СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Азбука избирателей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное пособие поможет старшеклассникам понять особенности политических  выборов.

Просмотр содержимого документа
«Азбука избирателей»

ГЛАВА II. АЗБУКА ИЗБИРАТЕЛЕЙ

Азбука адресована, прежде всего, молодым избирателям, которые достигли совершеннолетия и получили одно из важнейших прав – право избирать. Избирать людей, которые будут нами управлять, принимать решения, влияющие на жизнь всей страны и каждого из нас. Конечно, можно и не воспользоваться этим правом, не ходить на выборы, и даже приводить серьезные основания для своей позиции. Но тогда и не нужно сетовать на то, как мы живем. Американский государственный деятель Бернард Барух как-то заметил: «Плохие государственные деятели избираются хорошими гражданами… не участвующими в голосовании».

  1. Что такое выборы и голосование?

ВЫБОРЫ – все формы индивидуального или коллективного доступа к власти (как правило, на определенный законом срок) и замещения должностей путем избрания голосованием (президента, парламентариев и т.д.), что наделяет избранных лиц правом принимать решения.

Немного истории

Первыми стали использовать выборы для формирования органов власти древние греки. В VI-Vвв. до н.э. в Афинах большинство должностных лиц избирали по жребию. Из сосуда в произвольном порядке доставали одновременно таблички с именами тех, кто претендовал на выборную должность, и бобы разного цвета: белый означал согласие, черный – несогласие с кандидатурой. Беспристрастный жребий считался справедливым способом занятия должностей в силу веры в равенство всех граждан.

Однако полноправными гражданами Афин, наделенных политическими правами, были всего лишь 15-20% ее жителей: свободнорожденные мужчины старше 20 лет, родившиеся именно в этом городе. Женщины, рабы, вольноотпущенники и метеки (иногородние) гражданами античного полиса не являлись. Аристотель, который жил и работал в Афинах, создал здесь свой знаменитый Ликей, афинским гражданином не считался (родился в Стагире).



  1. На каких принципах проводятся современные выборы?

1. Всеобщее избирательное право – право избирать (активное) и право быть избранным (пассивное) получают все граждане государства, которые обладают соответствующими данными: достигли определенного возраста (в России – 18 лет для активного избирательного права), дееспособны и в состоянии пользоваться своими правами. Возрастной ценз для пассивного избирательного права у каждого выборного органа – свой (например, для Государственной Думы – 21 год, для Президента РФ – 35 лет).

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ЦЕНЗЫ – условия предоставления избирательного права, установленные конституционными нормами или избирательными законами (возрастной, оседлости, пол, имущественный и др.).

Всеобщее избирательное право стало реальностью для большинства стран лишь во второй половине XXв., когда политические права получили женщины: Новая Зеландия (1893), Австралия (1902), Россия (1918), США (1920), Великобритания (1928), Испания (1931), Франция (1945), Италия (1945), Бельгия (1948), Швейцария (1971).

2. Равное избирательное право – состоит из двух основных элементов:

Первый – каждый избиратель имеет только один голос, а значит, не может быть включен более чем в один список избирателей.

Второй – все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях: организуются примерно равные по количеству голосующих избирательные округа, а избирательные права граждан в равной мере охраняются законом.

3. Принцип прямого избирательного права - граждане голосуют на выборах «за» или «против» кандидата (списка кандидатов), т.е. принимают непосредственное, личное участие.

Мировой опыт выборов высших органов власти и должностных лиц знает и непрямые способы их избрания: косвенные и многостепенные. Суть косвенных – избиратели выбирают выборщиков, которые избирают президента страны (США). Сущность многостепенных – население избирает нижестоящие органы, те, в свою очередь, вышестоящие.

4. Принцип тайного голосования  - исключает возможность любого контроля за волеизъявлением избирателей, предполагает использование особой комнаты или закрытой кабинки для заполнения избирательного бюллетеня.

5. Принцип добровольного и свободного участия в выборах – никто не вправе воздействовать на гражданина, чтобы принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление во время выборов, которое обеспечивается запретом на агитацию в день голосования.

В раде стран принцип добровольного участия отсутствует, вместо него введено правило обязательного голосования (Австрия, Бельгия, Болгария, Бразилия, Греция, Люксембург, Пакистан, Турция), за нарушение которого используются разные санкции: штрафы, ограничения предпринимательской деятельности, поступления на государственную службу, лишение званий и должностей и даже тюремное заключение и др. Такая практика – это способ борьбы с абсентеизмом, который представляет достаточно распространенное явление во многих странах.

АБСЕНТЕИЗМ - (от лат. absentia - отсутствие) уклонение избирателей от участия в голосовании при выборах представительных органов, главыгосударства.


  1. На основе каких избирательных систем проходят выборы?


ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА – совокупность норм и процедур, регулирующих избирательный процесс; порядок формирования представительных органов власти и избрания должностных лиц путем голосования. К основным видам избирательных систем относятся мажоритарная (система большинства) и пропорциональная (система представительства политических партий).

Мажоритарная (франц. majeur - больший) – универсальная избирательная система, которая может быть использована при выборах одного должностного лица или коллегиального органа (парламента). Избранным по этой системе считается кандидат, за которого было подано большинство голосов по всей стране (выборы президента) или депутат в одномандатном избирательном округе (выборы коллегиального органа).

Разновидности мажоритарных систем:

  • абсолютного большинства – для победы необходимо набрать 50%+1 голос. Если ни один из кандидатов не получил абсолютное большинство, назначается второй тур (повторное голосование), в этом случае действует принцип относительного большинства;

  • относительного большинства - кандидату для победы в одномандатном избирательном округе достаточно набрать больше голосов, чем кому-либо из его конкурентов, и не обязательно больше половины.

Мажоритарная система относительного большинства используется в 68 странах мира (на парламентских выборах в США, Великобритании, Индии, частично – в Германии и России).



Достоинства (+) и недостатки (-) мажоритарной системы при выборах коллегиального органа

+

-

  • Избиратели голосуют за конкретного человека.

  • Бюллетени составлены кратко и ясно.

  • Депутаты представляют конкретные избирательные округа и должны поддерживать связь с их населением, если хотят быть переизбранными на второй срок.

  • Есть возможность участвовать независимым кандидатам.

  • Предопределяет господство нескольких крупных партий, которые могут сформировать стабильные правительства, что способствует стабильности политической системы общества в целом.


  • Голоса, поданные за кандидатов, которые не прошли – пропадают.

  • Значительная часть избирателей остается не представленной в органах власти.

  • Избирательная система не полностью выражает волю избирателей - не отражает реальную расстановку политических сил в стране.

  • Партии меньшинства обычно недостаточно представлены в парламенте, если они не сконцентрированы в каком-то одном регионе. В итоге, партия может получить абсолютное большинство мест в парламенте, набрав меньшее количество от общего числа поданных голосов.



Пропорциональная - смысл данной системы заключается в том, что избиратели подают голоса за партию, участвующую в выборах. При этом на первое место выходит репутация партии в целом, а не отдельных её участников. Партия получает число мандатов, пропорциональное числу голосов, поданных за нее на выборах (избираются по федеральному избирательному округу – Россия). Избиратели голосуют за партийный список. Чтобы избежать чрезмерного дробления состава парламента на мелкие фракции (затруднит работу) – вводится заградительный барьер (ФРГ (5%), Израиль (1%), Швеция (12%)). В России избирательный барьер составляет 5%. Данная система, чаще всего, используется для проведения выборов в коллегиальные органы (парламенты, общественные советы, комиссии и др.).


Достоинства (+) и недостатки (-) пропорциональной системы при выборах коллегиального органа

+

-

  • Позволяет провести в парламент профессионалов, неизвестных широкой публике, компетентных в разработке законов и контроле за деятельностью исполнительной власти.

  • Стимулирует многопартийность, создает благоприятные условия для деятельности небольших политических партий.


  • Избиратель голосует за партийный список (450 человек), из которого он, чаще всего, знает первых 2-3 (лидеры партии). Остальные неизвестны, среди них далеко не все профессионалы и компетентные люди.

  • Наличие рекламных депутатов (депутатов-паровозов: губернаторы и другие известные представители власти), за которых собственно и голосует избиратель, но после выборов они отказываются от мандатов и в парламент проходят совершенно другие люди из партийного списка.

  • Поскольку голосование происходит не за конкретных депутатов, непосредственная связь между депутатами и избирателями - слабая.

  • В парламенты представлены, как правило, 5-6 партий, что затрудняет формирование стабильного правительства.


Смешанная система – система, при которой комбинируются элементы мажоритарной и пропорциональной систем. Часть нижней палаты парламента избирается на основе мажоритарной системы, часть – пропорциональной. Соотношение той и другой в разных странах отличается. Такая система применяется в Боливии, Великобритании, Германии, Лесото, Мексике, Новой Зеландии, Российской Федерации. 


  1. Какие органы государственной власти и должностные лица в РФ выбираются?

Президент РФ. Президент избирается по мажоритарной системе абсолютного большинства.

Государственная Дума РФ. Выборы в Государственную Думу осуществляются на основе смешанной избирательной системы: 225 депутатов – по мажоритарной и 225 – по пропорциональной избирательной системе.

Губернатор  -  высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (края, области, автономного округа, города), возглавляющее исполнительную власть на территории субъекта Российской Федерации.  Губернатор выбирается гражданами субъекта на основе мажоритарной системы. Срок полномочий ограничивается пятью годами (не более 2-х сроков подряд).

Парламент субъекта. Каждый субъект определяет свой порядок выборов и численный состав законодательного органа, который прописывается в уставе области, края и пр. Чаще всего, выборы осуществляются по смешанной системе.

  1. Как правильно сделать свой выбор или как анализировать предвыборные программы кандидатов/политических партий?


С началом каждой избирательной компании, политики вступают в борьбу за голоса избирателей. А избирателям, предстоит разобраться в их предвыборных программах, чтобы в итоге сделать правильный выбор. Как и по каким критериям сравнить и оценить позиции претендентов? Как отличить грамотно и лаконично составленный план, рассчитанный на практическую реализацию, от плана - «однодневки», который был создан с целью получения большинства голосов? Для того, чтобы увидеть положительные и отрицательные стороны избирательной программы, необходимо проанализировать ее по нескольким параметрам:

1. Проблемы.

  • Какие проблемы поднимает претендент, в первую очередь, и совпадают ли они с проблемами, волнующими Вас.

  • Как кандидат собирается решать общенациональные проблемы и обладает ли он информацией о проблемах в регионах.

2. Цели и задачи.

  • Какие цели ставит кандидат, и какие шаги он намерен предпринять для их реализации.

  • Какие конкретные задачи намерен решать претендент в случае завоевания большинства голосов?

Если в программе слишком много задач или, напротив, их практически нет - стоит насторожиться.

Между целями и задачами кандидата не должно быть противоречий.

3. Механизм реализации.

  • Конкретные задачи должны иметь конкретные механизмы их решения: властные, финансовые, нормативные и др. и должны быть указаны в программе. Это свидетельство того, что обещания кандидата продуманы и обоснованы, он знает, как их выполнить.

4. Общественно-политические ориентации.

  • Какие проблемы имеют для кандидата первостепенное значение: образование, медицина, ЖКХ, безработица, безопасность и др. Какую роль он отводит государству в регулировании общественных процессов, в том числе экономических.

5. Финансовое обеспечение.

  • За счет каких источников собирается кандидат финансировать заявленные им проекты, сколько для этого потребуется средств, можно ли их изыскать в необходимом объеме (например, в случае обещания резко увеличить пенсии, стипендии, зарплату учителям при одновременном снижении налогов и др.).


Анекдот. Один англичанин

6. Реалистичность программы.

  • Насколько заявленные обещания возможно реализовать за 5-6 лет, предусмотренные президентским сроком и депутатским мандатом.

7. Отношение к властям и соперникам.

  • За что претендент критикует власть, что намерен изменить в случае победы на выборах. Критика носит предметный характер или сводится к утверждениям, что сейчас все плохо, а при нем все станет хорошо.

8. Карьера кандидата.

  • Чем занимался претендент до прихода в политику, какого рода проблемы решал, каков был их масштаб, как он проявил себя на прежних постах. Взрослые люди меняются мало.

А лучше всего, поближе познакомиться с кандидатом или партией: посмотреть политические дебаты; политические передачи с их участием; прямые трансляции, в которых кандидат отвечает на прямые вопросы в режиме on-line и др. Это позволит выяснить, знаком ли кандидат с истинным положением дел в той или иной сфере, имеет ли продуманный план действий или за красивыми фразами скрывается пустота.


  1. Как проголосовать на выборах?




  1. Где получить подробную информацию о процедуре прохождения выборов и избирательных правах граждан?


  1. Конституция РФ.

В статье 32 указаны основные избирательные права граждан.

  1. Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Разъясняются принципы проведения выборов, подробно показываются избирательные права граждан и требования для участия в выборах.

  1. Федеральный закон от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации».

В законе обозначены особенности и правила проведения президентских выборов. Указана избирательная система, согласно которой, осуществляются выборы.

  1. Федеральный закон от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Документ рассказывает о сроках проведения, особенностях избирательной системы, на основе которой проводятся выборы.

  1. Федеральный закон от 10 января 2003 года № 20-ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы».

Данный закон показывает структуру выборов, их основные функции, принципы и механизм действия выборов.


  1. Пять причин ходить на выборы.


  • Реализация права голоса дает возможность участвовать в процессе управления государством, влиять на власть и даже менять ее.

  • От того, кого выберем, зависит наша дальнейшая жизнь.

  • Участие в выборах говорит о наличии настоящей, а не мнимой гражданской позиции, о том, что происходящее и в стране, и в родном городе, не безразлично. Гражданин, использующий свой голос, достоин уважения.

  • Волеизъявление – это ответственность. Только избиратели несут ответственность за все происходящее в стране/городе/районе.

  • Максимальная явка – залог честных выборов. Участие в выборах снижает риск фальсификаций. Чем больше явка избирателей, тем сложнее подделать результаты голосования.























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!