СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Без частушки жить можно..."-музыкально-познавательное занятие для детей старшего возраста на основе Уральского фольклора

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Я частушек знаю много и веселых и смешных.Хорошо тому послушать кто не знает никаких. "   Занятие познакомит детей  с разными частушками.

Просмотр содержимого документа
«"Без частушки жить можно..."-музыкально-познавательное занятие для детей старшего возраста на основе Уральского фольклора»

Музыкально- познавательное занятие

«Без частушки жить можно…»


Для детей старшего дошкольного возраста на основе Уральского фольклора


Задачи:


Формировать музыкальную культуру на основе знакомства с народной музыкой.

Продолжать развивать у детей музыкальный слух.

Показать отличия в исполнении частушек от исполнения других музыкальных произведений.

Рассказать о характерных признаках частушки.

Учить соотносить веселый характер исполнения частушки с различными плясовыми движениями.

Воспитывать эстетическое восприятие, интерес, любовь к народной музыке.


Материалы: русские народные костюмы, музыкальные инструменты по количеству детей.



























Звучат русские народные мелодии. Музыкальный руководитель, одетый в р. н. костюм с детьми входят в зал. Идут к завалинке.



М.р.





М.р.










М.р. (поет)





М.р.






М.р.










Воспитатели (поют)















М.р.



М.р. (поет)















М.р.





























М.р.





М.р.




Дети (поют)















М.р.

















Безбородовы (поют вместе)



Мама (поет)




Наталья(поет)






Настя (поет)







Безбородовы (поют вместе)




Девочка


Ансамбль










Девочка


Муз.рук


Ансамбль










































Мальчики

Проходите, ребята, гости, присаживайтесь, где кому удобно.


(все рассаживаются)


Дети, сегодня мы пришли на деревенскую поляну петь, плясать и веселиться. Здесь поют песни, слышать шутки, смех. Особенно все любят петь частушки. И сегодня на занятии мы поговорим о частушке.


Я к ребятишкам собиралась,

Долго-долго наряжалась.

Я сейчас бубен возьму

И частушку вам спою.-Ух!


Я частушек много знаю

И веселых, и смешных.

Приглашаю тех послушать,

Кто не знает никаких.


Ребята, как вы думаете, чем частушки отличаются от песен?


Обобщая ответы, педагог называет характерные отличительные особенности частушки:


С песней частушку не спутаешь. Частушка – это коротенькая плясовая песенка быстрого темпа. В частушке очень точно передается вся жизнь народа.

В каждом крае, области, районе, селе свои частушки. Есть частушки Уральские, Ярославские, Воронежские, Саратовские и очень много других. Но сегодня мы послушаем и попоем частушки Уральские, те, которые поют в нашей местности.

В частушке отражается вся наша жизнь. В годы войны пели частушки на военную тему.


Соловей перелетает

С ветки на смородину,

Милку ранили в Германии –

Везут на Родину.



Ты, война, ты, война,

Что же ты наделала?

Много вдовушек оставила,

Сирот наделала.


Девочки, война, война

Дошла аж до Урала

Девочки, весна, весна,

Молодость пропала.


А еще поют песенки страдания. Мелодия их неторопливая и немного печальная. «Страдать» - это значит любить.


Ох, изболелось сердечко,

Больше нету моченьки!

Ох, не сомкнула ясный глаз

Последних три ноченьки…


Ох, некрасива я на личико,

Ну что ж поделаешь!

За красотою, как за ягодкой,

В лесок не сбегаешь…


Ох, я какая была, девушки, -

Орел, орел, орел!

Ох, а теперь какая стала –

До чего милый довел…


В частушках также можно услышать безобидное подшучивание людей друг над другом. Девушки подшучивали над парнями, парни над девушками, жители одной деревни над жителями другой.

Да и у нас в группе живут такие частушки.


Дети поют парами.

Остальные подигрывают на музыкальных инструментах.


Интересненькая парочка

Никита мы с тобой,

Ростом оба одинаки,

На лицо, как брат с сестрой.



У меня духаня Даня,

Даня – розовый цветок.

Он не старый, не молоденький –

Ему шестой годок.


Полюбил меня Ильюша,

А сказать стесняется,

Он, как спутник, вкруг меня

Целый год вращается.


Ко мне Дима подошел

Хочет познакомиться

У него один вопрос:

«У вас корова доится?»


Вы сейчас послушали страдания и шуточные частушки. Одинаково ли звучит музыка в них?


(ответы детей)


Частушки исполняли на гуляниях, посиделках. Пели их в основном молодежь. Поэтому большинство частушек посвящено любви. Послушайте частушки о любви.


Я качалась на качелях

Потеряла брошку.

Никому я не скажу,

Что люблю Сережку.


Меня милый не целует

Говорит – курносая

Как же я его целую

Черта длинноносого.


Говорят, что я мала,

Я мала, да удала:

Я своим курносым носом

Семерых уж извела!


Есть еще частушки плясовые. У таких частушек ритм другой, специально приспособленный для быстрой пляски. По содержанию плясовые частушки мало отличаются от обычных. Но в них чаще говорится о самой пляске, о гармонисте, они чаще бывают шуточными, даже озорными. Эти припевки хочется не петь, а выкрикивать. Для пляски самое главное – ритм. Поэтому и в ладоши прихлопывают, когда «русскую» пляшут.

Частушки пели всегда. Сегодня у нас в гостях семья

Безбородовых. Мама –Лариса Васильевна, старшая дочь –Наталья и младшая дочь наша воспитанница –Настя.

В этой семье дружат с песней, с музыкой, мама поет в ансамбле «Станица», Наталья в школьном ансамбле и Настя старается походить на них. Они исполнят для нас плясовые частушки.


Гармонист, гармонист,

С кухни поварешка.

Не бывать тебе на моде,

Кабы не гармошка.


Пойду плясать молодешенька:

Меня мил поцеловал,

Я радешенька!


Славил издавна народ

Девушку-уралочку.

Раньше было не пройдет

Парень с ней вразвалочку.



Эх, топну ногой,

Да притопну другой.

Сколько я не топочу,

Все равно плясать хочу.



Ох, топни, нога,

Топни правенькая,

Все равно ребята любят,

Хоть и маленькая.


Ох - ха –ха, да ох – ха – ха

Чья – то буду я сноха.

Кто – то будет мой жених,

Повоюю я у них!


Ваше мненье уважаем,

Принимаем как закон.

Мы частушки петь кончаем

От Безбородовых поклон!



Пропоем и мы частушки. Можно?


Без сомнения.


И мы такого мнения!



Все дети встают. Поют и пляшут.



Оха – ха, оха – ха,

Чем я девица плоха?

На мне юбка новая,

Сама я чернобровая.


Не смотрите на меня

Глазоньки сломаете.

Я не с вашего села

Вы меня незнаете.

Я у Коли в коридоре

Каблучками топала,

Хоть я Колю не любила,

А конфеты лопала.


Разрешите мне сплясать,

Разрешите топнуть.

Неужели подо мной

Половицы лопнуть.


Мы с подружкой дружно жили

И любили одного,

Оказался он лентяем –

Обе бросили его.


Боевая, боевая,

Боевая я и есть.

Нынче робкие не в моде –

Боевым большая честь.

Мы Уральские девчонки

Все на «О», на «О», «О»

По чужой деревне ходим

Не боимся ничего.



Мы Уральские ребята

По уральски говорим.

Пропоем для вас частушки,

Ничего не утаим.




Возле речки, возле быстрой

Все фиалочки растут,

Без частушек прожить можно,

Да чего-то не живут.


Мы пропели вам частушки

И садимся в решето,

И поехали в деревню

За частушками еше!


Под пение частушки дети уходят из зала.


Литература


1. Е.Галкин, Е. Калуцкий «Частушки Урала».

2. Т.И. Калужникова «Ой, вы вздохи мои»

Народные песни и частушки Свердловской области.

3. Лев Христиансен «Встречи с народными певцами».

4. Л.С.Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маркеева, О.Н. Корепанова и др.

«Знакомство детей с русским народным творчеством».

5. О.А. Соломенникова «Радость творчества»

Ознакомление детей с народным искусством.


































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!