Тема: Безопасное лето.
Оказание первой помощи в природных условиях
Цель: 1. Ознакомить с правилами оказания первой медицинской помощи при различных видах травм;
2. развивать умение быстро находить выход из экстремальной ситуации;
3. воспитывать чувство взаимопомощи.
Задачи:
Обучающие:
1. Формирование навыков анализа чрезвычайной ситуации, принятия решения в экстремальной ситуации;
2. Применение теоретических знаний в практической деятельности (умение различить виды ран, кровотечений, обрабатывать раны, накладывать повязки, жгут).
Развивающие:
1. Пропаганда знаний по вопросам охраны безопасности жизни;
2. Подготовка ребят к каникулярному сезону;
3. Активизация познавательной и творческой деятельности учащихся.
Воспитывающие:
1. Воспитание общей культуры личности;
2. Воспитание чувства уверенности в своих силах;
3. Формирование ответственного отношения к своему здоровью;
4. Воспитания чувства сострадания.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.
Настроенье, каково! - Во!
Все такого мнения? - Все без исключения!
Может Вы уже устали? - Мы с собой таких, не брали!
Может, ляжем, отдохнём? - Лучше мы занятие начнем!
Все за парты дружно сели,
Друг на друга посмотрели,
Посмотрели на гостей,
Улыбнулись поскорей,
пожелали всем удачи.
Ведущий 1: (Полина)
- Пока еще растет малыш
И в школу он не ходит,
И папа, мама, бабушка
Его за ручку водят.
За безопасностью следят,
Чтоб не было ушибов,
Чтоб не поранился ничем
И из окна не выпал.
Учитель:
- Но повзрослел уже малыш,
И вдруг один ты дома…
Ты знаешь, как себя вести?
Тебе это знакомо?
Учитель
- Сегодня вы поможете мне рассказать сказку про Красную Шапочку на новый лад.
Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. Слайд 1
Она будет полна опасностей и неожиданностей. Наша задача – справиться с ними.
Ведущий (Полина)
- Ребята, а вы помните, что скоро начнутся летние каникулы?
Учитель
- Вы много времени будете проводить на улице, в природе. Окружающий нас мир прекрасен. Прекрасны леса, поля, моря и реки, животный и растительный мир. Мы называем все это природой. Но иногда забываем об опасностях, которая природа таит в себе. Опасна не сама природа, а неправильные действия человека при обращении с ней.
Постановка учебной задачи.
Учитель
-В природе с людьми могут возникнуть самые неожиданные ситуации. К сожалению несчастные случаи довольно часто происходят и с детьми и взрослыми. Вот почему вам нужно не только быть внимательным, но и суметь не растеряться в неожиданных обстоятельствах и помочь тем, кто попал в беду или самому себе.
Ведущий (Полина)
- Что надо делать, когда нет врача рядом, а «скорую» не вызовешь?
(Ответ детей: Оказать первую помощь пострадавшему).
Учитель
- Правильно, и в таких случаях на помощь должны прийти знания и навыки. Очень важно не растеряться в такой обстановке.
- О чем мы будем говорить на занятии?
(Ответ детей: Как правильно оказать первую помощь) Слайд2
3. Знакомство с новым материалом.
Учитель
Жила-была в одной деревне маленькая девочка. Ко дню рождения подарила ей бабушка красную шапочку. С тех пор девочка всюду ходила в своей нарядной красной шапочке и соседи стали называть её Красная Шапочка.
Собралась как-то Красная Шапочка со своими друзьями устроить пикник на природе, а что для этого нужно сделать она не знает.
Вспомним, что необходимо взять с собой для отдыха на природе, какие правила безопасности необходимо знать и соблюдать.
- Какие правила необходимо соблюдать на природе вы узнаете из видеоролика.
(показ видеоролика)
Ведущий (Красная Шапочка)
- Ребята, а что может случиться в природе с человеком? Слайд 3
(Ответ детей: Перелом, вывихи, растяжения, солнечный удар, отравление, укусы насекомых, животных, мозоли и т.д.)
Учитель
- Давайте поможем Красной Шапочке и ее друзьям. Расскажем о правилах оказания первой медицинской помощи.
- Ребята, а что такое первая помощь? Слайд 4
Первая помощь - это простейшие срочные меры, необходимые для спасения жизни и здоровья пострадавшим при несчастных случаях. Она оказывается до прибытия врача или доставки пострадавшего в больницу.
-Как вы думаете, какие условия должен соблюдать человек, который оказывает первую помощь?
(Ответ детей: Срочность оказания первой помощи, быстрота, правильность, решительность, знание, умение, спокойствие). Слайд 5
Ведущий (Красная Шапочка)
- Что необходимо, для оказания первой помощи? (Аптечка)
(показать аптечку)
Учитель
- В каждом доме должны быть средства первой помощи. Набор таких средств удобно держать в специальном ящичке или коробке. Для того чтобы не растеряться, если вдруг произойдёт несчастный случай, детям нужно знать не только, где хранятся, но и для каких целей предназначено то или иное средство.
- Ребята, а у кого ещё должна быть обязательно аптечка?
(У водителя – автомобильная аптечка, чтобы и в дороге все необходимое для оказания первой помощи было под рукой)
Вот что необходимо иметь в аптечке (демонстрируется) :
- стерильна перевязочный пакет в бумажной упаковке накладывают на раны, порезы, ссадины и ожоги, чтобы в поражённое место не попала инфекция;
- марлевые бинты и лейкопластырь - используют для при крепления перевязочного пакета к ране;
- вата - ватными тампонами удаляют загрязнения с ран, порезов и ссадин;
- бактерицидный лейкопластырь - наклеивают на небольшие порезы, ссадины и царапины;
- небольшой пинцет - им можно вытаскивать занозы;
- раствор перекиси водорода - используют для очистки и дезинфекции повреждённых участков кожи;
- йод - применяется для прижиганий, дезинфекции и обеззараживания ран, порезов и царапин;
- палочки с накрученной на них ватой -применяются для смазывания и протирания;
- эластичный бинт - накладывается на запястье или голеностоп при растяжении связок;
- флакон одеколона или спирта - применяется для удаления загрязнений с кожи. Помни, ЧТО ЛИТЬ СПИРТ на открытую рану нельзя -можно получить сильный ожог;
- термометр - используется для измерения температуры тела;
- таблетки активированного угля - применяются при пищевых отравлениях;
Игра «Собери аптечку»
-А теперь мы подробно будем рассматривать каждый случай.
Слайд 6
Легкие травмы к ним относят порезы, царапины и ссадины
Порез — это, как правило, сквозное повреждение всех слоев кожи острым предметом, которое в ряде случаев может сопровождаться повреждением нижележащих тканей.
Царапина — более легкая форма пореза, так как повреждается только верхняя часть кожи. Как правило, не сопровождается болью и быстро проходит.
Ссадина — это место, где ссажена, оцарапана или содрана кожа на теле. Имеет значительный по площади дефект поверхностных слоев кожи.
Причины порезов, ссадин и царапин
Как правило, причиной порезов, ссадин и царапин является невнимательное и неумелое обращение с острыми предметами домашнего обихода. Кроме того, порезы могут возникать во время игры. Иногда царапины могут появиться вследствие неаккуратного обращения с домашними любимцами.
Слайд 7
Первая помощь при порезах, царапинах и ссадинах
Учитель
- Отгадав загадку, вы узнаете про растение, которое помогает при порезах, царапинах и ссадинах.
Что встречаем повсеместно
Вдоль дорог, на пустырях,
На опушках, в огородах,
На лугах и на полях?
Что за сорное растенье
Применяли все врачи
В Древней Греции и в Риме,
И в Китае, и в Керчи?
От болезней кто помощник,
Подскажите? ... (Подорожник) Слайд 8
- При ссадинах можно использовать зеленые листья подорожника. Перед использованием листья подорожника следует промыть кипяченой водой.
Практическое задание
Открывается дверь и входит Красная Шапочка. Она ведет прихрамывающего друга.
Учитель:
- Что случилось?
Красная Шапочка отвечает:
- Мой друг очень радовался поездке и начал прыгать и скакать, упал и поранил руку о старый пень.
Учитель:
-Как вы думаете, что случилось с другом Красной Шапочки? (у него ссадина или царапина).
- Какую помощь можно оказать другу?
(ученик рассказывает и показывает)
Слайд 9
2. Солнечный удар
Учитель:
При длительном пребывании на солнце с непокрытой головой может произойти поражение нервной системы – солнечный удар.
Солнечный удар - это состояние, возникающее из-за сильного перегрева головы прямыми солнечными лучами, под воздействием которых мозговые кровеносные сосуды расширяются и происходит прилив крови к голове. У пострадавшего начинается головокружение, шум в ушах, тошнота, озноб, носовое кровотечение.
Слайд 10
Первая помощь при солнечном ударе:
перенесите пострадавшего в тень или в прохладное помещение;
дайте ему холодное питье;
положите на голову холодный компресс
Практическое задание
Красная Шапочка
- Рита находилась без головного убора. Неожиданно она побледнела и потеряла сознание. Какую помощь мы можем ей оказать?
(ученик рассказывает и показывает)
Слайд 11
3.Переломы
Учитель
Перелом — нарушение целости кости под действием травмирующей силы.
Слайд 12
Первая помощь при переломах:
При переломе поврежденной конечности нужно создать покой. Для этого необходимо наложить шину. Приложить шину с двух сторон к конечности, чтобы суставы были неподвижными, и закрепить бинтами, платками, полотенцем.
Практическое задание
Красная Шапочка
- На поляне Олег решил показать друзьям, чему он научился в спортивной секции. Кто-то из ребят подбежал к нему и схватил его за ногу. Олег упал. Повредил руку, ему очень больно.
-Что с ним? (у него перелом)
-Как оказать первую медицинскую помощь при переломе?
(ученик рассказывает и показывает)
Учитель:
- Молодцы! Теперь Красная Шапочка с друзьями может спокойно отдохнуть на природе.
- Кто сможет поставить пострадавшему точный диагноз? (Врач)
- Вспомните, по какому номеру телефона можно вызвать скорую помощь. (03)
- Очень важно суметь быстро и правильно позвать на помощь врача. Вам поможет памятка.
Как правильно вызвать скорую помощь ПОМНИТЕ: Если болезнь началась внезапно, на фоне полного здоровья, или резко обострился хронический недуг, или человек получил тяжелую травму, вызывайте службу «Скорой помощи» ЕДИНЫЙ НОМЕР ДЛЯ ВЫЗОВА «СКОРОЙ ПОМОЩИ» – 03 Постарайтесь коротко и четко описать случившееся; Перечислите жалобы: боль в области сердца или боль в животе, тошнота, высокая температура и т.д.; Ответьте на все вопросы, которые задаст диспетчер, т.к. ему необходимо определить, какие специалисты необходимы в конкретной ситуации; Обязательно дождитесь приезда врачей, запоминая или записывая все изменения состояния больного. Передайте свои заметки врачу вместе с пострадавшим; Точно назовите адрес, по которому должна приехать машина. Ели дорога сложная и запутанная, лучше встретить медиков на улице – в условленном месте. Диспетчер, принимающий вызов, спрашивает имя и фамилию того, кто звонит и необходимо честно ответить на этот вопрос. |
4. Закрепление
5. Итог урока
Учитель:
- Ребята, какой вывод вы сделали из сегодняшней встречи?
Необходимо знать правила оказания первой медицинской помощи при несчастных случаях. Многим людям они спасают жизнь.
- Я поздравляю вас со скорыми каникулами. И теперь могу быть уверена, что ничего плохого с вами не случится. Но если вдруг беда вас подстережет, то вы сможете оказать себе и другим ПМП.
6. Рефлексия
- Ребята, вы видите у себя на столах рефлексивные карточки, я прошу каждого из вас оценить свою работу на занятии.
Обучающиеся заполняют таблицы, сдают их педагогу.
Мне было | интересно трудно скучно полезно |
На занятии я | работал старался не хотел работать волновался |
Занятие | было интересным было скучным полезным |
Учитель:
- Спасибо за работу. Будьте здоровы!
Загадки
Спиртовой раствор зелени бриллиантовой, употребляемый для смазывания ран. (Зелёнка)
Пушистая волокнистая масса, из хлопка, употребляемая в медицине. (Вата)
Кусок ткани в виде длинной ленты для лечебной повязки. (Бинт)
Лепёшечка прессованного лекарственного порошка. (Таблетка)
Термометр. (Градусник)
Ткань, покрытая лекарственной массой, которую прикладывают к ранам. (Пластырь)
Органические вещества, необходимые для жизнедеятельности: A, B, C, D и др. (Витамины)
Спиртовой раствор вещества тёмно-коричневого цвета, используемый для смазывания ран. (Йод)
Набор лекарств для оказания первой помощи или несложного домашнего лечения. (Аптечка)