09.10.2020
Предмет :Технология Учитель Витман Т.А.
Тема: Банк идей . Логические и эвристические методы решения задач.
Преграды созданы для тех, кто не умеет летать.
Элберт Грин Хаббард
Цель урока: изучение логических и эвристических методов решения задач.
Задачи:
-познакомить с понятиями, логические и эвристические методы решения задач
-освоить на практике различные методы решения задач.
Слайд 1 Наверняка, у каждого из вас есть такой друг, который постоянно поражает вас своим развитым воображением, уникальными и внезапными суждениями, идеями. Всё это говорит о том, что ваш друг имеет высокоразвитое интуитивное мышление. Как правило, человека с таким мышлением называют творческой личностью. Кстати, способность генерирования новых идей – есть один из важнейших признаков творческой личности.
В школе, и в высших и средних особых учебных заведениях, к большому сожалению, развитию интуиции, возможностям к генерированию новых идей уделяют очень мало внимания. Преподаватели в основном обращают своё внимание на логические способы решения задач, в том числе и в процессе решения творческих задач. Чтобы решить любую задачу, человек может выбрать один их следующих путей:
1) подойти к решению задачи исполнительски, то есть применить уже известные типовые решения, общепринятые схемы;
2) либо решить задачу творчески – то есть изобрести (создать, спроектировать) свой новый способ достижения цели.
Несложно понять, что творческий процесс предусматривает решение неординарных, творческих задач, но ни в коем случае не типовых.
Что такое творческая задача?
Слайд 2 Под творческой задачей мы будем понимать не какие-нибудь «заковыристые» задачки по математике или физике, а те задачи, которые возникают каждый день в жизни человека или в любом виде деятельности, воспринимаемые человеком как проблема, которая требует для своего решения поиска каких-то новых, не известных ранее способов и приёмов, создания нового принципа действия, новой технологии. Творческая задача всегда является результатом какого-то разногласия, расхождения между реальным и требуемым, имеющимся и желаемым.
Итак, если все известные методы решения творческих задач разделить по признаку преобладания в них интуитивных или логических процедур и соответствующих им правил деятельности, то условно можно выделить две группы методов: логические и эвристические.
Логические методы (или их ещё называют рациональные) — это методы, в которых преобладают логические правила анализа, сравнения, обобщения, систематизации, индукции, дедукции. Данная группа методов построена на использовании оптимальной логики анализа технического или какого-либо другого совершенствуемого или исследуемого объекта.
К логическим методам относятся: морфологический анализ, метод многомерных матриц, алгоритм решения изобретательских задач, функционально-физическая методика конструирования.
Логические методы решения задач применяются как в науке, так и в жизни. Их преподают в школе. С логическими методами решения задач вас знакомят на уроках математики.
Слайд 3 Эвристические методы (иногда их ещё называют интуитивные, иррациональные) — это система принципов и правил, которые задают наиболее вероятные стратегии и тактики деятельности человека, решающего творческую задачу. Другими словами, под эвристическими методами мы будем понимать описание того, как необходимо действовать и что необходимо делать в процессе решения задач определённого класса.
В эту группу входят следующие методы: метод «проб и ошибок»; метод «мозговой атаки» коллективного поиска новых идей; оригинальный метод решения творческих задач в ролевых группах; получивший широкое мировое признание метод синектики; метод личной аналогии, функционально-стоимостной анализ; повсеместно используемый ныне метод морфологического анализа; метод эвристических вопросов, метод сравнительных стратегий, ассоциативные методы.
Эвристические методы решения задач стимулируют интуитивное мышление, генерирование новых идей и на этой основе значительно повышают эффективность решения определённого класса творческих задач.
Каждый из нас слышал или сам употреблял фразу «методом проб и ошибок». При этом ранее мы даже и не задумывались, что под этим выражением как раз-таки и подразумевается эвристический метод.
Благодаря эвристическому познанию люди научились эффективно разбираться с проблемами и быстро принимать решения. Это не значит, что человек научился остерегаться ошибочных решений.
Напротив, эвристический метод как раз и призван помочь в выборе стратегии действий в ситуации, когда исходных данных недостаточно для выработки единого правильного ответа, что в свою очередь не гарантирует абсолютной правильности. Особенность эвристической деятельности в том, что она характерна только для человека и тем самым отличает его от искусственного интеллекта. Следовательно, многие гениальные и творческие решения – это, по сути, сумасбродные идеи, своеобразные «сбои», которые и приводят к оригинальности.
Правила решения творческих задач нередко именуют эвристическими правилами, а отдельно взятое правило, приём решения творческой задачи иногда называют эвристикой.
Термин «эвристика» произошёл от древнегреческого слова ευρίσκω – что переводится как «отыскиваю», «открываю». В настоящее время используется несколько значений этого термина.
Так, например, под эвристикой можно понимать совокупность логических приёмов, методов и правил, которые облегчают и упрощают решение познавательных, конструктивных, практических задач.
Эвристика – это момент открытия нового, а также методы, которые используются в процессе этого открытия. Эвристикой ещё называют науку, которая имеет дело с изучением творческой деятельности.
По одной из легенд, древнегреческий математик Архимед, принимая ванну, открыл один из главных законов гидростатики – закон вытеснения. После своего открытия он выкрикнул: «Эврика!», что и стало поводом привязки этого слова к открытию.
Слайд 5
Мы не станем судить о правдивости этой истории, достоверно известно и другое. В Древней Греции зародилась система обучения, которая называлась эвристикой.
Автором этой системы обучения был Сократ, а сводилась она к сократическим беседам, в которых разговор учителя с учеником происходил путём постановки наводящих вопросов, в результате чего обучающийся самостоятельно приходил к нужному решению задачи.
Слайд 6
В одних источниках указывается, что понятие «эвристика» впервые появилось в трудах античного математика Паппа Александрийского, который жил во второй половине III века нашей эры, в других же приоритет первого упоминания отдаётся трудам Аристотеля.
Слайд 8
В средние века значительный вклад в развитие эвристики внёс Раймонд Луллий, который известен благодаря своей идее создания машины для решения самых разных задач на основе всеобщей классификации понятий.
Естественно, что за прошедшие тысячелетия арсенал методов и приёмов творчества неуклонно пополнялся и совершенствовался. Особый интерес к использованию этой интеллектуальной сокровищницы человечества стал проявляться в последние три-четыре десятилетия из-за воздействия целого ряда побуждающих факторов, в том числе из-за небывало быстрого и прогрессивного развития техники, появления компьютеров и компьютерных технологий творчества, всё возрастающей конкуренции товаров и интеллектуальных услуг, признания и возрастания ценности интеллектуальной собственности.
Без преувеличения можно сказать, что повышение продуктивности мышления в области технического творчества становится одной из главных проблем современной науки, основным направлением и источником повышения результативности и качества предпринимательской и изобретательской деятельности.
Сегодня методы эвристики нашли своё применение в различных областях управления и бизнеса, в рекламе, дизайне, даже в искусстве. Эвристические методы могут быть широко применены в практике современного руководителя любого ранга. Проведение совещаний, деловых игр с использованием данных методов открывает принципиально новые подходы к решению управленческих проблем, задач в области коммерческой деятельности, а также в сфере услуг.
Эвристические методы решения нестандартных задач представляют собой эффективные алгоритмы, которые позволяют рационализировать различные стороны поисковой деятельности. Эти методы опираются на активизацию творческой деятельности человека и развитие его творческих способностей на основе интуитивных процедур деятельности, фантазии, аналогий.
Система эвристических методов решения задач, как и знаний, вообще, является системой открытого типа, то есть с развитием науки и техники будут появляться всё новые и новые эвристические методы.
Слайд 9
Процесс решения задач с помощью метода эвристических приёмов состоит из пяти последовательных шагов:
Первый шаг: постановка творческой задачи.
Второй шаг: выбор подходящих приёмов на основе анализа недостатков и дефектов прототипа и противоречий его развития. Прототипом называют наиболее близкий по смыслу и по достигаемому эффекту аналог предполагаемого изобретения.
На третьем шаге происходит преобразование прототипа с помощью выбранных приёмов и формирование нескольких новых решений.
Четвёртый шаг представляет собой анализ новых решений относительно осуществимости и степени эффективности использования.
И наконец, пятый шаг. На этом шаге выполняют действия со второго по четвёртый шаг, при этом выбирая другие прототипы.
Слайд 10 В науке и технике выделяют следующие результаты эвристической (творческой) деятельности:
– открытие, то есть установление ранее неизвестных объективных закономерностей, свойств и явлений материального мира с обязательным экспериментальным подтверждением.
– изобретение, то есть новое и обладающее существенными отличиями техническое решение задачи, которое не является очевидным следствием известных решений.
– рационализаторское предложение, то есть предложение по улучшению конструкции реального изделия или процесса его изготовления, не содержащее существенно новых решений и с незначительной эффективностью.
– ноу-хау. Под этим термином обычно подразумевают техническую, организационную или коммерческую информацию, составляющую секрет производства и имеющую коммерческую ценность.
Для определения своего уровня рефлексивности (напомним, что рефлексия – это механизм отражения личностных смыслов и принципов действия посредством установления связей между конкретной ситуацией и мировоззрением личности, лежащий в основе самоконтроля и саморегуляции личности в общении и в деятельности) вам необходимо ответить на вопросы, выбрав один из предложенных вариантов ответа (тест). Помните, что "правильных" и "неправильных" ответов не существует, они только отражают своеобразие вашей неповторимой индивидуальности.
1. Стремитесь ли вы записать по возможности полнее все или большинство лекционных курсов?
а) Да;
б) нет.
2. При подготовке к экзаменам полагаетесь ли вы целиком на свою память или работаете с карандашом в руке?
а) Да, целиком полагаюсь на свою память;
б) нет, работаю с карандашом.
3. Свойственно ли вам в процессе подготовки к экзамену контролировать, проверять себя, чтобы выяснить насколько хорошо усвоен материал?
а) Да;
б) нет.
4. Готовясь к экзаменам, доверяетесь ли вы целиком своей памяти или стремитесь записать основные положения, схемы, закономерности, факты?
а) Да, целиком доверяюсь своей памяти;
б) нет, стремлюсь записать основное.
5. Если вы не успели подготовить материал, идете ли вы сдавать экзамен со своей группой или откладываете (при возможности) на 2-3 дня?
а) Да, иду на риск;
б) нет, откладываю.
6. Стремитесь ли вы по каждой вынесенной на экзамен теме подготовить основные положения, тезисы для ответа?
а) Да;
б) нет.
7. Напишите ваше мнение, полезны ли экзамены?
а) Да, я люблю экзамены, они помогают заново осмыслить материал;
б) нет, для меня они тяжелы.
8. Обычно вы идете на экзамен подготовленными по всем вопросам?
а) Да;
б) нет.
9. Если вы беретесь за выполнение неинтересного для вас поручения, то обычно:
а) стараетесь его выполнить как можно быстрее, не вдаваясь в подробности, лишь бы от вас отвязались;
б) для вас результат собственных усилий слишком значим, чтобы что-то делать кое-как.
10. При выполнении значимого и интересного дела для вас главное:
а) Оценка окружающими того, что вы делаете;
б) ваше собственное мнение.
11. Приступая к важному для вас делу, вы:
а) стараетесь все заранее спланировать, составляете развернутый план предстоящих действий;
б) скорее действуете по обстоятельствам.
12. Вы думаете, что:
а) не все надо делать одинаково тщательно;
б) затрудняетесь сказать;
в) любую работу следует выполнять тщательно, если за нее взялся.
13. Вы настолько осторожны и практичны, что с вами случается меньше неприятных неожиданностей, чем с другими людьми?
а) Да;
б) трудно сказать;
в) нет.
14. В большинстве дел вы:
а) предпочитаете рискнуть;
б) не знаете, как поступить;
в) предпочитаете действовать наверняка.
15. Вы принимаете решения:
а) быстрее, чем многие;
б) не знаете;
в) медленнее, чем большинство людей.
16. Усилия, затраченные на составление планов:
а) никогда не лишние;
б) трудно сказать определенно;
в) не стоят этого.
Когда учащиеся выполнили тест на определение уровня рефлексивности, коллективно подсчитали результаты и провели беседу по результатам теста. В заключении занятия учащимся выданы карточки с примерами эвристических и логических задач и было предложено попытаться решить задания.