СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Берегите воду". Внеклассное мероприятие к всемирному дню водных рессурсов

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие, сособствующее обобщению знаний о воде, её значении и применении в жизни человека и в природе.

Просмотр содержимого документа
«"Берегите воду". Внеклассное мероприятие к всемирному дню водных рессурсов»

Конспект внеклассного мероприятия, посвящённого всемирному дню воды

(для учащихся 5-6 классов коррекционной школы-интерната VIII вида)


ТЕМА: БЕРЕГИТЕ ВОДУ

ЦЕЛЬ: расширить знания об особенностях и значении воды в природе и жизни человека.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ИГРА

В игру включено несколько конкурсов. Игра сопровождается музыкой. Зал оформляется плакатами и рисунками учащихся, заранее подготовленными. На столе стоит глобус, на стене висит карта мира.


Ход занятия:

Ведущий: Здравствуйте, ребята, приглашаем вас на нашу игру, где вы сможете, проявив внимание и смекалку, показать свои знания и умения, узнать что-то новое, о чём-то задуматься. Речь сегодня пойдет о воде.

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде:

В море, речке, океане

И в водопроводном кране…

Дети:

Спросил на днях малыш сосед

У струйки, льющейся из крана:

- Откуда ты?

Вода в ответ:

-Издалека, из океана!


Потом малыш гулял по лесу.

Росою искрилась поляна.

-Откуда ты?- спросил росу.

- Поверь, и я из океана!


-Ты, газировка, что шипишь?

И из бурлящего стакана донёсся шёпот:

-Знай, малыш, и я пришла из океана!


На поле лёг туман седой.

Малыш спросил и у тумана:

-Откуда ты? Ты кто такой?

- И я, дружок, из океана!


Удивительно, не так ли?

В супе, в чае, в каждой капле,

В звонкой льдинке, и в слезинке,

И в дождинке, и в росинке –

Нам откликнется всегда

Океанская вода!

Ведущий: Взгляните на карту мира. Больше всего на ней голубого цвета. А голубым на карте изображают воду, без которой не обойтись никому и никогда, и заменить её нечем.

Вода - одно из самых важных для человека веществ. Его организм, кровь, мозг, тело больше чем наполовину состоят из воды. А в некоторых растениях её ещё больше.

При недостатке воды жизнедеятельность организма нарушается. Растения при отсутствии воды увядают и могут погибнуть. Животные, если их лишить воды, быстро погибают: например, упитанная собака может прожить без пищи сто дней, а без воды - менее десяти.

Потеря воды опаснее для организма, чем голодание: без пищи человек может прожить больше месяца, без воды всего лишь несколько дней, т.к. в воде растворяются важные для жизнедеятельности организма вещества.

Вода - в океанах и морях, реках и озерах, под землёй и в почве. Вода побеждает засуху, оживляет пустыни, повышает урожай полей и садов. Но вода не только всех поит, она ещё и кормит. Природные водоёмы богаты разнообразными организмами, которых и человек, и животные используют в пищу.

Вода - добрый друг и помощник человека. Она - удобная дорога: по морям, рекам и океанам корабли везут грузы. Она послушно вращает турбины на электростанциях. И моет всех тоже вода. Умываются люди, «умываются» машины, «принимают душ» города и дороги...(Демонстрация презентации)

Вода минеральных источников оказывает лечебное действие. Многие из источников Горячие. И люди используют это тепло. На Камчатке, где таких источников очень много, выращивают овощи в теплицах в любое время года.

Без воды не замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу для книг, ни ткань для одежды, ни резину, ни металл, ни пластмассу, ни лекарство, ни конфеты - ничего не сделаешь без воды!

Вот она какая, наша вода!


Конкурс 1. Художественный.

- Внимание! Сейчас вам понадобится проявить фантазию и умение. Поскольку роль воды очень велика, то вы попытаетесь это доказать сами. Каждому участнику раздадут листки бумаги, где изображён контур капли воды, а вы за 5 минут попробуйте её так дорисовать, чтобы она превратилась в объект (животные, растения либо во что-то из неживой природы), который содержит воду. (Участникам предлагают бумагу с контуром капли, фломастеры.)

Зрители в это время вспоминают пословицы о воде: Вода не мутит ума. Вода с гор потекла — весну принесла. Вода студёна — тело ядрёно. В ступе воду не толкут. Вода всегда путь найдёт. Много снегу - много хлеба, много воды - много травы. Мокрый воды не боится и другие.

Побеждает та команда, которая предложит больше вариантов объектов.

Подведение итогов.

Конкурс 2. Загадочный.

Ведущий: Мы часто слышим пословицы и поговорки: Пар костей не ломит. Весенний лёд толст, да прост, осенний тонок, да цепок. Без росы трава не вырастет. Весенний дождь растит, осенний гноит. О чём в них идёт речь? Конечно же, о воде!

На высоких горах, в Арктике, Антарктиде вода находится в виде снега и льда. Это твёрдое состояние воды. Лёд можно видеть у нас на реках, когда они замерзают зимой. Много воды в атмосфере: это облака, туман, пар, дождь, снег. На поверхности суши находятся реки и моря, и это далеко не вся вода,имеющаяся на земле. В глубине грунта существуют подземные реки и озера. И вы не удивляетесь тому, что и твёрдый лёд, и лёгкий пар, тоже вода. Таковы её свойства: она бывает жидкой, твёрдой, газообразной. Об этих свойствах воды человек знает давно, и у нашего народа существует много интересных загадок по этому поводу. Давайте мы с вами попробуем их разгадать. (рассказ с совместно с учениками, которые называют различные агрегатные состояния воды)

Загадки попеременно загадываются командам, даётся три попытки. Если отгадка не найдена, то разгадывает другая команда.

1. Течёт, течёт - не вытечет. Бежит, бежит - не выбежит. (Река)

2. Белая скатерть всё поле покрыла. (Снег)

1. Кругом вода, а с питьём беда. (Море)

2. Не драгоценный камень, а светится. (Лёд)

1. Крупно, дробно зачастил, всю землю напоил. (Дождь)

2. Ног нет - а идёт, глаз нет — а плачет. (Туча)

1. Во дворе горой, в избе водой. (Снег)

2.Чего в гору не выкатить, в решете не унести и в руках не удержать? (Вода)

1. Посреди поля лежит зеркало, стекло голубое, рама зелёная. (Озеро)

2. Не море, не земля, корабли не плавают и ходить нельзя. (Болото)

1. Алёна - царевна по городу ходила, ключи обронила. Месяц видел, солнце взяло. (Роса)

2. Зимой скрываюсь, весной появляюсь, летом веселюсь, осенью спать ложусь. (Река)

1. Белый Тихон с неба спихан, где пробегает — ковром устилает. (Снег)

2. Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали, а пошли искать их днём, ищем, ищем - не найдём. (Роса)

1. Белые барашки на синем лугу... а кто их пасёт, понять не могу. (Облака)

2. Не конь, а бежит. Не лес, а шумит. (Река)


Подведение итогов.

Конкурс 3. Вода - путешественница.

Ведущий: У меня, ребята, возник вопрос: вода в реке течёт круглый год и не кончается. Откуда берётся вода в реках? В моря впадает множество рек. Почему же моря не переполняются и не заливают сушу?

Общее количество воды на земле не меняется. В природе происходит процесс круговорота. Я предлагаю вам повторить этот круговорот воды. Сделать это нам возможно лишь на бумаге.

Сейчас вам выдадут бумагу, клей и вырезанные из бумаги различные фигурки. Вам за 5 минут необходимо расположить компоненты круговорота в правильном порядке. Будьте внимательны. От вас зависит, будет ли всё на нашей планете в порядке, или произойдёт потоп.

Подведение итогов.


Конкурс 4. Всезнайки.

Ведущий: Есть у воды одно очень важное свойство: она может легко растворять в себе многие вещества. В природе вода растворяет различные соли, находящиеся в земных слоях, и многие другие твёрдые вещества и даже газы. Благодаря этому свойству она связывает между собой многие организмы и обеспечивает их существование.

Сейчас мы проверим, как вы сможете использовать это свойство, оказавшись в непредвиденной ситуации.

Командам предлагаются карточки с заданиями, которые они обсуждают в течение 3-5 минут. Жюри оценивает правильность ответа.


Задание 1 команде. Во время туристического похода вся соль рассыпалась и перемешалась с песком. Какой выход существует из такой ситуации?

1. Рассыпанную соль надо собрать в посуду, залить водой и размешать.

2. Соль хорошо растворяется в воде, песок осядет на дно.

3. Процедить раствор через тряпочку, чтобы избавиться от плавающего мусора и песка.

4. Раствор довести до кипения и выпарить. Когда вся вода испарится на дне посуды останется соль.

Задание 2 команде. Имеется смесь из соли, песка, опилок. Как с помощью воды отделить друг от друга вещества, входящие в эту смесь?

1. Смесь высыпать в посуду с водой.

2. Опилки будут находиться на поверхности воды, и их легко собрать.

3. После этого размешать смесь до полного растворения соли.

4. Раствор отфильтровать. В фильтре останется песок.

5. Воду выпарить на огне. На дне останется соль.


Конкурс 5. Театральный.

Раздаются карточки с общим текстом сценки и текстом по ролям для действующих лиц. Детям требуется обыграть текст.

Сценка для 1 команды. Сказка о «нефтяной» рыбке.

Действующие лица. Автор. Старик. Рыбка.

Автор. Жили - были старик со старухой у самого синего моря. Забросил старик в морё невод. Пришёл невод ...

Старик. (Удивляясь) ...с тиной морскою, с ржавыми банками, битыми бутылками, рваными пластиковыми пакетами и прочим мусором.

Автор. (Грозно). Он второй раз забросил невод. Пришёл невод...

Старик. (Печально). ...с рваным башмаком и изношенной, «лысой» шиной. Автор. (С надеждой). В третий раз забросил он невод. Пришёл невод... Старик. (Радостно). ...с одной рыбкой. Да не простою, а золотою!

Автор. Заговорила рыбка человеческим голосом, взмолилась.

Рыбка. (Жалобно). Не отпускай меня, старче, в море. Лучше кинь меня в аквариум с чистой водою - отслужу тебе за это любую службу. Не хочу сделаться рыбкой «нефтяною», а хочу остаться рыбкой золотою!


Сценка для 2 команды. «У острова Буяна».

Действующие лица. Автор. Князь Гвидон. Дядька Черномор

Автор. Князь Гвидон сидел у моря.

Князь Гвидон. (С опаской). Море вдруг всколыхалося вокруг,

Расплескалось в шумном бреге

И оставило на бреге Черномора - богатыря,

Нефтью жирною горя.

Стража в мире нет надёжней,

И храбрее и прилежней.

Дядька Черномор. (Тяжело дыша, Гвидону).

Славный город твой храню

И дозором обхожу.

Но нынче много средь морей

Развелося кораблей —

Кругом мусор на просторе,

Превратили в свалку море!

Гибнут рыбы, крабы, птицы...

Завтра всё может случиться:

Голод, мало кислороду,

Поскорей спасайте воду!

Ведущий. Спасибо вам, ребята! И так, мы не просто проиграли с вами сценки, а затронули самый важный вопрос о чистоте наших водоёмов.

Чистой воды на земле становится всё меньше и меньше. Недостаток её уже сейчас ощущается во многих странах. Однако это ещё и потому, что запасы воды истощаются. Над водой нависла угроза загрязнения. Заводы и фабрики, электростанции потребляют большое количество воды и одновременно загрязняют её. Со сточными водами предприятий в реки попадают различные ядовитые вещества. Сами люди часто выбрасывают в реки разный мусор и хлам, не задумываясь о последствиях. В воде гибнет жизнь. Рыба, раки, растения - всё живое погибает в такой воде. Загнивающие воды отравляют воздух, становятся источниками тяжёлых заболеваний. Воду надо беречь!

Это надо понять и запомнить каждому. Беречь воду - значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей природы.

Многое делается для защиты воды в нашей стране, но проблема охраны её по-прежнему остра. Поэтому я предлагаю провести следующий, заключительный конкурс.



Конкурс 6. Спаси и сохрани.

Задание. В течение 5 минут разработать и записать свои правила о том, что

нужно и чего нельзя делать для сохранения чистой воды.


Ведущий: Вот и закончилась наша игра. В заключение мне хочется произнести слова Антуана де Сент-Экзюпери: «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать. Тобой наслаждаются, не ведая, что ты необходима для жизни: ты - сама жизнь...» Именно в воде много миллионов лет назад возникли первые живые существа, она является колыбелью всего живого.

Подведение итогов заключительного конкурса.



Дополнительные вопросы.

  1. Для чего в крышке чайника делают маленькое отверстие?

(Это отверстие сделано для выхода пара. Известно, что вода, превращаясь в пар, увеличивается в объёме более чем в 1500 раз. Если отверстия не будет, то пар приподнимет крышку, и она начнёт подскакивать и греметь).

  1. Почему летом на растениях ночью и рано утром появляется роса?

(Ночью становится прохладнее и воздух охлаждается. Пар, содержащийся в воздухе, превращается в воду и оседает у поверхности земли. Это и есть роса).

  1. В какую погоду лучше всего сохнет мокрое бельё, развешанное на верёвках?

(Сырое бельё лучше всего сохнет в тёплую, солнечную и ветреную погоду. В сырую ненастную погоду воздух насыщен влагой. Процесс испарения будет происходить очень медленно).

4. Поздней осенью стоит холодная, ветреная погода. Пока вода ещё не замёрзла, где водоплавающим птицам находиться теплее: на воде или земле?

(Воздух охлаждается быстрее воды. Поэтому в холодную осеннюю погоду теплее на воде).

5. Что общего и в чём разница между облаками и туманом?

(И облака, и туман состоят из мельчайших капелек воды. Разница между ними заключается в том, что облака образуются высоко над землёй, а туман над поверхностью земли).

6. Почему вода в родниках всегда очень чистая?

(Когда грунтовые воды просачиваются через слои почвы, они проходят через слой песка, как через фильтр. Вода при этом очищается от разных примесей).

7. Это явление неживой природы, при котором температура воздуха понижается ниже нуля в тёплое время года. Верная примета этого явления - лёд на лужах. Что это? (Заморозки)

8. Это явление природы чаще всего бывает осенью. Летом его называют тёплым, грибным, а осенью холодным, моросящим. Что это? (Дождь)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!