СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Беседа с элементами анкетирования на тему: «Познай себя, человек: память»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Беседа с элементами анкетирования на тему: «Познай себя, человек: память»»

Внеклассное мероприятие

Беседа с элементами анкетирования на тему: «Познай себя, человек: память»

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о памяти

Задачи:

образовательные: закрепить знания учащихся об особенностях памяти человека и темпераменте

развивающие: развить у учащихся логическое мышление, творческие способности и умение работать в группе;

воспитательные: создать условия для развития коммуникативных навыков.



Учитель: Каждый из вас приходит в школу получать знания, запоминать все новую и новую информацию. Но,  не у каждого из нас память устроена одинаково и у каждого человека разные способности к запоминанию. И сегодня мы поговорим не только о том, как устроена наша память, но и какие виды памяти существуют и как можно ее развить. ( Память - способность к сохранению, накоплению и воспроизведению информации).

По времени сохранения информации память подразделяется на: долговременную и кратковременную.

 Таблицу умножения мы запоминаем надолго – это долговременная память, а вот вчерашний сериал уже сегодня можно забыть – это кратковременная память. Когда мы запоминаем, мы это связываем с тем, что уже есть в нашей памяти. Поэтому чем больше человек знает, тем больше связей он может установить, тем легче ему запомнить что – то новое. Становится понятно, почему учителя советуют нам больше читать.

Психологи кроме этих видов памяти выделяют:

  • словесно-логическая - связана с запоминанием, узнаванием и воспроизведением мыслей, понятий, умозаключений и т. д. Этот вид памяти непосредственно связан с обучением.

  • образная - ее сферой является запоминание чувственных образов предметов, явлений и их свойств (в зависимости от типа анализатора). Образную память делят на зрительную, слуховую, осязательную и т.д.

  • эмоциональная – основана на эмоциях;

  • произвольная;

  • непроизвольная.



- Ребята, а давайте мы с вами разберемся, какой вид памяти у вас преобладает, и как быстро вы запоминаете информацию.

1. Определение объема словесно-логической памяти

Составляется 10 пар слов, между которыми легко установить смысловые связи: Экспериментатор вначале читает каждую пару слов (интервал 2 секунды), а исследуемый старается установить связь между словами пары.

Затем экспериментатор называет только первое слово пары, а исследуемый должен воспроизвести второе, пользуясь установленной связью (5 секунд).



луч-солнце

шум- вода

медь-свинец

стол- обед

сук-елка

мост- река

год-месяц

рубль- копейка

ноль - число

лес- медведь

свет- заря

дуб- желудь

Марс- планета

дичь- выстрел

дом- книга

рой- пчела

нож- вилка

час- время

лист- дерево

гвозди- доска


Количественные показатели получаем путем подсчета числа правильно составленных пар. Отношение этого числа к числу предъявленных пар (10) условно называется коэффициентом словесно- логического запоминания. Каждая правильно написанная пара оценивается в процентах (10%). Десять правильно написанных пар составляет 100%. 1-ая – с большим объемом памяти (воспроизведение составляло от 80 до 100%); 2-ая – со средним объемом памяти (воспроизведение составляло от 50 до 80%); 3-я – с малым объемом памяти (воспроизведение составляло менее 50%).

2. Определение объема зрительной, слуховой, моторно-слуховой и комбинированной памяти

Экспериментатор читает испытуемому вслух I ряд слов (интервал между словами- 5 с). После 10 секунд перерыва испытуемый записывает запомнившиеся слова и отдыхает 5 минут.

Затем экспериментатор показывает испытуемому слова II ряда, которые он должен записать по памяти.

Дав 5 минут отдыха, экспериментатор читает вслух слова III ряда, а испытуемый шепотом повторяет каждое из них и «записывает» в воздухе, после чего записывает на листке запомнившиеся слова III ряда.

Спустя 5 минут экспериментатор показывает испытуемому слова IV ряда, читает их вслух. Испытуемый повторяет каждое слово шепотом, «записывая» в воздухе, затем записывает на листке запомнившиеся слова IV ряда.

Оценка:

В каждом ряду по 10 слов - это составляет 100%. Правильно запомненное и записанное слово приносит ученику 10%.

I (для запоминания на слух)

II (для запоминания на зрительном восприятии)

III (для запоминания при моторно- слуховом восприятии)

IV (для запоминания при комбинированном восприятии)

рука

радио

машина

рамка

шкаф

нога

голос

конь

перо

дерево

столб

весы

часы

мороз

ковер

скрепка

стул

шайба

сарай

тигр

мысль

ворон

духи

костюм

окно

кнопка

станок

вилка

ручей

лампа

группа

стена

свитер

чашка

мебель

цветок

арбуз

карта

сапог

число


На основании величины объемных характеристик памяти все обследованные школьники были разделены на три группы: 1-ая – с большим объемом памяти (воспроизведение составляло от 80 до 100%); 2-ая – со средним объемом памяти (воспроизведение составляло от 50 до 80%); 3-я – с малым объемом памяти (воспроизведение составляло менее 50%).

      1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СКОРОСТИ И ДИНАМИКИ ЗАПОМИНАНИЯ

Для определения динамики и скорости запоминания чисел необходим лист для записи, ручка и секундомер. Учащимся предлагается за 7 попыток выучить и воспроизвести ряд, стоящий из 9 трехзначных чисел.

Стимульный материал: 659, 326, 184, 927, 541, 239, 486, 712, 594.

Числа зачитываются с интервалом в 1 секунду. Воспроизводить числа разрешается в любом порядке.

Для выявления динамики запоминания, необходимо построить график, отражающий воспроизведение заученного материала.

Если кривая постепенно поднимается вверх от первой до последней попытки, то у обследуемого хорошая динамика запоминания. Если кривая на некоторых участках графика поднимается вверх, а на других его участках идёт горизонтально, то у обследуемого средняя динамика запоминания. Если кривая, то поднимается вверх, то опускается вниз, то у обследуемого плохая динамика запоминания.

Скорость запоминания зависит от количества безошибочно воспроизведенных чисел: от 8 до 9 чисел – отличая скорость, 7 – хорошая, 6 – средняя, 5- плохая, 5 и меньше – очень плохая скорость запоминания

4. ИЗУЧЕНИЕ ДОЛГОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ

Стимульный материал: 10 слов.

  1. После каждого предъявления 10 слов обследуемый повторяет их в произвольном порядке.

  2. После 5-кратного повторения и через 1 час интервала обследуемый вновь воспроизводит слова.

(Примечание: обычно после 3-кратного предъявления здоровый человек воспроизводит 9-10 слов и удерживает их в памяти).

Стимульный материал:

Синица, шляпа, море, тетрадь, брюки, искусство, солнце, автобус, рюкзак, гость.


Правила обращения с памятью.

  • Заучивай с желанием знать и помнить.

  • Ставь цель запомнить надолго.

  • Пользуйся смысловыми опорами, смысловым соотнесением и смысловой группировкой.

  • Начинай повторять до того, как материал стал забываться.

  • Заучивай и повторяй небольшими дозами.

  • Лучше учить по одному часу семь дней, а не наоборот.

  • Помни, память любит разнообразие.

  • Когда учишь, рисуй, записывай, черти графики, сравнивай – действуй!

  • Не учи стихи по столбикам.

  • Как можно быстрее, не дожидаясь полного заучивания, старайся воспроизвести, закрыв книгу.

  • Задание учи сразу, а не накануне.

Завершение беседы. Подведение итогов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!