СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Банк диагностических материалов индивидуального личностного развития обучающихся в соответствии с ФГОС

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Банк диагностических материалов  индивидуального личностного развития обучающихся

 Диагностический инструментарий подобран таким образом, чтобы он демонстрировал уровень развития личностные и профессиональные качества, был понятен и прост в обработке.

Психолого-педагогическую диагностику рекомендуется проводить в определенные дни: во вторник, среду, четверг с 10 до 12 часов, так как эти дни и это время характеризуется пиком психологической активности участников образовательного процесса.

Предложенный комплекс методик может быть проведен в классе или группе, выбранной аттестуемым педагогом. Текст анкеты может быть прочитан, но желательно, чтобы каждому респонденту был предложен свой опросный лист. Инструкция должна быть четкой, без лишних комментариев. Диагностика проводится в анонимной форме.

Просмотр содержимого документа
«Банк диагностических материалов индивидуального личностного развития обучающихся в соответствии с ФГОС»

Банк диагностических материалов

индивидуального личностного развития обучающихся


Диагностический инструментарий подобран таким образом, чтобы он демонстрировал уровень развития личностные и профессиональные качества, был понятен и прост в обработке.

Психолого-педагогическую диагностику рекомендуется проводить в определенные дни: во вторник, среду, четверг с 10 до 12 часов, так как эти дни и это время характеризуется пиком психологической активности участников образовательного процесса.

Предложенный комплекс методик может быть проведен в классе или группе, выбранной аттестуемым педагогом. Текст анкеты может быть прочитан, но желательно, чтобы каждому респонденту был предложен свой опросный лист. Инструкция должна быть четкой, без лишних комментариев. Диагностика проводится в анонимной форме.

2014-2015 учебный год

1. Методика диагностики направленности мотивации изучения предмета

2. Опросник «Учебная мотивация школьников» (для обучающихся 7-11 лет)

3. Опросник «Учебная мотивация школьников» (для обучающихся от 11 лет и старше)

4. Опросник «Мотивация к участию в социально-значимой деятельности»


2015-2016 учебный год

5. Методика диагностики личностного роста школьников

6. Опросник «Учитель – Ученик» (для обучающихся 6-10 лет)

7. Опросник «Учитель – Ученик» (для обучающихся 11-15 лет)

8. Опросник «Учитель – Ученик» (для обучающихся 16 лет и старше)


2016-2017 учебный год

9. Тест «Основы информационной культуры старшеклассников» (для 10 – 11 классов)












































Методика диагностики направленности мотивации изучения предмета

(автор Дубовицкая Т.Д.)


Цель – выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся при изучении ими конкретных предметов.

Общая характеристика методики: методика состоит из 20 суждений и предложенных вариантов ответа. Ответы в виде плюсов и минусов записываются либо на специальном бланке, либо на простом листе бумаги напротив порядкового номера суждения. Обработка производится в соответствии с ключом. Методика может использоваться в работе со всеми категориями обучающихся, способными к самоанализу и самоотчету, начиная примерно с 12-летнего возраста.

Инструкция:

Вам предлагается принять участие в исследовании, направленном на повышение эффективности обучения. Прочитайте каждое высказывание и выразите свое отношение к изучаемому предмету, проставив напротив номера высказывания свой ответ, используя для этого следующие обозначения:

«верно» + +;

«пожалуй, верно»         +;

«пожалуй, неверно»     –;

«неверно»                    – –.

Помните, что качество наших рекомендаций будет зависеть от искренности и точности Ваших ответов.

Благодарим за участие в опросе!


Вопросы для опроса:

  1. Изучение данного предмета даст мне возможность узнать много важного для себя, проявить свои способности.

  2. Изучаемый предмет мне интересен, и я хочу знать по данному предмету как можно больше.

  3. В изучении данного предмета мне достаточно тех знаний, которые я получаю на занятиях.

  4. Учебные задания по данному предмету мне неинтересны, я их выполняю, потому что этого требует учитель (преподаватель).

  5. Трудности, возникающие при изучении данного предмета, делают его для меня еще более увлекательным.

  6. При изучении данного предмета кроме учебников и рекомендованной литературы самостоятельно читаю дополнительную литературу.

  7. Считаю, что трудные теоретические вопросы по данному предмету можно было бы не изучать.

  8. Если что-то не получается по данному предмету, стараюсь разобраться и дойти до сути.

  9. На занятиях по данному предмету у меня часто бывает такое состояние, когда «совсем не хочется учиться».

  10. Активно работаю и выполняю задания только под контролем учителя (преподавателя).

  11. Материал, изучаемый по данному предмету, с интересом обсуждаю в свободное время (на перемене, дома) со своими одноклассниками (друзьями).

  12. Стараюсь самостоятельно выполнять задания по данному предмету, не люблю, когда мне подсказывают и помогают.

  13. По возможности стараюсь списать у товарищей или прошу кого-то выполнить задание за меня.

  14. Считаю, что все знания по данному предмету являются ценными и по возможности нужно знать по данному предмету как можно больше.

  15. Оценка по этому предмету для меня важнее, чем знания.

  16. Если я плохо подготовлен к уроку, то особо не расстраиваюсь и не переживаю.

  17. Мои интересы и увлечения в свободное время связаны с данным предметом.

  18. Данный предмет дается мне с трудом, и мне приходится заставлять себя выполнять учебные задания.

  19. Если по болезни (или другим причинам) я пропускаю уроки по данному предмету, то меня это огорчает.

  20. Если бы было можно, то я исключил бы данный предмет из расписания (учебного плана).



Ключ:

Подсчет показателей опросника производится в соответствии с ключом, где «Да» означает положительные ответы («верно»; «пожалуй, верно»), а «Нет» — отрицательные («пожалуй, неверно»; «неверно»).

«Да» - 1, 2, 5, 6, 8, 11, 12, 14, 17, 19

«Нет» - 3, 4, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 18, 20

За каждое совпадение с ключом начисляется один балл. Чем выше суммарный балл, тем выше показатель внутренней мотивации изучения предмета. При низких суммарных баллах доминирует внешняя мотивация изучения предмета.

Интерпретация результатов:

Полученный в процессе обработки ответов испытуемого результат расшифровывается следующим образом:

0—10 баллов — внешняя мотивация;

11—20 баллов — внутренняя мотивация.

Для определения уровня внутренней мотивации могут быть использованы следующие нормативные границы:

0—5 баллов — низкий уровень внутренней мотивации;

6—14 баллов — средний уровень внутренней мотивации;

15—20 баллов — высокий уровень внутренней мотивации.



_______________



































Опросник «Учебная мотивация школьников» (для обучающихся 7-11 лет)

(модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой)


Цель: выявить уровень мотивации и определить особенности отношения детей к школе, учебному процессу на основе эмоционального реагирования на школьную ситуацию.

Вопросы зачитываются ответственным за опрос вслух, предлагаются варианты ответов, а школьники должны записать те ответы, которые им подходят, или указать буквенное обозначение ответа.

Инструкция: «Сейчас я буду зачитывать вопросы, которые описывают ваше отношение к школе. Послушайте их внимательно. К каждому вопросу предлагается 3 варианта ответа. Выберите тот вариант, который вам подходит, и запишите буквенное обозначение этого варианта рядом с номером соответствующего вопроса».

Вопросы для опроса:

  1. Тебе нравится в школе?

а) не очень

б) нравится

в) не нравится

  1. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

а) чаще хочется остаться дома

б) бывает по-разному

в) иду с радостью

  1. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?

а) не знаю

б) остался бы дома

в) пошел бы в школу

  1. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

а) не нравится

б) бывает по-разному

в) нравится

  1. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

а) хотел бы

б) не хотел бы

в) не знаю

  1. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

а) не знаю

б) не хотел бы

в) хотел бы

  1. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

а) часто

б) редко

в) не рассказываю

  1. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

а) точно не знаю

б) хотел бы

в) не хотел бы

  1. У тебя в классе много друзей?

а) мало

б) много

в) нет друзей

  1. Тебе нравятся твои одноклассники?

а) нравятся

б) не очень

в) не нравятся


Ключ:

В протоколе отмечается количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты.


№ вопроса

оценка за ответ а)

оценка за ответ б)

оценка за ответ в)

1

1

3

0

2

0

1

3

3

1

0

3

4

3

1

0

5

0

3

1

6

1

3

0

7

3

1

0

8

1

0

3

9

1

3

0

10

3

1

0


По количеству набранных баллов определяем уровень сформированности мотивации к обучению: 0 - 10 баллов – низкая школьная мотивация, негативное отношение к школе, школьная дезадаптация; 11 - 20 баллов – хорошая школьная мотивация, положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью; 21 - 30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. В процентном соотношении определяем долю обучающихся с высоким уровнем школьной мотивации к обучению, средним и низким.


_______________





























Опросник «Учебная мотивация школьников» (для обучающихся от 11 лет и старше)

(модифицированная методика Н.Ц.Бадмаевой на основе методики изучения мотивационной сферы учащихся М.В.Матюхиной)


Цель: выявить наличие мотива и составить представление о реализации деятельности педагога ОУ по формированию мотивационной сферы учащегося.

Дорогой друг!

Помоги, пожалуйста, и ответь на вопросы о педагоге, с которым ты сотрудничаешь ________________________________________________________________________________

(имя, отчество и фамилия педагога)

Нам очень важно твое мнение: оно может сделать вашу совместную деятельность интереснее.

Инструкция: Внимательно прочитайте каждое из приведенных суждений. Если Вы считаете, что оно верно и соответствует Вашим отношениям с учителем, то отметьте V или + в графе «верно», если верно в некоторых случаях вашего взаимодействия, то в графе «верно в некоторой степени», если оно неверно, то - «совсем не верно».


верно

верно в некоторой степени

совсем не верно

1.

Понимаю, что ученик должен хорошо учиться




2.

Стремлюсь быстро и точно выполнять требования педагога




3.

Хочу окончить школу и учиться дальше




4.

Хочу быть культурным и развитым человеком




5.

Хочу получать хорошие отметки




6.

Хочу получать одобрение учителей и родителей




7.

Хочу, чтобы товарищи были всегда хорошего мнения обо мне




8.

Хочу быть лучшим учеником в классе




9.

Хочу, чтобы в классе у меня было много друзей




10.

Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех




11.

Хочу, чтобы не ругали родители и учителя




12.

Не хочу получать плохие отметки




13.

Люблю узнавать новое




14.

Нравится, когда учитель рассказывает что-то интересное




15.

Люблю думать, рассуждать на уроке




16.

Люблю брать сложные задания, преодолевать трудности




17.

Мне интересно беседовать с учителем на разные темы




18.

Мне больше нравится выполнять учебное задание в группе, чем одному




19.

Люблю решать задачи разными способами




20.

Люблю все новое и необычное




21.

Хочу учиться только на «4» и «5»




22.

Хочу добиться в будущем больших успехов




БОЛЬШОЕ СПАСИБО!











Ключ:

Интерпретация результатов по данному тесту проводится на основе количественного и качественного анализа результатов.

Количественный анализ результатов основывается на определении уровня мотивации учащихся к обучению в целом: - за каждый ответ учащегося определяется соответствующее количество баллов: «верно» - 1 балл, «верно в некоторой степени» - 0,5 балла; «совсем не верно» - 0 баллов. - наивысшее количество баллов 22; уровень сформированности мотивации к обучению определяется по градации: 0–7 баллов – низкий уровень; 8–15 – средний уровень; 16–22 – высокий уровень.

В процентном соотношении определяем, сколько процентов в классном и детском коллективе детей с высоким уровнем школьной мотивации к обучению, средним и низким.

Качественный анализ позволяет выделить преобладание конкретных мотивов в учебной деятельности учащегося. Определяется на основе выделенных учащимся ответов «верно» на соответствующие мотивы:
      1. долга и ответственности: 1–2 суждения;
      2. самоопределения и самосовершенствования: 3-4;

      3. благополучия: 5-6;

      4. аффилиации: 7-8;

      5. престижа: 9-10;

      6. избегания неудачи: 11-12;

      7. учебно-познавательные (содержание учения): 13-14;

      8. учебно-познавательные (процесс учения): 15-16;

      9. коммуникативные: 17-18;

      10. творческой самореализации: 19-20;

      11. достижения успеха: 21-22.



Качественный анализ позволяет выявить, на какие мотивы учебной деятельности в наибольшей степени обращает внимание педагог.



Источники
  • Методика для диагностики учебной мотивации школьников (методика М.В.Матюхиной в модификации Н.Ц.Бадмаевой) / Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. - Улан-Удэ, 2004. - С.149-150.


Аффилиация (от англ. аffiliationсоединение, связь) – стремление быть в обществе других людей, потребность человека в создании тёплых, эмоционально значимых отношений с другими людьми. Стремление к сближению с людьми, дружба, любовь, общение – всё это подпадает под понятие аффилиация.

_______________















Опросник «Мотивация к участию в социально-значимой деятельности»


Цель: выявить уровень сформированности мотивации у школьников к участию в социальной значимой деятельности.

Дорогой друг!

Спасибо, что активно участвуешь в социально-значимой деятельности. Чтобы она стала еще интереснее, ответь, пожалуйста, на вопросы.

На каждый вопрос укажи один из предложенных ответов, который наиболее полно отражает твое мнение. Внимательно прочитай каждое из приведенных суждений. Если считаешь, что оно верно и соответствует твоему мнению, то отметьте V или + в графе «верно», если верно в некоторых случаях, то в графе «верно в некоторой степени», если оно неверно, то - «совсем не верно».


верно

верно в некоторой степени

совсем не верно

1.

Социально-значимую деятельность я воспринимаю как важное событие в моей жизни




2.

Выбирая для себя занятие, человек должен учитывать его общественную значимость




3.

Главное в жизни – приносить пользу и нравиться людям




4.

Большая часть того, что я делаю в социально-значимых мероприятиях, мне нравится




5.

Человеку свойственно стремиться к новому




6.

Я думаю, что творчество должно приносить пользу людям




7.

Люблю брать сложные задания, преодолевать трудности




8.

Я верю в себя, когда чувствую, что способен справиться с задачами, стоящими передо мной




9.

Успех в общении зависит от того, насколько человек способен раскрыть себя другому




10.

Участвуя в социально-значимых мероприятиях, хочу получать одобрение окружающих




11.

Мне нравится быть полезным людям, нуждающимся в помощи




12.

Хочу, чтобы товарищи были всегда хорошего мнения обо мне




13.

Хочу, чтобы в классе у меня было много друзей




14.

Мне нравится, когда при моем участии происходят изменения в окружающем мире




Спасибо за участие!
















Ключ:

Для анализа результатов каждый ответ оценивается: «верно» - 3 балла; «верно в некоторой степени» - 2 балла; «совсем не верно» - 1 балл. Все ответы суммируются.

Наименьшее количество баллов -14 баллов, наибольшее – 42 баллов.

Определение уровня мотивации каждого обучающегося к социально-значимой деятельности определяется на основе градации:

14-23 балла – низкий уровень мотивированности личности обучающегося к социально-значимой деятельности;

24-32 балла – средний уровень мотивированности личности обучающегося к социально-значимой деятельности;

33-42 балла – высокий уровень мотивированности личности обучающегося к социально-значимой деятельности.

Полученное процентное соотношение в группе свыше 50% обучающихся с высоким уровнем мотивации определяет высокий уровень профессиональной компетентности педагогического работника.


_______________









































Методика диагностики личностного роста школьников (автор Д.В. Григорьев)

(модифицированный вариант)

Цель методики: диагностика личностного роста воспитанника как совокупности ценностных отношений человека к миру, другим людям, самому себе.

Рекомендации по проведению:

- опрос по данной методике целесообразно проводить в течение учебного года: первый раз – в начале года, второй – в конце. Это позволит увидеть личностные приращения ребёнка, динамику его личностного роста. В случае аттестации педагога необходимо, чтобы опрос и обработку результатов проводил психолог или другой педагог, имеющий навыки проведения диагностических процедур;

- для оценки личностного роста детей выбирается группа от 10 до 15 воспитанников, с которыми непосредственно работает педагог. Если группа больше 15 человек, то для экспертной оценки воспитанники отбираются по списку в алфавитном порядке;

- каждому воспитаннику в зависимости от возраста выдаётся текст опросника и Оценочный лист. Ребёнок заполняет оценочный лист и выставляет оценки по второму заданию;

- опросник содержит 70 вопросов и имеет два варианта: 1. для обучающихся 10-14 лет; 2. для обучающихся 15-18 лет.


Опросный лист для обучающихся 10-14 лет

Дорогой друг!

Перед тобой несколько разных высказываний. Пожалуйста, прочитай их и подумай ‑ согласен ты с этими высказываниями или нет. Если согласен, то отметь положительную оценку (+1, +2, +3 или +4) в графе рядом с номером этого высказывания. Если ты не согласен с каким-нибудь высказыванием, то отметь в бланке отрицательную оценку (-1, -2, -3, или -4).

Положительные и отрицательные оценки в опросном листе означают:

«+4» - несомненно, да (очень сильное согласие);

«+3» - да, конечно (сильное согласие);

«+2» - в общем, да (среднее согласие);

«+1» - скорее да, чем нет (слабое согласие); «О» - ни да ни нет;

«-1» - скорее нет, чем да (слабое несогласие);

«-2» — в общем, нет (среднее несогласие);

«-3» — нет, конечно (сильное несогласие);

«-4» - нет, абсолютно неверно (очень сильное несогласие).

Постарайся быть честным. Здесь не может быть «правильных» и «неправильных» оценок. Важно лишь, чтобы они выражали только твое личное мнение. Спасибо тебе заранее!


№ п/п

Высказывания

Оценка в баллах

1.

Те, кто критикует происходящее в стране, не могут считаться настоящими патриотами.


2.

Бродячих собак надо уничтожать, потому что они могут быть опасны.


3.

Любые ссоры можно уладить, не прибегая к дракам.


4.

Я способен с радостью выполнять разную работу.


5.

То, что взрослые называют культурными ценностями прошлого, на самом деле часто оказывается старой рухлядью.


6.

Даже если мне что-то непонятно на уроке, я не стану задавать уточняющие вопросы учителю ‑ ведь это не так уж и важно.


7.

Человек, совершивший преступление, в будущем никогда не сможет стать хорошим.


8.

Даже самые странные люди с самыми необычными увлечениями должны иметь право защищать себя и свои взгляды.


9.

Занятия физкультурой и спортом – необходимость для здоровья каждого человека.


10.

Большинство моих сверстников предпочитает общаться с красивыми людьми.


11.

Мне повезло, что я живу именно в России.


12.

Человек ‑ царь природы, а потому он может делать с ней все, что захочет.


13.

Люди, выступающие против войны, наверное, просто трусы.


14.

Физическим трудом занимаются одни неудачники.


15.

Внешний вид ‑ показатель уважения не только к себе, но и к окружающим.


16.

Я люблю узнавать значения незнакомых мне слов.


17.

Наша страна станет лучше, если мы избавимся от всех психически больных людей.


18.

Есть такие народы, которые не заслужили, чтобы к ним хорошо относились.


19.

Я думаю, что курение и алкоголь помогают людям расслабиться, снять напряжение после трудной работы.


20.

Я часто недоволен тем, как я живу.


21.

Когда вырасту, я буду стараться защищать свою Родину.


22.

Держать животных в передвижных зверинцах ‑ бесчеловечно.


23.

Фильмы-боевики со стрельбой и кровью помогают детям стать смелыми и мужественными.


24.

Работа дворника не менее важна, чем любая другая работа.


25.

Нецензурные выражения в общении ‑ признак бескультурья.


26.

Учеба ‑ занятие только для зануд и зубрил.


27.

Убийство человека может быть оправдано, если совершено ради торжества справедливости.


28.

Мне кажется, что большинство преступлений в нашем городе (районе) совершают люди, приехавшие к нам из других мест.


29.

Я считаю, что от одной дозы наркотиков нельзя стать наркоманом.


30.

Я очень сильно переживаю любые свои неудачи, даже самые маленькие.


31.

День Победы (9 Мая) ‑ праздник не для всех, а только для ветеранов и пожилых людей.


32.

Торговля животными, занесенными в Красную книгу, ‑ неплохой способ заработать деньги.


33.

К военнопленным можно относиться жестоко, ведь они наши враги.


34.

Я хотел бы подрабатывать в свободное время, если это не будет мешать учебе.


35.

Если ребенок резко перебивает разговор взрослых, в этом нет ничего страшного ‑ ребенок тоже имеет право высказаться.


36.

Человек не может всего знать, поэтому меня и не волнует, что я не знаю многих важных вещей.


37.

Лучше отпустить на свободу 10 преступников, чем казнить одного невиновного человека.


38.

Судейство в отношении «наших» на международных соревнованиях часто несправедливо, потому что россиян никто не любит.


39.

Все известные, прославленные люди стараются поддерживать хорошую физическую форму.


40.

Мне тяжело знакомиться с новыми людьми: я часто при этом стесняюсь и смущаюсь.


41.

Мне не нравится, когда исполняется наш гимн ‑ это скучно и приходится все время вставать.


42.

Убирать чужой мусор на туристических стоянках ‑ глупое занятие.


43.

Уступить в споре ‑ значит показать свою слабость.


44.

Хорошая учеба - это тоже важный и серьезный труд.


45.

На стенах подъезда можно рисовать и писать все, что вздумается.


46.

Мне нравится копаться в энциклопедиях, журналах, словарях: там можно найти много интересного.


47.

Я плохо себя чувствую, когда окружающие меня люди чем-то расстроены.


48.

Несправедливо ставить людей с темным цветом кожи руководителями над белыми людьми.


49.

Я больше люблю подвижные игры, занятие спортом или рыбалкой, чем сидение у компьютера или телевизора.


50.

Я неловко себя чувствую в незнакомой компании.


51.

Бывает, что я испытываю сильное волнение и чувство гордости, когда слышу песни о своей Родине.


52.

Нет ничего страшного, если после мытья рук ты не закрыл за собой кран в школьной столовой, ведь в нашей стране самые большие запасы воды в мире.


53.

Сильную военную державу, в том числе и Россию, другие страны должны уважать и бояться.


54.

Субботник по очистке территории дома или школы ‑ бесполезное занятие.


55.

Если взрослый человек ругается матом, в этом нет ничего плохого ‑ ведь он уже взрослый.


56.

Я думаю, что и без получения хороших знаний смогу в будущем устроиться на неплохую работу.


57.

Пыток и издевательств не заслуживают даже отъявленные преступники, ведь они тоже люди.


58.

Надо запретить въезд в нашу страну беженцам из Азии и Африки, так как их приток увеличивает уровень преступности.


59.

Я думаю, что здоровье сегодня ‑ не самое главное для человека.


60.

Я не грущу и не тоскую, когда остаюсь в одиночестве.


61.

Я хотел бы съездить в другие страны, но жить я хочу в своей стране.


62.

Я считаю, что нужно обязательно подкармливать бездомных животных и зимующих птиц.


63.

Мне кажется, что у нашей страны слишком много оружия, и это плохо ‑ его количество можно было бы уменьшить.


64.

Если нужно, то я могу делать даже ту работу, которая мне не нравится.


65.

Я могу оскорбить человека, если он мне чем-то не нравится.


66.

Телевизор необходим для развлечения и отдыха, а не для того, чтобы узнавать что-то новое - ведь на это есть школа.


67.

Всех бомжей и попрошаек необходимо вылавливать и силой принуждать к работе.


68.

Люди другой национальности могут быть нормальными людьми, но в друзья я предпочел бы их не брать.


69.

Вкус продуктов питания важнее, чем их полезность.


70.

Мне кажется, что во мне больше плохого, чем хорошего.


Спасибо за сотрудничество!


Опросный лист для обучающихся 15-18 лет

Дорогой друг!

Перед тобой несколько разных высказываний. Пожалуйста, прочитай их и подумай ‑ согласен ты с этими высказываниями или нет. Если согласен, то отметь положительную оценку (+1, +2, +3 или +4) в графе рядом с номером этого высказывания. Если ты не согласен с каким-нибудь высказыванием, то отметь в бланке отрицательную оценку (-1, -2, -3, или -4).

Положительные и отрицательные оценки в опросном листе означают:

«+4» - несомненно, да (очень сильное согласие);

«+3» - да, конечно (сильное согласие);

«+2» - в общем, да (среднее согласие);

«+1» - скорее да, чем нет (слабое согласие); «О» - ни да ни нет;

«-1» - скорее нет, чем да (слабое несогласие);

«-2» - в общем, нет (среднее несогласие);

«-3» - нет, конечно (сильное несогласие);

«-4» - нет, абсолютно неверно (очень сильное несогласие).

Постарайся быть честным. Здесь не может быть «правильных» и «неправильных» оценок. Важно лишь, чтобы они выражали только твое личное мнение. Спасибо тебе заранее!


№ п/п

Высказывания

Оценка в баллах

1.

Те, кто критикует происходящее в стране, не могут считаться настоящими патриотами.


2.

Бродячих собак надо уничтожать, потому что они могут быть опасны.


3.

Любой конфликт можно уладить, не прибегая к силе.


4.

Я способен с радостью выполнять разную работу.


5.

То, что многие называют культурными ценностями прошлого, на деле часто оказывается примитивной старой рухлядью.


6.

Не стоит на уроке обращаться к учителю с вопросами: они отвлекают от главного.


7.

Человек, совершивший преступление, никогда не сможет измениться к лучшему.


8.

Даже самые странные люди с самыми необычны­ми увлечениями и интересами должны иметь право защищать себя и свои взгляды.


9.

Занятия физкультурой или спортом ‑ жизненная необходимость для каждого человека.


10.

Большинство моих сверстников предпочитает общаться с красивыми людьми.


11.

Я многим обязан своей стране.


12.

Человек ‑ царь природы, а потому он вправе усовершенствовать ее на свой лад и манер.


13.

Люди, выступающие против войны, на самом деле трусоваты.


14.

Физический труд ‑ удел неудачников.


15.

Внешний вид ‑ показатель уважения не только к себе, но и к окружающим.


16.

Я стремлюсь узнать значения незнакомых мне слов.


17.

Стране станет легче, если мы избавимся от психически больных людей.


18.

Есть нации и народы, которые не заслужили, чтобы к ним хорошо относились.


19.

Я считаю, что курение или алкоголь способны помочь мне расслабиться, снять напряжение.


20.

Я часто чувствую разочарование от жизни.


21.

Я готов защищать свою Родину в случае серьезной опасности.


22.

Держать животных в передвижных зверинцах ‑ бесчеловечно.


23.

Фильмы-боевики со стрельбой и кровью воспитывают мужество.


24.

Домохозяйка тоже может быть творческим человеком.


25.

Нецензурные выражения в общении ‑ признак бескультурья.


26.

Учеба - занятие только для зануд и зубрил.


27.

Убийство человека может быть оправдано, если совершено ради торжества справедливости.


28.

Что бы ни говорили, я уверен: большинство преступлений в нашем городе (районе) совершают приезжие.


29.

От одной дозы наркотиков я не стану наркоманом.


30.

Я очень сильно переживаю любые, даже незначительные, неудачи.


31.

День Победы (9 Мая) ‑ праздник только для ветеранов и пожилых людей.


32.

Ввоз редких экзотических животных из-за рубежа ‑ нормальный способ заработать деньги.


33.

На военнопленных не должны распространяться права человека.


34.

Я хотел бы подрабатывать в свободное время, если это не будет мешать учебе.


35.

Какое общение без бутылочки пива!


36.

Человек не может всего знать, поэтому я не беспокоюсь по поводу своего незнания некоторых важных вещей.


37.

Лучше оправдать 10 преступников, чем казнить одного невиновного.


38.

Судейство в отношении «наших» на международных соревнованиях часто несправедливо, потому что россиян никто не любит.


39.

Все состоявшиеся в жизни люди стараются поддерживать хорошую физическую форму.


40.

Мне тяжело заводить знакомства с новыми людьми.


41.

Оказавшись за границей, я постараюсь, чтобы меня не воспринимали как россиянина.


42.

Убирать чужой мусор на туристических стоянках ‑ глупое занятие.


43.

Идти на уступки ‑ значит проявлять слабость.


44.

Хорошая учеба тоже серьезный труд.


45.

Вандализм ‑ допустимая форма молодежного протеста против «взрослого» мира.


46.

Мне нравится копаться в энциклопедиях, журналах, словарях: там можно найти много интересного.


47.

Я не могу хорошо себя чувствовать, когда окружающие меня люди чем-то подавлены.


48.

Несправедливо ставить людей с темным цветом кожи руководителями над белыми людьми.


49.

Я предпочту активный отдых сидению у телевизора или компьютера.


50.

Я неловко себя чувствую в незнакомой компании.


51.

Бывает, что я испытываю сильное волнение, когда слышу песни о своей Родине.


52.

Если учесть все за и против, то хранение в России иностранных ядерных отходов принесет больше финансовой выгоды, чем экологического вреда.


53.

Мы сильная военная держава, и именно поэтому нас должны уважать.


54.

Субботник по очистке территории дома или школы ‑ пережиток прошлого.


55.

Я не могу представить русскую разговорную речь без мата.


56.

Я думаю, что и без получения хороших знаний смогу в будущем сделать неплохую карьеру.


57.

Пыток и издевательств не заслуживают даже отъявленные преступники, ведь они тоже люди.


58.

Власти должны запретить доступ в нашу страну беженцам из экономически отсталых государств, так как их приток увеличивает уровень преступности.


59.

Я думаю, что здоровье сегодня ‑ не самое главное в жизни.


60.

Меня не угнетает временное одиночество.


61.

Я хотел бы съездить в другие страны, но жить я предпочитаю в своей.


62.

Я считаю, что носить шубы из натурального меха (если, конечно, это не связано с суровыми условиями жизни на севере или в Сибири) безнравственно.


63.

Мне кажется, что в нашей стране слишком много оружия.


64.

Я могу заставить себя делать работу, которая мне не нравится.


65.

Я могу нахамить человеку, если он мне чем-то не нравится.


66.

Телевидение в первую очередь должно быть средством развлечения и отдыха и только во вторую ‑ источником информации о событиях в стране и мире.


67.

Всех бомжей необходимо вылавливать и принуждать к работе.


68.

Различия в религиозных взглядах людей мешают объединению общества.


69.

Вкусовые качества продуктов питания, на мой взгляд, важнее их полезности.


70.

В глубине души я знаю, что недооцениваю себя.


Спасибо за сотрудничество!


Для удобства проведения и подсчета результатов предлагается опросный бланк (приложение 1).

Обработка и интерпретация результатов личностного роста обучающихся

Ответы школьников распределяются по 10 шкалам: им соответствуют 10 столбцов в заполняемом респондентом бланке для ответов. Результаты получаются путем сложения баллов по каждой шкале. Для этого в опросном бланке необходимо сложить баллы с учётом знака в каждом столбце и записать их сумму в нижнем ряду в свободной графе. Каждый столбец в опросном бланке соответствует одному из показателей отношения воспитанника к окружающему его миру.

Ключ к обработке результатов опросника:

  1. Характер отношений школьника к Отечеству показывают его оценки высказываний №1,11,21,31,41,51,61. При этом в ответах на вопросы № 11, 21, 51, 61 знак не меняется. В ответах же на вопросы № 1, 31, 41 знак меняется на противоположный.

  2. Характер отношений школьника к Земле показывают его оценки высказываний № 2, 12, 22, 32, 42, 52, 62. При этом в ответах на вопросы № 22, 62 знак не меняется. В ответах же на вопросы № 2, 12, 32, 42, 52 знак меняется на противоположный.

  3. Характер отношений школьника к миру показывают его оценки высказываний № 3, 13, 23, 33, 43, 53, 63. При этом в ответах на вопросы № 3, 63 знак не меняется. В ответах же на вопросы № 13, 23, 33, 43, 53 знак меняется на противоположный.

  4. Характер отношений школьника к труду показывают его оценки высказываний № 4, 14, 24, 34, 44, 54, 64. При этом в ответах на вопросы № 4, 24, 34, 44, 64 знак не меняется. В ответах же на вопросы № 14, 54 знак меняется на противоположный.

  5. Характер отношений школьника к культуре показывают его оценки высказываний № 5, 15, 25, 35, 45, 55, 65. При этом в ответах на вопросы № 15, 25 знак не меняется. В ответах же на вопросы № 5, 35, 45, 55, 65 знак меняется на противоположный.

6. Характер отношений школьника к знаниям показывают его оценки высказываний № 6, 16, 26, 36, 46, 56, 66. При этом в ответах на вопросы № 16, 46 знак не меняется. В ответах же на вопросы № 6, 26, 36, 56, 66 знак меняется на противоположный.

  1. Характер отношений школьника к другим людям показывают его оценки высказываний № 7, 17, 27, 37, 47, 57, 67. При этом в ответах на вопросы № 37, 47, 57 знак не меняется. В ответах же на вопросы № 7, 17, 27, 67 знак меняется на противоположный.

  2. Характер отношений школьника к иным людям, представителям иной национальности, иной веры, иной культуры показывают его оценки высказываний № 8, 18, 28, 38, 48, 58, 68. При этом в ответе на вопрос № 8 знак не меняется. В ответах же на вопросы № 18, 28, 38, 48, 58, 68 знак меняется на противоположный.

9. Характер отношений школьника к своему здоровью, своему телесному «Я» показывают его оценки высказываний № 9, 19, 29, 39, 49, 59, 69. При этом в ответах на вопросы № 9, 39, 49 знак не меняется. В ответах же на вопросы № 19, 29, 59, 69 знак меняется на противоположный.

10. Характер отношений школьника к своему внутреннему миру, своему душевному «Я» показывают его оценки высказываний № 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70. При этом в ответе на вопрос № 60 знак не меняется. В ответах же на вопросы № 10, 20, 30, 40, 50, 70 знак меняется на противоположный.

Сумма баллов по каждой шкале составляет:

‑ от -28 до 0 – низкий уровень развития ценностного отношения личности к объектам действительности (условно можно говорить об устойчиво-негативном или ситуативно-негативном отношении респондента к соответствующему феномену);

‑ от 1 до 14 – средний уровень развития ценностного отношения личности к объектам действительности (условно можно говорить о ситуативно-позитивном отношении респондента к соответствующему феномену);

‑ от 15 до 28 ‑ высокий уровень развития ценностного отношения личности к объектам действительности (условно можно говорить об устойчиво-позитивном отношении респондента к соответствующему феномену).

Если определить средний балл с учётом знака (плюс, минус) по всем 10 шкалам (интегративный показатель личностного развития школьника), то можно получить более или менее целостное представление о характере отношений школьника ко всем основным ценностям общества и сделать вывод о возможных перспективах его личностного роста.

Чтобы получить результаты по группе, нужно определить долю обучающихся (в %) с низким, средним и высоким уровнем развития ценностного отношения личности к объектам действительности по каждой шкале. Это дает возможность представить наиболее проблемные аспекты отношения обучающихся к тем или иным ценностям окружающего мира.

Что дадут обработанные и систематизированные результаты проведенной диагностики?

Во-первых, если иметь на руках результаты как минимум двух опросов, проведенных среди одних и тех же школьников в начале и в конце года, то эти результаты дадут представление о динамике личностного развития воспитанников, а значит ‑ и представление об успешности или безуспешности реализуемой аттестуемым педагогом в этот период воспитательной деятельности.

Во-вторых, они дадут представление о наиболее проблемных аспектах воспитанности школьников.

В-третьих, они покажут соотношение благополучных и неблагополучных в плане воспитания детей. Это позволит понять масштабы той или иной проблемы, связанной с воспитанностью школьников, и соответственно распределять педагогу свои силы и ресурсы, выстраивая педагогический процесс.

В-четвертых, характер ответов на последний вопрос (он стоит особняком и предлагается воспитаннику уже после заполнения им бланка ответов) может дать представление о том, каково влияние именно аттестуемого педагога на личностное развитие воспитанников группы.

Чтобы подсчитать средний балл по группе, необходимо подсчитать средний балл по 10 шкалам для одного человека (с учётом знаков). В каждом случае необходимо вычислять среднеарифметическое значение.

Также как дополнительный фактор необходимо учитывать «оценку влияния» (приложение 1), которую выставил воспитанник в пункте № 3 дополнительного вопроса. В скобках необходимо вписать Ф.И.О. аттестуемого педагога.

Уровни влияния:

- от 0 до 3 баллов – низкий уровень (педагог не является значимым для воспитанника лицом);

- от 4 до 6 баллов – средний уровень (кроме педагога, на воспитанника достаточно сильное влияние оказывают другие факторы, агенты влияния);

- от 7 до 10 баллов – высокий уровень (педагог играет большую роль в жизни воспитанника, в процессе его личностного становления).

Данное задание также позволит выделить реальные зоны влияния, что поможет педагогу скорректировать воспитательный процесс, минимизировав влияние негативных факторов, например улицы, и усилить педагогические факторы (внеурочная деятельность, личный пример и т.п.).


Приложение 1

Оценочный лист


1)

2)

3)

4)

5)

6)

7)

8)

9)

10)

11)

12)

13)

14)

15)

16)

17)

18)

19)

20)

21)

22)

23)

24)

25)

26)

27)

28

29)

30)

31)

32)

33)

34)

35)

36)

37)

38)

39)

40)

41)

42)

43)

44)

45)

46)

47)

48)

49)

50)

51)

52)

53)

54)

55)

56)

57)

58)

59)

60)

61)

62)

63)

64)

65)

66)

67)

68)

69)

70)












Итак, ты выразил свое отношение ко всем 70-и утверждениям, которые были предложены тебе выше.

Как тебе кажется, что больше всего повлияло на это твое отношение:

‑ твоя семья (родители, братья и сестры, бабушки и дедушки)? -

‑ твоя школа (значимые для тебя педагоги, школьные друзья, одноклассники, уроки и кружковые занятия, походы, сборы, экспедиции и т.п.)? –

- твой педагог ( ) -

‑ твои занятия в клубах, кружках и секциях вне школы? -

‑ твоя улица (дворовая компания, уличные друзья и т.д.)? -

‑ книги, журналы, телевизор, Интернет? -

‑ что-то еще (укажи, что именно?) _______

Оцени цифрами перечисленные выше пункты по степени их влияния. Для этого после каждой группы влияния поставь цифры от 1 до 10 (где 1 – это наименьшая оценка степени влияния, 10 – наибольшая). Фамилию и имя ты можешь указать по желанию.


_______________















Опросник «Учитель – Ученик» (для обучающихся 6-10 лет)


Цель: определить умение учителя устанавливать эмоциональное взаимопонимание и поведенческое взаимодействие в условиях образовательного процесса.

Дорогой друг!

Помоги, пожалуйста, и ответь на вопросы. Нам очень важно твое мнение: оно может сделать вашу жизнь в классе интереснее.


1. Какой ты видишь свою учительницу? (Выбери и обведи в кружок.)



2. Какой хотел бы видеть свою учительницу? (Выбери и обведи в кружок.)


3. С радостью ли ты идешь в школу? Почему? _________________________________

__________________________________________________________________________


4. Что сделает учительница, если ты забыл тетрадь с домашним заданием дома? __________________________________________________________________________


5. Что тебе нравится в твоей учительнице?

__________________________________________________________________________


А что не нравится?

__________________________________________________________________________


  1. Интересно ли тебе на уроках?

__________________________________________________________________________


  1. Всегда ли понимает тебя учитель?

__________________________________________________________________________


8. Часто ли хвалит тебя учительница?__________________________________________


9. Пойдешь ли ты со своей учительницей в поход:

ДА или НЕТ


10. Если бы тебе предложили перейти в другой класс, согласился бы

ДА или НЕТ


БОЛЬШОЕ СПАСИБО!












Ключ:

Интерпретация результатов по данному тесту проводится на основе качественного анализа уровней:

Эмоциональный компонент, на основе которого определяется уровень эмпатии во взаимодействии с участниками образовательного процесса, включает в себя вопросы: 1, 2, 4, 5, 8.

Вопросу к ученику составлены таким образом, что все равно подразумевают ответы положительные или отрицательные. Каждый положительный ответ оценивается в 1 балл (максимальное количество 5 баллов).

Поведенческий компонент (как фактор, характеризующий толерантное отношение) включает вопросы: 3, 6, 7, 9, 10. Каждый положительный ответ оценивается в 1 балл (максимальное количество 5 баллов).

Уровень тестируемых свойств личности определяется на основе среднестатической оценки (при необходимости провести округление результатов):

1-2 балла – низкий уровень;

3-4 балла – средний уровень;

5 баллов – высокий уровень.

Для определения уровня проявлений толерантности и эмпатии по результатам диагностики детского коллектива в начальной школе вычисляется среднестатистическое значение по формуле: сумма баллов, выставленных каждым участником опроса, делится на количество участников опроса (при необходимости провести округление результатов).


_______________



































Опросник «Учитель – Ученик» (для обучающихся 11-15 лет)

(модифицированная методика Клюевой Т.Н.)

Цель: выявить уровень проявления профессионально значимых черт личности учителя (эмпатии, толерантности и конфликтности) в условиях образовательного процесса участниками образовательного процесса (учениками).


Дорогой друг!

Помоги, пожалуйста, и ответь на вопросы о педагоге твоей школы ________________________________________________________________________________

(имя, отчество и фамилия педагога)

Нам очень важно твое мнение: оно может сделать вашу жизнь в классе интереснее.


Инструкция: Внимательно прочитайте каждое из приведенных суждений. Если Вы считаете, что оно верно и соответствует Вашим отношениям с учителем, то отметьте V или + в графе «верно», если верно в некоторых случаях вашего взаимодействия, то в графе «верно в некоторой степени», если оно неверно, то - «совсем не верно».



верно

верно в некоторой степени

совсем не верно

1.

Ваш учитель умеет заранее определить успехи своих учеников.




2.

Вы можете сказать, наш учитель - справедливый человек.




3.

Я вполне доволен учителем.




4.

Учитель умело готовит меня к контрольным и экзаменам.




5.

Учитель очень внимателен в отношениях с людьми.




6.

Слово учителя для меня закон.




7.

Учитель тщательно планирует работу со мной.




8.

Я полностью доверяю учителю.




9.

Учитель всегда может дать разумный совет.




10.

Оценка учителя очень важна для меня.




11.

Работать с учителем - одно удовольствие.




12.

Учитель хорошо чувствует мое настроение.




13.

Учитель всегда выслушивает мое мнение.




14.

Учитель хорошо знает мои слабые и сильные стороны.




15.

У нас с учителем партнерские отношения на уроке.




БОЛЬШОЕ СПАСИБО!















Ключ:

Для анализа результатов каждый ответ оценивается: «верно» - 3 балла; «верно в некоторой степени» - 2 балла; «совсем не верно» - 1 балл.

Интерпретация результатов основывается на средней статической оценке по шкалам.

Конфликтность – вопросы 5, 6, 9, 13, 15. Количество баллов делится 5.

Толерантность – вопросы 2, 4, 7, 11, 14. Количество баллов делится на 5.

Эмпатийность – вопросы 1, 3, 8, 10, 12. Количество баллов делится на 5.

Уровень проявления толерантности и эмпатийности личности определяется на основе среднестатической оценки (при необходимости провести округление результатов):

1 балл – низкий уровень;

2 балла – средний уровень;

3 балла – высокий уровень.

Уровень проявления конфликтности личности определяется на основе среднестатической оценки (при необходимости провести округление результатов):

1 балл – высокий уровень;

2 балла – средний уровень;

3 балла – низкий уровень.

Для определения уровня проявлений толерантности, эмпатии и конфликтности по результатам диагностики классного коллектива вычисляется среднестатистическое значение по формуле: сумма баллов, выставленных каждым участником опроса, делится на количество участников опроса (при необходимости провести округление результатов).


_______________


































Опросник «Учитель - Ученик» (для обучающихся 16 лет и старше)

(модифицированная методика Клюевой Т.Н.)


Цель: выявить уровень проявления профессионально значимых черт личности учителя (эмпатии, толерантности и конфликтности) в условиях образовательного процесса участниками образовательного процесса (учениками).


Дорогой друг!

Предлагаем тебе высказать свое мнение о педагоге из твоей школы

_______________________________________________________________________________

(имя, отчество и фамилия педагога)

Нам очень важно твое мнение: оно может сделать вашу жизнь в классе (группе) интереснее.


Инструкция: Внимательно прочитайте каждое из приведенных суждений. Если Вы считаете, что оно верно и соответствует Вашим отношениям с учителем, то отметьте V или + в графе «верно», если верно в некоторых случаях вашего взаимодействия, то в графе «верно в некоторой степени», если оно неверно, то - «совсем не верно».



верно

верно в некоторой степени

совсем не верно

1.

Учитель является для тебя авторитетом




2.

Педагог доброжелателен, тактичен и внимателен к тебе




3.

Учитель всегда выслушивает твое мнение




4.

Ты охотно общаешься с учителем помимо уроков




5.

Ты мог бы поделиться с учителем своими личными проблемами




6.

Я полностью доверяю учителю




7.

Учитель всегда может дать разумный совет




8.

Педагог может отстаивать твои интересы перед коллективом учащихся, учителей или перед родителями




9.

Ты чувствуешь поддержку со стороны педагога, его уважение к себе




10.

Учитель справедлив ко всем ученикам без исключения




11.

Педагог подает пример оптимизма и жизнелюбия




12.к

Ты бы охотно принял участие в подготовке вечера, концерта или экскурсии под руководством педагога




13.

Педагог умеет заинтересовать, увлечь внеурочной деятельностью тебя и других ребят




14.

Учитель может быстро организовать класс для решения какой-нибудь срочной проблемы




15.

Если бы учитель был твоим ровесником, он был бы лидером в вашем классе




БОЛЬШОЕ СПАСИБО!








Ключ:

Для анализа результатов каждый ответ оценивается: «верно» - 3 балла; «верно в некоторой степени» - 2 балла; «совсем не верно» - 1 балл.

Интерпретация результатов основывается на средней статической оценке по шкалам.

Конфликтность – вопросы 3, 4, 7, 12, 15. Количество баллов делится 5.

Толерантность – вопросы 1, 2, 8, 10, 14. Количество баллов делится на 5.

Эмпатийность – вопросы 5, 6, 9, 11, 13. Количество баллов делится на 5.

Уровень проявления толерантности и эмпатийности личности определяется на основе среднестатической оценки (при необходимости провести округление результатов):

1 балл – низкий уровень;

2 балла – средний уровень;

3 балла – высокий уровень.

Уровень проявления конфликтности личности определяется на основе среднестатической оценки (при необходимости провести округление результатов):

1 балл – высокий уровень;

2 балла – средний уровень;

3 балла – низкий уровень.

Для определения уровня проявления толерантности, эмпатии и конфликтности личности аттестуемого педагога по результатам диагностики классного коллектива вычисляется отдельно по каждой шкале среднестатистическое значение по формуле: сумма баллов, выставленных каждым участником опроса, делится на количество участников опроса (при необходимости провести округление результатов).


_______________

































Тест «Основы информационной культуры старшеклассников»

(для обучающихся 10 – 11 классов)

(на основе тестовых заданий по курсу «Основы информационной культуры личности» составителей Гендиной Н.И., Стародубовой Г.А., Уленко Ю.В.)


Цель: выявить уровень информационной культуры старшеклассников

Инструкция: тест состоит из 4-х частей и включает 25 заданий. К каждому из них даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный (ответы пронумерованы). Выберите один правильный ответ и отметьте его любым знаком (+, Х и др.). Каждый правильный ответ оценивается одним баллом. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Если Вы отметите более одного варианта ответов на одно задание, задание будет считаться невыполненным.

Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.


Часть 1 Информационные ресурсы общества и информационная культура

1. Материальный носитель с зафиксированной информацией, предназначенный для ее сохранения и передачи во времени и пространстве, пригодный для использования в документационных процессах, это:

1) источник информации

2) издание

3) документ

4) публикация

2. Документ, который является результатом аналитико-синтетической переработки одного или нескольких первичных документов:

1) вторичный документ

2) электронный документ

3) неопубликованный документ

4) издание

3. Общество, уровень которого в решающей степени определяется количеством и качеством накопленной и используемой информации, ее свободой и доступностью,

есть:

1) общество новых информационных технологий

2) информационное общество

3) компьютеризированное общество

4) автоматизированное общество

4. Организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей граждан на основе новых информационных технологий, есть:

1) компьютеризация

2) информатизация

3) автоматизация

4) медиатизация

5. Стремительное возрастание общего объема информации, создаваемой в рамках какой-либо отрасли, области деятельности или общества в целом, являющееся следствием научно-технической революции, это:

1) информационный взрыв

2) информационный барьер

3) информационный поток

4) информационный процесс

6. Совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий, есть:

1) библиотечно- библиографическая культура

2) компьютерная грамотность

3) информационная культура

4) информационная грамотность

7. Комплекс Web страниц, предназначенных для обмена сообщениями с возможностью их классификации по темам и сохранения их для последующего использования, называется:

1) форумом

2) чатом

3) сайтом

4) порталом

8. Компьютерная система и технология, обеспечивающая возможность создания, хранения и воспроизведения разнородной информации, включая текст, звук, видеоизображение, это:

1) анимация

2) мультимедиа

3) телетекст

4) гипертекст


Часть 2 Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения

  1. При адресном поиске основным поисковым элементом является:

1) фамилия конкретного автора

2) тема книги

3) год издания

4) жанр книги

2. Библиотечный каталог, в котором библиографические записи располагаются по отраслям знаний в соответствии с определенной системой классификации, это

1) алфавитный каталог

2) систематический каталог

3) предметный каталог

4) электронный каталог ЛИЧНОСТИ

3. Подобрать книги по теме заданного вам реферата можно с помощью:

1) алфавитного каталога

2) систематического каталога

3) систематической картотеки статей

4) картотеки периодических изданий ГРАМО

4. Установить наличие в библиотеке журнала «Мир ПК» можно по:

1) систематическому каталогу

2) алфавитному каталогу

3) картотеке периодических изданий

4) предметному каталогу

5. Для быстрого нахождения часто используемого Вами регулярно обновляющегося Интернет-ресурса целесообразнее:

1) сохранять Web-страницу на своем компьютере

2) фиксировать вручную адреса Web-страниц в записной книжке

3) заносить адрес ресурса в папку «Избранное» («Favorites») на свой компьютер

4) копировать адрес страницы в текстовый файл

6. Какой из пропущенных в данном библиографическом описании элемент прежде всего следует уточнить, чтобы в библиотеке вам могли выдать этот документ: Гендина Н.И. Феномен информации: Грамотность без оттенка примитивности // Учительская газета. — № 30 (27 июля).

1) жанр статьи

2) фамилию соавтора

3) год издания

4) номера страниц

ТНОСТИ

Часть 3 Аналитико-синтетическая переработка источников информации

1. Издание, содержащее систематизированные сведения о документах (опубликованных, неопубликованных, непубликуемых), либо результат анализа и обобщения сведений, представленных в первоисточниках, выпускаемое организацией, осуществляющей научно-информационную деятельность, это:

1) информационное издание

2) электронный каталог

3) список литературы

4) библиографический указатель

2. Информационное издание, содержащее в систематизированном виде рефераты документов по какой-либо отрасли, предмету, проблеме, есть:

1) реферативный обзор

2) экспресс информация

3) сигнальная информация

4) реферативный журнал ИНФОРЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

3. Совокупность библиографических сведений о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом в тексте документе, необходимых и достаточных для общей характеристики, идентификации и поиска документа, это:

1) примечание

2) сноска

3) библиографическая запись (библиографическое описание)

4) библиографическая ссылка

4. Слова, несущие в тексте наибольшую смысловую нагрузку, называются:

1) ключевые слова

2) метафоры

3) омонимы

4) синонимы

5. Совокупность сведений справочного, научного или пояснительного характера, дополняющих основной текст, помогающих лучше понимать его и (или) облегчающих пользование книгой, это:

1) дайджест

2) справочный аппарат книги

3) обзор

4) резюме

6. Вторичный документ, представляющий собой совокупность библиографических сведений о документе, приведенных в строго определенном порядке, позволяющих разыскать, идентифицировать документ и дать его общую характеристику, это:

1) библиографическая запись

2) библиографическая ссылка

3) сноска

4) библиографическое описание документа


Часть 4 Технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы обучающихся

1. Систематизированный перечень разделов, подразделов, характеризующий содержание, логику и композицию подготовленного вами сочинения, реферата, доклада и т.п., это:

1) план

2) обзор

3) тезисы

4 дайджест

2. В состав какого документа входят все перечисленные ниже аспекты: тема книги, краткий пересказ сюжета, характеристика главных героев, выделение запомнившихся фрагментов, объяснение, почему понравилась книга, высказывание своего отношения к прочитанному, самостоятельная оценка книги?

1) реферата

2) сочинения

3) отзыва на книгу

4) обзора

3. Специфической чертой подготовленного вами конспекта, отличающего его от других результатов свертывания информации, является:

1) индивидуализированный характер представления информации

2) полнота отражения информации

3) лаконичность

4) точность отражения информации

4. Какой из приведенных ниже адресов является адресом электронной почты:

1) http://www.spesialist.ru

2) www.spesialist.ru@петр

3) http://www.spesialist.ru@petr

4) [email protected]

5. Инструмент поиска информации на сайтах, обладающий иерархически упорядоченным набором предметных рубрик и базой данных документов, есть:

1) поисковая машина

2) портал

3) форум

4) поисковый каталог ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ

Ключи к тестам


№ задания

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Часть 4

1

3)

1)

1)

1)

2

1)

2)

4)

3)

3

2)

2)

4)

1)

4

2)

3)

1)

4)

5

1)

3)

2)

4)

6

3)

3)

4)

-

7

1)

-

-

-

8

2)

-

-

-


Уровни информационной культуры:

до 9 баллов – низкий;

9 – 17 – средний;

18 – 25 - высокий



_______________





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!