Б.Л. Пастернак (1890-1960)
Отец – известный художник.
Мать – пианистка.
Немецкий поэт Райнер-Мария Рильке.
Л.Н. Толстой. А.Блок. В. Маяковский.
Композитор Скрябин.
Московский университет историко-филологический факультет.
Марбургский университет в Германии.
Швейцария. Италия .
Искусство – непрестанная самоотдача.
Цель творчества – самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего
не знача,
Быть притчей на устах у всех….
Лирика Б. Пастернака.
Весна, зима.
дождь,
рассвет ит.д
А что значит «природа?»
Природа
Т.е.природа
это…
Единение
Человека
и Природы
Какой сделаем вывод?
Человек –
чудо Природы
Природа – это
чудо
Что в природе одно из главных чудес?
Стихотворение «Июль».
Дача Бориса Пастернака в Переделкино.
Ключевые слова.
Кто? Что?
Какой?
Что делает?
Приведенье. Тени.
Домовой.
Бродит. Мелькают .
- Таскающий в одёже,
- сквозь окна вхожий,
- громко говорящий.
- нечёсаный растрёпа,
- пропахший липой, травой…
Болтается. Крадётся. Срывает. Вбегает. Взвивается.
Озорной июльский ветер.
Баловник–невежа. Призрак и двойник. Жилец. Дачник.
Снимает внаём
Июль с грозой.
Словарная работа
Эпитет
- определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения.
Выражается преимущественно именем прилагательным, наречием («горячо любить»), именем существительным.
Т.е. яркое слово, добавляющее выразительности .
Олицетворение -
- фигура речи, приписывающая свойства и признаки одушевлённых предметов к неодушевлённым (из неживого сделали живое ).
Вывод
Что продемонстрировал поэт, «превратив» июль в живое существо?
- Стихотворение «Июль» – яркий пример того, как поэт может «оживить»,«материализовать», наделить человеческим обликом любое природное явление.
- Все в мире живо и имеет свою душу.
Что мы слышим, видим, чувствуем?
Слышим: Июль, домой сквозь окна вхожий, все громко говорящий вслух .
Видим : Растрепанный юный июль, танцующий с занавеской, как с партнершей .
Чувствуем : проносятся запахи травы, липы, укропа, степные и луговые ароматы…
Поэзия Пастернака метафорична .
Словарная работа
Метафора -
слово или выражение, употребляемое в переносном значении , в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака.
Метафоричность -
- наполненность метафорами. И носказательность, фигуральность, переносность, образность.
«Никого не будет в доме…»
В этом стихотворении причудливое взаимодействие высокого и привычного , обычной человеческой жизни и тайн природы.
Взаимодействие
Высокое
Привычное
Тайны
природы
Обычная
человеческая
жизнь.
Природа и состояние души поэта слиты воедино.
Докажите цитатами из стихотворения?
Высокое
Привычное
- символ острого чувства одиночества.
- « Прошлогоднее унынье ».
- Трагически звучат слова: « И окно на крестовине сдавит голод дровяной ».
- Сумерки. Зимний холодный день.
- « Ты появишься из двери в чем-то белом, без причуд »
- «Тишину шагами меря, ты… войдешь». Звуки шагов.
- символ ожидание чуда .
- Мы не видим, кто идет, но понимаем, что этот человек, очень дорогой лирическому герою. Мы можем увидеть лишь его одежду , которую поэт сравнивает с белыми хлопьями снега.
- Встреча лирического героя с любимой дана в будущем времени , мы не можем сказать, состоялась ли она.
- Такое взаимодействие рождает причудливые тени, неуверенность и надежду .
Домашнее задание
- Наизусть одно из стихотворений
- На дополнительную оценку : музыкальное исполнение стихотворения « Никого не будет в доме… »