Урок внеклассного чтения по рассказу Б.Екимова "Ночь исцеления"
Цели:
-
Продолжить обсуждение центральной проблемы всего курса –проблемы гуманного отношения к страдающим людям; начать обсуждение проблемы последствий вооруженного конфликта для тех, кто не принимал в нем участия.
-
Познакомить с некоторыми приемами анализа мотивов в художественном произведении.
-
Углубить представление о характере героя, данном в развитии.
-
Дать понятие «Антитеза как стилистическая фигура».
Ход урока
Сообщение темы урока:
Обращение к эпиграфу: «…не бывает людей, не пострадавших от войны»– из стихотворения Н. Стручковой. Обратить внимание на стенд «Память, опаленная войной», оформленный к уроку материалами из школьного музея (подлинные письма с фронта, фотографии, похоронки).
Беседа:
-
Какое впечатление произвел на вас рассказ? Какие эпизоды показались вам наиболее яркими? Почему?
-
Кого вы назвали бы главным героем рассказа и почему?
-
Как чувствовала себя баба Дуня в дни приезда внука? («А баба Дуня, разом оживев, резво суетилась в доме», «И снова баба Дуня осталась одна, но то было не одиночество»). По этим фразам можно предположить, что до приезда внука бабушка испытывала одиночество. Сама жизнь бабушки менялась с приездом внука. Писатель для раскрытия образов героев и темы рассказа использует антитезу. Запишем определение антитезы в тетради.
Работа с тетрадью.
Антитеза –стилистическая фигура, основанная на резком противопоставлении, противоположности образов и понятий.
Попробуем найти примеры антитезы в тексте рассказа и запишем их в таблицу.
Бабушка | Внук |
Внешность | Внешность |
Согбенное, оплывающее тело; седая голова тряслась; в глазах уже виделось что-то нездешнее. | Милое, мальчишечье, смуглое, с румянцем. |
Течение жизни | Течение жизни |
Старость, прожита несладкая жизнь, слабость, одиночество. Ночи в слезах, словно наказание. Тревожный сон. | Поел, как подмел и снова умчался. На диване – рубашка, книжки – на столе, сумка брошена у порога – все не на месте, все вразлад. И живым духом веяло в доме. Зимой и летом рыбачил в Дону, грибы собирал, катался на коньках да лыжах, дружил с уличными ребятами, – словом, не скучал. Загромыхал на крылечке. В хату влетел краснощекий, с морозным духом. |
Сон | Сон |
Тревожный сон | Я, бабаня, сплю мертвым сном, ничего не слышу. |
– Почему баба Дуня нечасто гостила у Гришиных родителей? Как они относились к ее болезни?(«Конечно, все понимали, что виновата старость и несладкая жизнь, какую баба Дуня провела… Понимать понимали, но от этого было не легче. Приезжала баба Дуня – и взрослые, считай, ночь напролет не спали. Хорошего мало».Одного понимания «болезни» бабы Дуни оказалось недостаточно для того, чтобы помочь ей. «Водили ее к врачам. Те прописывали лекарства. Ничего не помогало.» Следовательно, «болезнь» бабы Дуни нужно было лечить не лекарствами. Был найден способ воздействия на нее: окрик «Молчать!» (Именно так советовала поступить Гришина мать.)
Ресурсный круг:
–Бабе Дуне часто снится, что она потеряла карточки. О каких карточках идет речь? Что они значили для людей во время войны, и почему так страшно было их лишиться? (Карточка – бланк с отрезными талонами, дающий право на получение продуктов при нормированной системе их распределения. Обычно их не восстанавливали в случае утери.)
–Давайте попробуем прочувствовать состояние героини в момент утери карточек (класс делится на 3 группы):
-
«визуалы» – Расскажите, что вы видите, думая об этом сне?
-
«аудиалы» – Что вы слышите?
-
«кенистетики» – Что вы чувствуете?
Слово учителя:
– Сны бабы Дуни возвращают нас к событиям войны. Мы видим последствия, которые могут переносить мирные люди в ситуации вооруженного конфликта: голод, болезни, потеря близких. Одновременно эти сны дают нам возможность понять и то, что последствия вооруженного конфликта могут причинять не только физический и материальный ущерб, но также могут явиться причиной психологических страданий человека, спустя долгие годы после окончания войны.
– Статистика утверждает, что в странах бывшего Советского Союза нет ни одной семьи, которая так или иначе не пострадала бы во время Великой Отечественной войны. В 2004 году в начальной школе участники малой ученической конференции рассказали о том, какой след оставила война в их семьях, о том, как берегут в них память о тех, кто погиб или остался жив в то страшное время. В 2005 году учащиеся седьмых классов на основе этих работ создали презентацию, которую отправили на областной конкурс. Сейчас авторы этих работ учатся в 6-м классе и пришли к нам на урок (презентация В. Гурьева, Т. Тамояна и А. Олимской).
Самостоятельная работа учащихся.
–Проследите, как Гриша приходит к мысли, что именно он должен помочь бабушке. Обратите внимание на каждый эпизод, посвященный сну героини. Сравните реакцию Гриши на увиденное, услышанное сразу после пробуждения бабушки и спустя некоторое время. (Поначалу то, чему он стал свидетелем ночью, не слишком занимает мысли Гриши:«Стало думаться об утре, о рыбалке…» Затем Гришу поражают слезы бабы Дуни. Если после первого бабушкиного кошмара мальчик смутно представлял себе, что именно из прошлого тревожило ее, то после второго сна представление о том, что пережила бабушка, принимает конкретные очертания: «–А зачем тебе желуди? – Кормиться. Мы их толкли, мучки чуток добавляли и чуреки пекли, ели». Гриша поражен тем, что сны могли стать причиной настоящих слез, что они столь же реальны для бабы Дуни, сколь и окружающая действительность. Прошлое бабушки, воспринимаемое вначале Гришей отстраненно, стремительно приближается к мальчику, становится его собственной болью.)
– Чтобы помочь бабушке, Грише приходится выбирать один из двух способов. Чем они отличаются?
– Послушаем разговор Гриши со спящей бабушкой (выразительное чтение заранее подготовленным учеником):
–Вот ваши карточки, бабаня… В синем платочке, да? Ваши в синем платочке? Это ваши, вы обронили. А я поднял. Вот видите, возьмите. Все целые. Берите. Не надо плакать. Карточки целые. Зачем же плакать? Возьмите хлеба и несите детишкам. Несите, поужинайте и ложитесь спать. И спите спокойно. Спите. Конечно, пустим переночевать. Проходите, пожалуйста. Проходите. Не нужен ваш документ. Хорошо, давайте. Так… Ясно. Очень хороший документ. Правильный. С фотокарточкой, с печатью. Все сходится. Проходите. Вот кровать. Спите спокойно. Спите. Спите. На бочок и спите.
– Теперь послушаем комментарии ребят-десятиклассников, которые занимаются на модульном курсе по практической психологии, руководит которым Давидьянц Н. А., о том, правильно ли, с точки зрения психолога, поступил Гриша.
– В финале рассказа все то, что не понимал Гриша про бабушку, происходит с ним самим:«Слезы катились и катились. Они шли от сердца, потому что сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то еще… Он не спал, но находился в странном забытьи, словно в годах далеких, иных, и в жизни чужой, и виделось ему там, в этой жизни, такое горькое, такая беда и печаль, что он не мог не плакать.»
– Попробуйте еще раз сформулировать тему нашего урока, его проблематику (тема этого рассказа: как внук помог бабушке. Проблемы, поднятые в произведении: гуманное отношение к страдающему человеку; последствия войны для мирных людей; выбор линии поведения в общении с другими людьми; нравственное взросление. Главный герой произведения - Гриша. Именно этот образ дан в развитии.).
Попробуем сделать вывод по обсуждаемым на уроке проблемам.
Вывод записывается в тетради:
Мирные люди, уязвимые и беззащитные в ситуации вооруженного конфликта, могут страдать от его последствий (как физических, так и психологических) на протяжении многих лет после окончания войны.
– Соблюдение норм международного гуманитарного права в ситуации вооруженного конфликта способствует уменьшению страданий людей.
В заключение нашего урока я хочу вместе с вами посмотреть фрагмент из кинофильма, снятого по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие», о том, как эхо войны звучит в памяти людей, никогда не воевавших.
Демонстрируется фрагмент фильма.
Домашнее задание.
Напишите сочинение на материале рассказа на тему: …не бывает людей, совсем не пострадавших от войны…
Объявление оценок.
Примечание:при подготовке к уроку мною были использованы материалы учебно-методического комплекта «Вокруг тебя - мир». К. Сухарев-Дериваз, В. Ю. Выборнова, Ю. Ф. Гуголев, Н. С. Кубышкина, Т. Н. Пискунова.- М.: ООО «Гендальф», 2000г.
В качестве приложения к уроку прилагается презентация в программе POWER POINT.
«Как важно вовремя успеть…» (По рассказу Б.П. Екимова «Ночь исцеления»)
Цели:
1. Познакомить учащихся с рассказом Б. Екимова «Ночь исцеления», формировать у учащихся навыки анализа художественного произведения, углубить представление о характере героя, данном в развитии.
2. Развивать у учащихся творческие способности, познавательные способности – речь, внимание, воображение
3. Воспитывать у ребят такие качества, как терпимость, заботливость, уважение к людям преклонного возраста и тем, кто перенес какие-либо трагические испытания, понимание их проблем, бескорыстную готовность разделить боль другого человека, утешить страдающего; воспитание активной жизненной позиции
Оборудование: презентация, текст произведения, раздаточный материал.
На доске:
2)Благо – добро, благополучие.
3)Благодеяние – доброе дело.
4)Гуманность – отзывчивость, человечность.
5)Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Высказывания:
1. Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. Л.Н.Толстой.
2. Добро великодушно и застенчиво старается скрыть свои добрые мотивы. В.Дудинцев.
3. Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает. На то оно и добро, чтобы не искать прямой отдачи. В.Распутин.
4. Свет искренней доброты озаряет не только лицо, но и путь в жизни. Л.Сухоруков.
Пословицы
Жизнь дана на добрые дела.
Если ты сделал добро – скрой, если тебе другой сделал добро – расскажи.
Эпиграф
Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь названия человека.
Саади.
Ход урока.
-
Организационный момент.
-
Слово учителя.
Сегодня на уроке мы будем беседовать о людях, нуждающихся в нашем внимании и понимании. О людях, которые прошли большой жизненный путь, пережили войну и нередко чувствуют себя забытыми и одинокими. И воспоминания о войне не дают спокойно жить спустя многие годы после ее окончания.
Наш урок мы сегодня назовем « Как важно вовремя успеть…» Обратите внимание, в конце фразы стоит многоточие. Когда мы ставим многоточие? Мне бы хотелось, чтобы вы к концу урока закончили это предложение. Эпиграфом к уроку я взяла слова персидского писателя Саади. « Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь звания человека»Слайд 1
3. Слово об авторе (ученик) Слайд 2,3
Борис Петрович Екимов родился 19 ноября 1938 года в городе Игарка Красноярского края в семье специалистов по пушнине. В 1939 году, после смерти отца, семья переехала сначала в Иркутск, а в следующем году — в поселок Или Алма-Атинской области. Здесь до 1945 года, когда семья перебралась в Калач-на-Дону, и прошли первые годы жизни будущего писателя.
Первая книга писателя — «Девушка в красном пальто» — появилась в издательстве «Современник» в 1974 году. Она стала «заявкой» на собственное место в литературе. Потом были другие книги: «У своих», «Офицерша», «Доехали благополучно», «Последняя хата», «Тёплый хлеб», «Ночь исцеления» и др. Имя его заняло прочное место в столичных журналах.
Но «открытие» Б.Екимова для многих, несмотря на то, что он уже был автором нескольких книг, состоялось после появления в «Нашем современнике» рассказа «Холюшино подворье», вызвавшего баталии на страницах «Литературного обозрения».
В последнее десятилетие от малых эпических форм Б.Екимов сделал попытку перейти к крупным. Это роман «Родительский дом», впервые опубликованный в 1988 году журналом «Волга». Но, по справедливому замечанию критики, он романом «не стал, хоть и перестал быть рассказом из-за большой площади повествования…» Однако хороший и своеобразный роман у Б.Екимова все же написан — это большая серия его хуторских рассказов с одними и теми же героями, которые оказываются то главными, то второстепенными и характер которых от рассказа к рассказу обозначается полнее.
В 1999 году — лауреат Государственной премии России и Всероссийской литературной премии «Сталинград».
Б.П. Екимов считает, что литература занимается созиданием души, поэтому он и стал писателем. По его мнению, взросление человека начинается с бескорыстной готовности разделить боль, утешить страдающего.
-
Работа с текстом.
Очень часто главным героем произведений Б. Екимова становится школьник, подросток. Неслучайно поэтому центральной проблемой в творчестве писателя является проблема самовоспитания, самоопределения человека в жизни. По убеждению писателя, важно с детства учить ребенка сострадательно, тепло относиться к беспомощной старости, разделить боль любого живого существа, будь то человек, птица или животное.
Таким образом, мы будем говорить сегодня о милосердии и сострадании.
— Как вы понимаете эти слова «милосердие», «сострадание»?
Слайд 4
(Милосердие – готовность помочь или простить из сострадания, человеколюбия.
Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.)
Из «Словаря русского языка» С. И. Ожегова.
— О чем этот рассказ? (….)
-Как вы считаете, что волнует автора? (проблемы)
(Память о войне. Последствия войны для мирных жителей).
Взаимоотношение поколений (Гуманное отношение к страдающему человеку).
Выбор линии поведения в общении с людьми.
Нравственное взросление)
— Кого бы вы назвали главным героем рассказа? Почему?
Обратимся к тексту
Слайд 5
Баба Дуня живет одна. Что значит одиночество для пожилого человека?
(Она испытывает чувство покинутости, порой ненужности)
Что изменилось в жизни бабушки Дуни с приездом внука?
(«А баба Дуня, разом оживев, резво суетилась в доме: варила щи, пирожки затевала», «про хвори забыла» И живым духом веяло в доме»)
-Почему баба Дуня нечасто гостила у Гришиных родителей?
За что она корила себя? Почему себя чувствовала виноватой?
«..я шумлю, дура старая. Ничего поделать не могу, разбудила тебя. Прости, Христа ради..»)
— Что пережила баба Дуня во время войны?
(рассказ ученика)
(Много бед принесла война людям, много пришлось пережить и бабе Дуне. Потеря хлебных карточек грозила голодом. Ничего не оставалось, как собирать желуди и этим спасать от голода троих детей и себя. Но желуди отобрали… Надвигалась новая беда – суровая зима. Дети раздеты и разуты. «Чирики бы какие у вас пошить. Мне ничего не надо… Детишки босые..»
Немало пришлось преодолеть бабе Дуне, чтобы во время войны добраться к мужу в госпиталь. Везде нужны были пропуск, документы. Кругом война, опасность, всюду могли возникнуть подозрения…
— Какое слово часто повторяла во сне баба Дуня? (карточки)
Слайд 6
— А вы знаете, что такое хлебная карточка?
(Рассказ ученика)- Карточка – бланк с отрезными талонами, дающий право на получение продуктов при нормированной системе их распределения. (Ученик зачитывает рассказ «Карточки» из дневника Тани Савичевой
Слайд 7
Из дневника Тани Савичевой (рассказ ученика)
По-прежнему огромные очереди за хлебом. Надо стоять в очереди с 6-7 часов утра до середины дня, чтобы получить хлеб. Занимать очередь за хлебом после 10 часов утра не имеет смысла, т. к. вечером хлеб в булочные не поступает
Кража карточек – заурядное и страшное явление, нет, пожалуй, ничего страшнее потере карточек семьи – это равноценно смерти. Очень часто в магазине, на улице слышится истошный душераздирающий крик, и уже по крику узнаешь: украли карточки, вырвали из рук хлеб и т. д.
— Почему ее потеря и через десятилетия становится причиной бабушкиной болезни?
(смерть)
-Как вы думаете, можно ли было в одиночку с этой болью справиться?
-Как Гриша пришел к мысли, что именно он должен бабушке помочь?
-Какой была первая реакция Гриши на крики бабушки ночью?
( он ничего не понял, и страх обуял его». Гриша старается разбудить бабушку, просит ее лечь на другой бок. Поначалу то, что он слышал ночью, не очень занимало мысли Гриши. Стало думаться об утре, о рыбалке…»)
-Как позже реагирует внук на крики бабушки во сне?
(Он начинает представлять, что пережила бабушка. Гриша разговаривает с бабушкой о том, что слышал от нее во сне. И он был поражен тем, что сны могли стать причиной настоящих слез).
— Можно утверждать, что прошлое бабушки постепенно становится собственной болью внука? Докажите. (Разговор по телефону с мамой)
— Что происходило в душе мальчика после разговора с мамой? («Стало думаться о бабушке… она казалась такой слабой и одинокой.. И с какой , верно, тягостью ждет она ночи.. Но как помочь?
— Какое решение нашел Гриша? (Ночью во время очередного крика бабушки внук не стал следовать совету мамы. «Сердце мальчика облилось жалостью и болью. Забыв обдуманное, он опустился на колени перед кроватью и стал убеждать, мягко, ласково: — вот ваши карточки, бабаня)
— Что чувствовал Гриша после первого исцеления бабушки? (Его трясло, почему-то было холодно. Он плакал. «Сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то еще…)
— Кого еще жалел мальчик? (Того, кому война принесла боль, страдания, кого несправедливо обижали, унижали).
— Обратите внимание на слова повествователя «.. воспоминаие резануло по сердцу» «Сердце мальчика облилось жалостью и болью.. слезы катились и катились. Они шли от сердца, потому что сердце болело и ныло»
— Почему автор так часто использует слово «сердце? (В душе героя происходят сильные перемены. Он изменился, стал чутким к чужому страданию, внимательным к душевной боли. В нем росло «большое сердце» в нем зародилось милосердие и сострадание.)
— Почему Гриша не выбирает мамин способ?
— Почему Гриша не рассказывает бабушке о случившемся? Как это о нем говорит?
(Он вовремя понял, что нельзя говорить « Нужно делать и молчать и придет исцеление)
— «Ночь исцеления» — так называется рассказ.
Как вы понимаете это слово, что значит исцеление?
О чьем исцелении рассказывает писатель?
Слайд 8
Исцеление – это полное выздоровление не только от физической боли, страданий, но и от моральной, душевной раны. Гриша выступает в роли целителя, того, кто вылечивает силой внушения. И главное, он верит в свои силы, надеется на лучший исход. А кто верит, у того многое получается. (Бабушка, она перестает кричать, ей все меньше снятся страшные сны. Произошло исцеление и внука, он повзрослел, сам нашел способ помочь бабе Дуне. Его чуткость, внимательность, милосердие, забота сделали то, чего не могли сделать врачи и взрослые. Гриша исцелился от собственного равнодушия. Писатель рисует как бы две жизни, которые проживает Гриша. Днем – счастливое время школьных каникул: рыбалка, катание на лыжах. Ночью Гриша как будто переносится на несколько десятилетий назад, в военное время, и участвует в тяжелых снах бабушки. И эта ночная жизнь сейчас для него стала важнее)
Его чуткость, милосердие, доброта сделали то, чего не смогли врачи и взрослые.)
— Душевную рану можно излечить только любовью, лаской, мягким, чутким отношением. Сможет ли Гриша стать ее опорой, поддержкой? Сохранит ли он в себе лучшие душевные качества?
(Да, мы уверены, что Гриша останется таким чутким и отзывчивым и дальше, он пронесет тепло своего сердца через всю жизнь и будет дарить любовь всем окружающим его людям.)
-А кто из вас помнит, как звучит тема сегодняшнего урока? Как она связана с нашим сегодняшним разговором?
— Как бы вы закончили фразу «Как важно вовремя успеть…»
Мы поняли, что близкий родной человек – мать – не должна оставаться одна при живых детях и внуках. Она отдала им всю свою жизнь. Теперь настал их черед заботиться о матери в знак благодарности за ее заботу о них. Обязательно рядом должен быть человек – опора, поддержка в трудную минуту
Пусть Гриша послужит вам примером чуткости, отзывчивости, доброты В наше быстротечное время, время компьютеров и немыслимых скоростей, когда мы не хотим остановиться, подумать, Екимов заставляет нас оглянуться и увидеть тех, кто рядом с нами, кому нужна наша помощь, понимание, поддержка, чтобы и мы исцелились, благодаря нашей доброте и участию. Человек, который научился помогать нуждающимся, становится лучше, чище, добрее, сердечнее. Об этом стихотворение А.Дементьева.
Слайд 9
(Звучит стихотворение)
Как важно вовремя успеть
Сказать кому–то слово доброе,
Чтоб от волненья сердце дрогнуло! –
Ведь всё нарушить может смерть.
Как важно вовремя успеть
Похлопотать или поздравить,
Плечо надёжное подставить!
И знать, что будет так и впредь.
Но забываем мы подчас
Исполнить чью – то просьбу вовремя,
Не замечая, как обида кровная
Незримо отчуждает нас.
И запоздалая вина
Потом терзает души.
Всего – то надо – научиться слушать
Того, чья жизнь обнажена.
А. Дементьев
Слайд 10
5.Домашнее задание:
Написать сочинение-рассуждение
«Какой след в вашем сердце оставил рассказ Б. Екимова «Ночь исцеления»?
Борис Екимов НОЧЬ ИСЦЕЛЕНИЯ Рассказ |
Внук приехал и убежал с ребятами на лыжах кататься. А баба Дуня, разом оживев, резво суетилась в доме: варила щи, пирожки затевала, доставала варенья да компоты и поглядывала в окошко, не бежит ли Гриша.
К обеду внук заявился, поел, как подмел, и снова умчался, теперь уже в
лог, с коньками. И снова баба Дуня осталась одна. Но то было не одиночество. Лежала на диване рубашка внука, книжки его – на столе, сумка брошена у порога – все не на месте,
вразлад. И живым духом веяло в доме. Сын и дочь свили гнездо в городе и наезжали редко – хорошо, коли раз в год. Баба Дуня у них гостила не чаще и
обыденкою вечером возвращалась к дому. С одной стороны, за
хату боялась: какое ни есть, а хозяйство, с другой…
Вторая причина была поважнее: с некоторых пор спала баба Дуня тревожно, разговаривала, а то и кричала во сне. В своей хате, дома, шуми хоть на весь белый свет. Кто услышит! А вот в гостях… Только улягутся и заснут, как забормочет баба Дуня, в голос заговорит, кого-то убеждает, просит так явственно в ночной тишине, а потом закричит:
«Люди добрые! Спасите!!» Конечно, все просыпаются – и к бабе Дуне. А это сон у нее такой тревожный. Поговорят, поуспокаивают, валерьянки дадут и разойдутся. А через час то же самое:
«Простите Христа ради! Простите!!» И снова квартира
дыбом. Конечно, все понимали, что виновата старость и несладкая жизнь, какую баба Дуня провела. С войной и голодом. Понимать понимали, но от этого было не легче.
Приезжала баба Дуня – и взрослые, считай, ночь напролет не спали. Хорошего мало. Водили ее к врачам. Те прописывали лекарства. Ничего не помогало. И стала баба Дуня ездить к детям все реже и реже, а потом лишь обыденкою: протрясется два часа в автобусе, спросит про здоровье и назад. И к ней, в родительский дом, приезжали лишь в отпуск, по лету. Но вот внучек Гриша, в годы войдя, стал ездить чаще: на зимние каникулы, на
Октябрьские праздники да Майские.
Он зимой и летом рыбачил в Дону, грибы собирал, катался на коньках да лыжах, дружил с уличными ребятами,– словом, не скучал. Баба Дуня радовалась.
И нынче с Гришиным приездом она про
хвори забыла. День летел невидя, в суете и заботах. Не успела оглянуться, а уж синело за окном, подступал вечер. Гриша заявился по-светлому. Загромыхал на крылечке,
в хату влетел краснощекий, с морозным духом и с порога заявил:
– Завтра на рыбалку! Берш за мостом берется. Дуром!
– Это хорошо,– одобрила баба Дуня. – Ушицей посладимся.
Гриша поужинал и сел разбирать снасти:
мормышки да блесны проверял, на полдома разложив свое богатство. А баба Дуня устроилась на диване и глядела на внука, расспрашивая его о том о сем. Внук все малым был да малым, а в последние год-два вдруг вытянулся, и баба Дуня с трудом признавала в этом длинноногом, большеруком подростке с черным пушком на губе косолапого Гришатку.
– Бабаня, я говорю, и можешь быть уверена. Будет уха и жарёха. Фирма веников не вяжет. Учти.
– С вениками правда плохо,– согласилась баба Дуня. – До трех рублей на базаре.
Гриша рассмеялся:
– Я про рыбу.
– Про рыбу… У меня дядя рыбалил. Дядя Авдей. Мы на Картулях жили. Меня оттуда замуж брали. Так там рыбы…
Гриша сидел на полу, среди блесен и лесок, длинные ноги – через всю комнатушку, от кровати до дивана. Он слушал, а потом заключил:
– Ничего, и мы завтра наловим: на уху и жарёху.
За окном солнце давно закатилось. Долго розовело небо. И уже светила луна половинкою, но так хорошо, ясно. Укладывались спать. Баба Дуня, совестясь, сказала:
– Ночью, може, я шуметь буду. Так ты разбуди.
Гриша отмахивался:
– Я, бабаня, ничегоне слышу. Сплю мертвым сном.
– Ну и слава Богу. А то вот я шумлю, дура старая. Ничего поделать не могу.
Заснули быстро, и баба Дуня, и внук.
Но среди ночи Гриша проснулся от крика:
– Помогите! Помогите, люди добрые!
Спросонья, во тьме он ничего не понял, и страх
обуял его.
– Люди добрые! Карточки потеряла! Карточки в синем платочке завязаны! Может, кто поднял? – И смолкла.
Гриша уразумел, где он и что. Это кричала баба Дуня. Во тьме, в тишине так ясно слышалось тяжелое бабушкино дыхание. Она словно продыхивалась, сил набиралась. И снова запричитала, пока не в голос:
– Карточки… Где карточки… В синем платочке… Люди добрые. Ребятишки… Петяня, Шурик, Таечка… Домой приду, они
исть попросят… Хлебец дай, мамушка. А мамушка ихняя… – Баба Дуня запнулась, словно ошеломленная, и закричала: – Люди добрые! Не дайте помереть! Петяня! Шура! Таечка! – Имена детей она словно выпевала, тонко и болезненно.
Гриша не выдержал, поднялся с постели, прошел в бабушкину комнату.
– Бабаня! Бабаня! – позвал он. – Проснись…
Она проснулась, заворочалась:
– Гриша, ты? Разбудила тебя. Прости, Христа ради.
– Ты, бабаня, не на тот бок легла, на сердце.
– На сердце, на сердце… – послушно согласилась баба Дуня.
– Нельзя на сердце. Ты на правый ложись.
– Лягу, лягу…
Она чувствовала себя такой виноватой. Гриша вернулся к себе, лег в постель. Баба Дуня ворочалась, вздыхала. Не сразу отступало то, что пришло во сне. Внук тоже не спал, лежал,
угреваясь. Про карточки он знал. На них давали хлеб. Давно, в войну и после. А Петяня, о котором горевала бабушка,– это отец.
В жидкой тьме лунного полусвета темнели шкаф и этажерка. Стало думаться об утре, о рыбалке, и уже в полудреме Гриша услыхал бабушкино бормотание:
– Зима находит… Желудков запастись… Ребятишкам, детишкам… – бормотала баба Дуня. – Хлебца не хватает, и желудками обойдемся. Не отымайте, Христа ради… Не отымайте! – закричала она. –
Хучь мешки отдайте! Мешки! – И рыдания оборвали крик.
Гриша вскочил с постели.
– Бабаня! Бабаня! – крикнул он и свет зажег в кухне. – Бабаня, проснись!
Баба Дуня проснулась. Гриша наклонился над ней. В свете электрической лампочки засияли на бабушкином лице слезы.
– Бабаня… – охнул Гриша. – Ты вправду плачешь? Так ведь это все сон.
– Плачу, дура старая. Во сне, во сне…
– Но слезы-то зачем настоящие? Ведь сон – неправда. Ты вот проснулась, и все.
– Да это сейчас проснулась. А там…
– А чего тебеснилось?
– Снилось? Да нехорошее. Будто за желудями я ходила за Дон, на горы. Набрала в два мешка. А лесники на пароме отнимают. Вроде не положено. И мешки не отдают.
– А зачем тебе желуди?
– Кормиться. Мы их толкли, мучки чуток добавляли и
чуреки пекли, ели.
– Бабаня, тебе это только снится или это было? – спросил Гриша.
– Снится,– ответила баба Дуня. – Снится – и было. Не приведи, Господи. Не приведи… Ну, ложись иди ложись…
Гриша ушел, и крепкий сон сморил его или баба Дуня больше не кричала, но до позднего утра он ничего не слышал. Утром ушел на рыбалку и, как обещал, поймал пять хороших
бершей, на уху и жарёху.
За обедом баба Дуня горевала:
– Не даю тебе спать… До двух раз
булгачила. Старость.
– Бабаня, в голову не бери,– успокаивал ее Гриша. – Высплюсь, какие мои годы…
Он пообедал и сразу стал собираться. А когда надел лыжный костюм, то стал еще выше. И красив он был, в лыжной шапочке, такое милое лицо, мальчишечье, смуглое, с румянцем. Баба Дуня рядом с ним казалась совсем старой: согбенное, оплывающее тело, седая голова тряслась, и в глазах уже виделось что-то нездешнее. Гриша мельком, но
явственно вспомнил лицо ее в полутьме, в слезах. Воспоминание резануло по сердцу. Он поспешил уйти.
Во дворе ждали друзья. Рядом лежала степь. Чуть поодаль зеленели посадки сосны. Так хорошо было бежать там на лыжах. Смолистый дух проникал в кровь живительным холодком и, казалось, возносил над лыжней послушное тело. И легко было мчаться, словно парить. За соснами высились песчаные бугры – кучугуры, поросшие красноталом. Они шли холмистой грядой до самого Дона. Туда, к высоким задонским холмам, тоже заснеженным, тянуло. Манило к крутизне, когда наждаковый ветер высекает из глаз слезу, а ты летишь, чуть присев, узкими щелочками глаз цепко ловишь впереди каждый бугорок и впадинку, чтобы встретить их, и тело твое цепенеет в тряском лете. И наконец пулей вылетаешь на гладкую скатерть заснеженной реки и, расслабившись, выдохнув весь испуг, катишь и катишь спокойно, до середины Дона.
Этой ночью Гриша не слыхал бабы Дуниных криков, хотя утром по лицу ее понял, что она неспокойно спала.
– Не будила тебя? Ну и слава Богу…
Прошел еще день и еще. А потом как-то к вечеру он ходил на почту, в город звонить. В разговоре мать спросила:
– Спать тебе баба Дуня дает? – И посоветовала: – Она лишь начнет с вечера говорить, а ты крикни: «Молчать!» Она перестает. Мы пробовали.
По пути домой стало думаться о бабушке. Сейчас, со стороны, она казалась такой слабой и одинокой. А тут еще эти ночи в слезах, словно наказание. Про старые годы вспоминал отец. Но для него они прошли. А для бабушки – нет. И с какой, верно, тягостью ждет она ночи. Все люди прожили горькое и забыли. А у нее оно снова и снова. Но как помочь?
Свечерело. Солнце скрылось за прибрежными донскими холмами. Розовая кайма лежала за Доном, а по ней – редкий далекий лес узорчатой чернью. В поселке было тихо, лишь малые детишки смеялись, катаясь на салазках. Про бабушку думать было больно. Как помочь ей? Как мать советовала? Говорит, помогает. Вполне может и быть. Это ведь психика. Приказать, крикнуть – и перестанет. Гриша неторопливо шел и шел, раздумывая, и в душе его что-то теплело и таяло, что-то жгло и жгло. Весь вечер за ужином, а потом за книгой, у телевизора Гриша нет-нет да и вспоминал о прошедшем. Вспоминал и глядел на бабушку, думал: «Лишь бы не заснуть».
За ужином он пил крепкий чай, чтобы не сморило. Выпил чашку, другую, готовя себя к бессонной ночи. И пришла ночь. Потушили свет. Гриша не лег, а сел в постели, дожидаясь своего часа. За окном светила луна. Снег белел. Чернели сараи. Баба Дуня скоро заснула, похрапывая. Гриша ждал. И когда наконец из комнаты бабушки донеслось еще невнятное бормотание, он поднялся и пошел. Свет в кухне зажег, встал
возле кровати, чувствуя, как охватывает его невольная дрожь.
– Потеряла… Нет… Нету карточек… – бормотала баба Дуня еще негромко. – Карточки… Где… Карточки… – И слезы, слезы подкатывали.
Гриша глубоко вздохнул, чтобы крикнуть громче, и даже ногу поднял – топнуть. Чтобы уж наверняка.
– Хлебные… карточки… – в тяжкой муке, со слезами выговаривала баба Дуня.
Сердце мальчика облилось жалостью и болью. Забыв обдуманное, он опустился на колени перед кроватью и стал убеждать, мягко, ласково:
– Вот ваши карточки, бабаня… В синем платочке, да? ваши в синем платочке? Это ваши, вы обронили. А я поднял. Вот видите, возьмите,– настойчиво повторял он. – Все целые, берите…
Баба Дуня смолкла. Видимо, там, во сне, она все слышала и понимала. Не сразу пришли слова. Но пришли:
– Мои, мои… Платочек мой, синий. Люди скажут. Мои карточки, я обронила. Спаси Христос, добрый человек…
По голосу ее Гриша понял, что сейчас она заплачет.
– Не надо плакать,– громко сказал он. – Карточки целые. Зачем же плакать? Возьмите хлеба и несите детишкам. Несите, поужинайте и ложитесь спать,– говорил он, словно приказывал. – И спите спокойно. Спите.
Баба Дуня смолкла.
Гриша подождал, послушал ровное бабушкино дыхание, поднялся. Его бил озноб. Какой-то холод пронизывал до костей. И нельзя было согреться. Печка была еще тепла. Он сидел у печки и плакал. Слезы катились и катились. Они шли от сердца, потому что сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то еще… Он не спал, но находился в странном забытьи, словно в годах далеких, иных, и в жизни чужой, и виделось ему там, в этой жизни, такое горькое, такая беда и печаль, что он не мог не плакать. И он плакал, вытирая слезы кулаком. Но как только баба Дуня заговорила, он забыл обо всем. Ясной стала голова, и ушла из тела дрожь. К бабе Дуне он подошел вовремя.
– Документ есть, есть документ… вот он… – дрожащим голосом говорила она. – К мужу в госпиталь пробираюсь. А ночь на дворе. Пустите переночевать.
Гриша словно увидел темную улицу и женщину во тьме и распахнул ей навстречу дверь.
– Конечно, пустим. Проходите, пожалуйста. Проходите. Не нужен ваш документ.
– Документ есть! – выкрикнула баба Дуня.
Гриша понял, что надо брать документ.
– Хорошо, давайте. Так… Ясно. Очень хороший документ. Правильный. С фотокарточкой, с печатью.
– Правильный… – облегченно вздохнула баба Дуня.
– Все сходится. Проходите.
– Мне бы на полу. Лишь до утра. Переждать.
– Никакого пола. Вот кровать. Спите спокойно. Спите. Спите. На бочок и спите.
Баба Дуня послушно повернулась на правый бок, положила под голову ладошку и заснула. Теперь уже до утра. Гриша посидел над ней, поднялся, потушил в кухне свет. Кособокая луна, опускаясь, глядела в окно. Белел снег, посверкивая живыми искрами. Гриша лег в постель, предвкушая, как завтра расскажет бабушке и как они вместе… Но вдруг обожгло его ясной мыслью: нельзя говорить. Он отчетливо понял – ни слова, ни даже намека. Это должно остаться и умереть в нем. Нужно делать и молчать. Завтрашнюю ночь и ту, что будет за ней. Нужно делать и молчать. И придет исцеление