СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Басня Крылова "Стрекоза и Муравей" 3 класс УМК "Гармония"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уважаемые коллеги. Представляю вашему вниманию разработку урока и технологическую карту по теме "Басня И.А.Крылова "Стрекоза и Муравей". Литературное чтение в 3 классе по УМК "Гармония". Учебник "Литературное чтение" 3 класс, 1 часть, автор О.В.Кубасова.

Просмотр содержимого документа
«Басня Крылова "Стрекоза и Муравей" 3 класс УМК "Гармония"»

Технологическая карта урока

Урок____________

Дата 19.09.2016

Тема урока Басня И.А.Крылова "Стрекоза и Муравей""

Цели урока

создание условий для ознакомления учащихся с творчеством И.А.Крылова, с содержанием басни "Стрекоза и Муравей"


Формируемые УУД

Личностные: формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке.

Метапредметные:

познавательные: развивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни; воспитывать добрые моральные качества.

коммуникативные: формировать умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении;

регулятивные: учить ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий;

материалу; развивать способность к самооценке.

Предметные: познакомить учащихся с личностью Ивана Андреевича Крылова и его басней "Стрекоза и Муравей", уметь анализировать басню, научиться выделять главную мысль произведения, совершенствовать навык правильного, осознанного чтения, осмыслять нравственное содержание пословиц, соотносить их смысл с изучаемым произведением и реалиями жизни, познакомить с насекомыми - стрекозой и муравьём в природе.

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (закрепления)

Форма урока

Опорные понятия, термины

Басня

Новые понятия

Басня

Формы контроля

информационно-коммуникационные, эвристическая беседа, проблемно-диалогический, метод обучения в паре, группе.

Оборудование

Презентация, , карточки с личностными качествами героев басни, учебник О.В.Кубасовой, “Литературное чтение” 3 класс, 1 часть


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД



1.Организацион-ный

момент.


- Добрый день, ребята! Посмотрите на меня своими лучезарными глазками, сделаем глубокий вдох – медленный выдох и тихонько сядем.

- Я приглашаю вас всех в чудесный мир литературы. Для того чтобы получить знания на уроке чтения и уметь ими воспользоваться, нам необходимы определённые личностные качества. Какие?

- Верно. Вам необходимы внимание, старание, желание работать дружно, активно, уважая мнение говорящего, не стесняясь высказывать своё мнение по возникшим вопросам.







Ответы учащихся

формировать мотивационную основу учебной деятельности;

2.Проверка д/з (воспр. И корр. знаний,умений и нав., необх.для реш.зад.)

Организует проверку домашнего задания

Пересказывают Сказку Е.Шварца «Сказка о потерянном времени»

формировать умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников


3.Мотивация учебной д-ти. Постановка целей урока.

1) Разгадывание ребуса.

- Ребята, напомните, как называется раздел учебника, произведения которого мы изучаем в данный момент? СЛАЙД 1.


- Какие произведения уже прочитали?










- Что общего в этих произведениях?

- Сегодня мы прочитаем ещё одно произведение из этого раздела. А кто его автор, попробуйте догадаться. Я зашифровала псевдоним этого известного нам человека. Что такое псевдоним?

-Прочитайте:

НАВИ ВОЛЫРК

2) Постановка целей и задач на урок.

- Верно, это Иван Крылов. Именно так подписывался сначала Крылов под своими произведениями.

- Что вы о нём знаете? Как считаете, достаточно ли хорошо знаете о Крылове и его творчестве?

- Попробуйте поставить перед собой цели на сегодняшний урок. Что нам надо выполнить, как думаете?




"Труд человека кормит, а лень портит"

Р. Сеф "Лопата", Е. Карганова "Лекарство без рецепта",

К. Ушинский "Как рубашка в поле выросла", Е.Благинина "Не мешайте мне трудиться", С.Баруздин "Бревно", рус. нар. сказка "Кому горшок мыть", С.Маршак "Старуха, дверь закрой!", Е.Шварц "Сказка о потерянном времени"

Они все о труде.




Вымышленное имя


Иван Крылов

СЛАЙД 2.





Ответы детей


(Наверно, узнать что-то новое о Крылове, прочитать и проанализировать новое для нас произведение.)


коммуникативные: формировать умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении;

регулятивные: учить ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками

III Изучение нового материала

1. Знакомство с биографией И.А. Крылова СЛАЙД 3.

С улыбкой доброю, с приветливостью взгляда, СЛАЙД 4.
Он, точно с старческой неспешностью речей,
Рассказывает нам, с своих высоких кресел,
Про нравы странные и глупости зверей,
И все смеются вкруг и сам он тихо-весел.

-Что же такое рассказывает Крылов, что все вокруг смеются?

- Знаете ли вы, что за 30 лет своей литературной работы он написал 205 басен. Они переведены более чем на 50 языков мира.

2. Актуализация знаний.

- Что такое басня?

(Басня - это небольшая сказка или короткий рассказ, в котором действуют звери и птицы. Они обладают человеческими качествами и обычно умеют говорить. А под животными подразумеваются люди. Через поведение животных показываются недостатки людей.)

- В басне есть нравоучение? Как оно называется?

- В какой части басни может находиться мораль? (располагается либо в начале, либо в конце басни)

- Что осуждается в морали? (зависть, лень, ложь, глупые поступки…)

3. Речевая разминка

- Вы уже догадались, что на уроке нам предстоит встреча с басней И.А. Крылова? А вот с какой, вы узнаете на речевой разминке. ( текст на слайде) СЛАЙД 5


Без работы хоть убей,

Жить не может…

Вот летает над водой
Вертолётик голубой:
Хвостик, крылья и глаза
Это просто …







СЛАЙД 6.

СЛАЙД 7.

СЛАЙД 8.

- Почему слова Стрекоза и Муравей написаны с большой буквы?









басни





Ответы детей







Ответы детей



Ответы детей


Ответы детей









муравей





Стрекоза

Разные способы чтения хором: 1) «жужжащее чтение», чтение с удивлением, с сердитой, с весёлой интонацией; 2) «жужжащее чтение», с ускорением, с замедлением.





Потому что это герои

произведения.

Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Метапредметные:

познавательные: развивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни; воспитывать добрые моральные качества.

коммуникативные: формировать умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении;

регулятивные: учить ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий;

материалу; развивать способность к самооценке.

Предметные: познакомить учащихся с личностью Ивана Андреевича Крылова и его басней "Стрекоза и Муравей", познакомить с насекомыми - стрекозой и муравьём в природе.

4. Первичное восприятие текста.



1) Первичное восприятие текста (аудиозапись)

- Сейчас я приглашаю вас на сеанс воображения. Послушайте и представьте картины по данной басне. А прочитает её профессиональная актриса

Слушайте внимательно, какие-то слова, возможно, вам покажутся непонятными. После попробуем объяснить их значение.



Слушают


5. 2) Беседа по первичному восприятию.

- Какие чувства были во время чтения басни и после прочтения?


1) Словарно – лексическая работа

- Были ли непонятные слова и выражения?

- Я предполагала это и выделила слова и выражения, которые необходимо объяснить.

СЛАЙД 9.

попрыгунья - тот, кто все время вертится , прыгает, не сидит на месте

лето красное — тёплое, красивое, солнечное

оглянуться не успела — очень быстро

зима катит в глаза — неожиданно наступила зима (для стрекозы, муравей её ждал)

помертвело чисто поле - опустело, урожай собран. Цветы и травы увяли, засохли. Насекомые и животные попрятались, впали в спячку. Птицы улетели. В поле стоит мёртвая тишина.

нужда — недостаток в необходимом

злой тоской удручена - огорчена, тоскливо ей, подавлена

кум, кумушка - родственники

до вешних дней — до весенних дней

мурава - молодая трава

резвость - подвижность, веселость 

голову вскружило — обо всём забыла






Отвечают


Личностные: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Метапредметные:

познавательные: развивать умение строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни; воспитывать добрые моральные качества.

коммуникативные: формировать умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении;

регулятивные: материалу; развивать способность к самооценке.

Предметные: познакомить учащихся с личностью Ивана Андреевича Крылова и его басней "Стрекоза и Муравей", уметь анализировать басню, научиться выделять главную мысль произведения, совершенствовать навык правильного, осознанного чтения.

Гимнастика для глаз.


Выполняют упражнения


8) Анализ текста басни и выборочное чтение




- Итак, насколько вы были внимательны во время чтения, сможете ли ответить на мои вопросы.

- Кто является героями басни?

- Прочитайте, как Стрекоза показана в начале басни. Что она делала целое лето?

-Как её называет автор?

- Был ли домик у Стрекозы?

- Тогда где жила Стрекоза, прочитайте.


- Что наступило с холодной зимой для Стрекозы?


- Как об этом пишет автор?


- Настали ли нужда и голод для Муравья?


- Как вы думаете, почему Стрекоза пришла именно к Муравью?


- Какими словами обратилась Стрекоза?




- Откликнулся ли Муравей на просьбу Стрекозы?

- Почему он отказал Стрекозе в помощи?

- Справедливо поступил Муравей со Стрекозой? - Не жестоко ли это?

- Как бы вы поступили на его месте?

- Как вы думаете, раскаивается ли Стрекоза в своём поведении?

-Автор басни её осуждает или смеётся над ней?  -А как вы относитесь к Стрекозе?

- Мы знаем, что басни писались не ради стрекоз и муравьёв. Кого имел в виду Крылов вместо насекомых? (Людей.)

- Иван Андреевич Крылов в своих баснях давал людям советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит, и мы с вами, стали умнее, добрее и лучше. Чему учит нас эта басня? Что человеческие качества осуждает? (осуждает беспечность, нежелание думать о завтрашнем дне, легкомыслие, хвастливость)

- Найдите слова, в которых заключается главная мысль - мораль произведения. "

СЛАЙД 10.

- Как вы понимаете данные слова?



Стрекоза и Муравей.


"Лето красное пропела."

Попрыгунья

У Стрекозы не было домика.

"Как под каждым ей листком был готов и стол и дом."


Для Стрекозы пришло тяжёлое время

«С зимой холодной нужда, голод настаёт."

Нет, потому что он приготовился к холодам.


Потому что Муравей труженик.

"Не оставь меня, кум милый! Дай ты мне собраться с силой и до вешних только дней прокорми и обогрей!"


Нет, не откликнулся.

Отвечают



















Ты всё пела? Это дело: так поди же попляши!"

Отвечают

Личностные: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Метапредметные:

познавательные: развивать умение строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни; воспитывать добрые моральные качества.

коммуникативные: формировать умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении;

регулятивные: учить ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий;

Предметные: уметь анализировать басню, научиться выделять главную мысль произведения, совершенствовать навык правильного, осознанного чтения, осмыслять нравственное содержание пословиц, соотносить их смысл с изучаемым произведением и реалиями жизни.

V Закрепление изученного материала


1. Работа по определению черт характера главных героев. Парная работа.

- Продолжим разговор о героях басни Крылова.

- На партах у вас лежат листочки с напечатанными на них личностными качествами. Переверните и положите поближе к себе. Работать будете в парах. Вам необходимо выбрать те качества, которые соответствуют характеру Стрекозы и Муравья, и соединить стрелочками с изображениями героев. Чья пара будет готова, поставьте руки домиком.

Стрекоза Муравей

(Слова для справок: легкомысленность, беззаботность, усердие, лень, несерьёзность, трудолюбие, бессердечность, весёлость, думающий о будущем)


2. Работа над пословицами. Парная работа.

- На уроках литературного чтения мы с вами часто вспоминаем один из жанров устного народного творчества - пословицы. Прочитайте пословицы. СЛАЙД 11.

  • Поспешишь – людей насмешишь.

  • Скучен день до вечера, коли делать нечего.

  • Делу - время, потехе -час.

- На какую тему данные пословицы?

- Какая из них наиболее подходит к басне "Стрекоза и Муравей"? Объясните.

- Кому, Стрекозе или Муравью, вам хотелось бы адресовать пословицу: "Делу - время, потехе - час"?

- А вы сами всегда ли помните об этой пословице? Приведите примеры.

3. Чтение басни по ролям.

- Сейчас мы будем читать по ролям. Сколько должно быть исполнителей для выразительного чтения по ролям по басне “Стрекоза и Муравей”? ( Трое: тот, кто произносит слова автора, Стрекоза, Муравей)

- Каким голосом нужно читать слова Стрекозы? Почему?

- С какой интонацией будете читать слова Муравья?

- Какую позицию выберете для себя – осуждение Стрекозы или жалость к ней?

- Напоминаю, что каждый участник диалога действует от лица персонажа, роль которого исполняет, добивается того, что хочет этот персонаж. Поэтому необходимо слушать очень внимательно своих партнеров, вслушиваться не только в их слова, но и в интонации.

- Читающий «за автора» как бы наблюдает за участниками диалога и рассказывает о том, что происходит (учащиеся читают по ролям).







Работают в парах







Отвечают

Личностные: формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Метапредметные:

познавательные: развивать умение строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни; воспитывать добрые моральные качества.

коммуникативные: формировать умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении;

регулятивные: учить ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий; материалу.

Предметные уметь анализировать басню, научиться выделять главную мысль произведения, совершенствовать навык правильного, осознанного чтения, осмыслять нравственное содержание пословиц, соотносить их смысл с изучаемым произведением и реалиями жизни.

. V. Итог урока



Информация о д/з, инструктаж его проведения





- Итак, мы прочитали и разобрали басню.

- Что хотел сказать нам Крылов своей басней?




- Какие недостатки людей здесь высмеиваются?


-В каких словах басни заключается мораль?


- Как вы понимаете эти строки?

- Полезным ли для вас оказался урок? - Какой вывод для себя сделали?

- Все басни "дедушки Крылова" интересны и поучительны. Я рекомендую прочитать их.


Замечай прежде всего свои недостатки, а не недостатки товарищей, прислушивайся к их замечаниям

Беспечность, лень, легкомысленность, беззаботность, несерьёзность

"Ты всё пела? Это дело: так поди же попляши!"

Отвечают


Личностные: развивать способность к самооценке.

Метапредметные:

познавательные: развивать умение учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни; воспитывать добрые моральные качества.

коммуникативные: формировать умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог

регулятивные: материалу; развивать способность к самооценке.

Предметныенаучиться выделять главную мысль произведения,

7. Рефлексия

-Оцените своё состояние после урока: «Выберите из каждой пары состояний то, которое наиболее соответствует вашему состоянию после урока». СЛАЙД 13.

Интересно - не интересно

Не устал - устал

Доволен собой - не доволен собой

Старался - не старался

Волновался на уроке - не волновался

VII. Выставление оценок


Личностные: развивать способность к самооценке.



Муравьи – самые старые из всех видов насекомых, им более ста миллионов лет. Они всегда передвигаются строем и безошибочно находят дорогу к своему муравейнику. Муравьи почти всеядны и нападают на любую добычу, с которой могут совладать. В Африке и Америке существуют так называемые воинственные муравьи, которые убивают всё, что попадается на их пути, и от которых спасаются бегством даже львы. Муравьи очень трудолюбивы. Они поднимают груз, приблизительно в сто раз тяжелее собственного веса, постоянно занимаются работой: заготавливают корм, ухаживают за потомством, пасут свой «домашний скот» — тлю и при этом никогда не спят.

Стрекоза - одно из самых древних летающих насекомых на земле. Стрекоза, жившая несколько миллионов лет назад, была размером с чайку! Современная стрекоза не больше 10 см в длину. У неё бесшумный и очень быстрый полёт. Она может за один час преодолеть расстояние в восемьдесят километров. Стрекоза живёт вблизи прудов и рек. В них она и начинает свою жизнь, ведь самка откладывает яички на водяные растения, из которых появляются личинки. Личинка стрекозы - очень большой хищник: она охотится на личинки комаров и на головастиков, иногда нападает на мальков рыб. Взрослая стрекоза питается мухами и бабочками.


10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!