Консультация педагога социального для законных представителей
«Бесконтрольность свободного времени - основная причина совершения правонарушений и преступлений»
Сегодня наша беседа посвящена очень важной проблеме - проблеме свободного времени наших детей и его бесконтрольности.
Свободное время ... как часто мы слышим это словосочетание. Мы мечтаем о том, что бы у нас было его побольше, считаем, что нам всем его катастрофически не хватает для отдыха, для развития. Свободное время (досуг) — обычно обозначают как период времени, когда человек, не имея обязательных дел (работа, домашние дела, учёба, еда, сон и т. д.), предоставлен самому себе в выборе занятий.
В наше время, когда родителям часто бывает некогда проводить время с детьми, так как приходится много времени проводить на работе, чтобы обеспечить семью, дети предоставлены сами себе.
В связи с повышением мобильности населения и бурным развитием средств массовой коммуникации, изменились и условия проведения детьми своего свободного времени, индивидуального досуга (компьютерные игры). Существенным образом изменились и отношения между родителями и детьми. Главным «пожирателем» времени и взрослых, и детей стал телевизор и компьютер.
Хорошо, когда у родителей есть время на общение с ребёнком: гулять, заниматься спортом, просто беседовать дома со своей дочерью или сыном, чтение книг. Необходимо поощрять желание ваших детей посещать какие-либо кружки, спортивные секции.
Очень часто в практике наблюдается пример того, что родители ставят учёбу в школе превыше всего. То, что родители контролируют ребёнка в учёбе - это, конечно, хорошо. Если ребёнок не может реализоваться в учёбе, пусть он найдёт себя в другом деле.
В подростковом возрасте ребёнку хочется вырваться из дома, больше времени проводить на улице с друзьями, ему нечем заняться. Современная улица, бесконтрольное времяпровождение, незанятость подростков являются факторами, которые могут спровоцировать противоправное поведение ваших детей: курение, употребление пива и алкоголя, хулиганские действия и т.д. и привести к правонарушениям или вовлечению ребёнка в антиобщественную группировку.
В последнее время проблема профилактики противоправного поведения несовершеннолетних - одна из центральных для целого ряда отраслей науки. Педагоги, психологи пытаются найти средства для того, чтобы поведение детей, подростков, юношей и девушек не приобрело противоправную направленность.
Что толкает детей совершать правонарушения?
неправильные взаимоотношения в семье;
неблагоприятные условия семейного воспитания;
недостаточное внимание и любовь со стороны родителей;
гиперопека, т.е. неумение справляться с жизненными ситуациями;
чрезмерное удовлетворение потребностей ребёнка;
чрезмерная требовательность и авторитарность родителей;
стремление утвердить себя среди сверстников любым способом;
достать деньги для выпивки;
отомстить кому-либо;
стремление подражать взрослым;
стремление подражать ровесникам, старшим товарищам;
элементарное любопытство - дети живут чувствами, им все хочется испытать;
желание не отстать от других, не выглядеть трусом, "маменькиным сынком", "белой вороной";
потребность в «острых ощущениях».
Таким образом, отклонения в поведении ребёнка являются следствием «особых» отношений в семье, школе, в подростковой среде.
Меры, предупреждающие попадание ребёнка в антиобщественную группировку:
родители должны стараться общаться с ребёнком так, чтобы он доверял им, открывался в своих проблемах;
родителей и ребёнка должен объединять не только совместный труд, но и совместные увлечения и праздники;
родители должны поощрять посещение ребёнком учреждений дополнительного образования;
родители должны контролировать увлечения ребёнка, с кем общается их ребёнок;
дома родители должны создавать ребёнку «ситуацию успеха», чтобы он чувствовал собственную значимость;
родители должны исключить в общении с сыном или дочерью ругань, крики, скандалы, критику и т.д.
Рекомендации родителям:
больше внимания уделяйте общению с детьми;
меньше ругайте своих детей, старайтесь видеть их успехи, акцент делайте на положительном;
вместе с детьми отдыхайте на природе. Ходите летом в лес. Организовывайте семейные пикники;
устраивайте семейные чтения, обсуждения прочитанных книг, творческие вечера; личным примером приучайте детей к чтению художественной и научно - популярной литературы;
организовывайте семейные выезды в город, с целью посещения театров, музеев, выставок и др.;
привлекайте ребёнка к домашним делам, к собственным увлечениям;
опирайтесь на сильные стороны ребёнка, избегайте подчёркивания промахов ребёнка;
учитесь демонстрировать любовь и уважение к ребёнку.
Не забывайте обнимать своих близких и говорить им слова любви!
чтобы выживать ребёнку в этом мире - необходимо 4 объятия в день;
чтобы ребёнок хорошо себя чувствовал - 8 объятий в день;
чтобы интеллектуально развивался - 12 объятий в день.
Если вы видите своего ребёнка чем-то расстроенным, первое, что вы можете и должны сделать, — это обнять его, прижать к себе и держать возле себя столько, сколько нужно ребёнку. Когда ему будет достаточно, он сам отойдёт.
Если же он не получает таких знаков, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, а то и нервно-психические заболевания.
Принципы отношений родителей с детьми:
Я хочу, чтобы меня любили. Поэтому я буду открыт любящим детским сердцам.
Я люблю, когда меня принимают таким, каков я на самом деле. Поэтому я буду стремиться сопереживать ребёнку и ценить его.
Я — единственный, кто может прожить мою жизнь. Поэтому я не должен стремиться к тому, чтобы полностью управлять жизнью ребёнка.
Я часто забываю о сложных лабиринтах детства. Поэтому я позволю детям помочь мне найти выходы из тупиковых ситуаций.
Я знаю много об окружающем мире. Поэтому Я буду стараться, чтобы мой ребёнок тоже нашёл себя в этом мире.
Я не могу сделать так, чтобы страх, боль и разочарования ребёнка исчезли. Поэтому я буду стремиться смягчать удары судьбы.
Я чувствую страх, когда я беззащитен. Поэтому я буду прикасаться к внутреннему миру ребёнка с добротой, лаской и нежностью.
К сожалению, мы не можем, изменить жизнь так, чтобы нашим детям всегда и всюду было легко и приятно, чтобы их никто никогда не оскорблял и не унижал. Но вполне в наших силах обеспечить ребёнку тыл - сделать так, чтобы он всегда знал: он необходим нам и дорог. Поддержка в семье и любовь более всего помогают воспитывать чувство ценности жизни.