СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Басни во все времена" (Исследовательская работа по литературоведческому направлению).

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как сказал Николай Васильевич Гоголь: «Басни – книга мудрости самого народа». Что же такое басня? С ней знакомится каждый ученик, встречаясь уже в начальной школе. Знакомится и тут же забывает. Басня – довольно непопулярный жанр, поскольку воспринимается только как нравоучение. Басня незаслуженно остаётся в тени, уступая место другим жанрам. Почему? Может быть, мы о ней просто мало знаем!? А что такое басня, откуда она пришла, кто писал басни и пишет их сейчас? Попробуем в этом разобраться.Как сказал Николай Васильевич Гоголь: «Басни – книга мудрости самого народа». Что же такое басня? С ней знакомится каждый ученик, встречаясь уже в начальной школе. Знакомится и тут же забывает. Басня – довольно непопулярный жанр, поскольку воспринимается только как нравоучение. Басня незаслуженно остаётся в тени, уступая место другим жанрам. Почему? Может быть, мы о ней просто мало знаем!? А что такое басня, откуда она пришла, кто писал басни и пишет их сейчас? Попробуем в этом разобраться.

Просмотр содержимого документа
«"Басни во все времена" (Исследовательская работа по литературоведческому направлению).»

Проектно-исследовательская работа  на тему: «Басни во все времена».   Выполнила: ученица 3 «А» класса Джигкаева Ариана Научный руководитель: Томаева Г.В.

Проектно-исследовательская работа на тему: «Басни во все времена».

Выполнила: ученица 3 «А» класса

Джигкаева Ариана

Научный руководитель: Томаева Г.В.

«Уж сколько раз твердили миру,  Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,  И в сердце льстец всегда отыщет уголок»

«Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок»

На уроках литературного чтения во 2 классе мы изучали басни И. А. Крылова и Л.Н. Толстого. Этот жанр литературы очень понравился. И нам стало интересно: кто ещё сочинял басни, кто самый первый написал басни, пишут ли их сейчас? Посоветовавшись с учителем, мы решили найти ответы на эти вопросы.

На уроках литературного чтения во 2 классе мы изучали басни И. А. Крылова и Л.Н. Толстого. Этот жанр литературы очень понравился. И нам стало интересно: кто ещё сочинял басни, кто самый первый написал басни, пишут ли их сейчас? Посоветовавшись с учителем, мы решили найти ответы на эти вопросы.

Актуальность темы:    Как сказал Николай Васильевич Гоголь: «Басни – книга мудрости самого народа». Что же такое басня? С ней знакомится каждый ученик, встречаясь уже в начальной школе. Знакомится и тут же забывает. Басня – довольно непопулярный жанр, поскольку воспринимается только как нравоучение. Басня незаслуженно остаётся в тени, уступая место другим жанрам. Почему? Может быть, мы о ней просто мало знаем!? А что такое басня, откуда она пришла, кто писал басни и пишет их сейчас? Попробуем в этом разобраться.

Актуальность темы:  

  • Как сказал Николай Васильевич Гоголь: «Басни – книга мудрости самого народа». Что же такое басня? С ней знакомится каждый ученик, встречаясь уже в начальной школе. Знакомится и тут же забывает. Басня – довольно непопулярный жанр, поскольку воспринимается только как нравоучение.
  • Басня незаслуженно остаётся в тени, уступая место другим жанрам. Почему? Может быть, мы о ней просто мало знаем!? А что такое басня, откуда она пришла, кто писал басни и пишет их сейчас? Попробуем в этом разобраться.

Цель исследования:   узнать, как появился литературный жанр басни и как он развивался с древних времён до наших дней, используя различные информационные источники.

Цель исследования:  

узнать, как появился литературный жанр басни и как он развивался с древних времён до наших дней, используя различные информационные источники.

Задачи исследования    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:  - выяснить, что такое басня; - провести опрос среди детей и взрослых с целью выяснить, как популярен жанр басня и каких известных баснописцев они знают;  - обобщить материал по теме исследования и построить итоговую ленту времени «Басни во все времена».

Задачи исследования

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- выяснить, что такое басня;

- провести опрос среди детей и взрослых с целью выяснить, как популярен жанр басня и каких известных баснописцев они знают; - обобщить материал по теме исследования и построить итоговую ленту времени «Басни во все времена».

 Объектом исследования  является басня в литературе. Предмет исследования:  развитие басенного жанра в литературе. Гипотеза исследования:  предположим, что басни начали писать очень давно, пишут сейчас и будут писать, так как они имеют большое значение для человека во все времена.

  • Объектом исследования  является басня в литературе.
  • Предмет исследования:  развитие басенного жанра в литературе.
  • Гипотеза исследования:  предположим, что басни начали писать очень давно, пишут сейчас и будут писать, так как они имеют большое значение для человека во все времена.
Вряд ли существует хотя бы один человек, который ни разу в своей жизни не читал басни. Что же такое басня?    Для начала мы решили выяснить определение этого слова. Для этого мы воспользовались «Толковым словарём русского языка» С.И. Ожегова.

Вряд ли существует хотя бы один человек, который ни разу в своей жизни не читал басни. Что же такое басня?

  • Для начала мы решили выяснить определение этого слова. Для этого мы воспользовались «Толковым словарём русского языка»
  • С.И. Ожегова.

Басня – это 1) Краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ.   2) Вымысел, выдумка. В басне всегда есть вывод – мораль, который даётся чаще всего в конце, реже – в начале.

Басня – это

  • 1) Краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ.
  • 2) Вымысел, выдумка.
  • В басне всегда есть вывод – мораль, который даётся чаще всего в конце, реже – в начале.
Мы опросили 20 детей и 20 взрослых.  Возраст опрашиваемых от 8 до 40 лет.   Анкету заполнили ученики 3-4 классов, а также родители моих одноклассников. Вопросы анкеты :  1. Любите ли вы читать басни? Почему?  2. Каких баснописцев Вы знаете?  3. Какие басни Вы знаете?  4. Как вы думаете, пишут ли басни современные писатели?

Мы опросили 20 детей и 20 взрослых. Возраст опрашиваемых от 8 до 40 лет.

  • Анкету заполнили ученики 3-4 классов, а также родители моих одноклассников.
  • Вопросы анкеты :
  • 1. Любите ли вы читать басни? Почему?
  • 2. Каких баснописцев Вы знаете?
  • 3. Какие басни Вы знаете?
  • 4. Как вы думаете, пишут ли басни современные писатели?
Как мы видим, басни любят читать и дети, и взрослые. На вопрос почему, большинство ответили: «Интересно, познавательно, басни учат нас хорошему».

Как мы видим, басни любят читать и дети, и взрослые. На вопрос почему, большинство ответили: «Интересно, познавательно, басни учат нас хорошему».

  Опрос показал, что самый известный баснописец – Иван Андреевич Крылов.   А самые популярные басни «Квартет», «Лисица и виноград», «Ворона и Лисица», «Лебедь, Рак и Щука», «Слон и моська», «Стрекоза Муравей» и «Мартышка и очки».

Опрос показал, что самый известный баснописец – Иван Андреевич Крылов. А самые популярные басни «Квартет», «Лисица и виноград», «Ворона и Лисица», «Лебедь, Рак и Щука», «Слон и моська», «Стрекоза Муравей» и «Мартышка и очки».

Отвечая на последний вопрос, большинство опрашиваемых считают, что современные писатели басни пишут.  Но есть и те, которые сомневаются.  Результаты анкетирования помогли нам убедиться, что тема нашего исследования актуальна: басни любят и помнят, но знают про них очень мало.  Так, когда же она появилась, кто был первым автором, и пишут ли басни сейчас?

Отвечая на последний вопрос, большинство опрашиваемых считают, что современные писатели басни пишут. Но есть и те, которые сомневаются. Результаты анкетирования помогли нам убедиться, что тема нашего исследования актуальна: басни любят и помнят, но знают про них очень мало. Так, когда же она появилась, кто был первым автором, и пишут ли басни сейчас?

За ответом мы отправились в школьную библиотеку, как выяснилось здесь можно найти любую информацию.  Наш библиотекарь Людмила Темирикоевна подобрала для меня справочную литературу – энциклопедии, словари, справочники. Также, мы подобрали художественную литературу – басни из книг разных баснописцев. В сборе информации нам помог Интернет.

За ответом мы отправились в школьную библиотеку, как выяснилось здесь можно найти любую информацию.

Наш библиотекарь Людмила Темирикоевна подобрала для меня справочную литературу – энциклопедии, словари, справочники.

Также, мы подобрали художественную литературу – басни из книг разных баснописцев. В сборе информации нам помог Интернет.

Эзоп Первые басни были известны ещё в глубокой древности. Первым баснописцем был житель Древней Греции (VI век до нашей эры) -  Эзоп . Басни Эзопа были написаны прозой, остроумно, ясно и просто. Самые известные басни Эзопа - «Черепаха и Заяц», «Мальчик, который кричал «Волки!»», «Волк в овечьей шкуре»

Эзоп

  • Первые басни были известны ещё в глубокой древности. Первым баснописцем был житель Древней Греции (VI век до нашей эры) -  Эзоп . Басни Эзопа были написаны прозой, остроумно, ясно и просто.
  • Самые известные басни
  • Эзопа - «Черепаха и Заяц»,
  • «Мальчик, который кричал
  • «Волки!»»,
  • «Волк в овечьей шкуре»
Жан де Лафонтен  - тоже знаменитый, но только французский баснописец XVII века.   Иван Иванович Дмитриев  – русский писатель, современник А.С. Пушкина, И.А. Крылова. Басни И. Дмитриева имели большой успех у читателей.

Жан де Лафонтен  - тоже знаменитый, но только французский баснописец XVII века.

  • Иван Иванович Дмитриев  – русский писатель, современник А.С. Пушкина, И.А. Крылова.
  • Басни И. Дмитриева имели большой успех у читателей.
Александр Ефимович Измайлов   – был современником И.А. Крылова и делил с ним славу лучшего баснописца. Басни А.Е. Измайлова любил А. С. Пушкин, некоторые его басни читал наизусть.

Александр Ефимович Измайлов

  •   – был современником И.А. Крылова и делил с ним славу лучшего баснописца.
  • Басни А.Е. Измайлова любил А. С. Пушкин, некоторые его басни читал наизусть.
Иван Иванович Хемницер  – русский баснописец. Он написал много басен, высмеивая жадность, глупость, тупость, лесть и ложь.
  • Иван Иванович Хемницер  – русский баснописец. Он написал много басен, высмеивая жадность, глупость, тупость, лесть и ложь.
Но всех баснописцев того времени затмил Иван Андреевич Крылов.   Популярность Крылова-баснописца росла необычайно быстро. Вслед за первой книгой через два года вышла вторая, а потом третья и четвертая. Всего при жизни баснописца вышло девять книг, заключавших 196 басен.

Но всех баснописцев того времени затмил Иван Андреевич Крылов.

  • Популярность Крылова-баснописца росла необычайно быстро.
  • Вслед за первой книгой через два года вышла вторая, а потом третья и четвертая. Всего при жизни баснописца вышло девять книг, заключавших 196 басен.
С середины XIX века басенное творчество стало угасать.   А вот самым известным баснописцем в XX веке стал Сергей Владимирович Михалков. Сергей Михалков - автор свыше 200 басен. В ходе нашего исследования мы выяснили, что и в наше время в XXI веке этот жанр тоже популярен. Владимир Шебзухов  - современный поэт-баснописец,.

С середины XIX века басенное творчество стало угасать.

  • А вот самым известным

баснописцем в XX веке стал

Сергей Владимирович Михалков.

  • Сергей Михалков - автор свыше 200 басен.
  • В ходе нашего исследования мы выяснили, что и в наше время в XXI веке этот жанр тоже популярен.
  • Владимир Шебзухов  - современный

поэт-баснописец,.

Выводы  В ходе нашего исследования мы выяснили, что такое басня, её особенности в литературном жанре, самых известных баснописцев во все времена. Обобщая факты, полученные в ходе нашего исследования, вместе с учителем мы решили построить ленту времени «Басни во все времена», на которой можно записать фамилии всех изученных баснописцев и время, в которое они творили.

Выводы

  • В ходе нашего исследования мы выяснили, что такое басня, её особенности в литературном жанре, самых известных баснописцев во все времена.
  • Обобщая факты, полученные в ходе нашего исследования, вместе с учителем мы решили построить ленту времени «Басни во все времена», на которой можно записать фамилии всех изученных баснописцев и время, в которое они творили.
Лента времени «Басни во все времена»

Лента времени «Басни во все времена»

Все поставленные задачи нашего исследования были решены. Гипотеза нашего исследования подтвердилась,  мы пришли к выводу , что басни начали писать очень давно, пишут сейчас и будут писать, так как они имеют большое значение для человека во все времена.
  • Все поставленные задачи нашего исследования были решены.
  • Гипотеза нашего исследования подтвердилась,  мы пришли к выводу , что басни начали писать очень давно, пишут сейчас и будут писать, так как они имеют большое значение для человека во все времена.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!