Арийские племена на территории Казахстана появились в начале 2-го тыс. до н.э.
Они относились к индоевропейское культурно-языковой общности.
Преемниками арийских племен стали саки.
Письменные источники о древних насельниках Казахстана появились в эпоху раннего железа.
Это были персидские источники и прежде всего Авеста (проповеди Заратурстры).
В Авесте кочевые племена Казахстана назывались «туры с быстрыми конями».
В других же древнеперсидских источниках эти же племена назывались «сака» («саки»).
Например, в Бехистунской надписи эпохи Дария 1-го.
В персидских источниках называются саки парадарайа – заречные.
В персидских источниках называются саки тиграхауда – носящие остроконечные шапки (низовья Сырдарьи и Амударьи).
В персидских источниках называются саки хаомоварга - изготавливающие напиток хаома (Прибалхашье).
В персидских источниках называются саки аримаспы - стерегущие золото (Алтай и Восточный Казахстан).
Сведения о древних насельниках Казахстана содержатся в «Истории» «отца истории» - Геродота.
Кроме того, о саках писали Полибий, Плиний, Птолемей, Страбон.
Античные источники называли саков скифами.
Античные источники упоминали имена племен: массагеты (междуречье Сырдарьи и Амударьи (савроматы – сарматы (запад Казахстана), а также исседоны, аргипейи, саракаулы и др.
Имеются сведения о сакской царице Зарине, воевавшей с мидянами за первенство над Парфией.
Персидский царь Кир совершил в 530 г. до н.э. поход против саков за Амударью.
Кир потерпел поражение от сакской царицы Томирис.
Преемник Кира Дарий 1-й совершил поход против саков в 519 и в 518 гг. до н.э.
В составе войска Кира саки участвовали в войне против мидийского царя Креза.
В войске Дария 1-го саки входили в число т.н. «десяти тысяч бессмертных».
В битве при Марафоне в 490 г. до н.э. саки находились в центре боевого построения персов.
В битве при Фермопилах в 480 г. до н.э. саки сражались в составе войска Ксеркса против спартанцев Леонида.
На завоевание Средней Азии Александр Македонский затратил три года – с 331 по 327 гг. до н.э.
Партизанскую войну с македонянами вел сак Спитамен.
На вершине социальной иерархии саков находились т.н. «цари».
Наиболее известный археологический памятник сакской эпохи – курган Иссык (50 км восточнее Алматы в предгорьях Заилийского Алатау).
Его открытие – 1969 г. (в кургане высотой 60 м обнаружено погребение «Золотого человека»).
Датирован этот курган 5 в. до н.э.
Главный компонент сакского искусства – «звериный стиль».
Этот стиль сложился в 7 – 5 вв. до н.э.
К достижениям материальной культуры саков относятся длинные штаны и короткий кафтан (отсюда современные брюки и пиджак).
Яркий представитель сакской культуры – Анахарсис – философ 6 в. до н.э., друг Солона.
Устойчивые объединения с зачатками государственной власти – усуни и канглы появились в 3 в. до н.э.
Племена усуней пришли из Центральной Азии.
Территория – северные границы доходили до Балхаша, западные – до Таласа.
Центр усуньских владений – Илийская долина.
Ставка их правителей – Чигучен – «Город Красной долины» (на берегу Иссык-Куля).
Китайской посольство, сообщившие сведения об усунях во главе с Чжан Цянем побывало в Семиречье во 2 в. до н.э.
Усуней Чжан назвал «усунь-го» (государство усуней).
Численность населения – 630 тыс. чел.; войско – 30 тыс. конников.
Верховный правитель носил титул гуньмо.
Великий Шелковый путь, проходивший по земле усуней, начал формироваться со 2-го в. до н.э.
В китайских источниках история усуней освещается до 3 в. до н.э.; есть упоминания и до начала 5-го в. н.э.
Объединение канглов располагалось западнее усуней.
Ставка – Битянь.
Численность канглов – 600 тыс. чел.; войско – 120 тыс.
У усуней и канглов имущественное расслоение было более выражено, чем у саков.
Канглы больше внимания уделяли земледелию.
Эти общества знали рабство (в основном пленные).
Консолидация гуннов произошла в 4 – 3 вв. до н.э.
Гунны – племена прототюркские.
Шаньюй Моде провел реформы по укреплению своего государства в 109 г. до н.э.
Сведения об истории гуннов имеются у китайского «отца истории» Сыма Цяня.
Шаньюя избирал совет старейшин, а управлял он государством через наместников из числа близких родственников.
Войско гуннов насчитывало от 300 до 400 тыс. чел.
Организация его строилась по десятичной системе.
Держава гуннов стала распадаться с 1 в. до н.э.
На северных и южных гунны распались в 47 г. до н.э.
Южные приняли подданство Китая, а северные в союзе со среднеазиатскими племенами откочевали на запад: перейдя Тянь-Шань они вступили в контакт с кангюями: это первая волна переселения гуннов в Казахстан и Среднюю Азию.
Вторая волна – 1 в. до н.э.
Именно этот процесс, продолжавшийся более 300 лет, назван «Великим переселением народов».
Под водительством Аттилы гунны нанесли сокрушительный удар по Римской империи.
В результате в Казахстане и Средней Азии стали преобладать тюркские племена.
На западе и в центре Казахстана в 5 – 6 вв. существовал Аварский каганата (потомки жуань-жуаньского каганата в Монголии 4 – 5 вв.).
Авары разгромлены тюрками в 552 г. (ушли в Европу).
Преобладание тюркоязычных племен становится заметным в 1 тыс. н.э.
Первое упоминание слова «тюрк» - 542 г.: китайский источник описывает набеги туцзюе на Китай с северо-запада.
Широкое распространение термин получает с 6-го в.
Начало тюркских империй – 6 в.
Тюркский каганат возник в 552 г.: Бумынь принимает титул кагана.
Время существовании – 552 – 603 гг.
Территория: от Корейского полуострова на востоке до Крымского полуострова на западе, от верховий Енисея на севере до верховьев Амударьи на юге.
Господствующим в Центральной Азии каганат стал при Мугане (553 – 572).
Раздел на Восточный и Западный – 603 г.
Ядро ЗТК (603 – 704) – «десять племен».
Самоназвание – Он Ок эли – «государство десяти стрел».
Территория: земля усуней от Каратау до Джунгарии, оседлоземледельческие оазисы Восточного Туркестана и Средней Азии.
В Согде, Бухаре – наместники кагана (владения – до верховий Амударьи и Гиндукуша, от Исфиджаба и Чача до южного Афганистана и северо-западного Пакистана.
Десятки городов возникли в долинах Таласа, Чу, Или в 6 – 7 вв.
Только в Чуйской долине – около 18 городов.
Первое лицо в государстве – каган (верховный владыка, правитель, военачальник); власть передается по наследству.
Основная масса населения – свободные общинники; есть рабы.
Столица и зимняя ставка – Суяб в Чуйской долине (около г. Такмак), летняя ставка - Мингбулак (около г. Туркестан).
В полосу кризиса государство вступает в 630 – 634 гг.: утрачены среднеазиатские владения к западу от Сырдарьи; в Семиречье вторглись китайцы: в 657 г. ополчения «десяти стрел» терпят поражения от Китая.
Основатель – Уч-элиг, устранивший в 699 г. ставленника китайцев в ЗТК.
Тюргеши населяли западную часть каганата: Чу – Илийское междуречье (контроль большей части караванных путей Семиречья).
Уч-элиг создал ТК: 704 – 756 гг.
Главная ставка – Суяб, затем Тараз.
Напряженные отношения с арабами, занесшими ислам.
В июле 751 г. у р. Талас – битва китайцев и арабов: войска абассидского наместника в Хорасане Абу Муслима сокрушили китайцев – губернатора в Куче генерала Гао Сянь Чжи.
Решающая роль в разгроме – карлуки, ударившие китайцам в тыл.
Это сражение положило конец попыткам Китая вмешиваться в дела региона и усилило влияние арабов.
Каганат пал в 756 г.
Племена Огузов занимали территорию по Иргизу, Уралу, Эмбе, Уилу, в Приаралье, долину Сырдарьи, предгорья Каратау, Чуйскую долину.
Наиболее компактно проживали в Приаралье, северном Прикаспии, низовьях Сырдарьи.
Сложилось государство в 9 – начале 10 вв. в бассейне среднего и нижнего течения Сырдарьи и степях Западного Казахстана.
Столица – г. Янгикент.
Этнический состав: многочисленные тюрко- и ираноязычные племена.
Глава – джабгу.
В 955 г. совместно со Святославом джабгу разгромил Хазарию.
В 985 г. совместно с Киевом ударили по Волжской Булгарии.
В 1041 г. джабгу Шахмалик захватил Хорезм.
С 11 в. государство в упадке, а перестало существовать в середине 11 в.
Территория: север, восток и центр Казахстана.
Государство кимаков образовалось в 9 в.
Правитель – джабгу; с конца 9-го в. – каган.
Ставка – Кимакия на Иртыше.
Преемники кимаков – кыпчаки.
Гегемонию от Иртыша до Волги установили в начале 11 в.
Кыпчакское ханство – начало 11 в. – 1219 г.
В первой половине 11 в. государство стало называться Дешт-и-Кыпчак.
В 11 – 12 вв. были самым многочисленным тюркоязычным народом.
Ставка – Сыгнак.
Основные группы племен: алтайско-сибирская; казахстано-приуральская, подонская (включая прикавказскую); днепровская (включая крымскую); дунайская (включая балканскую).
В домонгольский период во главе с ханом Атраком играли важную роль в военной организации Грузии царя Давида 4 и его потомков.
Шамс-ад-Дин Ильдигиз – основатель династии Ильдигизидов в Азербайджане.
В начале 11 в. – в союзе с византийским императором Алексеем: помогли Византии, разгромив печенегов.
Особенно заметна роль кыпчаков в Хорезме.
Основатель кыпчакской династии хорезмшахов – Кутб-ад-Дин Мухаммад (держава хорезмшахов: большая часть Средней Азии; Афганистан, часть юга Казахстана).
Кидании господствуют в Центральной Азии с начале 11 в.
Это дальневосточные монгольские племена.
Вторглись в Семиречье и создали государство: 1128 – 1213 гг., превратив в данников Караханидов.
Ставка гурхана – Баласагун.
Распространили влияние на юг Казахстана и Мавераннахр.
Кереиты и найманы под давлением монголов в конце 12 – начале 13 вв. перекочевали в Казахстан, обосновавшись на Алтае в Восточной Казахстане, а затем далее на западе – в Семиречье.
В 1007 г. они принимают христианство несторианского толка.
Общественная организация – самостоятельные улусы во главе с ханами.
В 1211 г. глава найманов Кучлук-хан покорил карахытаев и установил свою власть в Семиречье.
Центры религии, торговли, связи между земледельцами и кочевниками – города долин Сырдарьи, Таласа, Чу, Или: Испиджаб, Отрар, Тараз, Сыгнак, Янгикент, Суяб, Каялык, Мирки, Кулан и др.
Формировались они в 6 – 10 вв. на основе земледельческих поселений.
Население городов: ремесленники, торговцы, земледельцы.
Строительная традиция близка среднеазиатской.
Наиболее ранний памятник архитектуры – мавзолеи Бабаджа-хатун (10 – 11 вв.) и Айша-Биби (11 – 12 вв.) около Тараза, а также мавзолей Карахана в самом Таразе.
Во второй половине 6 в. у тюрок – самостоятельное письмо орхоно-енисейское руническое.
Памятник древнетюркской письменности – тексты в честь Бильге-кагана, Кюль-тегина, надписи на надмогильных камнях долины Таласа, Ферганской долины, Подонья, Северного Кавказа.
Это письмо вытеснено в 11 – 12 вв. сначала уйгурским, затем арабским.
Абу Наср Мухаммед ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби ат-Турки (870 – 950) выходец из Отрара; титул «Муаллим ассана – Второй учитель» (первый – Аристотель).
Его труды: «Большая книга мудрости», «Слово о классификации наук», «Геммы премудрости», «Трактат о взглядах жителей добродетельного города».
Юсуф Баласагунский: 1069 – 1070 гг. «Кутадгу билиг» («Наука быть счастливым» или «Благодатное знание»): энциклопедия на тюркском языке с философским осмыслением мира.
Махмуд Кашгарский (1029 – 1191): «Диван луга ат-турк» - «Словарь тюркских наречий» (1972 – 1074): историко-культурный, этнографический и лингвистический материал, в том числе более 400 пословиц, поговорок.
Ходже Ахмет Яссави (ум. 1166): суфист - «Диван-и-хикмет» - «Книга мудрости» на кыпчакском диалекте тюркского.
Его жизнь связана с г. Ясы (Туркестан).
На рубеже 14 – 15 вв. по личному указанию и планам Тимура в его честь построен мавзолей «Хазрет султан».