Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1.Организацион-ный момент. | - Добрый день, ребята! Посмотрите на меня своими лучезарными глазками, сделаем глубокий вдох – медленный выдох и тихонько сядем. - Я приглашаю вас всех в чудесный мир литературы. Для того чтобы получить знания на уроке чтения и уметь ими воспользоваться, нам необходимы определённые личностные качества. Какие? - Верно. Вам необходимы внимание, старание, желание работать дружно, активно, уважая мнение говорящего, не стесняясь высказывать своё мнение по возникшим вопросам. | Ответы учащихся | формировать мотивационную основу учебной деятельности; |
2.Проверка д/з (воспр. И корр. знаний,умений и нав., необх.для реш.зад.) | Организует проверку домашнего задания | Пересказывают Сказку Е.Шварца «Сказка о потерянном времени» | формировать умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников |
3.Мотивация учебной д-ти. Постановка целей урока. | 1) Разгадывание ребуса. - Ребята, напомните, как называется раздел учебника, произведения которого мы изучаем в данный момент? СЛАЙД 1. - Какие произведения уже прочитали? - Что общего в этих произведениях? - Сегодня мы прочитаем ещё одно произведение из этого раздела. А кто его автор, попробуйте догадаться. Я зашифровала псевдоним этого известного нам человека. Что такое псевдоним? -Прочитайте: НАВИ ВОЛЫРК 2) Постановка целей и задач на урок. - Верно, это Иван Крылов. Именно так подписывался сначала Крылов под своими произведениями. - Что вы о нём знаете? Как считаете, достаточно ли хорошо знаете о Крылове и его творчестве? - Попробуйте поставить перед собой цели на сегодняшний урок. Что нам надо выполнить, как думаете? | "Труд человека кормит, а лень портит" Р. Сеф "Лопата", Е. Карганова "Лекарство без рецепта", К. Ушинский "Как рубашка в поле выросла", Е.Благинина "Не мешайте мне трудиться", С.Баруздин "Бревно", рус. нар. сказка "Кому горшок мыть", С.Маршак "Старуха, дверь закрой!", Е.Шварц "Сказка о потерянном времени" Они все о труде. Вымышленное имя Иван Крылов СЛАЙД 2. Ответы детей (Наверно, узнать что-то новое о Крылове, прочитать и проанализировать новое для нас произведение.) | коммуникативные: формировать умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении; регулятивные: учить ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками |
III Изучение нового материала | 1. Знакомство с биографией И.А. Крылова СЛАЙД 3. С улыбкой доброю, с приветливостью взгляда, СЛАЙД 4. Он, точно с старческой неспешностью речей, Рассказывает нам, с своих высоких кресел, Про нравы странные и глупости зверей, И все смеются вкруг и сам он тихо-весел. -Что же такое рассказывает Крылов, что все вокруг смеются? - Знаете ли вы, что за 30 лет своей литературной работы он написал 205 басен. Они переведены более чем на 50 языков мира. 2. Актуализация знаний. - Что такое басня? (Басня - это небольшая сказка или короткий рассказ, в котором действуют звери и птицы. Они обладают человеческими качествами и обычно умеют говорить. А под животными подразумеваются люди. Через поведение животных показываются недостатки людей.) - В басне есть нравоучение? Как оно называется? - В какой части басни может находиться мораль? (располагается либо в начале, либо в конце басни) - Что осуждается в морали? (зависть, лень, ложь, глупые поступки…) 3. Речевая разминка - Вы уже догадались, что на уроке нам предстоит встреча с басней И.А. Крылова? А вот с какой, вы узнаете на речевой разминке. ( текст на слайде) СЛАЙД 5 Без работы хоть убей, Жить не может… Вот летает над водой Вертолётик голубой: Хвостик, крылья и глаза Это просто … СЛАЙД 6. СЛАЙД 7. СЛАЙД 8. - Почему слова Стрекоза и Муравей написаны с большой буквы? | басни Ответы детей Ответы детей Ответы детей Ответы детей муравей Стрекоза Разные способы чтения хором: 1) «жужжащее чтение», чтение с удивлением, с сердитой, с весёлой интонацией; 2) «жужжащее чтение», с ускорением, с замедлением. Потому что это герои произведения. | Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Метапредметные: познавательные: развивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни; воспитывать добрые моральные качества. коммуникативные: формировать умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении; регулятивные: учить ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий; материалу; развивать способность к самооценке. Предметные: познакомить учащихся с личностью Ивана Андреевича Крылова и его басней "Стрекоза и Муравей", познакомить с насекомыми - стрекозой и муравьём в природе. |
4. Первичное восприятие текста. | 1) Первичное восприятие текста (аудиозапись) - Сейчас я приглашаю вас на сеанс воображения. Послушайте и представьте картины по данной басне. А прочитает её профессиональная актриса Слушайте внимательно, какие-то слова, возможно, вам покажутся непонятными. После попробуем объяснить их значение. | Слушают | |
5. 2) Беседа по первичному восприятию. | - Какие чувства были во время чтения басни и после прочтения? 1) Словарно – лексическая работа - Были ли непонятные слова и выражения? - Я предполагала это и выделила слова и выражения, которые необходимо объяснить. СЛАЙД 9. попрыгунья - тот, кто все время вертится , прыгает, не сидит на месте лето красное — тёплое, красивое, солнечное оглянуться не успела — очень быстро зима катит в глаза — неожиданно наступила зима (для стрекозы, муравей её ждал) помертвело чисто поле - опустело, урожай собран. Цветы и травы увяли, засохли. Насекомые и животные попрятались, впали в спячку. Птицы улетели. В поле стоит мёртвая тишина. нужда — недостаток в необходимом злой тоской удручена - огорчена, тоскливо ей, подавлена кум, кумушка - родственники до вешних дней — до весенних дней мурава - молодая трава резвость - подвижность, веселость голову вскружило — обо всём забыла | Отвечают | Личностные: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Метапредметные: познавательные: развивать умение строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни; воспитывать добрые моральные качества. коммуникативные: формировать умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении; регулятивные: материалу; развивать способность к самооценке. Предметные: познакомить учащихся с личностью Ивана Андреевича Крылова и его басней "Стрекоза и Муравей", уметь анализировать басню, научиться выделять главную мысль произведения, совершенствовать навык правильного, осознанного чтения. |
Гимнастика для глаз. | | Выполняют упражнения | |
8) Анализ текста басни и выборочное чтение | - Итак, насколько вы были внимательны во время чтения, сможете ли ответить на мои вопросы. - Кто является героями басни? - Прочитайте, как Стрекоза показана в начале басни. Что она делала целое лето? -Как её называет автор? - Был ли домик у Стрекозы? - Тогда где жила Стрекоза, прочитайте. - Что наступило с холодной зимой для Стрекозы? - Как об этом пишет автор? - Настали ли нужда и голод для Муравья? - Как вы думаете, почему Стрекоза пришла именно к Муравью? - Какими словами обратилась Стрекоза? - Откликнулся ли Муравей на просьбу Стрекозы? - Почему он отказал Стрекозе в помощи? - Справедливо поступил Муравей со Стрекозой? - Не жестоко ли это? - Как бы вы поступили на его месте? - Как вы думаете, раскаивается ли Стрекоза в своём поведении? -Автор басни её осуждает или смеётся над ней? -А как вы относитесь к Стрекозе? - Мы знаем, что басни писались не ради стрекоз и муравьёв. Кого имел в виду Крылов вместо насекомых? (Людей.) - Иван Андреевич Крылов в своих баснях давал людям советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит, и мы с вами, стали умнее, добрее и лучше. Чему учит нас эта басня? Что человеческие качества осуждает? (осуждает беспечность, нежелание думать о завтрашнем дне, легкомыслие, хвастливость) - Найдите слова, в которых заключается главная мысль - мораль произведения. " СЛАЙД 10. - Как вы понимаете данные слова? | Стрекоза и Муравей. "Лето красное пропела." Попрыгунья У Стрекозы не было домика. "Как под каждым ей листком был готов и стол и дом." Для Стрекозы пришло тяжёлое время «С зимой холодной нужда, голод настаёт." Нет, потому что он приготовился к холодам. Потому что Муравей труженик. "Не оставь меня, кум милый! Дай ты мне собраться с силой и до вешних только дней прокорми и обогрей!" Нет, не откликнулся. Отвечают Ты всё пела? Это дело: так поди же попляши!" Отвечают | Личностные: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Метапредметные: познавательные: развивать умение строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни; воспитывать добрые моральные качества. коммуникативные: формировать умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении; регулятивные: учить ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий; Предметные: уметь анализировать басню, научиться выделять главную мысль произведения, совершенствовать навык правильного, осознанного чтения, осмыслять нравственное содержание пословиц, соотносить их смысл с изучаемым произведением и реалиями жизни. |
V Закрепление изученного материала | 1. Работа по определению черт характера главных героев. Парная работа. - Продолжим разговор о героях басни Крылова. - На партах у вас лежат листочки с напечатанными на них личностными качествами. Переверните и положите поближе к себе. Работать будете в парах. Вам необходимо выбрать те качества, которые соответствуют характеру Стрекозы и Муравья, и соединить стрелочками с изображениями героев. Чья пара будет готова, поставьте руки домиком. Стрекоза Муравей (Слова для справок: легкомысленность, беззаботность, усердие, лень, несерьёзность, трудолюбие, бессердечность, весёлость, думающий о будущем) 2. Работа над пословицами. Парная работа. - На уроках литературного чтения мы с вами часто вспоминаем один из жанров устного народного творчества - пословицы. Прочитайте пословицы. СЛАЙД 11. Поспешишь – людей насмешишь. Скучен день до вечера, коли делать нечего. Делу - время, потехе -час. - На какую тему данные пословицы? - Какая из них наиболее подходит к басне "Стрекоза и Муравей"? Объясните. - Кому, Стрекозе или Муравью, вам хотелось бы адресовать пословицу: "Делу - время, потехе - час"? - А вы сами всегда ли помните об этой пословице? Приведите примеры. 3. Чтение басни по ролям. - Сейчас мы будем читать по ролям. Сколько должно быть исполнителей для выразительного чтения по ролям по басне “Стрекоза и Муравей”? ( Трое: тот, кто произносит слова автора, Стрекоза, Муравей) - Каким голосом нужно читать слова Стрекозы? Почему? - С какой интонацией будете читать слова Муравья? - Какую позицию выберете для себя – осуждение Стрекозы или жалость к ней? - Напоминаю, что каждый участник диалога действует от лица персонажа, роль которого исполняет, добивается того, что хочет этот персонаж. Поэтому необходимо слушать очень внимательно своих партнеров, вслушиваться не только в их слова, но и в интонации. - Читающий «за автора» как бы наблюдает за участниками диалога и рассказывает о том, что происходит (учащиеся читают по ролям). | Работают в парах Отвечают | Личностные: формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Метапредметные: познавательные: развивать умение строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни; воспитывать добрые моральные качества. коммуникативные: формировать умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении; регулятивные: учить ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий; материалу. Предметные уметь анализировать басню, научиться выделять главную мысль произведения, совершенствовать навык правильного, осознанного чтения, осмыслять нравственное содержание пословиц, соотносить их смысл с изучаемым произведением и реалиями жизни. |
. V. Итог урока Информация о д/з, инструктаж его проведения | - Итак, мы прочитали и разобрали басню. - Что хотел сказать нам Крылов своей басней? - Какие недостатки людей здесь высмеиваются? -В каких словах басни заключается мораль? - Как вы понимаете эти строки? - Полезным ли для вас оказался урок? - Какой вывод для себя сделали? - Все басни "дедушки Крылова" интересны и поучительны. Я рекомендую прочитать их. | Замечай прежде всего свои недостатки, а не недостатки товарищей, прислушивайся к их замечаниям Беспечность, лень, легкомысленность, беззаботность, несерьёзность "Ты всё пела? Это дело: так поди же попляши!" Отвечают | Личностные: развивать способность к самооценке. Метапредметные: познавательные: развивать умение учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни; воспитывать добрые моральные качества. коммуникативные: формировать умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог регулятивные: материалу; развивать способность к самооценке. Предметныенаучиться выделять главную мысль произведения, |
7. Рефлексия | -Оцените своё состояние после урока: «Выберите из каждой пары состояний то, которое наиболее соответствует вашему состоянию после урока». СЛАЙД 13. Интересно - не интересно Не устал - устал Доволен собой - не доволен собой Старался - не старался Волновался на уроке - не волновался VII. Выставление оценок | | Личностные: развивать способность к самооценке. |