СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Банк карточек по теме "Глагол"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал удобно применять при изучении темы "Глагол" в 5 классе

Просмотр содержимого документа
«Банк карточек по теме "Глагол"»

Глагол

Повторение о глаголе (5 класс, в начале изучения темы «Глагол»)

Задание №1. Прочитай

Задремали звёзды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шёлковые косы.

Шелестят зелёные серёжки,

И горят серебряные росы…(С. Есенин)

Выпиши предложения с однородными сказуемыми, разбери их. Какой частью речи выражено сказуемое? По образцу этих предложений составь и напиши два предложения.

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание № 2. Подбери к каждому существительному подходящий по смыслу глагол.

  1. Города, электростанции, дома, железные дороги. (Сооружают, строят, возводят, прокладывают)

  2. Телеграмма, подарок, цветы, книги. (Дают, вручают, преподносят)

  3. Капуста, картофель, морковь, огурцы, урожай. ( Выкапывают, срезают, копают, выдёргивают, собирают)

  4. Ручей, река, водопад. (Бежит, низвергается, течёт)

Напиши. Объясни, чем являются написанные слова: предложением или словосочетанием.

--------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание № 3

Прочитай.

Зима.

Побелели поля и пригорки. Тонк… льдом покрылась река, уснула, как в сказке. Ходит зима по горам, по долам, поглядывает по сторонам. Зайцу бел… шубку подарила, теперь его никто не заметит. А лисе ярко – рыж… платье оставила. Поведет лиса в сторону пушист… хвостом - будто искры рассыплет по снегу. (Г. Скребицкий)

Спиши, вставляя пропущенные окончания прилагательных. Перед глаголом в скобках поставь вопрос и укажи время: н.- настоящее, п. – прошедшее, б. – будущее.

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание №4

Прочитай.

Видел ли ты когда – нибудь разбойника – сорокопута? Эта птичка зимует в наших лесах. Охотится сорокопут ловко, сноровисто. Его добыча – мыши, воробьи. Свои трофеи сорокопут накалывает на сучок или оставляет в развилке ветки. Но иногда он не находит своих припасов. Ими давно завладела сорока. Поглядела, как прятал, и поживилась.

Выпишите те предложения, в которых глаголы употреблены в настоящем времени. Разберите по составу слово припасов.



Задание № 5

Прочитай.

Осенью певчие пиццы улетают на юг. Перед дальней дорогой скворцы посидят немного у своих домиков, кое – что даже споют на прощанье. Посидят, попоют и улетят. Хотя в чужих краях и тепло, и сытно, но ни один скворец не будет петь, ни одна скворчиха не будет выводить птенцов. Все они будут ждать возвращения на родину.

Спиши. Перед глаголами будущего времени напиши вопрос.

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание № 6

Прочитай.

Осень пришла с первыми рыжими факелами осин., с тонким серебром паутины в прозрачном воздухе.

Зиму принёс ветер, морозный и снежный. Белая, сверкающая, вошла она в царство природы. Редкие снежинки заплясали в ещё осеннем воздухе. Зима хлопала белыми крыльями – хлопьями и одевала землю в белоснежный наряд. А ночью зима шила кружевные узоры на стёклах наших окон.

Спиши. Прошедшее время глагола замени будущим. Помнишь ли ты, когда надо говорить надевать, а когда одевать?

-----------------------------------------------------------------------------------------------

Задание № 7

Говори правильно! Прочитай выразительно!

Сыплет черёмуха снегом,

Зелень в цвету и росе.

В поле, склоняясь к побегам,

Ходят грачи в полосе.

(С. Есенин)

Обрати внимание на то, как надо употреблять глаголы СЫПАТЬ и ДРЕМАТЬ в настоящем и будущем времени.

Сыпать – сыплю, сыплешь, сыплет, сыплем, сыплете, сыплют.

Рассыпать – рассыплю, рассыплешь, рассыплет, рассыплете, рассыплем, рассыплют.

Дремать - дремлю', дре'млешь, дре'млют.

Щипать – щиплет, щиплют, щиплем.

Напиши предложения, правильно употребив глаголы в скобках.

Мороз (щипать) щёки. (Сыпать) спелые орехи мне орешник в кузовок. Придёт зима, (рассыпать) серебро по земле и деревьям. (Дремать) лес: ни звука.


Неопределённая форма глагола

Задание № 8

Прочитай. Приготовься писать по памяти.

Уж и есть за что,

Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою

Против недруга,

За тебя в нужде

Сложить голову!

Н. Никитин

Напиши текст. Проверь. Подчеркни глаголы в неопределённой форме. Подчеркни разделительный мягкий знак. Напиши пять слов с этой орфограммой.

------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание № 9

Прочитай.

Сила слова.

В слове великая сила. Она может соединять людей, служить добру и любви, звать на подвиг, вдохновлять на труд. Поэт В. Шефнер так писал о слове:

Словом можно убить, словом можно спасти.

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке у нас есть:

Слава, Родина, Верность, Свобода, Честь.

Повторять их не смею на каждом шагу, -

Как знамёна в чехле, их в душе берегу.

Выпишите из текста глаголы в неопределённой форме в два столбика:

что делать? что сделать?

------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание № 10

Прочитай.

Букет цветов.

Жизнь цветка в букете коротка. Как продлить цветам жизнь? Рекомендуется удалять листья с нижней части стебля. У роз необходимо срезать и шипы. Конец стебля цветка надо подре'зать в воде. Воду для цветов желательно брать комнатной температуры. Можно добавить в неё соль или сахар.

Спиши. Подчеркни глаголы в неопределённой форме. В скобках напиши вопрос.

-----------------------------------------------------------------------------------------------

Задание № 11

Прочитай.

Откуда взялась летучая мышь. (Сказка)

В детстве она слышала от бабушки, что надо ска­зать волшебное слово и повиснуть вниз головой. И тогда могут вырасти крылья. Так она и сделала.

Долго пришлось ей висеть. Вдруг хвостик её отва­лился, а кожа около лапок натянулась. Потом появи­лись у неё перепончатые крылья. Мышь взмахнула лапками, её перепончатые крылья раскрылись, и она плавно взлетела.

Жила когда-то маленькая лесная мышка. Но вот она состарилась. Трудно стало ей бегать в поисках корма. Все в лесу норовили обидеть мышку. Очень захо­телось мышке научиться летать как птица.

В какой последовательности надо расположить части, чтобы получился связный рассказ? Докажи, почему с первой напеча­танной части рассказ начать нельзя. Спиши ту часть, с которой надо начать сказку. Перед глаголами неопределённой формы в скобках напиши вопрос.

-----------------------------------------------------------------------------------------------

Задание № 12

Прочитай загадки. Попробуй отгадать.

1) По каким полям нельзя ни проехать, ни пройти?

2) Можно ли мышеловку написать пятью буквами?

3) Что нужно сделать с существительным жарко'е, чтобы оно стало прилагательным?

4) Из какого полотна нельзя сшить костюм?

5) Из какой посуды люди не станут есть и пить?

6) Какой болезнью не болеют на земле?

Выпиши глаголы неопределённой формы вместе с тем словом, от которого они зависят. В скобках напиши вопрос.

-------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание № 13

Данные словосочетания замени глаголом в неопределён­ной форме так, чтобы он отвечал на указанный вопрос.

Оказывать помощь — (что делать?) . . . , осу­ществить строительство — (что сделать?) ..., вести наблюдение - (что делать?) ... , одержать победу - (ч т о сделать?) ... , давать совет — (что делать?) ... , выразить благодарность - (что сделать?) ..., принять решение - (ч т о сделать?) ... , нести службу - (ч т о делать?) . . . , взять под обстрел - (что сделать?) ....

---------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание № 14

Прочитай.

В начале марта в деревнях выпекали ржаных жаво­ронков. Их давали детям. Ребятишки привязывали ма­леньких предвестников весны к шесту, раскачивали шест и закликали весну словами: «Жаворонки, при­летите, весну красную принесите!» Глядишь и услы­шишь в тишине голос милой пташки. (По А. Стрижеву)

Спиши. В скобках перед глаголом напиши его неопределённую форму. Как ты понимаешь значение слова предвестник? Разбе­ри его по составу.

------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание № 15

К данным устойчивым сочетаниям подбери близкий по значению глагол и напиши его в неопределённой форме.

Гладить по головке —. . . , повесить голову —. . . , зарубить на носу —. . . , дать по шапке —. . . , бить баклуши —. . . , класть зубы на полку —. . . .

--------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание № 16

Прочитай.

Готовы юные с…рдца Мы солнца яркого …тнять

На всей земле дружить. У мира не д…дим,

Мы верность миру до Мы будем жить и поб…ждать

конца

Сумеем сохр…нить. Под небом голубым.

(Г. Рублёв)

Какие правила надо вспомнить, чтобы вставить пропущенные

буквы? Спиши. Подчеркни глаголы в будущем времени.

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание № 17

Напиши в столбик глаголы, которые отвечают на вопрос что делать?. К каждому из них припиши однокоренной глагол.

Веять, растаять, строить, расклеить, красить, за­гладить, достроить, таять, очистить, клеить, раскра­сить, сеять, чистить, гладить, развеять, пересеять. Обозначь точкой безударные гласные перед -ть.

-------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание № 18

Прочитай.

Пластмасса и море.

Двадцатый век — век пластмассы. Человек научил­ся изготовлять из пластмассы и игрушки, и посуду, и станки, и машины.

Но пластмасса может принести и беду. Ведь она не может до конца сгореть, её нельзя растворить, уничтожить. Эти отходы могут погубить природу. Большой вред стала приносить пластмасса морским животным. Ведь они любопытны и всё хотят попробовать «на зуб». Пытаясь проглотить кусок пластмассы, животные поги­бают.

Что делать? Учёные стали думать над созданием нового вида пластмассы. Предполагается разработать пластмассу, которая могла бы сама себя уничтожить.

В пластмассу решили добавить вещество, которое легко плавится на солнце.

Как ты поступишь, если увидишь в лесу, на берегу моря, реки пластиковые пакеты? Пользуясь текстом, составь и напиши 5 вопросов. Употреби в них глаголы в неопределённой форме.

------------------------------------------------------------------------------------------

Задание № 19

Глаголы напиши в неопределённой форме. Слева напи­ши глаголы, которые обозначают действие вокруг предмета, спра­ва — глаголы, которые обозначают действие, направленное вниз.

Объеду, съеду; смоет, обмоет; смахнёшь, обмах­нёшь; облетим, слетим; обдует, сдует.

Какая часть слова изменяет значение однокоренных слов? С двумя парами однокоренных слов составь предложения.

-------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание № 20

Прочитай.

Первая помощь.

Пострадавшего перенесут в прохладное место. Здесь его уложат в тени. Приподнимут голову. Шею освободят от стесняющей одежды. Больного напоят подсоленной водой и дадут понюхать нашатырный спирт.

Пользуясь текстом, напиши советы, как оказать помощь постра­давшему от солнечного удара. Глаголы употреби в неопределён­ной форме.

Образец: Пострадавшего надо перенести в прохладное место.

------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание № 21.

Говори правильно! Запомни глаголы, которые в неопре­делённой форме имеют на конце не -ть, а -ти.

Везти, цвести, мести, нести, плести, грести.

От данных глаголов с помощью приставки образуй и напиши новые глаголы.

-------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание № 22

Прочитай.

Почему мы так говорим?

Зайти на огонёк.

Раньше в небольших городах России был интерес­ный способ приглашать в гости. На окна ставили высо­кие свечи. Если на окне горит свеча (огонёк), значит, хозяева дома и приглашают к себе всех, кто хочет их видеть.

Сейчас выражение «зайти на огонёк» значит — зайти к знакомым без специального приглашения. «Шёл мимо, ну и зашёл к вам на огонёк».

Спиши ту часть, в которой рассказывается, как возникло выраже­ние «зайти на огонёк». Подчеркни глаголы в неопределённой фор­ме. Приготовься рассказать дома, почему и когда мы говорим зайти на огонёк.

---------------------------------------------------------------------------------------------

Задание № 23

Прочитай.

Помогите!

Сижу я как-то в сквере и наблюдаю такую картину. У одной из ворон появилась баранка. Ну, думаю, уле­тишь теперь, только тебя здесь и видели. Но эта ворона не улетала. Напротив! Стала баранку всем подряд протягивать. А вороны не берут. Не берут, да и только!

Тут я всё и разглядела: баранка-то была не в клюве, а на нём. И сидела, видно, так крепко, что ворона карк­нуть не могла. Поэтому и протягивала всем клюв: по­могите, мол.

А вот чем эта история кончилась, не знаю. Вороны вдруг снялись и улетели. Должно быть, совет держать. (Т. Рождественская)

Расскажи и напиши эту историю от лица вороны. Какая часть текста не войдёт в твой рассказ? Почему? Подчеркни глаголы в неопределённой форме. Какое словосочетание в тексте близко по смыслу глаголу совето­ваться?

ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛА ПО ЛИЦАМ И ЧИСЛАМ

Задание № 24

Прочитай.

Сработать мебель мудрено:

сначала

мы

берём

бревно

и пилим доски

длинные и плоские...

Я гайки делаю,

а ты

для гайки

делаешь винты.

Я

сначала

начерчу

дом

такой,

какой хочу.

(В. Маяковский)

Выпиши глаголы в настоящем и будущем времени вместе с местоимениями. Подчеркни личные окончания глаголов. В скобках укажи лицо и число глаголов.

-----------------------------------------------------------------------------------------------

Задание № 25

Прочитай.

В мире слов разнообразных,

Что блестят, горят и жгут,—

Золотых, стальных, алмазных,—

Нет священней слова: «труд!».

(В. Брюсов)

Спиши. В глаголах определи лицо и число. Выделенные слова разбери по составу.

---------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание №26

Прочитай.

Когда наступает пора жатвы, наш юннатский пост дежурит около дороги. Мы осматриваем автомашины, которые везут зерно с колхозных полей. Увидим, что из кузова автомашины просыпается зерно, сразу же сооб­щаем об этом водителям и делаем пометки в специаль­ном дневнике. Хлеборобы называют нас своими помощ­никами.

Спиши. Обозначь лицо и число глаголов. Выделенное слово разбери по составу. На что указывает его окончание?

------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание № 27

Прочитай. Приготовься писать по памяти.

Нет без поля России,

Где высокая рожь,

Где зайдёшь - и не выйдешь,

Голосов не найдёшь.

(Н. Дементьев)

Проверь по тексту. Подчеркни окончания глаголов 2-го лица единственного числа.

---------------------------------------------------------------------------------------------

Задание № 28

Спиши пословицы.

1) Слово скажешь, как узлом завяжешь.

2) Дружба правдой крепнет.

3) Цыплят по осени считают.

4) Поспешишь — людей насмешишь.

5) Книги читаю - мир открываю.

6) Трудом Родину славим, трудом украшаем.

Подчеркни личные окончания глаголов. В скобках укажи лицо и число глаголов.

--------------------------------------------------------------------------------------------

Задание № 29

Прочитай.

После медного звона погожей осен… наступает пора ожидания холодов. Падают в светлую лужицу капли с рябины. Сегодня-завтра всё забелеет. Россыпью гвоздей лежат в лужиц… колючки от ёлок. Только ку­кушкин лён бодро зеленеет в березняк… . Увлечённые пиром, снуют по рябин… дрозды. Тут же на ветк… зва­ными гостями сидят снегири — вестники белых узо­ров. (По В. Пескову)

Спиши текст, вставляя окончания существительных. В глаголах поставь ударение. Ударные личные окончания подчеркни одной чертой, а безударные — двумя. Как ты понимаешь выражение медный звон осени?

----------------------------------------------------------------------------------------------

Задание № 30

Спиши однокоренные слова, употребляя глаголы в 1-м лице множественного числа.

Молчать, молчание, молчун, молчок, молчаливый, молчаливость, замолчать, промолчать, неумолчно, от­молчаться, умолчать, неумолчный.

Обозначь точкой безударную гласную в корне. Подчеркни среди однокоренных проверочные слова. Выделенные слова разбери по составу.

---------------------------------------------------------------------------------------------

Задание № 31

Спиши глаголы. В скобках укажи лицо и число. Подбери к данным глаголам близкие по значению и напиши их в том же лице и числе.

Улыбаемся —. . . , радуюсь —. . . , торопитесь -. .. , шагаешь —. . . , сохраняю —. . . , скрываем -. . . , смотрите —. . . , сердишь —. . . , пылает —. . . , барабанят —

Слова для справок: злить, беречь, гля­деть, стучать, гореть, смеяться, спешить, лико­вать, таить, идти.

-----------------------------------------------------------------------------------------------

Задание № 32

Говори правильно! Прочитай, как изменяются по лицам глаголы жечь, печь, беречь.

Я жгу, пеку, берегу. Мы жжём, печём, бережём.

Ты жжёшь, печёшь, бережёшь. Вы жжёте, печёте, бережёте

Он жжёт, печёт, бережёт.

Они жгут, пекут, берегут.

Запомни личные формы этих глаголов.

Спиши, правильно употребляя глаголы в настоящем или буду­щем времени.

1)У папы день рождения. Мама (печь) пирог, а мы с сестрой (испечь) торт. 2) В день прощания с лагерем на лесной поляне мы (зажечь) костёр. 3) Колючий ветер (жечь) лицо.

-------------------------------------------------------------------------------------------------

СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

С УДАРНЫМИ ОКОНЧАНИЯМИ

Задание № 33

Прочитай. Приготовься писать по памяти.

Русь

И поля цветут, И во всех концах

И леса шумят, Света белого

И лежат в земле Про тебя идёт

Груды золота. Слава громкая.

(И. Никитин)

Проверь по тексту. В глаголах поставь ударение. Подчеркни окон­чание. Цифрой укажи спряжение.

-------------------------------------------------------------------------------------------

Задание № 34

Прочитай.

И мы сохраним тебя, русская речь.

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесём

И внукам дадим, и от плена спасём.

(А. Ахматова)

Спиши. Подчеркни глаголы. Цифрой обозначь спряжение. Как определить спряжение глаголов с ударным окончанием? В выделенных словах подчеркни орфограммы. Объясни их напи­сание.

-----------------------------------------------------------------------------------------------

Задание № 35

Прочитай выразительно!

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо — песнь заводит,

Налево — сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей...

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несёт богатыря;

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою-Ягой

Идёт, бредёт сама собой;

Там царь Кащей над златом чахнет;

Там русский дух... там Русью пахнет!

(А. Пушкин)

Выпиши глаголы в два столбика: в 1-й — глаголы с ударными личными окончаниями, а во 2-й — с безударными. В глаголах с ударными окончаниями цифрой обозначь спряжение.

--------------------------------------------------------------------------------------------

Задание № 36

Прочитай. Приготовься писать по памяти.

Вот передо мною

Чудный сад цветёт;

В том саду большое

Дерево растёт.

Золотая клетка

На сучке висит;

В этой клетке птица,

Точно жар, горит...

(И. Суриков)

Напиши. Определи спряжение глаголов. Обозначь цифрой спря­жение глаголов. В выделенных словах подчеркни и объясни орфограммы.

-----------------------------------------------------------------------------------------------

Задание № 37

Прочитай.

В детстве я любил вьюнок больше всех цветов. Сор­вёшь его, и сердце замрёт. Бело-розовая вазочка цветка кажется вот-вот упадёт и разобьётся вдребезги. А как пахнет! Вдохнёшь, и будто полетишь в страну эльфов к Дюймовочке. (По Н. Павловой))

Спиши. Подчеркни ударные окончания глаголов. Определи спря­жение этих глаголов. Знаешь ли ты, кто такие эльфы?

----------------------------------------------------------------------------------------------------


Задание № 38

Прочитай.

Хохлатка.

Звенят весёлые ручейки, бегут к реке мимо кустов ольхи и ивы. Не скоро ещё ольха и ива наденут свои новые платья. А подснежник хохлатка уже цветёт. Жужжат возле неё пчёлы, норовят добраться до некта­ра. Отцветут сиреневые цветочки. Упадут на землю се­мена. Но новый цветок пробьётся к солнышку только через несколько лет. Вот и поймёшь, как надо бережно относиться к каждому цветку. Цветки у хохлатки, как нарядная кисточка. Поэтому и называют хохлатку хох­латкой. (А. Огнев)

Выпиши глаголы с ударными окончаниями. Выдели окончания. Обозначь спряжение. Какова главная мысль этого текста? Составь и напиши предложе­ние, которое бы выражало её.

---------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание № 39

Говори правильно!

В русском языке есть два глагола: звать и называть. Людей и животных можно звать и называть.

Как вас зовут? Как вы назвали сына?

Как зовут вашу дочь? Как ты назвал котёнка?

Остальные предметы не зовут, а называются, потому что звать можно того, кто может отозваться. Эта улица называется Московская. Как называется это

растение?

Ответь на вопросы.

1) Как называется улица, на которой ты живёшь?

2) Как называется цветок, который стал символом весны?

3) Как можно ещё назвать медведя?

--------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание № 40

Спиши, подчеркни личные окончания глаголов. В скоб­ках укажи спряжение.

Солнце жарко палит. В синем небе островками стоят белые облака. Цветёт рожь. Тёплый ветер несёт с поля её сладкий запах. Всё молчит. Не дрожит ни один коло­сок, не шелестит трава. Вы лежите в тени старого дуба и ждёте, когда спадёт жара.

Как определить спряжение у глаголов с ударными окончаниями?

---------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание № 41

Спиши, заменяя единственное число глаголов множест­венным.

Соловей поёт. Жаворонок звенит. Иволга свистит. Сорока трещит. Дятел стучит. Сова кричит. Комар пищит.

Предложение Жаворонок звенит распространи по схеме. В каком? где? как?

Дополни схему «Окончания глаголов в 3-м лице».

Единственное число

-ет

- ?

Множественное число

- ?

-ят

--------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание № 42

Прочитай выразительно.

Облака в синеве белым стадом плывут,

Журавли в облаках перекличку ведут.

Не видать ни души. Тонет в золоте день,

Пробежать по траве ветру сонному лень...

Высоко, высоко в небе точка дрожит,

Колокольчик весёлый над степью звенит,

В ковале гудовень — и поют, и жужжат,

Раздаются свистки, молоточки стучат...

(И. Никитин)

Глаголы с ударным окончанием выпиши в два столбика: 1-е спряжение 2-е спряжение

----------------------------------------------------------------------------------------------

Задание № 43

Прочитай.

К морю.

Мы мчались по огромным просторам нашей страны с севера на юг. Поезд летел, как стрела, гулко сту­чали колёса, дрожали стальные рельсы. Впереди ждали горы и синее море.

Ты даже тихонько пел от удовольствия. А поезд вёз тебя всё дальше на юг.

Спиши, употребляя глаголы в настоящем времени. В глаголах поставь ударение, выдели окончание и в скобках цифрой укажи спряжение.

-----------------------------------------------------------------------------------------------

Задание № 44

Спиши, употребляя глаголы из скобок в настоящем или будущем времени. В скобках укажи лицо, число и спряже­ние глагола.

(Греметь) последний раскат грома. По небу (плыть) рваные облака. Вся в капельках дождя (блестеть) трава. Вот-вот (зазвучать) бодрые голоса птиц. А пока (стоять) тишина. Мы медленно (брести) по раз­мокшей дороге, ноги (скользить).

Свежий воздух (бодрить) тебя, и ты уже (петь) задорную весёлую песню туристов: «Нам путь не стра­шен, (дойти) до облаков».

Когда спряжение глагола можно определить по окончанию?

------------------------------------------------------------------------------------------

Задание № 45

Спиши, вставляя подходящий по смыслу глагол.

1) По улицам города . . . мотоциклист. 2) По Крас­ной площади . . . колонна демонстрантов. 3) Она ... мимо Мавзолея В. И. Ленина. 4) С весёлой песней ... отряд. 5) Сквозь густые заросли малины . .. медведь. 6) Лениво ... к реке стадо коров.

Слова для справок: идёт, мчится, бредёт, пробирается, проходит, шагает.

Какие ещё глаголы движения ты знаешь? Напиши их в неопре­делённой форме.

-----------------------------------------------------------------------------------------------

Задание № 46

К глаголам подбери существительные так, чтобы глаголы были употреблены в переносном значении. Напиши.

1) (Девочка, весна) идёт. 2) (Песня, вода) льётся. 3) (Человек, лес) молчит. 4) (Ребёнок, море) смеётся. 5) (Поля, дети) шумят. 6) (Звери, реки) спят. 7) (Щё­ки, костры) горят. 8) (Вьюга, собака) злится.

Цифрой укажи спряжение глаголов.

--------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание № 47

Говори правильно!

Звони'т - позвоня'т - позвони'шь.

Повтори'т - повторя'т - повтори'шь.

Шевели'тся шевеля'тся шевели'мся.

Прочитай. Правильно ставь ударение.

1) Звонит телефон. Я беру трубку и слышу голос мамы: «Катя, если позвонит бабушка, попроси её вечером прийти к нам. Мы с папой никак не дозвоним­ся до неё».

2) «Кто повторит правило?» - спросила Мария Петровна.

3) «А теперь повторим правило все вместе»,— предложила учительница классу.

Повтори ещё раз глаголы, которые надо произносить с уда­рением на окончании.

-------------------------------------------------------------------------------------------------

БЕЗУДАРНЫЕ ЛИЧНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ГЛАГОЛА

Задание № 48

Прочитай.

Ярко солнце светит,

В воздухе тепло,

И, куда ни глянешь,

Всё кругом светло.

Дремлет лес: ни звука,

Лес не шелестит.

Только жаворонок

В воздухе звенит.

(И. Суриков)

Спиши. В глаголах поставь ударение.

Как определить спряжение глаголов с ударными окончаниями?

Как определить спряжение глаголов с безударными окончаниями?

Обрати внимание, что в слове жаворонок в современном языке

ударение стоит на первом слоге.

------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание № 49

Спиши, употребляя глагол в 1-м лице множественного числа.

Образец: сверлом (точить) точим.

Топором (колоть), ножом (резать), пилой (пилить), щёткой (чистить), лопатой (копать), краской (кра­сить), веялкой (веять), сеялкой (сеять).

-----------------------------------------------------------------------------------------

Задание № 50.

К существительным допиши подходящие по смыслу гла­голы в настоящем времени.

Волна . . ., . . ., . . ., ....

Река . . ., ......., ....

Робот . . ., . . ., . . ., ....

Слова для справок: щебетать, кроить, реять, убегать, играть, считать, порхать, нахлы­нуть, протекать, петлять, щёлкать, хлестать, бушевать, чертить.

------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание № 51

Прочитай группы глаголов.

1) Глаголы речи: беседовать, разговаривать, бол­тать, говорить, мямлить, произнести, молвить, сказать, воскликнуть.

2) Глаголы движения: идти, ходить, брести, бро­дить, ползать, шагать, шествовать, семенить, трусить.

Выдели глаголы, у которых спряжение надо определить по нео­пределённой форме. Напиши их в форме 3-го лица единственного числа.

------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание № 52

Прочитай.

В тихие дни берёзка (сбрасывать) листья ровным кругом. С пугливой готовностью (кидать) липа зубчатые монетки в чёрную воду омута. (Краснеть) стройный клен. Всегда бедновато одетая лиственница так скупо (тратить) свою хвою, что (хватить) и на зимнюю пору. Долго ещё (покрывать) её золотые иголки белоснежную скатерть полей.

(По А. Ливерскому)

Спиши. Подчеркни гласную перед -ть в неопределённой форме. Цифрой укажи спряжение. Рядом с неопределённой формой на­пиши глагол в нужном лице и числе. Подчеркни личные окон­чания.

-----------------------------------------------------------------------------------------------

Задание № 53

Обрати внимание на словообразовательную цепочку слова лиственница: лист-в-енн-иц-а.

Лиственница названа так потому, что она ведёт себя как лиственное дерево. Поэтому выделяем суф­фикс -иц-. Лиственное дерево — это то, которое имеет листву. Следовательно, выделяем суффикс -енн-. Лист­ва — это обилие листьев. Следовательно, выделяем суффикс -в-.

Выпиши слова лиственница, лиственный, листва и выдели в них окончание, корень, суффиксы.

-------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание № 54

К данным существительным подбери и напиши подхо­дящие по смыслу глаголы.

Труд . . ., а лень .... Мир . . ., а война .... Лето . . ., а зима ... . Горьким . . ., а сладким ... .

Слова для справок: строить, калечить, кормить, портить, разрушать, лечить, собирать, поедать.

--------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание № 55

К данным устойчивым сочетаниям припиши близкий по значению глагол в том же лице и числе.

1) Вставляет палки и колёса -- . . . .2) Обведёшь вокруг пальца--... . 3) Выбьетесь из сил—... . 4) Клюём носом - . . . . 5) Гладите по головке — ... . 6) Сложишь голову—. ... 7) Пропускает мимо ушей- … 8) Зарубит на носу --... .

Слова для справок: обмануть, мешать, дремать, погибнуть, устать, не замечать, помогать, хвалить, запомнить.

-------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание № 56

Прочитай.

Как мы ходим.

При ходьбе некоторые шаркают ногами, сильно на­клоняют туловище вперёд и опускают голову. Другие при ходьбе раскачивают туловище. А знаете ли вы, что неправильная походка вызывает болезни позво­ночника?

Опытные любители ходьбы при ходьбе ставят ногу на всю ступню, расправляют плечи, голову не опус­кают.

А ты следишь за своей походкой?

Спиши. Перед глаголом в скобках напиши его неопределённую форму. Подчеркни гласную перед -ть, цифрой укажи спряжение. Расскажи, как проверить написание безударного личного окончания глагола.

У какого глагола не надо объяснять написание гласной буквы в личном окончании?

---------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание № 57

Прочитай.

В сентябре всем отрядом мы выезжаем на уборку льна. Поля жёлтые, а ты рвёшь лён и вяжешь снопы. Десять снопов навяжешь — ставишь их шалашиком. Это «баба» называется. В обед сядешь на снопы и с удовольствием съешь то, что взял с собой. Обратно в город едем электричкой.

Спиши. В каких глаголах надо проверить написание гласной в окончании? В скобках перед такими глаголами напиши краткое объяснение.

----------------------------------------------------------------------------------------------

Задание № 58

Прочитай.

Дятел-хлебосол.

Почему синицы любят дятла? Зимой дятел не только себя кормит, но и синицам помогает. Сунет клюв в су­хую лесину и достанет себе пищу. Куски сухой коры щедро роняет на землю. А в них синицы ищут и находят заснувших жучков.

Спиши. Подчеркни личные окончания глагола и докажи правиль­ность написания.

------------------------------------------------------------------------------------------

Задание № 59

Прочитай.

Когда попада…шь в пустыню, тебя сразу поража…т это фантастическое дерево. Дерево выгляд…т необыч­но. На ветках нет листьев. Ветер кача...т ветки, снос...т их вбок, а по песку ёрза…т узорчатая тень. Побеги саксаула зелены и сочны. Если наддав...шь на побег, на тебя брызн...т солёная влага.

С наступлением холодов побеги опада....т. Опавшие Веточки внос...т в землю много соли. (По Г. Проскуряковой)

Выпиши глаголы в два столбика: в 1-й — глаголы 1-го спря­жения, во 2-й — 2-го спряжения. Вставь пропущенные окончания.

-------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание № 60

Расположи глаголы в порядке усиления действия. Напиши их, вставляя пропущенные буквы.

1) Барабан...т, стуч...т. 2) Хихика…т, хохоч…т, смеётся. 3) Говорит, шепч…т, кричит. 4) Разруш…т, испортит, слома...т. 5) Люб...т, обожа…т. 6) Плач…т, хныч...т. 7) Хвал...т, превознос…т, одобря…т.

--------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание № 61

Прочитай.

Зимой греет, весной тлеет.

Зимой снег в самом деле греет. Как одеялом, уку­тывает он поля. Под этим снежным покровом хорошо себя чувствуют хлебные всходы. Вот почему и посло­вица говорит: «Много снега - много хлеба».

И сады лучше переносят зиму, если снег утепляет ствол дерева. Сельские жители всегда пристально наб­людают за характером снежного покрова. Откроем страницу народного календаря и прочитаем приметы о снеге: снегу надует - хлеба прибудет. В бесснеж­ную зиму и яблоня позябает.

(По А. С т р и ж е в у)

Выпиши глаголы, у которых перед окончанием стоят гласные а, у, я. Какого спряжения эти глаголы?

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание № 63

Прочитай.

Без пословицы речь не молвится.

С незапамятных времён существуют в нашем языке пословицы и поговорки. Они приучают нас к краткос­ти и простоте речи. Жизнь отбирает для них самые точные слова, шлифует силу мысли.

В пословице и поговорке народ воздаёт должное честности и доброте, смелости и мудрости. Высмеивает пословица жадность и глупость, трусость и невежество. Она расскажет, как жил народ, подскажет, как лучше поступить.

Спиши. Подчеркни глаголы, спряжение которых ты можешь определить без неопределённой формы. Подчеркни безударные окончания существительных и объясни их написание. К словам незапамятных и невежество подбери близкие по значению слова.

-----------------------------------------------------------------------------------------------

Задание № 64

Прочитай. Приготовься писать по памяти.

Ночь настала, месяц всход.т,

Поле всё Иван обход...т,

Звёзды на небе счита…т

Да краюшку уплета...т.

(П. Ершов)

В каких глаголах ты можешь правильно написать безударное окончание, не определяя спряжение по неопределённой форме? Какие глаголы надо обязательно поставить в неопределённую форму, чтобы определить спряжение?

------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание № 65

Прочитай.

Морская выдра обычно плава…т вдоль берега. В по­исках пищи она ныря…т под воду. Вынырн…т из воды, ляж…т на спину, а в лапах у неё морской ёж или краб. Иногда она принос...т со дна раковину моллюска и камень. Выдра кладёт камень на грудь, крепко сжима…т моллюска и ударя…т раковиной о камень. Колот…т раковину до тех пор, пока она не тресн…т.

Выпиши глаголы с безударными окончаниями в два столбика: 1-е спряжение, 2-е спряжение. Подчеркни те глаголы, у которых спряжение можно определить, не ставя их в неопределённую форму.

-----------------------------------------------------------------------------------------------

Задание № 66

Спиши пословицы, дополняя их глаголами, противопо­ложными по смыслу.

1) Ласточка день начина…т, а соловей ... .2) Сме­лый наступа...т, а трус отступа…т. 3) Мир стро….т, а война ... .4) Дождик вымоч...т, а солнышко ... . 5) От ра­дости смеются, от горя ...

Подчеркни глаголы, в которых безударные окончания ты можешь проверить только по неопределённой форме.

--------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание № 67

К неопределённой форме допиши глаголы 3-го лица един­ственного и множественного числа.

сеять — …

веять — . ..

лаять - …

чуять — …

строить — . . .

клеить-- . . .

чистить — …

красить --...

верить --...

готовить — …

блеять --..., ...

реять — . . ., ...

Какого спряжения эти глаголы?

-----------------------------------------------------------------------------------------

Задание № 68

Спиши, заменяя выделенный глагол близкими по зна­чению.

Дует тёплый ветерок. Исчезает последний снег в лесу. Звери чувствуют приближение весны. Высоко в небе парит орёл.

Для справок: веять, реять, чуять, таять.

Составь и напиши предложения с глаголами сеять и лаять в форме настоящего или будущего времени.

-------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание № 69

Прочитай.

Зима на исходе. Под прямыми лучами солнца та…т снег. Ве...т теплом. Мартовское равноденствие колоколом буд...т природу. Ему втор…т клёкот ручья. Скоро над широкими проталинами высоко повисн...т жаворонок. Самого солиста не сразу замет…шь. А песнь его так звонка и переливчата, что останов…т любого.

Спиши, вставляя пропущенные буквы. Цифрой обозначь спря­жение глагола. Как ты понимаешь слово равноденствие?

--------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание № 70

Прочитай.

1 апреля отмеча...т во многих странах. В этот день люди много шут…т, разыгрыва...т друг друга, придумыва...т забавные истории. Не объясн...шь сразу, почему возник этот обычай. Жители северных стран объясняя…т это так. Апрель - месяц неустойчивый, изменчивый. Апрельская погода часто подвод...т человека. Вот и возника…т желание повеселиться, пошутить наперекор погоде.

Спиши, вставляя пропущенные гласные в окончаниях глаголала. Цифрой укажи спряжение. Как ты можешь объяснить написание окончаний в выделенных глаголах?

----------------------------------------------------------------------------------------------

Задание № 71

Сравни глаголы в каждой паре предложений. В скоб­ках перед глаголом напиши неопределённую форму и цифрой укажи спряжение.

Вставь пропущенные буквы.

1) Вода заполня…т котлованы. Скоро вода заполн...т котлован. 2) Ветер и вода разруша…т гору. Когда-нибудь ветер и вода разруш...т гору. 3) Ты быстро реша…шь задачи? Если ты правильно реш...шь эти задачи, полу-

ч...шь хорошую оценку. 4) Кто правильно и быстро реша...т задачи, тот получа..т. хорошие оценки. 5) Ты у всех замеча...шь недостатки, а вот свои никак не замет...шь.

Расскажи, как ты ставил глаголы в неопределённую форму.

-------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание № 72

Прочитай.

Аист-няня.

Необычная выставка существует в одном детском саду. Там висят значки, брошки, пуговицы. Всё это со­брал аист Петя. Он живёт на территории детского сада и любит срывать с детских шапочек и курточек яркие предметы.

Но дети прощают птице эту причуду. Аист - их заботливая няня. Когда они выходят на прогулку, пти­ца шагает впереди. Раскинет крылья, будто преду­преждает всех, что идут дети. Если зимой кто-то сбро­сит шапочку или варежки, Петя тут же начинает щёл­кать клювом.

Летом он приносит в клюве лягушек и «угощает» малышей. Дети не принимают его подарки. И аист опустит голову и подолгу стоит с обиженным видом. Напиши ответы на вопросы.

1) Какое любимое занятие у аиста Пети?

2) Как дети относятся к причуде птицы?

3) Как аист-няня оберегает детей?

В написанном тексте подчеркни безударные окончания гла­голов и объясни их правописание.

-------------------------------------------------------------------------------------------------

БЕЗУДАРНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ГЛАГОЛОВ 2-го ЛИЦА ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА

Задание № 73

Прочитай. Приготовься писать по памяти.

Вот они —

Мать-мачеха, подснежник,

Словно звёзды, светятся в траве.

Ты придёшь, сорвёшь и не заметишь,

Как погаснет радость на земле.

(Наташа Цветкова)

Проверь по тексту, подчеркни окончания глаголов 2-го лица единственного числа. Сколько орфограмм в слове заметишь? Как проверить каждую из них?

-----------------------------------------------------------------------------------------------

Задание № 74

Прочитай.

Какой ты мост чудесный свяж…шь,

Какою песней трон…шь тишь,

Какое слово завтра скаж...шь,

Какой мечтою удив…шь,

Каким пораду…шь поэтом,

Какой маршрут пробьёшь средь льдов,

Каким украс…шь самоцветом

Кварталы новых городов!

К каким ещё пойдёшь высотам,

Любым препонам вопреки?

Каким невиданным полётом

Соедин…шь материки?

(М. Матусовский)|

Выпиши глаголы 2-го лица с безударными окончаниями в два столбика: в 1-й—1-го спряжения, во 2-й — 2-го спряжения. Подчеркни те окончания, в которых написание гласных надо проверить по неопределённой форме, а в каких можно не про­верять.

-------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание № 75

Спиши глаголы. Подчеркни гласную перед -ть в гла­голах неопределённой формы. Цифрой укажи спряжение. Рядом напиши те же глаголы во 2-м лице единственного числа.

Образец: просить (2) - просишь.

Ловить — . . ., готовить — . . ., утонуть — . . ., ук­рыть --..., торопить — . . ., пахать — . . ., плакать — . . ., носить — . . ., варить — ....

-------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание № 76

Спиши пословицы.

1) Не смейся, горох, -не лучше бобов: размок­нешь и сам лопнешь. 2) Поспешишь, людей насме­шишь. 3) Тише едешь, дальше будешь. 4) Что посеешь, то и пожнёшь. 5) В бою побываешь, цену жизни уз­наешь.

Подчеркни глаголы, в которых безударное личное окончание мож­но определить правильно, не ставя глагол в неопределённую фор­му.

Почему в пословицах часто употребляются глаголы 2-го лица единственного числа? Устно объясни написание выделенных гла­голов.

--------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание № 77

Прочитай.

Вяз.

Бывает, изо всей силы всадишь топор, а бревно целёхонько, да ещё топор никак не вытащишь — за­вяз. С большим трудом расколешь полено.

Если ты сам попробуешь расколоть полено вяза, поверишь, что название дереву дано правильно. (По Ю. Дмитриеву)

Спиши. В скобках объясни написание гласной в окончаниях

глаголов 2-го лица. Выделенные глаголы разбери по составу. Сколько орфограмм в этих глаголах?

Как ты объяснишь товарищу, почему вяз носит такое название?

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание № 78

Спиши однокоренные слова. Глаголы напиши в форме 2-го лица единственного числа.

Хвалить, хвала, хвалебный, хвалебность, захвалить, захваливать, перехвалить, похвалить, похвала, похвальный, похвально, похваливать.

Подчеркни слова, которые являются проверочными для безударной гласной в корне.

---------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание № 79

Прочитай.

Когда ход...шь по лесу, то на него даже внимания не обраща...шь. Но как только оцарапа...шь руку или натр…шь ногу, сразу вспомн…шь о подорожнике. И спешишь приложить к ране его зелёный листок. А зна…шь ли ты, что листок папоротника вытягива...т яд, притуплял боль?

Спиши, вставляя пропущенные гласные в окончаниях глаголов. В выделенных словах подчеркни все орфограммы.

-----------------------------------------------------------------------------------------------Задание № 80

Спиши, вставляя пропущенные буквы. Рядом напиши глаголы противоположного значения в том же лице и числе.

Опуска.шь — ... , высохн…шь -- . . . , раду...шь -... , вспомн...шь — ... , сяд…шь — ... , потеря...шь -. . . , хвал…шь —. . . , встрет...шь -. . . , медл...шь -. . . , пачка...шь —. . . .

-------------------------------------------------------------------------------------------------- Задание № 81

Прочитай начало рассказа.

Жалобы зайца.

Живёшь в лесу. Встаёшь рано утром. Заслышишь шорох, выпрыгнешь из куста да и попадёшь охотнику под ноги. Хитришь, лукавишь, а рано или поздно всё равно беды не избежишь. Идёшь к речке и глядишь, не спрятался ли кто на берегу. . . .

Спиши. Как можно продолжить рассказ? Допиши его. Устно объясни написание личных окончаний глагола.

---------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание № 82

Прочитай тексты и сравни их. Подумай, в каком из них рассказывается о наиболее ярких, запоминающихся собы­тиях, которые происходили со многими. Напиши этот текст, заменяя в нём глаголы 1-го лица глаголами 2-го лица единственного числа.

1) Шёл я как-то летом с охоты поздно вечером. Лес глухой, путь до дома неблизкий. А уж начало смеркаться. «Не заночевать ли, - думаю, - в лесу?»

Иду, раздумываю. Вдруг вижу -в стороне огонёк блеснул. Выхожу на поляну. Посредине её деревянный домик. Вот и ночлег. Захожу. Просторная комната, у окна стол, лампа горит. На столе самовар.

2) Счастливое время жизни — детство, и счастли­вое время года - весна. Только, бывало, выбегу из до­ма во двор, так и пахнёт в лицо свежим весенним духом. Скорее за дело! Из белой бумаги делаю кораб­лик. Пущу его в воду и смотрю, как мутные волны весеннего ручейка подхватят судёнышко. Но вот оно наскочило на мель. Концом палки подхватываю потер­певший аварию корабль и ловко выбрасываю на берег. Домой бегу насквозь промокший.

---------------------------------------------------------------------------------------------------

ГЛАГОЛЫ-ИСКЛЮЧЕНИЯ

Задание №83

Прочитай.

Вы замечали, наверно: идёшь осенью по лесу -свет! Думаешь, пятна солнца, а это два жёлтых клёна стоят между ёлками. Дальше видишь тёплый красный свет осины. Внезапно замечаешь синюю струйку костра между ветками. Всем телом ощущаешь холод лесной речушки, слышишь дальнее теньканье птиц. В такой день чувствуешь, себя на земле именинником

(По В. Пескову)

Спиши. Перед глаголом с безударным личным окончанием в скобках напиши неопределённую форму и укажи спряжение.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание № 84

Прочитай.

Не сосчитаешь, сколько на Камчатке маленьких речек. Летишь самолётом - видишь кружева бегущей воды. Между вулканами и горами речки сверкают серебром, а на равнине они петляют, делают дуги и повороты. С самолёта они очень походят на сверкаю­щих ящеров. В одних реках вода холодная — зубы ломит, а в других — тёплая. Греют воду вулканы. Они, хоть и носят снежные шапки, но тая'т в себе огромный жар.

Спиши. В скобках объясни безударную гласную в окончании глаголов. В каких случаях спряжение можно узнать, не ставя глагол в неопределённую форму?

-------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание № 85

Спиши пословицы, вставляя пропущенные буквы в окон­чаниях.

1) Кто вперёд смотр...т, тот далеко вид…т. 2) За двумя зайцами погон...шься, ни одного не пойма….шь. 3) Воду в решете не удерж...шь. 4) Конь вырвется — догон…шь, а слова сказанного не ворот...шь. 5) Не посмотр...шь — не увид…шь, не расспрос...шь, не найдёшь. 6) За малым погон...шься, больше потеря...шь. 7) Слова не сдерж...шь - честь потеря…шь.

Подчеркни глаголы 2-го спряжения на -еть и -ать.

---------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание № 86

Спиши пары предложений. В скобках напиши неопреде­лённую форму и укажи спряжение.

1) Заунывный ветер гонит стаю туч на край небес. (Н. Некрасов.) Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. (А. Пушкин.)

2) Легко дышит грудь. Ты вдыхаешь запах полевых цветов.

3) Воды реки держит гигантская плотина. Эта стальная громада удерживает миллионы тонн воды.

4) С высоты зорко смотрит на землю орёл. Он высматривает добычу.

Подчеркни окончания в однокоренных глаголах. Определи их спряжение.

---------------------------------------------------------------------------------------------

Задание № 87

Прочитай.

Ландыш.

Родился ландыш в майский день,

И лес его хран…т.

Мне кажется, его задень —

Он тихо зазвен...т.

И этот звон услыш...т луг,

И птицы, и цветы.

Давай послуша...м, а вдруг

Услыш...м я и ты. (Е. Серов)

Спиши, вставляя пропущенные гласные. Укажи спряжение гла­голов.

- --------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание № 88

Прочитай.

Смотр…шь на прозрачный лёд и вид...шь, как под этим льдом ручей гон...т огромное стадо пузырей. Вот он выгоняя...т их на открытую воду и мчит вперёд, тороп...тся согнать их в одно место. (По М. Пришвину)

Устно объясни правописание личных окончаний глаголов. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

-------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание № 89

Прочитай.

Февраль холодом ве…т. Что может на таком морозе расти? Если вы посмотр…те внимательнее, то узна...те удивительную вещь. Вот вид...те холмик на припёке с тёмной проталиной? Дыш…т земля и продышала себе в снегу окошечко - весну высматрива…т. А в окошечке зелёное пятнышко. Это пастушья сумка. С приходом холодов она просто засыпа...т, как медведь в берлоге. Лишь только пригре…т немного солнце, подта...т снег, пастушья сумка преспокойно цветёт дальше.

Спиши, вставляя пропущенные гласные в личных окончаниях глаголов. Укажи спряжение.

----------------------------------------------------------------------------------------------Задание № 90

Прочитай.

Иди за красотой.

Бывало, лежишь в ночном у костра, мечтаешь и вдруг видишь, что стоит у костра старичок. А посмотр...шь внимательно - вовсе это не старичок, а обгорев­ший пень. На опушке леса притаилась старушка. Смотр.. т, как костёр догора...т. А на самом деле это только дерево.

Разве не с лесной опушки появился «старичок- полевичок», которого я вырубил из ствола дерева? Род­ная природа была моим первым учителем. Она уч...т ме­ня и сегодня.

Как дивно, когда ты сам уме...шь и по закату солнца, и по гомону и полёту птиц угадать погоду!

Юный друг! Учись с детства осязать и ощущать природу, постигать её мудрую грамоту. (С. Конёнков)

Выпиши глаголы настоящего и будущего времени в два столби­ка: в 1-й — глаголы 1-го спряжения, во 2-й — глаголы 2-го спря­жения.

В скобках укажи лицо. Спиши предложение, в котором автор обращается к тебе.

-------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание № 91

Прочитай.

Сидишь, бывало, за чайным столом, сидишь и слу­шаешь. Уже поздно. Здоровый детский сон смыкает ве­ки. Через минуту забудешься и спишь до тех пор, пока не разбудят. Чувствуешь впросонках, что чья-то нежная рука трогает тебя. По одному прикосновению уз­наёшь её. Ещё во сне невольно схватишь эту руку и крепко, крепко прижмёшь к губам. (Л. Толстой)

Как ты думаешь, почему Л. Н. Толстой, рассказывая о своём детстве, употребляет глаголы 2-го лица? Спиши. Выдели окончания глаголов 2-го лица. В выделенных глаголах объясни все орфограммы.

--------------------------------------------------------------------------------------------

Задание № 92

Прочитай.

Август - конец лета. Выхожу рано поутру и лов­лю себя на мысли: осень-то у порога. То замечу по­желтевший лист, то трону невзначай тонкую паутину, то услышу тревожные крики птиц. Они собираются в дорогу.

Август -время работы. Трудится поле, сад, ого­род. Бегу в сад. Смотрю на краснощёкое яблоко, а оно как живое. Возьму в руки и слышу, как сердечко бьёт­ся. Срываю. Ароматное, налитое. Прильну губами - как будто холод повеет. Так и есть — осень! (По Д. Чередниченко)

Спиши, заменяя глаголы 1-го лица единственного числа глагола­ми 2-го лица единственного числа. Как изменился текст?

---------------------------------------------------------------------------------------------

Задание № 93

Прочитай.

Чуть светает, когда я подхожу к озеру. В темноте чувствую вокруг жизнь. Вижу блеск воды, различаю тёмные острова камыша. Знаю, слышу, что вокруг ки­шит дичь. Взвожу курок. Сейчас начнут подниматься утки. А в ожидании этой минуты волнуюсь, как бы не прозевать взлёта. И как ни готовлюсь, утка неожидан­но вырывается не там, где ожидаю её увидеть.

Спиши, заменяя глаголы в 1-м лице глаголами 2-го лица единст­венного числа. Сравни текст упражнения с тем, который у тебя получился. В каких случаях лучше употребить 1-е лицо, в ка­ких —2-е?

-------------------------------------------------------------------------------------------------



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!