СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Бабисанда В.Г., Бабисанда Л.П. «Специфика построения уроков математики в классах-комплектах в соответствии с ГОС»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В системе образования можно выделить особую группу образовательных учреждений, которые, так или иначе, используют идеи разновозрастного обучения. К этой группе относятся малокомплектные школы.

Просмотр содержимого документа
«Бабисанда В.Г., Бабисанда Л.П. «Специфика построения уроков математики в классах-комплектах в соответствии с ГОС»»


Муниципальное учреждение

«Рыбницкое управление народного образования»












Доклад по теме:


«Специфика построения уроков математики в классах-комплектах в соответствии с ГОС»








Бабисанда Людмила Петровна

учитель математики, физики, информатики

Бабисанда Василий Григорьевич

учитель математики МОУ «Советская русская

средняя общеобразовательная

школа – детский сад»








В системе образования можно выделить особую группу образовательных учреждений, которые, так или иначе, используют идеи разновозрастного обучения. К этой группе относятся малокомплектные школы.

Специфика малокомплектной школы показывает, что главной формой работы в ней должна стать учебная работа, основанная на разновозрастном обучении детей. Реальной и естественной единицей такого обучения является класс-комплект. Класс-комплект – это постоянная группа детей, работающая по единому годовому учебному плану и программе, согласно расписанию. Формирование классов-комплектов определяется конкретными условиями и зависит от числа обучающихся и учителей. Средняя наполняемость классов – от 1 до 5 человек. Наполняемость классов-комплектов – до 15 человек.

Каждый урок в классе-комплекте – это фактически два урока в одном одновременно. Поэтому учитель:

–вынужден 4–5 раз перестраиваться на работу то с одним, то с другим классом, не упуская из виду главную цель в каждом;
– должен распределять время между классами так, чтобы достичь усвоения главного
– знает, как действовать, чтобы не нарушить логику познавательного процесса;
– способен стимулировать восприятие новых знаний, их понимание, усвоение, запоминание детьми разного возраста и различного уровня подготовленности;
– должен одновременно вести воспитательный процесс во всех классах;
– прилагает усилия для формирования базисных компонентов образования: умения учиться, потребности в новых знаниях и т.д.

Работа в классе-комплекте сложна не только для учителей. Для учеников она тоже представляет известные трудности и неудобства. Для особо одаренных детей – это уникальная возможность освоить курс за 1–2 года раньше. Все остальные должны научиться:

-сосредоточиваться на выполнении своего задания;
-не слушать объяснений учителя для другого класса;
-не обращать внимания на картинки и другие материалы, предназначенные не им ;
-не слушать ответы учеников другого класса;
- моментально перестраиваться, когда учитель обращается к ним. Поэтому учителя в классах-комплектах больше, чем в обычных, вынуждены уделять внимания умению школьников работать самостоятельно.

Специфические требования, сформулированные выше, налагают дополнительные условия на организацию и проведение урока.

При анализе уроков в классах с малым числом учеников и классах-комплектах выявлены такие типичные методические просчеты, как преобладание фронтальных форм организации деятельности школьников (что, как известно, ведет к перегрузкам), доминирование голоса и непрерывность речи учителя (даже в тех ситуациях, когда один из классов выполняет индивидуальную самостоятельную работу), недооценка и недостаточное владение методикой обучения школьников работе с учебниками и др.

Структура уроков в классах комплектах не отличается разнообразием. Формы организации могут быть различными, но ведущих форм в основном две: 1) работа под руководством учителя и 2) самостоятельная работа учеников. В сумме они занимают около 80–90 % времени.

Под руководством учителя и при его непосредственном участии осуществляются:
-подготовительные упражнения;
- объяснение нового материала;
- инструктажи;
-закрепление изученного;
- диагностика уровня обученности;
- контроль и коррекция усвоенных знаний, умений;
- показ рациональных приемов применения знаний;
- тематическое обобщение материала.

Основу самостоятельной работы составляют упражнения, которые должны выполнить ученики для усвоения знаний, умений, способов их применения. Не имея времени на подробное объяснение знаний, учитель предлагает ученикам осваивать их самостоятельно и очень скоро достигает успеха: дети выполняют работу лучше учеников полных классов.

Больше других используются следующие формы организации усвоения новых знаний. Теперь:

1) на уроке, спроектированном в соответствии с ГОС, дети приобретают новые знания, умения в процессе поисковой деятельности, эвристической беседы, наблюдения, анализа, сравнения фактов под руководством учителя; 2) овладевают новыми способами деятельности по образцу и по аналогии;

3) усваивают новые знания, умения самостоятельно по программированным учебникам, алгоритмическим предписаниям.

Структура урока в комплекте, состоящем из двух классов, может быть примерно такой:

Продолжительность

классы

5

6

2

Организация работы


10

Этап актуализации опорных знаний и умений

15

Самостоятельная работа учащихся: формирование и усвоение новых знаний

Работа учителя: корректировка знаний учащихся 

12

Работа учителя: корректировка знаний учащихся 

Самостоятельная работа учащихся: формирование и усвоение новых знаний

3

Задание на дом.

3

Рефлексивно-оценочный: подведение итогов урока


В классах-комплектах методы обучения имеют обычные функции: мотивационную, учебную, развивающую, воспитательную, организационную, но к ним предъявляются повышенные требования.

Словесные методы преобладают в работе под руководством учителя. В условиях постоянного дефицита общения важно организовать его так, чтобы ученики услышали красивое, эмоциональное, логически безупречное слово учителя, сами приняли участие в обсуждении темы урока. Детям всегда нужны образцы для подражания. Размышляя вслух, они непроизвольно копируют своего наставника, поэтому важно, чтобы он всегда был на высоте положения.

Наибольший эффект при объяснении нового материала дает сочетание методов устного изложения с наглядностью, сопровождая демонстрацией натуральных объектов, рисунков, презентаций, видеоматериалов. К наглядности в классах-комплектах предъявляются требования простоты, красочности, реалистичности. Рисунки, схемы, таблицы, натуральные предметы, их модели подчеркивают только то, что в данный момент изучается. Так как использование наглядности в одном классе невозможно без отвлечения всех детей.

Каждый этап урока должен подготовить учеников к следующему. В условиях «фрагментарного восприятия» ученики не всегда успевают следить за рассуждениями учителя. Необходимо поддерживать их – тематическими материалами, в которых четко излагаются схемы предстоящей деятельности и проецируемые результаты. В качестве наглядной опоры детям могут быть предложены образцы правильного выполнения заданий, алгоритмы решения задач, порядок требуемых действий, схемы или таблицы.

В условиях работы с двумя классами для учителя особенно острым является вопрос о правильном распределении времени, ведь дорога каждая минута. Поэтому устранение причин пустой утечки времени на уроке, сокращение потерь, рациональное использование каждой минуты – важные условия эффективности урока.

Потери времени в классах-комплектах чаще всего обусловлены
1. неодновременным началом работы во всех классах комплектах;
2. необходимостью детально объяснить учащимся всех классов задачи предстоящей работы;
3. частыми и многословными объяснениями заданий каждого следующего этапа обучения;
4. отсутствием заранее приготовленных дидактических материалов для самостоятельной работы;
5. низким качеством этих материалов, требующих постоянных дополнительных объяснений учителя;
6. неумелым или не по назначению использованием дидактических материалов;
7. низким уровнем сформированности навыков самообучения у учащихся;
8. применением нерациональных способов проверки и контроля знаний, умений;
9. непродуманной организацией рабочих мест учителя и учеников;
10. отсутствием необходимых технических средств управления обучением;

Как избежать потери времени? Если классы сочетаются так, что один начинает работу с выполнения самостоятельного задания, а другой – при непосредственном участии педагога, потерь удается избежать. Задания готовятся заранее, печатаются на отдельных листочках каждому ученику. Перед началом урока дежурный раскладывает их по партам. Часто задания дифференцированы, т.е. составлены отдельно для сильных, средних и слабых учеников, что позволяет повышать качество знаний и умений, на каждом задании пишется имя ученика. Выполненная работа возвращается учителю.

Если самостоятельная работа носит фронтальный характер, то общее для всего класса задание можно дать в виде презентации. Тут же записывается инструкция, если в ней есть необходимость.

Практикуем «сквозные» задания, рассчитанные на несколько уроков. Тогда по звонку каждый начинает работу с того места, где остановился, и продолжает ее без дополнительного напоминания. Замечено, однако, что при выполнении длительных однотипных заданий быстро наступает усталость, снижается интерес. Поэтому учитель разнообразит их многими способами: ученик выполняет ту же самую работу, но делает ее чуть иначе – например, составляет «обратную» задачу и т.п.

Итак, урок в школе – основная форма учебно-воспитательного процесса. Урок в совмещенных классах комплектах подчиняется общим требованиям к уроку, но имеет и специфические особенности. В структуре урока выделяются: 1) работа под руководством учителя и 2) самостоятельная работа учеников. Сочетание словесных и наглядных методов подбирается так, чтобы избежать нерациональных потерь времени, получить максимальную эффективность обучения и воспитания в конкретных условиях. Технологическая карта урока математики в классе-комплекте представлена в приложении 1.

Творческая деятельность педагогов, работающих в совмещенных классах - комплектах направлена на то, чтобы ее недостатки преобразовать в преимущества. В последние годы наиболее интенсивные поиски развиваются в направлении:

– использования преимуществ разновозрастных объединений школьников,

– применения дифференцированного и индивидуального обучения,

– внедрения группового способа обучения в разновозрастных группах,

– применения новых информационных технологий.

Круг общения в классе, где учатся всего несколько учеников, сильно сужается. Поэтому постоянно возникают вопросы: как занять работой всех детей? Можно ли проводить разновозрастные занятия? По каким предметам? и др.

Малая наполняемость классов традиционно положительно воспринимается родителями и педагогами как возможность более качественной организации индивидуального подхода к каждому ученику. Здесь сложно добиться разнообразия мнений, позиций, подходов, зато какие благоприятные условия открываются для работы в паре «учитель-ученик». Стоять у доски и «читать лекцию», когда в классе всего 5 человек, он не будет. Передвигаясь от одного к другому, он будет работать индивидуально. Но здесь тоже нужно соблюдать меру. Некоторые дети не выдерживают такое пристальное внимание педагога.

Эффективным в условиях совмещенных классах может быть личностно-ориентированный подход с использованием современных информационных технологий.

Педагогические наблюдения свидетельствуют, что иногда целесообразно практиковать парную работу учеников. В парах могут успешно работать ученики разных классов. При этом старшие передают свои знания младшим, а те быстро и без труда их усваивают.

Таким образом, учитель в совмещенных классах – в постоянном поиске. Любую педагогическую новацию он рассмотрит под прагматическим углом зрения: нельзя ли ее применить в классе, что еще можно сделать для повышения эффективности обучения и воспитания в соответствии с ГОС.

Подводя итог, хочется подчеркнуть, что труд учителя в малокомплектной школе требует творчества, одержимости, доброты и сердечности, профессионализма. Школа для сельского ребенка-единственный центр культуры. И от учителя зависит, будут, ли будущие граждане смотреть на мир щироко раскрытыми глазами. Так давайте же помнить об этом, уважаемые коллеги!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!