жесты регулировщика были видны, используют специальный жезл с подсветкой внутри или световозвращающее покрытие.

Вывод: для безопасности движения от всех пешеходов требуется строгое соблюдение дисциплины на улице, подчинение сигналам светофора и милиционера - регулировщика.

Есть у меня надежный друг.

Нет у него ни ног, ни рук,

Зато три глаза на ребят

По очередности глядят.

Его повсюду узнают.

Скажите, как его зовут? Све-то-фор!

ХI. Итог урока.

Светофоры служат людям,

Чтобы жизнь оберегать,

Так давайте ж, дети, будем

И сигналы выполнять!

































Урок №14



Урок №15

Тема: «Правила перехода улиц и дорог»

Цель: познакомить детей с основными правилами перехода улиц и дорог.

Оборудование: тематические плакаты.

Ход урока

1. Организационный момент

II. Введение в тему:

Правила движения Вам, ребята тоже

Все без исключения Их не знать негоже.

Знать должны зверюшки: Нужно слушаться без спора

Барсуки и хрюшки, Указаний светофора:

Зайцы и тигрята, Нужно правила движенья,

Кошки и котята. Выполнять без возраженья.

По улицам городов движется много легковых и грузовых машин, трамваев, автобусов, троллейбусов. Они везут людей на работу, ребят в детский сад, доставляют продукты в магазины и т.д. для безопасности движения транспорта и пешеходов созданы специальные правила, которые нужно знать и выполнять. Незнание этих правил или их невыполнение приводит к несчастным случаям и нарушению нормального движения в городе. Каждому человеку необходимо знать, где и как следует переходить улицу. дети не должны забывать, что дорога предназначена для транспорта, а не для игр. Улицей называется часть города, отведенная для движения транспорта и пешеходов. Она имеет мостовую, предназначенную для проезда транспорта, и тротуары — для пешеходов. Перекрестком называется место пересечения улиц и дорог.

Перекресток, к которому сходится более четырех улиц, называется площадью.

Движение в нашей стране организованно по правой стороне, поэтому ходить по тротуару следует, придерживаясь правой стороны, чтобы не мешать встречным пешеходам.

Улицу нужно переходить спокойным шагом в том месте, где установлен знак «Переход». Предварительно следует посмотреть налево, а дойдя до середины улицы, - направо, пропустить близко идущий транспорт, а затем идти к тротуару.

Стоящий автобус, машину следует обходить всегда сзади, чтобы видеть идущий навстречу транспорт.

Нельзя переходить улицу перед близко идущим транспортом и искать на мостовой, так как водитель не сможет сразу остановить свою машину. даже после того, как он затормозит, машина все равно будет еще двигаться вперед, а этого достаточно, чтобы наехать на пешехода. Особенно трудно остановить машину в дождь и гололед.

дети должны хорошо знать следующие правила:

1. Ходить только по тротуару, придерживаясь правой стороны.

2. Переходить улицу в местах, где установлен знак «Переход».

З. Прежде чем сойти на мостовую, необходимо посмотреть налево, а дойдя до середины

улицы, - направо.

4. Там, где установлен светофор, следует переходить улицу при зеленом свете.

5. Не играть на мостовой, не кататься на коньках и санках, не цепляться за проезжающий

транспорт.

Вывод: Чтобы не подвергать себя опасности, взрослые и дети должны четко выполнять правила перехода через улицу.

III. Физминутка

Стихотворение В. Семерника «Запрещается — разрешается»

И проспекты, и бульвары —

Всюду улицы шумны.

Проходи по тротуару

Только с правой стороны.

Тут шалить, мешать народу

За---пре---ща---ет---ся! (Хором)

Быть примерным пешеходом

РАЗРЕШАЕТСЯ! (Хором)

И вокруг тебя народ,

Не толкаясь, не зевая,

Проходи скорей вперед.

Ехать зайцем, как известно,

За---пре---ща---ет---ся! (Хором)

Уступить старушке место —

РАЗРЕШАЕТСЯ! (Хором)

Если ты гуляешь просто,

Все равно вперед гляди.

Через шумный перекресток

Осторожно проходи.

Переход при красном свете —

За---пре---ща---ет---ся! (Хором)

При зеленом даже детям

РАЗРЕШАЕТСЯ! (Хором)

IV. Итог урока

- Что, запомним, друзья, Правила движенья?

- Помним мы от А до Я Азбуку движения.

Урок №16

ТЕМА: «Проходите, путь открыт!» - тест

1.Какой сигнал светофора разрешает движение пешеходов? ___________________________________________________________________________________

2. Где на светофоре расположен разрешающий сигнал светофора?___________________________

3. Что означает красный сигнал светофора? __________________________________________

4. Какой сигнал загорается после красного сигнала?_______________________________________

5. Вы подошли к перекрестку, загорелся красный сигнал светофора, на дороге нет машин. Как вы

поступите? ________ ______ ___________________________________________________________

6. Что обозначает желтый сигнал светофора? _________________________________ _________

7. Можно ли переходить дорогу на желтый сигнал? ____________________________________

8. Соотнеси линиями жесты и положения корпуса регулировщика с сигналами светофора.

Урок №17

Тема: «Предупредительные сигналы водителей»

Цель: Ознакомить учащихся с предупредительными сигналами, развивать и расширять ориентировки в окружающем.

Оборудование: макеты, картины, плакаты.

Ход урока.

i. Орг. момент.

II. Предупредительные сигналы.

Предупредительные сигналы начало движения.

Предупредительные сигналы служат для информирования участников дорожного движения и своевременного их предупреждения об изменении направления движения транспортных средств или совершение маневра. Предупредительные сигналы могут быть:

1) Световые,

2) Звуковые,

3) Могут подаваться рукой.

Все сигналы должны подаваться водителями своевременно с учетом, чтобы другие участники дорожного движения могли своевременно воспринять и принять соответствующие меры. Водители обязаны подавать

заблаговременно указателем поворота, при трогании с места (начало движения), остановок, поворота на право, налево, разворота для движения в обратном направлении, перестройка, обгоном.

В случае неисправной сигнализации сигналы должны подаваться рукой.

К внешним световым приборам относятся фары ближнего и ближнего света, габаритные огни, противотуманные фары передние, задние, фара протектор, указатели поворотов, аварийная сигнализация, фароискатель.

В темное время суток и в условиях недостаточной видимости не зависимо от условий освещения дороги должны быть включены следующие приборы:

1. на велосипедах фары или фонари. (впереди белый, сзади красного цвета)

2. на всех механических, технических средствах фары дальнего или ближнего света.

3. на гужевых повозках фонари (при их наличии)

4. на прицепах, полуприцепах габаритные огни, дальний свет должен переключен на ближний населенном пункте, если дорога или улица освещены.

5. при движении в дневное время, светофор должен, включен в организованной колонне, при перевозке детей.

III. Физминутка

IУ: Блицопрос.

1.Человек, который подчиняется сигналам трехцветного светофора на проезжей части (водитель)

2. Как называется часть улицы, предназначенная для пешеходов? (тротуар)

З. Кабы я встала, до неба достала, Кабы мне язык да голова. Я бы все рассказала. (дорога)

V. Игра «Дуэль». Предлагается слово «Светофор».

Дети должны придумать как можно больше слов, используя буквы этого слова. Это должны быть имена существительные в И.п. ед. числа.

VI. Итог урока.



Урок №18

Тема: «Остановочный путь автомобиля»

Цель: знакомство с работой водителя; подведение детей к сознанию необходимости соблюдения правил дорожного движения; игры на ориентировку окружающего.

Оборудование: макеты, картины, плакаты, машинки

Ход урока.

1. Орг. момент.

II. Остановочный путь автомобиля.

Под остановочным путем подразумевается транспортным средством с момента обнаружения водителем опасности до полной остановки. Остановочный путь всегда больше тормозного, т.к. до начала торможения транспортное средство успевает переместиться на расстояние, зависящее от времени реакции водителя и времени срабатывания тормозного привода. Экстренное торможение подразумевает остановку автомобиля на кратчайшем расстоянии от места начала торможения. На сколькой дороге следует тормозить прерывистым нажатием на педаль тормоза. Между тормозным путем и скоростью движения существует квадратичная зависимость. Следовательно, увеличив скорость в З раза, водитель увеличит тормозной путь в 9 раз. Путь, пройденный автомобилем с момента начала действия тормозов до полной остановки, называется тормозным путем. При определении тормозного пути не учитывается расстояние, пройденное автомобиле за время реакции водителя и за время срабатывания тормозного привода.

III. Физминутка.

IV. Игра «Лучший водитель»

Игрокам команд нужно провести машину на веревочке вокруг препятствий как можно быстрее и точнее, чтобы не «попасть в аварию».

V. Итог урока.

Всем, кто любит погулять,

Всем без исключения,

Нужно помнить, нужно знать

Правила движения.

Урок №19 -тест

Урок №20

Тема: « Наши друзья - дорожные знаки»

Цель: познакомить учащихся со значением некоторых часто встречающихся по месту жительства дорожных знаков, а также с другими знаками, необходимыми пешеходу.

Оборудование: карточки с дорожными знаками; картинки с элементами улиц;

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Введение в тему:

Чтоб машины не спешили,

Шел спокойно пешеход,

Помогать мы им решили,

Мы дежурим круглый год.

Самый малый знак дорожный,

Он стоит не просто так,

Будьте, будьте осторожны,

Уважайте каждый знак.

- Сегодня мы отправимся в Страну Дорожных знаков. Познакомимся с жителями Тридевятого квартала Страны Дорожных знаков.

Однажды в одном Тридевятом квартале,

У знаков дорожных зевали Товарищ зевака! Товарищ зевака!

Зеваки понять не хотели никак, Не спи, не зевай у дорожного знака!

Что знаки поставлены не для зевак. Ну, сколько же можно зевать и зевать!

Был главным зевакой большой задавака - Нельзя же на трассе поставить кровать!

Всемирно известный великий зевака Зевака во сне ужаснулся -

Великий зевака так сладко заснул. Другим человеком проснулся.

Приснился зеваке особенный знак, И стал называться товарищем,

И было на знаке написано так: Почти никогда не зевающим,

В этой стране есть свои законы, которые называются Правилами дорожного движения, а живут в этой стране Дорожные знаки. Дорожные знаки сделали в виде рисунков, чтобы их различить издалека.

- треугольные с красным ободком – предупреждают;

- запрещают;

- голубые – разрешают любой формы;

Например: нарисован велосипед в красном кольце, значит велосипедное движение – запрещено. А если на голубом фоне – то именно эта дорожка сделана для велосипедистов.

С 1971 года у нас в стране введены новые дорожные знаки, соответствующие международным требованиям.

Дорожный знак – это такая табличка, на которой есть схематичный рисунок.

У нас в употреблении в общей сложности 173 дорожных знака! Дорожные знаки установлены на всех автомобильных дорогах земного шара. Почти повсюду они одинаковы и означают одно и то же. Поэтому называются они международными и понятны любому водителю и пешеходу — русскому, английскому, японскому, арабскому, итальянскому, французскому. Дорожные знаки делятся на предупреждающие, знаки приоритета, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные и знаки сервиса.

Предупреждающие знаки

Предупреждающие знаки предупреждают об опасности, оповещают о том, какой трудности путь впереди.

Железнодорожный переезд со шлагбаумом.

Забор, изображенный на знаке, означает, что железнодорожный переезд имеет шлагбаум. Если на переезде установлен автоматический шлагбаум, т.е. с приближением поезда включается механизм и шлагбаум опускается, то там загорается мигающий красный сигнал и звенит звонок. Звонок предупреждает, что поезд уже близко и скоро опустится шлагбаум.

Пересечение равнозначных дорог.

На знаке изображены 2 черные линии крест-накрест. Здесь водитель обязан выполнять правила проезда перекрестка, снизить скорость, в случае опасности быть готовым к немедленной остановке.

На знаке изображены сигналы светофора. Знак предупреждает водителя о том, что впереди регулируемый перекресток, где необходимо следить за светофором, действиями регулировщика.

Пешеходный переход.

На знаке силуэт человека. Знак устанавливается перед обозначенным пешеходным переходом. Водитель обязан снизить скорость или остановится, чтобы пропустить пешеходов.

Дети.

На знаке — силуэты бегущих детей. Знак устанавливается в местах, где возможно появление детей на проезжей части. Водители должны быть особенно внимательными.

Запрещающие знаки. Въезд запрещен.

На красном фоне широкая желтая горизонтальная полоса. Запрещается въезд всех транспортных средств, кроме трамваев, автобусов и такси. Знак не распространяется на машину «Скорая помощь», пожарную и милицейскую машину. Запрещается въезд на велосипеде, но разрешается вести велосипед рядом.

Информационно-указательные знаки

Место остановки автобуса, троллейбуса, или трамвая.

На голубом прямоугольнике голубой квадрат и на нем изображение автобуса

(троллейбуса), трамвая или такси. Под знаком название остановки.

Место стоянки.

На голубом квадрате — белая буква «Р». Знак указывает место, где разрешена стоянка.

Время стоянки не ограниченно.

Пешеходный переход.

Знак указывает место, где разрешается переход проезжей части

Подземный пешеходный переход.

Надземный пешеходный переход.

Квадратные голубые знаки с изображением пешехода и ступенек. Каждый из знаков

показывает, как можно перейти дорогу по подземному или надземному переходу.

Знаки сервиса.

Пункт медицинской помощи.

Знак указывает место, где можно получить помощь. Тем, кто в пути, это надо знать.

Телефон.

Знак указывает место расположения телефона. Вызвать «Скорую медицинскую помощь» или инспектора ГИБДД к месту аварии.

Пункт питания

Знак указывает место расположения ближайшей столовой.

III. Физминутка

IV. Один знак, одна дорожная буква обозначает целую фразу — дорожный сигнал.

Эти сигналы — кружочки, треугольники, прямоугольники. Голубые, желтые, с красной каемочкой.

И не случайно они такой формы и такого цвета.

Предупреждающие знаки расположили на треугольниках с красным окаймлением. Светофор сигналил бы их желтым светом. Это: «Дорожные работы», «Дети», Прочие опасности», «Пересечение с велосипедной дорожкой». Запрещающие знаки расположили в кругу с красным окаймлением или красным фоном. Светофорный сигнал бы эти знаки красным светом. Это такие знаки, как «Движение запрещено», «Движение пешеходов запрещено». Предписывающие знаки расположили на круге голубого цвета. Они разрешают, предписывают движение в указанном направлении, движение легковым автомобилям, указывают велосипедную дорожку, дорожку для пешеходов.

Информационно-указательные расположили на голубых квадратах. Это такие знаки, как «Пешеходный переход», «Начало населенного пункта», «Конец населенного пункта».

Знаки сервиса — голубые прямоугольники с рисунками: то ложка с вилкой, то красный крест, то палатка, то кровать. Это такие знаки, как «Больница», «Место отдыха», «Гостиница».

V. Вопросы:

-Зачем нужны дорожные знаки?

-Расскажите, какие вы знаете, дорожные знаки и что они обозначают?

-В каких местах устанавливается знак «Дети»?

-Какие дорожные знаки встречаются по дороге в школу?

VI. Игра «Дорожные знаки».

Дети разбиваются на группы. Каждой группе выдается конверт с заготовленными дорожными знаками и их «парами» (карточки, где написано, что данный знак означает), перемешанные между собой. Каждая группа получает определенную группу знаков:

предупреждающие, предписывающие, запрещающие, информационно-указанные или знаки сервиса.

Задача каждой группы — подобрать к знакам их «пары».

Например, к рисунку «красный круг с белой полосой» («кирпич» прикладывают текст «Въезд запрещен». Подобранные «пары» скалываются канцелярской скрепкой так, чтобы с одной стороны был рисунок, а с другой — текст.

За неправильно подобранный знак группа получает штрафное очко.

Закончив подсчет очков, играющие снимают с листов скрепки, перемешивают их и меняются группами знаков.

VII. Итог урока.

- На какие группы делятся дорожные знаки?

- Каково назначение каждой группы знаков?

























Урок №21 - тест

Урок №22

Тема: “Обязанности пассажиров”

Цель: познакомить детей с правилами посадки и выхода из общественного транспорта и правилами перехода улицы.

Оборудование: тематические плакаты.

Ход урока

I.Орг.момент

II. Введение в тему:

Выходя на улицу,

Приготовь заранее

Вежливость и сдержанность,

А главное — внимание.

Правила посадки и выхода из общественного транспорта

Трамваи, троллейбусы, автобусы возят пассажиров. Для пассажиров транспорта существуют особые правила, которые необходимо выполнять. Вы тоже пассажиры.

-Входите в автобус, троллейбус, трамвай спокойно, через заднюю дверь.

-Выходите из автобуса, троллейбуса, трамвая через переднюю дверь.

-Входите и выходите из автобуса, троллейбуса, трамвая только на остановках.

-Ожидайте автобус, троллейбус, трамвай на посадочной площадке.

-А если специальной площадки на тротуаре нет?

-Посмотрите, вы видели на улицах такие таблички? Читайте: “Автобус”, “Троллейбус”, “Трамвай”. Это и есть остановки.

-Когда будете стоять на остановке трамвая, обратите внимание, что они почти всегда располагается перед перекрестком.

-Сойдя с трамвая, нужно дойти до перекрестка и только там перейти дорогу. Чаще всего остановка автобуса, троллейбуса находится за перекрестком. Поэтому

нужно дойти до пешеходного перехода или перекрестка и только там переходить улицу.

III. Игра “Красный, желтый, зеленый”

IV. Правила перехода улицы

Машины, машины, машины. Целый поток, во всю широкую улицу. А пешеходу нужно перейти ее. Где, как перейти улицу?

Расставили знаки, расчертили дороги — знай, пешеход, где можно безопасно переходить улицы. Нужно только запомнить указательные знаки.

Через улицу, словно мостик, перекинут пешеходный переход. Шагайте, прямо на зеленый сигнал светофора, не сворачивая.

А вот и знакомый вам трехглазый светофор.

Вспомните, на какой свет можно переходить улицу. А этот светофор красным светом мигает — читайте, что велит: “Стойте!”. Подождали?

Вот теперь — “Идите!”.

И никогда не торопитесь. Знаете, сколько времени нужно постоять у перекрестка, дожидаясь зеленого света? Ничтожно мало: 25-30 секунд! А какими страшными могут они оказаться, если не слушаться светофора!

Но широки улицы большого города. Иную и не успеешь до середины перейти, как уж светофор мигает: “Стоп, пешеход!”. Куда деваться? Скорей в этот полосатый круг! Тут пешеход в безопасности — ведь недаром он попал на островок безопасности. Стой и жди. Мигает снова зеленый глаз — иди дальше.

Полосатую дорожку пешеходного перехода расстилают поперек улицы и там, где нет светофора. Водитель еще издали заметит такую “зебру”, убавит скорость, притормозит: “Иди спокойно, пешеход”. До чего оживленная улица: машины по ней мчатся быстро, без остановки. А светофоров и пешеходных переходов на улице нет.

Как же перейти такую улицу? Ищите знак — “Переход”. Если пойти, куда он

указывает, то приведет он вас на надземную улицу. Тихую, спокойную, освещенную

лампами дневного света. Улица только для пешеходов — это подземный переход. Иди себе – хочешь, торопись, хоть бегом беги через улицу — не опасно. Машин тут нет — они сверху, пешеходами бегут.

V. Правила поведения в общественном транспорте.

Автобусы – транспорт общего пользования, ездят они строго определенным маршрутам. Каждый маршрут имеет свой номер. По пути следования автобусы останавливаются для посадки и высадки пассажиров. « А» - остановка.

Посадка в автобус осуществляется при полной его остановке через заднюю дверь в порядке очереди. Только инвалидам, престарелым людям, детям и их сопровождающим разрешается входить через переднюю дверь. В автобусе обязательно нужно уступать престарелым людям, инвалидам, маленьким людям, мамам с маленьким детьми.

Запрещается в автобусе высовываться из окон, открывать окна с левой стороны, выходить из автобуса, когда он еще не остановился полностью. Выйдя из автобуса, надо отойти на тротуар или обочину дороги. Если необходимо перейти на другую сторону улицы, следует найти указатель перехода и там перейти.

Если указателя нет, дорогу следует переходить только тогда, когда автобус отойдет от остановки, и дорога будет хорошо просматриваться в оба конца.

А прежде чем перейти нужно просмотреть налево, а потом можно перейти дорогу.

VI. Игра “Это я, это я, это все мои друзья”

Кто из вас в вагоне тесном

Уступил старушке место?

Кто из вас идет вперед

Только там, где переход?

Кто из вас, идя домой

держит путь по мостовой?

Знает кто, что красный свет —

Это значит, хода нет.

VII. Итог урока.

Урок №23

Тема: «Правила для пассажиров»

Цель: Познакомить учащихся с правилами для пассажиров развивать наблюдательность, внимание.

Оборудование: плакаты, макеты.

  • Ход урока.

1. Орг. момент

II. Проверка пройденного материала.

1. Загадки:

  • Ясным утром вдоль дороги

  • На траве блестит роса.

  • По дороге едут ноги и бегут два колеса.

  • У загадки есть ответ, это мой ... (велосипед)

  • 2. Что за чудо это дом!

  • Окна светлые кругом,

  • Носит обувь из резины.

  • А питается бензином! (автобус)

3. Чтоб тебя я повез,

Мне не нужен овес,

Накорми меня бензином,

На копытца дай резину,

И тогда, поднявши пыль

Побежим .... (автомобиль)

III. Поведение пассажиров в автомобилях, автобусах.

1. Запрещается в автобусах, в автомобилях высовываться из окон, открывать

окна с левой стороны, выходить из автобуса, когда он еще не остановился

полностью.

2. В автобусе обязательно нужно уступить место: старым людям, инвалидам,

маленьким детям, мамам с маленькими детьми.

3. Во время движения автобуса детям нельзя бегать по салону автобуса.

IУ. Физминутка

У. Правила посадки и высадки пассажиров.

1. Посадку и высадку детей надо производить в закрытых дворах, в крайнем

случае со стороны тротуара или обочины. Посадка детей в автобус проходит

обязательно под наблюдением взрослых.

2. Количество детей не должно превышать число осадочных мест в автобусе.

3. Высадка детей должна проходить неторопливо, организованно.

УI. Игра «Разрешается, запрещается»

УII. Итог урока.

Выходя на улицу,

Приготовь заранее

Вежливость и сдержанность,

А главное — внимание.









































Урок №24 -тест





Урок №25

Тема: «Хороший друг велосипед, но может он наделать бед?»

Цель: Знакомство с правилами для велосипедистов.

Оборудование: макеты, плакаты, велосипеды, ролики

Ход урока.

1. Орг. момент

11. Правила для велосипедистов.

Езда на велосипеде делает человека сильным и смелым, только с 14 лет разрешается езда на велосипеде по улицам и дорогам. Ездить разрешается на исправных велосипедах, во дворах, вдали от проезжей части улиц и дорог. Велосипедистам запрещается перевозить пассажиров на раме, багажнике. Не просись подъехать на велосипеде — это опасно для жизни.

Не мчись на большой скорости. Пони, что пешеход всегда может внезапно, очутиться перед тобой, и наезд неизбежен. Всегда будь, острожен при езде на велосипеде. Каждый велосипедист должен знать, что не разрешается:

А. Ездить по тротуарам и пешеходным дорожкам садов, парков, бульваров.

В. Не держась за руль руками.

С. Ездить наперегонки.

Д. держать за движущиеся транспортные средства или за другого велосипедиста

Е. Предметы, которые могут мешать Управлению или выступать более чем на метров по длине и ширине.

Ж. Пассажиров на раме и багажнике, за исключением ребенка на дополнительном сидении, оборудованном подножками.

6. При движении водитель велосипеда должен руководствоваться знаками и указателями, сигналами светофора или регулировщика. Если велосипедист изменяет направление движения, то он обязательно должен подать сигнал поворота: при движении налево, вытянутой горизонтально левой рукой при движении на право — правой рукой. Подъезжая к нерегулируемому перекрестку, велосипедист обязан пропустить все виды транспорта и только после этого продолжать движение, если движение на перекрестке регулируется, то при красном сигнале любое движение велосипедиста запрещено. Двигаться через перекресток можно при зеленом сигнале светофора.

III Физминутка.

IV. Соревнования «Я по улице качу» Задания: нужно проехать полосу препятствий на велосипеде. V. Итог урока.



Урок №26 -тест









Урок №27

ТЕМА: «Это должен знать каждый»

Цель: - закреплять теоретические знания детей по правилам дорожного движения; --воспитывать чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения на улицах и дорогах стало для них привычкой;

Оборудование: дорожные знаки, таблицы.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Слово учителя:

Правила дорожного движения – это закон для пешехода, пассажиров, водителей. Машины и люди должны жить в мире. И те, и другие, подчиняются правилам дорожного движения. Каждый школьник должен знать, что улица очень опасна для тех, кто не умеет правильно ходить по ней. Но тот, кто твердо знает и точно выполняет строгие ПДД, тот не попадет в беду.

« Дорога – это жизнь», - говорили древние римляне. Движение на дорогах не замирает ни днем, ни ночью. Широки наши дороги, но с каждым годом на них становится все теснее и теснее. Движение на улицах немыслимо без соблюдения определенных законов. И не случайно, что о порядке на дорогах люди стали заботиться давным-давно. Соблюдать эти правила обязаны все: водители, пешеходы и пассажиры общественного транспорта. Все эти правила составляют закон улиц и дорог, и называется он « Правила дорожного движения.

Этот закон – строгий. Он не прощает нарушений ни со стороны пешеходов, ни со стороны водителей. И в то же время этот закон очень добрый, потому что охраняет людей от страшных несчастий – он бережет их жизнь.

Город, в котором с тобой мы живем,

Можно по праву сравнить с букварем.

Вот она, азбука, вдоль мостовой-

Знаки развешены над головой.

Азбукой улиц, проспектов, дорог

Город дает нам все время урок.

Азбуку города помни всегда,

Чтоб не случилась беда.

- А как вы понимаете эти слова: «азбука города»? Что это такое?

( дорожные знаки)

-Что значит: «Научись читать азбуку города?»

(Надо знать, что обозначает каждый знак, каждый свет светофора, знать места

перехода улицы.)

-Какие разметки на дорогах вы знаете?

(Зебра, средняя линия, островок безопасности.)

-Для чего так расчерчивают мостовую?

(Чтобы легче было перейти проезжую часть улицы)

- Молодцы.

3. Хорошо ли вы знаете дорожные знаки? ( использование таблицы).

Дорожные знаки установлены на всех автомобильных дорогах земного шара. Почти повсюду они одинаковы и означают одно и то же. Поэтому они называются Международными и понятны любому водителю и пешеходу – русскому, английскому, японскому, итальянскому и др.

- Перед вами 8 дорожных знаков.

1. Пешеходный переход.

2. Скользкая дорога

3.Движение на велосипеде запрещено.

4.Медицинский пункт..

5.Дорожные работы.

6. Движение пешеходов запрещено.

7.Пункт питания.

8. Железнодорожный переезд со шлагбаумом.



Под каким № такой дорожный знак?

1. Медицинский пункт.- №4

2. Пешеходный переход - №1

3.Пункт питания - №7

4. Дорожные работы - №5

5.Железнодорожный переезд со шлагбаумом - №8

6. Скользкая дорога - №2

7. Движение пешеходов запрещено №:6

8. Движение на велосипеде запрещено №3

- Все знаки делятся на группы: запрещающие, предупреждающие, указательные.

4. Знай, сигналы светофора, подчиняйся им без спора.

-Почему светофор называют именно так, а не иначе? (Слово составлено из двух частей: «свет» и есть «свет», а слово «фор» произошло от греческого «форос», что обозначает «несущий свет».

- Какие сигналы светофора вы знаете?

- Как располагаются сигналы в вертикальном светофоре?



-Я буду читать стихи-загадки, вы, внимательно выслушав меня, показывайте нужный сигнал светофора.



1. Светофора этот глаз

Останавливает Вас.

Он тревогою горит:

Пешеходам путь закрыт! (красный)



2. Если этим огнем светофор подмигнет

Приготовьтесь идти, он сигнал подает.

(желтый)



3. А уж если этот свет

Загорится впереди,

Это значит – снят запрет

Проезжай, проходи! (зеленый)



4. Коли вспыхнул этот свет

Никому прохода нет:

Ни могучим вездеходам,

Ни такси, ни пешеходам.

(красный)



5. Ждать, конечно, неприятно,

Но, вполне, терпимо

Если этот свет горит

Ждать необходимо.

(желтый)



6. Путь открыт! Идите люди!

Смело можете шагать.

(зеленый)



- Светофор- это наш друг, трехглазый, молчаливый работник, который оберегает нас от уличных неприятностей. У него в запасе всего 3 сигнала. Но, как они важны!

- Я буду называть 1-2 слова, а вы в ответ- сигнал светофорика.

- Идите! (зеленый)

- Стойте! (красный)

- Приготовьтесь! (желтый)

- Путь открыт! (зеленый)

- Путь закрыт! (красный)



Светофоры служат людям,

Чтобы жизнь оберегать,

Так давайте ж, дети, будем

Их сигналы выполнять!



-Хорошо, молодцы! Вы отлично усвоили светофорную азбуку.



7. ПРАВИЛА ДЛЯ ПЕШЕХОДА

1.Не мусори на тротуарах.

2.Если навстречу идет девочка или старший – посторонись и дай дорогу.

3.Не перебегай улицу перед движущимся транспортом. Это опасно. Жди, пока

он остановится или проедет.

4.При переходе улицы, если светофора на этом месте нет, то, выходя на проезжую часть, посмотри справа налево, не приближается ли какая – нибудь машина, дойдя до середины улицы, посмотри направо – не идет ли машина оттуда.

5. Не устраивай игр на проезжей части улиц и дорог.

6. Будь внимателен к окружающим.

7.Строго подчиняйся сигналам светофора.

8. «Знаешь ли ты?»

1.Что называется улицей? (Улицей называется территория, расположенная между жилыми домами, предназначенная для движения транспорта и пешехода)



2.Можно ли перебегать улицу (дорогу)?

(Пешеходы должны переходить улицу шагом).



3.В каком возрасте разрешается езда на велосипеде по улицам и дорогам?

(Езда на велосипеде разрешается лицам не моложе 14 лет)



4.Почему запрещается детям устраивать на проезжей части игры? (Дети, играющие на проезжей части улицы, мешают движению транспорта, а главное, увлекшись игрой, могут сами попасть под колеса машин)

5.Где нужно стоять в ожидании автобуса? (На специально отмеченных посадочных площадках, а там, где нет,- не тротуаре (обочине дороги)).

6.Как одним словом можно назвать: автобус, такси, грузовик, трамвай? (транспорт)

7.Как называется место пересечения улиц и дорог? (перекресток)

8.Как называется часть улицы, предназначенная для пешеходов? (тротуар)

9.При помощи чего регулируются движение городского транспорта на улицах? (светофора)

10.Человек, который подчиняется сигналам 3-х цветного светофора на проезжей части улицы? (водитель)



9. Игра «Светофор»

Когда ведущий показывает зеленый свет, ребята должны потопать ногами, будто идут; желтый - похлопать в ладоши; красный- должна быть тишина.



10. Стихи

1. Чтобы руки были целы,

Чтобы ноги были целы,

Знаки эти надо знать,

Знаки надо уважать.

2. Выходя на улицу,

Приготовь заранее

Вежливость и сдержанность,

А главное – внимание.



3.Если ты шагаешь в школу

По тропинке, по дорожке,

Будь внимательным немножко.

Правил ты не забывай,

И наверно, и конечно,

И возможно, можно, можно

Безопасную дорогу

Для себя ты выбирай!

4. Когда спешишь ты в школу,

Опаздываешь очень,

А может, и не очень,

А может быть чуть- чуть,

Одно ты помнить должен:

Средь всех дорог на свете

Ты выбирай, конечно,

Лишь безопасный путь.





11.ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Как таблицу умноженья, как урок,

Помни правила движенья на зубок!



-Ребята, чтобы сохранить свое здоровье и жизнь, мы должны строго соблюдать установленные правила дорожного движения. Они совсем не сложны. Будьте всегда внимательны и осторожны на улице.







































Урок №28 - тест

Урок №29

Тема: «Профилактическая беседа перед летними каникулами»

Цель: выработать рефлекс опасности на дорогу и машины.

Оборудование: макеты машин, светофора.

Ход урока.

1. Орг. момент

2. Профилактическая беседа.

- Ребята, вы уже знаете, что правила дорожного движения — это закон для пешеходов, пассажиров, водителей. Каждый школьник должен знать, что улица очень опасна для тех, кто не умеет правильно ходить по ней. Скоро вы отправитесь на летние каникулы. Не забывайте соблюдать правила дорожного движения.

Общие рекомендации:

- перед выходом на проезжую часть обязательно остановитесь, а затем спокойно шагайте через дорогу;

- следите за тем, чтобы переходить улицу наискосок, а строго перпендикулярно;

- там, где есть светофор, переходи только на зеленый сигнал, иди шагом по правой стороне тротуара;

- по обочине иди шагом подальше от края дороги;

- не выходи на проезжую часть улицы или дороги;

- на велосипеде катайся по специально отведенной для них велосипедной дорожке;

- кататься на велосипедах и самокатах можно только в отведенных для этого местах: дворах, парках и на площадях.

- выезд на самокатах на улицу или дорогу строго запрещено;

- играть надо на спортивных площадках и стадионах;

- не играйте в футбол и другие игры на тротуарах и проезжей части улиц или дороги;

- игры на мостовой опасны.

3. Итог урока.

Всем, кто любит погулять,

Всем, без исключения,

Нужно помнить, нужно знать

Правила движения.

Урок №30

Тема: Итоговое занятие.

Конкурс, игра, викторина по правилам дорожного движения.

Цель: закрепление теоретических знаний учащихся, полученные в процессе обучения курсу правил дорожного движения.

Оборудование: картины машин, макет светофора, велосипед, ролики, машинки.

Ход урока.

I. Орг. момент.

II. Конкурс:

1.«Кто быстрее соберет светофор из частей»

2. «Дорожные знаки». Одна команда собирает только предупреждающие знаки, другая — запрещающие.

3. На картинках 4 машины:

-скорая помощь

•ГАИ

-автобус

-пожарная

---Какая лишняя машина?

4. Табличка с видами транспорта:

• троллейбус

• самосвал

• такси

• автобус

- Какой из видов транспорта лишний?

5.Указан возраст, по достижению которого разрешается ездить на велосипеде по проезжей части. Назовите его.

• 8лет

• I4лет

• I6лет

• I2лет

(с 14 лет)

III. Игры

а) «Красный, желтый, зеленый»

б) «Я по улице качу»

в) «Ловкий пешеход»

г) «Светофорики»

IV. Викторина по ПДД.

1. В каком порядке расположены сигналы светофора сверху вниз?

(красный, желтый, зеленый)

2. Какие ВИДЫ светофоров вам известны? (односекционные, двух и трехсекционные)

3. Какие обязанности у пассажира? (Пассажир обязан подчиняться указания водителя или кондуктора, посадку и высадку из транспорта производить при полной его остановке)

4. С какой стороны надо выходить из легковой машины? (только на правую сторону).

5. Как должны вести себя пассажиры в кузове грузового автомобиля? (пассажиры в кузове грузового автомобиля должен ехать только сидя на сидении).

б. С какой стороны безопасней совершать посадку и высадку из грузового автомобиля? (Посадку и высадку из грузового авто, приспособленного для перевозки людей безопасней производить с правой стороны, а если сиденье в машине расположены вдоль кузова, то через задний борт).

7. Как и где лучше переходить дорогу? (улицу, дорогу пешеход должен переходить только на перекрестке или в местах, означенных линиями пешеходного перехода или указателем «ПЕРЕХОД»)

8. Какой порядок движения пешеходов на загородных дорогах? (на загородных дорогах, где нет тротуаров, пешеходы должны двигаться по обочине левой стороны, т.е. навстречу движению транспорта)

У. Итог урока.

- Когда спешишь ты в школу, опаздываешь очень,

А может и не очень. А может быть чуть-чуть,

Одно ты помнить должен:

Средь всех дорог на свете,

Ты выбирай, конечно, лишь безопасный путь!





































Использованная литература

1.Авто – класс. Э, 1996г.

2.Внеклассное мероприятия по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма. УГАИ Пермь, 1995г.

3. Газета «Добрая дорога детства» - №1, 2, 3 М, 2011г.

4. Журнал «Байр». № 3, 4, 5 – Э, 1991г.

5. Журнал «Начальная школа» №43 М, 1998г.

6. Звездный час. Э, 1994г.

7. Комментарии к экзаменационным билетам. М, 2010г.

8. Методическое пособие по обучению детей младшего школьного возраста безопасному поведению на улицах и дорогах – Э, 1996г.

9.Методические организации работы по предупреждению детского травматизма. Э, 1998г.

10.Орлов Ю.Б. Правила дорожного движения. Пособие. М, 1981г.

11.Подгорная С.Н., Перекатьева О.В. Тематические недели. М, 2004г.

12.Правила дорожного движения РФ. М, 1996г.

13.Роль семьи в воспитании у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Э, 1996г.

14.Родительские собрания Часть 2. Волгоград, 2003г.

68




Скачать

© 2016, 889 16

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!