СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Бахчисарай в литературе и искусстве (бинарный урок).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Бахчисарай в литературе и искусстве (бинарный урок).»

Урок № 28

Класс: 5

Предмет: Родная (русская) литература

Дата: 09.04.2019

Тема: Бахчисарай в литературе и искусстве (бинарный урок).

Цели урока: продолжать систематизировать знания учащихся о культуре родного края; ознакомить с памятниками археологии и архитектуры на территории Бахчисарайского района; углубить знания детей по истории Крыма; воспитывать интерес и уважение к художественному наследию родного края.

Планируемые результаты:

Предметные: вызвать интерес к творчеству писателей и поэтов, которые были в Бахчисарае; развивать навыки выразительного чтения.

Метапредметные: развивать: психические процессы: произвольное внимание, память, логическое мышление, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение), речь; умение работать в паре, группе, индивидуально.

Личностные: формировать положительную мотивацию учения; развивать уважение и интерес к литературе, истории страны.

Тип урока: углубление и расширение знаний

Оборудование: презентация, раздаточный материал.

Ход урока:

Бывают края, что недвижны веками,

Зарывшись во мглу да мох.

Но есть и такие, где каждый камень

Гудит голосами эпох…

Илья Сельвинский

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний.

Прекрасная и суровая земля древней Таврики наделена неповторимым сочетанием редких и счастливых свойств: она для нас и « волшебный край, очей отрада», и земля, где выявлены многообразные следы различных культур, начиная с глубочайшей древности.

Почему необходимо знать историю своей Родины? Ответы детей.

Эпиграфом нашего урока стали стихи Ильи Сельвинского, поэта, жизнь и творчество которого тесно связаны с Крымом.(слайд 3)

Как вы думаете, что имел ввиду поэт, говоря о том, что «…каждый камень гудит голосами эпох…»? Как это относится к нашему родному краю, Крыму? Ответы детей.( слайд4)

С глубокой древности в Крыму перекрещивались сухопутные и морские дороги, причудливо переплетались пути многотысячелетней истории человечества. Здесь сталкивались интересы оседлого населения и кочевников, земледельцев и скотоводов, аборигенов и пришельцев. Благодаря исключительно благоприятным природным условиям Крымский полуостров всегда привлекал к себе человека, и не случайно по количеству памятников он занимает одно из первых мест. Попытаемся увидеть и понять седую древность Таврики через покровы окутывающих ее мифов и легенд , в которых своеобразно преломились элементы действительности ,но мы будем опираться на исторические факты.

«Ассоциативный куст»

С какими памятниками архитектуры и археологии ассоциируется наш Крымский полуостров? « Ласточкино гнездо», « Воронцовский дворец» и т.д. (слайд 5)

«Мозговой штурм»

Какие исторические памятники находятся на территории нашего Бахчисарайского района? Ответы детей( слайд6,7)

  1. Изложение нового материала.

Многовековая культура Крыма не является историей какого-либо народа и одной культуры, и это мы сегодня увидим с вами на нашем уроке, совершив с вами виртуальную экскурсию по историческим местам нашего Бахчисарая.

Три группы экскурсоводов представят нам в своих экскурсиях памятники археологии и архитектуры Бахчисарая.

Начнем наше путешествие с памятника, который находится на плато горного отрога, господствующего над тремя долинам, с «пещерного города» Чуфут-Кале. «Пещерные города» располагались в искусственных и естественных пещерах Внутренней гряды Крымских гор в пределах Бахчисарайского района. (Эски-Кермен, Мангуп-Кале, Бакла, Кизил-Коба). (слайд 8)

Когда-то и в Чуфут-Кале.
Шумела жизнь, и с облаками
Седые башни на скале

Сплетались дымными руками.
Степан Щипачев (слайд 9)

Первая группа экскурсоводов представляет свою экскурсию (слайды 9-14)

Я видел мертвый город: ямы 
былых темниц, глухие храмы, 
безмолвный холм Чуфут -Кале... 
Небес я видел блеск блаженный, 
кремнистый путь, и скит смиренный, 
и кельи древние в скале.

Загадки « пещерных городов» до сих пор исследуются учеными ,но то ,что эти памятники археологии и архитектуры являются немой историей это бесспорно.

Покидая древний « пещерный город» Чуфут- Кале, на нашем пути возникает Успенский монастырь -один из пещерных монастырей Крыма.

(слайд15)

Под зеленью сочной, скалы неприступной,
Возник Христианский, монашеский скит.
Для рук Византийских он был недоступным,
От взоров худых облаками сокрыт.
Вторая группа экскурсоводов представляют свою экскурсию (слайды 15-19)

Не только былая слава, но и нынешнее благолепие и благочестие, бытующие в обители, привлекают тысячи паломников и путешественников поклониться и лицезреть уникальное место современного монашеского подвиг.

Успения храм - вековая святыня,
Твой звон колокольный как песня звучит.
Во благо мирянам живет он доныне
А свет куполов ярче солнца горит.
Вознесенский

Свое историческое путешествие мы продолжаем уже в самом Бахчисарае

Настала ночь. Утих базар.
Теснины улиц глухи, немы.
Луна, лелея сон татар,
Роняет луч сквозь тонкий пар
На сладострастные гаремы.

Врата открыл передо мной
Дворец. Под ризою ночной
Объяты говором фонтанов
Мечеть, гарем, гробницы ханов -
Молитва, нега и покой.

В.Бенедиктов

(слайд19)

Третья группа экскурсоводов поведет нас в Ханский дворец (слайд20-24)

Где был дворец, музей там ныне,
Людей снующих череда…
В фонтане Слез все так же плачет,
Слезится, капает вода.

В.Никитин

Побывав в одном из самых романтических мест Крыма, мы завершаем наше путешествие по Седому Бахчисараю. Давайте вспомним, что нового мы с вами сегодня узнали. Разгадаем кроссворд (работа с раздаточным материалом)

(слайд25)

Наше путешествие охватило часть Юго-Западного Крыма. Мы познакомились с культурным наследием разных народов, проживающих в Крыму. Крым – это жемчужина. Чистый воздух и обилие солнечных дней, речные долины, ущелья и водопады, приморские пляжи и горные леса, разнообразная растительность, обилие памятников культуры - все это поистине бесценные богатства и мы должны всегда помнить об этом, сохранять и ценить этот бесценный подарок. Я надеюсь, что сегодня вы еще раз это усвоили и узнали для себя много новых и интересных фактов.

  1. Подведение итогов.

Сегодняшний наш урок-экскурсию мы закончим прослушиванием песни «Бахчисарай», которую написал наш земляк Анатолий Дычко. (слайды27)

Назло неистовым тревогам 
ты, дикий и душистый край, 
как роза, данная мне Богом, 
во храме памяти сверкай.  (В.Набоков)

  1. Рефлексия.

  2. Домашнее задание.

Ю.Н. Рачев. Стихотворный сборник «Сказки Бахчисарайского дворца».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!