БЕСЕДА НА ТЕМУ :»Человек человеку- друг , товарищ и брат»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым « Крымская гимназия – интернат для одарённых детей»
Классный руководитель Шипкина В.П.
Вопросы для обсуждения:
- 1 Понимание сущности принципа гуманизма «Человек человеку – друг, товарищ и брат».
- 2 Совершенствование нравственных отношений с окружающими людьми.
- 3 Борьба с унижением человеческого достоинства, жестокостью, нескромностью.
Религии мира, писатели и философы о друге и дружбе.
Из писаний христианства Верный друг- крепкая защита : кто нашёл его, нашёл сокровище. г
Из писаний Иудаизма Помоги врагу, прежде чем поможешь другу, чтобы ослабить ненависть.
. ИЗ ПИСАНИЙ ИСЛАМА
Верующие друг для друга, как здание, чьи части поддерживают друг друга
Платон
Дружба- соучастие в благих делах и испытаниях .
АРИСТОТЕЛЬ
Друг- одна душа в двух телах.
- Высокая человечность морали выражена в нравственном принципе « Человек человеку- друг, товарищ и брат». Щедрость души, стремление поделиться радостями и отозваться на горе других людей, чувство ответственности за общее дело, любовь к людям, которая заставляет жертвовать своей жизнью для спасения жизни другого, активная борьба с проявлениями зла, жестокости, равнодушия к судьбе человека- черты гуманизма Как принцип морали он означает требование бережного и заботливого отношения к человеку, требование уважать его честь и достоинство.
- Все усилия нашего государства направлены к тому, чтобы создать такую моральную атмосферу в нашем обшестве,которая способствовала бы утверждению во всех звеньях общественной жизни, в труде и в быту уважительного и заботливого отношения к человеку,честности,требовательности к себе и к другим ,доверия сочетающегося со строгой ответственностью,духа настоящего товарищества.
- В процессе подготовки этой беседы классный руководитель может предложить ученикам написать рассказ- сочинение на тему» По следам доброты» или «День без добра». Основная цель этих сочинений заключается в том , чтобы подростки в результате собственных наблюдений и анализа выявили значение добра, добрых поступков и чувств для окружающих людей, коллектива, общества в целом, выяснили причины, почему человек не совершил доброго поступка.
- в ситуации, в которой он мог бы это сделать, подумали над тем, откуда берутся жестокость ,чёрствость, грубость.
- В осуществлении принципа гуманизма большое значение имеет развитие способности к проявлению участия, умение мысленно встать на место другого человека, понять его чувства ,состояние.»Умей чувствовать рядом с собой человека, умей читать его душу,увидеть в его глазах духовный мир- радость, беду, несчастье, горе», так говорил В.А.Сухомлинский.
В.А..СУХОМЛИНСКИЙ
Для обсуждения вопросов гуманизма использую отрывок из книги А.Е.Попова
В нашу мальчишескую компанию на лето приезжал один мальчик из Ленинграда. Он был немножко старше нас, обладал, как нам казалось ,безукоризненными манерами и на несколько месяцев обычно воцарялся у нас; авторитет его был непререкаемым. Он носил ослепительно чистые, отглаженные рубашки. Такими же были носовые платки.
Однажды мы вышли прогуляться всей компанией. Вадим(так я назову этого мальчика) был настроен агрессивно. Замечу, что и жаргон его нам казался тоже верхом совершенства. Какой-то паренёк шел нам навстречу. Вадим, сейчас уже не помню почему, придрался к нему. Тот оказался неробкого десятка. И тогда Вадим ударил его, сбил с ног и ещё раз ударил лежащего кованым ботинком по голове».
Разделайте его ,ребятки»,- приказал он нам.
Прервав чтение предложить продумать его
окончание, а затем, после высказываний -
предложить им проследить за дальнейшим ходом
развития ситуации.
И ЧТО ЖЕ? Некоторые ребята(неплохие ребята!) послушно бросились выполнять его распоряжение. Правда ,компания наша вскоре после этого распалась. А Вадим… Я его больше не встречал, так он и остался в моём детстве как символ безупречных манер и в то же время грубой, жестокой души..
ВОПРОСЫ
1. Как вы относитесь к поступку Вадима?
2 . Какие качества сочетаются в личности Вадима?
3. Как вы оцениваете поведение остальных ребят?
4. Как поступили бы ребята вашего класса в подобной ситуации?
Эта ситуация даёт толчок для раздумий над тем, как должны сочетаться в человеке доброта и физическая сила. Наверное, не встретить подростка, который бы не хотел быть сильным. Но нужно отдавать себе отчёт в том, куда будет направлена эта сила. Чтобы защитить слабых, младших ? Или чтобы возвыситься над ними?
Статья «для чего Саше сила?» поможет разобраться в поставленных вопросах, познакомит со своеобразными правилами чести сильного человека
Нынешней осенью, повзрослев на целый год, Саша решил во что бы то ни стало упросить тренера Валерия Анатольевича Негудина записать его в «атлеты». Для смелости взял с собой друзей. Валерий Анатольевич, выслушав их, вздохнул: »Что с вами делать? Давайте вместе подумаем!» И рассказал им много интересного о строении человеческого тела, о том, какие нагрузки вредны, какие полезны. Но главное- Валерий Анатольевич разрешил им тренироваться рядом с богатырями, которых знают, пожалуй, все мальчишки вокруг.
«
Ну-ну, идите! Будете там на побегушках у больших .Они вас быстро приучат полотенца подавать!»- говорили Саше некоторые приятели. Он и сам этого побаивался. Приятно ли быть самым последним в строю и самым слабым в группе? Но после первых же занятий , понаблюдав за старшими, Саша Ушаков вывел для себя несколько правил, которым строго следуют настоящие силачи. »Помочь?» - спрашивает кто-нибудь из «больших» ,если шестиклассники долго возятся у снарядов, ещё не умея их отрегулировать.
И обязательно помогают. Хвастаться силой и помыкать слабым-ниже их достоинства. Однажды Саша сам видел , как Эдик Смирнов разозлился на задиру Костю
Кусарина. » Ну и получит же сейчас Костька по шее»-подумал он . А Эдик виноватого даже пальцем не тронул. Сильные не лезут в драку . Они могут только защищать.
Валерий Анатольевич спокойно поручает им присматривать за порядком в спортивном зале, когда отлучается по делам. Он знает, что сильные и справедливые придираться по мелочам не станут.
.
Дисциплина у атлетов оказалась железной .Они сами говорят, что стоит дать себе послабление, начать пропускать тренировки- и пойдёт сила на убыль. А тренировки у них через день, и нагрузки самые беспощадные.
Саша с Юрой стараются ни одного занятия не пропускать. Друзья твёрдо решили, что станут сильными. А уж добрыми и справедливыми- это само собой разумеется. В полном соответствии с правилами сильных.
ЛИТЕРАТУРА:
О.С.Богданова. О.Д.Калинина. М.Б.Рубцова ЭТИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ С ПОДРОСТКАМИ,М.,
ПРОСВЕЩЕНИЕ 1987.
А.Лопатина М.Скребцова КНИГА ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО ДУХОВНОМУ ВОСПИТАНИЮ, МОСКВА «Сфера» 1999г.