МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«3АРЕЧНЕНСКАЯ ШКОЛА»
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ
УЧИТЕЛЬ: Коткова Ю.А.
Тема: Басни И.А.Крылова
«Его басни переживут века!» (К.Н.Батюшков)
Цель урока: обобщить полученные знания о басне как эпическом жанре.
Задачи урока:
1) закрепить знания обучающихся о жанре басни и баснях Крылова, полученные на предыдущих уроках;
2) развивать речь и творческое мышление обучающихся;
формировать умения взаимодействовать в коллективной деятельности;
3) воспитывать культуру работы в группе, интерес к классической литературе, положительное отношение к честным, благородным, добрым поступкам.
Тип урока: урок обобщения, систематизации знаний, умений и навыков.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, выставка книг, иллюстрации к басням, выполненные обучающимися, карточки.
Ход урока.
I. Организационный момент. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся
Учитель:
-Здравствуйте, ребята, уважаемые коллеги! Ребята, сколько сегодня у нас гостей. Они пришли посмотреть, как мы умеем дружно, хорошо, сообща трудиться на уроке.
Откройте тетради, запишите число, «Классная работа».
А начать наш урок мне бы хотелось строками замечательного стихотворения русского поэта, прозаика Петра Андреевича Вяземского. Слушайте внимательно, потому что это поможет вам сформулировать тему нашего урока, поставить цель и определить задачи.
Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль.
Он баснями себя прославил
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят! (Слайд №1)
Итак, кому посвятил эти строки П. А. Вяземский?
Чему мы посвятим наш урок? Кто готов сформулировать тему нашего урока?
Эпиграфом к нашему уроку я выбрала известные вам слова поэта Константина Николаевича Батюшкова. Запишите тему урока и эпиграф в тетрадь и подумайте, какую цель мы поставим перед собой?
(Повторить всё, что мы знаем о баснях И.А.Крылова.) (Слайд №2)
А как нам достичь этой цели?
(Внимательно слушать учителя, друг друга и выполнять все задания)
Правильно, молодцы! Сегодня на уроке мы ещё раз обратимся к творчеству великого баснописца, обобщим знания о басне, как литературном жанре и побудем в роли чтецов, художников, актёров, покажем знание и понимание басен.
Для подготовки к уроку мы старательно готовились, каждый проделал огромную работу, все волнуются. Ребята, волноваться не нужно. Я каждому из вас желаю удачи!
II. Актуализация знаний. «Мозговой штурм»
Учитель:
-Ребята, перед началом урока мне передали конверт. Это необычное письмо адресовано вам. Один из героев произведений И. А. Крылова решил попробовать себя в роли баснописца и предлагает на ваш суд свой первый шедевр. Давайте попробуем угадать, о каких произведениях И. А. Крылова в нём идёт речь и кто автор сего послания.
(Раздаю листочки с текстом «письма». Приложение № 1
(Ответ:
«Демьянова уха»,
«Обоз»,
«Две бочки»,
«Слон и Моська»,
«Кошка и Соловей»,
«Волк и Журавль»,
«Ворона и Курица»,
«Тришкин кафтан»,
«Слон на воеводстве»,
«Мор зверей»,
«Квартет».
(Отправитель - Мартышка))
- Ребята, как мы оценим творчество Мартышки? Удалось ей сочинить басню? А что называется басней? Давайте дадим определение.
К какому роду литературы относится басня?
Что лежит в основе басни? (аллегория)
А что такое аллегория?
Из каких частей состоит басня? (основное повествование и мораль)
А что такое мораль? ( Мораль – это начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом) (Слайд №3)
- Ребята, на предыдущих уроках вы узнали, что басня как литературный жанр имеет давнюю историю. Кто же был родоначальником басенного жанра? (древнегреческий баснописец Эзоп) (Слайд №4)
( поэт Жан де Лафонтен) (Слайд №5)
( М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, В. И. Майков, И. И. Хемницер)
(Слайды №6-7)
( Он был непримирим к недостаткам человеческой жизни, а открыто высказываться об этом было нельзя. Басня помогла ему высмеять скупость, лживость, лицемерие).
Да, ребята, ни один литератор не пользовался такой славой, как Крылов. Высоко оценил его творчество А. С. Пушкин, назвав Крылова «самым народным поэтом, превзошедшим всех баснописцев». «Дедушка Крылов»,- называл народ своего баснописца. В Санкт - Петербурге, в Летнем саду, стоит памятник великому Крылову (изображение на слайде) (Слайд №10)
Подумайте, почему Крылов был удостоен такой чести?
Обратите внимание, как изображён Крылов?
А знаете ли вы, кто создавал этот памятник?
III. История создания памятника И. А. Крылову (Реализация индивидуального задания) Приложение №2
IV. Задание «Найди пару»
Ну, а теперь давайте вспомним басни И.А.Крылова. Для начала соединим героев различных басен.
(Для проведения конкурса необходимы карточки-имена героев басен, чистый лист бумаги, клей-карандаш.)
Обучающимся предлагаются перепутанные карточки с именами героев басен И. Крылова.
Задача: составить пары, которые звучат в названиях басен (например, Стрекоза - Муравей), наклеить пары на лист бумаги.
Время выполнения – 3 минуты. (Слайд №11)
ВОРОНА | ОБЕЗЬЯНА |
СТРЕКОЗА | ЛИСИЦА |
ЗЕРКАЛО | ЯГНЁНОК |
ВОЛК | МУРАВЕЙ |
ЛИСТЫ | ПЕТУХ |
КУКУШКА | КОРНИ |
ОСЁЛ | МУЖИК |
V. «Доска объявлений»
– Прочитайте, объявления. Кому из героев басен они могли принадлежать? Назовите, из какой басни этот герой. После каждой угаданной басни ребята читают наизусть каждую из них. Первую слушаем в исполнении актера Валентина Гафта (аудиозапись)
1.
Возьмём уроки игры на музыкальных инструментах. |
2.
Ищу пособие по правильному использованию очков. Пишите крупнее, я плохо вижу! |
3.
Поступим учиться в автошколу с целью научиться управлять транспортом и получить водительские права! |
4.
Сяду на диету и запишусь в экологический кружок для охраны дубов! |
5.
Срочно сниму тёплую квартиру до весны! |
6.
Потеряла сыр, пока пела. Просьба к тому, кто нашёл, - Верните, пожалуйста, на ель! |
Ответы: 1. Мартышка Осёл, Козёл, Медведь «Квартет»,
2. Мартышка «Мартышка и очки»,
3. Лебедь, Рак, Щука «Лебедь, Щука и Рак»,
4. Свинья «Свинья под дубом»,
5. Стрекоза «Стрекоза и Муравей»,
6. Ворона «Ворона и Лисица»
Видеопауза.
После прочтения последнего объявления обучающиеся смотрят мультфильм «Ворона и Лисица».
VI. Физминутка.
VII. Творческий отчёт.
- Ребята, басни И.А. Крылова нашли своё отражение и в изобразительном искусстве. Многие художники писали иллюстрации к его басням. А известны ли вам их имена? (А.М.Суворов, Г.Куприянов, Е.М.Рачев)
- Ребята, а теперь обратите внимание на доску. Чьи это рисунки?
В своих рисунках вы тоже отразили сюжеты из басен И. А. Крылова. Перед началом урока вы с ними познакомились. Какой из рисунков больше всего понравился? Кому из ребят удалось наиболее точно передать характер героев?
VIII. Литературное состязание.
Учитель:
- А теперь вас ждёт литературное состязание! Кто в нём будет самым активным? Басни Крылова легко запоминаются. Многие фразы из басен стали крылатыми словами. Мы часто произносим их, даже не думая, что слова эти впервые произнесли герои Крылова.
Ребята, а какие слова мы называем “крылатыми”? А для чего мы используем их в речи? (Слайды 12-22)
IX. Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель:
-Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, какую цель мы поставили в начале урока? Достигли мы поставленной цели? Так в чем же секрет басен И.А.Крылова? (Слайд 23)
Ребята, но ведь басни были написаны более 160 лет назад. Зачем же нам, детям XXI века, в век мобильной связи, компьютеризации изучать творчество И. А. Крылова, его басни?
А разве не бывает людей без недостатков?
Действительно, и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, горе-музыканты Осёл, Козёл да косолапый Мишка. И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью.
Ребята, а давайте сформулируем правила, которыми должен руководствоваться человек в жизни, опираясь на нравоучения И. А. Крылова.
А легко ли следовать этим правилам? Почему?
Будете ли вы следовать правилам, покажет жизнь, но я надеюсь, что нравоучения И. А. Крылова помогут вам стать лучше. И закончим наш урок строками замечательного стихотворения М. Исаковского “Кто не слыхал его живого слова?” (Чтение стихотворения учителем.)
Учитель:
-Спасибо за урок, подготовку к уроку, за вашу активность, внимательное отношение к творчеству великого баснописца.
Как вы оцениваете свою работу на уроке?
X. Домашнее задание. Обучающиеся выбирают сами.
(Разгадать кроссворд или сочинить басню.)
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение № 1
Басня
Созвал как-то Демьян на демьянову уху весь лесной народ. Привезли целый обоз рыбы. Сварили две бочки ухи. И вот к обеду идут Слон и Моська, Кошка и Соловей, Волк и Журавль, Ворона и Курица. Курица по такому случаю надела тришкин кафтан. Второй Слон не пришёл – Слон на воеводстве был. Не проверил Демьян перед варкой свежесть рыбы, забеспокоился, как бы не начался в лесу мор зверей. Но, к счастью, всё добром закончилось. Мораль сей басни такова: начал дело, выполни его безупречно от начала до конца!
Последовательница Ивана Андреевича,
подающая надежды начинающая писательница, прима из квартета
Приложение № 2
О создании памятника.
Средства на памятник собирал весь народ, а организаторы устроили конкурс на лучший проект памятника. В конкурсе победил барон Пётр Карлович Клодт. Он работал над памятником вместе с Карлом Брюлловым, который создал портрет Крылова, и художником Александром Алексеевичем Агиным, нарисовавшим героев басен. Для этого Агин составил список зверей – крыловских героев, а затем собрал «натурщиков» у себя. Свидетели рассказывали, какое это было столпотворение: зверюшки и птицы мяукали, лаяли, хрюкали, мычали, кудахтали...
Доска объявлений
№1. Возьмём уроки игры на музыкальных инструментах. |
№2. Ищу пособие по правильному использованию очков. Пишите крупнее, я плохо вижу! |
№3. Поступим учиться в автошколу с целью научиться управлять транспортом и получить водительские права! |
№4. Сяду на диету и запишусь в экологический кружок для охраны дубов! |
№5. Срочно сниму тёплую квартиру до весны! |
№6. Потеряла сыр, пока пела. Просьба к тому, кто нашёл, - Верните, пожалуйста, на ель! |
Карточки на стол
ВОРОНА | ОБЕЗЬЯНА |
СТРЕКОЗА | ЛИСИЦА |
ЗЕРКАЛО | ЯГНЁНОК |
ВОЛК | МУРАВЕЙ |
ЛИСТЫ | ПЕТУХ |
КУКУШКА | КОРНИ |
ОСЁЛ | МУЖИК |
Домашнее задание №1.
РАЗГАДАЙТЕ КРОССВОРД
1. Кто сказал: «Погодите! Как музыке идти? Ведь вы не так сидите!»
2. «Проказница-Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка затеяли сыграть…»
3. «Вороне где-то бог послал кусочек…»
4. «На ту беду … близехонько бежала».
5. «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки!» О ком это?
6. Кто сказал: «Кумушка, мне странно это: да работала ль ты в лето?»
Домашнее задание №2.
Сочини басню
– На уроках вы познакомились с жанром басни. Прочитали много басен Ивана Андреевича Крылова. И теперь, думаю, можете попробовать себя в роли баснописцев. Перед вами сюжетные картинки истории про Аиста и Лисицу. Подумайте, чему может научить эта история. Сочините басню в прозе. Не забудьте про мораль.
Самоанализ урока литературы, проведенного в 5 классе по теме «Басни И.А.Крылова» учителем русского языка и литературы
Котковой Юлией Анатольевной
Я считаю, что на сегодняшний день современный урок не может быть без «тактики сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Чтобы вовлечь детей в учёбу, необходимы всё новые и новые формы урока, где за основу берётся формирование универсальных учебных действий обучающихся.
Такая форма проведения урока существенно повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечивает работу всего класса, позволяет учащимся раскрыть свои способности. Урок литературы, проведенный сегодня в 5 классе, показывает, что требования стандартов нового поколения по формированию универсальных учебных действий можно выполнять уже сегодня, в ходе учебной деятельности, работая по стандартам 2004 года.
Класс работает по программе, основанной на программно-методических материалах по литературе Коровиной В.Я., по учебнику-хрестоматии для общеобразовательных учреждений в 2-х частях, автором-составителем которого является Коровина в.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.
Тема урока: «И.А.Крылов и его басни».
Это был третий урок по данной теме. Урок систематизации и обобщения знаний и умений. При разработке урока учитывались возрастные особенности детей, реальные возможности обучающихся 5 класса, количество которых – 4 человека. Из них два мальчика, две девочка. Уровень познавательной и учебной мотивации хороший. Психологический климат в классе открытый. Обучающиеся относятся друг к другу доброжелательно, преобладает сотрудничество. Лидеров в классе нет. В коллективе класса развиты коммуникативные навыки. Отрицательных качеств в коллективе не выявлено.
Дети к данному уроку имели определенный багаж знаний, который помог им систематизировать и обобщить изученный материал.
Цель данного урока: обобщить полученные знания о басне как эпическом жанре.
Для достижения цели были поставлены Задачи:
1. Предметные:
- закрепить знания обучающихся о жанре басни и баснях Крылова, полученные на предыдущих уроках;
2. Метапредметные:
а) познавательные УУД:
-развитие внимания, мышления, зрительной памяти учащихся;
- работа с информацией;
б) коммуникативные УУД:
- формировать умение работать в группе;
- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;
в) регулятивные УУД:
- учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;
- формировать умения выполнять свои действия по образцу;
Личностные:
- формирование умения адекватно оценивать свою работу;
- воспитывать уважение к мнению других, самостоятельность, творческую активность, любовь к родному языку, уважение к родителям.
1. Урок начался с организационного момента и мотивации. Создание благоприятной рабочей обстановки, психологический настрой развивает положительную мотивацию к обучению. Учащиеся формулируют собственное мнение и позицию. Такое начало позволяет повысить интерес учащихся к уроку литературы.
На этом этапе урока мы формируем личностные УУД.
2. На следующем этапе происходит актуализация знаний: прочитав письмо, дети определяют, из каких басен в него включены слова, определяют, можно ли его назвать басней. Вспоминают, что такое басня, мораль, аллегория. Организуется подготовка к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения, это карточки со словами. Мы формируем познавательные и регулятивные УУД.
3. Следующий этап урока – это реализация индивидуального задания. Обучающаяся делает сообщение о создании памятника И.А.Крылову.
На этом этапе мы формируем все виды УУД.
4. Следующий этап – обобщение и систематизация знаний.
а) Учащиеся в коммуникативной форме выполняют задание «Найди пару», в ходе которого необходимо составить пары героев крыловских басен, ставят цель: устранить возникшее затруднение. Ребята выбирают нужные карточки и соединяют героев, работают парами.
На этом этапе мы формируем познавательные и коммуникативные УУД.
б) Следующее задание – «Доска объявлений» - заключается в том, чтобы, прочитав объявление в шуточной форме, ребята угадали, кто и из какой басни является его автором. Затем идет чтение этой басни наизусть. Первую басню обучающиеся прослушали в исполнении актера Валентина Гафта, далее дети сами читают наизусть. Последняя басня – просмотр мультфильма.
На этом этапе мы формируем все виды УУД.
5. На следующем этапе проводили физминутку.
Мы формируем регулятивные, коммуникативные УУД.
6. Следующий этап – творческий отчет. Работа с рисунками обучающихся.
Мы формируем все виды УУД.
7.Следующий этап – литературное состязание на знание крылатых выражений. Из басен И.А.Крылова. Работа с компьютерной презентацией. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
Мы формируем все виды УУД.
8.На следующем этапе - домашнее задание предлагается выбрать разное по сложности. Это позволяет объяснить самому себе «что я хочу» (цели и мотивы) и «что я могу» (результаты), т.е. формируем личностные УУД.
10. Урок заканчивается рефлексией. Учащиеся формулируют собственное мнение и позицию и определяют степень успешности выполнения своей работы, что является необходимым условием самостоятельной деятельности.
На данном этапе мы формируем регулятивные УУД.
На уроке все учащиеся старались включиться в диалог, ребята высказывали свои мысли. Я думаю, что мне удалось решить поставленные задачи, избежав при этом перегрузки и переутомления учащихся, сохранив продуктивную мотивацию учения. Все задания урока позволили работать над формированием метапредметных универсальных учебных действий (личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных), что и является залогом успешности самостоятельной деятельности обучающихся.
17