Просмотр содержимого документа
«Бахмуров Е. Русская рок-поэзия как литературный феномен»
Русская рок-поэзия как литературный феномен
ПОДГОТОВИЛ БАХМУРОВ ЕГОР, гр. 1451-11
ПОД РУКОВОДСТВОМ ШКРЕДОВОЙ М.И.
В настоящем исследовании мы преследуем цель рассмотреть рок-поэзию как необычный литературный феномен. Конкретными задачами в данном случае будут анализ понятия рок-поэзии, ее своеобразия как литературного феномена.
Возникновение рок-культуры и самого понятия «рок» отражает кризис общественного сознания на Западе в эпоху, наступившую после окончания второй мировой войны, когда, с одной стороны, установилась относительная политическая стабильность и товарное изобилие, а с другой — появилась реальная угроза уничтожения человеческой цивилизации, связанная с возможностью применения атомного оружия.
Традиционно в отечественной рок-поээии выделяются субкультурный (до середины 1980-х), контркультурный (период «перестройки») и современный (с начала 1990-х) этапы бытования рок-поэзии.
Специфика рок-текста заключается в том, что он часто играет роль ритуальной формулы, некоей «мантры», носящей универсально-объединительный характер и отличающей «посвященных» от «профанов». При таком восприятии рок-композиции рок-текст необязательно должен обладать традиционной композиционной структурой.
Определяющими для рок-поэзии являются три типа контекста: во-первых, контекст литературный, собственно художественный; во-вторых, контекст общественно-политический, в третьих — контекст «магического сознания»,
«Я тебя не променяю на нефть и газ»
«Не проспала бы ты меня в этом мире»
Не забуду тебя, даже если умрет мировой океан и не рыбы вместо рыб будут плавать там
В этом мире я не знаю, что петь, и я не знаю, чем быть, я научился не спать, но разучился любить
Рок-поэзия оказывается пронизанной ощущением взаимосвязи событий и явлений. Рок-герой является носителем мистического типа сознания: зачастую он провидец, осознающий глубинную суть вещей. Но он же и боец, и критик, и шут, меняющий маски в зависимости от ситуации, но непременно остающийся самим собой. И уже сейчас можно отметить, что русская рок-поэзия, пройдя несколько длительных этапов своего существования, сохранила свое смысловое единство и продолжает развиваться, отыскивая новые формы художественного воплощения.
1. Кормильцев, И. Рок-поэзия в русской культуре : возникновение, бытование, эволюция / И. Кормильцев, О. Сурова // Русская рок-поэзия : текст и контекст. Вып. 1. Тверь : Твер. гос. ун-т, 1998. 2. Шостак, Г. В. Массовые музыкальные жанры XX века в системе музыкально-эстетического воспитания : учеб.-метод. пособие.Брест : Брест. гос. ун-т им. А. С. Пушкина, 2002. С. 95. 3. Барт, Р. Основы семиологии // Барт, Р. Нулевая степень письма. М. : Академ. проект, 2008. С. 277.
4. Веселовский, А. Н. Историческая поэтика. М. : Высш. шк., 1989. С. 254.