СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 22.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Бах и Гендель: две судьбы

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный проект представляет собой сравнительный анализ биографических фактов двух композиторов эпохи барокко с разными судьбами. Презентация используется на обобщающем уроке музыкальной литературы в 5 классе на этапе завершения знакомства учащихся с эпохой барокко

Просмотр содержимого документа
«Бах и Гендель: две судьбы»

«Гендель и Бах: две судьбы»

«Гендель и Бах: две судьбы»

  Автор:  Юрова Светлана Анатольевна, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин    ТОГБПОУ «Тамбовский колледж искусств»

Автор: Юрова Светлана Анатольевна, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин

ТОГБПОУ «Тамбовский колледж искусств»

Цель и задачи  Цель:  Выявление различий жизненных ситуаций, условий формирования личностей, мировоззрений двух великих композиторов эпохи Барокко - Г.Ф. Генделя и И.С. Баха.  Задачи:   Изучение жизненного и творческого пути Г.Ф. Генделя, И.С. Баха;  Сопоставления некоторых биографических фактов композиторов.

Цель и задачи

Цель:

Выявление различий жизненных ситуаций, условий формирования личностей, мировоззрений двух великих композиторов эпохи Барокко - Г.Ф. Генделя и И.С. Баха.

Задачи:

Изучение жизненного и творческого пути Г.Ф. Генделя, И.С. Баха;

Сопоставления некоторых биографических фактов композиторов.

Композиторы -современники  Георг Фридрих Гендель родился 23 февраля 1685 года в городе Галле (Германия) Иоганн Себастьян Бах родился 31 марта 1685 года в городе Эйзенахе (Германия)

Композиторы -современники

Георг Фридрих Гендель родился 23 февраля 1685 года в городе Галле (Германия)

Иоганн Себастьян Бах родился 31 марта 1685 года в городе Эйзенахе (Германия)

Семья Г.Ф. Генделя    Отец композитора Георг  Гендель был придворным цирюльником-хирургом. Служил в суде Бранденбурга и Саксонии, был почётным гражданином в городе Галле.  Мать Георга Фридриха Доротея выросла в семье священника.  Георг и Доротея обвенчались в 1683 году в электорате Бранденбурга.Родители Генделя были очень религиозны и являлись типичными представителями буржуазного общества конца XVII века.

Семья Г.Ф. Генделя

Отец композитора Георг  Гендель был придворным цирюльником-хирургом. Служил в суде Бранденбурга и Саксонии, был почётным гражданином в городе Галле.

Мать Георга Фридриха Доротея выросла в семье священника.

Георг и Доротея обвенчались в 1683 году в электорате Бранденбурга.Родители Генделя были очень религиозны и являлись типичными представителями буржуазного общества конца XVII века.

Семья И.С. Баха  В противоположность семье Г.Ф. Генделя род Бахов известен своей музыкальностью: с начала  XVI века многие предки и родственники Иоганна Себастьяна были профессиональными музыкантами. Родители Баха – Иоганн Амброзиус Бах и Элизабет Леммерхирт.  Отец композитора был организатором светских концертов и исполнителем церковной музыки. Впоследствии трое сыновей Баха тоже стали известными музыкантами.

Семья И.С. Баха

В противоположность семье Г.Ф. Генделя род Бахов известен своей музыкальностью: с начала  XVI века многие предки и родственники Иоганна Себастьяна были профессиональными музыкантами. Родители Баха – Иоганн Амброзиус Бах и Элизабет Леммерхирт.

Отец композитора был организатором светских концертов и исполнителем церковной музыки. Впоследствии трое сыновей Баха тоже стали известными музыкантами.

Первые утраты  Детские годы двух композиторов омрачили ранние утраты близких людей.  Когда Иоганну Себастьяну было 9 лет, умерла его мать, а через год не стало отца. Мальчика взял к себе на воспитание старший брат, Иоганн Кристоф, служивший органистом в соседнем Ордруфе.  В двенадцатилетнем возрасте Георг Фридрих Гендель потерял отца: тот скончался 11 февраля  1697 года. Будущего композитора воспитывала мать.

Первые утраты

Детские годы двух композиторов омрачили ранние утраты близких людей.

Когда Иоганну Себастьяну было 9 лет, умерла его мать, а через год не стало отца. Мальчика взял к себе на воспитание старший брат, Иоганн Кристоф, служивший органистом в соседнем Ордруфе.

В двенадцатилетнем возрасте Георг Фридрих Гендель потерял отца: тот скончался 11 февраля  1697 года. Будущего композитора воспитывала мать.

Занятия музыкой  Фридрих Гендель не одобрял стремление сына к занятиям музыкой: к профессии музыканта не относились серьёзно в Германии.   Однако, отец последовал совету герцога Саксен-Вейсенфельса Иоганна Адольфа и решил не препятствовать музыкальному развитию ребёнка .  1694 году Георг Фридрих Гендель начал занятия музыкой у композитора и органиста Ф.В. Цахау в Галле, под руководством которого изучал композицию, генерал-бас, игру на органе, клавесине, скрипке и гобое.

Занятия музыкой

Фридрих Гендель не одобрял стремление сына к занятиям музыкой: к профессии музыканта не относились серьёзно в Германии.

Однако, отец последовал совету герцога Саксен-Вейсенфельса Иоганна Адольфа и решил не препятствовать музыкальному развитию ребёнка .

1694 году Георг Фридрих Гендель начал занятия музыкой у композитора и органиста Ф.В. Цахау в Галле, под руководством которого изучал композицию, генерал-бас, игру на органе, клавесине, скрипке и гобое.

Занятия музыкой  Иоганн Себастьян Бах с раннего детства очень любил музыку и не упускал случая заниматься ею и изучать новые произведения.  Его первым учителем музыки стал старший брат Иоганн Кристоф, который учил его играть на органе и клавире.  С 15 лет Иоганн Себастьян Бах в течение трёх лет обучался в вокальной школе Св. Михаила (1700-1703 годы).  Ни у кого не возникало и тени сомнения, что И.С. Бах станет музыкантом.

Занятия музыкой

Иоганн Себастьян Бах с раннего детства очень любил музыку и не упускал случая заниматься ею и изучать новые произведения.

Его первым учителем музыки стал старший брат Иоганн Кристоф, который учил его играть на органе и клавире.

С 15 лет Иоганн Себастьян Бах в течение трёх лет обучался в вокальной школе Св. Михаила (1700-1703 годы).

Ни у кого не возникало и тени сомнения, что И.С. Бах станет музыкантом.

Пути формирования творческих личностей. Г.Ф. Гендель.  С 1696 года Гендель начал выступать в качестве клавесиниста и аккомпаниатора на концертах при дворе курфюрста в Берлине. Одиннадцатилетний клавесинист пользовался успехом в высших кругах Германии.  В 1698—1700 годах Георг Фридрих учился в гимназии в Галле.  В 1702 году Гендель поступил на юридический факультет университета в Галле-Виттенберга. Здесь он изучал богословие и право.  Параллельно с учёбой Гендель преподавал теорию и пение в протестантской гимназии, был музыкальным руководителем и органистом в соборе.

Пути формирования творческих личностей. Г.Ф. Гендель.

С 1696 года Гендель начал выступать в качестве клавесиниста и аккомпаниатора на концертах при дворе курфюрста в Берлине. Одиннадцатилетний клавесинист пользовался успехом в высших кругах Германии.

В 1698—1700 годах Георг Фридрих учился в гимназии в Галле.

В 1702 году Гендель поступил на юридический факультет университета в Галле-Виттенберга. Здесь он изучал богословие и право.

Параллельно с учёбой Гендель преподавал теорию и пение в протестантской гимназии, был музыкальным руководителем и органистом в соборе.

Пути формирования творческих личностей. Г.Ф. Гендель. Свою композиторскую деятельность Г.Ф. Гендель начал с сочинения в 1705 году опер «Альмира» и «Нерон». В это время он работал скрипачом и клавесинистом в Гамбургском оперном театре. С этого момента театр и театральные жанры (опера и оратория) стали неотъемлемой частью творческой жизни композитора. Одна за другой появляются на свет его произведения: оратория «Триумф Времени и Правды», оперы «Родриго» (создана в Италии), «Агриппина». В 1711 году в Лондоне в театре Её величества Королевы Великобритании с успехом прошла премьера оперы Генделя «Ринальдо». Впереди Генделя ожидала мировая слава…

Пути формирования творческих личностей. Г.Ф. Гендель.

Свою композиторскую деятельность Г.Ф. Гендель начал с сочинения в 1705 году опер «Альмира» и «Нерон». В это время он работал скрипачом и клавесинистом в Гамбургском оперном театре. С этого момента театр и театральные жанры (опера и оратория) стали неотъемлемой частью творческой жизни композитора. Одна за другой появляются на свет его произведения: оратория «Триумф Времени и Правды», оперы «Родриго» (создана в Италии), «Агриппина».

В 1711 году в Лондоне в театре Её величества Королевы Великобритании с успехом прошла премьера оперы Генделя «Ринальдо».

Впереди Генделя ожидала мировая слава…

Пути формирования творческих личностей. Г.Ф. Гендель.  Имея возможность путешествовать по европейским странам, Гендель был лично знаком со многими известными музыкантами и творческими людьми Германии, Италии, Англии:  Георгом Филиппом Телеманом, Иоганном Маттезоном, Рейнхардом Кайзером,  Доменико Скарлатти, Алессандро Скарлатти, Арканджело Корелли, Бенедетто Марчелло и Бернардо Паскуини.  Гендель пользовался популярностью в высших кругах Англии и Германии и завоевал славу первоклассного композитора. Ему покровительствовали герцог Тосканский и сама Королева Великобритании – Анна.

Пути формирования творческих личностей. Г.Ф. Гендель.

Имея возможность путешествовать по европейским странам, Гендель был лично знаком со многими известными музыкантами и творческими людьми Германии, Италии, Англии:  Георгом Филиппом Телеманом, Иоганном Маттезоном, Рейнхардом Кайзером, Доменико Скарлатти, Алессандро Скарлатти, Арканджело Корелли, Бенедетто Марчелло и Бернардо Паскуини.

Гендель пользовался популярностью в высших кругах Англии и Германии и завоевал славу первоклассного композитора. Ему покровительствовали герцог Тосканский и сама Королева Великобритании – Анна.

Пути формирования творческих личностей. И.С. Бах.  Во время обучения в Вокальной школе Бах имел возможность играть на трёхмануальном органе школы и на клавесине. Здесь он получил первые знания по богословию,  латыни, истории,  географии и физике, а также начал учить французский и итальянский языки. В школе Бах имел возможность общаться с сыновьями известных северонемецких аристократов и известными органистами, прежде всего, с Георгом Бёмом в Люнебурге  и Рейнкеном в Гамбурге.

Пути формирования творческих личностей. И.С. Бах.

Во время обучения в Вокальной школе Бах имел возможность играть на трёхмануальном органе школы и на клавесине. Здесь он получил первые знания по богословию,  латыни, истории,  географии и физике, а также начал учить французский и итальянский языки. В школе Бах имел возможность общаться с сыновьями известных северонемецких аристократов и известными органистами, прежде всего, с Георгом Бёмом в Люнебурге и Рейнкеном в Гамбурге.

Пути формирования творческих личностей. И.С. Бах .  Чтобы обеспечить собственное существование Иоганн Себастьян вынужден был искать работу, будучи ещё подростком. Отношения с работодателями у Баха зачастую складывались непросто, поэтому он часто менял место работы. За 10 лет он трижды поменял место работы, переезжая из города в город: Арнштадт, Мюльхаузен, Веймар, а позже Кётен и Лейпциг. Одной из причин таких отношений был упорный, твёрдый, настойчивый характер Баха, его целеустремлённость и непокорный нрав. Но из любой ситуации Иоганн Себастьян умел извлечь для себя пользу. Имея при себе инструмент (или иные ресурсы), он использовал все возможности для композиторского творчества: в Кётене, работая с клавесином, сочинял музыку для этого инструмента, в Веймаре – органные произведения, в Лейпциге – вокально-инструментальные (работал кантором в церкви Св.Фомы).  Вся жизнь И.С. Баха – упорный труд, постоянное самостоятельное обучение, борьба за собственные идеи и справедливость.

Пути формирования творческих личностей. И.С. Бах .

Чтобы обеспечить собственное существование Иоганн Себастьян вынужден был искать работу, будучи ещё подростком. Отношения с работодателями у Баха зачастую складывались непросто, поэтому он часто менял место работы. За 10 лет он трижды поменял место работы, переезжая из города в город: Арнштадт, Мюльхаузен, Веймар, а позже Кётен и Лейпциг. Одной из причин таких отношений был упорный, твёрдый, настойчивый характер Баха, его целеустремлённость и непокорный нрав. Но из любой ситуации Иоганн Себастьян умел извлечь для себя пользу. Имея при себе инструмент (или иные ресурсы), он использовал все возможности для композиторского творчества: в Кётене, работая с клавесином, сочинял музыку для этого инструмента, в Веймаре – органные произведения, в Лейпциге – вокально-инструментальные (работал кантором в церкви Св.Фомы).

Вся жизнь И.С. Баха – упорный труд, постоянное самостоятельное обучение, борьба за собственные идеи и справедливость.

Творческое наследие Г.Ф. Генделя и  И.С. Баха  Прожив достаточно долгую и непростую жизнь оба композитора не оставляли своё любимое композиторское дело даже в тяжёлой болезни (оба страдали слепотой). Их творческое наследие велико и разнообразно.  Г.Ф. Генделем создано 42 оперы, балет «Терпсихора», 28 ораторий (среди них – «Мессия», «Самсон»), около 25 оркестровых концерта, 3 оркестровых сюиты («Музыка на воде», «Музыка фейерверка», «Музыка в лесу»), вокальные, клавирные сочинения, музыка к драматическому спектаклю «Алхимик».

Творческое наследие Г.Ф. Генделя и И.С. Баха

Прожив достаточно долгую и непростую жизнь оба композитора не оставляли своё любимое композиторское дело даже в тяжёлой болезни (оба страдали слепотой). Их творческое наследие велико и разнообразно.

Г.Ф. Генделем создано 42 оперы, балет «Терпсихора», 28 ораторий (среди них – «Мессия», «Самсон»), около 25 оркестровых концерта, 3 оркестровых сюиты («Музыка на воде», «Музыка фейерверка», «Музыка в лесу»), вокальные, клавирные сочинения, музыка к драматическому спектаклю «Алхимик».

Творческое наследие Г.Ф. Генделя и  И.С. Баха  Перу И.С. Баха принадлежат: более 200 кантат (светских и духовных), 6 мотетов, 3 пассиона ( в том числе «Страсти по Матфею», «Страсти по Иоанну»), 3 оратории, 4 мессы (в том числе «Высокая месса си минор»), «Магнификат», органные (обработки хоралов, прелюдии и фуги, токкаты и фуги, фантазии и фуги), клавирные («ХТК», «Инвенции») и оркестровые сочинения (среди них - «Бранденбургские концерты»).

Творческое наследие Г.Ф. Генделя и И.С. Баха

Перу И.С. Баха принадлежат: более 200 кантат (светских и духовных), 6 мотетов, 3 пассиона ( в том числе «Страсти по Матфею», «Страсти по Иоанну»), 3 оратории, 4 мессы (в том числе «Высокая месса си минор»), «Магнификат», органные (обработки хоралов, прелюдии и фуги, токкаты и фуги, фантазии и фуги), клавирные («ХТК», «Инвенции») и оркестровые сочинения (среди них - «Бранденбургские концерты»).

Заключение  Родившись в одной стране, в одну эпоху, в один и тот же год, Бах и Гендель прожили свою жизнь по-разному.  Гендель – в славе и почете, в путешествиях по разным странам и после смерти был увековечен в памятнике под названием «Великая Германия».

Заключение

Родившись в одной стране, в одну эпоху, в один и тот же год, Бах и Гендель прожили свою жизнь по-разному.

Гендель – в славе и почете, в путешествиях по разным странам и после смерти был увековечен в памятнике под названием «Великая Германия».

Заключение  Жизненный и творческий путь Баха прошел незаметно.   Почти все созданное им пролежало в рукописи 100 лет и многое теперь не подлежит восстановлению.   Идеи Баха лишь отчасти продолжали его сыновья и ученики, после чего традиции Баховского искусства были прерваны вплоть до 1900 года, когда в Лейпциге вышло его первое собрание сочинений. 

Заключение

Жизненный и творческий путь Баха прошел незаметно. 

Почти все созданное им пролежало в рукописи 100 лет и многое теперь не подлежит восстановлению.  Идеи Баха лишь отчасти продолжали его сыновья и ученики, после чего традиции Баховского искусства были прерваны вплоть до 1900 года, когда в Лейпциге вышло его первое собрание сочинений. 

Заключение  Бах и Гендель были современниками, хотя лично знакомы не были, никогда не встречались.  Их творчество имело общие стилевые черты, присущие музыке той эпохи: они мыслили в одних и тех же жанрах, использовали одни и те же приёмы гармонии, мелодии и формообразования. Но это были индивидуальности, обладающие разными типами мироощущения, идущие равными путями для нахождения художественного опыта, по-разному относились к традиции.  Поэтому и эпоха, в которой они жили, оказалась запечатленной в их творчестве по-разному: у Баха сквозь призму философского восприятия, у Генделя – в светских тонах, ярко и театрально. Каждый отобразил ее с той высоты, с какой видел и теми средствами, которыми располагал. Потому их наследие и стало двуединым символом времени, его составным музыкальным портретом. 

Заключение

Бах и Гендель были современниками, хотя лично знакомы не были, никогда не встречались.

Их творчество имело общие стилевые черты, присущие музыке той эпохи: они мыслили в одних и тех же жанрах, использовали одни и те же приёмы гармонии, мелодии и формообразования. Но это были индивидуальности, обладающие разными типами мироощущения, идущие равными путями для нахождения художественного опыта, по-разному относились к традиции.

Поэтому и эпоха, в которой они жили, оказалась запечатленной в их творчестве по-разному: у Баха сквозь призму философского восприятия, у Генделя – в светских тонах, ярко и театрально. Каждый отобразил ее с той высоты, с какой видел и теми средствами, которыми располагал. Потому их наследие и стало двуединым символом времени, его составным музыкальным портретом. 

Использованные информационные ресурсы: Друскин М. С. Иоганн Себастьян Бах. – М.: Музыка, 1982. – 383 с.   И. Н. Форкель. О жизни, искусстве и произведениях И.-С. Баха. - М.: Музыка, 1987. — 115 с. А. Швейцер. Иоганн Себастьян Бах. - М.: Музыка, 1965. - 728 с. Бах Иоганн Себастьян – Википедия https://ru.wikipedia.org Фото, картинки, иллюстрации / Яндекс. Картинки

Использованные информационные ресурсы:

  • Друскин М. С. Иоганн Себастьян Бах. – М.: Музыка, 1982. – 383 с.
  •   И. Н. Форкель. О жизни, искусстве и произведениях И.-С. Баха. - М.: Музыка, 1987. — 115 с.
  • А. Швейцер. Иоганн Себастьян Бах. - М.: Музыка, 1965. - 728 с.
  • Бах Иоганн Себастьян – Википедия https://ru.wikipedia.org
  • Фото, картинки, иллюстрации / Яндекс. Картинки

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 4 секунд
Комплекты для работы учителя
Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс