СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Белая эмиграция: люди и судьбы

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

12.11.19 г в школе был проведен интегрированный урок по истории и литературе на тему: «Белая эмиграция : люди и судьбы» в 11а классе (учителя – Бичекуева М.Ш. и Саракаева Л.Х.).На уроке звучали произведения С.Рахманинова, песни известного оперного певца Федора Шаляпина, песни русских эмигрантов. Учащимися была отмечена особенная черта эмигрантов- нежелание перестать быть русскими, стремление сохранить свою культуру, непреодолимая тоска по Родине. В конце урока  был показан видеоролик под песню А.Малинина «Сен-Женевье-де-Буа».  Урок прошел на хорошем методическом уровне. 

Просмотр содержимого документа
«Белая эмиграция: люди и судьбы»

МКОУ «СОШ №28» г.о. Нальчик









ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК

по истории и литературе



« Белая эмиграция: люди и судьбы»

11 «А» класс

12.11.19г











подготовили: учитель истории и обществознания

Бичекуева М.Ш.

и учитель русского языка и литературы

Саракаева Лариса Х.










Нальчик, 2019г




Цели урока:

-познакомить с понятием «русское зарубежье»;

-дать представление о людях, составивших «первую волну»

русского зарубежья;

-развивать коммуникативные навыки, умение выступать

на публике, навыки самостоятельной работы;

-воспитывать уважение к людям, которые своим талантом и

за рубежом прославляли Россию, воспитывать любовь к Родине.

Оборудование:

  1. Музыкальные записи: полонез Огинского «Прощание с Родиной», романсы «У церкви стояла карета», «Гори, гори, моя звезда», «Темно-вишневая шаль», любое произведение Рахманинова;

  2. Портреты И.И.Сикорского, С.В.Рахманинова, И.Бунина, К.Бальмонта, М.Цветаевой, Ф.И.Шаляпина.


  1. Выставка книг Бунина, Бальмонта, Куприна, Цветаевой.

Рекомендации к проведению:

За две недели до урока ребята получают задание по группам по 2-3 человека

  • от учителя истории: собрать материал и подготовить короткие

сообщения о И.И.Сикорском, С.В.Рахманинове;

  • от учителя литературы: собрать сведения о зарубежном периоде жизни

и творчества И.Бунина, К.Бальмонта, М.Цветаевой, подобрать стихи, высказывания;


Ход урока.

1. Звучит Полонез Огинского «Прощание с Родиной».


2. Слово учителя истории.

Кто из вас знает название этого произведения? Мы не случайно выбрали эту музыку, так как сегодня у нас пойдет речь о Родине и о людях, вынужденных по разным причинам оставить Родину – о русских эмигрантах. Разные мотивы побуждали их к этому: политические, экономические, религиозные. Сегодня, когда мы переосмысливаем наше прошлое, русское зарубежье предстает перед нами во всем его многообразии. Это наша общая трагедия, не до конца осознанная и раскрытая.

Немало людей в разные эпохи бежало из России: князь Курбский и писатель Герцен, раскольники, враги царизма – народовольцы и социал-демократы. Однако переломным рубежом, изменившим понятие «Эмиграция» был октябрь 1917 года, гражданская война.

Цель нашего урока – понять умом и почувствовать сердцем драматизм людских судеб, кого потеряла Россия, и кто Россию потерял.

Наш урок- необычный, это будет урок-бенефис, а проведем мы его с Ларисой Хасановной. Запишите название темы и эпиграф.





Ты – в сердце, Россия

Ты – цель и подножье

Ты в ропоте крови, в смятенье мечты!

И мне ли плутать в этот век бездорожья?

Мне светишь по-прежнему ты…

В.Набоков.


ПЛАН УРОКА:

1.Белая эмиграция. Молодое поколение.

2. «Отцы эмиграции»

3. Русская культура за рубежом.


Учитель истории.

(Звучит романс «Гори, гори, моя звезда» в записи или в живом исполнении).

В истории русской эмиграции выделяют 3 периода: после гражданской войны, после ВОВ и 70-егоды-годы «застоя». Октябрь 1917г разделил Россию на « красных» и «белых», «своих» и «чужих». Чужим не было места в советской России. Осенью 1920г из Крыма эвакуировались остатки белой армии и гражданские беженцы.

Белая эмиграция – это люди, не принявшие советскую власть и покинувшие Россию после Октября и в годы гражданской войны. Как вы думаете, кто входил в это число?( помещики, генералы, деятели культуры, купцы)

В этот период выехало более двух миллионов человек во Францию, Германию, Болгарию, Китай, США, Канаду. Разные были это люди: и ностальгически переживавшие разлуку с Родиной, запутавшиеся в революционное лихолетье.

Одним из яркихпредставителей русской эмиграции был Антон иванович Деникин-русский генерал, возглавивший добровольческую армии. В годы гражданской войны.

С апреля 1020г-эмигрант.написал «Очерки русской смуты»(о гражданской войне- 5 томов), «Путь русского офицера», «Старая армия».Жил во Франции.В годы ВОВ немцы предложили ему сотрудничество, но он отказался. « Я русский офицер, и чужой формы никогда не носил»- ответил Деникин немцам.В 1943г. отправил на родину для бойцов красной армии вагон с медикаментами на свои деньги. Сталин думал: принять или нет? Решили воспользоваться помощью, но не говорить бойцам откуда и от кого эта помощь.Умер генерал в 1947г в США, в Нью-Джерси.

Мало кому известно, что среди русских эмигрантов существовали и фашистские партии.

Одна из них возникла в США в штате Коннектикут. Ее организовал и был вождем Анастас Вонсяцкий. Другая фашистская партия существовала в Манчжурии. С 1932 года ее возглавил К.Родзаевский, новоявленный фюрер из молодого поколения эмиграции. Он бежал из СССР в 1925 году и вел активную антисоветскую деятельность. Свою цель русская фашистская партия видела в совершении национальных революций в России. На счету РФП были террор, убийства, похищения людей. РФП была связана с японской мафией( расцвела торговля наркотиками, торговля людьми, игорный бизнес). Опасность русских фашистов поняли позже (приветствие «Слава России!», свастика, галифе, с обожанием относились к Гитлеру, ненависть к евреям).

-Но были и другие эмигранты, честные, готовые принести хоть какую-то пользу России. Русская эмиграция организовывала научные общества инженеров, химиков и так далее. Большой вклад в науку внес Сикорский Игорь Иванович.

4. Сообщение о Сикорском( Жаков Астемир)

Русский и американский конструктор, ученый. Родился в 1889г в Киеве, в семье доктора медицины. Учился в Киевском политехническом институте. Свой первый вертолет построил в 19 лет.С 1912-1917гг-работал главным конструктором в отделе Русско-балтийского вагонного завода в Санкт-Петербурге. Он создал такие самолеты как «Русский витязь», «Илья Муромец»( четырехмоторные- положившие начало авиации).

В 1918г Сикорский выехал из страны, сначала в Лондон,а потом в Париж, так как его имя было в расстрельных списках.В 1919г- эмигрировал в США, основал там в 1923г авиационную фирму. До 1939г Сикорский создал 15 типов самолетов. Он занимался благотворительностью, строил русские школы, клубы, православные храмы. Умер в 1972г в Истоне, штат Коннектикут.

Учитель истории.

Русские эмигранты часто собирались в маленьких русских ресторанах, слушали русские романсы.

Звучит романс «Темно-вишневая шаль».Да, это ностальгия, тоска по Родине.


Учитель литературы.

Самой яркой и впечатляющей страницей является русская культура за рубежом. Среди тех, кто составляет плеяду крупных деятелей мировой культуры, есть и наши соотечественники, жившие вдали от России. Это певец Шаляпин, композиторы Рахманинов и Глазунов, художники Коровин, Рерих, балерина Павлова, писатели Куприн и Бунин, Алексей Толстой, поэты Бальмонт, Гиппиус, Цветаева.

Одной из ярких и трагических фигур, так и не понятой окружающими людьми была поэтесса Марина Цветаева.

Биография Цветаевой- ( сообщение Мешевой Миланы).

С первых же дней победившего Октября она попала не только в новую, но и, как ей казалось, враждебную обстановку. Поэтесса писала много и с увлечением. Присущая ей гордость не позволяла унижаться до жалоб на личные свои материальные и душевные невзгоды. В это время Марина Цветаева жила почти в полном отчуждении от литературной среды, в кругу немногих близких друзей. В мае 1922 года ей было разрешено вместе с дочерью выехать за границу к мужу, Сергею Эфрону, который оказался в рядах белой эмиграции. Бывший белый офицер, разочаровавшийся после разгрома Деникина и Врангеля в белом движении, он к тому времени порвал с ним и стал студентом университета в Праге. Семья недолго жила в Берлине, затем поселилась в окрестностях Будапешта, потом переехала в Париж. Эмиграция поначалу встретила Цветаеву как единомышленницу, но стало сразу понятно, что поэтесса стала в оппозицию эмигрантскому окружению.

В одну из самых тяжких для себя минут Цветаева с горечью записала: «…мой читатель остается в России, куда мои стихи … не доходят». Через 12 лет полунищенского существования она написала в одном из частных писем: «Нищеты, в которой я живу, вы себе представить не можете, у меня же никаких средств к жизни, кроме писания. Муж болен и работать не может. Дочь вязкой шапочек зарабатывает 5 франков в день, на них мы вчетвером живем, то есть медленно подыхаем с голоду». Мужественно борясь с нищетой и болезнями, в обстановке полного отчуждения от эмигрантских литературных кругов, она не выпускала пера из рук, создавая стихи, поэмы, прозу. В 1937 году Марина Цветаева, после 17 лет бедственного пребывания за рубежом, получив советское гражданство, вернулась, наконец, на родную землю.

Стихотворение М.Цветаевой «Мне нравится» читает Семёнова Милена


«Родина».


О, неподатливый язык!
Чего бы попросту — мужик,
Пойми, певал и до меня:
«Россия, родина моя!»

Но и с калужского холма
Мне открывалася она —
Даль, тридевятая земля!
Чужбина, родина моя!

Даль, прирожденная, как боль,
Настолько родина и столь —
Рок, что повсюду, через всю
Даль — всю ее с собой несу!

Даль, отдалившая мне близь,
Даль, говорящая: «Вернись
Домой!» Со всех — до горних звезд —
Меня снимающая мест!

Учитель литературы.

Даже в этом стихотворении мы чувствуем одиночество и неповторимость натуры поэтессы. Живя большую часть своей жизни за границей, многие поэты так и не смогли найти в ней покой и уединение. Родина всегда была неотступна, перед глазами. Об этом говорят их стихи, письма, воспоминания.

Марина Цветаева скоро потеряла возможность издаваться в эмиграции. Последняя её книга вышла в 1928 . Вместе с разочарованием в эмиграции и белом движении к ней пришло иное понимание событий в России. Трудно, мучительным путём разочарований, сомнений и переживаний, Марина Цветаева идёт к мысли о возвращении в Советскую Россию. Она решает вернуться на Родину. В 1939 году Марина Цветаева возвращается в Советский Союз: делает ещё один выбор, который привёл её к новым трагедиям в семье, к роковому последнему шагу. Арестованы муж и дочь Марины Цветаевой. После начала войны Марина попадает в эвакуацию, оказывается с сыном в небольшом городке Елабуге (Татария). Потерявшая близких, разлучённая с немногочисленными друзьями, оторванная от литературной среды, находясь в состоянии депрессии, на этот раз она утратила силы сопротивляться ударам судьбы. 31 августа 1941 года Марина Цветаева покончила с собой.

«Марина Цветаева - наш общий грех, наша общая вина. Мы все перед ней в неоплатном долгу. Мы не сумели её оценить, не полюбили, не удержали от гибельного возвращения в Россию», - вспоминает Ирина Одоевцева- писательница русской эмиграции.

Учитель литературы. В литературном мире было широко известно имя Константина Бальмонта.

(Биографический материл о нем- Хупсергенова Инна)

Константин Дмитриевич Бальмонт-поэт, критик, переводчик. В истории русской литературы Бальмонт остался как один из зачинателей «нового искусства» в России, как видный представитель «старшего символизма». Кроме того, широко известны его переводы Гейне, Мюссе, Ибсена. Он считал себя человеком, чуждым политике, после революции жил в Подмосковье, продолжал заниматься литературным трудом. В апреле 1920 года он получил разрешение временно выехать за границу в командировку. Луначарский поручил Бальмонту составить сборник песен европейских народов для Госиздата. Поэт выезжает в Ревель и навсегда покидает Россию. Жил в основном в Париже или на берегу Атлантического океана. Его литературная деятельность была весьма интенсивной, он активно сотрудничал с парижскими и прибалтийскими газетами, журналами. Но разлуку с Родиной переживал болезненно, внимательно следил за происходящим в России. «Мне кажется, что мы за рубежом не чувствуем и не понимаем ничего из того, что сейчас происходит в России», - писал он в одном из писем. С середины 30-х годов у Бальмонта прогрессирует психическое заболевание, усугубленное трудными бытовыми условиями, в которых он находился (он жил в приюте «Русский дом» в Нуази-ле-Гран).



Стихотворение « Дурной сон » читает Джабраилов Магарам

Мне кажется, что я не покидал России,
И что не может быть в России перемен.
И голуби в ней есть. И мудрые есть змии.
И множество волков. И ряд тюремных стен.

Грязь «Ревизора» в ней. Весь гоголевский ужас.
И Глеб Успенский жив. И всюду жив Щедрин.
Порой сверкнет пожар, внезапно обнаружась,
И снова пал к земле земли убогий сын.

Там за окном стоят. Подайте. Погорели.
У вас нежданный гость. То — голубой мундир.
Учтивый человек. Любезный в самом деле.
Из ваших дневников себе устроил пир.

И на сто верст идут неправда, тяжба, споры,
На тысячу — пошла обида и беда.
Жужжат напрасные, как мухи. разговоры.
И кровь течет не в счет. И слезы — как вода.

Учитель литературы.

Трагичной была судьба Ивана Бунина, жившего воспоминаниями о той России, которая была ему близка и понятна.

(рассказ о нем- Тукова Алина)

Иван Алексеевич Бунин – прозаик, поэт. Официальное признание его литературных заслуг пришло в 1903 году, когда Академия наук наградила Бунина Пушкинской премией за стихотворный сборник «Листопад» и перевод «Песни о Гайавате» американского поэта Лонгфелло. Широкую читательскую известность Бунину принесла повесть «Деревня». В 1917 году наступила социальная драма писателя, который всегда жил интересами России. Не поняв и не приняв Октябрьской революции, Бунин в 1920 навсегда покинул свою Родину. Начался эмигрантский период жизни и творчества Бунина. Бунин прожил долгую жизнь. Он увидел победу советского народа над немецким фашизмом в 1945 году, был счастлив за свое Отечество. В 1953 году Бунин умер в Париже, там и похоронен.




Стихотворение «Родина» читает Азиков Астемир


Они глумятся над тобою,
Они, о Родина, корят
Тебя твоею простотою,
Убогим видом черных хат…

Так сын, спокойный и нахальный,
Стыдится матери своей —
Усталой, робкой и печальной
Средь городских его друзей,

Глядит с улыбкой состраданья
На ту, кто сотни верст брела
И для него, ко дню свиданья,
Последний грошик берегла.

Учитель истории.

Гордостью России, воплощением лучших черт русского народа является Федор Шаляпин.

(рассказ о певце- сообщение читает Садовников Иван под песню Ф.Шаляпина, одна грамзапись).

Известный оперный певец. В разное время солист Большого и Мариинского театров, а также театра Метрополитен опера. Голос певца- бас-баритон. Современники отмечали превосходную дикцию певца, полётный голос, слышный даже в самых удаленных от сцены местах.

Шаляпин был также замечательным художником и скульптором. Сохранилось множество портретов, автопортретов, рисунков и карикатур его работы. Шаляпин снимался в кино. «Иван Грозный»( в роли царя) и «Дон Кихот», в роли бесстрашного рыцаря. В 1922г он с семьёй иммигрировал за границу, в Париж. Он много гастролировал , свыше 50 сольных концертов в Китае, Японии, Европе.Умер в Париже,от онкологии в апреле 1938года.

В 1984г по желанию сына останки певца перенесли в могилу на Новодевичьем кладбище Москвы.

Учитель истории.

Известным композитором русского зарубежья был Сергей Рахманинов.

(портрет Рахманинова- сообщение читает Ивахненко А. )


Звучит музыка Рахманинова.

Великий русский композитор, пианист, дирижер. Родился в музыкальной семье( дед и мама хорошо играли на пианино) окончил Петербургскую и Московскую консерватории.В 1918 году с семьёй уехал в Америку. Он был нетерпим к советсткой власти, однако не был равнодушен к своим бывшим соотечественникам. В годы войны, он перечислял сборы от концертов в фонд красной Армии и обороны СССР. Умер в 1943г, похоронен в Нью-Йорке.

Учитель литературы. . Мы перелистали с вами только некоторые страницы из жизни русского зарубежья.

Прочитайте пьесу М.Булгакова «Бег», и вы поймете, что для людей, покинувших свою Родину, - это трагедия. Алексей Толстой сравнил Россию с истрепанным бурями русским кораблем. У русских эмигрантов была особенная черта – это нежелание перестать быть русским, стремление сохранить сою культуру, непреодолимая тоска по Родине. Мы часто говорим, что они страдали в разлуке с Родиной, что им недоставало её, но настала пора сказать, что и Родине недоставало многих из них. Сегодняшняя Россия поняла, наконец, что и это её дети.

«Русские люди, где бы вы ни были, любите Россию, настоящую, прошлую и будущую, и будьте её верными сынами и дочерьми», - эта надпись над одной из неизвестных могил Сен-Женевье- де- Буа.

Учитель истории.

По данным общества «Родина» в 2002г численность наших соотечественников за рубежом составила более 30 млн. человек. Только в США проживает более 10 миллионов. Это знак того, что мы должны знать, помнить тех, кто жил за границей, но в душе всегда был с Россией, кого можно назвать патриотами

В конце урока предложить детям создать фотоколлаж на тему «Белая эмиграция»














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!