СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Баранова Г.А., Трусова Н.В.: Опыт работы базовых площадок Узловского района Тульской области по организации образовательного процесса с детьми с особыми образовательными потребностями.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Баранова Г.А., Трусова Н.В.: Опыт работы базовых площадок Узловского района Тульской области по организации образовательного процесса с детьми с особыми образовательными потребностями: учебно-методическое пособие. Тула: Изд-во ТулГУ. - 144 с.

 

Просмотр содержимого документа
«Баранова Г.А., Трусова Н.В.: Опыт работы базовых площадок Узловского района Тульской области по организации образовательного процесса с детьми с особыми образовательными потребностями.»

Признание государством ценности социальной и образовательной интеграции детей с особыми образовательными потребностями и отказ от представлений об организации отдельного обучения определили происходящие изменения в социально-культурной среде, переосмысление обществом отношения к данной категории детей, потребовали пересмотра и уточнения содержания нормативно-правового обеспечения.

В настоящее время социальная перспектива в отношении детей с особыми образовательными потребностями существенно меняется: наиболее приоритетным и закономерным направлением этой работы выступает инклюзивное образование, которое представляет собой перспективную форму обучения всех детей, так как инклюзивный образовательный процесс предполагает адекватную организацию учебной деятельности, удовлетворяющую образовательные потребности каждого ребенка.

Инклюзивное образование предусматривает не только активное включение и участие детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс дошкольного учреждения, но в большей мере перестройку всего процесса массового образования как системы для обеспечения образовательных потребностей всех детей. Признаётся ценность различий всех детей и их способность к обучению, которое ведётся тем способом, наиболее подходящим каждому ребёнку. Образовательная система дошкольного учреждения подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему.

Одним их наиболее важных факторов, определяющих успех совместной работы в образовательном процессе детей с нормой в развитии и детей с особыми образовательными потребностями, является наличие специально подготовленного педагога. Его подготовка требует концептуальных изменений в системе повышения квалификации. Это означает, что профессиональная деятельность педагога инклюзивного образования выходит за рамки традиционной педагогической деятельности, тесно взаимодействуя и переплетаясь с различными видами социально - педагогической, реабилитационной, консультативно-диагностической, психотерапевтической, собственно коррекционной и другими видами деятельности, будучи направленной к одной цели - содействию ребенку с особыми образовательными потребностями в его социальной адаптации и интеграции средствами специального образования.

Формирование профессиональной компетентности происходит как в процессе профессионального становления личности педагога, так и в процессе непрерывной профессиональной подготовки, которая может реализовываться в условиях учебно-информационной среды учреждений дополнительного профессионального образования.

Одной из важных форм повышения квалификации является организация образовательного процесса на базовой площадке. Целью деятельности базовой площадки образовательной организации является разработка инновационных проектов в рамках научно-исследовательских направлений, приоритетных для развития российской и региональной системы образования, внедрение новых образовательных технологий, инновационных проектов (программ), а также совершенствование научно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса, ретрансляция передового педагогического опыта.

В учебно-методическом пособии представлен теоретический и практический материал, раскрывающий опыт работы базовых площадок Узловского района Тульской области по организации образовательного процесса с детьми с особыми образовательными потребностями. Содержание пособия включает две главы:

Глава 1. Организация образовательного процесса на базовых площадках Узловского района Тульской области.

1.1. Особенности организации образовательного процесса с детьми с особыми образовательными потребностями на базовых площадках Узловского района Тульской области (Г.А. Баранова, к.п.н., доцент ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО»; О.Н. Гусарова, консультант комитета образования; Н.В. Трусова, методист МКУ «Центр методического обеспечения образовательной деятельности муниципальных образовательных организаций» Узловского района).

1.2. Опыт работы базовых площадок МКДОУ детского сада № 19, г. Узловая, МДОУ центр развития ребёнка–детский сад № 21, г. Узловая (Г.А. Баранова, к.п.н., доцент ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО»; Е.И. Андреева, заведующий МКДОУ детского сада № 19, г. Узловая; Ю.Н. Евсюкова, заведующий МДОУ центр развития ребёнка – детский сад № 21, г. Узловая).

Глава 2. Статьи педагогических работников по проблеме реализации в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения.

Отметим, что целью деятельности образовательной организации является научное, научно-методическое сопровождение и обеспечение деятельности базовой площадки, а также повышение квалификации педагогических кадров.

Итогом деятельности базовой площадки может являться научно-методическая и учебно-методическая продукция (печатные или электронные материалы, соответствующих предмету совместной деятельности; видеозаписи открытых уроков, мероприятий; методические рекомендации; научные статьи; учебные, учебно-методические и научно-методические пособия; образовательные программы; банк видеоматериалов, презентаций и др.), обеспечивающая возможность использования результатов деятельности базовой площадки в целях позитивного изменения образовательной практики в регионе.

Формы подведения итогов работы базовой площадки различны: региональные научно-методические и научно-практические семинары, региональные педагогические мастерские, мастер-классы, круглые столы. Одной из главных целей их работы является повышение квалификации педагогических работников, предусматривающей ознакомление слушателей с новейшими достижениями в области философии образования, педагогики, психологии и отраслей этих наук по реализации инклюзивной практики в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.

В процессе повышения квалификации особое внимание уделяется составляющим компонентам профессиональной культуры педагога, формам и методам ее проявления в профессиональной деятельности. Например:

- способность к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях образовательных организаций с целью реализации интегративных моделей образования; владение коррекционно-развивающими педагогическими технологиями организации образовательного процесса с детьми с особыми образовательными потребностями;

- готовность к взаимодействию с другими специалистами дошкольной образовательной организации; способность моделировать и осуществлять психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями; осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ дошкольного образования;

- способность осуществлять консультирование семей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями по вопросам организации и реализации индивидуальных образовательных и реабилитационных программ.

Подобный подход обеспечит подготовку педагога, способного осуществить индивидуализацию обучения; организовать для детей с особыми образовательными потребностями принимающую и понимающую среду, обеспечивающую их социальное и познавательное развитие.

Для этого педагог должен знать особенности развития таких детей. Изучая особенности развития детей с особыми образовательными потребностями, педагоги отмечают, что данная группа детей чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, эмоционально-волевой сферы, включая расстройства аутистического спектра; с задержкой и комплексными нарушениями развития.

Следует отметить, что наиболее важным условием качества организациии повышения квалификации на базовой площадке является определение содержания обучения, оно должно учитывать потребности педагога и опираться на перечень компетенций, необходимых для осуществления педагогической практики.

Для точного определения перечня необходимых компетенций целесообразно использовать метод профессиографирования, что позволит создать некоторую обобщенную эталонную модель специалиста и, в соответствии с этим, определить содержание его подготовки. Формирование подобных компетенций возможно при широком использовании компетентностно-ориентированных технологий: ролевых игр, ИКТ, технологий проектирования и т.д. При такой организации занятий акцент делается на активную самостоятельную работу, конструирование педагогами своих знаний.

Большое внимание в работе базовой площадки уделяется формированию и совершенствованию целого комплекса профессионально-педагогических умений: аналитических, интерпретационных, коммуникативных, проектировочных, прогностических и других педагогических умений и рефлексивных способностей. Так, например:

- Аналитические: умение наблюдать, анализировать и оценивать деятельность детей и педагога; выявлять возникшие педагогические проблемы; диагностировать уровень развития, воспитанности детей с особыми образовательными потребностями; оценивать методическую оснащенность педагогического процесса, вносить конкретные предложения по его совершенствованию; анализировать собственную педагогическую деятельность (рефлексировать).

- Организаторские: умение организовать образовательную и самостоятельную деятельность детей с особыми образовательными потребностями; управлять поведением и действиями детей, регулируя их; организовывать собственную педагогическую деятельность.

- Конструктивно-проектировочные: умение создать условия, обеспечивающие эффективность педагогического процесса; планировать работу с детьми с особыми образовательными потребностями; подбирать формы, виды и средства коррекционно-педагогического воздействия на детей с учетом знаний их индивидуальных особенностей; прогнозировать результаты педагогического воздействия.

- Коммуникативные: умение находить индивидуальный подход к детям; регулировать взаимоотношения между ними; разбираться в конфликтных ситуациях и устранять их; находить правильный тон и форму общения с детьми, родителями.

- Пользоваться основными методами педагогической диагностики: уровня развития, воспитанности детей с особыми образовательными потребностями для выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка и осуществления преемственности с последующими ступенями образовательной системы.

В целом, следует отметить, что функционирование базовой площадки является основой профессиональной подготовки педагога к работе с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивной практики и рассматривается как целостное образование в структуре повышения квалификации педагогических работников, интегрирующее мотивационный, содержательный и операционный компоненты образовательного процесса.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!