Просмотр содержимого документа
«Беседы об изобразительном искусстве. На заре цивилизации»
Беседы об изобразительном искусстве
Часть 1. На заре цивилизации
Пещерная и наскальная живопись
Что было толчком первого наскального рисунка? Что заставило самого первого художника изобразить угольком непонятные штрихи и зигзаги на скале?
Но именно в этот момент из тьмы полного невежества пробился свет, который через тысячелетия станут называть искусством.
Самыми древними изображениями на стенах пещер были хаотичные волнистые линии и отпечатки рук. Эти примитивные рисунки стали началом мировой художественной культуры.
Первобытное искусство существовало на всех континентах, кроме Антарктиды.
Искусство палеолита
Эпоха палеолита – это эпоха самого древнего искусства на земле. Уже за 30 тысяч лет до нашей эры первобытные художники умели контуром изобразить фигуру и заполнить этот контур чёрной или красной каской. Позднее художники научились изображать детали (шерсть, гриву) с помощью параллельных штрихов, тёмных и светлых пятен, дополнительных оттенков цвета. Они могли передать форму, объём и движение.
Учёные назвали такую живопись пещерной, т.к. именно стены пещер покрывались очень большим количеством рисунков оленей, лошадей, кров, зубров.
В 1868 году в Испании раскопали пещеру Альтамира, на стенах которой археологи обнаружили первобытные рисунки.
Поиски таких пещер стали вести целенаправленно. Только во Франции, например, было найдено около ста пещер с первобытной росписью. Самая известная из них – пещера Ласко. Маленькие коротконогие лошадки, стада северных оленей, зубры с мощными загривками и загнутыми вверх рогами – всё это передано в динамике с впечатляющей достоверностью.
Первобытное искусство – в какой-то мере и наука. Пещерный художник всматривался в зверя, учился находить его характерные особенности, познавал природу в целом.
Первобытное искусство – это, конечно, и религия. Изображая зверя – объект охоты, – человек палеолита таким образом подчинял его себе. И значит, мог надеяться на удачу. Несомненно, вокруг пещерных рисунков проводились магические обряды.
Искусство мезолита
В мезолите (12 – 18 тысяч лет до нашей эры) внимание древнего художника перенеслось на соплеменников. Появляются групповые сцены охоты, преследования, войны. Каждая человеческая фигурка изображена весьма условно, акцент делается на действии, которое она совершает: стреляет из лука, наносит удар копьём, мчится вслед убегающей добыче.
Наскальные изображения мезолита многофигурны. Художник осознаёт себя частью общества, находящегося в постоянном движении, в центре бурящей жизни. Детали не важны. Важны именно общность и движение.
Памятников наскальной живописи больше всего найдено в Африке. Первые образцы доисторического творчества были найдены в пустыне Сахаре.
Искусство неолита
Неолит – новый каменный век. Людей на планете становится всё больше. Племена начинают заселять новые пространства и воевать с другими племенами. Это становится темой искусства 5 – 3 тысячелетия до нашей эры. Наскальная живопись становится всё более условной. Это скорее торопливый рассказ, переданный средствами изобразительного искусства. Письменности тогда ещё не было, а возникшую мысль требовалось закрепить. Наскальные рисунки свидетельствуют о зарождении абстрактного мышления: нарисованные животные и люди делаются всё более схематичными, появляются условные изображения орудий труда и оружия, средств передвижения, геометрических фигур.