СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Беседы о смысле жизни для старшеклассников на уроках ОПК и литературы (методические рекомендации к урокам литературы по материалам мастер-класса)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В подростковом возрасте многие учащиеся задаются вопросами: « Зачем я живу? Зачем нужно учиться ? Почему нужно поступать именно так, как советуют взрослые?»В подростковом возрасте многие учащиеся задаются вопросами: « Зачем я живу? Зачем нужно учиться ? Почему нужно поступать именно так, как советуют взрослые?»В подростковом возрасте многие учащиеся задаются вопросами: « Зачем я живу? Зачем нужно учиться ? Почему нужно поступать именно так, как советуют взрослые?»В подростковом возрасте многие учащиеся задаются вопросами: « Зачем я живу? Зачем нужно учиться ? Почему нужно поступать именно так, как советуют взрослые?»В подростковом возрасте многие учащиеся задаются вопросами: « Зачем я живу? Зачем нужно учиться ? Почему нужно поступать именно так, как советуют взрослые?»В подростковом возрасте многие учащиеся задаются вопросами: « Зачем я живу? Зачем нужно учиться ? Почему нужно поступать именно так, как советуют взрослые?»В подростковом возрасте многие учащиеся задаются вопросами: « Зачем я живу? Зачем нужно учиться ? Почему нужно поступать именно так, как советуют взрослые?»В подростковом возрасте многие учащиеся задаются вопросами: « Зачем я живу? Зачем нужно учиться ? Почему нужно поступать именно так, как советуют взрослые?»В подростковом возрасте многие учащиеся задаются вопросами: « Зачем я живу? Зачем нужно учиться ? Почему нужно поступать именно так, как советуют взрослые?»

Просмотр содержимого документа
«Беседы о смысле жизни для старшеклассников на уроках ОПК и литературы (методические рекомендации к урокам литературы по материалам мастер-класса)»

Беседы о смысле жизни для старшеклассников на уроках ОПК и литературы (методические рекомендации к урокам литературы по материалам мастер-класса).

Учитель русского языка и литературы,ОПК

высшей категории

МБОУСОШ № 28 имени полного

кавалера ордена Славы

Михаила Романовича Перегоненко

станицы Анастасиевской

Краснодарского края.

В подростковом возрасте многие учащиеся задаются вопросами: « Зачем я живу? Зачем нужно учиться ? Почему нужно поступать именно так, как советуют взрослые?»

Многие учителя и родители скажут, что одна из самых сложных тем для разговора с подростком – смысл и цели человеческого существования. Если ребенок не находит ответов на свои вопросы, он может включиться в опасные игры со смертью, известные всем. Осознание ребёнком смысла и целей жизни – лучшая защита.

Представления о смысле жизни складываются в процессе деятельности людей и зависят от их социального положения, содержания решаемых проблем, образа жизни, миропонимания, конкретной исторической ситуации.

Чтобы ребятам было проще разобраться в сложных, порой философских вещах, я начинаю с образов. (Вспомним, ведь Христос в своих проповедях использовал доступные для иудеев образы: зерно, закваска, брачный пир, жених итд.)


Вывожу на экран, или приношу в класс пустую прозрачную чашу или вазу, рассказываю о том, что чаша — прежде всего выражает идею собирания. В западно- европейской литературе это романтический символ сердечных устремлений к духовной и физической пище, психического здоровья и бессмертия. Чаша символизирует духовное просветление или знание, искупление грехов и бессмертие. . У кельтов чаша — ритуальный сосуд, используемый для подтверждения властных полномочий правителя.

В свадебных церемониях в Китае и Японии, как и по всему миру, совместно выпитая чаша символизирует верность, преданность. В России о тех, кто живет в достатке, говорят: «Дом – полная чаша»

В христианском искусстве чаша используется как символ веры, а также как атрибут некоторых святых. Чаша была тем сосудом, который использовал Христос во время Тайной Вечери, или чашей бессмертия.

Каждый ребенок после рождения представляет собой чистый сосуд, который в течение жизни наполняется содержанием. Какими смыслами наполнены душе наших современников? Предлагаю ответить ребятам на этот вопрос. Ответы получаются самые разные. На этом этапе не стоит давать им оценку. Главное, чтобы завязалась искренняя беседа.

На вопрос «Что вам, прежде всего, нужно для счастья?”» они чаще всего дают ответы : друзья, любовь , быстрый интернет, современные гаджеты и , конечно же, много денег.

Далее ввожу следующий образ:

Притча о доме, построенном на камне, и о доме, построенном на песке(зачитываю её вслух, сопровождая слайдами):

«Всякий, кто слушает Мои слова и исполняет их, подобен человеку благоразумному, который построил свой дом на камне. И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне.

А всякий, слушающий Мои слова и не исполняющий их, подобен безрассудному человеку, который построил свой дом на песке. И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на тот дом, и он упал, и падение его было великое».

Всякий, кто видел, как строится дом, знает, что чем тверже и глубже основание его, тем он будет прочнее, тем лучше он устоит против бури, ветра и наводнения. Подобное бывает и с человеком. В жизни человеку приходится бороться с искушениями, бедствиями и опасностями, и только тогда он устоит против них, если он утвердит свою жизнь на твердом и непоколебимом основании. Это основание есть вера в Бога и исполнение Его заповедей.

Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. В чем же основание нашего дома- в любви к людям, милости, добрых словах и поступках. Об этом говорит почти вся русская литература.

Мне очень нравится стихотворение Владимира Маяковского “Хорошее отношения к лошадям” (его изучают на уроках литературы в 8 классе)


Поэт остро ощущал, что в разгар революции люди озлобились, ими владеет страх, они не проявляют милосердия и даже простого внимания друг к другу. Именно в этого период, как говорит история создания “Хорошего отношения к лошадям”, у него и родился замысел “чего-то прочувствованного». 

Он перенес свое эмоциональное состояние в стихотворную форму и создал своеобразный крик души, которая никак не может пробиться к людям.

Тема равнодушия и жестокости, которая в то время очень волновала Маяковского, также становится предметом рассмотрения в этом стихотворении. Лирический герой становится свидетелем ситуации, когда бедная старая лошадь, утомившись от работы, падает, а люди вокруг, вместо того, чтобы помочь животному или хотя бы посочувствовать ему, только смеются и тыкают пальцами. В наше время кто –то уже вел бы трансляцию в на Instagram , или выложил ролик YouTube. Обращаюсь к ребятам, наверняка многие из них побывали в ситуации лошади( особенно в соцсетях), и как радостно встретить хотя бы один добрый отзыв.

Ещё одно произведение – Роман Ф. Достоевского «Преступление и наказание» ( литература 10 класс), в нем писатель приводит евангельскую притчу о Лазаре. Это сокровенная тайна, связующая Раскольникова и Соню: "Где тут про Лазаря? - спросил он вдруг. - Про воскресение Лазаря где? Отыщи мне, Соня" . Ведь он мыслит себя погибшим и невоскресшим Лазарем, его духовная смерть ("Я себя убил, а не старушонку") наступила в момент убийства. С тех пор Раскольников пребывает в своей каморке, по словам Достоевского, похожей на гроб, а когда об этом же говорит мать Родиона Романовича, он восклицает, что она не подозревает, какую великую истину сей час сказала . Чтение притчи о воскресении Лазаря должно стать предвестием воскресения Раскольникова. Лазарь, уже охваченный тлением, воскрес вопреки очевидности; вопреки очевидности и всесокрушающей логике должен воскреснуть и Родион Раскольников. По крайней мере, так это представляется Соне. "И он, он - тоже ослепленный и неверующий, - он тоже уверует, да, да! Сейчас же, теперь же", - мечталось ей, и она дрожала от радостного ожидания" . Лазарь, в отличие от Христа, не сам воскресает, его должны воскресить. Раскольникова воскрешает Соня. Сам он не жалеет о преступлении и не раскаивается в глубине души. Он просто следует к воскресению по пути, указанному Соней.

Продолжаем размышлять о том, как же нужен иногда этот один –единственный человек, который возродить тебя, помот найти смысл твоего существования.

И тогда возникает следующий вопрос: «А почему бы тебе самому не стать этим человеком?»

Закончиваю всегда пронзительным до слёз роликом «Человек из очереди» и призывом: «Спешите делать добро!»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!