Класс: 10
Учитель: Луговская А.В.
Тема: Белки, их строение и свойства.
Цель: Сформировать представление о белках как органических соединениях, полимерах, мономерами которых являются аминокислоты; дать общее преставление об аминокислотах, познакомить с 20 аминокислотами, входящими в состав белка; показать особенности первичной, вторичной, третичной и четвертичной структур белка, рассмотреть основные свойства белков.
Задачи:
- Образовательные: изучить строение и свойства белков, углубить и расширить знания об органических соединениях, раскрыть особенности структур белковых молекул.
- Развивающие: развивать самостоятельную деятельность у обучающихся, развивать умение планировать свою деятельность.
- Воспитательные: формировать умение работать в коллективе, научить уважительно относится к мнению окружающих, четко и логично излагать свою точку зрения и аргументировать ее.
Основные понятия: белки, полимеры, пептидная связь, аминокислоты, денатурация, ренатурация, деструкция.
Оборудование: компьютер, проектор, учебник Л.Н.Сухорукова, В.С. Кучменко – Биология 10-11 классы, электронное приложение к учебнику.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
-
Орг. момент.
-
Проверка знаний /проведение биологического диктанта по темам Липиды и Углеводы/
-
Предмет молекулярной биологии, изучающий строение и функции входящих в состав живых организмов органических веществ – белков, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот и т.д. составляет …………….. уровень организации живой материи.
-
…………………. и ……………….. служат важнейшими источниками энергии, необходимой для жизнедеятельности организмов, и строительным материалом клетки.
-
Углеводы состоят из ………………, …………….. и………………. .
-
Простые углеводы – это …………………. .
-
Сложные углеводы – это ………………… .
-
Группа жироподобных веществ, нерастворимых в воде – это ………… .
-
Изучение нового материала:
-
Известный философский вопрос: что появилось первым? Яйцо? Курица?
Курица и яйцо – живые объекты. А что такое жизнь? Для того чтобы ответить на вопрос, необходимо раскрыть тайну веществ, лежащих в ее основе, т.е ответить на вопрос «Что такое белок?» Подведение к теме.
Тема сегодняшнего урока: Белки, их строение и свойства.
А значить целью нашего урока будет?... Обучающиеся называют цель урока.
-
Ни одно вещество ученые не изучали так долго, как белки, прежде чем удалось разгадать тайну их строения.
Из каких основных элементов состоят белки? (углерод, водород, кислород и азот).
В белках также присутствуют сера, фосфор и др. элементы. (какие?)
Белки являются полимерами (вспомнить определение), мономерами белка являются аминокислоты. Из 20 существующих аминокислот построено все разнообразие белковых молекул всех известных живых существ на Земле, от вирусов до нас с вами.
Рассмотрим строение аминокислоты(записываем в тетрадь):
Аминокислоты бывают: заменимые (образуются в организме человека) и незаменимые (не синтезируются в организме человека и попадают только с продуктами питания, пример с гречневой кашей).
Как соединяются аминокислоты в белковой молекуле? Чтобы ответить на этот вопрос давайте обратимся к учебнику.
Дополнительная информация: Полная химическое название самого большого белка содержит 189 819 букв и считается самым длинным словом в любом языке. Нужно 150 минут, чтобы его произнести.
Структура белков. (использовать учебник и электронное приложение к нему)
- Первичная (последовательность аминокислот в полипептидной цепи – пептидная связь);
- Вторичная (пространственная конфигурация в виде спирали, или гармошки – водородная связь);
- Третичная (пространственная конфигурация в виде глобулы, или шара – дисульфидная, ковалентная, ионная, водородная связь);
- Четвертичная (совокупность нескольких третичных структур).Пример – молекула гемоглобина( демонстрация модели).
Исходя из предыдущего материала осталось рассмотреть какими свойствами могут обладать белки.
Свойства белков:
1)Химические свойства белков определяют разнообразные функциональные группы, которые входят в состав их молекул:
- СООН (кислотные свойства) и NН2 (основные свойства)
В целом, аминокислоты проявляют амфотерные свойства.
2) Денатурация – нарушение структуры белка, изменение физических, химичес-
ких и биологических свойств (при изменении t°, облучении, резком изменении рН среды)
Денатурация
Обратимая Необратимая
(если не разрушена первичная структура) (разрушена все структуры)
Ренатурация – процесс восстановления естественной структуры белка.
-
Закрепление нового материала. Тестирование (самопроверка).
1. Какие соединения являются мономерами молекул белка:
А. глюкоза
Б. глицерин
В. аминокислоты
Г. жирные кислоты.
2. Сколько из известных аминокислот участвуют в синтезе белка:
А. 20
Б. 30
В. 100
Г. 200.
3. Какая часть молекул аминокислот отличает их друг от друга:
А. радикал
Б. карбоксильная группа
В. жирная кислота
Г. аминная группа.
4. Посредством какой химической связи соединены между собой аминокислоты в молекуле белка первичной структуры:
А. дисульфидная
Б. пептидная
В. водородная.
5. Какие структуры молекул белка способны нарушаться при денатурации, а затем вновь восстанавливаются:
А. первичная
Б. вторичная
В. третичная
Г. четвертичная.
Беседа.
-
Каков элементный состав белковой молекулы?
-
Что такое пептиды?
-
Как образуются структуры белковой молекулы?
-
Что такое денатурация и ренатурация белков?
Выводы по уроку(формулируют сами учащиеся):
-
белки – это высокомолекулярные органические соединения, биополимеры, состоящие из мономеров - альфа-аминокислот
-
аминокислоты соединяются в полипептидную цепочку за счёт пептидной связи
-
аминокислоты заменимые и незаменимые
-
белки могут быть простыми и сложными
-
четыре структуры белка (первичная, вторичная, третичная и четвертичная)
-
денатурация – это утрата белковой молекулой своей структурной организации
-
ренатурация - процесс восстановления структуры белка
-
Рефлексия.
-
Домашнее задание: выучить параграф учебника, конспект в тетради. Подготовить материал на тему «Функции белков» (по желанию)