СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Азы судебной риторики

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа элективного курса профориентационной направленности для обучающихся 11 класса

Просмотр содержимого документа
«Азы судебной риторики»


Вырубовский филиал муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

«Никифоровская средняя общеобразовательная школа №1»

Никифоровского района

Тамбовской области







Рабочая программа элективного курса

««СЛОВОМ МОЖНО УБИТЬ,

СЛОВОМ МОЖНО СПАСТИ...»:

АЗЫ СУДЕБНОЙ РИТОРИКИ »

для 11 класса


Автор:

учитель русского языка и литературы

Полякова Татьяна Викторовна





















д.Вырубово 2019



«СЛОВОМ МОЖНО УБИТЬ,

СЛОВОМ МОЖНО СПАСТИ...»:

АЗЫ СУДЕБНОЙ РИТОРИКИ

ПРОГРАММА КУРСА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В наши дни возросла роль языковой индивидуальности и, следовательно, умений, связанных с порождением эффектив­ной, яркой, воздействующей речи. Именно такая речь являет­ся основным предметом риторики, как общей, так и частных, например судебной.

В этой связи главная цель элективного курса «"Словом можно убить, словом можно спасти...": азы судебной ритори­ки» - раскрыть некоторые особенности судебного красноречия, способствуя тем самым профессиональному самоопределению учащихся, расширению их общего кругозора. Конкретными задачами курса являются следующие:

- формировать у учащихся отношение к устной и пись­менной речи как к инструменту воздействия и эстетическому объекту;

- дать самое общее представление о судебной риторике как области общей риторики;

- совершенствовать умения эффективного чтения, слуша­ния и общериторической оценки прочитанного или прослу­шанного текста;

- познакомить старшеклассников с общими требованиями к публичной судебной речи и законами ее построения;

- развивать речевые умения, необходимые для создания и произнесения развернутых монологических высказываний в жанрах судебного красноречия;

- способствовать постижению учащимися нравственных законов жизни.

Предлагаемый элективный курс рассчитан на 17 часов и ориентирован только на классы гуманитарного профиля.

Отличительная особенность программы курса заключается в ее интегративном характере: рассмотрение тем, представлен­ных в ней, предполагает обязательную интеграцию содержания учебных программ по литературе и русскому языку. Кроме того, курс имеет ярко выраженную практическую направленность.

100

Выбор тем, включенных в программу, определялся их зна­чимостью для осуществления успешной коммуникации в пред­полагаемой профессиональной сфере. Аннотации прописаны достаточно подробно, чтобы сориентировать учителя в круге вопросов, составляющих содержание темы.

Исходный текстовый материал, необходимый для реали­зации задач курса: специальная литература по риторической теме; критические заметки; образцы речей известных юрис­тов; художественные произведения. При этом произведения художественной литературы используются 1) как иллюстра­тивный и 2) как исходный материал для создания высказыва­ний в жанрах судебной риторики.

Формы и методы работы по освоению предлагаемого элек­тивного курса достаточно разнообразны. Тематический план наглядно демонстрирует, где, на каком этапе изучения курса наиболее эффективно применение тех или иных методов, под­сказывает их возможные комбинации.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Понятие о риторике и риторической деятельности

Риторика как учение о влиятельной (целесообразной) речи.

Из истории риторики (Гальба, Цицерон).

Основные классические риторические w категории: этос (нравственная позиция человека, готовящегося своей речью подвигнуть адресата на определенные действия), логос (идея, которая должна стать предметом размышления адресата речи), пафос (форма речевого выражения, которая, соответствуя си­туации, цели высказывания, в наибольшей степени способству­ет пониманию и усвоению содержания речи). «Оратор должен владеть двумя основными достоинствами: во-первых, умением убеждать точными доводами, а во-вторых, волновать души слу­шателей внушительной и действенной речью» (Цицерон).

Роды и виды красноречия: социально-бытовое, академиче­ское, духовное, дипломатическое, парламентское, дискутивно-полемическое, судебное, военное, митинговое, коммерческое.

Судебная риторика

Судебная риторика - наука об убеждающем слове, комп­лекс риторических действий и поступков, с помощью которых прокурор, адвокат оказывают воздействие на адресата речи. Судебное красноречие - это красноречие, конфронтационное по своей сути (прокурор должен убеждать в виновности обви­няемого, а адвокат - в невиновности подзащитного). Внешние и внутренние компоненты процесса убеждения. Этическое и риторическое в речи.

Судебная речь как ораторский жанр. Условия зарождения судебного красноречия. Античная судебная риторика.

Важнейшие особенности русского судебного красноречия: гуманистический общественно-философский подход к рас­сматриваемым фактам; внимание и уважение к человеку; высокий профессиональный уровень; совершенство владе­ния словом. Школа русской судебной риторики. Выдающие­ся юристы середины XIX - начала XX века (К. К. Арсеньев, Н. П. Карабчевский, А. Ф. Кони, Ф. Н. Плевако, В. Д. Спасович, А. И. Урусов и др.).

Жанровые разновидности судебной речи (речь обвинитель­ная, речь защитительная). Нравственные основы судебных речей.

Изобретение речи. Расположение речи

Общая теория красноречия. «Все силы и способности ора­тора служат выполнению следующих пяти задач: во-первых, он должен приискать содержание для своей речи; во-вторых, расположить найденное по порядку, взвесив и оценив каждый довод; в-третьих, облечь и украсить все это словами; в-чет­вертых, укрепить речь в памяти; в пятых, произнести ее с до­стоинством и приятностью» (Цицерон). Основные слагаемые риторической деятельности: изобретение - расположение -исполнение - рефлексия.

Операционный состав этапа изобретения судебной речи. Замысел высказывания. Предмет, тема, идея речи. Тезис как основная мысль целесообразного устного и письменного текста. Аргументы, доказательства и выводы в их отноше­нии к тезису. Доказательство как основной путь достижения убедительности речи. Виды доказательств (естественные -свидетельства, показания, документы; искусственные - ло­гические, этические, чувственные). Отличие доказательства от умозаключения. Виды умозаключений в судебном выска­зывании (индуктивное, дедуктивное). Композиция высказы­вания (вступление, главная часть, заключение), зависимость ее от цели и жанра высказывания.


Подготовка речи. Произнесение речи

Изобразительность и эмоциональность судебной речи. «Отбор языковых средств осуществляется в соответствии с отчетливо осознаваемой целевой установкой оратора» (С. А. Андреевский). Выразительные средства языка: различ­ные пласты лексики (книжная, специальная - терминология судопроизводства), тропы (метафора, сравнение, эпитет, фра­зеологизмы, фигуры речи (антитеза, градация, параллелизм, инверсия, повтор) и др. Судебная речь «есть литература нале­ту» (П. С. Пороховщиков). Влияние художественной литера­туры на судебную речь. «Приемы художественной литературы должны быть внесены в уголовную защиту полностью, смело и откровенно, без всяких колебаний» (С. А. Андреевский). Ка­чества хорошей речи с общериторических позиций: точность, правильность, выразительность, образность. Пути совершен­ствования текста. Создание рабочих материалов для произне­сения речи (план, конспект, тезисы).

Приемы управления вниманием аудитории: риторический вопрос, риторическое восклицание, вопросно-ответное изло­жение материала и др.

Невербальные средства общения: интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм и др.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Название темы. Количество часов

Виды учебной деятельности и формы ее организации

1

Вводное заня­тие. Понятие о риторике и риториче­ской деятель­ности (1 час)

Вводная мини-лекция учителя (выделение и запись учащимися проблем, рассмотрение которых составит основное содержание заня­тий элективного курса).

Коллективная работа со справочной лите­ратурой. Составление понятийного словаря ос­новных риторических категорий

2

Судебная рито­рика (3 часа)

Мини-лекция учителя «Судебное красноре­чие как вид риторики».

Сообщения учащихся «Выдающиеся юрис­ты середины XIX - начала XX века» (рассказ о судебной деятельности некоторых юристов -по выбору учащихся и учителя).



Коллективная работа - анализ фрагментов из произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина «Благонамеренные речи. Переписка». Ответы на вопросы: «В чем причина профессионально­го фиаско щедринского героя?», «Что значит быть "излюбленным человеком закона", насто­ящим прокурором?».

Мини-дискуссия (или дебаты) «Убийство-преступление и убийство-возмездие... В чем раз­личие между этими двумя деяниями?» (по про­изведениям Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», М. П. Арцыбашева «Сказка ста­рого прокурора» и В. Тендрякова «Расплата»). Работа в малых группах - анализ фраг­ментов работ теоретиков судебной риторики и выявление основных требований к деятель­ности и личности юриста (работы А. Ф. Кони, М. Ф. Громницкого и др.).

Коллективная работа - формулирование понятия о жанрах судебной речи. Чтение фрагментов из речей знаменитых рус­ских прокуроров и защитников. Размышление над их нравственной основой

3

Изобретение речи. Распо­ложение речи (4 часа)

Коллективная работа с фрагментами из кни­ги П. Сергеича «Искусство речи на суде». Со­ставление таблицы «Особенности композиции судебной речи».

Работа в малых группах - анализ систе­мы доказательств в судебной речи (выделение в образцовом тексте системы доказательств и способа их подачи).

Коллективная работа - наблюдение над видами умозаключений в образцовых текстах. Работа в парах -лингвистический экспери­мент: замена одного вида умозаключения дру­гим (индуктивного дедуктивным и наоборот)

4


























5.
















6









Произнесение

речи

(4 часа)
























Практикум.

Создание речи в

жанрах судебногокрасноречия


( 3 часа)









Заключитель­ное занятие

(2 часа)


Коллективная работа с фрагментами из книги П. Сергеича «Искусство речи на су­де». Составление таблицы «Приемы украше­ния судебной речи».

Работа в малых группах - анализ образ­цовых текстов (фрагментов речей известных юристов) с целью выявления средств украше­ния речи; сопоставление описаний обвиняе­мого в материалах хроники и в судебной речи адвоката.

Индивидуальная работа - лингвистиче­ский эксперимент: «украшение» деформиро­ванного текста судебной речи (работа с изоб­разительно-выразительными средствами языка).

Коллективная работа - анализ результатов самостоятельной деятельности, сопоставление их с авторским вариантом.

Работа в группах - знакомство с планом ри­торического анализа.

Коллективная работа - риторический ана­лиз речи защитника (на материале рассказа Чехова «Случай из судебной практики»). От­вет на вопрос «Что стало причиной обратного эффекта речи адвоката?».

Работа в малых группах - сопоставитель­ный анализ речей прокурора и адвоката по од­ному и тому же судебному делу (в соответствии с планом риторического анализа). Коллективная работа - анализ результатов деятельности групп

Практикум. Создание речи в жанрах судебного красноречия (3 часа)





Работа в малых группах - создание защи­тительной речи на основе исходного текста -рассказа Чехова «Беда» (или обвинительной и защитительной речей на материале чехов­ского рассказа «Сильные ощущения»). Произнесение речи одним из членов груп­пы.

Коллективная работа - анализ результа­тов деятельности групп. Выбор лучшей защи­тительной речи, лучшего «адвоката». Индивидуальная творческая работа -создание чернового варианта обвинительной / защитительной речи на основе исходного тек­ста (рассказ Чехова «Злоумышленник»

Работа в парах - взаиморецензирование чернового варианта речи.

Индивидуальная работа - саморедактиро­вание чернового варианта судебной речи



Презентация судебной речи. Имитацион­ная игра «Дело Дениса Григорьева». Рефлексия - письменный ответ на вопрос «Какие виды деятельности, необходимые для будущей профессии, мною освоены» (или «Чем обогатили меня занятия элективного курса»)















Библиография

Аннушкин В. И. История русской риторики : Хрестоматия. М., 1998.

Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи : Совре­менная риторика. Ростов н/Д, 1995.

Волков А. А. Основы русской риторики. М., 1996.

Далецкий Ч. Практикум по риторике. М., 1995.

Ивакина Н.Н. Культура судебной риторики. М., 1995.

Иванова С.Ф. Говори! : Урок развивающей риторики. М., 1997.

Иванова-Лукьянова Г.Н. Культура устной речи : Интонация, паузи-рование, логическое ударение, темп, ритм. М., 1998.

Кони А. Ф. Избранные произведения : В 2 т. М. 1959.

Кохтев Н.Н. Основы ораторской речи. М., 1992.

Лымарь Н.А. Красноречие : Практический курс. М., 1996. Ч. 1.

Михальская А. К. Практическая риторика и ее теоретические осно­вания. М., 1992.

На подступах к риторике : Пособие для учащихся 8-11 классов об-щеобразоват. учебных заведений / Авт-сост. В. Я. Коровина. М., 1996.

Русская риторика : Хрестоматия / Авт.-сост. Л. К. Граудина М., 1996.

Русские судебные ораторы в известных уголовных процессах XIX века. Тула, 1997.

Салтыков-Щедрин М. Е. Благонамеренные речи. Переписка // Сал­тыков-Щедрин М. Е. Собр. соч. : В 10 т. М., 1988. Т. 5.

Сергеич П. (Пороховщиков П. С). Искусство речи на суде. М., 1988

Сопер П. Основы искусства речи / Пер. с англ. М., 1992.

Ханин М. И. Риторика для детей и взрослых : Как научиться краси во и правильно говорить. СПб., 1997.






























































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!