СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Базар-дюзю.Ст.Ш.Мурадов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка плана-конспекта к уроку лезгинской литературы.О горе Базар-дюзю.Дагестан.

Просмотр содержимого документа
«Базар-дюзю.Ст.Ш.Мурадов»



Тема урока:Стихотворения Ш.Мурадова "Базар-дуьзуь","Буря в горах".

Тарсунин кьил:Ш.Мурадован т1ебиатдин лирика."Базар-дуьзуь"ва "Т1урфан"шиирар к1елун.

Класс: 5.

Предмет: Литература.

Вид урока: урок изучения нового материала.

Тип урока: комбинированный: урок-исследование, установочно-мотивационный, содержательно-поисковой.

Цели и задачи урока:

Образовательные:

  1. познакомить учащихся с пейзажной лирикой поэта и с краткими сведениями из его биографии

  2. формировать эстетическую отзывчивость к лезгинской поэзии

  3. развивать умения анализа художественного текста, настроения автора, понимания значения художественной детали;

  4. формировать умения находить в поэтических произведениях средства выразительности;

  5. формировать навыки анализа поэтических произведений;

  6. расширить культурный кругозор учащихся и формировать эстетический вкус.

  1. Развивающие:

  1. развивать логическое мышление (операции анализа, синтеза, сравнения )

  2. развивать речевую деятельность учащихся в процессе чтения (осмысления учебного материала), слушания (осмысления устного текста), декламации;

  3. развивать познавательные процессы (память, воображение, внимание ) в том числе посредством использования музыкальных произведений на стихи автора и картин о природе.

  4. развивать творческие способности и коммуникативные компетенции учащихся;

  5. развивать навык выразительного чтения лирических произведений;

  1. Воспитывающие:

  1. воспитывать интерес к предмету, к классическому наследию родной литературы;

  2. воспитывать интерес к лезгинской поэзии, пейзажной лирике, к Родине.

  3. прививать культуру умственного труда;

  4. воспитывать коллективизм, ответственность через работу в группах.

Методы и формы обучения:  метод беседы, сравнительно-сопоставительный, объяснительно-иллюстративный, аналитический, метод словесного рисования, проблемный; привлечение межпредметных связей.

 Используемые технологии:

Здоровьесберегающие технологии

Технология сотрудничества (работа в группах)

Исследовательско-поисковая деятельность



Технология критического мышления

ИКТ

Межпредметные связи:

Русский язык ,история , музыка , информатика, ИЗО, география ,биология

Формирование УУД:

Личностные:самоопределение личности ученика как представителя лезгинской национальности,определение принадлежности к определенной малой Родине.

Регулятивные :развитие навыков и способностей к целепологанию,сапоставлению,саморегуляции.

Познавательные :выразительное чтение наизусть,работа над значением слов и выражений,изложение краткого содержания текста,участие в коллективном обсуждении,учебное сотрудничество,работа в группах.

Оформление и оборудование урока:  презентация, видеофрагмент с музыкальным сопровождением на слова поэта, портрет поэта-писателя, рисунки.

План урока:

  1. Вступительная часть.

ГьакIан чIагай шиирралди
За лавгъавал авурди туш,
Къундармишай фикирралди
Уьмуьрдиз рехъ ч
Iугурди туш.
За инсанрин чириз рик
Iер,
Инсанвилин тарифарна.
Сивел алаз гьамиша хъвер.
Дуствал рик
Iиз илифарна.

(Слова Ш.Мурадова)

Эпиграф:"Лучше гор могут быть только горы"

Тарсуниз кьил гун суалрин куьмекдалди.

1.Определение учащимися темы занятия с помощью вопросов .

Вопросы-загадки для формулировки темы и цели урока.

1)Ам ч1ехини я,гуьрчегни,океандиз ухшарни.Адаз дегиш хьун хас я.Инсанри адал дамахни ийизва ва адаз муьт1уьгъни жезва.Ам вуч я?

Она величественна, похожа на океан, красива .Ей свойственно меняться. Люди всегда любуются ею и живут по ее законам.(тIебиат)природа.

Абуру инсан гьейранарзава гуьрчек шикилрал.Ана михьи гьава, гуьзел, атирлу цуьквер, михьи булахар ва герек тир набататар ава, лекьери лув гузва.Гатузни кук1вара жив ава. Ибур вучар я? Чун къе квекай рахада, куьне гьик1 фикирзава?

2)Они удивляют своими красивыми пейзажами.Там очень чистый воздух, красиво пахнущие цветы, много полезных ископаемых, родников с прозрачной холодной водой. Орел парит высоко-высоко. Даже летом на их верхушках лежит снег.(дагълар)горы.



1.Сегодня мы будем говорить о самой высокой горе "Базар-дуьзуь" и о таком

явлении природы как -буря .Стих."Буря в горах""ТIурфан"(слайд 1)

2.Тесты(слайд2) для фронтального опроса

1.«Риза»гьикаядин-автор-вуж-я?

1.А.Фатахов.
2.Б.Салимов
3.С.Сулейман

2.Фил-вич-вичел-хтана
гьарай-ийиз-гат
Iумда….

И-ц1арар-гьи-баснядай-я?
1.Кьифни-кац
2.Маймунни-харат-устIар
3.Филни цегв.

3.«Малла Иса» поэма ни кхьенва?

1.А.Саидова.

2.А.Кардаша

3.Х.Тагьира

4. «Малла Иса» поэмадин кьилин игитрин тIварар гьибур я?


1.Шериф,Муса

2.Риза, Алибег

3.Муса,Жалил

3. Опережающее домашнее задание - 1 минута.

К1валин к1валах ахтармишун

Определение типа стихотворений, (заранее подготовленные учащимися стихи лезгинских поэтов о природе(Дагълар, Дагъдин аялар, Дагълара эквер, Дагъустан. Хайи чил, Векье, Цуькведин кIунчI ва мсб) прочтение наизусть и анализ каждого стихотворения поочередно, сопоставление произведений.

Беседа:Урок литературы-это встреча с прекрасным.(слайд 4) И данный урок не исключение.Поэтому мы построим этот урок так ,чтоб он был продуктивным, интересным и запомнился всем. Для этого мы должны иметь хорошее настроение и работать. Конечно же среди нас есть ученики у которых нет настроения Попробуйте описать его с помощью цветов (слайд 2) и показывают цвета настроения.







Основная часть. (Интерактивный доскадал Ш.-Э. Мурадован суьрет къалурзава.)

Муаллим: Къе чун Дагъустандин халкьдин шаир Ш.-Э. Мурадован уьмуьрдин ва яратмишунрин рекьикай рахада, шиирар к1елда.

Биография писателя. Лезгийрин машгьур шаир, таржумачи, драматург Ш.-Э. Мурадов виликан Самур округдин (гилан Докъузпара райондин) Къурушрин хуьре 1913- йисуз хипехъан Билалан хизанда дидедиз хьана. Адан буба хуьруьн агьалийрихъ галаз санал Азербайжан патаз кьуьд акъудиз фидай. Гъвеч1и гадани хизандихъ галаз гьа и рекье жедай.

Уьлкведа гьукум дегиш хьун себеб яз, Ш.-Э. Мурадоваз мектебдиз фидай мумкинвал хьана. Ада хайи хуьре ва Ахцегьа к1елна. Гуьгъуьнай Дагъустандин пединститутдин физико-математический факультетда к1елзава. Институт акьалт1арай жегьил пешекарди са кьадар йисара Миграгърин ва Ахцегьрин школайра муаллимвиле к1валахзава.

Гьеле мектебда к1елдайла ам шиирар кхьинал машгьул тир. Эдебиятдал рик1 алаз ч1ехи хьайи Ш.-Э.Мурадов Махачкаладиз хквезва. Ина ада «Социализмдин пайдах», «Дагъ.правда» газетра, «Дуствал» альмонахда ва радиокомитетда лезги передачайрин редакторвиле к1валахзава. Гьа са вахтунда ада лезги эдебиятни вилик тухузва. Шиирар туьк1уьрунал а маял ч1авалай машгьул тир.

Шаирдин сифте эсер 1933-йисуз «Ц1ийи дуьнья» газетдиз акъатнай. Адан т1варни «Гап1алар тир». Сад лагьай ктаб «Хушбахт Дагъустан» т1вар алаз 1949-йисуз Махачкалада акъатнай. Ам гьа и йисуз СССР-дин писателрин Союздиз кьабулнай.

Гуьгъуьнлай адан «Лацу лифер», «Гатфарин гьевес», «Рагъ ва муьгьуьббат» ва масабур чапдай акъатзава.

Ш.-Э. Мурадова шииратдин ч1ехи жанрайрик эсерарни яратмишзава. «Дагълара нурар», «Демирни Селми», «Зул гьарай», «Рагъ» поэмаяр акъатзава.

Ч1алан устадди аяларни рик1елай ракъурзавач. «Шалбуз дагъдин гар», «Чун вири лустар я» ва масабур к1елзавайбуру хушдиз кьабулнай. Ш.-Э. Мурадов лезги театрдихъ галазни алакъайра авай. Ада Абдул Ражабовахъ галаз санал яратмишай «Фундугъбег» къемедади чи драматургияда кьет1ен чка кьазва.


Ш.-Э. Мурадов бажарагълу таржумачи тир. Ада урус литературадин классикрин эсерар лезги ч1алаз таржума авунай. Шаир Дагъустандин халкьдин баркаллу т1варц1из, «За трудовой доблест», «За доблестный труд» медалриз лайихлу хьана. Ам 1996-йисуз регьметдиз фена, Махачкалада кучуднава.

Исятда чна шаирдин хайи Ватандикай, адан аял вахтар фейи хуьруькай видеодиз килигда.

Шаирдин аял вахтар гзаф заланбур хьана. Бубадикай магьрум хьайи ам дидеди, гзаф азиятар эхна, ч1ехи авуна, шегьре рекьел гъана. Шаирди ватандин темадиз еке фикир гузвай.






2.Беседа:Аялар,къе чун таниш жезвай шиирра Ш.Мурадова гьар -жуьредин рангарал къалурнава.Шаирди вичихъ са Ватан ава лугьузва.Ада тIебиатдин гуьрчек шикилар ва рангар къалурзава вичин шиирра.Виридалайни кьакьан чка адан уьмуьрда дагълари кьазва.Вичин рикIиз хуш чкаяр ,гьар са жигъир ада рикIел хкизва-Шалбуздагъдин рекьер,Базар-дуьзуь дагъ,гьар са къванни ва къулай акъатзавай гумадин ни ,хуш ва атирлу цуьквер ва мсб.

Аялар куь фикирдалди дагълари чаз вуч гузва чаз?(ответы учащихся)

3.Первичное восприятие темы(чтение учителем стих.)

4.Вторичное восприятие стихов (чтение отрывками учащимися)

5.Групповая дискуссия.

6.Анализ стихотворения "Базар-дуьзуь" - 4 мин.

Вуч къалуриз к1анзава автордиз шиирда.?

Т1ебиатдин гуьрчегвал гьинай аквазва.?

Базар-дуьзуь шиирда дагъдикай вуч кхьенва?

7.Картадай к1валах тухун.(показ горы на карте)

  • Базардюзю́[ вершина Водораздельного хребта Большого Кавказа на границе Азербайджана и России (Дагестан). Высота вершины составляет 4466 метров.Базардюзю широко известна как самая южная точка России, но на самом деле она находится почти на 4 километра севернее этой точки, на расстоянии 7,3 км. Базардюзю является высочайшей вершиной Азербайджана и Дагестана. Со склонов Базардюзю начинаются многочисленные реки, в том числе притоки Самура. На склонах массива расположены необыкновенно красивые альпийские и субальпийские луга, являющиеся прекрасными летними пастбищами, где с апреля по сентябрь пасутся многотысячные стада овец и коз местных колхозов и совхозов.

  • Богат и своеобразен животный мир массива Базардюзю. Здесь пока ещё сохранились значительные стада дагестанского тура, серны и косули. На труднодоступных скалах, чуть ли не у самых ледников, встречаются горные индейки или улары.В переводе с азербайджанского Базардюзю означает «рыночная площадь», точнее как конкретный ориентир — «поворот к рынку, базару» Дело в том, что в древности и средневековье в долине Шахнабад, находящейся восточнее этой вершины, проходили ежегодные большие многонациональные ярмарки. На них собирались торговцы и покупатели ближайших народов Восточного Кавказа — хыналыгцылезгинырутульцыцахурыаварцылакцыдаргинцыкумыкиногайцыазербайджанцы. Приезжали также грузиныармянеарабыевреиперсы, индийцы. Гора Базардюзю главенствовала над соседними вершинами и была приметна издали. Когда перед караванщиками вставала её ледовая стена, они знали, что следует повернуть влево, и тут уж недалеко, за нетрудным травянистым перевалом рыночная площадь.Местные лезгины называют гору «Киченсув»[ что означает «гора страха»[

  • Первым документально зафиксированным покорителем Базардюзю стал русский топограф прапорщик Сергей Тимофеевич Александров. В мае 1849 года он совершил восхождение по северо-восточному гребню с перевала Куруш и установил на горе триангуляционную вышку.  

8.Анализ стихотворения "ТIурфан" и сравнение 4мин .

9.Теория литературы. Творческая работа в мини-группах по заранее приготовленным рабочим картам урока – 8 минут.Выписать слова из стихотворения к красивой яркой картине и мрачной с бурей.(Гуьгьуьлар къалура гьихьтин гафарал шаирди ганватIа ,гьикI дегиш жезватIа шиирда)

10.Физкультминутка. Дыхательная гимнастика.(Ветерок)(Чудо-нос)

  1. Рассказ о метеозависимости,о чувствительности некоторых людей к капризам природы.

  2. Прослушать чтение своих стихов самим автором .ВИДЕО-ФРАГМЕНТ

11.Заключительная часть.

Подведение итогов урока. Закрепление изученного материала, заключительное слово учителя – 3 минуты;

Аялар, шаирдивай къалуриз хьанани т1ебиатдин гуьрчеквал ва аламатар вичин шиирра?Инсанди гьихьтин чка кьазва т1ебиатда?(суьгьбет)

11.Для эмоциональной разгрузки видео-фрагмент .Чтение стихотворения и показ видео-фрагмента про горы и природу.

12.Закрепление:Шаирди гьихьтин эсерар теснифнава?

Шаирдин шииррин кьилин тема вуч я?

Шаирди дагъларин шикилгудайла ,гьихьтин гекъигунар ва ранг ишлемишзава?

Шаирдин чкадал вуна гьик1 къалурдай?

13.Итог урока:Каждое стихотворение просится на музыку.Они просты ,понятны и образны. Прослушивание песни" Беневша" на слова Ш.Мурадова.

14.(Вернуться к цели урока) Сумел ли поэт воспеть красоту природы, родных гор Да действительно.

Он нашел художественные детали, образные краски, штрихи, чтоб воспеть выразительные чувства к природе.

15.Рефлексия (заполнение анонимной карточки, оценивающей качество проведенного урока)  – 1 минута.

Квез тарс бегенмиш хьанани ?

Тарсуна тухвай гьи к1валахар хуш хьана?



16.Самооценка .(аялри чпи-чпиз къиметар эцигун)

17.Дом.зад.(разноуровневые задания).Наизусть,выр.чтение,нарисовать картинки к стихам, выписать загадки и пословицы о природе, написать рассказ про свои родные горы.

Куь хуьруьн дагъдикай са суьгьбет кхьихь.Т1ебиатдикай мисалар ва миск1алар гьазура. Шиир хуралай чира. Шикилар ч1угу.

        




























































МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД ДЕРБЕНТ»

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №11»

ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Ш.С.АБРАМОВА







Подготовила:Мустафаева Светлана Эмиржановна

учитель лезгинского языка и литературы

МБОУ СОШ №11 им.Ш.С.Абрамова.г.Дербент.



2023г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!