Внеклассное мероприятие
Беседа с элементами анкетирования на тему: «Познай себя, человек: память»
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о памяти
Задачи:
образовательные: закрепить знания учащихся об особенностях памяти человека и темпераменте
развивающие: развить у учащихся логическое мышление, творческие способности и умение работать в группе;
воспитательные: создать условия для развития коммуникативных навыков.
Учитель: Каждый из вас приходит в школу получать знания, запоминать все новую и новую информацию. Но, не у каждого из нас память устроена одинаково и у каждого человека разные способности к запоминанию. И сегодня мы поговорим не только о том, как устроена наша память, но и какие виды памяти существуют и как можно ее развить. ( Память - способность к сохранению, накоплению и воспроизведению информации).
По времени сохранения информации память подразделяется на: долговременную и кратковременную.
Таблицу умножения мы запоминаем надолго – это долговременная память, а вот вчерашний сериал уже сегодня можно забыть – это кратковременная память. Когда мы запоминаем, мы это связываем с тем, что уже есть в нашей памяти. Поэтому чем больше человек знает, тем больше связей он может установить, тем легче ему запомнить что – то новое. Становится понятно, почему учителя советуют нам больше читать.
Психологи кроме этих видов памяти выделяют:
словесно-логическая - связана с запоминанием, узнаванием и воспроизведением мыслей, понятий, умозаключений и т. д. Этот вид памяти непосредственно связан с обучением.
образная - ее сферой является запоминание чувственных образов предметов, явлений и их свойств (в зависимости от типа анализатора). Образную память делят на зрительную, слуховую, осязательную и т.д.
эмоциональная – основана на эмоциях;
произвольная;
непроизвольная.
- Ребята, а давайте мы с вами разберемся, какой вид памяти у вас преобладает, и как быстро вы запоминаете информацию.
1.
Определение объема словесно-логической памяти Составляется 10 пар слов, между которыми легко установить смысловые связи: Экспериментатор вначале читает каждую пару слов (интервал 2 секунды), а исследуемый старается установить связь между словами пары.
Затем экспериментатор называет только первое слово пары, а исследуемый должен воспроизвести второе, пользуясь установленной связью (5 секунд).
луч-солнце | шум- вода |
медь-свинец | стол- обед |
сук-елка | мост- река |
год-месяц | рубль- копейка |
ноль - число | лес- медведь |
свет- заря | дуб- желудь |
Марс- планета | дичь- выстрел |
дом- книга | рой- пчела |
нож- вилка | час- время |
лист- дерево | гвозди- доска |
Количественные показатели получаем путем подсчета числа правильно составленных пар. Отношение этого числа к числу предъявленных пар (10) условно называется коэффициентом словесно- логического запоминания. Каждая правильно написанная пара оценивается в процентах (10%). Десять правильно написанных пар составляет 100%. 1-ая – с большим объемом памяти (воспроизведение составляло от 80 до 100%); 2-ая – со средним объемом памяти (воспроизведение составляло от 50 до 80%); 3-я – с малым объемом памяти (воспроизведение составляло менее 50%).
2.
Определение объема зрительной, слуховой, моторно-слуховой и комбинированной памяти Экспериментатор читает испытуемому вслух I ряд слов (интервал между словами- 5 с). После 10 секунд перерыва испытуемый записывает запомнившиеся слова и отдыхает 5 минут.
Затем экспериментатор показывает испытуемому слова II ряда, которые он должен записать по памяти.
Дав 5 минут отдыха, экспериментатор читает вслух слова III ряда, а испытуемый шепотом повторяет каждое из них и «записывает» в воздухе, после чего записывает на листке запомнившиеся слова III ряда.
Спустя 5 минут экспериментатор показывает испытуемому слова IV ряда, читает их вслух. Испытуемый повторяет каждое слово шепотом, «записывая» в воздухе, затем записывает на листке запомнившиеся слова IV ряда.
Оценка:
В каждом ряду по 10 слов - это составляет 100%. Правильно запомненное и записанное слово приносит ученику 10%.
I (для запоминания на слух) | II (для запоминания на зрительном восприятии) | III (для запоминания при моторно- слуховом восприятии) | IV (для запоминания при комбинированном восприятии) |
рука | радио | машина | рамка |
шкаф | нога | голос | конь |
перо | дерево | столб | весы |
часы | мороз | ковер | скрепка |
стул | шайба | сарай | тигр |
мысль | ворон | духи | костюм |
окно | кнопка | станок | вилка |
ручей | лампа | группа | стена |
свитер | чашка | мебель | цветок |
арбуз | карта | сапог | число |
На основании величины объемных характеристик памяти все обследованные школьники были разделены на три группы: 1-ая – с большим объемом памяти (воспроизведение составляло от 80 до 100%); 2-ая – со средним объемом памяти (воспроизведение составляло от 50 до 80%); 3-я – с малым объемом памяти (воспроизведение составляло менее 50%).
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СКОРОСТИ И ДИНАМИКИ ЗАПОМИНАНИЯ
Для определения динамики и скорости запоминания чисел необходим лист для записи, ручка и секундомер. Учащимся предлагается за 7 попыток выучить и воспроизвести ряд, стоящий из 9 трехзначных чисел.
Стимульный материал: 659, 326, 184, 927, 541, 239, 486, 712, 594.
Числа зачитываются с интервалом в 1 секунду. Воспроизводить числа разрешается в любом порядке.
Для выявления динамики запоминания, необходимо построить график, отражающий воспроизведение заученного материала.
Если кривая постепенно поднимается вверх от первой до последней попытки, то у обследуемого хорошая динамика запоминания. Если кривая на некоторых участках графика поднимается вверх, а на других его участках идёт горизонтально, то у обследуемого средняя динамика запоминания. Если кривая, то поднимается вверх, то опускается вниз, то у обследуемого плохая динамика запоминания.
Скорость запоминания зависит от количества безошибочно воспроизведенных чисел: от 8 до 9 чисел – отличая скорость, 7 – хорошая, 6 – средняя, 5- плохая, 5 и меньше – очень плохая скорость запоминания
4. ИЗУЧЕНИЕ ДОЛГОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ
Стимульный материал: 10 слов.
После каждого предъявления 10 слов обследуемый повторяет их в произвольном порядке.
После 5-кратного повторения и через 1 час интервала обследуемый вновь воспроизводит слова.
(Примечание: обычно после 3-кратного предъявления здоровый человек воспроизводит 9-10 слов и удерживает их в памяти).
Стимульный материал:
Синица, шляпа, море, тетрадь, брюки, искусство, солнце, автобус, рюкзак, гость.
Правила обращения с памятью.
Заучивай с желанием знать и помнить.
Ставь цель запомнить надолго.
Пользуйся смысловыми опорами, смысловым соотнесением и смысловой группировкой.
Начинай повторять до того, как материал стал забываться.
Заучивай и повторяй небольшими дозами.
Лучше учить по одному часу семь дней, а не наоборот.
Помни, память любит разнообразие.
Когда учишь, рисуй, записывай, черти графики, сравнивай – действуй!
Не учи стихи по столбикам.
Как можно быстрее, не дожидаясь полного заучивания, старайся воспроизвести, закрыв книгу.
Задание учи сразу, а не накануне.
Завершение беседы. Подведение итогов.