Балерины 19 ВЕКА
История балета в России начинается в 30-е годы 18-го века.
В 1731 году в Петербурге был открыт Сухопутный шляхетный корпус.
Так как выпускники корпуса в будущем должны были занимать высокие государственные должности и нуждались в знаниях светского обхождения, то изучению изящных искусств, в том числе и бального танца, в корпусе отводилось значительное место.
Вставка рисунка
Танцмейстером корпуса в 1734 году стал Жан Батист Ланде, который считается основоположником русского балетного искусства.
В 1738 года Жаном Батистом Ланде была открыта первая в России школа балета - Танцо́вальная Ея Императорского Величества школа (ныне Академия русского балета имени А. Я. Вагановой).
Балет в России постепенно развивался и в 1794 году начались постановки первого русского по национальности балетмейстера Ивана Вальберха.
При Павле I были изданы особые правила для балета — было приказано, чтобы на сцене во время представления не было ни одного мужчины и мужские роли в то время исполняли женщины
Вставка рисунка
Евгения Ивановна Колосова (1780-1869)
Колосова одной из первых стала исполнять на балетной сцене русские танцы.
Другим её новаторством стало то, что она сменила пышный стилизованный костюм на античный хитон.
Вставка рисунка
Евгения (Евдокия) Ивановна Колосова (1782-1869)
Вставка рисунка
Одной из учениц Евгении Колосовой была Авдотья (Евдокия) Ильинична Истомина (1799—1848), воспетая Пушкиным в "Евгении Онегине"
Вставка рисунка
Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла, все кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет,
И быстрой ножкой ножку бьет.
Авдотья Ильинична Истомина (1799-1848) Анри−Франсуа Ризенер
Вставка рисунка
Другой прославленной балериной тех лет была
Мария Ивановна Данилова
(1793-1810)
Ее творческий путь оборвала смерть от туберкулеза в возрасте 17-ти лет.
Историки до сих пор спорят, какая русская балерина первой стала танцевать на пуантах (опираясь только на кончики пальцев ног).
Одни считают, что это была Мария Данилова, другие придерживаются мнения, что это была Авдотья Истомина .
Вставка рисунка
Один из современников писал о ней:
"При самой очаровательной наружности имела она столько чувств и игры, что увлекала самого бесстрастного зрителя".
Портрет Е.А. Телешевой в роли Луизы из балета "Дезертир" на музыку П.А.Монсиньи ,
Пьетро де Росси Pietro de Rossi (1761-1831)
Вставка рисунка
Зефир и Флора
Вставка рисунка
Известной русской балериной 19-го века была Мария Сергеевна Суровщикова-Петипа (1836-1882). Мужем балерины был артист балета Мариус Петипа.
Вставка рисунка
Мариус Петипа в балете «Дочь фараона»
Вставка рисунка
Мария Мариусовна Петипа (1857—1930)
Как и её родители, стала известной артисткой балета.
Историк балета Михаил Борисоглебский писал о ней:
"Счастливая „сценическая судьба“, прекрасная фигура, поддержка знаменитого отца сделали её незаменимою исполнительницей характерных танцев, перворазрядною балериной, разнообразной в своём репертуаре".
Матильда Николаевна Мадаева
1842 г-1889 г.
Мадаевой посчастливилось работать с легендарным балетмейстером Мариусом Петипой.
Именно он заложил основы современного русского балета — до сих пор на сценах российских театров дают его постановки.
В 1862 Петипа, известный молодой танцор, впервые попробовал себя в качестве балетмейстера.
В результате получился балет «Дочь фараона», ставший настоящей классикой.
Мадаева исполняла в спектакле партию реки Невы.
Уже тогда стало понятно, что Матильда прославится благодаря своему умению передать русский дух.
Одетая в костюм боярышни, балерина исполняла русский танец, заканчивавшийся трепаком и низким поклоном.
Публика вызывала ее на бис по три-четыре раза.
30 лет (с 1855 до 1885 года) проработала на сцене императорских театров Петербурга
Любовь Петровна Радина
(1838-1917)
Современники писали про неё: "Выдающийся успех имела в танцах характерных, требующих огня и увлечения, но отличалась и в мимических ролях ".
Другой известной балериной
Большого театра была
Лидия Николаевна Гейтен
(1857-1920).
На протяжении двух десятилетий Гейтен танцевала практически все женские партии, не имея на сцене Большого соперниц. В 1883 году балетная труппа Большого театра была значительно сокращена, но Гейтен отказалась от предложений перейти в петербургские театры, чтобы сохранить традиции московского балета. После ухода со сцены Гейтен преподавала в Московском хореографическом училище.
Источники:
https://aeslib.ru/istoriya-i-zhizn/mir-vokrug/drugaya-matilda.html
https://www.liveinternet.ru/users/5124893/post287184359/
https://ru.wikipedia.org/wiki/ Радина ,_ Любовь_Петровна
https://dzen.ru/media/id/5ea120969ecefd11f8cb416f/znamenitye-baleriny-rossii-19-veka-5f4252b440d54e1a8102b2ec